Научная статья на тему 'Международные связи Республики Конго и Франции'

Международные связи Республики Конго и Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
662
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗЬ / ОТНОШЕНИЕ / ФРАНЦИЯ / КОНГО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мбесу Жози Ениб

В статье рассмотрены народные связи Республики Конго и Франции. Методы проникновения французских и транснациональных корпораций в экономику Республики Конго. Проанализированы характерные особенности французской модели инвестирования в Республику Конго. Закрепление позиций Франции в Республике Конго после распада ее колониальной империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные связи Республики Конго и Франции»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ КОНГО

И ФРАНЦИИ Мбесу Ж.Е.

Мбесу Жози Ениб - магистрант, направление: менеджмент, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва,

г. Самара

Аннотация: в статье рассмотрены народные связи Республики Конго и Франции. Методы проникновения французских и транснациональных корпораций в экономику Республики Конго. Проанализированы характерные особенности французской модели инвестирования в Республику Конго. Закрепление позиций Франции в Республике Конго после распада ее колониальной империи. Ключевые слова: связь, отношение, Франция, Конго.

Введение: Республика Конго появилась на карте мира в 1960 году, после того как бывшая колония Франции — Среднее Конго получила независимость в рамках Французского сообщества[2]. Когда на территории Конго появились европейцы, там уже существовало несколько государственных образований, например Лоанго, Теке и др., но эти политики не повлияли на будущее развитие страны[2]. Исходя из этого, доколониальный период развития не будет рассмотрен подробно. На протяжении политической истории Конго прошёл несколько фаз развития, которые отличаются друг от друга характеристиками центральной власти и степенью независимости государства: колониальный период; установление независимости; авторитарный промарксистский режим; переходный период; политическая стабилизация [1].

Конго является членом ООН с 1960 года. Участвует в работе следующих организаций системы ООН:

Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства,

Международный банк реконструкции и развития,

Международная организация гражданской авиации,

Международная ассоциация развития,

Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Международная финансовая корпорация,

Международная организация труда,

Международный валютный фонд,

Международная морская организация,

Международная организация по вопросам переселения,

Международный союз телекоммуникаций,

Конференция ООН по торговле и развитию,

Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры,

Организация Объединённых Наций по промышленному развитию,

Всемирный почтовый союз,

Всемирная таможенная организация,

Всемирная организация здравоохранения,

Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности,

Всемирная метеорологическая организация,

Всемирная федерация профсоюзов,

Всемирная организация по туризму,

Всемирная торговая организация.

Конго также входит в состав следующих всемирных организаций: Группы стран Африки, островов бассейна Карибского моря и Тихого океана, Группы 77 (развивающихся стран), Международной конфедерации свободных профсоюзов, Международной организации криминальной полиции, Международного олимпийского комитета, Агентства по взаимному гарантированию инвестиций, Движения неприсоединения, Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной конфедерации труда. Конго признает юрисдикцию Международного уголовного суда; подписало Договор о запрете химического оружия.

Конго участвует в работе таких региональных организаций, как [2]:

• Африканский банк развития,

• Африканский союз,

• Центрально-африканский банк развития,

• Валютная и экономические сообщество Центральной Африки,

• Зона франка.

Конго и после обретения независимости сохраняло тесные связи с Францией, хотя отношения между ними ухудшались в период ориентации страны на социалистический путь развития[3]. С середины 1960-х годов Конго сотрудничало вначале с Китаем, а затем с СССР и до конца 1980-х годов получало существенную помощь от этих государств. Используя противоречия между этими социалистическими странами, а также между ними и Францией, Конго стремилось добиться расширения объёма иностранной помощи [4, 5].

Франция оказывала значительное влияние и на внутреннюю политику Конго на протяжении всего пост колониального периода. Во время гражданской войны 1997 года определённые силы во французском правительстве и в нефтяной компании «Эльф-Акитэн» выступали за возвращение к власти Сассу-Нгессо. Франция опасалась, что правительство Лиссубы может подорвать влияние «Эльф-Акитэн» в Конго. С возвращением к власти Сассу-Нгессо франко-конголезские отношения получили новый импульс [4].

