Научная статья на тему 'Дифференциация университетов России: механизм ротации'

Дифференциация университетов России: механизм ротации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / FEDERAL UNIVERSITIES / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / РОТАЦИЯ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / ROTATION LEADING UNIVERSITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / INDEPENDENTLY DEVELOP EDUCATION STANDARDS / НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / NORMATIVE PER CAPITA FINANCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воров Андрей Борисович

Целью данной исследовательской статьи является систематизация особенностей правового регулирования присуждения и лишения особых категорий университетов в российской высшей школе, а также отдельных преимуществ получаемых университетами вместе с категорией. На основе анализа нормативно-правовых актов в статье впервые рассматривается возможность проведения процедуры ротации университетов с особым статусом и университетов, имеющих категорию «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет». В результате исследования показано, что правовые основания для проведения процедуры ротации имеются только в отношении национальных исследовательских университетов. Кроме того, анализ правовых источников позволил выделить особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности исследуемых категорий университетов, в том числе в рамках нормативно-подушевого финансирования. Выявленные особенности функционирования и преференции финансового обеспечения определены в качестве возможных потерь следующих за лишением категории «национального исследовательского университета». В заключении сформулированы рекомендации по принятию решений в отношении категории «национальный исследовательский университет» для всех ее действующих обладателей, а также сформулированы вопросы для дальнейших исследований в области управления институциональным ландшафтом высшего образования России. Статья представляет интерес для органов управления высшим образованием, руководством высших учебных заведений и исследователей проблем системного развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation of universities in Russia: the rotation mechanism

The aim of this research article is to systematize peculiar features of legal regulations of awarding and dispossession of particular university categories in the Russian higher education system as well as separate advantages received together with a certain category. On the basis of legislation norms analysis the authors for the first time look into the opportunity of rotation procedure for universities with peculiar status, federal universities and national research universities. The research demonstrates the presence of legal basis for rotation procedure only in case of national research universities. Besides that the analysis of legal norms allowed for identifying peculiar features of functioning and financial support of activities of universities under research, including the format of per capita financing.. Identified peculiarities of functioning and preferences of financial support are defined as potential losses incurred by the dispossession of "national research university" category. In the conclusion author formulates recommendation for making decisions concerning the category "national research institution" for all its holders as well as questions for further research in the field of institutional landscape management in the field of higher education in Russia. The article is of interest for higher education management, educational administration bodies and researchers in the field of higher education system development.

Текст научной работы на тему «Дифференциация университетов России: механизм ротации»

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ

DOI 10.15826/^.2016.105.043

А. Б. Воров*

Национальный фонд подготовки кадров, Москва, Россия

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ: МЕХАНИЗМ РОТАЦИИ

Ключевые слова: федеральные университеты; национальные исследовательские университеты; ротация ведущих университетов; самостоятельно разрабатываемые образовательные стандарты; нормативно-подушевое финансирование.

Целью данной исследовательской статьи является систематизация особенностей правового регулирования присуждения и лишения особых категорий университетов в российской высшей школе, а также отдельных преимуществ получаемых университетами вместе с категорией. На основе анализа нормативно-правовых актов в статье впервые рассматривается возможность проведения процедуры ротации университетов с особым статусом и университетов, имеющих категорию «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет». В результате исследования показано, что правовые основания для проведения процедуры ротации имеются только в отношении национальных исследовательских университетов. Кроме того, анализ правовых источников позволил выделить особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности исследуемых категорий университетов, в том числе в рамках нормативно-подушевого финансирования. Выявленные особенности функционирования и преференции финансового обеспечения определены в качестве возможных потерь следующих за лишением категории «национального исследовательского университета». В заключении сформулированы рекомендации по принятию решений в отношении категории «национальный исследовательский университет» для всех ее действующих обладателей, а также сформулированы вопросы для дальнейших исследований в области управления институциональным ландшафтом высшего образования России. Статья представляет интерес для органов управления высшим образованием, руководством высших учебных заведений и исследователей проблем системного развития высшей школы.

2014 г. у для всех национальных исследователь-& скнх университетов и большинства федеральных университетов завершился этап выполнения программ развития с финансовой поддержкой из средств федерального бюджета, при подведении итогов которого стала очевидной необходимость учета фактически достигнутого уровня развития данных университетов и настоятельная потребность корректировки программ развития с учетом достигнутой динамики ранее установленных индикаторов деятельности. В связи с этим президиум Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике на заседании от 20 мая 2014 г. указал на необходимость в 2015 г. «обеспечить актуализацию программ развития ведущих университетов, в отношении которых

установлены категории "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет"», в том числе в части:

- установления единой системы целевых показателей реализации программ развития, обеспечивающих их сопоставимость;

- развития сетевого взаимодействия и внутри-российской академической мобильности ведущих университетов и иных образовательных и научных организаций;

- взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики;

- создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями» [1].

