Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ / МЕХАНИЗМ / ФОРМИРОВАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Складчиков Сергей Витальевич, Лукьянова Алина Дмитриевна

Настоящая статья посвящена исследованию гражданско-правовых механизмов формирования и реализации управленческой формы корпоративного контроля в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Складчиков Сергей Витальевич, Лукьянова Алина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL-LEGAL MECHANISMS FOR THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE MANAGEMENT FORM OF CORPORATE CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the study of civil law mechanisms for the formation and implementation of the management form of corporate control in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ФОРМЫ КОРПОРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

_Трудовое право; право социального обеспечения

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_271

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА ON THE LEGAL RELATIONSHIP BETWEEN CERTAIN TYPES OF SOURCES OF LABOUR LAW

ЛАДА Алексей Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного и частного права

Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, г. Хабаровск, Российская Федерация. E-mail: [email protected];

LADA Alexey Sergeevich,

Ph.D., Assistant Professor of Public and Private Law at the Far Eastern Institute of Management, a branch of RANHIGS, Khabarovsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассматриваются отдельные виды источников трудового права, их соотношение по юридической силе, выделяются проблемы правоприменения, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

Abstract: the article considers certain types of sources of labor law, their correlation in legal force, highlights the problems of law enforcement, and suggests ways to improve legislation.

Ключевые слова: международный договор, федеральный конституционный закон, трудовой кодекс РФ.

Keywords: international treaty, federal constitutional law, labor Code of the Russian Federation.

Дата направления статьи в редакцию: 17.11.2020

В юридической литературе, в т.ч. и по трудовому праву, большинство ученых под источником права понимает форму выражения норм трудового права[16, с.27]. В последнее время в научных работах по трудовому праву под источниками трудового права стали понимать исключительно нормативные правовые акты[7, с.62]. С таким мнением сложно согласиться, поскольку в мировой практике помимо нормативного правового акта существует еще пять источников права (в т.ч. и трудового): нормативный договор, обычай, религиозная догма, судебный прецедент, юридическая доктрина[15, с.338,339]. К источникам трудового права в Российской Федерации можно отнести: нормативный правовой акт, нормативный договор, а также некоторые авторы к источникам трудового права относят обычай[11, с.8]. В связи с этим выглядит более предпочтительнее определение И.К. Дмитриевой, согласно которому: «источники трудового права - это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников» [14, с.28].

В Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) видам источников трудового права посвящены две статьи: 5 и 10[2]. Статья 5 ТК РФ перечисляет т.н. «внутренние» источники трудового права, к которым относит трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, а в ст. 10 указывается ни их соотношение с международными договорами.

Пункт 4 в ст. 15 Конституции РФ устанавливает приоритет международных договоров РФ над законом[1]. Между тем, вопрос о соотношении Конституции РФ и международного договора долгое время носил дискуссионный характер. Большинство ученых придерживалось мнения о приоритете Конституции РФ над международным договором[10,с.50; 13,с.107; 17,с.115], хотя приводились аргументы и о приоритете применения международных договоров в случае возникновения конкретной коллизионной ситуации[9, с.70].

Сторонники приоритета Конституции РФ над нормами международного договора, в первую очередь, приводили позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 14.07.2015 №21-П, о том, что нормы международных договоров не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации» [4].

Тем не менее, на законодательном уровне данный вопрос не был решен. И только внесенными поправками в ст. 79 Конституции РФ был установлен приоритет Конституции РФ перед международными договорами.

Однако, остался не решенным вопрос о соотношении федеральных конституционных законов и международных договоров. С одной стороны, федеральные конституционные законы имеют особый правовой статус и принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, с другой стороны, в Конституции РФ прямо не указано об их приоритете над международными договорами РФ. В связи с этим возникает вопрос, можно ли по аналогии к федеральным конституционным законам, как продолжению конституционных положений, применить по аналогии норму о приоритете Конституции РФ над международными договорами, или все-таки, необходимо применить норму ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров над законами, в т.ч. конституционными?

Большинство ученых придерживается мнения о приоритете международного договора над федеральным конституционным законом. В качестве аргумента они приводят позицию Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 № 6-П, в котором федеральному законодателю предписана обязанность приведения нормы федерального конституционного закона в соответствие с действующим между-

народным договором[5], что свидетельствует о приоритете норм международного права[12].

В некоторых кодексах РФ поименованы источники права, хотя прямо не указано, что они поименованы именно по юридической силе, но такой вывод можно сделать из анализа указанных статей. В частности, в ГПК РФ и АПК РФ федеральные конституционные законы указаны после международных договоров. Иная позиция прослеживается в ТК РФ. Как уже упоминалось, статья 10 ТК РФ устанавливает приоритет международного договора перед трудовым законодательством, причем ст. 5 ТК РФ очень узко трактует понятие «трудовое законодательство» (включая в него только ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ) и не относит федеральные конституционные законы к трудовому законодательству. В связи с этим вопрос о соотношении международных договоров и федеральных конституционных законов в ТК РФ остается открытым.

Тем не менее, следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ о приоритете международных договоров над федеральными конституционными законами, кроме того, при внесении изменений в ст. 79 Конституции РФ не вносились поправки относительно приоритета федеральных конституционных законов над международным договором.

В связи с этим, учитывая в ст. 5 ТК РФ узкую трактовку трудового законодательства, представляется необходимым внести изменения в ст. 10 ТК РФ следующего содержания: «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные федеральным конституционным законом, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора».

Еще одним дискуссионным вопросом в юридической литературе является вопрос о соотношении ТК РФ и федеральных законов. В ст. 5 ТК РФ установлен приоритет ТК РФ над федеральными законами. Аналогичные нормы также существуют в ГК РФ и УК РФ. При этом ТК РФ сам является федеральным законом. Насколько обоснован указанный приоритет мнения авторов разделились. Так, Ершова считает, что, в части третьей статьи 5 ТК РФ теоретически обоснованно установлен приоритет норм трудового права, содержащихся в ТК РФ, над нормами трудового права, находящимися в иных федеральных законах[8, с.25].

Авторы, считающие, что кодексы имеют приоритет ссылаются в основном на УК РФ, поскольку в юридической литературе не вызывает сомнений его приоритет.

Однако необходимо учитывать, что трудовое законодательство, в отличии от уголовного и гражданского, не относится к исключительной компетенции РФ, в связи с этим по указанным вопросам нормативные правовые акты могут принимать также субъекты РФ, в которых как правило отсутствуют свои трудовые кодексы. Кроме того, ТК РФ не является всеобъемлющим нормативным актом в области регулирования трудовых отношений.

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует такой вид нормативного правого акта как кодекс. В ФЗ от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» упоминается только о федеральных конституционных и федеральных законах и ничего не упоминается о кодексах.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 3 февраля 2000 г. Ы22-О По запросу Питкярантского городского суда республики Карелия о проверке конституционности статьи 26 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" разъяснил, что поскольку Конституцией Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. [6]

Между тем, следует признать, что у правоприменителя может возникнуть проблема в случае противоречия федерального закона, принятого позднее, Трудовому кодексу РФ, поскольку ему придется выбирать, чем руководствоваться в данной ситуации: ст. 5 ТК РФ или N 5-ФЗ, а впоследствии применить нормы ст. 12 ТК РФ о приоритете действия федерального закона, принятого позднее.

Поскольку федеральные законы обладают равной юридической силой, необходимо исключить нормы ч.3-5 из ст. 5 ТК РФ.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу, применительно к ТК РФ вопрос о том, нужно ли определенные отношения, урегулированные ТК РФ, изменять путем внесения изменений в ТК РФ или принимать отдельный ФЗ РФ должен решаться не на уровне правовприменителя, а на уровне подготовки законопроекта.

В связи с этим необходимо внести изменения в главу 12 «Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение» регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ[3], обязывающие лицо, обладающее законодательной инициативой, а также соответствующий комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ при подготовки законопроекта и предварительном рассмотрении на уровне заключения дать оценку, противоречит ли предложенный законопроект положениям ТК РФ, и, если противоречит, то оформить законопроект в виде изменений в ТК РФ, если же не противоречит, то оформить законопроект в виде отдельного федерального закона.

