Научная статья на тему 'Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств'

Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2020
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / КОРПОРАЦИЯ / УЧАСТНИКИ КОРПОРАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FARMS / CORPORATION / PARTICIPANTS CORPORATION / CORPORATE LAW / INDIVIDUAL OWNER / ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Танага Андрей Николаевич

В статье представлен анализ правовых статусов и перспектив существования крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в России за последние 15 лет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL STATUS OF THE RUSSIAN FARMS

The analysis of legal statuses and prospects of existence of farms created in Russia in the last 15 years is presented in article

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств»

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

1

УДК 347.19 UDC 347.19

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС CIVIL STATUS OF THE RUSSIAN FARMS

КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)

ХОЗЯЙСТВ

Т анага Андрей Николаевич к.ю.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье представлен анализ правовых статусов и перспектив существования крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в России за последние 15 лет

T anaga Andrey Nickolaevich

Cand.Leg.Sci., associate professor

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The analysis of legal statuses and prospects of existence of farms created in Russia in the last 15 years is presented in article

Ключевые слова: КРЕСТЬЯНСКОЕ Keywords: FARMS, CORPORATION,

(ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО, КОРПОРАЦИЯ, PARTICIPANTS CORPORATION, CORPORATE

УЧАСТНИКИ КОРПОРАЦИИ, КОРПОРАТИВНОЕ LAW, INDIVIDUAL OWNER,

ПРАВО, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ENTREPRENEURSHIP

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ,

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одним из первых субъектов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве на постсоветском пространстве стало крестьянское (фермерское) хозяйство, статусным законодательным актом в отношении которых стал Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определивший крестьянское (фермерское) хозяйство как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной

продукции (п. 1 ст. 1).

Теория юридического лица в то время недалеко ушла от примата социалистических организаций, учреждений и колхозов, практически исчерпывающих перечень организационно-правовых форм. Уже появились признанные законодателем кооперативы, сельское хозяйство требовало признания первых частных субъектов, роль которых отведена

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

2

законодателем крестьянскому (фермерскому) хозяйству.

Очередная редакция приведенной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (в ред. Закона РСФСР от 27 декабря 1990 г. № 461-1). Указание на права юридических лиц - требование времени, необходимое для

зарождающегося рыночного налогового законодательства. Таким образом, первые крестьянские хозяйства создавались как юридические лица.

В обоих приведенных дефинициях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять в силу явной неразвитости теории юридического лица, требуемой зарождаемыми рыночными условиями.

За это время понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть лишь юридическими и физическими.

При кодификации законодатель не нашёл в системе юридических лиц должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

3

основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 - 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминалось. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

Соответственно, с начала 1995 года (ст. 23 ГК РФ вступила в силу с 01.01.1995 г.) крестьянские (фермерские) хозяйства стали

регистрироваться в новом статусе. Теперь субъектом правовых отношений выступал глава хозяйства, который являлся индивидуальным

предпринимателем.

Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства - некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество, регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус

индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении

Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация

крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами хозяйства заключает договор.

Возник закономерный вопрос о правовой судьбе ранее

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

4

зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйствах «с правами юридических лиц». Таким хозяйствам предоставлялось право (а не обязанность!) приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены. Здесь практика выявила два пути: одни хозяйства остались юридическими лицами,

преобразовавшись в одну из предусмотренных Гражданским кодексом РФ организационно-правовую форму коммерческих организаций; другие никаких статусных изменений не производили; участники третьих ликвидировали юридические лица и регистрировали хозяйство путём государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание на то, что законодатель лишь предоставил право осуществить указанные действия. Поэтому единичные хозяйства привели свой статус в соответствие с Кодексом, а большинство статус не изменило.

Очередной этап начался 17 июня 2003 года, когда вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее по тексту - «новый Закон»), который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию

сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», «объединение граждан», но без образования юридического лица.

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

5

В рассматриваемый период продолжают действовать крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до 1995 года «с правами юридических лиц».

С принятием нового Закона ожидалось исключение одновременного существования разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ нового Закона предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового

законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года. Полагаем, что речь идёт не о статусе, а об особенностях участия хозяйств в гражданском обороте.

Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года.

Накануне этой даты в очередной раз стало ясно, что цель недостижима, по крайней мере, в ближайшее время. Поэтому Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"» указанный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

Через неделю после принятия названного Закона № 263-ФЗ принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х - юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется. При этом не требовалось ожидание вступления в силу всего Закона, так как нормы новой статьи 86.1 ГК РФ подлежали применению к названным хозяйствам уже с 31.12.2012

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

6

года - со дня официального опубликования Федерального закона № 302-ФЗ в Собрании Законодательства Российской Федерации (п. 7 ст. 2 данного Закона).

В Федеральном законе № 302-ФЗ решена судьба правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства на ближайшее время.

Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 (сначала в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества»; в настоящее время - подпараграфе 3.1 (после подпагарафов 2 и 3, посвящённых полному товариществу и товариществу на вере), заняв промежуточное положение между названными типами коммерческих организаций. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратил силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пролить свет на природу участия в крестьянских (фермерских) хозяйствах - юридических лицах поможет отнесение их законодателем к числу корпоративных организаций. Участники таких юридических лиц обладают правом участия (членства) в них и в совокупности формируют их высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Соответственно, в связи с участием в корпоративной организации её участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п. 2 ст. 65.1 ГК РФ), детальный перечень которых закреплён законодателем в ст. 65.2 ГК РФ.

Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», довольно успешно «работавший» в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

7

парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом пятым, признающим большинство существующих в настоящее время крестьянских (фермерских) хозяйств договорными объединениями граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Полагаем, что в последнем правиле законодатель допустил излишнюю осторожность, так как соответствующая норма сформулирована способом, позволяющим с одинаковым успехом использовать противоположные интерпретации. В частности, если бы было указано, что главой хозяйства может быть лишь индивидуальный предприниматель, то такое указание поставило бы точку в части определения субъекта правовых отношений. Если же интерпретировать норму иным образом, получим возможность любого дееспособного физического лица стать главой хозяйства, не исключая такую возможность для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Автору статьи наиболее импонирует первая точка зрения, так как рассматриваемая норма находится в ст. 23 ГК РФ, специально посвящённой основам правового регулирования предпринимательской деятельности граждан. Именно в соответствии с данной статьёй могут быть созданы крестьянские (фермерские) хозяйства как договорные объединения граждан. Но этот договор, в силу места норм о нём в статье о предпринимательской деятельности, а также в силу характера самой деятельности, является направленным на совместное осуществление предпринимательской деятельности. Обратившись на этом этапе

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

8

рассуждений к аналогии с самым близким институтом совместной деятельности, получаем запрет заключения направленного на осуществление предпринимательской деятельности договора о такой деятельности между или даже с участием лиц, не являющихся специальными субъектами предпринимательской деятельности (см. п. 2 ст. 1041 ГК РФ). Получается, что в обороте от имени такого хозяйства, не наделённого гражданской правосубъектностью, должно выступать определённое лицо, обладающее ею. Само же соглашение о создании хозяйства должно регулировать отношения членов хозяйства внутри самого хозяйства. Соответственно, лицом, выступающим от имени крестьянского (фермерского) хозяйства - договорного объединения граждан, может быть лишь индивидуальный предприниматель. Полагаем, что законодателю следует дополнить абзац второй пункта 5 ст. 23 ГК РФ частицей «лишь» перед словами «гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя» - для исключения иных возможностей и достижения законодательной цели, которая не ограничивается лишь рассматриваемой статьёй Гражданского кодекса РФ, а должна служить также основой, в частности, для правильного применения налоговых, иных административно-правовых норм.

Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе.

Кроме того, законодателем допускается создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств как договорных объединений граждан - на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор - соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства,

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

9

заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Теперь законодатель позволил подвести черту: «договорное

хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

Личное участие членов корпорации в осуществляемой ею предпринимательской деятельности могло бы отнести соответствующую организацию к хозяйственному товариществу или производственному кооперативу. Но место, отведённое рассматриваемым организациям в системе юридических лиц, однозначно относит их к разновидности хозяйственных товариществ.

Юридические лица названной группы являются собственниками

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

10

внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в К(Ф)Х -юридическом лице - только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. Правила же об ответственности юридического лица строятся как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а

субсидиарную ответственность по обязательствам хозяйства несут его члены.

В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства,

предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Этим решён важнейший экономический вопрос распадающегося крестьянского (фермерского) хозяйства: сохраняется (при необходимости) целостность и целевое использование земельного участка.

Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

Научный журнал КубГАУ, №103(09), 2014 года

11

правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о хозяйствах - юридических лицах.

Суммарно перечисленные признаки, которыми законодатель наделил крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся юридическими лицами, позволяют условно отнести их к особой разновидности полных товариществ, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, членство в которых не требует приобретения статуса индивидуального предпринимателя.

Литература

1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 324.

2. Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 1. - Ст. 5.

3. СЗ РФ. - 2003. - № 24. - Ст. 2249.

4. О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ // СЗ РФ. - 2009. - № 44. - Ст. 5168.

5. СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7588.

6. СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7627.

References

1. Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1990. - № 26. - St. 324.

2. Vedomosti SND i VS RSFSR. - 1991. - № 1. - St. 5.

3. SZ RF. - 2003. - № 24. - St. 2249.

4. O vnesenii izmenenija v stat'ju 23 Federal'nogo zakona «O krest'janskom (fermerskom) hozjajstve»: Federal'nyj zakon ot 30 oktjabrja 2009 g. № 239-FZ // SZ RF. -

2009. - № 44. - St. 5168.

5. SZ RF. - 2012. - № 53. - St. 7588.

6. SZ RF. - 2012. - № 53. - St. 7627.

http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/73.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.