Кроме того, во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 559 «О мерах по реализации

*Воров Андрей Борисович - главный специалист Национального фонда подготовки кадров (НФПК); 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, стр. 1, +7 (495) 274-03-90 (91, 92); vorov@ntf.ru.

государственной политики в области образования и науки», Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № ДМ-П8-2804 и постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», результаты деятельности всех высших учебных заведений оцениваются Министерством образования и науки Российской Федерации по широкому кругу сопоставимых показателей. Благодаря этому возможно объективное сопоставление научно-образовательного потенциала и динамики его развития в университетах независимо от представительства в кластерах, объединенных формальным отнесением к установленным законодательством категориям или участием в проектах государственной поддержки. Анализ результатов мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, проведенного в 2013-2015 гг. [2], показал, что:

- во-первых, не все национальные исследовательские и федеральные университеты можно безоговорочно отнести к безусловным лидерам отечественной системы высшего образования и многие из них имеют существенные резервы в повышении своей активности по основным видам деятельности;

- во-вторых, среди университетов, не имеющих категорий, позволяющих отнести их числу «ведущих», имеется определенное число вузов, которые по своему научно-образовательному потенциалу и эффективности его использования могли бы претендовать на получение статуса «ведущих».

По-видимому, имеет право на существование часто высказываемое предложение о необходимости ротации ведущих университетов, достойных репутационной и приоритетной ресурсной поддержки на основании комплексной оценки их деятельности [3].

Действующее законодательство Российской Федерации в настоящее время определяет следующие образовательные организации, имеющие особый правовой статус в системе высшего образования:

- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет как ведущие классические университеты;

- образовательные организации, которым установлена категория «федеральный университет»;

- образовательные организации, которым установлена категория «национальный исследовательский университет» [4].

Правовой статус Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета установлен специальным федеральным законом [5]. Процедура установления данного особого правового статуса не предполагает проведения каких-либо мероприятий конкурсного отбора, следовательно, отсутствуют и законодательно закрепленные критерии получения образовательными организациями этого статуса и его лишения. Закон определяет указанные образовательные организации как ведущие классические университеты Российской Федерации, а также закрепляет их организационно-правовую форму в виде бюджетных учреждений. При этом законом для них устанавливается ряд особых прав:

1) право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты;

2) право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста;

3) право самостоятельно создавать филиалы, в том числе за рубежом.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «в целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория "федеральный университет"» [4]. Таким образом, категория «федеральный университет» устанавливается образовательным организациям Правительством Российской Федерации при их создании в организационно-правовой форме автономного учреждения. При принятии данного решения Правительство Российской Федерации обязано учесть предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Процедура установления категории «федеральный университет» не предполагает проведения какого-либо конкурсного отбора, лишение данной категории возможно только одновременно с ликвидацией образовательной организации, которой данная категория установлена, поскольку иного порядка лишения образовательной организации категории «федеральный университет» законодательство не предусматривает.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [4]. При этом законодательство не устанавливает организационно-правовой формы национальных исследовательских университетов, которые могут быть как бюджетными, так и автономными учреждениями.

В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» «образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет"» [4]. При этом установлен только уровень принятия решений -Правительство Российской Федерации, а процедура лишения категории не прописана.

Таким образом, категория «национальный исследовательский университет» является единственной, установление которой происходит по результатам конкурсного отбора, а также которой образовательная организация может лишиться в случае неэффективной реализации программы развития.

При рассмотрении вопроса о ротации национальных исследовательских университетов, лишении и присвоении соответствующей категории необходимо оценить, какие особые права приобретает или теряет университет в этом случае.

Анализ нормативно-правовых актов в сфере образования показывает, что установление или

лишение университета категории «национальный исследовательский университет» приводит к приобретению или лишению его следующих особых прав:

1. Право самостоятельной разработки и утверждения образовательных стандартов по всем уровням высшего образования (ч. 10 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). Этим законом такое право предоставлено ведущим классическим (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ) национальным исследовательским и федеральным университетам, а также Указом Президента Российской Федерации от 09.09.2008 № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» такое право предоставлено еще пяти университетам, не относящимся ни к одной из особых категорий.