В связи с внесением изменений в ст. 79 Конституции РФ окончательно решился вопрос о приоритете Конституции РФ над международными договорами РФ, тем не менее, вопрос о соотношении федеральных конституционных законов и международных до-

Трудовое право; право социального обеспечения

говоров требует законодательного решения. Из определений Конституционного Суда РФ можно сделать вывод, что международный договор выше по юридической силе федерального конституционного закона.

К сожалению, нормы ТК РФ не дают однозначного ответа на указанный вопрос. В связи с этим, учитывая предложенную законодателем в ст. 5 ТК РФ узкую трактовку трудового законодательства, не включающую в указанное понятие федеральные конституционные законы, представляется необходимым внести изменения в ст. 10 ТК РФ следующего содержания: «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные федеральным конституционным законом, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора».

Еще одним дискуссионным вопросом в юридической литературе является вопрос о соотношении ТК РФ и федеральных законов. Представляется, что они обладают равной юридической силой, в связи с этим необходимо исключить нормы ч.3-5 из ст. 5 ТК РФ. Проблему противоречия федеральных законов Трудовому кодексу РФ необходимо решать на уровне подготовки законопроекта, а не перекладывать на правоприменителя.

В связи с этим необходимо внести изменения в главу 12 «Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение» регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ, обязывающие лицо, обладающее законодательной инициативой, а также соответствующий комитет Государственной Думы Федерального Собрания РФ при подготовки законопроекта и предварительном рассмотрении на уровне заключения дать оценку, противоречит ли предложенный законопроект положениям ТК РФ, и, если противоречит, то оформить законопроект в виде изменений в ТК РФ, если же не противоречит, то оформить законопроект в виде отдельного федерального закона. Библиография:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - N 256. - 31 декабря.

3. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Российская газета. - 1998. - 25 февраля.

4. По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление КС РФ от 14.07.2015 № 21-П // Вестник КС РФ. - 2015. - № 6.

5. По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: постановление КС РФ от 19.03.2014 № 6-П // Вестник КС РФ. 2014 № 3.

6. Определение КС РФ от 3 февраля 2000 г. N 22-О «По запросу Питкярантского городского суда республики Карелия «О проверке конституционности статьи 26 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2000. - N 3.

7. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров / отв. руд Н.Л. Лютов - М., 2018.- 688с.

8. Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации. Автореферат дисс. доктора юрид. наук - Москва-2008. - 44 с.

9. Иваненко В.С. Международные договоры и Конституция России в российской правовой системе: проблемные вопросы правового статуса и взаимодействия // Вестник университета имени Кутафина.- 2015. - №6. - С.54-72.

10. Кожеуров Я.С. Споры о соотношении Конституции России и Европейской конвенции о защите прав человека: можно ли избежать цугцванга? // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2 (63) - С.49-54.

11. Крыжан В.А. Правовой обычай и судебная практика как источники трудового права (на фоне интеграции отраслей российского права и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество государств) Автореферат дисс. канд. юрид. наук - Пермь 2006. - 31 с.

12. Луценко С.И. Расстановка юридических приоритетов в соотношении норм федерального конституционного законодательства и международного права // https://www.sovremennoepravo.ru/ (дата обращения 04.01.2020.)

13. Петухов С.В. К вопросу о соотношении конституции российской федерации и международных договоров // Евразийская адвокатура. 2019. №4(41). С.105-107.

14. Российское трудовое право. Учебник для вузов / отв. ред. А.Д. Зайкин - М., 2000. - 415 с.

15. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. М.Н. Марченко - М., 1996. - 475 с.

16. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М., 2020. - 320 с.

17. Хлопов И.Е. Соотношение юридической силы норм конституции и международных договоров в правовой системе российской федерации // Juvenis scientia.- 2016. - № 1. - С.113-115.

References (transliterated):

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 // SZ RF. - 2014. - №31. - St. 4398.

2. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ // Rossijskaya gazeta. - 2001. - N 256. - 31 dekabrya.

3. Postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy FS RF ot 22 yanvarya 1998 g. N 2134-II GD "O Reglamente Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya RF" // Rossijskaya gazeta. - 1998. - 25 fevralya.

4. Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij stat'i 1 Federal'nogo zakona «O ratifikacii Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod i Protokolov k nej», punktov 1 i 2 stat'i 32 Federal'nogo zakona «O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii», chastej pervoj i chetvertoj stat'i 11, punkta 4 chasti chetvertoj stat'i 392 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii, chastej 1 i 4 stat'i 13, punkta 4 chasti 3 stat'i 311 Arbitrazhnogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii, chastej 1 i 4 stat'i 15, punkta 4 chasti 1 stat'i 350 Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii i punkta 2 chasti chetvertoj stat'i 413 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zaprosom gruppy deputatov Gosudarstvennoj Dumy: postanovlenie KS RF ot 14.07.2015 № 21-P // Vestnik KS RF. - 2015. - № 6.

5. Po delu o proverke konstitucionnosti ne vstupivshego v silu mezhdunarodnogo dogovora mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Krym o prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub"ektov: postanovlenie KS RF ot 19.03.2014 № 6-P // Vestnik KS RF. - 2014. - № 3.

6. Opredelenie KS RF ot 3 fevralya 2000 g. N 22-O «Po zaprosu Pitkyarantskogo gorodskogo suda respubliki Kareliya «O proverke konstitucionnosti stat'i 26 federal'nogo zakona "O nesostoyatel'nosti (bankrotstve) kreditnyh organizacij"» // Vestnik Kon-stitucionnogo Suda RF. - 2000. - N 3.

7. Aktual'nye problemy trudovogo prava: uchebnik dlya magistrov / otv. rud N.L. Lyutov - M., 2018.- 688s.

8. Ershova E.A. Istochniki i formy trudovogo prava v Rossijskoj Federacii. Avtoreferat diss. doktora yurid. nauk - Moskva-2008. - 44 s.

9. Ivanenko V.S. Mezhdunarodnye dogovory i Konstituciya Rossii v rossijskoj pravovoj sisteme: problemnye voprosy pravovogo statusa i vzaimodejstviya // Vestnik universiteta imeni Kutafina.- 2015. - №6. - S.54-72.

10. Kozheurov YA.S. Spory o sootnoshenii Konstitucii Rossii i Evropejskoj konvencii o zashchite prav cheloveka: mozhno li izbezhat' cugcvanga? // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2016. № 2 (63) - S.49-54.

11. Kryzhan V.A. Pravovoj obychaj i sudebnaya praktika kak istochniki trudovogo prava (na fone integracii otraslej rossijskogo prava i integracii Rossijskoj Federacii v mirovoe soobshchestvo gosudarstv) Avtoreferat diss. kand. yurid. nauk - Perm' 2006. - 31s.

12. Lucenko S.I. Rasstanovka yuridicheskih prioritetov v sootnoshenii norm federal'nogo konstitucionnogo zakonodatel'stva i mezh-dunarodnogo prava // https://www.sovremennoepravo.ru/ (data obrashcheniya 04.01.2020.)

13. Petuhov S.V. K voprosu o sootnoshenii konstitucii rossijskoj federacii i mezhdunarodnyh dogovorov // Evrazijskaya advokatura. - 2019. - №4 (41). - S.105-107.

