Тужилова-Орданская Елена Марковна
доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права
Кубанского государственного аграрного университета
Отюцкая Елена Игоревна
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарно-технического института
(тел.: 89184402800)
Гражданско-правовые стимулы и ограничения энергоснабжающих организаций по обеспечению
энергоснабжения
Аннотация
В работе исследуются гражданско-правовые стимулы и ограничения энергоснабжающих организаций по обеспечению энергоснабжения. Рассматриваются особенности правового статуса энергоснабжаю-щей организации. Обосновываются предложения по дальнейшему совершенствованию энергетического законодательства посредством унификации терминологии нормативных актов и максимально четкое изложение в нормативных актах системы правовых стимулов организаций, продающих энергию потребителям. Дается анализ арбитражной практики в исследуемой сфере.
Annotation
In work civil-law incentives and restrictions of the power supplying organizations on ensuring power supply are investigated. Features of legal status of the power supplying organization are considered. Offers on further improvement of the power legislation by means of unification of terminology of regulations and the most accurate statement locate in regulations of system of legal incentives of the organizations selling energy to consumers. The analysis of arbitration practice in the studied sphere is given.
Ключевые слова: стимулы и ограничения в праве, энергоснабжающая организация, энергоснабжение, продажа электроэнергии, поставщики и потребители электроэнергии, энергосервисный договор.
Key words: incentives and restrictions in the right, power supplying organization, power supply, electric power sale, suppliers and consumers of the electric power, power service contract.
В правовых отношениях, возникающих по поводу энергосбережения, юридические лица, осуществляющие поставку энергии, вправе требовать от потребителей создания условий, обеспечивающих режим энергосбережения.
В качестве другого правового дозволения А.В. Малько выделяет охраняемый законом интерес [1].Он подчеркивает, что "законный интерес и субъективное право - различные правовые дозволения. Субъективное право - дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже может считаться возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание дей-
ствовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц; ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов".
Продажа электроэнергии, осуществляемая в рамках обязательств энергоснабжения, имеет жизненно важное значение для экономики России. Интересы общества требуют обеспечения бесперебойного снабжения промышленности и жилищ граждан электричеством и другими видами энергии. В последние годы сформулирована новая задача - обеспечить сбережение энергии и повысить энергоэффективность производства. Решение насущных задач обеспечения энергетической безопасности в России в немалой степени зависит от качества правового регулирования имущественных отношений, возника-
89
ющих в сфере производства и потребления энергии. К сожалению, в настоящее время российское законодательство об энергоснабжении представляет собой совокупность подчас противоречащих друг другу и никак не связанных между собой нормативных актов различной юридической силы. Отдельные недостатки правового регулирования энергоснабжения и энергосбережения настолько вопиющи, что требуют немедленного вмешательства.
Начнем с того, что в энергетическом законодательстве отсутствует легальное определение понятия "энергоснабжающая организация", которое используется в § 6 Главы 30 ГК РФ. Некоторые комментаторы ГК определяют энергоснаб-жающую организацию как поставщика энергии [2], другие - как коммерческую организацию независимо от организационно-правовой формы, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии [3]. Второе из приведенных определений представляется более разумным. Однако следует уточнить: для энергоснабжаю-щей организации производство или перепродажа потребителям энергии является основной, если не единственной, деятельностью. Такое уточнение представляется необходимым, поскольку энергетическое законодательство наделяет энергоснабжающие организации особым статусом.
Закон "Об электроэнергетике" [4] не выделяет понятия "энергоснабжающая организация", что, в общем, выглядит странно: почему отраслевой закон не должен соответствовать или хотя бы учитывать ГК? В Законе об электроэнергетике (ст. 3) есть свои собственные понятия:
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Понятие "энергоснабжающая организация" используется в законе об электроэнергетике в ст. 23.1, 24, которые определяют функции органов власти в сфере регулирования цен (тарифов)
на рынках электроэнергии. Абзац 3 п. 2 ст. 23.1 называет в числе поставщиков энергии энергоснабжающие организации и энергосбытовые организации. Можно сделать вывод о том, что законодатель различает по каким-то признакам энер-госнабжающие и энергосбытовые организации.