Следует отметить, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использует такую формулировку как «вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» [4], что оставляет нерешенным вопрос о сохранении или прекращении права реализовывать образовательные программы на основе таких стандартов при лишении университета категории «национальный исследовательский университет».

2. Право национальных исследовательских университетов, наряду с другими вузами с особым статусом, на установление значительных финансовых преференций по сравнению с другими образовательными организациями.

Необходимо отметить, что, независимо от особого статуса, число обучающихся как основа для определения бюджетных ассигнований в форме контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки определяется по результатам публичного конкурса. В этом отношении университеты, имеющие и не имеющие особого статуса, формально находятся в состоянии юридического равенства и могут приобрести определенные преимущества при установлении контрольных цифр в силу превосходства своего научно-образовательного потенциала (средний балл ЕГЭ, публикационная активность, удельный вес контингента иностранных студентов, доходы от НИОКР, средняя заработная плата НПР, трудоустройство выпускников и др.). Действующее бюджетное законодательство

не оперирует статусами «ведущий классический университет», «федеральный университет», «национальный исследовательский университет». Основным видом деятельности всех образовательных организаций высшего образования является оказание государственных услуг по реализации образовательных программ, и данный вид деятельности закрепляется в государственном задании и образует основной источник финансирования в форме субсидии на выполнение государственного задания.

Вместе с тем бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии не только на выполнение государственного задания, но и на иные цели, в том числе с учетом задач и особенностей функционирования университетов, имеющих особый правовой статус. В частности, для национальных исследовательских университетов установленный порядок финансового обеспечения имеет следующие особенности:

- возможность предоставления субсидий на реализацию программ развития национальных исследовательских университетов в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации. Несмотря на то, что период бюджетного финансирования победителей конкурсов 2009-2010 гг. на присвоение категории «национального исследовательского университета» закончился, принципиальная возможность финансирования программ развития национальных исследовательских университетов в рамках бюджетных субсидий сохраняется и может осуществляться по специальным государственным решениям;

- возможность установления повышающих коэффициентов для стипендиального фонда. Правовым основанием к этому является Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования», в соответствии с которым Приказом Минобрнауки России от 24.11.2011 № 2745 «Об установлении повышающих коэффициентов для стипендиального фонда федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» такие повышающие коэффициенты введены и составляют: для МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ - 1,4,

для федеральных и национальных исследовательских университетов - 1,25;

- значительные финансовые преференции национальные исследовательские университеты имеют в рамках нормативно-подушевого финансирования (НПФ) [6]. Задача перехода к НПФ с учетом особенностей образовательных программ была поставлена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а основные положения системы НПФ сформулированы в методике разработанной Минобрнауки России [7].

Преференции для национальных исследовательских университетов возникают благодаря установлению корректирующих коэффициентов, которые позволяют учесть объективные факторы, которые определяют различия в стоимости образовательных услуг вузов сверх параметров, учитываемых при формировании стоимостных групп, и применяются к отдельным составляющим базовых нормативных затрат [8]. В частности, перечнем нормативных затрат и отраслевых и территориальных коэффициентов на 2016 г. устанавливаются корректирующие коэффициенты «отражающие право ведущего вуза самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования». Помимо этого, в отношении ведущих вузов, к которым согласно методике в том числе относятся национальные исследовательские университеты, устанавливается корректирующий коэффициент, отражающий достижение целевых показателей эффективности деятельности (средний балл ЕГЭ, объем НИОКР на 1 НПР и др.).

Применение корректирующих коэффициентов может увеличить итоговое значение нормативных затрат по сравнению с базовым в три-четыре раза [9]. Лишение университета категории «национальный исследовательский университет» с потерей права самостоятельно устанавливать образовательные стандарты приводит к тому, что указанные повышающие коэффициенты не могут применяться к отдельным составляющим базовых нормативных затрат для обучения контингента студентов, принимаемых в последующие годы. Поскольку параметры нормативно-подушевого финансирования, сформированные в первый год приема, остаются неизменными для этого контингента на весь период обучения, до завершения обучения студентов по программам на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов действие корректирующих коэффициентов должно сохраняться.

