Научная статья на тему 'Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго 1997-1999)'

Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго 1997-1999) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА / РЕСПУБЛИКА КОНГО / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мпасси Гари, Бесценная Виктория Владимировна

Статья посвящена изучению революционной идентичности на основании личного опыта свидетеля событий Гражданской войны в Республике Конго (июнь 1997 декабрь 1999).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго 1997-1999)»

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Мпаси Гари, Бесценная Виктория Владимировна «Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго)»

УДК 355.01

ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА СВИДЕТЕЛЯ СОБЫТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КОНГО 1997-1999)19

Гари Мпасси (Республика Конго), научн. рук. Виктория Владимировна Бесценная г. Омск, ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»

Аннотация. Статья посвящена изучению революционной идентичности на основании личного опыта свидетеля событий Гражданской войны в Республике Конго (июнь 1997 - декабрь 1999). Ключевые слова: гражданская война, Центральная Африка, Республика Конго, Демократическая республика Конго.

CIVILIANS IN A CIVIL WAR (BASED ON PERSONAL EXPERIENCE OF A WITNESS OF THE CIVIL WAR IN CONGO IN 1997-1999)

Harry Mpassi (Republic of Congo), scientific adviser Victoria Vladimirovna Beszennaya, Omsk, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance

named after General A.V. Khrulev"

Abstract. The article is devoted to studying revolutionary identity based on personal experience of a witness of

the events during the Civil War in Republic of the Congo (June 1997- December 1999).

Key words: the Civil War, Central Africa, Republic of the Congo, Democratic Republic of the Congo.

Меняйся сам, если хочешь изменить этот мир...

Махатма Ганди, борец за независимость Индии

оенные конфликты существуют с момента рождения человечества между племенами, городами, жителями одной страны. Войны велись за территории и природные ресурсы. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия [2, с. 3].

Сейчас я наблюдаю за военными конфликтами по телевизору и Интернету, читаю новости и сопереживаю этим людям, поскольку я знаю об этом не понаслышке...

30 января 1997 года, 7:40 утра. Город Долизи на юге Конго. Я, 10-летний мальчик, услышал первые выстрелы. В это время мы с семьей находились дома. Я собирался в школу, родители - на работу. Мама готовила завтрак. После нескольких выстрелов мы вышли на улицу, чтобы посмотреть, что происходит. По улице бежали люди, кри-

В

"Статья основана на выступлении на круглом столе «Осмысление Революции: революциология, революционная идентичность, образы революционности в современном мире» (Омск, Омская духовная семинария, 24 октября 2017 г.)

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

ча, что убивают молодых. В этот момент мы поняли, что до нашего городка дошла война. Быстро собрав несколько сумок, палатки от москитов, кое-какую посуду, соль и сахар, выскочили из дома. И бежали в неизвестность. В эту минуту я испытал самый большой страх в моей жизни.

Со всех сторон доносились глухие выстрелы, горели разрушенные дома, лежали трупы людей, которые минуту назад были живы. Через несколько километров мы встретили людей, бежавших нам навстречу. Они кричали, что впереди «живой заслон» из мятежников, расстреливающих всех без разбора. В этот момент наша семья решила разделиться: моя мама, которая держала на руках 3-летнюю сестру, 15-летний брат и я пошли в прежнем направлении вместе с другими женщинами и детьми. А отец и старший брат пустились в обход, чтобы миновать заслон. В этот момент я испытывал ужас. Когда мы подошли к заслону, нам велели разделиться на 2 группы. В первой должны были остаться женщины с маленькими детьми, а мужчины, кому было больше 16, должны были отойти в сторону и ждать. Нас окружали мятежники, вооруженные мачете, топорами, АК-47... Они были в красных набедренных повязках, банданах и красных повязках на плече. Женщин и детей пропустили, а мужчин оставили. Повсюду был слышен детский плач, вопли женщин, которые понимали, что их мужчин убьют. Они видели своих мужей последний раз. Мы с мамой продолжили свой путь, преодолевая километры под палящим солнцем по дороге, усеянной трупами.

Фото 1. Беженцы

Сегодня, через 17 лет после этих событий, будучи в России, я вспоминаю эти дни с тем же ужасом, который никогда не покинет меня. Тогда я не знал, что по военной терминологии я оказался в центре гражданской войны.

По определению Большой российской энциклопедии, гражданская война -крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе. Признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери [1].

№ 2, 2017 (3)

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Мпаси Гари, Бесценная Виктория Владимировна «Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго)»

В нашей стране этот конфликт известен как «Война 5 июня», потому что все началось 5 июня 1997 года. Но корнями она уходит ко времени выборов 1992 года, когда на пост президента претендовали 4 кандидата: 1) Паскаль Лиссуба, 2) Бернар Колела, 3) Дени Сассу-Нгессо, 4) Андре Меланго. После первого тура голоса распределились следующим образом: Лиссуба - 35,89%, Нгессе - 16,87%, Колела - 20,32%, Меланго -10,19%. Таким образом, во второй тур прошли Паскаль Лиссуба и Бернар Колела. Свои голоса Нгессо отдал Лиссубе, заручившись, что получит 7 мест в правительстве. Но после победы на выборах Лиссуба не сдержал своего обещания и дал только 3 места.