14. Rossijskoe trudovoe pravo. Uchebnik dlya vuzov / otv. red. A.D. Zajkin - M., 2000. - 415 s.

15. Teoriya gosudarstva i prava. Kurs lekcij / pod red. M.N. Marchenko - M., 1996. - 475 s.

16. Tolkunova V.N. Trudovoe pravo. Kurs lekcij. - M., 2020. - 320 s.

17. Hlopov I.E. Sootnoshenie yuridicheskoj sily norm konstitucii i mezhdunarodnyh dogovorov v pravovoj sisteme rossijskoj federacii // Juvenis scientia.2016. № 1. S.113-115.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_274

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СЕКТОРЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА LEGAL REGULATION IN THE ENERGY SECTOR OF RUSSIA, GERMANY AND FRANCE IN THE FIELD OF CLIMATE CHANGE PREVENTION

НИКОНОВ Родион Валентинович,

младший научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства

Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП). Е-mail: [email protected];

Nikonov Rodion,

Junior researcher, Department of environmental and agricultural legislation of The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. Е-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В данной статье анализируется состояние правового регулирования сокращения выбросов парниковых газов в секторе энергетики России, Германии и Франции, являющихся Сторонами Парижского соглашения. Приведены национальные правовые акты и программы, принятые этими странами в сфере предупреждения изменения климата. Выявлены меры правового регулирования в секторе энергетики Германии и Франции и их соответствие положениям Парижского соглашения по климату.

Abstract: This article analyzes the state of legal regulation of reducing greenhouse gas emissions in the energy sector of Russia, Germany and France, which are Parties to the Paris Agreement. The national legal acts and programs adopted by these countries in the field of climate change prevention are presented. The measures of legal regulation in the energy sector of Germany and France and their compliance with the provisions of the Paris Climate Agreement were identified.

Ключевые слова: Парижское соглашение, выбросы парниковых газов, изменение климата, правовое регулирование, сектор энергетики.

Keywords: Paris Agreement, greenhouse gas emissions, climate change, legal regulation, energy sector. Дата направления статьи в редакцию: 02.12.2020

Парижское соглашение (2015 г.) для достижения цели по сдерживанию роста глобальной средней температуры в пределах 1,5-2°С по отношению к соответствующему показателю доиндустриальной эпохи ввело для стран, подписавших и ратифицировавших соглашение, обязательства, в том числе: определение на национальном уровне вкладов каждые пять лет, которые должны быть амбициознее предыдущих вкладов, и принятие внутренних мер по предотвращению изменения климата для достижения целей таких вкладов; разработки долгосрочной стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов [1].

Согласно данным, представленным в Пятом оценочном докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК, 2014), прямые выбросы парниковых газов в разбивке по экономическим секторам в 2010 г. в производстве электро-и теплоэнергии составили 25% [2]

Рассмотрим правовое регулирование в секторе энергетики России, Германии и Франции в сфере предупреждения изменения климата, в том числе для выполнения взятых странами обязательств по Парижскому соглашению.

В Энергетической стратегии Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, отмечается смена ресурсно-сырьевого и технологического уклада в мировой энергетике к середине XXI века. Ускоренный переход к эффективной и устойчивой энергетике включает в себя уменьшение негативного воздействия отраслей энергетики на окружающую среду и их адаптацию к изменениям климата. Стратегия содержит раздел «Охрана окружающей среды и противодействие изменениям климата». Предполагаемый объем выбросов парниковых газов к 2035 г. составит 70-75% к объему выбросов в 1990 г. Данным показателям будут способствовать использование низкоуглеродных и ресурсосберегающих технологий производства; возобновляемые источники энергии и использование водорода в качестве нового энергоносителя [3].

Анализ содержания Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-Ф3, проведенный в рамках проблемы исследования, показал наличие правового регулирования использования возобновляемых источников энергии. В соответствии со ст. 21 Правительство Российской Федерации осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии, а также стимулирование использования энергетически эффективных технологий; определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки [4].

Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года» устанавливаются целевые показатели объема производства и потребления электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии [5].

В целях реализации Парижского соглашения в Российской Федерации, помимо проекта «Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года», разработан проект федерального закона № 1116605-7 «Об ограничении выбросов парниковых газов». В законопроекте целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики прописан в статье 6; для отрасли энергетики, как и для других отраслей, целевой показатель не определен. В целом, указанная статья носит общий характер, следовательно, предполагается дальнейшая работа над ней [6].

В Германии в 2007 г. федеральным правительством Германии была принята «Интегрированная энергетическая и климатическая программа федерального правительства» (Das Integrierte Energie- und Klimaprogramm der Bundesregierung (IEKP), представленная пакетом из 14 законов и постановлений; 21 мая 2008 г. программа была дополнена вторым пакетом из четырех нормативно-правовых документов. В комплекс мер программы, среди прочих, включены следующие меры:

1) поправка в «Закон о возобновляемых источниках энергии» (EEG), в соответствии с которой Федеральным правительством поставлена цель увеличить долю электроэнергии из возобновляемых источников энергии с 13% в 2008 г. до 25-30% в 2020 г. (III, 6);

2) проект закона «О возобновляемых источниках энергии тепла» (EEWärmeG), с принятием которого доля возобновляемых источников энергии в теплоснабжении должна вырасти до 14%, на реализацию планируется увеличить со 130 млн в 2005 г. до 350 млн евро в 2008 г. и до 500 млн евро в 2009 г (III, 7);

3) проект поправок к регулированию доступа к газовым сетям (BMWi), с принятием которых к 2030 г. доля биогаза в сети природного газа должна составить 10%.

4) проект поправок к «Закону о биотопливе» (BImSchG), в соответствии с которыми статья о квоте на биотопливо приведет к тому, что доля биотоплива к 2020 году увеличится на 17%;

5) проект постановления регулировании биомассы, в соответствии с которым при производстве биомассы для биотоплива обеспечиваются минимальные требования к устойчивому управлению сельскохозяйственными угодьями и минимальные требования к защите естественных мест обитания. Цели переработки и поставок биомассы имеют определенный потенциал снижения выбросов парниковых газов [7].

В 2010 г. Федеральное правительство Германии приняло концепцию энергетического развития «Energiewende» (с нем. -энергетический поворот). Данный документ кратко излагает энергетическую политику Германии на период до 2050 года и устанавливает меры по продвижению технологий возобновляемой энергетики, расширению сетей электроснабжения и повышению энергетической эффективности. Идея «Energiewende» включает в себя пять основных целей: выбросы парниковых газов к 2050 г. должны быть сокращены не менее чем на 80%; технологии возобновляемой энергетики должны стать одним из основных источников энергообеспечения страны; снижается потребление электроэнергии в долгосрочной перспективе. К 2050 году потребление электричества должно быть снижено на 25% по сравнению с 2008 г.; темпы обновления зданий и сооружений должны увеличиться более чем в два раза; «Energiewende» также должна внести вклад в цели по защите климата в рамках Конвенции ООН по изменению климата [8].

Нормативно-правовой базой «Energiewende» служит ряд законов, регламентирующих возникающие отношения в сферах энергетики: атомной, из возобновляемых источников энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неуклонное увеличение использования энергии из возобновляемых источников имеет основополагающее значение в законодательстве Германии. В связи с этим был разработан успешный инструмент стимулирования производства возобновляемых источников энергии «Закон о возобновляемых источниках энергии» (Erneuerbare-Energien-Gesetz (EEG), который впервые вступил в силу в 2000 году и с тех пор постоянно развивается (EEG 2004, EEG 2009, EEG 2012, EEG 2014, EEG 2017).

«Закон об энергии морского ветра» (Offshore Wind Energy Act (WindSeeG 2017) (WindSeeG 2017) от 1 января 2017 г. определил цели расширения использования энергии морского ветра, в частности в интересах защиты климата и окружающей среды, увеличение установленной мощности морской ветроэнергетики в период с 2021 по 2030 г. [9]

Таким образом, в Германии сложилась обширная нормативно-правовая база по регулированию в секторе энергетики; в законах, относящихся к сфере эколого-правового регулирования в области возобновляемых источников энергии, отражены цели по снижению выбросов парниковых газов, достижению углеродного нейтралитета к 2050 г., в целом, охране климата.

