Научная статья на тему 'Трибализм как одна из причин возникновения гражданских воин Центральной Африки и пути выхода из конфликта'

Трибализм как одна из причин возникновения гражданских воин Центральной Африки и пути выхода из конфликта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
799
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нкоджа Ян, Федяева Елена Владимировна

В статье посвящена изучению причин Гражданской войны в Республике Конго (июнь 1997 декабрь 1999). Исследуемый материал основан на личных воспоминаниях участника событий. Анализируется понятие «трибализм» как проявление межплеменной вражды основанной на культурно-бытовой, культовой и общественно-политической особобленности центральноафриканских племен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Нкоджа Ян, Федяева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трибализм как одна из причин возникновения гражданских воин Центральной Африки и пути выхода из конфликта»

Нкоджа Ян, Федяева Елена Владимировна «Обострение трибализма как причина гражданских войн в Центральной Африке»

УДК 355.01

ТРИБАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ВОЙН В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА18

Ян Нкоджа (Республика Конго), Елена Владимировна Федяева, г. Омск, ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения

им. генерала армии A.B. Хрулева»

Аннотация. Статья посвящена изучению причин Гражданской войны в Республике Конго (июнь 1997 -декабрь 1999). Исследуемый материал основан на личных воспоминаниях участника событий. Анализируется понятие «трибализм» как проявление межплеменной вражды, основанной на культурно-бытовой, культовой и общественно-политической обособленности центральноафриканских племен. Ключевые слова: трибализм, гражданская война, Центральная Африка, Республика Конго, Демократическая республика Конго.

TRIBALISM AS ONE OF THE REASONS OF CIVIL WARS ON CENTRAL AFRICA AND WAYS OF RESOVLING THE CONFLICT

Yan Nkodja (Republic of the Congo), Elena Vladimirovna Fegyaeva, Omsk, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance named after General A.V. Khrulev"

Abstract. The article is devoted to studying the reasons of the Civil war in Republic of the Congo (June 1997 -December 1999). The studied material is bases on personal memories of a participant of the events. The term "tribalism" as a manifestation of intertribal hostility based on cultural and social, ceremonial and political isolation of central African tribes is analysed.

Key words: tribalism, civil war, Central Africa, Republic of the Congo, Democratic Republic of the Congo.

...Толпы народа, Изгнанного отовсюду... Ритмы в шагах окровавленных ног, Ритмы в крови, Текущей из-под ногтей, -И все это ритмы...

Ритмы...

О, голоса истерзанной Африки! Агостиньо Нето, первый президент Анголы

18Статья основана на выступлении на круглом столе «Осмысление революции: революциология, революционная идентичность, образы революционности в современном мире» (Омск, Омская Духовная Семинария, 24 октября 2017 г.)

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

И

| стория мира - это история воин», - сказал военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц. Африка является одним из самых нестабильных регионов пира, где на протяжении многих десятилетии продолжаются военные конфликты и вспыхивают новые. Пожалуй, нигде в мире конфликты и воИны не были представлены столь масштабно и разнообразно, как здесь [3, 4, 5]. Чтобы ясно представить ситуацию, преломим ее в цифрах.

33 из 48 беднеИших стран мира находятся в Африке, внешниИ долг Африки - 300 млрд. долларов, 78 государственных переворотов; 25 президентов убито в государственных переворотах; 35 вооруженных конфликтов,

10 млн. человек (92% из них - это гражданское население) 18 млн. беженцев (50% общемирового количества беженцев), 20 млн. перемещенных лиц (60% общемирового количества) [3]. Военные конфликты можно сравнить с раноИ, которая заживает слишком медленно и в любоИ момент может открыться. Последствия конфликтов Англии и Северной Ирландии, Франции и Корсики, Испании и басков, Турции и курдов, Греции и Кипра влияют на политику и экономику Европы и сегодня. На территории бывшего СССР существуют конфликты между ГрузиеИ и АбхазиеИ, МолдовоИ и Приднестровьем, Нагорным Карабахом и АзербаИджаном, Таджикистаном, Узбекистаном и Афганистаном. В Европе еще кровоточат раны недавнеИ воИны между албанцами и сербами, а уже плывут и тонут в Средиземном море, погибают в дороге тысячи беженцев из Сирии и других стран СеверноИ Африки. СеИчас соавтор этоИ статьи - Ян Нкоджа узнает об этом из СМИ, читает новости и сопереживает этим людям, а 17 лет назад он видел гражданскую воИну в Конго своими глазами.

Большая россиИская энциклопедия дает следующее определение граждан-скоИ воИне. Гражданская воИна - крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. Целью сторон, как правило, является захват власти в стране или в отдельном регионе. Признаками гражданскоИ воИны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери [1].

