DOI 10.47643/1815-1337_2021_1_242
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS
МУСАЛОВ Магомед Абдулаевич,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права,
Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Махачкале. E-mail: [email protected];
Magomed Abdulayevich Musalov,
Ph. D., associate Professor, associate Professor of the Department of civil law,
North Caucasus Institute (branch) All-Russian University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) in Makhachkala. E-mail: [email protected];
Краткая аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы внедрения в систему образования цифровых технологий, преодоления организационных и правовых препятствий процесса трансформации образования в стране. Происходящие в стране процессы внедрения цифровых технологий в сферу образования, диктуются актуальностью и поддерживаются на государственном уровне и широкой общественностью. Предстоящая цивилизационная трансформация образования как цифровое обновление должна представлять все сегменты и уровни образования: от дошкольного до высшего и дополнительного. Естественный традиционализм общества представляет систему образования как консервативный социальный институт. Этими качествами, с одной стороны, система и общество сохраняет внутреннюю свою целостность, трансформируются традиционные ценности, а другая сторона таких качеств приводит к препятствиям гибкому реагированию требованиям экономики, нуждающейся в непрерывном обновлении, т.е. инновациях. Автор проводит сравнительно-правовой, структурный и функциональный анализ правовых и организационных проблем
Abstract: The article deals with the current problems of introducing digital technologies into the education system, overcoming organizational and legal obstacles to the transformation of education in the country. The processes of introducing digital technologies in the field of education that are taking place in the country are dictated by the relevance and are supported at the state level and by the general public. The upcoming civilizational transformation of education as a digital update should represent all segments and levels of education: from preschool to higher and additional education. The natural traditionalism of society presents the education system as a conservative social institution. These qualities, on the one hand, preserve the system and society's internal integrity, transform traditional values, and the other side of such qualities leads to obstacles to a flexible response to the requirements of an economy that needs continuous renewal, i.e. innovation. The author conducts a comparative legal, structural and functional analysis of legal and organizational problems
Ключевые слова: образовательные технологии, система образования, трансформация образования, цифровизация, информационные и коммуникационные технологии, онлайн - обучение, образовательное сообщество, центры компетенций
Keywords: educational technologies, education system, education transformation, digitalization, information and communication technologies, online learning, educational community, competency centers
Дата направления статьи в редакцию: 17.12.2020
За последний, исторически очень короткий двухвековой период мир столкнулся с тремя промышленными революциями, вызванными острой нехваткой профессиональных кадров. Не имеет значения, дефицит каких специалистов является проблемой, важно то, что технологический прогресс, происходящий в мире, требовал со стороны образования эффективного, соответствующего и отвечающего вызовам процесса и времени, быстрого ответа. В настоящее время в мире уже происходит четвертая революция - цифровая. Требования ее закономерны, они соответствуют реальным процессам развития мировой экономики. Перед образованием стоит задача внедрить новые, цифровые, образовательные технологии.
Благосостояние граждан страны напрямую связано с человеческим капиталом, что и является ключевой ставкой для ускоренного развития экономики. Еще в 2016 году Президент России поручил Центру стратегических разработок разработать свои предложения, направленные на ускорение повышения благосостояния граждан. Сфера образования является той сферой, где формируется человеческий капитал. Исследователи образования столкнулись с проблемой решения серьезного интеллектуального вызова: менять образование как область социальных обязательств государства и направить все усилия, направив вектор образования на социальное и экономическое развитие страны. Для удовлетворения этого запроса к образованию не достаточно только теоретический подход, необходимо глубоко и внимательно изучить саму сферу образования, как лучшую систему образования в мире, ее проблемы и достижения, сделать образование двигателем экономического и социального развития страны.
Двигатель развития государства во всех сферах не может быть работоспособным, если образование не занимает достойное место в целостности общественного развития страны. Любая стратегия, направленная на развитие общества, нежизнеспособна, если не видится будущее. Система образования нуждается в принципиальном подходе, глубоком изучении мирового опыта, эмпирическом исследовании всей системы, серьезных обсуждениях с экспертами и практиками. В настоящее время необходимо должны быть разработаны принципиально новые механизмы развития образования, иметь новый взгляд на человеческий капитал, определиться с новой ролью образования в общественном развитии. Для этого необходим доказательный взгляд на образование.
Предстоящая цивилизационная трансформация образования как цифровое обновление должна представлять все сегменты и уровни образования от дошкольного до высшего и дополнительного. Естественный традиционализм общества представляет систему
образования как консервативный социальный институт. Этими качествами, с одной стороны, система и общество сохраняет внутреннюю свою целостность, трансформируются традиционные ценности, а другая сторона таких качеств приводит к препятствиям гибкому реагированию требованиям экономики, нуждающейся в непрерывном обновлении, т.е. инновациях. «Исследователи прогнозируют активное влияние на общество и «цифровую экономику» мобильных, когнитивных и облачных технологий, технологии «интернет вещей» и «больших данных» [2]».