В Федеральном законе «Об охране климата» от 12.12.2019 г. (Bundes-Klimaschutzgesetz (KSG) в § 4 (1,2) годовые эмиссии парниковых газов (млн т СО2-экв.) в секторе энергетики на период до 2030 года указаны в Приложении 2: в 2020г - 280, в 2022 г - 257 и в 2030 г - 175 и по сравнению с 2020 г. в 2030 г. объемы выбросов парниковых газов в секторе энергетики должны быть снижены в 1, 6 раза. Установленные максимальные выбросы парниковых газов в секторе энергетики в 2030 г. составляют 175-183 млн т СО2-экв. [10].

В «Федеральной программе по охране климата 2030 для реализации плана по охране климата на 2050 год» (Klimaschutzprogramm 2030 der Bundesregierung zur Umsetzung des Klimaschutzplans 2050) определены направления и меры для достижения указанных выше целей, в том числе, постепенное уменьшение и прекращение производства электроэнергии на основе сжигания угля, достижение к 2030 году 65% -ной доли возобновляемой энергии в общем объеме вырабатываемой энергии [11].

Во Франции предупреждение изменение климата впервые нашло правовое закрепление в 2005 г. с принятием закона «Основы энергетической политики» № 2005-781 (Energy Policy Framework (POPE, No. 2005-781)(2005 )), в котором говорится, что борьба с изменением климата является одним из приоритетов энергетической политики Франции. Закон содержит цели по увеличению доли возобновляемых источников энергии в национальном балансе, диверсификации и повышение энергоэффективности, снижению выбросов парниковых газов на 3% в год и общего объема выбросов на 75% к 2050 г. [12]

В 2015 г. с принятием «Закона об энергетическом переходе и зеленом росте» (Закон №2015-992. Loi sur la transition énergétique et la croissance verte 2018) (LTECV) Loi n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte) энергетическая политика Франции была обновлена. В указанном законе в разделе I закреплены следующие цели в секторе энергетики по борьбе с изменением климата:

1) сократить потребление первичной энергии ископаемого топлива на 30% к 2030 г. по сравнению с базовым 2012 г.;

2) увеличить долю возобновляемых источников энергии до 23% от валового конечного потребления энергии в 2020 г. и до 32% от этого потребления в 2030 г. (Ст. 1 (V)).

3) увеличить стоимость компонента углерода, встроенного в тарифы на внутренних налогах на потребление энергетических продуктов, перечисленных в ст. 265 таможенного кодекса, достичь стоимости тонны углерода 30,50 евро в 2017 году, от 47,50 евро в 2019 году, 56 евро в 2020 году и 100 евро в 2030 году (Ст.1 (VIII) [13].

«Закон № 2017-1839 от 30 декабря 2017 г., прекращающий исследования и разработку углеводородов и содержащий различные положения, касающиеся энергетики и окружающей среды» (LOI n° 2017-1839 du 30 décembre 2017 mettant fin à la recherche ainsi qu'à l'exploitation des hydrocarbures et portant diverses dispositions relatives à l'énergie et à l'environnement) ввел запрет всех видов деятельности по разведке и разработке углеводородного ископаемого топлива (газ, нефть, уголь) на территории Франции с 2040 г. [14].

Для достижения целей Франции по Парижскому соглашению в Законе №2019-1147 от 8.11.2019 г. «Об энергетике и климате» (LOI n° 2019-1147 du 8 novembre 2019 relative à l'énergie et au climat (1) определена цель уменьшить потребления ископаемого топлива на 40% к 2030 году [15]

В «Национальной низкоуглеродной стратегии развития» (Stratégie Nationale Bas-Carbone (SNBC) [16] для сектора энергетики приняты и закреплены законодательно три углеродных бюджета (утверждены Декретом №2020-457 от 21 апреля 2020 года «О национальных углеродных бюджетах и национальной низкоуглеродной стратегии» (Décret n° 2020-457 du 21 avril 2020 relatif aux budgets carbone nationaux et à la stratégie nationale bas-carbone): первый - с 2015г по 1018 г (127Мт СО2-экв); второй - с 2019г по 2023г (110 Мт СО2-экв); третий - 2024 г по 2028 г (96 Мт СО2-экв.). Таким образом, величина углеродных бюджетов от первого к третьему сокращается, и третий углеродный бюджет меньше первого в 1,3 раза [17]

К 2050 г. предполагается практически полная декарбонизация сектора энергетики Франции; сокращение выбросов парниковых газов уменьшится по сравнению с 2015 г. на 95%.

Таким образом, исследование законодательства России, Германии и Франции по правовому регулированию в секторе энергетики показало следующее.

В России в настоящее время работа по правовому обеспечению выполнения взятых на себя обязательств по Парижскому соглашению продолжается.

В Германии и Франции в правовом регулировании сектора энергетики основополагающее знание имеет снижение использования ископаемого топлива и неуклонное увеличение использования энергии из возобновляемых источников.

В целях выполнения Парижского соглашения в Германии на период с 2020 по 2030 гг. для сектора энергетики определены три временных периода, для каждого из которых законодательно определены допустимые объемы выбросов парниковых газов с тенденцией к сокращению; установлены максимальные выбросы парниковых газов в секторе энергетики в 2030 г. Во Франции на период с 2015 по 2028 гг. определены три углеродных бюджета с последовательным уменьшением их объемов. В результате в Германии и Франции к 2050 г. предполагается практически полная декарбонизация сектора энергетики. По нашему мнению, опыт Германии и Франции в правовом регулировании выбросов парниковых газов в секторе энергетики для выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению может быть полезен для совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения изменения климата.

Библиография:

1. Парижское соглашение (2015 г.) URL: http://unfccc.int/files /meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 24.01.2021)

2. Изменение климата, 2014 г. Смягчение воздействий на изменение климата. Вклад Рабочей группы III в Пятый оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Резюме для политиков. URL: http://www.ipcc.ch/pdf/assessmentreport/ar5/wg3/WG3AR5_SPM_brochure_ru.pdf (дата обращения: 24.01.2021).

3. Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2035 г.» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/ (дата обращения: 11.01.2021).

4. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-Ф3 (ред. от 27.12.2019) "Об электроэнергетике"

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 24.01.2021).

5. Распоряжением Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-08012009-n-1-r/ (дата обращения: 24.01.2021).

6. Проект Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 20 февраля 2021 г. №1542п-П11, Москва. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116605-7 (дата обращения: 24.01.2021).

7. Das Integrierte Energie- und Klimaprogramm der Bundesregierung. URL: https://www.bmu.de/fileadmin/bmuimport/files/pdfs/allgemein/application/pdf/hintergrund_meseberg.pdf (дата обращения: 24.01.2021).

8. Deutschlands Energiewende uRl: http://www.energiewende-global.com/de/ (дата обращения: 24.01.2021).

9. Offshore Wind Energy Act (WindSeeG 2017) URL: https://www.bmwi.de/ Redaktion/EN/Downloads/E/windseeg-gesetz-en.pdf?_blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 24.01.2021).

10. Bundes-Klimaschutzgesetz (KSG) URL: https://www.gesetze-im internet.de/ksg/BJNR251310019.html (дата обращения: 24.01.2021).

11. Klimaschutzprogramm 2030 der Bundesregierung zur Umsetzung des Klimaschutzplans 2050 URL: https://www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/ Down-load_PDF/Klimaschutz/klimaschutzprogramm_2030_umsetzung_klimaschutzplan.pdf (дата обращения: 24.01.2021).

12. Energy Policy Framework (POPE, No. 2005-781)(2005). URL: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/law/energy-policy-framework-pope-no-2005-781/ (дата обращения: 24.01.2021).

13. Loi n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte URL: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/loi-transition-energetique-croissance-verte (дата обращения: 24.01.2021).

14. LOI n° 2017-1839 du 30 décembre 2017 mettant fin à la recherche ainsi qu'à l'exploitation des hydrocarbures et portant diverses dispositions relatives à l'énergie et à l'environnement URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ J0RFTEXT000036339396/ (дата обращения: 24.01.2021).

15. LOI n° 2019-1147 du 8 novembre 2019 relative à l'énergie et au climat (1) URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000039355955&categorieLien=id (дата обращения: 23.01.2021).

