Научная статья на тему 'Гражданско-правовые средства модернизации высшего профессионального образования: история, современное состояние и перспективы развития'

Гражданско-правовые средства модернизации высшего профессионального образования: история, современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / CIVIL-LAW MEANS / JURIDICAL PERSON / HIGHER EDUCATION INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карягин Николай Егорович

В современных условиях одним из ключевых направлений инновационного развития российской экономики является модернизация высшего профессионального образования, связанная с созданием федеральных университетов, присвоением некоторым вузам категории «национальный исследовательский университет», интеграцией образования и науки. Важную роль в модернизации высшей школы играют такие гражданско-правовые средства, как юридическое лицо, корпоративное право, гражданско-правовой договор. В настоящей работе исследуются некоторые исторические аспекты использования указанных правовых средств, их закрепление в действующем законодательстве, а также перспективы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карягин Николай Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern conditions one of the key lines of the innovation development of the Russian economy is the modernization of higher vocational education, which is connected with the formation of federal universities, giving the rank of national research university to some of the institutes of higher education, as well as the integration of education and science. An important role in the modernization of higher education is played by such civil-law means as juridical person, corporate law, and civil-law agreement. This work deals with some historical aspects of the use of the mentioned legal means, their consolidation in the legislation in force and the prospects of their application.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовые средства модернизации высшего профессионального образования: история, современное состояние и перспективы развития»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010

УДК 347.1

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ средства МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Н.Е. Карягин Аннотация

В современных условиях одним из ключевых направлений инновационного развития российской экономики является модернизация высшего профессионального образования, связанная с созданием федеральных университетов, присвоением некоторым вузам категории «национальный исследовательский университет», интеграцией образования и науки. Важную роль в модернизации высшей школы играют такие гражданско-правовые средства, как юридическое лицо, корпоративное право, гражданско-правовой договор. В настоящей работе исследуются некоторые исторические аспекты использования указанных правовых средств, их закрепление в действующем законодательстве, а также перспективы их применения.

Ключевые слова: модернизация высшего образования, гражданско-правовые средства, юридическое лицо, высшее учебное заведение.

Введение

Актуальность изучения гражданско-правовых средств модернизации высшего профессионального образования можно объяснить по крайней мере двумя причинами. Первая причина связана со все более возрастающей ролью образования в современном мире. Наиболее емко эта роль отражена в документе «Образование для инновационных обществ в XXI веке» [1], в котором указано, что:

- образование составляет основу прогресса человечества;

- развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах;

- экономика, основанная на знаниях, требует инновационных образовательных систем.

О важной роли образования говорится в таких программных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации , Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года .

Вторая причина заключается в том, что модернизация российского образования невозможна без использования разнообразных правовых средств, закрепленных в различных законодательных актах. Безусловно, ключевую роль в модернизации высшей школы играет прежде всего законодательство об образовании.

1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 [2].

2

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р [3].

Значение законодательства об образовании в современной науке рассматривается через выполняемые им функции, под которыми понимают основные направления его деятельности, специфическую связь между нормой права, которая содержится в статье закона, и поведением физических и юридических лиц [4]. Среди особых функций законодательства об образовании выделяют, в частности, обеспечение получения каждым гражданином образования такого уровня, который будет удовлетворять его потребности, а также потребности семьи, работодателей, системы государственного управления и т. д.; обеспечение непрерывного образования для всех граждан государства; техническое и профессиональное образование, которое рассматривается как составная часть общего образования, средство подготовки к профессиональной деятельности, аспект продолжающегося образования [4, с. 32].

Если учесть, что законодательство об образовании носит комплексный характер, предусматривает использование правовых средств различной отраслевой принадлежности, представляет значительный интерес исследование вопроса о том, в какой мере используются данные средства в осуществлении вышеуказанных функций.