Отвечая на вопрос, поставленный в названии настоящей статьи, можно сделать вывод, что в рамках действующего законодательства вместе с категорией «национальный исследовательский университет» образовательная организация лишается:

а) права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты;

б) возможности получения субсидий на реализацию программ развития по отдельным решениям Минобрнауки России;

в) повышающих коэффициентов для стипендиального фонда;

г) применения в отношении образовательной организации части корректирующих коэффициентов для базовых составляющих нормативных затрат в рамках нормативно-подушевого финансирования государственных образовательных услуг для вновь принимаемого на обучение контингента студентов.

Таким образом, несмотря на фактическое завершение бюджетного финансирования программ развития национальных исследовательских университетов, наличие специальной категории позволяет университетам получать дополнительную материальную поддержку в рамках общих и специальные мер государственной финансовой политики в области образования, что представляется достаточно весомым аргументом для поддержания заинтересованности вузов в эффективной реализации программ развития.

Анализ нормативно-правовой базы в отношении ротации университетов, имеющих категорию «национальный исследовательский университет», приводит к выводу о необходимости решения вопроса о статусе всех национальных исследовательских университетов по завершении утвержденных программ развития.

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», утративший силу с 1 сентября 2013 г., устанавливал, что «категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий (ч. 2, п. 2.1, ст. 9)» [10]. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1613-р и от 20 мая 2010 г. № 812-р, установившие перечень университетов, в отношении

которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», были изданы в период действия Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ и содержали прямую ссылку на ст. 9 этого закона: «В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установить категорию "национальный исследовательский университет" в отношении университетов по перечню согласно приложению» [11, 12].

В соответствии с этим в отношении 27 национальных исследовательских университетов, получивших категорию «национальный исследовательский университет» в результате конкурсного отбора, соответствующая категория фактически установлена на 10-летний срок, несмотря на то, что распоряжениями Правительства Российской Федерации это специально не оговаривается. Программы развития этих 27 национальных исследовательских университетов утверждены приказами Минобрнауки России также на 10 лет.

НИЯУ «МИФИ» и НИТУ «МИСиС» были созданы Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» и в соответствии с этим Указом программы создания и развития этих университетов утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 915-р и от 30 июля 2009 г. № 1073-р на срок до 2017 г. Фактически этим университетам категория «национальный исследовательский университет» при создании не присваивалась и не могла быть присвоена, поскольку ч. 2, п. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» об установлении такой категории университетов была введена только в феврале 2009 г. Федеральным законом от 10.02.2009 № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». В связи с этим фактически НИЯУ «МИФИ» и НИТУ «МИСиС» являются участниками пилотного проекта и реализуют программы создания и развития со сроками выполнения в 2009-2017 гг., а категорию «национальный исследовательский университет» они получили на срок реализации программ в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 10.02.2009 № 18-ФЗ, которая гласит: «Национальные исследовательские университеты, созданные на базе федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального

образования до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются имеющими категорию "национальный исследовательский университет" до истечения срока действия программ их создания и развития, утвержденных в установленном порядке, или лишения этой категории в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"» [13].

Таким образом, нормативно-правовые аспекты имевших место процедур отнесения университетов к категории «национальный исследовательский университет» требуют итоговой оценки эффективности программ развития и принятия на этой основе решения о сохранении или лишении категории для университетов, которым данная категория установлена по результатам конкурсного отбора и завершивших выполнение утвержденных в установленном порядке программ развития. Для НИЯУ «МИФИ» и НИТУ «МИСиС», не проходивших конкурсного отбора программ создания и развития, заключительная оценка эффективности их выполнения одновременно должна стать процедурой подведения итогов пилотного проекта. Очевидно, что о лишении категории «национальный исследовательский университет» в соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вопрос подниматься не будет, а сохранение данной категории, строго говоря, возможно в результате участия университетов в конкурсном отборе программ развития. Однако в виде исключения на основании оценки эффективности реализации программ создания и развития этих университетов Правительство Российской Федерации может на основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установить (или лучше - сохранить) категорию «национальный исследовательский университет».

В связи с этим основной рекомендацией по ротации университетов, имеющих категорию «национальный исследовательский университет», является синхронизация итоговой оценки эффективности реализации программ развития со сроками их завершения, на основании этой оценки внесение Министерством образования и науки Российской Федерации предложений в Правительство Российской Федерации об установлении (или сохранении) университетам на основании ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» категории «национальный исследовательский

университет» или лишении данной категории в соответствии с ч. 6 ст. 24 данного Федерального закона.