Конечно, следует во избежание путаницы привести в соответствие ГК РФ и закон об электроэнергетике хотя бы в части используемых понятий субъектов обязательств энергоснабжения. Не менее важной представляется унификация понятий обязательств, возникающих между продавцами (поставщиками) и потребителями энергии. В настоящее время подобные обязательства именуются в законодательстве договорами энергоснабжения (ГК), договорами купли-продажи, договорами поставки (Закон об электроэнергетике: п. 2 ст. 37). Законом об энергосбережении [5] вводится понятие "энергосервисный договор" (ст. 19), причем этот договор может быть частью другого обязательства. В статье 20 Закона об энергосбережении устанавливается, что "по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов". В приведенной норме названо неизвестное ГК обязательство передачи энергетических ресурсов. Не подлежит сомнению, что обилие используемых в энергетическом законодательстве понятий договоров снабжения энергией не способствует совершенствованию правоприменения, поскольку правовой статус таких субъектов обязательств, как продавец (ст. 454 ГК), энергоснабжающая организация, поставщик энергии, существенно различается.
В рамках обязательств энергоснабжения весьма существенное значение имеют гражданско-правовые стимулы энергоснабжающих организаций (продавцов или поставщиков энергии), закрепленные в нормах ГК и энергетического законодательства.
Прежде всего, оговоримся, что под правовыми стимулами теория права понимает правовые побуждения к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования [6].
С точки зрения гражданского права стимулом является сама норма права, обеспечивающая удовлетворение притязаний участника договорного обязательства [7]. В то же время можно сказать, что с точки зрения информационно-психо-
90
логического аспекта норма права представляет собой правовой стимул для управомоченной стороны договора и правовое ограничение для ее контрагента [8].
Ответственность по договорам энергоснабжения и подобным им наступает как следствие совершенного лицом правонарушения, т.е. деяния, которое оценивается как противоправное. В договорной ответственности находит выражение негативная реакция государства на факт совершения действия, нарушающего права и законные интересы других лиц, в ней выражается осуждение поведения правонарушителя и стимул к соблюдению правовых норм [9].
К числу гражданско-правовых стимулов энер-госнабжающих организаций по обеспечению энергосбережения можно отнести нормы п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 31, п.п. 1 и 3 ст. 37, ст. 38 Закона об электроэнергетике. В частности, речь идет о правилах формирования оптового и розничного рынка энергии и гарантиях надежного обеспечения потребителей электрической энергией. Так, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Законом об энергосбережении устанавливаются правовые стимулы энергосбережения путем реализации отдельных мер государственной поддержки: таких как налоговые льготы, реализуемые путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 2 ст. 27 Закона об энергосбережении).
Одним из гражданско-правовых стимулов энергосбережения является обязанность энер-госнабжающей организации перечислять часть выручки от продажи энергии потребителям в адрес специальных организаций, осуществляющих меры по обеспечению режима энергосбережения. В арбитражной практике имеет пример судебного решения, подтвердившего эту обязанность поставщиков энергии.
Государственное учреждение "Ставропольский краевой центр энергосбережения" (далее -учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ОАО "Ставро-польэнергосбыт" (далее - общество) о взыскании 18 000 010 рублей задолженности по отчис-
лению целевых финансовых средств на энергосбережение с 01.01.2007 по 01.01.2008. Решением от 02.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.11.2008, иск удовлетворен. Суды указали, что общество не исполнило установленную законом обязанность по отчислению целевых средств на энергосбережение в размере, определенном уполномоченным органом - Региональной энергетической комиссией Ставропольского края (далее - комиссия).
В кассационной жалобе общество просило судебные акты отменить и принять новое решение. По мнению заявителя, он не должен производить отчисления средств на финансирование энергосберегающих программ, поскольку является энергосбытовой организацией, не имеет на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" [10] органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны были учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
Статьей 14 Закона Ставропольского края от 19.06.1996 № 13-кз "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" предусмотрено, что для реализации энергосберегающей политики в Ставропольском крае помимо использования собственных средств организаций, участвующих в выполнении энергосберегающих программ, формируются целевые финансовые средства, в том числе и за счет отчислений энергоснабжающих организаций путем включения в состав затрат на производство и распределение электрической, тепловой энергии и природного газа одного процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых народнохозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения и бюджетных организаций), а также при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам.
Суды установили, что общество осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничном рынках потребителям по
91
установленным комиссией тарифам, в которые входят целевые средства на энергосбережение. В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 "Об электроэнергетике" энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Согласно уставу общество продает электрическую энергию потребителям на оптовом и розничном рынках электрической энергии (в том числе и гражданам). Согласно письму комиссии от 25.01.2007 N Р-03/70 размер целевых отчислений общества на финансирование краевой программы энергосбережения в Ставропольском крае в 2007 году, включенный в состав тарифов на электрическую энергию, составляет 18 000 010 рублей. При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что общество в силу статьи 14 Закона Ставропольского края "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" обязано перечислять учреждению средства на энергосбережение, полученные от потребителей в составе тарифа на электрическую энергию.
Суд нашел, что основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют [11].