1. Некоторые исторические аспекты становления гражданско-правовых средств модернизации высшей школы

Что касается гражданско-правовых средств, то практически двадцатилетний период развития современного российского образования демонстрирует их исключительно важную роль в осуществлении определенных функций законодательства об образовании.

История становления российского законодательства о высшем профессиональном образовании получила всестороннее исследование в научной литературе. Однако значительный научный интерес представляет изучение вопроса о том, в какой мере развитие гражданского законодательства влияло на развитие системы высшего профессионального образования.

Современное развитие гражданского права связано прежде всего с проводившейся в период с 1994 по 2006 гг. кодификацией гражданского законодательства. Принятие и вступление в действие каждой из четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) оказывало определенное влияние на выполнение функций законодательства о высшем профессиональном образовании.

Принятие Части первой Гражданского кодекса РФ [5] имело важное значение для формирования системы высших учебных заведений. Во-первых, в Части первой ГК РФ были кодифицированы нормы, определяющие правовое положение юридических лиц (Глава 4). Закон закрепил признаки юридического лица, предусмотрев обязанность юридического лица иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48), правила о правоспособности юридического лица (ст. 49) и т. д.

Во-вторых, закон предусмотрел подразделение юридических лиц в зависимости от цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации, которые, по сути, стали основой для формирования образовательных организаций в России. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» [6] в указанный нормативный правовой акт была включена ст. 11-1, в соответствии

с которой государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Важно в этой связи назвать и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [7], в соответствии с которым образовательные цели непосредственно отнесены к основным целям деятельности некоммерческих организаций (ст. 2). На правильность подхода законодателя обращают внимание некоторые специалисты, которые подчеркивают, что образовательная деятельность в Российской Федерации признается и, как представляется, должна признаваться некоммерческой, непредпринимательской деятельностью [8].

В-третьих, важную роль в развитии финансовой основы высшего профессионального образования выполняет предусмотренное ст. 298 ГК РФ право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. С указанной статьей ГК РФ тесно связана ст. 29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [9], определяющая правовые основы платной образовательной деятельности вуза.

Несмотря на то что правовая природа самостоятельного распоряжения доходами учреждений и в настоящее время носит дискуссионный характер, тем не менее это право стало важным гражданско-правовым средством обеспечения функционирования вузов.

Высшие учебные заведения, реализуя право самостоятельного распоряжения, смогли развивать свою материально-техническую базу, стимулировать оплату труда работников, приобретать учебную и научную литературу. Иными словами, осуществление права самостоятельного распоряжения доходами повышает уровень самостоятельности, а в конечном счете - и конкурентоспособности вузов, являющейся главным условием проведения модернизации в сфере высшей школы.

Часть вторая Гражданского кодекса РФ, регулирующая отдельные виды обязательств, и прежде всего договорных, закрепляет некоторые договорные конструкции, широко используемые в деятельности вузов. Среди них:

- договор возмездного оказания услуг (Глава 39), предметом которого закон прямо называет услуги по обучению (п. 2 ст. 779);

- договор безвозмездного пользования. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в статью 39 Закона Российской Федерации “Об образовании”» и ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [10] предусматривает право вузов «на основании договора между образовательным учреждением и медицинским учреждением... предоставлять медицинскому учреждению в пользование движимое и недвижимое имущество для медицинского обслуживания воспитанников, обучающихся и работников образовательного учреждения и прохождения ими медицинского обследования. Между такими государственными некоммерческими организациями и (или) муниципальными некоммерческими организациями указанные отношения могут осуществляться на безвозмездной основе».

Аналогичный подход в исследовании гражданско-правовых средств, используемых в сфере высшей школы, можно применить и в отношении Части третьей и четвертой Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов.

Однако в рамках настоящей статьи основной целью является исследование тех гражданско-правовых средств, на основе которых должна осуществляться модернизация российского высшего образования.

