Научная статья на тему 'Гражданско-правовой механизм обеспечения безопасности туристов в рамках договора на оказание туристических услуг'

Гражданско-правовой механизм обеспечения безопасности туристов в рамках договора на оказание туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТОВ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименюк В. В.

Обосновывается значение обеспечения безопасности туризма в настоящее время. Нормы по обеспечению безопасности туристов определены как на публично-, так и на частно-правовом уровнях. Основным действующими инструментами частно-правового регулирования признаются нормы гражданского законодательства. Определяются объекты обеспечения личной безопасности заказчика туристических услуг. Проводится краткий анализ гражданского законодательства Республики Беларусь, содержащего нормы по обеспечению безопасности туристических услуг и личной безопасности туриста. Анализируются положения договора на оказание туристических услуг по обеспечению качества и безопасности туристических услуг, ответственности исполнителя в случае причинения вреда заказчику. Предлагаются изменения в Типовую форму договора оказания туристических услуг в части включения ответственности исполнителя за причинение вреда некачественными туристическими услугами; определения законодательства, регулирующего ответственность при оказании оздоровительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL MECHANISM OF TOURISTS SAFETY WITHIN CONTRACT FOR DELIVERY OF TRAVEL SERVICES

In the article the importance of ensuring the safety of tourism at the moment is substantiated. Revealed that the rules to ensure the safety of tourists are defined as public-and-private to legal levels. The main existing instruments of legal regulation norms of civil law are recognized. Objects are defined to ensure the personal safety of the customer's travel services. A brief analysis of the civil legislation of the Republic of Belarus, containing regulations for the safety of tourist services and the personal security of tourists is carried out. The provisions of the contract for the provision of travel services to ensure the safety and quality of tourist services, the responsibility of the Executive in case of damage to the customer are analyzed. The changes to the Standard Form of Agreement for the provision of tourism services in terms of inclusion of liability for injury to the Executive poor quality of tourist services; determine the law governing liability for the provision of health services are proposed.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовой механизм обеспечения безопасности туристов в рамках договора на оказание туристических услуг»

УДК 347.4:796.5

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТОВ В РАМКАХ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

В.В. МАКСИМЕНЮК (Полоцкий государственный университет)

Обосновывается значение обеспечения безопасности туризма в настоящее время. Нормы по обеспечению безопасности туристов определены как на публично-, так и на частно-правовом уровнях. Основным действующими инструментами частно-правового регулирования признаются нормы гражданского законодательства. Определяются объекты обеспечения личной безопасности заказчика туристических услуг. Проводится краткий анализ гражданского законодательства Республики Беларусь, содержащего нормы по обеспечению безопасности туристических услуг и личной безопасности туриста. Анализируются положения договора на оказание туристических услуг по обеспечению качества и безопасности туристических услуг, ответственности исполнителя в случае причинения вреда заказчику. Предлагаются изменения в Типовую форму договора оказания туристических услуг в части включения ответственности исполнителя за причинение вреда некачественными туристическими услугами; определения законодательства, регулирующего ответственность при оказании оздоровительных услуг.

Введение. К середине второго десятилетия XXI в. туризм остается одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной деятельности большинства государств мира. В условиях сложной ситуации в мировой экономике данный ее сектор проявляет сравнительно высокую степень стабильности. Одной из причин постоянного увеличения спроса на туристические услуги стало то, что туристические путешествия из просто развлечения или удовольствия превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных и интеллектуальных потребностей, лечением и оздоровлением, поддержанием необходимого уровня жизнедеятельности.

Государства, развивая туризм, сталкиваются с необходимостью устранения различных проблем, которые ставит перед ними практика. Пути решения возникающих вопросов закрепляются в действующих международно-правовых соглашениях и внутригосударственных нормативных правовых актах. Один из таких вопросов - обеспечение безопасности туризма, в частности, безопасности самих туристов. По сведениям британского журнала «Холидей-Уик» (2010), каждый двухсотый турист в мире подвергается нападению. И если доля пострадавших туристов в Италии составляет 2,2%, в Израиле -2,6%, в Марокко - 3%, то в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель выше: Венгрия -5,9%, Польша - 5,3%, страны СНГ - 4,3% [1].