16. Stratégie Nationale Bas-Carbone URL: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/sites/default/files/2020-03-25_MTES_SNBC2.pdf (дата обращения:

24.01.2021).

17. Décret n° 2020-457 du 21 avril 2020 relatif aux budgets carbone nationaux et à la stratégie nationale bas-carbone URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affich Texte.do?cidTexte=J0RFTEXT000041814459 (дата обращения: 24.01.2021).

References (transliterated):

1. Parizhskoe soglashenie (2015 g.) URL: http://unfccc.int/files /meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (data obrashcheniya: 24.01.2021)

2. Izmenenie klimata, 2014 g. Smyagchenie vozdejstvij na izmenenie klimata. Vklad Rabochej gruppy III v Pyatyj ocenochnyj doklad Mezhpravitel'stvennoj gruppy ekspertov po izmeneniyu klimata. Rezyume dlya politikov. URL: http://www.ipcc.ch/pdf/assessmentreport/ar5/wg3/WG3AR5_SPM_brochure_ru.pdf (data obrashcheniya: 24.01.2021).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 9 iyunya 2020 g. № 1523-r «Ob Energeticheskoj strategii RF na period do 2035 g.» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74148810/ (data obrashcheniya: 11.01.2021).

4. Federal'nyj zakon ot 26.03.2003 N 35-FZ (red. ot 27.12.2019) "Ob elektroenergetike"

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (data obrashcheniya: 24.01.2021).

5. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 08.01.2009 № 1-r «Ob osnovnyh napravleniyah gosudarstvennoj politiki v sfere povysheniya energeticheskoj effektivnosti elektroenergetiki na osnove ispol'zovaniya vozobnovlyaemyh istochnikov energii na period do 2035 goda». URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-08012009-n-1-r/ (data obrashcheniya: 24.01.2021).

6. Proekt Federal'nogo zakona «Ob ogranichenii vybrosov parnikovyh gazov» ot 20 fevralya 2021 g. №1542p-P11, Moskva. Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1116605-7 (data obrashcheniya: 24.01.2021).

7. Das Integrierte Energie- und Klimaprogramm der Bundesregierung. URL: https://www.bmu.de/fileadmin/bmuimport/files/pdfs/allgemein/application/pdf/hintergrund_meseberg.pdf (data obrashcheniya: 24.01.2021).

8. Deutschlands Energiewende URL: http://www.energiewende-global.com/de/ (data obrashcheniya: 24.01.2021).

9. Offshore Wind Energy Act (WindSeeG 2017) URL: https://www.bmwi.de/ Redaktion/EN/Downloads/E/windseeg-gesetz-en.pdf?_blob=publicationFile&v=3 (data obrashcheniya: 24.01.2021).

10. Bundes-Klimaschutzgesetz (KSG) URL: https://www.gesetze-im internet.de/ksg/BJNR251310019.html (data obrashcheniya: 24.01.2021).

11. Klimaschutzprogramm 2030 der Bundesregierung zur Umsetzung des Klimaschutzplans 2050 URL: https://www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/ Down-load_PDF/Klimaschutz/klimaschutzprogramm_2030_umsetzung_klimaschutzplan.pdf (data obrashcheniya: 24.01.2021).

12. Energy Policy Framework (POPE, No. 2005-781)(2005). URL: http://www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/law/energy-policy-framework-pope-no-2005-781/ (data obrashcheniya: 24.01.2021).

13. Loi n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte URL: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/loi-transition-energetique-croissance-verte (data obrashcheniya: 24.01.2021).

14. LOI n° 2017-1839 du 30 décembre 2017 mettant fin à la recherche ainsi qu'à l'exploitation des hydrocarbures et portant diverses disposi-tions relatives à l'énergie et à l'environnement URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/ JORFTEXT000036339396/ (data obrashcheniya: 24.01.2021).

15. LOI n° 2019-1147 du 8 novembre 2019 relative à l'énergie et au climat (1) URL:https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000039355955&categorieLien=id (data obrashcheniya: 23.01.2021).

16. Stratégie Nationale Bas-Carbone URL: https://www.ecologique-solidaire.gouv.fr/sites/default/files/2020-03-25_MTES_SNBC2.pdf (data obrashcheniya:

24.01.2021).

17. Décret n° 2020-457 du 21 avril 2020 relatif aux budgets carbone nationaux et à la stratégie nationale bas-carbone URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affich Texte.do?cidTexte=JORFTEXT000041814459 (data obrashcheniya: 24.01.2021).

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_278

АНАЛИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ПО РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ANALYSIS OF THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF CRIMINALIZATION OF BRIBERY UNDER RUSSIAN ЗАМАЛЕЕВА Светлана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт МВД России». E-mail: [email protected];

Zamaleeva Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia". E-mail: [email protected];

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию исторических этапов криминализации взяточничества. Автор приходит к выводу, что уяснение правовой природы и сущности взяточничества невозможно без изучения его эволюции.

Abstract: The article is devoted to the study of the historical stages of the criminalization of bribery. The author comes to the conclusion that understanding the legal nature and essence of bribery is impossible without studying its evolution.

Ключевые слова: взяточничество; должностное лицо; посул; лихоимство; мздоимство; вознаграждение; уголовная ответственность; наказание.

Keywords: bribery; executive; promise; covetousness; bribery; reward; criminal liability; punishment.

Дата направления статьи в редакцию: 17.10.2020

Эволюционируя вместе с человечеством, коррупция трансформировалась в сложное, многогранное явление и обрела множество форм собственного проявления, изучение которых имеет большое значение для государства в целом и может указать на актуальные направления деятельности в сфере антикоррупционной политики. Наиболее распространенными формами коррупционных проявлений в современном российском обществе являются взяточничество и подкуп. Уяснение правовой природы и сущности взяточничества невозможно без изучения его эволюции, поэтому обратимся к исследованию исторических этапов криминализации взяточничества.

В первом отечественном кодифицированном правовом памятнике, дошедшем до настоящего времени, - Русской правде уделялось особое внимание правовой регламентации обеспечения финансового благосостояния государственных чиновников общиной. Между тем, правовых норм об ответственности за нарушение указанного процесса Русская правда не устанавливала.

В уголовно-правовой литературе отмечается, что взяточничество начало рассматриваться государством как общественно опасное деяние, которому необходимо противодействовать, в том числе и с помощью уголовного закона, в период феодальной раздробленности [15, с. 606].

По утверждению Н.Г. Калугиной, С.С. Калугина впервые в истории отечественного законодательства ответственность за взяточничество была установлена в Псковской судной грамоте 1397 г. [7, с. 34]. При этом взяточничество является самым древним преступлением против государственной власти в истории отечественного уголовного законодательства, поскольку в Псковской судной грамоте 1397 г. была установлена уголовная ответственность князя и посадника за прием «тайных посулов» [12, с. 390]. Указанная формулировка обозначала взятку, а термином «посульник» именовался взяточник. Между тем, «посул» отличается от современного понимания взятки, поскольку он не представлял собой какой либо материальный объект или имущественное право, а заключался в нематериальной гарантии оплаты незаконных действий судьи при отправлении правосудия.

В период централизации государственной власти на Руси борьба со взяточничеством приобретает особое значение, что не могло не сказаться на законодательстве принимаемом в указанное время.

Так, Судебник 1497 г. прямо запретил сулить (то есть предлагать), просить и принимать посулы. Однако, в тоже время указанный нормативно-правовой акт не установил наказания за данное деяние. При вынесении приговора по делу о взяточничестве суд в первую очередь учитывал размер взятки. Если при рассмотрении дела суд приходил к выводу, что посульник не имел меры в получении вознаграждения, то в отношении него избиралось наказание в виде смертной казни. Так, в истории России впервые за получение взятки был казнен дьяк, получивший незаконное вознаграждение в виде жаренного гуся, начиненного золотыми монетами [8. с. 42].