2. Юридическое лицо как средство модернизации системы высшего профессионального образования

Речь в первую очередь должна идти о юридическом лице, являющемся ключевой категорией гражданского права. Анализ некоторых программных документов в области образования приводит к выводу, что многие процессы структурной перестройки в сфере высшей школы связаны с развитием института и самой категории юридического лица. В частности, в вышеуказанной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указано, что решение задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем создания сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, обеспечивающих в рамках кооперационных связей подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования, разработки конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организации наукоемких производств. Еще одной задачей является обеспечение участия научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах.

Охарактеризуем роль института юридического лица в создании сети федеральных и национальных исследовательских университетов. Первый этап формирования законодательства о федеральных университетах связан с принятием Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 716 «О федеральных университетах», которым предусмотрена разработка проекта федерального закона, определяющего правовое положение федеральных университетов. Особенностью данного нормативного правового акта является то, что создание федеральных университетов рассматривается как средство системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства. Положения Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 716 были реализованы в Федеральном законе от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» [11].

Что касается национальных исследовательских университетов, то нормативной правовой основой их деятельности являются:

- Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов»;

- Указ Президента РФ от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [12];

- Постановление Правительства РФ от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет”» [13].

Исследование вышеуказанных нормативных правовых актов и специальной литературы позволяет выделить следующие принципиальные аспекты использования института юридического лица при реформировании сети вузов.

1. В соответствии с п. 2.1. ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» федеральные университеты создаются в форме автономных учреждений, в том числе на базе государственных высших учебных заведений. Однако для некоторых федеральных вузов, в частности для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, предусмотрен статус бюджетных учреждений (см. п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ [14]). Следовательно, можно говорить о том, что важнейшим гражданско-правовым средством, обеспечивающим структурную реформу в сфере высшей школы, является организационноправовая форма учреждения.

Изменение правового статуса учреждений как юридических лиц во многом связано с проводившейся в России реформой бюджетного процесса и принятием ряда федеральных законов, в том числе: Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [15]; Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» [16]. Различные аспекты правового статуса автономного учреждения получили всестороннее освещение в научной литературе (см. [17-22] и др.).

В этой связи возникает принципиальный вопрос: в какой степени автономное учреждение является оптимальной организационно-правовой формой для федеральных университетов, особенно если учесть, что перед федеральным университетом поставлены такие сложные задачи, как реализация инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, обеспечение системной модернизации высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)? Некоторые специалисты обращают внимание на проблемные вопросы, в частности на фактическое отсутствие механизма стабильного функционирования деятельности автономных образовательных учреждений (субсидии и субвенции не могут являться источником постоянного бюджетного финансирования деятельности данных организаций) (см., например, [17, 23]).

Создание федеральных университетов в России началось в 2008 г. и достаточно активно продолжалось в 2009 г. В настоящее время созданы:

• федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» [24];

• в Северо-Западном федеральном округе - Северный (Арктический) федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет»;

• в Приволжском федеральном округе - Приволжский федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет имени

В.И. Ульянова-Ленина»;

• в Уральском федеральном округе - Уральский федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет -УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»;

• в Дальневосточном федеральном округе - Дальневосточный федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет» и Северо-Восточный федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова» [25].

Совершенно очевидно, что только практика деятельности созданных автономных учреждений покажет эффективность конструкции «автономное учреждение».

2. В п. 2 ст. 1 ФЗ «Об автономных учреждениях» указано, что для автономных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, федеральными законами могут устанавливаться особенности регулирования соответствующих отношений. Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ в ст. 10 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» было внесено положение о том, что развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, одобренных Правительством РФ и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательного процесса и интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствования материально-технической базы.

Таким образом, законодательство в качестве особенности создания и деятельности федерального университета предусматривает наличие программы развития. Однако в отношении данного документа возникает вопрос о его правовой природе, о соотношении программы развития с уставом университета, о последствиях недостижения показателей, содержащихся в программе. В связи с темой настоящей статьи важным является вопрос о том, к какому виду правовых средств обеспечения реформирования отношений в сфере высшей школы можно отнести данную программу.