Противоборствующие стороны

«КОКОЙИ» - племена юга «НИНДЗЯ» (племя лари)

Фото 2. Противоборствующие стороны.

С этого момента Сассу-Нгессо затаил обиду на своего конкурента. 1997 год. Новая предвыборная кампания. В это время у власти президент Лиссуба. Какие изменения происходят в жизни страны? Экономический кризис. Лиссуба вынужден уменьшить зарплату государственным служащим, военным и полиции. Конечно, это не добавляет ему популярности. Народ начинает вспоминать благополучные времена правления Сассу-Нгессо.

Чтобы понять ситуацию, достаточно вспомнить, что правление Дени Сассу-Нгес-со пришлось на период «африканского социализма», активной помощи стран соцлагеря, прежде всего СССР. В начале 90-х с распадом СССР и прекращением помощи наступил экономический, а за ним и политический кризис. Это тяжелое для страны время и пришлось на правление Лиссубы.

В тот момент обстановка в стране была взрывоопасной. В стране существовали вооруженные молодежные повстанческие отряды - «Кобра» (сторонники Сас-су-Нгессо), опиравшаяся на этнос мбоши, «Ниндзя» (сторонники премьер-министра Колела, также кандидата в президенты), имеющая поддержку у этноса баконго провинции Пул, «Кокойи» и «Зулусы» (сторонники Лиссубы) - опора правящей партии, которую поддерживали южные провинции страны (этносы куни, вили, дзаби, теке, бембе, цанги, лари).

№ 2, 2017 (3)

Фото 3. Ополчение «Кобра»

Вернемся в 1997 год. Итак, Сассу-Нгессо за несколько дней до 5 июня вошел в Браззавиль. Правительственные войска по приказу президента Лиссубы окружили резиденцию Сассу-Нгессо. У них был мандат на арест 2 офицеров Сассу-Нгессо, которые были замечены в преступления против человечности в Уандо. Сассу-Нгессо отказался выдать этих офицеров и начал защищаться, используя легкие танки и пушки и свою военную организацию «Кобра». Браззавиль подвергся массированным налетам военных вертолетов. Страдали районы, в которых жили этносы, традиционно поддерживающие Сассу-Нгессо. Вооруженные мачете сторонники Лиссубы заполонили центральные кварталы Браззавиля (Пото-пото и Баконго). Это была настоящая охота на людей. Если человек не принадлежал племени мбоши и не говорил на их родном языке, он был схвачен, сожжен или похоронен заживо.

Во время сопротивления целые семьи были уничтожены, вырезаны, сожжены в собственных домах или машинах. Семейные пары вынуждены были расстаться из-за давления родных, запрещающих свадьбы между южанами и северянами. Дети не ходили в школу, если она находилась на территории другого этноса, из-за страха быть убитыми или сброшенными заживо в могильники. Это было время бандитизма, безнаказанности, страха и ненависти. Не стало единой страны: моя родина разделилась на Север и Юг, на «своих» и «врагов». И определялись они этнической принадлежностью. Люди в страхе бежали из родных мест. Весь 1999 год был проведен в стране под знаком бегства.

... А мы с мамой шли по дороге. Мы тоже шли на юг, бежали от войны. Шли днем и ночью. Спали в лесах, в горах. Пили воду из рек, ели плоды дикорастущих деревьев. Через 5 дней мы вошли в деревню моих тети и дяди со стороны папы. Каждый вечер я слышал плач мамы из соседней комнаты. Я видел сестру в слезах. Все считали, что папа с братом уже убиты. Спустя 2 недели мой отец и старший брат пришли к нам. Мы были так счастливы, что ненадолго забыли о войне. Тем не менее, отец должен был вернуться в Долизи, поскольку имел обязательства перед правительством. Он был военным. Отец ушел, а мы остались. Мятежники начали забирать мальчиков с 8 лет, чтобы пополнить свои отряды. Это заставило нас уйти из деревни и жить в лесах, чтобы мы с братом остались живы. В общей сложности мы прожили в лесу год. Лес нас кормил и давал укрытие. Эти 12 месяцев были са-

Мпаси Гари, Бесценная Виктория Владимировна «Гражданское население в гражданской войне (из личного опыта свидетеля событий гражданской войны в Конго)»