При положительной динамике показателей, характеризующих развитие научно-образовательного потенциала и эффективность деятельности всех национальных исследовательских университетов в период реализации программ развития, и, учитывая ресурсное обеспечение программных мероприятий только из собственных средств от приносящей доход деятельности, инициировать лишение вузов категории «национальный исследовательский университет» до завершения реализации программ развития нецелесообразно.

Постановку вопроса о расширении числа университетов, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлена категория «национальный исследовательский университет», также нельзя считать своевременной до подведения итогов выполнения программ развития университетов этой категории, тем более что происходит интенсивный процесс реструктуризации сети вузов путем интеграции, расширение числа участников проекта по повышению международной конкурентоспособности университетов в рамках проекта «5-100» и формирование на конкурсной основе сети опорных региональных вузов.

Сегодня однозначно можно говорить, что государственная образовательная политика последних лет направлена на значительную стратификацию российской системы высшего образования. В результате принятых мер возникли различные группы университетов, объединенных в рамках нормативно-правового поля или на основании включенности в системные проекты государственной поддержки. Проведенное исследование показало, что среди университетов, обладающих особым статусом или имеющих законодательно закрепленную категорию, только в отношении национальных исследовательских университетов имеются правовые основания для применения механизма ротации. Однако возникает вопрос: должны ли быть закрытыми и неизменными остальные категории университетов? Может ли другой университет в случае значительного повышения международной конкурентоспособности получить особый статус по аналогии с МГУ имени М. В. Ломоносова или СПбГУ? Может ли опорный университет со временем получить категорию «федерального университета»? Должны ли применятся санкции в отношении университетов, не обеспечивших необходимой динамики развития? Ответы на эти вопросы могут стать основой

для дальнейших исследований в области управления институциональным ландшафтом высшего образования России.

Список литературы

1. Решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ orders/12642/ (дата обращения: 03.06.2016).

2. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu. ru/monitoring/ (дата обращения: 30.05.2016).

3. Сценарии развития национальных исследовательских университетов. Университетская гостиная Национального фонда подготовки кадров // Университет. управление: практика и анализ. 2014. № 1 (89). С. 81-84.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газета. 2012. 31 декабря.

5. О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете : Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ // Рос. газета. 2009. 13 ноября.

6. Боровская М. А., Ястребова О. К., Цветкова А. В. Новый механизм финансирования учреждений высшего профессионального образования: первые результаты // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 3-14.

7. Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2015 г. № 1272 «О Методике определения нормативных затрат

на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)» [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки.рф/ документы/7076 (дата обращения: 08.06.2016).

8. Боровская М. А., Ястребова О. К., Цветкова А. В., Михалькова Е. Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 3-14.

9. Ястребова О. К. Развитие нормативного бюджетного финансирования высшего образования // Науч.- ис-след. финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 1 (23). С. 41-51.

10. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Рос. газета. 1996. 29 августа.

11. О Перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. № 1613-р // Рос. газета. 2009. 11 ноября.

12. О Перечне университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 812-р // Собрание законодательства РФ. 2010. 24 мая.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов: Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ // Рос. газета. 2009. 13 февраля.

DoI 10.15826/umj.2016.105.043

A. B. Vorov*

National training foundation (NTF), Moscow, Russian Federation

differentiation of universities in Russia: the rotation mechanism

Keywords: federal universities, national research universities, rotation leading universities, independently develop education standards, normative per capita financing.

The aim of this research article is to systematize peculiar features of legal regulations of awarding and dispossession of particular university categories in the Russian higher education system as well as separate advantages received together with a certain category. On the basis of legislation norms analysis the authors for the first time look into the opportunity of rotation procedure for universities with peculiar status, federal universities and national research universities. The research demonstrates the presence of legal basis for rotation procedure only in case of national research universities. Besides that the analysis of legal norms allowed for identifying peculiar features of functioning and financial support of activities of universities under research, including the format of per capita financing.. Identified peculiarities of functioning and preferences of financial support are defined as potential losses incurred by the dispossession of "national research university" category. In the conclusion author formulates recommendation for making decisions concerning the category "national research institution" for all its holders as well as questions for further research in the field of

'Vorov Andrey Borisovich, Chief Specialist of National Training Foundation (NTF); 1905 Goda str. 7, bld. 1, Moscow, 123022, Russian Federation; +7 (495) 274-03-90 (91, 92); vorov@ntf.ru.

institutional landscape management in the field of higher education in Russia. The article is of interest for higher education management, educational administration bodies and researchers in the field of higher education system development.