Дальнейшее развитие отечественного уголовного законодательства об ответственности за взяточничество связано с принятием в 1649 г. Соборного уложения. Однако, в данном нормативно-правовом акте делался уклон на противодействие совершению указанного деяния исключительно при отправлении правосудия. В указанном нормативно-правовом акте в основном устанавливались нормы об ответственности за взяточничество при осуществлении правосудия. Так, согласно ст. 5 Соборного уложения 1649 г. к уголовной ответственности привлекался судья, вынесший неправосудное решение за материальное вознаграждение.

В качестве новеллы отечественного уголовного законодательства следует выделить установление в ст. 7-9 Соборного уложения 1649 г. запрета на посредничество во взяточничестве, который выражался в недопустимости брать деньги от имени судьи и якобы для него, но в на самом деле без его ведома. Отметим, что с точки зрения современного уголовного законодательства указанные

действия не могут быть расценены как посредничество во взяточничестве, поскольку являются мошенничеством.

Сфера действия уголовно-правовых норм о противодействии взяточничеству была расширена в период правления Петр I.

Так, в начале XVIII в. появилось новое понятие «лихоимство», которым обозначалось взяточничество. Законодатель уделял особое внимание вознаграждению труда государственных должностных лиц и Указом 1714 г. запрещал чиновникам получать какие-либо деньги или иное имущество кроме положенного жалования. В свою очередь Артикул воинский 1715 г. установил высшую меру наказания за совершение взятки - смертную казнь [13, с. 391].

Правовым актом, в какой-то степени систематизировавшим нормы об ответственности за взяточничество было принятое в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (далее - Уложение 1845 г.). Так, в специальной главе Уложения 1845 г., именуемой «О мздоимстве и лихоимстве», в качестве лихоимства рассматривались незаконные поборы и вымогательство взятки. Под мздоимством рассматривалось собственно получение взятки. К достоинствам рассматриваемого нормативно-правового акта А.А. Артамонов относит определение конструкции состава взяточничества как формального [6, с. 182].

Уголовное уложение 1903 г. в отличие от ранее изданных нормативно-правовых актов об ответственности за взяточничество определило понятие служащего - субъекта совершения рассматриваемых преступлений. При этом, как отмечает О.А. Споршева, акцент делался не на выделении признаков указанного субъекта, а на перечислении видов должностей [14, с. 14].

После Октябрьской революции 1917 г. произошла смена государственной власти, следствием которой является полный отказ от законодательства досоветского периода.

Как указывает Н.П. Кучерявый, первые послереволюционные десятилетия были весьма насыщенными с точки зрения развития правовой регламентации уголовно-правового противодействия взяточничеству [9, с. 12].

В качестве первого нормативно-правового акта об ответственности за взяточничество, принятого в послереволюционное время, следует выделить Декрет Совета народных комиссаров (далее - СНК) РСФСР от 08.05.1918 г. «О взяточничестве», значение которого, по мнению Н.А. Поповой состояло в следующем. Во-первых, значительно расширился круг лиц - субъектов получения взятки, которые были определены как лица, состоящие на государственной либо общественной службе; во-вторых, уголовной ответственности подлежали не только лица, получившие взятки, но и взяткодатели, а также посредники во взяточничестве; в-третьих, была закреплена поощрительная норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности взяткодателей, совершивших преступление до издания указанного нормативно-правового акта, но не позднее трех месяцев сообщивших о факте взяточничества [10, с. 133].

В последующем декрете СНК РСФСР от 16.08.1921 г. «О борьбе с взяточничеством» посредничество во взяточничестве было определено как самостоятельный состав преступления.

Указанные советские нормативно-правовые акты явились хорошей базой для подготовки первого УК РСФСР 1922 г. [4] содержащего специальную главу, именуемую «Должностные (служебные) преступления». Помимо того в УК РСФСР 1922 г. была установлена ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и укрывательство взяточничества, на законодательном уровне было сформулировано понятие должностного лица - субъекта взяточничества - под которым понимались постоянные и временные работники государственных органов, выполняющие властные функции.

Принятый в 1926 г. новый УК РСФСР [5] во многом сохранил преемственность прежнего уголовного закона в вопросе установления уголовной ответственности за взяточничество. Однако, в качестве особенности данного нормативно-правового акта следует выделить дифференцированный подход к установлению возможности освобождения от уголовной ответственности за взяточничество: в отличие от взяткодателей и посредников во взяточничестве, взяткополучатели не могли быть освобождены от уголовной ответственности.

Следующим советским правовым актом, развившим правовую регламентацию ответственности за взяточничество, является УК РСФСР 1960 г. [1]. Прежде всего, были внесены изменения в понятие должностного лица, при определении которого вектор сместился с места его работы на определение функций указанного субъекта, к которым были отнесены функции представителя власти, организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Несмотря на то, что в УК РСФСР 1960 г. изначально не было нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве (она появилась лишь в 1962 г.), в уголовном законе устанавливалась наказуемость действий по провокации взятки.

Принятый в 1996 г. новый УК РФ установил ответственность только за два проявления взяточничества: дачу взятки (ст. 291) либо за ее получение (ст. 290 УК РФ). На протяжении довольно длительного периода времени указанные уголовно-правовые нормы действовали практически без каких-либо изменений и лишь с принятием Федерального закона от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» [2] в них внесены существенные изменения.

Во-первых, расширен перечень субъектов получения взятки за счет отнесения к ним иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации.

Во-вторых, при раскрытии предмета взятки больше не употреблялся термин «выгоды имущественного характера», он заме-

нен на более корректное с юридической точки зрения выражение: получение взятки «в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав».

В-третьих, установлена уголовная ответственность за взяточничество, совершенное не только в крупном, но и в значительном и особо крупном размерах.

В-четвертых, применительно к ст. 291 УК РФ, отметим, что добавился новый особо квалифицирующий признак - дача взятки, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Претерпело изменения и примечание к данной статье. Так, помимо перечисленных в ней специальных оснований освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки было добавлено еще одно.

В-шестых, УК РФ дополнен самостоятельной статьей, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве. При этом, по сравнению со ст. 174.1 УК РСФСР 1960 г., содержавшей простую диспозицию, не раскрывшую соответствующее понятие, в ст. 291.1 УК РФ диспозиция - описательная и к тому же альтернативная.

Следующим нормативно-правовым актом, привнесшим существенные изменения в уголовное законодательство по противодействию взяточничеству, является Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [3]. Данный нормативно-правовой акт также внес изменения в диспозиции ст. ст. 290 и 291 УК РФ, дополнив их указанием на то, что взятка по указанию должностного лица может передаваться иному физическому или юридическому лицу. Но главной новеллой является дополнение УК РФ ст. 291.2 об уголовной ответственности за мелкое взяточничество.

В заключение отметим, несмотря на то, что положения, регламентирующие властные отношения содержались уже в первых отечественных правовых источниках, при этом нормы об уголовной ответственности за взяточничество появились только с принятием Псковской судной грамоты 1397 г. И если изначально ответственность наступала только за дачу взятки судье, то постепенно она распространилась и на иные властные отношения. Советское уголовное законодательство дифференцировало нормы об ответственности за взяточничество, криминализировав провокацию взятки и посредничество во взяточничестве. Действующий УК РФ, изначально устанавливающий уголовную ответственность только за получение и дачу взятки, впоследствии подвергся существенным изменениям, не только изменившим диспозиции существующих уголовно-правовых норм, но и дополнившими уголовный закон нормами об ответственности за посредничество во взяточничестве и мелкое взяточничество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ истории развития взяточничества свидетельствует о совершенствовании и развитии отечественного законодательства с каждым историческим периодом, заключающемся в криминализации новых общественно опасных деяний в исследуемой сфере, что еще раз доказывает, что взяточничество как социальное явления не только не уменьшается, но и продолжает оставаться главной угрозой экономической безопасности нашего государства. Библиография:

1. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960 г.) Н Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.

2. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2714; 2014. № 23. Ст. 2928.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4257.

4. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» Н СУ РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153.

5. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» Н СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.

6. Артамонов A.A. История российского взяточничества с XVIII-XXI вв. // Студент и научно-технический прогресс: материалы научно-практич. конференции. Новосибирск, 2017. С. 182.

7. Калугина Н.Г., Калугин С.С. История регламентации ответственности за взяточничество в российском уголовном законодательстве // Восточно-Европейский научный вестник. 2016. № 3 (7). С. 34.

8. Костенников M^., Куракин A^. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы. M., 2016. С. 42.

9. Кучерявый Н.П. Ответственность за взяточничество по советскому уголовному праву. M., 1957. С. 12.

10. Попова НА История развития законодательства о взяточничестве // XV Державинские чтения. Институт права: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 133.

11. Российское законодательство IX-X веков / под ред. О.И. Чистякова. M., 1984. В 9 т. Т. 1. С. 88.

12. Российское законодательство X-XX веков / под ред. О.И. Чистякова. M., 1988. В 9 т. Т. 4. С. 390.

13. Российское законодательство X-XX веков / под ред. О.И. Чистякова. M., 1988. В 9 т. Т. 6. С. 391.

14. Споршева ОА Взяточничество: история и современность // Aктуальные проблемы современного права и политики: сборник научных трудов. 2017. Вып. 12. С. 14.

15. Уголовное право. Часть Особенная / отв. ред. И.Я. Козаченко, 3.A. Незнамова, Г.П. Новоселов. M., 2017. С. 606. References (transliterated):

1. Ugolovnyj kodeks RSFSR (utv. VS RSFSR 27.10.1960 g.) // Vedomosti VS RSFSR. 1960. № 40. St. 591.

2. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 g. № 97-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah v svyazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodejstviya korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 19. St. 2714; 2014. № 23. St. 2928.

3. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 g. № 324-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» H Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2016. № 27 (chast II). St. 4257.

4. Postanovlenie VCIK ot 01.06.1922 g. «O vvedenii v dejstvie Ugolovnogo Kodeksa R.S.F.S.R.» H SU RSFSR. 1922. № 15. St. 153.

6. Postanovlenie VCIK ot 22.11.1926 g. «O vvedenii v dejstvie Ugolovnogo Kodeksa R.S.F.S.R. redakcii 1926 goda» H SU RSFSR. 1926. № 80. St. 600.

6. Artamonov A.A. Istoriya rossijskogo vzyatochnichestva s XVIII-XXI vv. // Student i nauchno-tekhnicheskij progress: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2017. S. 182.

7. Kalugina N.G., Kalugin S.S. Istoriya reglamentacii otvetstvennosti za vzyatochnichestvo v rossijskom ugolovnom zakonodatel'stve !! Vostochno-Evropejskij nauchnyj vestnik. 2016. № 3 (7). S. 34.

8. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Preduprezhdenie i presechenie korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby. M., 2016. S. 42.

9. Kucheryavyj N.P. Otvetstvennost' za vzyatochnichestvo po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1967. S. 12.

10. Popova N.A. Istoriya razvitiya zakonodatel'stva o vzyatochnichestve !! XV Derzhavinskie chteniya. Institut prava: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Tambov,2016. S.133.

11. Rossijskoe zakonodatel'stvo IX-X vekov / pod red. O.I. CHistyakova. M., 1984. V 9 t. T. 1. S. 88.

12. Rossijskoe zakonodatel'stvo H-HKH vekov / pod red. O.I. CHistyakova. M., 1988. V 9 t. T. 4. S. 390.

13. Rossijskoe zakonodatel'stvo H-HKH vekov / pod red. O.I. CHistyakova. M., 1988. V 9 t. T. 6. S. 391.

14. Sporsheva O.A. Vzyatochnichestvo: istoriya i sovremennost' !! Aktual'nye problemy sovremennogo prava i politiki: sbornik nauchnyh trudov. 2017. Vyp. 12. S. 14. 16. Ugolovnoe pravo. CHast' Osobennaya / otv. red. I.YA. Kozachenko, Z.A. Neznamova, G.P. Novoselov. M., 2017. S. 606.

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_281

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

Legal problems of execution of a sentence in the form of deprivation of liberty in a pre-trial detention center

ИШИГЕЕВ Владимир Степанович,

научный руководитель,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Бурятия, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса Байкальского государственного университета (ФГБОУ ВО «БГУ»). E-mail: [email protected];

ЗАКАРЖЕВСКИЙ Николай Николаевич,

соискатель кафедры уголовного права, процесса и криминологии Байкальского государственного университета, старший советник юстиции. E-mail: [email protected];

Vladimir Stepanovich Ishigeev,

Scientific Supervisor, Honored Lawyer of the Republic of Buryatia, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Criminology and Criminal Procedure Baikal State University (BSU). E-mail: [email protected];

Nikolai Zakarzhevskii,

candidate of the department of criminal law, process and criminology

of the Baikal State University prosecutor at retired, senior counselor of justice.

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные правовые проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах (СИЗО) для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, и других лиц.

Abstract: The article deals with some legal problems of execution of a sentence of deprivation of liberty in relation to persons sentenced to deprivation of liberty left in pre-trial detention centers (pre-trial detention centers) to perform economic maintenance work.

Ключевые слова: осужденный, следственный изолятор, хозяйственное обслуживание СИЗО, правовой статус. Key words: convicted, remand, community service, a repair tool, works on

Дата направления статьи в редакцию: 30.12.2020

Российская уголовно-исполнительная политика в качестве основной задачи ставит вопросы соблюдения законности, а также противодействия преступности. Безусловно, данные цели обозначены и для уголовно-исполнительной системы (далее УИС), в которой важное место занимают следственные изоляторы. Минюст РФ в «Публичной декларации целей и задач Минюста РФ на 2021 г.» определил «поддержание стабильного уважения к закону» [1].

УИС своими целями определяет исправление осужденных и предупреждение совершение ими новых преступлений (ст. 1 УИК РФ) [2]. В.И. Селиверстов так же на первое место выдвигает вопросы исправления осужденных, в частности нравственное воспитание данных лиц [3, т. 4, с. 65].

Так, по состоянию на 1 марта 2021 г. в УИС содержалось 479 400 чел. (-3 432 чел. к 01.01.2021), в том числе - в 209 СИЗО и 86 помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, содержалось - 104 639 чел. (+419 чел.) [4].

История развития российского законодательства свидетельствует о том, что в начале XIX в. в местах лишения свободы не было разделения осужденных и лиц, заключенных под стражу, в связи с чем они содержались совместно до принятия соответствующих законов о разграничении данных функций. В силу сложившихся обстоятельств в местах лишения свободы возникала необходимость в удовлетворении потребностей не только самих арестантов и осужденных, но и в выполнении различного рода хозяйственных работ по обслуживанию тюрем. В частности к таким работам относились рабочие: хлебопеки; кашевары; прачки; истопники; ламповщики; больничные служители и т.п. При этом за выполнение хозяйственных работ данным лицам производилась оплата, часть их заработка поступала в доход учреждений (ст. 220-229 Общей тюремной инструкции) [5, с. 428], что также свидетельствует В.В. Петров [6, с. 9-12].

Указанные обстоятельства привели к тому, что в начале XX в. в тюремных заведениях были созданы отряды осужденных по хозяйственному обслуживанию. В последующем хозяйственные отряды обозначились и в СИЗО, где работы в силу ст. 77 УИК РФ выполняются осужденными к лишению свободы, которым отбывание наказание назначено в исправительной колонии общего режима.

Вместе с тем в соответствии с нормами Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1995 г. [7] СИЗО предназначены для исполнения меры пресечения в виде содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом исполнение наказания в виде лишение свободы в отношении осужденных, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию, а также осужденных на срок не свыше шести месяцев все же является

дополнительной функцией для СИЗО, в связи с чем в данном вопросе возникают отдельные правовые проблемы и коллизии. Однако данная функция СИЗО до настоящего времени не потеряла своей значимости и является практически востребованной.