США активно поддерживали режим Паскаля Лиссубы на словах, но их реальная помощь была незначительной, поэтому США удалось быстро наладить с новым политическим режимом в Конго конструктивный диалог.

Из Франции в Конго поступила основная помощь, включающая большую часть импортных товаров. Конголезский экспорт, преимущественно нефть, шёл в страны Западной Европы и США.

Колонизация Конго Францией

В конце XIX-го века в бассейне реки Конго появились французы. В 1880 году офицер французского флота Пьер де Бразза основал пост Нкуна (ныне — Браззавиль, столица Республики Конго). К 1883 году французы заключили договоры о протекторате со всеми вождями прибрежных племён. Так образовалось Французское Конго.

С 1906 года территория современной Республики Конго после раздела Французского Конго оказалось в составе колонии «Среднее Конго», затем входила в состав Французской Экваториальной Африки. В 1947 году колониальному владению

Конго предоставлен статус заморской территории Франции, а с 1958 — статус автономной Республики в составе Французского сообщества. К тому времени в Конго сформировалось несколько политических партий, крупнейшие из них — Демократический союз и Африканское социалистическое движение [3]. После получения статуса автономной Республики вспыхнули кровавые столкновения между сторонниками этих партий, сопровождавшиеся и межэтническими столкновениями (особенно между мбоши и лари). В итоге победил Демократический союз, фактически разгромивший социалистов.

Франция, прежняя колониальная держава, поддерживала продолжение, но несколько подчинила отношения с Конго, предложив множество культурной, образовательной, и экономической помощи. Основной элемент во французско-конголезских отношениях был очень успешными инвестициями в нефтяной сектор французского нефтяного полугосударственного Эльфа Аквитания, которая вошла в Конго в 1968 и продолжила расти с тех пор.

Независимость Конго

Закрепление позиций Франции в Республике Конго после распада ее колониальной империи стало одним из приоритетов их направлений внешней политики французского государства. Руководство Республики стремилось использовать юс для обеспечения своих экономических, политических и военно -стратегических интересов. В целом усилия французской дипломатии во второй половине 60-х и в 80-х гг. боши направлены на то, чтобы оказывать воздействие на внешние политическую ориентацию бывших своих колоний, которые в силу исторических обстоятельств в большей мере восприимчивы к такому влиянию. Это, скорее всего, франкоязычные государства. Была сделана ставка и на то, что развитие отношений с освободившимися странами, в том числе и с Республикой Конго, будет способствовать росту влияния Франции, усилению ее роли в «третьем мире» [3].

Особое место Республики Конго в отношениях Франция с африканскими государствами определяется целим рядом обстоятельств. Стабильный контакт в использовании морских дутой для доставки необходимого Франции сырья и поставок готовой продукции, а также то, что в Конго проживает много французских граждан, обуславливает, по мнения французского руководства, тесную связь безопасности Франции с безопасностью Конго.

После происшедшего распада колониальной система в начало 60-х гг. в конголезской политике Франция появитесь новое направление - предоставление Республике Конго статуса членства в системе Сообщества, которое было провозглашено Конституцией 1958 г. Провозглашение и независимости предоставляло Конго возможность создать своя самостоятельную внешнюю политику.

Традиционные связи Франции с Конго на основе политической и языковой общности укрепляет позиции французских монополистов в Конго, но одновременно способствуют преодолению последней экономической отсталость. Для Республики Конго характерны огромное отставание от передовых стран мира по объему валового национального продукта в делом и на дута у населения, многоукладность хозяйства, структурная неразвитость экономики. Все это затрудняет перспективы улучшения материального положения населения. За первые революционные годы 1963 -1968 гг. Республика добилась определенных успехов в государственном строительстве, в экономике, в возрождения национальной культура. Валовая продукция промышленности страны и ее национальный доход за этот период удвоился. Темпы роста промышленного производства составили 10-12%. Национальный доход на душу населения достигал 230-260 долл., что было намного вше средне африканского уровня и выдвигало Конго на одно из первых каст по этому показателю среди стран Центральной-Африки.

