Научная статья на тему 'Значение конституционных норм и других законов и нормативно-правовых актов в системе правового регулирования деятельности высших учебных заведений'

Значение конституционных норм и других законов и нормативно-правовых актов в системе правового регулирования деятельности высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
929
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / CONSTITUTIONAL BASES OF EDUCATION / CIVIL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Столярова Елена Андреевна

В статье рассматривается влияние ключевых норм права российского законодательства на правоотношения, возникающие в процессе получения высшего образования. Такими нормами являются положения, содержащие ся в Конституции РФ, Концепциях развития отраслей законодательства. Автором подчёркивается взаимосвязь норм гражданского законодательства и других норм, регулирующих деятельность в сфере высшего образования, и важность их взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value of the constitutional norms and other laws and normative legal acts in the system of legal regulation of activity of higher educational institutions

Influence of key rules of law of the Russian legislation on the legal relationship arising in the course of receiving the higher education is being considered in the article. Such norms are the provisions contained in the Constitution of the Russian Federation, Concepts of development of branches of the legislation. The author emphasizes interrelation of standards of the civil legislation and other norms regulating activity in the sphere of the higher education and importance of their interaction.

Текст научной работы на тему «Значение конституционных норм и других законов и нормативно-правовых актов в системе правового регулирования деятельности высших учебных заведений»

Гражданское право

УДК. 337.780 Е.А. Столярова*

Значение конституционных норм и других законов и нормативно-правовых актов в системе правового регулирования деятельности высших учебных заведений

В статье рассматривается влияние ключевых норм права российского законодательства на правоотношения, возникающие в процессе получения высшего образования. Такими нормами являются положения, содержащиеся в Конституции РФ, Концепциях развития отраслей законодательства. Автором подчёркивается взаимосвязь норм гражданского законодательства и других норм, регулирующих деятельность в сфере высшего образования, и важность их взаимодействия.

Ключевые слова: высшее образование, высшее учебное заведение, конституционные основы образования, гражданское законодательство.

Е.А. Stolyarova*. Value of the constitutional norms and other laws and normative legal acts in the system of legal regulation of activity of higher educational institutions. Influence of key rules of law of the Russian legislation on the legal relationship arising in the course of receiving the higher education is being considered in the article. Such norms are the provisions contained in the Constitution of the Russian Federation, Concepts of development of branches of the legislation. The author emphasizes interrelation of standards of the civil legislation and other norms regulating activity in the sphere of the higher education and importance of their interaction.

Keywords: higher education, higher educational institution, constitutional bases of education, civil legislation.

Высшее образование в современном обществе - признанная ценность. Его проблемы и перспективы развития всегда находились в центре внимания учёных и государственных деятелей. Это обусловлено прежде всего тем, что истинным капиталом во всём мире в настоящее время признаётся человеческий капитал наряду с природными ресурсами и иными материальными благами, а человеческий ресурс - это интеллектуальный ресурс, т.е. люди, обладающие высоким уровнем знаний, способные обеспечить развитие новых технологий, продвижение научных исследований во всех отраслях экономики, а также развитие и функционирование социального государства, культуры и гражданского общества и его цивилизации.

Подготовка основной части специалистов как для производственного сектора экономики, так и для работы в государственных учреждениях осуществляется в высших учебных заведениях - институтах, академиях, университетах, поэтому рассмотрение вопроса об основах нормативно-правового регулирования деятельности высшего учебного заведения является необходимым и актуальным.

В России основной закон - Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 июня 1993 г. (далее Конституция РФ) [1]. Все остальные акты нормотворчества принимаются на её основе и не должны ей противоречить. Это относится и к нормам гражданского права, регулирующим правоотношения, возникающие в процессе получения высшего образования.

Помимо Конституции, нормативно-правовую основу деятельности вузов, в т.ч. осуществляющих подготовку кадров для службы в полиции, составляют множество источников различных отраслей законодательства. Знание этих основ - необходимое условие понимания особенностей получения высшего профессионального образования в Российской Федерации.