мыми тяжелыми в моей жизни. Как бы я хотел прожить их нормально, как ребенок. А мне приходилось думать и работать, как взрослому, чтобы найти еду. В лесу мы жили лагерем с 3 другими семьями. Всего 16 человек. Это было на поляне, окруженной высокими деревьями. И каждая семья построила свою маленькую хижину. Мы сделали кровати из стеблей бамбука. С мальчишками мы собирали все фрукты в лесу, которые попадались на глаза, и приносили их в лагерь. Там старшие сортировали их, отбирая съедобные. Вокруг лагеря горели костры, чтобы отпугивать диких зверей. Лес кишел удавами, леопардами, шакалами, нередко проходили слоны. Спичек у нас не было, огонь приходилось поддерживать круглые сутки. «Смерть» огня привела бы и к нашей смерти. Нас мучили москиты. Чтобы как-то отпугнуть их, в огонь бросали листья эвкалипта. Но самой большой проблемой был голод. Весь день проходил в поисках еды. Поесть удавалось 1 раз в день. Старший мужчина учил нас делать ловушки для птиц, мышей. Очень редко в ловушку попадались антилопы. Это был настоящий праздник. Ловили рыбу. Делали запруду из камней и вытаскивали рыбу руками. Единственным желанием было увидеть Долизи, вернуться к нормальной жизни. Моя трехлетняя сестра постоянно спрашивала маму, когда мы вернемся домой.

В ноябре и декабре 1999 года правительство подписало соглашение с представителями многих, хотя и не всех, повстанческих групп. Это соглашение при посредничестве президента страны Габон Омара Бонго призвало к последующим соглашениям и всем возможным политическим переговорам между правительством и оппозицией.

Но мы об этом не знали. Жизнь в лесном лагере шла своим чередом, мы с сестрой и еще тремя детьми пошли за грибами и ягодами. Когда мы вернулись в лагерь, я увидел брата, идущего мне навстречу. Он ел хлеб! Я закричал: «Где ты его взял?». Мы подбежали к нему, и я увидел отца. Он нашел нас! Мы бросились к нему на шею, грибы рассыпались по земле. Моя сестра плакала и кричала: «Теперь мы вернемся

. у

Рис. 1. Мама с сестрой (Г. Мпасси)

шш

омской православной духовной семинарии

домой!» А потом я ел хлеб. Удивительно, но за год я не забыл его вкус. Вечером мама приготовила рыбу. Какой это был праздник!

Мы вернулись в Долизи. Город встретил нас разрушенный и искалеченный. До войны в нашем Долизи было 100 тысяч человек, после войны осталось 60 тысяч. И это по официальным данным. Именно в моем городе Долизи «Кокойи» (сторонники Лиссубы) расположили свои базы, свой стратегически важный центр, находящийся в 300 км от столицы на юго-западе страны. Чтобы уничтожить отряды Лиссубы, войска Сассу-Нгессо использовали тяжелую артиллерию, вертолеты, самолеты, танки. Третий по численности город страны лежал в руинах. Но нужно было жить дальше. Нас встретили несколько соседей, которые были уже на месте. Повсюду были члены «Кобры», которые здоровались с нами и говорили «Добро пожаловать!». Мы были уверены, что наступил мир и конец нашим страданиям. Зайдя в свой дом, мы увидели (Слава Богу!), что крыша была цела. Потом мы пошли в полицейский участок нашего квартала, чтобы зарегистрироваться. Там нам дали 2 мешка риса и бидон растительного масла, соль, сахар, витамины, матрас, москитные сетки, мачете, чтобы навести порядок в доме. Между полицейскими и моей мамой произошел следующий диалог:

- Есть ли у вас профессия?

- Да, я акушер-гинеколог.

- Вы можете приступить к работе прямо сейчас?

- Да, конечно.

- В город должно вернуться население, поэтому школы и госпитали должны начать работу. У вас будет хорошая зарплата и некоторые привилегии, если вы начнете сейчас же. Вам положен продуктовый паек и медицинская помощь.

И моя мама начала работать.

Папа вернулся к нам 2 недели спустя. Он зарегистрировался, но о профессии своей умолчал. Сказал, что был преподавателем английского языка. И начал преподавать его в лицее, который насчитывал несколько сотен учеников.

Мы с моими братьями начали учиться в частной католической школе, так как это была единственная школа, которая работала в городе. При помощи ЮНИСЕФ, ООН и мэрии Долизи были восстановлены инфраструктуры нескольких районов города. Таким образом, Долизи вернулся к жизни. Началось мирное время с посещением кинотеатров, стадионов, рынков.

Я очень надеюсь, что настанет время, когда люди моей родины будут вспоминать войну «5 июня» только как урок на будущее, чтобы никогда не повторять страшных ошибок.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

1. Большая российская энциклопедия // Гражданская война. - 2007. - Т. 7. - С. 591.

2. Лаухина С.С., Туркин А.Д. Представление курсантов военного вуза об информационной войне. Молодежь третьего тысячелетия: Сборник научных статей. - Омск: Изд-во гос. университета, 2017. С. 190-195.

3. Массинге А., Фесенко О.П. Представление о войне в языковом сознании военнослужащих // Инновационное образование и экономика. - № 17 (28). - 2015. -С. 99 - 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.