Следует отметить, что за годы социалистической ориентации Конго политика Фракции по отношению к этой стране характеризовалась серьезными трудностями, многие из которых еще не преодолены. В связи с этим заметна активизация идеологического фактора во внешней политике Конго, как отражение сложных задач экономического ы социального развития, в ходе которого Республике пришлось прежде всего решать проблемы достижения независимости от иностранных монополий в решающих отраслях экономической жизни, ликвидации капиталистической собственности на средства производства, создании независимой национальной экономики и установление новых производственных отношений. Одновременно, руководители Республики Конго выступили за пересмотр договоров с Францией, заключенных в первые годы независимости. Однако, руководителя Франции отнеслись к подобным изменениям во внутренней и внешней политике Конго однозначно. Они прекратили всю экономическую и финансовую помощь.

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

В январе 2002 года на национальном референдуме была принята новая конституция страны, закрепившая президентскую форму правления.

В марте 2002 года Сассу-Нгессо получил 89,4% голосов на президентских выборах. На выборах в Национальное собрание 20 июня КПТ получила 83 места из 137. Непрямые выборы в Сенат 11 июля принесли правящей партии ещё более убедительное преимущество. Новый Совет министров был назначен 18 августа.

Тем не менее наличие в стране сильных вооружённых группировок остаётся серьёзной проблемой для Сассу-Нгессо. Эти группировки больше не связаны с политическими партиями, но продолжают осуществлять нападения на гражданские объекты с целью грабежа. В 2002 году подобное нападение было совершено на столицу — город Браззавиль. Бывшие сторонники Аиссубы, объединённые в вооружённые отряды «Ниньяс», требуют от правительства автономии района Пул, находящегося к северу от столицы — Браззавиль, однако на сегодняшний день не представляют серьёзной угрозы правящему режиму. В 2007 году произошла официальная церемония разоружения большей части повстанцев. В 2007 году на выборах в парламент правящая партия набрала более 90 % голосов. На выборах 2009 года Сассу-Нгессо был вновь избран большинством голосов.

Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Конго в настоящее время может быть оценено как выше среднего.

В Республике Конго дважды совершались военные перевороты (1963 и 1968 годы), в 1977 году президент Нгуаби был убит, а в 1997-1999 годах (фактически с 1993 года) в стране шла гражданская война, в ходе которой президент Лиссуба был отстранён от занимаемой должности в 1997 году. В 2002-2003 годах шла война против повстанцев («Ниньяс») в регионе Пул, обстановка в этом регионе остаётся неспокойной до сих пор.

Точная граница между Республикой Конго и Демократической Республикой Конго по реке Конго не установлена.

Угроза терроризма в Конго может быть оценена как средняя: повстанческие отряды иногда прибегают к террористическим методам, но число терактов и жертв невелико.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Конго характеризуется как очень высокий.

Конго не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который составит 2,8% в год.

Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень эмиграции (2005 год) является удовлетворительным.

Экономические угрозы. 92% экспорта страны приходится на сырую нефть.

Для экономики страны нехарактерно хроническое отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (в 2005 году экспорт превысил импорт на 217 миллионов долларов США).

Страна имеет положительное сальдо топливного баланса (чистый экспорт составил в 2007 году 12,48 тонн нефтяного эквивалента) и не зависит от импорта энергоносителей.

Угрозы безопасности человека. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», с проблемой недоедания в 2002-2004 годах сталкивались 33% населения Республики Конго, что является показателем наличия серьёзной угрозы.

Специальные экономические зоны Республики Конго

Идея создания специальных экономических зон в Республике Конго принадлежит Президенту Республики Конго Д. Сассу-Нгессо. Работа по её реализации ведется в рамках его программы «Дорога в будущее», направленной на комплексное развитие государства. В 2009 г. было образовано соответствующее Министерство. Его основными задачами являются выбор наиболее перспективных районов для их размещения, привлечение потенциальных инвесторов, оказание содействия в их деятельности. СЭЗ Конго должны объединить в себе промышленно-производственные, портово-логистические и туристско-рекреационные функции [4].