Гражданская воИна в Республике Конго (июнь 1997 - декабрь 1999) велась между сторонниками двух кандидатов в президенты и завершилась вторжением ангольских воИск и установлением власти Дени Сассу-Нгессо. Были сформированы отряды ополчения «Кобры», «КокоИи» и «Ниндзя». Правительственные воИска раскололись по этническому признаку: северные племена поддерживали Сассу-Нгессо, южные -Лиссубу. Не стало единоИ страны: Конго разделилось на Север и Юг, на «своих» и «врагов». И определялись они этническоИ принадлежностью.

По мнению исследователеИ, занимающихся локальными военными конфликтами, воИны в Африке имеют комплексные причины, сочетающие в себе социально-политические, экономические (ресурсные), национально-этнические, территориальные и идеологические разногласия. Прежде всего, в числе конфликтогенных факторов называются: клановая рознь, этническая рознь, конфессиональная рознь, противоречия социально-экономического и политического характера, последствия крушения тоталитарных режимов, трудности общественных преобразований персонификация власти (развитие ситуации часто зависит от особенностеИ поведения

№ 2, 2017 (3)

t Ф\г¥17£л5X\i4vfl№XiW\fr ^ \ rvi

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Нкоджа Ян, федяева Елена Владимировна «Обострение трибализма как причина гражданских войн в Центральной Африке»

лидера, который воспринимается суперчеловеком, способным решить все проблемы, его жизненного и политического опыта, личной мотивации, в частности большей или меньшей склонности к применению насилия, что нередко встречается в поведении военных) [1, с. 3].

Первой причиной, лежащей в основе военных конфликтов в моей стране, является трибализм. Трибализм (от англ. tribe - племя) - культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность. Одно из проявлений межплеменной вражды.

фото 1. Племя мбоши

фото 2. Племя теке

№ 2, 2017 (3)

Практика трибализма заключается в предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы (при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате) и, соответственно, дискриминации остальных. Трибализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и провоцирует гражданские войны (например, в Руанде, Сомали, Либерии, Конго и др.) [2]. С учетом того, что этнический состав Африки чрезвычайно сложен и на континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3000 различных племен, говорящих на тысяче языков, трибализм является существенной проблемой. Если деревня остается этнически цельной, населенной данным племенем, его представителями, то город, напротив, полиэтничен. Трибализм сильнее и жестче проявляет себя не в деревне, где соседние поселки, населенные разными этническими группами, вполне могут длительно и бесконфликтно сосуществовать (им, собственно, чаще всего нечего делить - у каждого своя земля, а то и своя природная ниша), а именно в городе, где этнические процессы и проблемы тесно переплетаются с политическими и экономическими. Трибализм - это основа жизни Африки. В дни вооруженных конфликтов он выходит на передний план в его наиболее резкой форме, генетически восходящей все к тому же классическому и всем понятному членению на «своих» и «чужих». Специалисты давно обращали внимание на то, что стоит кому-либо из политиков в той или иной африканской стране получить, скажем, министерский пост, как он тут же заполняет это министерство своей родней, соплеменниками.

В отличие от конфликтов между странами столкновения между племенами не урегулированы никакими правовыми или моральными нормами и зачастую принимают самый жестокий характер, в некоторых случаях являясь самым настоящим геноцидом. После национальной конференции 1991 года в Конго на пике популярности оказалась ассоциация «Мозики» («Земляки»). Подгруппы этой ассоциации включают членов только одного этноса (лари, теке и др.), которые имеют цель - помощь членам только своей группы. Позже это стало оружием для политиков, средством манипуляции. «Если ты мой земляк, ты должен взять в руки оружие и доказать свою верность». И касалось это даже 10-летних детей.

Второй причиной является продолжение преднамеренного неконтролируемого вмешательства во внутренние дела африканских стран со стороны ряда зарубежных государств (особенно США, Франции, Китая). Они стараются усилить свои экономические и политические позиции на нашем континенте. Это ведет не только к

Фото 3. Лицо гражданской войны

ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

Нкоджа Ян, Федяева Елена Владимировна «Обострение трибализма как причина гражданских войн в Центральной Африке»

сохранению существующей зоны нестабильности в Африке, но и к появлению новых горячих точек.

И последней причиной можно назвать территориальную неопределенность. Границы зон, на которых проживают этносы, не обозначены административно. И каждый (каждая этническая группа) желает занять богатую полезными ископаемыми территорию. Например, в бедной деревне Моссака несколько лет назад нашли большие запасы нефти. И сейчас другая деревня хочет захватить эту территорию, чтобы построить там завод и нефтепровод. Назревает конфликт.