Дальнейшее совершенствование организационно-правовой формы учреждения во многом связано с принятием Федерального закона Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [26] (будет введен в действие с 1 января 2011 г.).

Данный закон внес изменения в ст. 120 Гражданского кодекса РФ, устанавливая, в частности, что государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными и казенными. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник его имущества.

3. Как уже отмечалось, одним из направлений структурной реформы высшего профессионального образования является создание национальных исследовательских университетов. Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ предусмотрено, что в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Данная категория устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов утверждается Правительством РФ.

При рассмотрении вышеприведенной нормы ст. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ) обращают на себя внимание следующие важные моменты:

- в п. 21 ст. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» используется термин «категория национальный государственный университет», тогда как в названии ст. 9 речь идет о видах высших учебных заведений. Естественно, возникает вопрос о соотношении понятий «категория» и «вид». Анализ ст. 9 приводит к выводу о том, что категория «национальный государственный университет», по сути, является разновидностью федерального бюджетного вуза. Это вполне соответствует построению системы юридических лиц по российскому гражданскому законодательству, которая предусматривает выделение в одной организационно-правовой форме (например, учреждение) видов и разновидностей. В частности, в соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения выступают разновидностями государственных и муниципальных учреждений;

- категория «национальный государственный университет» устанавливается на основе конкурсного отбора. Ранее уже указывалось, что порядок конкурсного отбора регулируется соответствующим постановлением Правительства РФ [27]. Согласно нормативным правовым актам подобный конкурс является открытым, заявку на участие в конкурсе рассматривают созданные в установленном порядке конкурсная и экспертная комиссии. Пункт 15 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов предусматривает, что «университеты, которым было отказано в допуске к участию в конкурсе, уведомляются об этом Федеральным агентством по образованию в срок не позднее 5 дней со дня утверждения протокола об определении участников конкурса». Согласно п. 18 Положения «университеты - участники конкурса в 10-дневный срок со дня утверждения конкурсной комиссией протокола о победителях конкурса извещаются Федеральным агентством по образованию о результатах конкурса».

Введение конкурсных начал в установлении университетов категории «национальный исследовательский университет» является позитивным моментом на пути развития конкурентных отношений в сфере образования. Однако порядок конкурсного отбора построен исключительно на административно-правовых началах, не прояснен вопрос о возможности обжалования решений конкурсных комиссий в судебном порядке. Указанные недостатки могут повлиять на эффективность конкурсного отбора как правового средства модернизации высшего профессионального образования. Завершая рассмотрение вопроса о федеральных

университетах и национальных исследовательских университетах, следует подчеркнуть, что в ближайшей перспективе в России должно быть создано 7 федеральных университетов и 14 университетов, получивших категорию «национальный государственный университет». Иными словами, идет процесс дифференциации вузов, что в принципе является адекватным тем разнообразным задачам, которые должны быть решены в процессе модернизации высшего профессионального образования. Однако здесь возникает вопрос о пределах такой дифференциации и ее соотношении с принципом юридического равенства, являющегося основой рыночной экономики.

3. Гражданско-правовые средства корпоративного характера

Значимость исследования подобного рода средств объясняется важностью оптимального регулирования корпоративных отношений. В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации1 предлагается включить в предмет гражданского права (ст. 2 ГК РФ) корпоративные отношения, то есть отношения, связанные с правом участия в корпорации.

Что касается участия бюджетных образовательных учреждений в корпоративных отношениях, то в настоящее время действует Федеральный закон от

2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [29]. В соответствии с данным законом Статья 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнена пунктом 8, предусматривающим порядок создания бюджетного образовательного учреждения указанных хозяйственных обществ. Анализ Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ позволяет обратить внимание на следующие моменты.

1. Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными учреждениями, получили право без согласия собственника имущества с уведомления соответствующего органа исполнительной власти быть учредителями хозяйственных обществ, цель создания которых связана с внедрением результатов интеллектуальной деятельности. Необходимо заметить, что ни Гражданский кодекс РФ, ни законодательство об образовании не закрепляли за вузами самостоятельного корпоративного права. Закон предусматривает обязанность уведомления бюджетным вузом об участии в хозяйственных обществах путем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

2. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ предусматривает возможность участия в таких хозяйственных обществах и иных лиц, однако в целях сохранения контроля за деятельностью таких обществ установлено минимальное участие бюджетных вузов в уставном капитале акционерного общества (25%) и минимальная доля в уставном капитале создаваемого ООО (одна треть).

1 Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. [28].

3. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ устанавливает некоторые «преимущества» для хозяйственных обществ, созданных вузами в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности. В частности, независимая оценка вклада, вносимого вузом в уставный капитал хозяйственного общества, требуется в том случае, когда его номинальная стоимость превышает 500000 рублей.

Достаточно перспективным является включение хозяйственных обществ, созданных государственными бюджетными вузами в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности, в категорию малых и средних предпри-ятий1. Это позволит таким хозяйственным обществам участвовать в различных государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ создает правовые основы для эффективного применения (внедрения) бюджетными вузами результатов интеллектуальной деятельности. Однако действие закона распространяется только на государственные вузы, действующие в организационноправовой форме бюджетного учреждения. В результате вне данного закона остались федеральные университеты, созданные в форме автономных учреждений.

С одной стороны, такую ситуацию вряд ли можно отнести к серьезным проблемам, поскольку автономное учреждение в силу Федерального закона от

3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» обладает большей самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. С другой стороны, автономное учреждение - всего лишь тип учреждения, имеющего специальную правоспособность. Сам Федеральный закон «Об автономных учреждениях» каких-либо правил об участии автономного учреждения в хозяйственных обществах не предусматривает.

Между тем право бюджетного вуза на участие в хозяйственных обществах по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, по сути, является специальным корпоративным правом данной организации. Подобное закрепление корпоративных прав за федеральными университетами только способствовало бы решению стоящих перед ним задач.

4. Гражданско-правовые договорные средства модернизации высшего профессионального образования

В отношении гражданско-правовых договоров, являющихся основаниями для возникновения отношений в сфере высшей школы, имеется обширный пласт научных работ (см. [31-34] и др.). Безусловно, договор относится к тем уникальным и универсальным средствам, которые могут использоваться для решения разнообразных задач. Что касается высшего профессионального образования, то необходимо прежде всего исследовать те договоры, участниками которых выступают высшие учебные заведения. Система таких договоров включает в себя, во-первых, те договоры, которые вуз как любое юридическое лицо заключает для обеспечения своей деятельности (подряда, перевозки и т. п.). Во-вторых,

1 Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ внес изменения в ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [30], устанавливающую категорию малых предприятий.

это договоры, на основе которых организуется платная образовательная и предпринимательская деятельность. В-третьих, речь должна идти о тех договорах, которые способствовали бы решению задач по модернизации высшего профессионального образования, обеспечивая его инновационное развитие.

С одной стороны, гражданское законодательство предусматривает договорные конструкции, которые являются оптимальными для научно-исследовательской деятельности вузов. Речь, в частности, идет о договоре на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ). С другой стороны, инновационная деятельность вузов предопределяется необходимостью поиска новых договорных форм. Показательным примером здесь выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 308-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» [34], в соответствии с которым Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополняется ст. 2.1. «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки». Указанная статья предусматривает различные формы интеграции образования и науки, в том числе осуществление высшим учебным заведением и научной организацией совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе. Закон прямо не указывает, на основе каких договоров должна осуществляться данная форма интеграции образования и науки.

Такую ситуацию можно объяснить либо как недоработку законодателя, либо, по сути, отсылкой к использованию договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Между тем интеграция образования и науки на договорной основе имеет существенные особенности, связанные с использованием различных источников финансирования, соблюдением правил о предоставлении отчетности и т. д. Следовательно, целесообразней разработать специальные правила, регулирующие договорные отношения между вузом и научной организацией в области проведения совместных разработок.