Специальные экономические зоны призваны способствовать ускорению процесса модернизации Республики Конго, повышению её конкурентоспособности, улучшению инвестиционной привлекательности для иностранных компаний.

В СЭЗ планируется создание необходимой производственной базы для компаний, деятельность которых будет преимущественно направлена на выпуск экспортной продукции, что, в свою очередь, должно привести к формированию динамичной и диверсифицированной экономики. Бюджетный профицит позволяет Конго активно вкладывать средства в развитие данного проекта и создавать благоприятные условия для компаний, желающих в них работать. Законы, регламентирующие работу СЭЗ, пока находятся в разработке и должны быть представлены на утверждение Правительства до конца 2012 г. При этом уже известно, что деятельность в СЭЗ будет осуществляться на особых экономических условиях. Компании освобождаются от уплаты налогов (НДС, налога с оборота, подоходного налога), экспортных и импортных таможенных пошлин. Ресурсы и инфраструктура, необходимые для функционирования производств, будут предоставляться компаниям конголезской стороной.

Развитие международного экономического сотрудничества.

В рамках работы по созданию СЭЗ Республика Конго сотрудничает с Китаем, Францией, Сингапуром и Маврикием.

Благодаря удачному расположению в центральной части страны, на пересечении двух основных торговых маршрутов государств Центральной Африки, трассы запад-восток от Либревилля на восток Африки и трассы север-юг из Пуэнт-Нуара на север, свободная экономическая зона Ойо/Олломбо призвана способствовать развитию экономического сотрудничества стран региона.

Создание специальных экономических зон предоставит Республике Конго возможность выйти за пределы внутреннего рынка и играть более активную роль в интеграционных процессах на региональном уровне. При активном развитии СЭЗ, Конго может стать транзитным пунктом для общего рынка товаров и услуг СЕМАС, а конголезскому Правительству будет предоставлена возможность сделать страну более привлекательной для инвесторов и создать предпосылки для дальнейшего экономического роста государства. Несмотря на то, что создание СЭЗ находится на проектной стадии, европейские, американские и азиатские компании выражают свою заинтересованность в работе в них.

В экономику Республики проникают ТНК со всего мира, расширяющие их деятельность в горнодобывающей промышленности, в лесном хозяйстве и т.д. В настоящее время величина ПИИ в Конго составляет боле 21 миллиарда долларов. Правительство видит индустриализацию Конго как ключевой компонент его плана по модернизации страны, добычу полезных ископаемых, будучи ключевым ростом сектора [6].

С учетом исторически сложившихся связей и экономических интересов, приоритетными для Конго по-прежнему остаются отношения с Францией, а также с Евросоюзом и Китаем. Республика Конго занимает ведущее место в Центральной Африке по объему полученных инвестиций. Они поступают в страну из Франции (3 миллиарда евро в 2012 году), которая в 2012 году оставалась первым поставщиком, ее доля рынка достигает 590 миллионов евро (20,2%), Китай (13,9%) и Бразилия (9,4%), другими крупными инвесторами являются Италия (нефть, лес и золото), США (нефть, мельница и табак), Нидерланды (пивоварение), Германия (лес) и Китай (цемент, лес)

В стране присутствуют более ста французских компаний, некоторые из которых связаны с историей Республики Конго. Они обеспечивают около 1200 рабочих мест в главных секторах экономики: нефть, промышленность, лес, торговля, другие услуги.

В конголезском нефтяном секторе преобладают французская нефтяная компания "Total" и итальянская нефтяная компания "Eni". Другие нефтяные компании -"Chevron", "ExxonMobil" и "Murphy Oil".