«Основная функция сложившейся системы правового регулирования заключается в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, возникающих в сфере образования, и прежде всего образовательных правоотношений, вытекающих непосредственно из

* Столярова, Елена Андреевна, адъюнкт кафедры гражданского права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.Тел: 8-981-804-87-10. E-mail: seapiter@mail.ru.

* Stolyarova, Elena Andreevna, post-graduate of the civil law department of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph: 8-981-804-87-10. E-mail: seapiter@mail.ru.

© Столярова Е.А., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Гражданское право

социально-экономического права человека на образование, а также правовую основу деятельности вузов в процессе предоставления образовательных услуг» [11, с. 23].

«Вопросы высшего профессионального образования регламентируются в Российской Федерации на общегосударственном (федеральном) уровне, хотя само законотворчество в сфере образования относится к совместному ведению суверенной организации публичной политической власти и входящих в ее состав субъектов. Это вытекает из ст. 72 Конституции РФ [3], содержащей подтверждение того, что нормативное правовое регулирование в области образования составляет предмет совместного ведения государства и регионов» [7, с. 97].

Деятельность государства в сфере развития и совершенствования образовательной деятельности, а значит, и в процессе правового регулирования получения высшего профессионального образования, основывается на таких принципах, как уважение к правам и свободам человека; единство образовательного пространства на всей территории государства, при условии учета особенностей получения образования в зависимости от региона и национальных традиций, а также особенностей специализации и направленности определенного вуза; общедоступность образования; необходимость адаптации системы образования, в том числе и высшего профессионального, к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников, в т.ч. и к особенностям, складывающимся в процессе интеграции России в европейское пространство; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; возможность ознакомления обучающихся с научными взглядами различных научных школ; демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Конституция РФ гарантирует право получения образования каждым.

Законодатель понимает образование как процесс развития, саморазвития и воспитания личности, который прежде всего связан с овладением личностью общественно значимым опытом человечества в различных сферах деятельности и функционирования общества. Основные задачи образования - знать, понимать, уметь, участвовать во всех сферах деятельности общества, иметь устоявшееся эмоционально-ценностное отношение к миру» [9, с. 212].

Необходимость совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений продиктована значительным отрывом деятельности бюджетных организаций от современных социально-экономических условий, складывающихся в стране и определяющих переход от сметного финансирования к оптимизации расходов и одновременному повышению эффективности их работы. В сфере деятельности высших учебных заведений повышение эффективности должно выразиться в улучшении качества подготовки специалистов. Внедрение рыночных принципов в работу бюджетных учреждений позволит значительно снизить бюджетные расходы по их содержанию, обеспечить поступательное развитие качества и объема оказываемых услуг» [8].

Концепцией предложены изменения, касающиеся организационно-правовой формы учреждений, что, несомненно, относится и к высшим учебным заведениям, т.к. они осуществляют свою деятельность, как уже отмечено, именно в форме учреждений.

Концепцией развития гражданского законодательства предусматривается унификация содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений, посредством их включения в ГК [6]. В будущем необходимо ориентироваться на модернизацию гражданско-правового положения учреждения в качестве собственника своего имущества, отвечающего по обязательствам перед кредиторами всем своим имуществом [6].

Ряд изменений, о которых законодатель говорил в Концепции, в настоящее время воплощены в законодательстве. С 1 января 2011 г. вступили в силу изменения, внесённые в законодательные акты законом №83-Ф3 от 8 мая 2010 г. Вступление в силу рассматриваемого закона имеет важное значение для правового регулирования деятельности высших учебных заведений, т.к. этот закон внёс изменения в законодательные акты: Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О некоммерческих организациях», Закон «Об образовании», Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и иные нормативно-правовые акты. В частности изменения коснулись и важнейшей гражданско-правовой категории - организационно-правовой формы учреждений, что имеет непосредственное отношение к высшим учебным заведениям.

Организационно-правовая форма характеризует высшее учебное заведение как субъект гражданских правоотношений, отношения собственности образовательного учреждения, а также порядок финансирования деятельности вуза. Сведения об организационно-правовой форме юридического лица должны быть отражены в его наименовании и указывать на характер деятельности организации.

