Том 155, кн. 4
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2013
УДК 347.1
новое в гражданско-правовом положении крестьянских (фермерских) хозяйств
З.Ф. Сафин Аннотация
В статье исследуется проблема определения гражданско-правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в свете происходящей реформы гражданского законодательства. Проведён анализ нормативной основы регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства как необходимые субъекты предпринимательской деятельности занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и обществами.
Ключевые слова: гражданско-правовое положение, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица, предпринимательская деятельность.
На сегодняшний день в условиях процесса реформирования гражданского законодательства актуальным является исследование проблемы правового положения субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса (АПК). Характерная черта участия субъектов предпринимательской деятельности АПК (прежде всего это отечественные производители сельхозпродукции) - их особый регулятивный статус . Как известно, одним из важных субъектов предпринимательской деятельности АПК является крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ), правовой статус которого до сих пор остаётся не вполне ясным.
Первые КФХ на территории нашей страны начали создаваться с 1990 г. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» под КФХ признавал самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьёй или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции (I, п. 1 ст. 1). Данное определение было далеко от совершенства, но вместе с тем содержало вполне отчётливое представление о правовом положении КФХ, обозначив их в качестве юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.
Следующая редакция упомянутого закона (II) дополнила обозначенную дефиницию, содержащуюся в ст. 1, установив, что КФХ является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным
1 Подробнее о субъектах предпринимательской деятельности АПК см. в [1].
151
отдельным гражданином, семьёй или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (в редакции Закона РСФСР от 27 декабря 1990 г. № 461-1). Данное определение просуществовало до 1995 года.
При кодификации норм гражданского права законодатель не смог найти должного места для КФХ как субъекта права. После введения в действие с 1 января 1995 г. части первой Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) КФХ стало определяться как вид индивидуального предпринимательства без образования юридического лица, а глава КФХ признавался в качестве индивидуального предпринимателя (см. (III)). Запрет на регистрацию КФХ в качестве организаций исключил возможность распространения на них норм о юридических лицах. Но при этом КФХ, которые были созданы как юридические лица до вступления в силу ГК РФ, продолжали своё существование наряду с новой формой индивидуального предпринимательства. Таким образом, правовой статус КФХ и его членов не приобрёл необходимой ясности.
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определил КФХ как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (IV, п. 1. ст. 1). Этим законом было также предусмотрено, что КФХ, созданные в соответствии с Законом РСФСР № 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 г. (IV, ч. 3 ст. 23) . Однако обозначенные положения, по сути дела, потеряли свою актуальность в силу недавних новелл ГК РФ.
В юридической литературе предлагалось закрепить основные черты правового статуса КФХ как особой формы предпринимательской деятельности граждан в самостоятельной статье ГК РФ [2, с. 19]. Однако подобные суждения были оставлены законодателем без внимания, и только в ходе современной реформы гражданского законодательства3 правовой статус КФХ вновь стал объектом пристального внимания и даже нашёл отражение в обновлённых нормах ГК РФ.
Кардинальные изменения в правовом положении КФХ произошли в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (V), который дополнил параграф 2 главы 4 статьи 86.1 ГК РФ. Основным новшеством данной статьи является отмена существовавшего ранее запрета государственной регистрации КФХ в качестве юридических лиц. Законодатель определил место для КФХ в нормах ГК РФ в числе коммерческих
2
В предыдущих редакциях был установлен период до 1 января 2010 г., далее - до 1 января 2013 г. Однако в связи с тем, что поставленная цель по перерегистрации КФХ фактически не была достигнута, обозначенные сроки пришлось продлить на более продолжительный период.
3 Следует заметить, что реформа гражданского законодательства оказывает сильное влияние на гражданско-правовую доктрину, которая находится в постоянно меняющемся состоянии как реакция на правовую цивилистическую действительность. Таким образом, модифицируется и используемая методология (см. [3, с. 121]).
юридических лиц, установив при этом возможность гражданам вести совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (III, ст. 23).
Таким образом, с 1 марта 2013 г. КФХ занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами и обществами и признаются одним из необходимых субъектов предпринимательской деятельности. К КФХ, которые были созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР № 348-1, подлежат применению правила ст. 86.1 ГК РФ, и перерегистрация ранее созданных КФХ не требуется.
Обозначенную новеллу в ГК РФ следует признать положительной. Произошедшие изменения в правовом положении КФХ, безусловно, имеют значение не только для сельскохозяйственной деятельности и АПК, но и для рыночной экономики в целом. Возможность выступления КФХ в качестве юридических лиц в гражданском обороте создаёт основу для увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности АПК и стабильного существования такой формы хозяйствования, а также для развития валютно-финансового сегмента экономики России. При этом существует множество вопросов, требующих более глубокого теоретического и практического анализа, на которые Закон о внесении изменений в ГК РФ (V), содержащий концептуальные положения о правовом статусе КФХ, ответов не даёт.
Согласно ст. 86.1 ГК РФ, крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами КФХ имущественных вкладов. Имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности, а члены КФХ несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.
Из анализа приведённого определения следует, что КФХ, образованные как юридические лица, относятся к коммерческим организациям корпоративного типа, основанным на началах членства. Вместе с тем открытым остаётся вопрос о том, что формируется в КФХ в качестве первоначального капитала, обеспечивающего деятельность организации и гарантирующего интересы её кредиторов. Поскольку юридическая конструкция КФХ напоминает хозяйственное товарищество, имеет смысл допустить возможность формирования в них складочного капитала, размер которого должен быть определён в учредительных документах КФХ. При этом необходимо иметь в виду, что общее имущество товарищей по договору о совместной деятельности принадлежит им на праве долевой собственности, тогда как имущество КФХ находится на праве совместной собственности.