Французские ТНК участвуют также в строительстве и в модернизации крупных инфраструктур страны. В качестве примера, Холдинговая группа Bollore, которая обязалась оснастить контейнерный терминал порта Пуэнт-Нуар, проект которого потребовал инвестировать 570 млн евро. Совокупность этих конструкций привлекает, в свою очередь, инвестиции поставщиков и субподрядчиков и увеличивает на 50% предыдущие цифры.

Ретроспективный анализ деятельности французских и китайских ТНК в республике Конго, позволяет подчеркнуть, что иностранный капитал привносит на рынок страны инвестиционные услуги современных технологий, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления на предприятиях и в организациях, развитие конкуренции между инвестиционными и совершенствованию инвестиционного дела.

Франция остается в стране лидером по объему прямых иностранных инвестиций -этот факт объясняется историческими факторами, как колонизатор Франция обладает преимущественной позицией, так как в стране французский является официальным языком, кроме того в стране проживают около 6000 французов. Французские компании в стране создают самые высокооплачиваемые рабочие места, которые способствуют улучшение уровни жизни населения; они также активно участвуют в создании ВВП страны.

Несмотря на высокую долю прямых иностранных инвестиций Франции на конголезском рынке, около 80% французских вложений направляются в добывающую промышленность, которая создает незначительное количество рабочих мест в стране, кроме того в французских ТНК в Республике Конго работают более 1000 французов среди французских экспатриантов проживающие в стране, они занимают почти все высокие административные места. Французские корпорации имеют тесные привилегированные связи с аппаратом управления страны и влияют на политические решения государства.

Сравнительный анализ французского и китайского моделей инвестирования в Республике Конго позволяет указать на то, что если Франция, присутствующая в стране уже более 60 лет, инвестирует в основном в нефтяной промышленности, в агропромышленной отрасли, в банковском секторе и связи. Китайская Народная Республика больше специализируется на производстве цемента, в лесном хозяйстве, в

строительном секторе, а также в последнее время в Республике Конго замечается бум

китайских магазинов, ресторанов, клиник и других мелких бизнесов [5, 6].

Список литературы

1. Конго, Республика / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией. Сайт «Политический атлас современности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hyno.ru/tom4/1367.html/ (дата обращения: 31.05.2018).

2. Республика Конго - Общая информация о стране. Сайт Info-country.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info-country.ru/ (дата обращения: 31.05.2018).

3. Ксения Беляева Ретроспектива истории Конго: борьба за независимость. Мульти медиа журнал / Проект Ахей. Новейшая история. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=78&type=98/ (дата обращения: 31.05.2018).

4. Специальные экономические зоны Республики Конго. Торгово-промышленная палата РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/kongo/zone/ (дата обращения: 31.05.2018).

5. Успех ТОТАЛ в республике Конго. Сайт Neftegaz.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neftegaz.ru/news/view/98117-Uspeh-TOTAL-v-respublike-Kongo/ (дата обращения: 31.05.2018).

6. Массамба Тонин Маверик Артюр. Экспансия французских и китайских ТНК в экономику республики Конго: состояние, структура, последствия для национальной экономики. // Экономика, менеджмент и маркетинг. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/ (дата обращения: 31.05.2018).

7. Конго, Республика / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией. Сайт «Политический атлас современности».URL: http://www.hyno.ru/tom4/1367.html.

8. Республика Конго - Общая информация о стране. Сайт Info-country.ru. URL: http://info-country.ru/.

9. Ксения Беляева Ретроспектива истории Конго: борьба за независимость. Мульти медиа журнал / Проект Ахей. Новейшая история. URL: http://mmj.ru/index.php?id=40&article=78&type=98.

10. Специальные экономические зоны Республики Конго. Торгово-промышленная палата РФ. URL: http://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/kongo/zone/

11. Успех ТОТАЛ в республике Конго. Сайт Neftegaz.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/view/98117-Uspeh-TOTAL-v-respublike-Kongo

12.Массамба Тонин Маверик Артюр. Экспансия французских и китайских ТНК в экономику республики Конго: состояние, структура, последствия для национальной экономики. //Экономика, менеджмент и маркетинг. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https://interactive-plus.ru/ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.