И даже конфликты, которые, казалось бы, начинают решаться, могут в любой момент вспыхнуть заново. Непредсказуемость течения конфликта - основная его черта. Например, на любом этапе мирные соглашения в африканской ситуации могут дать сбой. Этому способствуют следующие факторы:

сложность идентификации участников конфликта (до нескольких десятков); цели и программы участников часто размыты, большое количество бандформирований - военных отрядов, в ряды бандформирований входят подростки,

бандформирования используют в качестве «живого щита» мирное население. Но решать проблемы надо. Что делать, чтобы на Африку снизошел долгожданный покой? Нужно создать такую ситуацию, чтобы людям выгоднее было сотрудничать, чем конфликтовать. Это могут быть экономические, политические, культурные, спортивные и даже военные контакты (но в пользу сотрудничества, например, совместные учения). Но это должны быть программы на государственном уровне. Как показывает жизнь, большинство особенностей в межэтнических конфликтах носит социокультурный характер (различия в языке, религии, нормах, ценностях, различиях традиций, стереотипах, национальных символах, способах мышления, поведения). Каждое из этих различий может в определенной ситуации стать поводом для конфликта. Нужно воспитывать общество и каждого отдельного человека (особенно ребенка) в духе понимания и приятия непохожих культурных ценностей. Это можно сделать, организуя уроки толерантности в школе (внести их в школьное расписание, создать учебники, проводить занятия хотя бы раз в неделю), фестивали культур, чтобы у каждого этноса (племени) была возможность показать свои традиции. Эти фестивали нужно транслировать по телевидению.

Необходимо сотрудничество старейшин племен, этносов. Эти уважаемые люди обладают огромным авторитетом, их слово - закон. Если они будут договариваться друг с другом, каждый пойдет за ними.

Огромное значение для будущего имеет воспитание нового поколения. Ребенок, едва начав понимать, должен впитывать идею равенства племен, этносов, наций. Он должен быть ребенком своей страны, а потом уже племени. Эта идея должна пронизывать все: школьное образование, средства массовой информации, досуг. Ее должны транслировать известные люди страны, которые обладают авторитетом у разных поколений (артисты, политики, ученые, спортсмены).

При организации Олимпийских игр необходимо соединять в команде представителей конфликтующих племен, чтобы они боролись за победу вместе.

В России есть лагеря для детей разных национальностей, которые называются «Артек», «Орленок», «Океан». Там есть программы, которые работают на воспитание интернационализма. Те же программы должны работать и в Африке: в школах, институтах, университетах.

Конечно, в парламенте должны быть представители всех этносов страны. Должно строго наказываться разжигание межплеменноИ и межнациональноИ розни. Содержание программ телевидения должно проходить «цензуру», чтобы негативные послания политиков не проникали в народныИ разум. Призывы к мятежам и убиИ-ствам должны быть пресечены.

БезграмотныИ народ может быть легкоИ добычеИ для политическоИ манипуляции. Необходимо повышать уровень образования в стране. На Конго с населением в 4 миллиона имеется лишь 3 университета, которые находятся в столице. Кроме того, институты и университеты должны стать тоИ базоИ, на котороИ будут происходить контакты молодежи разных племен. Молодые люди должны научиться сотрудничать.

Если дело касается добычи полезных ископаемых или других материальных ценностеИ, решением может стать:

- установление очередности или иных правил совместного использования объекта;

- компенсация одноИ из сторон за передачу объекта другоИ стороне;

- перенос отношениИ сторон в другую область, предполагающую выявление у них общего интереса.

Как показывает жизнь, в XXI веке африканские военные конфликты непосредственно влияют на жизнь Европы, заставляя задуматься о серьезности проблемы. И на ее решении должны сосредоточить свои усилия все, кто может помочь. Чтобы никогда не повторять страшных ошибок. Но для этого должно проИти много лет... А тем, кто это видел, нужно рассказывать об этом детям и внукам.

№ 2, 2017 (3)

Библиографический список:

1. Большая россиИская энциклопедия //Гражданская воИна. - 2007. - Т. 7. - С. 591.

2. БольшоИ юридическиИ словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.,

2002

3. Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. Динамика политических изменениИ в конце XX - начале XXI вв. - М., 2007.

4. Лаухина С.С., Туркин А.Д. Представление курсантов военного вуза об инфор-мационноИ воИне. Молодежь третьего тысячелетия.: сборник научных статеИ. - Омск: Изд-во гос. университета, С. 190-195.

5. Массинге А., Фесенко О.П. Представление о воИне в языковом сознании военнослужащих // Инновационное образование и экономика. - № 17 (28). - 2015. -С. 99 - 103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.