References

1. Resheniyapo itogam zasedaniya prezidiuma Sovetapri Prezidente Rossii po realizatsii prioritetnykh natsional 'nykh proektov i demograficheskoi politike [Decisions after the meeting of the Presidium of Council under the Russian President by Implementation of Priority National Projects and Demographic Policy] available at: http://government.ru/ orders/12642/ (accessed: 03.06.2016).

2. Informatsionno-analiticheskie materialypo rezul'tatam provedeniya monitoringa effektivnosti obrazovatel'nykh or-ganizatsii vysshego obrazovaniya [Information-Analytical Materials on the Results of Monitoring the Effectiveness of Educational Institutions of Higher Education], available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (accessed: 30.05.2016).

3. Stsenarii razvitiya natsional'nykh issledovatel'skikh universitetov. Universitetskaya gostinaya Natsional'nogo fonda podgotovki kadrov [Development scenarios for of national research universities. University lounge of National Training Foundation] // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. [University Management: Practice and Analysis]. 2014. no. 1 (89). pp. 81-84.

4. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [About education in the Russian Federation: Federal Law dated 29 December 2012 No. 273-FZ] // Rossiiskayagazeta [Russian newspaper], 2012, December 31.

5. O Moskovskom gosudarstvennom universitete ime-ni M. V. Lomonosova i Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete: Federal'nyi zakon ot 10 noyabrya 2009 g. № 259-FZ [About Moscow State University named MV Lomonosov and St. Petersburg State University: Federal Law dated 10 November 2009 No. 259-FZ] // Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper]. 2012. November 13.

6. Borovskaya M. A., Yastrebova O. K., Tsvetkova A. V. Novyi mekhanizm finansirovaniya uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya: pervye rezul'taty [New financing mechanism in higher education: first results] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2012. No. 5, pp. 3-14.

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 30 oktyabrya 2015 g. № 1272 «O Metodike opredeleniya normativnykh za-trat na okazanie gosudarstvennykh uslug po realizatsii obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya po spetsial'nostyam (napravleniyam podgotovki) i ukrupnen-nymgruppam spetsial'nostei (napravleniipodgotovki)» [The Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 30 October 2015 No. 1272. About Methodology of defining normative cost of providing public services for the implementation higher education programs

by specialties (education areas) and integrated groups of specialties (education areas)], URL: http: //minobrnauki.rf/ dokumenty/7076 (accessed: 06.08.2016).], available at: http:// MHHo6pHayKH.p^/goKyMeHTti/7076 (accessed: 08.06.2016).

8. Borovskaya M. A., Yastrebova O. K., Tsvetkova A. V., Mikhal'kova E. E. Gruppovye normativy zatrat po spetsial'nostyam i napravleniyam podgotovki kak klyuchevoi etap reformy finansirovaniya vuzov [Group subject-related standard costs as a key stage in funding reform in higher education] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2012. No. 6. pp. 3-14.

9. Yastrebova O. K. Razvitie normativnogo byudzhetnogo finansirovaniya vysshego obrazovaniya [The Development of the Unit Cost Funding of Higher Education] // Nauchno-issledovatel 'skii finansovyi institut. Finansovyi zhur-nal [Financial Research Institute. Financial journal]. 2015. No. 1 (23). pp. 41-51.

10. O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii: Federal'nyi zakon ot 22 avgusta 1996 № 125-FZ [About Higher and Postgraduate Professional Education: Federal Law dated 22 August 1996 No. 125-FZ] // Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 1996. August 29.

11. O Perechne universitetov, v otnoshenii kotorykh ustanavlivaetsya kategoriya "natsional'nyi issledovatel'skii universitet": Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 2 noyabrya 2009 g. № 1613-r [About the list of universities in relation to which have established the category "national research university": Order of the Government of Russian Federation dated 2 November 2009 No. 1613-r] // Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2009. November 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. O Perechne universitetov, v otnoshenii kotorykh ustanavlivaetsya kategoriya "natsional'nyi issledovatel'skii universitet": Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 20 maya 2010 g. № 812-r [About the list of universities in relation to which have established the category "national research university": Order of the Government of Russian Federation dated 20 May 2010 No. 812-r] // Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of the RF legislation], 2010. May 24.

13. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po voprosam deyatel'nosti federal'nykh universitetov: Federal'nyi zakon ot 10 fevralya 2009 g. № 18-FZ [On the introduction of amendments to particular legislative acts of Russian Federation on the activities of the federal universities: Federal Law dated 10 February 2009 No. 18-FZ] // Rossiiskaya gazeta [Russian newspaper], 2009. February 13.

T

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.