Антон ЖУЖЛОВ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ
В контексте теорий гражданского общества появляется возможность анализа новых технологий. В статье рассмотрены проблемы сетевых акторов, которые меняют традиционную конфигурацию гражданского общества, а также влияние блогов на гражданское общество.
In the context of theories of a civil society there is a possibility of analysis of new technologies. The problems of network actors, which change a traditional configuration of a civil society, and influence of blogs on a civil society are considered in the article.
Ключевые слова:
интернет-технологии, гражданское общество, блог, сетевые акторы; web-technologies, civil society, blog, network actors.
Среди обширной литературы по взаимодействию интернет-технологий и политики работ, посвященных проблемам гражданского общества, сравнительно немного. А проблема имеет для России особую актуальность. На постсоветском пространстве новые коммуникативные технологии выполняют весьма специфические функции. В настоящей статье мы рассмотрим проблему сетевых акторов, которые меняют традиционную конфигурацию гражданского общества.
Развитие гражданского общества с самого начала тесно связано с средствами массовой коммуникации. «Классическое» гражданское общество, строящееся вокруг «профсоюзных» форм борьбы, неотделимо от печатных средств массовой информации, которые являются элементом гражданского общества и одновременно поддерживающей его гиперструктурой.
В конце ХХ в. меняется структура и организационный дизайн гражданского общества в развитых странах. Традиционная конфигурация гражданского общества, понимаемая через дискурс деятельности профсоюзного типа, теряет эффективность во всем мире. В новой ситуации складывается модель гражданского общества, которая ориентируется на некоммерческие организации (НКО). Но эта новая модель оказывается для реалий России столь же красивой и заманчивой, сколь и чужеродной. Достаточно вспомнить обвинения в «соросанстве» и скрытом шпионаже, которые лежат в основе законов о НКО, принятых в 2006 г И изменение правового статуса, которое началось в январе 2010 г., как представляется, не меняет ситуацию радикально.
Интернет-технологии инициируют появление новых акторов гражданского общества. Переходным типом являются НКО, которые поддерживаются как печатными СМИ, так и виртуальными. Эти конформистские «позитивные» сети ускользают от внимания как самостоятельные акторы, так как дублируются «бумажными» НКО. Поэтому они кажутся привычными, традиционными акторами гражданского общества. К данному типу, например, относятся некоторые правозащитные и местные экологические сети.
Однако есть сектор сетей, который уникален. Это новые сетевые виртуальные акторы, которые не имеют «печатных» аналогов. Ввиду того что сеть дает возможность институционализации горизонтальных связей нонконформистского типа, эти акторы представлены в основном деятельностью негативно оцениваемых ультрадикальных группировок. Отчетливо позиционирующие себя и легко идентифицируемые сетевые акторы «жесткого» нонконформистского типа заявляют о себе как о выразителях идей радикальных организаций
ЖУЖЛОВ
Антон
Александрович — аспирант кафедры философии и политологии Саратовского государственного социальноэкономического университета [email protected]
и движений. Они строят свои отношения с институциональными политическими субъектами и «лояльными» акторами гражданского общества не в терминах компромисса и взаимных уступок, а в риторике резкой антиномии, противопоставления «мы» и «они», «теперь» и «никогда». Так, полностью по сетевому принципу построена работа праворадикальных структур — Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ), «Северного братства» и Национального русского освободительного движения («Народ»).
Но в настоящее время практически каждое неформальное объединение людей, выражающих определенную (особенно нестандартную) политическую идеологию и стремящихся к ее распространению, проявляет себя в интернет-среде: ищет единомышленников, вербует сторонников, обменивается с ними идеями и значимой для них информацией. Среди них леворадикальные, анархистские объединения. Радикальные программы всегда близки молодежи, а в ситуации нашей страны это актуально вдвойне. По своим ценностям и организационным принципам они абсолютно чужды официальным структурам, поэтому неспособны к договору с ними. Антиинституционализм новых движений и организаций находит адекватную форму воплощения именно в сетях1.
Они представляют совершенно новый тип акторов, не имеющий аналогов в гражданском обществе традиционного типа и который находится еще на пороге институционализации. Поэтому традиционный институциональный анализ здесь слабо-эвристичен. При таком повороте сюжета оказывается, что центральным элементом гражданского общества является личность. Институты должны рассматриваться в контексте личностного развития, а не наоборот. Интернет изменил радиус эффективной коммуникации и, соответственно, соотношение деятельности отдельных личностей, сообществ и организаций. Медиа, которые начинают самостоятельно воздействовать, организовывать и транслировать примат сетевой структуры «горизонтальности связей» над иерархической, демонстрируют возможности появления новых, сетевых акторов. Эти акторы возникают на уровне,
1 Никовская Л.И. Социальные основания гражданского общества на Западе и в России: состояние и проблемы // Проблемы становления гражданского общества в России. — М., 2003, с. 19.
где нет противоположности между институциональными и персонологическими структурами.
Нетрадиционные сетевые акторы гражданского общества в ситуации постсовременности отличаются тем, что дискурсивные функции, которые связаны с переводом реальности в дискурс и изменением информационного пространства, не отделяются от акциональных, событийных, связанных с непосредственными действиями, которые становятся возможными благодаря сети Интернет. Примером являются блоги, в которых личность и институт неразрывно соединены. Блоги, возникшие на рубеже веков, уже стали существенным социально-культурным феноменом и сегодня демонстрируют одно из формообразований сетевых акторов гражданского общества в ситуации постсовременности. Блоггер — это знаковая фигура, персонифицирующая происходящие перемены.