Организационно-правовая форма имеет важное значение в практической деятельности вузов, т.к. от этой правовой категории зависит положение вуза как участника гражданского оборота и организация его внутрихозяйственной деятельности. Таким образом, знание концептуальных основ деятельности вузов как юридических лиц, получивших свое закрепление в основных нормативно-правовых актах гражданского законодательства, крайне важно для всех участников образовательных правоотношений.

Высшее учебное заведение - юридическое лицо, которое занимается предоставлением образовательных услуг, а значит, ключевым понятием в его деятельности является «образование».

Законом установлено, что прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования осуществляется на основании правил, которые устанавливаются образовательными учреждениями самостоятельно в соответствии с законодательством РФ в области образования. Эти

правила должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

В рассматриваемых нормативно-правовых актах установлено, что правовое регулирование отношений в области высшего профессионального образования, в т.ч. и в сфере деятельности высших учебных заведений МВД России, осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании», другими законами и нормативными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации её субъектами, а также на муниципальном уровне [3].

Федеральным законом «О высшем послевузовском профессиональном образовании» в ст. 3 установлена автономия высших учебных заведений. Под автономией учреждения высшего профессионального образования понимается его самостоятельность и независимость в области кадровой политики, осуществлении учебной и научной деятельности, что предполагает независимость в подборе профессорско-преподавательского состава, методах проведения учебных занятий, а также вопросах осуществления научной деятельности. Автономия предполагает также независимость в финансово-хозяйственной и иной деятельности, которая должна осуществляться в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке. [12, с. 56]. При этом финансово-хозяйственная деятельность и гражданско-правовой статус определяются Гражданским кодексом РФ.

Ст. 8 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает, что высшее учебное заведение - это образовательное учреждение, которое учреждено и осуществляет образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования. Высшее учебное заведение имеет статус юридического лица и реализует в соответствии с полученной лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Эта норма ещё раз подтверждает, что высшее учебное заведение с точки зрения гражданско-правового статуса - некоммерческое юридическое лицо, учреждение, реализующее программы высшего профессионального образования и действующее в соответствии с лицензией.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании установлено, что вуз может иметь представительства и филиалы, юридический статус которых регулируется Гражданским кодексом РФ, что ещё раз подтверждает взаимосвязь между отраслями различными отраслями права, регулирующими деятельность учреждений высшего профессионального образования.

Важное значение в системе правового регулирования деятельности вузов занимает гл. 5 федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» - экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования. Нормы этой главы закона регулируют отношения собственности, финансирование, деятельность высшего учебного заведения по оказанию образовательных услуг на возмездной основе, условия оплаты труда профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, учёт отчётность и контроль в вузах. Нормы рассматриваемой главы закона тесно взаимодействуют с нормами гражданского законодательства, применение одних невозможно без других. Закон устанавливает, что отношения между учредителем и высшим учебным заведением по поводу передачи государственного или муниципального имущества в целях осуществления вузом образовательной и иной, предусмотренной уставом, деятельности регулируются ст. 125, 214, 296, 299 Гражданского кодекса РФ

В федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» значительное количество правовых норм содержит ссылки на Гражданский кодекс. Это связано с тем, что вуз является юридическим лицом, обладает гражданско-правовым статусом, и регулирование его деятельности осуществляется системой нормативно-правовых актов, в которой Гражданский кодекс имеет основополагающее значение, т.к. нормы гражданского законодательства универсальны и применяются для всех юридических лиц, в т.ч. и высших учебных заведений.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что только посредством взаимодействия норм гражданского права и норм, регулирующих отношения в сфере образования, возможно построение эффективной системы правового регулирования деятельности вузов. Нормы законодательства нуждаются в постоянном совершенствовании в соответствии с возрастающими с каждым днём требованиями, предъявляемыми к качеству образования в современном мире.