Поскольку Закон о КФХ не предусматривает государственной регистрации КФХ в качестве юридических лиц, его необходимо привести в соответствие с нормами ГК РФ в целях устранения существующих неточностей. Кроме того, в уточнении нуждается и порядок создания КФХ. В этой связи справедливо высказывание В.В. Устюковой о том, что «особенности крестьянского хозяйства могут быть адекватно отражены в законодательстве лишь в том случае, если
отношения по его созданию и деятельности будут регулироваться всесторонне, что возможно только с позиций аграрного права как комплексной отрасли российского права» [2, с. 21]. Хотя, с другой стороны, то же самое комплексное регулирование может быть осуществлено и в рамках гражданского законодательства. По большому счёту это проблема юридической техники.
Отдельного рассмотрения требует решение вопроса о том, каким учредительным документом будет регламентироваться деятельность КФХ как юридических лиц. Из смысла ст. 86.1 ГК РФ можно сделать вывод, что в качестве такого документа рассматривается соглашение о создании КФХ. Но при этом не определено, кем должно быть подписано такое соглашение, какие сведения в нём должны содержаться, а также каким образом осуществляется управление в КФХ.
Полагаем допустимым в отношении соглашения о создании КФХ применять по аналогии нормы об учредительном договоре полного товарищества ввиду схожести обозначенных правовых конструкций. Таким образом, с нашей точки зрения, КФХ как юридическое лицо создаётся и действует на основании соглашения о его создании (как учредительного договора), который подписывается всеми его членами. В нём должны содержаться все сведения, указанные в ст. 52 ГК РФ, а именно: наименование, место нахождения КФХ, порядок управления его деятельностью, порядок совместной деятельности членов КФХ и передачи имущества, режим совместной собственности, сведения о размере и составе первоначального капитала и т. п.
В уточнении также нуждается количественный состав членов КФХ. В силу того что такие организации относятся к числу корпоративных, образованных на началах членства, количество их членов не может быть менее двух. Верхний предел численности членов ГК РФ не предусматривает, оставив тем самым возможность участия в КФХ неограниченного числа граждан. Примечательным является то, что гражданин может участвовать лишь в одном КФХ - организации.
Законодатель обошёл стороной вопрос о возможности исключения из состава КФХ его членов как в добровольном, так и в судебном порядке. Думается, что такое условие необходимо закрепить в нормах ГК РФ и в законе о КФХ, предусмотрев при этом детальные правила выхода членов из КФХ.
Особенностью рассматриваемой новой формы коммерческой организации является также то, что земельный участок КФХ при обращении на него взыскания кредиторов подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое вправе продолжать его использовать. Такая специфика правового режима земельного участка, принадлежащего КФХ, включая правила его отчуждения с публичных торгов, требует своего закрепления на законодательном уровне в целях нивелирования возможных неопределённостей у правоприменителя.
Исследуемые в настоящей статье новеллы в ГК РФ также не содержат положений о реорганизации и ликвидации КФХ. В каком объёме нормы о реорганизации юридических лиц применимы к КФХ? Возможно ли преобразование КФХ в другую организационно-правовую форму? В каком порядке должна производиться ликвидация КФХ? На эти и многие другие вопросы разработчики изменений в ГК РФ не дают ответов.
Отдельного рассмотрения требует вопрос определения правового положения КФХ, не зарегистрированных в качестве юридических лиц. Как было обозначено
выше, ст. 86.1 ГК РФ допускает возможность ведения совместной деятельности в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. По всей видимости, такое соглашение будет иметь силу договора простого товарищества. Иными словами, КФХ, образованные гражданами без регистрации юридического лица, представляют собой договорную форму хозяйствования, не обладающую самостоятельной правосубъектностью. Но при этом ГК РФ не содержит положений о том, должен ли глава такого договорного КФХ регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку такие требования отсутствуют на законодательном уровне, глава договорного КФХ может действовать от имени всех граждан, ведущих такую совместную деятельность, на основе соглашения
0 создании КФХ, которое должно содержать помимо всего прочего также и положения о правах и обязанностях главы КФХ.
Таким образом, на сегодняшний день существует потребность в дальнейшем всестороннем изучении, анализе и развитии нормативного закрепления гражданско-правового положения КФХ как юридического лица и как отдельной договорной формы хозяйствования.
Summary
Z.F. Safin. New in the Civil Status of Peasant Farms.
This article investigates the problem of determining the civil status of peasant farms in the light of the ongoing reform of civil legislation. We analyze the legal framework of regulation of peasant farms and state that peasant farms as essential subjects of business activity occupy an intermediate position between business partnerships and companies.
Keywords: civil status, peasant farms, legal entity, entrepreneurship.
Источники
1 - Закон РСФСР от 22 нояб. 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» //
Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 324.
II - Закон РСФСР от 27 дек. 1990 г. № 461-1 «Об изменении в Законе РСФСР "О кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР"» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 1. - Ст. 5.
III - Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон от 30 нояб.
1994 г. № 51-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). -1994. - № 32. - Ст. 3301.
IV - Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» // СЗ РФ. - 2003. - № 24. - Ст. 2249.
V - Федеральный закон от 30 дек. 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,
2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. -2012. - № 53. - Ст. 7627.
Литература
1. Сафин З.Ф. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений субъектов предпринимательской деятельности агропромышленного комплекса в валютно-финансовой сфере: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Казань, 2005. - 415 с.
2. Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2002. - 45 с.
3. Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. О методологии цивилистических исследований // Вестн. Сарат. гос. академии права. - 2011. - № 6. - С. 120-125.
Поступила в редакцию 11.04.13
Сафин Завдат Файзрахманович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экологического, трудового права и гражданского процесса, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]