Кроме основной проблемы, - исполнение СИЗО наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных из отрядов хозяйственного обслуживания возникают другие вопросы. В частности положения ст. 77.1 УИК РФ определяют, что СИЗО, наряду с указанными выше осужденными содержатся лица (в статусе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого обвиняемого) в связи с расследованием или судебным разбирательством по делам и преступлениях, совершенных другими лицами, и другие категории осужденных. Однако в отдельных случаях в СИЗО направляются осужденные без достаточных законных оснований, в отношении которых еще не определено процессуальное положение (свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый). Так после массовых беспорядков, произошедших 9-10 апреля 2020 г. в ФКУ ИК-15 ГУ ФСИН России по Иркутской области в СИЗО области было направлено 516 осужденных, чей правовой статус до конца не был определен, т.е. в нарушении требований уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства. В связи с чем права и законные интересы этих лиц были нарушены, в частности они содержались в запираемых помещениях, не имели свиданий и других законных возможностей, предусмотренных нормами УИК РФ о чем частично отмечалось в Постановлении Конституционного Суда от 28.12.2020 г.[8]. Безусловно, данные проблемные вопросы требуют совершенствования норм пенитенциарного законодательства, регламентирующих функции следственного изолятора в отношении осужденных к лишению свободы, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию, и лиц, содержащихся в СИЗО в порядке ст. 77.1 УИК РФ. В связи с чем считаем необходимым внести в действующее законодательство, проект Концепции развития УИС до 2030 г. предложение о рассмотрении и закреплении в соответствующих нормативно-правовых актах правового статуса осужденных, содержащихся в СИЗО в порядке 77.1., 77 УИК РФ.

Библиография:

1, «Публичная декларация целей и задач Минюста РФ на 2021 г. [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/publichnaja-deklaratsija-tselei-i-zadach-ministerstva-iustitsii-rossiiskoi-federatsii_2/15.04.2021.

2, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 1996 года № 6Э-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.

3, Селиверстов, В.И. Исправительная доктрина и ее влияние на положение лиц, освобожденных от отбывания наказания // Юридический вестник Самарского университета. 2018. № 1. Т. 4. С. 65.

4, Краткая характеристика УИС по состоянию на 01.02.2021 [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://fsin.g0v.r0/structure/inspect0r/ia0/statistika/kratkaya%20har-a%20uis/ 10.04.2021.

5, Общая тюремная инструкция 1915 г. Репринтное издание. М., - 1976. - С. 428.

6, Петров, В.В. Исполнение (отбывание) лишения свободы в следственном изоляторе: история и современность : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.В. Петров. - Тюмень. - 1999. - 189 с.

7, О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 года, № 10Э-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.

8, Постановление Конституционного Суда РФ от 28.12.2020 № 50-П по делу о проверке конституционности статьи 77-1 УИК РФ, статей 17 и 18 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктов 1Э9-14Э Правил внутреннего распорядка СИЗО УИС в связи с жалобой гражданина Е.В.Парамонова.

References (transliterated):

1. «Publichnaya deklaraciya celej i zadach Minyusta RF na 2021 g. [Elektronnyj resurs] //Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/doc/publichnaja-deklaratsija-tselei-i-zadach-ministerstva-iustitsii-rossiiskoi-federatsii_2/15.04.2021.

2. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 18 dekabrya 1996 goda № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1997. № 2. St. 198.

3. Seliverstov, V.l. Ispravitel'naya doktrina i ee vliyanie na polozhenie lic, osvobozhdennyh ot otbyvaniya nakazaniya // YUridicheskij vestnik Samarskogo universiteta. 2018. № 1. T. 4. S. 65.

4. Kratkaya harakteristika UIS po sostoyaniyu na 01.02.2021 [Elektronnyj resurs]//Rezhim dostupa: https://fsin.g0v.r0/structure/inspect0r/ia0/statistika/kratkaya%20har-a%20uis/ 10.04.2021.

5. Obshchaya tyuremnaya instrukciya 1915 g. Reprintnoe izdanie. M., - 1976. - S. 428.

6. Petrov, V.V. Ispolnenie (otbyvanie) lisheniya svobody v sledstvennom izolyatore: istoriya i sovremennost' : dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 / V.V. Petrov. - Tyumen'. - 1999. - 189 s.

7. O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij: Federal'nyj zakon ot 15 iyulya 1995 goda, № 103-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. № 29. St. 2759.

8. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 28.12.2020 № 50-P po delu o proverke konstitucionnosti stat'i 77-1 UIK RF, statej 17 i 18 FZ "O

soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij" i punktov 139-143 Pravil vnutrennego rasporyadka SIZO UIS v svyazi s zhaloboj grazhdanina E.V.Paramonova.

Уголовный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_283

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ В СУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Trends in the development of the criminal procedure form in criminal proceedings and prospects for the use of modern technologies

НИКУРАДЗЕ Наталья Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург). E-mail: [email protected];

МИЩЕНКО Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, декан юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург). E-mail: [email protected];

МАРИНА Елена Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург). E-mail: [email protected]; Nikuradze Natalia Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the Orenburg State University (Orenburg). E-mail: [email protected];

Mishchenko Elena Valeryevna,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Dean of the Faculty of Law of the Orenburg State University (Orenburg). E-mail: [email protected];

Marina Elena Aleksandrovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of the Orenburg State University (Orenburg). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье раскрываются актуальные вопросы развития уголовно-процессуальной формы в судебном производстве. Обозначены факторы, определяющие его тенденциозность. Раскрыты особенности развития уголовно-процессуальной формы обжалования в порядке апелляции, кассации, надзора, в том числе с учетом влияния изменений в судебной системе России. Рассмотрена практика и обозначены перспективы применения в судебном производстве по уголовным делам современных технологий.

Abstract: The article reveals the current issues of the development of the criminal procedure form in court proceedings. The factors that determine its tendentiousness are indicated. the features of the development of the criminal procedure form of appeal in the order of appeal, cassation, supervision, including taking into account the impact of changes in the judicial system of Russia, are revealed. The article considers the practice and outlines the prospects for the use of modern technologies in criminal proceedings.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; уголовно-процессуальная форма; судебное производство; применение современных технологий в уголовном процессе; защита прав участников уголовного судопроизводства; доступ к правосудию.

Keywords: criminal proceedings; criminal procedure form; judicial proceedings; application of modern technologies in criminal proceedings; protection of the rights of participants in criminal proceedings; access to justice.

Дата направления статьи в редакцию: 11.11.2020

Вопрос об уголовно-процессуальной форме достаточно широко изучен теорией уголовного процесса. Интерес ученых и практиков к проблемным сторонам её нормативного регулирования, соблюдения, практического применения как форменного воплощения и фактического отражения уголовно-процессуальной деятельности, существовал в разные исторические периоды. Однако сегодня представляются особенно актуальными вопросы тенденций и перспективных направлений развития уголовно-процессуальной формы в прямой зависимости от переломной смены социальной формации общества, ставшей следствием глобальной цифровизации.

Применительно к определению тенденций и основных направлений развития уголовно-процессуальной формы, необходимо разграничивать ее понимание в двух неразрывно связанных аспектах: как в целом императивную форму всего уголовного судопроизводства, так и определенную форму отдельно составляющих его институтов (форма производства о назначении меры уголовно-правого характера при освобождении от уголовной ответственности; форма апелляционного, кассационного обжалования и т.д.).

Изменение и появление новых форм уголовно-процессуальных институтов особенно интенсивно в последнее десятилетие. Такое положение обусловлено множеством факторов: информационных, технологических, социальных, экономических и других, оказывающих непосредственное воздействие на уголовно-процессуальную политику государства. Так вопросы процессуальной экономии никогда не утрачивают своей актуальности, особенно в части правоприменительной практики, для которой особенно важно обеспечить производство процессуального действия или принятия процессуального решения в установленный срок, без обращения к процедуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.