Нормы гражданского законодательства призваны обеспечивать регулирование гражданско-правового статуса, обеспечивать защиту законных прав и интересов, регулировать договорные отношения вуза как с работниками, так и с другими юридическими лицами. Нормы закона о «Высшем и послевузовском образовании» должны дополнять нормы гражданского законодательства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) нормативно-правовое регулирование деятельности вузов осуществляется посредством Конституции РФ, Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;

2) принципиальное значение для регулирования деятельности вузов имеют Концепция развития Российского образования и Концепция развития гражданского законодательства, в которых определены основные направления совершенствования деятельности вузов и положения, определяющие развитие вуза как юридического лица;

3) основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность вуза как юридического лица является Гражданский кодекс, который содержит понятие и характеризует те организационно-правовые формы, в которых вуз может осуществлять свою деятельность как юридическое лицо. Гражданский кодекс также регулирует гражданско-правовой режим имущества учреждений, а значит, и вузов;

4) помимо этого, Гражданский кодекс регулирует порядок заключения и исполнения обязательств по договорам, в которых вуз выступает одной из сторон.

Не менее важными в системе правового регулирования деятельности вузов являются нормы Закона «Об образовании», «О высшем и профессиональном послевузовском образовании», «О

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013

Гражданское право

некоммерческих организациях», Бюджетного кодекса, типового положения о высшем учебном заведении. Нормы этих нормативно-правовых актов детализируют нормы Гражданского кодекса, характеризуют особенности деятельности вузов в определённой организационно-правовой форме, определяют порядок финансирования и основные направления деятельности вузов. Нормы всех этих законов основываются на нормах Гражданского законодательства, поэтому можно говорить о ведущей роли гражданско-правового регулирования в деятельности вузов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 2009. - № 7.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3 - Ст. 150.

5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г., с изм. от 6 декабря 2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. -2010. - № 19. - Ст. 2291.

6. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 9. - Ст. 1255.

7. Концепция развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.

8. Азми, Д. М. О сущности образовательного права (в контексте вопросов юридической систематики) // Образование и право. - 2010.- № 3.- С. 95-104.

9. Кирилловых, А. А. Об учреждениях в Концепции развития гражданского законодательства // Законодательство и экономика. - 2010. - № 11. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.09.2012).

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.

11. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и основным документам Болонского процесса (под ред. А.Н. Козырина). - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.- правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.09.2012).

12. Правовое регулирование образовательной и научной деятельности. Регулирование особенностей административно-правового статуса высших учебных заведений // Ректор вуза. - 2007. - № 7

13. Романова, Л. О. Нормативно-правовые основы управления вузами в условиях административно-правовой реформы // Право и образование. - 2010. - № 12. - С. 54-60.

УДК 333.5 С.П. Цыденов*

Определение земельного участка как объекта гражданских правоотношений

В статье проводится анализ законодательного определения земельного участка как объекта гражданских правоотношений, дается краткий обзор мнений ученых о дефиниции земельного участка. Также приводится анализ судебной практики, свидетельствующей о различии подходов к толкованию понятия земельного участка. Автором раскрываются достоинства законодательного определения земельного участка, а также предлагается собственный подход к вопросу о толковании данного определения.

Ключевые слова: земельный участок, объект, гражданские правоотношения

S.P. Tsydenov*. Determination of land as an object of civil legal relationships. The article analyzes the legal definition of land as an object of civil legal relationships, a brief overview of the positions of scientists to the definition of land. It also provides an analysis of judicial practice, demonstrating the different approaches to the interpretation of the concept of land. The author reveals the dignity of the legislative definition of land, and offers its own approach to the interpretation of the definition.

Keywords: land, object, civil legal relationships.

* Цыденов, Саян Пурбоевич, главный специалист-юрисконсульт Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, соискатель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: cidenov@rapet.commim.spb.ru.

* Tsydenov, Sayan Purboevich, legal counselor of the Committee of City Property Management of St. Petersburg, Competitor of the Department of Civil Law University of St. Petersburg Russian Interior Ministry. E-mail: cidenov@rapet.commim.spb.ru.

© Цыденов С.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.