В настоящее время человечеству доступны такие плоды прогресса как информационная доступность, неограниченные коммуникационные возможности, цифровые сервисы и услуги. Любая инициатива регуляторов трудно внедряется в жизнь общества, очевидные изменения, приходящие с глобальной цифровизацией, встречаются с требованием ограничения ее распространения. Такие перемены происходят во всех сферах жизни и соответственно такая реакция общества естественна. Внедряемые цифровые образовательные инструменты тоже не чья-то злая воля, а естественный процесс, вызванный изменяющимся миром, требующий адекватных ответов на все вызовы от социума и государства, это не выбор, а необходимость.
Нет пределов цифровизации, не существует деятельность, которую нельзя или невозможно подвергнуть цифровизации. Требуется только определиться с границами между технологическим и человеческим, безопасностью и приватностью. Цифровизация сегодня - это вопрос политический, что и заставляет сторонников цифровизации задуматься об соответствующих ограничителях. Самым важным становится кадровый вопрос, это веление времени. Цифровизация проникла в сферы услуг и производство. Нет вечных профессий, каждая из них требует обновленных навыков, либо они исчезают. Полученная специальность требует постоянного обновления имеющихся знаний, держать под контролем трансформацию рынка труда, актуализировать компетенции.
Уже во всем мире происходит кадровый дисбаланс, а к 2030 году, как оценили эксперты «Ворлдскиллс Россия», он превысит 1,4 млрд. человек. Такой дисбаланс, когда квалификация не соответствует запросам рынка труда, приводит к потерям экономики всего мира и достигнет к тому времени 5-ти трлн. долларов. Такой процесс испытают на себя представители всех возрастов, в первую очередь те, кто уже получил образование.
В компаниях, согласно опросу их руководителей из 20 стран мира, к 2022 году более чем половине всех сотрудников потребуется переподготовка или курсы повышения квалификации. При этом 41% работодателей намерены сфокусироваться на обучении высокопроизводительных сотрудников, а 33% указали, что они будут отдавать приоритет сотрудникам, наиболее пострадавшим из-за технологического прорыва [1].
Государство вынуждено предпринимать такие, крайне болезненные меры, они направлены на использование энергии, возникающей в процессе смены экономической формации, необходимы для улучшения жизни граждан, задачи таких мер - создавать условия и возможности для успешной самореализации, раскрывать талант каждого гражданина. Они выступают не только новыми вызовами, но и новыми возможностями. Также, на наш взгляд, отмечается нежелание лиц, принимающих решения, приспосабливаться к изменениям. 70% работников государственного сектора считают, что цифровизация отстает от развития частного сектора в различных отраслях [7]
Майские указы Президента предусматривают разработку национальных проектов, содержащие различные инициативы по повышению доступности и качеству от школьного образования до высшего и дополнительного, т.е. охватывают все уровни и декларируют эти цели. Все федеральные проекты нацелены на современные информационные и коммуникационные технологии и их широкое внедрение в образовательный процесс.
На наш взгляд, университетам необходимо не только подготовить специалистов по информационным технологиям, учитывая интеграцию цифровой основы экономики с базовыми процессами в промышленности, медицине и т.п., но и предсказывать такие изменения, одновременно решая кадровый вопрос в условиях цифровой экономики. Образовательные программы должны развиваться, учитывая глобальные вызовы времени. Основной задачей образования в нынешних условиях является поиск современных практик, отвечающих на вызовы времени.
Это вовсе не значит, что место учителей займут смартфоны и планшеты. Ведь появились электронные классные доски, а писать на них приходится. Цель сегодняшнего дня - успешно внедрить цифровые образовательные инструменты в учебный процесс вузов и колледжей, традиционные занятия в лабораториях и аудиториях не могут быть заменены никакими цифровыми технологиями. Включаются в образовательные программы всего лишь элементы онлайн - обучения такие, как электронные курсы, симуляторы и другие. Обучение строится на принципе смешанного обучения, предлагая большую визуализацию учебного материала, развиваются личностные качества обучающихся, вырабатывается умение планировать, повышается самодисциплина, ответственность. Так же немаловажно доступность онлайн - курсов широкому аудиторию, самые отдаленные регионы получают возможность включиться в образовательный процесс, а профессорско-преподавательский состав получает возможность постоянно работать над актуализацией содержания лекций. Образовательное сообщество и обучающиеся уже активно включились в такие образовательные программы и реализовы-вают успешно.