Предусмотренные Главой 5 Закона об энергосбережении специальные энергосервисные договоры или соответствующие условия договоров отчуждения энергии могут также содержать правовые стимулы для энергоснабжающих организаций. Разработанные Минэкономразвития примерные условия энергосервисных договоров, предусматривают, в частности, условие об обязанности продавца (поставщика) обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении договора условия.
В целом, можно сделать вывод о расплывчатости и декларативности правовых стимулов энергоснабжающих организаций в сфере энергосбережения. Таким образом, весьма актуальным является коррекция энергетического законодательства по двум основным направлениям:
унификации терминологии нормативных актов;
формирование и максимально четкое изложение в нормативных актах системы правовых стимулов организаций, продающих энергию потребителям.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Принципы правового регулирования энергосбережения, закрепленные ст. 4 Закона об энергосбережении называют указанный нормативный акт базовым. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов как федерального, так и регионального уровня. Таким образом, законодатель придал правилам Гражданского кодекса субсидиарный характер по отношению к нормам отраслевого законодательства, что и явилось главной причиной появления норм энергетического законодательства, противоречащих или, точнее, не вполне соответствующих ГК.
1. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристъ, 2005. С. 62-65.
2. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ (комментарий к ст. 539 ГК) // Система ГАРАНТ, 2009.
3. Комментарий к Гоажданскому кодексу РФ: в 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю.); 2-е изд., пере-раб. и доп. Издательство Юрайт, 2009. С. 438.
4.Федеральный закон от 26 марта 2003. № 35-ФЗ "Обэлектроэнергетике"//СЗ РФ от 31 марта 2003 г. № 13 ст. 1177.
5. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"//СЗ РФ от 30 ноября 2009 г. № 48 ст. 5711.
6. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. "Проспект", 2010 г. С. 74.
7. Егорова М.А. Односторонний отказ от исполнения гражданско-правового договора. 2-е изд., перераб. и доп. "Статут", 2010.
8. О правовых стимулах и правовых ограничениях см. также: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юристь, 2005. С. 109-127.
9. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгуше-ва [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. "РГ Пресс", 2010 г. С. 287.
10.Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2009 г. № А63-4394/08-С3-16 "Энергосбытовая организация обязана перечислять средства на энергосбережение, полученные от потребителей в составе тарифа на электрическую энергию"//СПС "Гарант"- Максимум. 2011.
92
11.Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010. № 174 "Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)"//РГ 2010. № 141.30июня.
1. Malko A.V. StimulusSingular stimulus.Plurall stimulus and restriction in the right. M.: Lawyer, 2005. P. 62-65.
2. Guyev A.N. The paragraph-by-paragraph comment to a part second of the Civil code of the Russian Federation (the comment to Art. 539 of group of companies). System GUARANTOR, 2009.
3. The comment to the Civil code of the Russian Federation: In 2 t. T. 1. Parts the first, second Russian Federation Group (under the editorship of Abova T.E., Kabalkina A.Yu.); 2-ndprod., reslave. and additional Publishing house of Yurayt, 2009. P. 438.
4. The federal law from March 26, 2003 of No 35-FL "About power industry" // CL Russian Federation from March 31, 2003 of No 13 Art. 1177.
5. The federal law from November 23, 2009 of No 261-FL "About energy saving and about increase of power efficiency and about modification of separate acts of the Russian Federation" // CL Russian Federation from November 30, 2009 of No 48 Art. 5711.
6. Malko A. V. Whitebait of the state and the right in schemes, definitions and comments: manual. "Prospectus", 2010. P. 74.
7. Egorov M.A. Unilateral refusal of performance of the civil-law contract. 2-nd prod., reslave. and additional. "Statute", 2010.
8. About legal incentives and legal restrictions see also: Malko A. V. Incentives and restrictions in the right. M.: Lawyer, 2005. P. 109-127.
9. Civil law: textbook: in 31. T. 1 / E.N.Abramova, N.N. Averchenko, Yu.V. Baygushev [etc.]; under the editorship of A.P. Sergeyeva // «RG Press», 2010. P. 287.Affected the decision-making moment.
10. The resolution of Federal arbitration court of the North Caucasian district from January 15, 2009 of No A63-4394/08-C3-16 "The Power marketing organization is obliged to transfer funds on the energy saving, received from consumers as a part of a tariff for electric energy" // Union of Right Forces -"Guarantor" - the Maximum. 2011.
11. The order of the Ministry of economic development of the Russian Federation from May 11, 2010 of No 174 "About the statement of approximate conditions of the power service contract (contract) which can be included in the contract of purchase and sale, deliveries, transfers of energy resources (except for natural gas)" // by RG from June 30, 2010 of № 141.
93