В отличие от широко известных форумов и других средств интернет-коммуникации, моделирующих непосредственное общение между людьми, блог ориентирован на отложенное во времени чтение текстов автора. У этих текстов нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. И все же они личностны. Блог существует в контексте личности автора, но он — не приватное образование. В этом его отличие от форумов. В отличие от обычных сайтов, содержимое которых константно, блог дискретен. Это похоже на путевые заметки. В блогах обретает голос возможность «обратного» высказывания о мире и о человеке. Равноправие позиций участников в Сети помогает воплотить диалогическое общение. В такой ситуации гипертекстуальное сетевое общение находит более адекватную форму реализации. Сдвиг внимания с социального статуса на публично сказанное в дискурсе очевиден. В этом отличие блога от монолога, навязывающего новости. Фокус, тема разговора не обязательно должны быть содержательными, они могут быть, например, эмоциональными. Это немыслимая для традиционной коммуникативной практики возможность. В блогах институт и личность неразделимы. В них открывается новый уровень личности — ассоциативная сообщность2. Блог является уникальным по своей ненавязчивости и
2 Кузнецов С. НасНет // http://www.russ.ru/ netcult/nasnet/20010504.html
информативности инструментом общения с широким кругом знакомых, друзей и т.д. с возможностью получить коллективную обратную связь.
В ситуации, когда каждый человек становится потенциальным издателем, публикует свою информацию, появляется новое недифференцированное коммуникативно-информационное сообщество. Оно не ориентировано традиционным социальным отбором. Критерии законности, моральности, честности, правдивости значительно смещаются. Сущее обретает еще целый спектр позиций вне привычной исторической сцены. Тысячелетняя традиция вытеснения маргинальных дискурсов на периферию теряет эффективность. Гражданское общество изменяется.
Блог может открыть скрытое в обычных социальных контекстах различие в разных аспектах жизни людей, а также свободу выбора, создающую неравенство. Три особенности — диалогичность, личностность и со-участность определяют функции блоггера как нового актора гражданского общества.
Блогосфера альтернативна принятому в «срединной» культуре отбору и формированию значимости событий. Способы формирования информационного поля, которые унифицируются «самопровозглашенными носителями значимости» — СМИ, меняются в блогосфере. Именно из блогов мы узнали о терактах на «Невском экспрессе» и в московском метро. Блогосфера не просто позволяет проблематизировать гораздо более широкий спектр недостатков общества, чем СМИ. Она иначе структурирует и отбирает новости. В блогах можно услышать голоса, скрытые за сценой истории. Сам факт высказывания демонстрирует иной статус информации и событий. В связи с этим социологи уже отмечают снижение эффективности традиционных медиа под воздействием блогосферы1.
Любое событие обсуждается на блогах, ослабляя социокультурные установки и гражданско-политические предмнения. Отбор и интерпретация событий радикально меняется. Граница официального и неофициального, профанного и торжественного радикально сдвинута. Налицо совершенно новый характер коммуникации. На место интерпретации приходит экспериментация.
Блоггеры — это «внедренные в повседневность» корреспонденты Сети. Блогосфера на порядки шире СМИ, так как она глубже укоренена в повседневности. Блоги предполагают иную позицию личности. Организации и личности взаимодействуют через блог уже не с отдельным человеком и не с институтом, а с живым сообществом, высказываемым гипертекстом. Передача информации совмещает в себе адресность и сообщность. Таким образом, мы имеем дело с неформальной системой коммуникации. В литературе отмечается, что блоги характеризуются диалогичностью, гиперлиберализмом, карнавальностью2. Благодаря транспарентности механизма обратной связи, реализованной на техническом уровне, блог обретает новые возможности.
Таким образом, в блогосфере новые системы отношений меняют структуру социальной идентичности человека, значительно нейтрализуя социально-психологические фильтры, которые сдерживают активность человека. Блоги проявляют удивительное качество Сети быть спонтанным редактором как для себя, так и для всего общества. Блоггер есть тогда, когда он что-то пишет и обсуждает. Вне форм обсуждения блоггера нет. Он может писать и обсуждать все, что угодно, в т.ч. ничтожную чепуху, но при этом обязательно рассчитывая на реакцию, ибо именно в этом смысл обсуждения. Получить реакцию, отклик на свое сообщение, получить энное количество прочтений — это мотив блоггера.
Значение и самостоятельность блогов как новых сетевых акторов гражданского общества подчеркиваются отношениями с традиционными акторами гражданского общества, как, например, СМИ. Конечно, диалог блогосферы виртуален, фрагментирован. Но основное — это достигаемый при этом иной уровень открытости. Можно видеть неотсроченную реакцию на то, что думают граждане на данный момент, причем по всему миру. За всю историю гражданского общества еще не было инструмента, подобного этому. Именно блоги демонстрируют возможности появления новых сетевых акторов гражданского общества. Но мы не знаем, насколько устойчива бло-госфера. Сегодня — это динамически меняющееся образование, которое демонстрирует возможности виртуальных сетевых акторов гражданского общества.
1 Воронина К. Живые сети // Эксперт, 2006.
2 Песков Д.Н. Интернет в России: политическая утопия? // Полис, 2002, № 1, с. 35.