Согласно данным социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения», проведенного компанией «Айфорс», оператором ВЦИОМ, в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ», 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся к образовательным онлайн-технологиям. Из числа опрошенных представителей компаний-работодателей положительно к этому относятся 73%, а 68% согласны с тем, что развитие онлайн-обучения — одно из ключевых условий решения задачи по модернизации образования.
Цифровизация образования не инициирована властью, сверху - это веление времени, необходимость, диктуемая развитием информационных технологий и внедрением их в экономические процессы. При этом нельзя исключить формулирование неких общих и понятных потребителю стандартов качества, создание системы оценки образовательного контента, включая в этот процесс экспертное сообщество, слушателей онлайн - курсов, родителей и других заинтересованных лиц. И.Р. Усамов отмечает сложность процесса циф-ровизации, указывает на необходимость изменения мышления, а не только учет технологических решений [8].
Вместе с тем скорость нововведений и глобальность их последствий требуют прогнозирования возможных рисков цифрови-зации. Известный эксперт в области ИТ-безопасности Н.И. Касперская в своем выступлении на Парламентских слушаниях в Государственной думе (март 2018 года) обозначила основные риски «цифровой колонизации» и широкого внедрения во все сферы жизнедеятельности таких технологий, как уберизация, «большие данные», блокчейн, виртуальная реальность. [3]
Работодатели считают, что на сегодняшний день имеющиеся навыки большинства специалистов не достаточны для выполнения основных работ и надеются на изменения в лучшую сторону. Работники, адаптировавшие свои навыки к новым технологиям, получают повышенную заработную плату. Не имеющие соответствующие навыки, работники замечают снижение востребованности на рынке труда. Необходимо, на наш взгляд, отметить неоспоримость преимущества интерактивности в цифровом образовании. Мы солидарны с мнением Дубских А. И., который говорит, что «...данный аспект становится востребованным тогда, когда речь заходит о необходимости обучения взрослых, которым в силу возраста и профессиональной деятельности иногда сложно усвоить новую информацию» [5].
Цифровизация образования должна быть направлена на воспитание у учащихся школ и студентов колледжей и вузов стремления к саморазвитию. Обучающийся должен осознавать необходимость непрерывного образования в течение всей жизни, он должен захотеть и уметь учиться. Поддерживаемые и масштабированные государством новые подходы должны быть ориентированы на развитие соответствующих навыков, они должны появиться в самой системе образования. Учебный процесс неоднороден, он сложный. здесь же надо учитывать и цифровой технологический разрыв [9].
На сегодняшний день намечаются продвижения в направлении цифровизации образования и, соответственно, цифровизации многих сфер жизнедеятельности страны. Принятые и принимаемые в последние году нормативные акты, в частности [6] показывают востребованность инструментов цифровых технологий в системе образования. Необходимо отметить большой вклад НИТУ «МИСиС» в подготовке инженеров, ученых, лидеров цифровой экономики, которые понимают актуальные технологии, обладают соответствующими навыками, работают над решением важнейших научно-технологических задач глобальных и национальных масштабов. На базе своих лабораторий и центров разрабатывают программы для академического и бизнес-сообщества, активно внедряя их в процесс решения задач, стоящих перед ними. Вносят большой вклад в развитие вычислений и квантовых технологий, внедряют цифровизацию биоинженерии и биомедицины, ресурсопользования. Работают над созданием новых материалов, поиском для различных проектов MegaScience инженерных решений. Оставаться востребованным в мире так быстро меняющемся, специалист должен быть мотивирован на постоянную готовность непрерывно учиться и самореализоваться.
«Готовность образовательных учреждений к профессиональной подготовке специалистов цифрового общества потребует не только дальнейшей технико-технологической модернизации сферы образования, но и подготовки (переподготовки) профессорско-преподавательского состава: развития цифровой грамотности; формирования способности оцифровывать учебно-методический материал и использовать его в педагогической практике; умения разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и/или смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации» [4].
Ведущими вузами страны, такими как ВШЭ, ИТМО, СПбПУ, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, УрФУ активно созданы и внедрены в образование новые образовательные технологии, Национальная платформа открытого образования, разработаны силами профессорско-преподавательского состава и размещены сотни онлайн-курсов. Утвержденный в 2016 году паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» («СЦОС в РФ») президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и успешно реализовывается. Создаются условия, повышается качество, расширяются возможности граждан пользоваться цифровым образовательным пространством. Несмотря на то, что апробируется портал-агрегатор online.edu.ru, который предлагает более тысячи онлайн-курсов по различным направлениям для студентов и других слушателей, необходимо усилить работу по подготовке преподавательских кадров, увеличить количество университетов, на базе которых должны быть
открыты Региональные центры компетенций в области онлайн-обучении. Эти Центры должны стать коммуникационными узлами, проводниками новых подходов и идей, они должны устанавливать связи на местах с колледжами и вузами, они должны со стороны образовательного сообщества пользоваться авторитетом и обладать кредитом доверия.
Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает масштабные планы и инициативы, а онлайн-обучение - всего лишь один из элементов, включенный процессом цифровизации профессионального и высшего образования в себя. Постиндустриальная экономика с динамически развивающимся рынком труда нуждается в новых подходах, без которых не возможна реализация принципа пожизненного обучения человека, это и является основным требованием рынка труда к системе образования. Принципиально также построение персональных траекторий развития как профессионального, так и личностного.
На наш взгляд, необходимо ликвидировать фрагментарность правовой среды на уровне законодательных актов субъектов Российской Федерации, создающих препятствия трансформации образования и цифровых технологий в экономике. Предусмотреть во всех регионах усовершенствованную модель цифрового образования, цифровой образовательной среды, ресурсов, облачных вычислений, технологий открытых данных, искусственного интеллекта
Библиография:
1. The Future of Jobs Report 2018, Международный экономический форум 2018 г
2. Кешелава A.B., Буданов В.Г., Румянцев В.Ю. Введение в «Цифровую» экономику. ВНИИГеосистем, 2017. 28 с. URL: http:// spkurdyumov.ru/uploads/2017/07/vvedenie-v-cifrovuyu-ekonomiku-na-poroge-cifrovogo-budushhego.pdf.
3. Касперская НИ. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации [Электронный ресурс]: развернутые тезисы выступления на парламентских слушаниях в Государственной думе. URL: https:// ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_tsennosti/ the_digital_economy_and_the_risks_of_digital_colonization_n_k asperskaya developed_theses_of_the_spee (дата обращения:~20.06.2020).
4. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 2. С. 84—88. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
5. Дубских, А.И. Метод проекта как современная педагогическая технология / А. И. Дубских //Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур: Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 16 ноября 2019 г.): материалы. -Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. -С. 311-313.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». [Электронный ресурс]. URL: https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-informatizatsii-obrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/postanovlenie_PRF_07122020_2040.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
7. Как привнести цифровую трансформацию в ваше высшее учебное заведение. 2019. [Электронный ресурс] // U-planner. URL: https://www. u-planner. com/digital-transformation-inhigher-education (в свободном доступе).
8. Усамов И.Р. Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы. Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки, том XV, № 3 (17), 2019
9. Мусалов, М. А. Проблемы и перспективы дистанционного образования и it-технологий в высшей школе в экстремальных условиях / М. А. Му-салов // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 1. - С. 155-159.
References (transliterated):
1. The Future of Jobs Report 2018, Mezhdunarodnyj ekonomicheskij forum 2018 g
2. Keshelava A.B., Budanov V.G., Rumyancev V.YU. Vvedenie v «Cifrovuyu» ekonomiku. VNIIGeosistem, 2017. 28 s. URL: http:// spkurdyumov.ru/uploads/2017/07/vvedenie-v-cifrovuyu-ekonomiku-na-poroge-cifrovogo-budushhego.pdf.
3. Kasperskaya NI. Cifrovaya ekonomika i riski cifrovoj kolonizacii [Elektronnyj resurs]: razvernutye tezisy vystupleniya na parlamentskih slushaniyah v Gosudarstvennoj dume. URL: https:// ivan4.ru/news/traditsionnye_semeynye_tsennosti/ the_digital_economy_and_the_risks_of_digital_colonization_n_k asperskaya developed_theses_of_the_spee (data obrashcheniya:~20.06.2020).
4. Strekalova N.B. Riski vnedreniya cifrovyh tekhnologij v obrazovanii // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2019. T. 25. № 2. S. 84—88. DOI: http:// doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88.
5. Dubskih, A.I. Metod proekta kak sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya / A. I. Dubskih //Aktual'nye voprosy issledovaniya i prepodavaniya rodnyh yazykov i literatur: Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. CHeboksary, 16 noyabrya 2019 g.): materialy. -CHeboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2020. - S. 311313.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 dekabrya 2020 g. № 2040 «O provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy». [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-informatizatsii-obrazovaniya/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda/docs/postanovlenie_PRF_07122020_2040.pdf (data obrashcheniya: 01.02.2021).
7. Kak privnesti cifrovuyu transformaciyu v vashe vysshee uchebnoe zavedenie. 2019. [Elektronnyj resurs] // U-planner. URL: https://www. u-planner. com/digital-transformation-inhigher-education (v svobodnom dostupe).
8. Usamov I.R. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: problemy i perspektivy. Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki, tom XV, № 3 (17), 2019
9. Musalov, M. A. Problemy i perspektivy distancionnogo obrazovaniya i it-tekhnologij v vysshej shkole v ekstremal'nyh usloviyah / M. A. Musalov // Vestnik pedagogicheskih nauk. - 2021. - № 1. - S. 155-159.