Summary

N.E. Karyagin. Civil-Law Means of Modernization of Higher Vocational Education: History, Current State and Prospects for Development.

In modern conditions one of the key lines of the innovation development of the Russian economy is the modernization of higher vocational education, which is connected with the formation of federal universities, giving the rank of “national research university” to some of the institutes of higher education, as well as the integration of education and science. An important role in the modernization of higher education is played by such civil-law means as juridical person, corporate law, and civil-law agreement. This work deals with some historical aspects of the use of the mentioned legal means, their consolidation in the legislation in force and the prospects of their application.

Key words: modernization of higher education, civil-law means, juridical person, higher education institute.

Литература

1. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Итоговый документ саммита «группы восьми». Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. - иКЬ: http://www.civilg8.ru/ 6200^р? свободный.

2. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». - иЯЬ: http://base.garant.ru/182563, свободный.

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Бюл. Минобразования РФ. Выс. и сред. проф. образование. - 2002. - № 2. - С. 3-31.

4. Шкатулла В. И. Правовые аспекты современной системы образования России // Журн. рос. права. - 2007. - № 4. - С. 29-39.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. -Ст. 3301.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

8. Каширина О.В., Козлова Н.В. Модернизация системы государственных научнообразовательных учреждений как средство обеспечения инновационного развития высшего профессионального образования // Законодательство. - 2009. - № 4. -С. 12-23.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (часть I). -Ст. 6241.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 7. - Ст. 786.

12. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 41. - Ст. 4665.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3683.

14. Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -№ 46. - Ст. 5418.

15. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 45. - Ст. 4626.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 45. - Ст. 4627.

17. Новоселова Л.А. Автономные учреждения // Корпорации и учреждения: Сб. ст. / Отв. ред. М.А. Рожкова. - М.: Статут, 2007. - С. 168-196.

18. Новоселова Л.А. Ответственность автономных учреждений по своим обязательствам // Законодательство. - 2008. - № 3. - С. 58-60.

19. Анисимов С.В. Порядок и процедуры формирования органов управления автономным учреждением: особенности и проблемы // Руководитель автономного учреждения. - 2010. - № 1. - С. 12-19.

20. Россохина В. В. Порядок преобразования государственных (муниципальных) учреждений в автономные // Руководитель автономного учреждения. - 2010. - № 1. -С. 34-39.

21. Лукьяненко А.Б. Сравнительная характеристика бюджетных и автономных учреждений // Руководитель автономного учреждения. - 2010. - № 1. - С. 24-28.

22. Молчанов С.В. Автономные учреждения в сфере образования // Образование и право. - 2009. - № 10. - С. 36-44.

23. Лескова Ю.Г. Правовое положение учреждений по российскому законодательству: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2004. - 22 с.

24. Приказ Федерального агентства по образованию от 17 февраля 2010 г. № 125 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” путем изменения типа существующего Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет”». - иЯЬ: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ a125.html, свободный.

25. Указ Президента РФ от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -№ 43. - Ст. 5048.

26. Рос. газета. - 2010. - 12 мая.

27. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 29. - Ст. 3683.

28. Решение Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ от 7 октября 2009 г. - ЦЯЬ: http://www.privlaw.ru/files/ resh071009.rtf, свободный.

29. Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 31. - Ст. 3923.

30. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.

31. Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. - 2007. -№ 4. - С. 29-39.

32. Зернова И. Платные образовательные услуги // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 8. - С. 16-24.

33. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. -М.: Волтерс Клувер, 2007. - 120 с.

34. Вифлеемский А. Платные дополнительные образовательные услуги // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 11. -

С. 32-39.

35. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 49. - Ст. 6069.

Поступила в редакцию 28.04.10

Карягин Николай Егорович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.