Как отмечает Е.Л. Писаревский, отношения в сфере туризма - это сложные общественные отношения, в которых принимают участие четыре стороны: туристическая фирма, турист, государство и организации туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, предприятия общественного питания). В связи с тем, что осуществление туристической деятельности при отсутствии одной из названных сторон является невозможным, особое значение имеет координационная политика по созданию баланса между субъектами отношений в сфере туризма. Главным инструментом балансовой политики является действующее гражданско-правовое регулирование деятельности субъектов туристической индустрии [2]. В такой ситуации основное место в законодательстве о туризме занимает Гражданский кодекс Республики Беларусь, нормы которого направлены на определение и закрепление основных прав и обязанностей субъектов предпринимательства, обеспечение и защиту экономических и личных прав граждан. Другие действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере туризма, развивают и детализируют соответствующие нормы Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Основная часть. Не вызывает сомнения, что турист во время путешествия подвергается определенным рискам. По мнению Л. Гайдукевича, на безопасность международного туризма влияют экономические, медико-социальные, политические факторы, а также активизация международного терроризма [3]. Обеспечение безопасности туристского обмена обусловило необходимость международно-правовой регламентации деятельности специализированных организаций и институтов. В этих целях функционирует ряд международных туристских организаций, которые определяют основные направления развития индустрии туризма в мире, разрабатывают основополагающие принципы туристской деятельности, устанавливают международные нормы и стандарты, способствуют сотрудничеству стран в деле обеспечения безопасности международного туризма.

В настоящее время существует более 200 таких международных туристских организаций различного профиля деятельности. Координатором этой работы является Всемирная туристская организация (ВТООН), которая с октября 2003 г. является специализированным учреждением ООН. В рамках Исполнительного совета Всемирной туристской организации в 1994 г. был создан Комитет по

качеству туристского обслуживания, в компетенцию которого входит разработка мер по обеспечению безопасности туризма, уменьшению рисков при путешествиях и защите туристов.

Как отмечается в п. 67 Гаагской декларации Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. (далее, Декларация), «для того чтобы нормально функционировать и развиваться, туризм нуждается в безопасности для путешественников и отпускников, как национальных, так и международных, и для их личной собственности...». Принцип VII Декларации гласит: «Безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма» [4].

Таким образом, обеспечение надлежащего уровня личной безопасности туриста, которое является необходимым условием достойного и свободного развития человека в социальном правовом государстве, для современной Беларуси является крайне актуальным.

Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, таможенного, финансового, предпринимательского, экологического. В основе же внутригосударственного правового регулирования находятся конституционные нормы и принципы, последовательно закрепляющие принципы международного права. В соответствии со ст. 24 Конституции Республики Беларусь: «Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств» [5, с. 53].

Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст. 733 приводит перечень различных услуг, которые могут быть предметом гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. В их число входят медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, риэлторские, туристические, образовательные, услуги связи [6]. При сравнении этих «продуктов» по степени возможного риска для заказчика в связи с использованием услуг, к числу потенциально опасных, наряду с медицинскими, следует отнести туристические услуги.

Оказание туристических услуг непосредственно связано с туристическим путешествием, а данная деятельность может нести возможную угрозу безопасности жизни, здоровью и имуществу туриста по следующим причинам.

1. В результате перемещения турист попадает в место, где особенности проживания значительно различаются с особенностями проживания по месту жительства. Это относится к метеорологическим условиям, пищевым обычаям и другим обстоятельствам. При въездном туризме, т.е. прибытии физических лиц из других государств в Республику Беларусь, разница, а значит, и риски, увеличиваются в разы.

2. Само перемещение связано с движением, а значит, источниками повышенной опасности: либо транспортом, на котором перемещается турист, либо встречей с транспортом.

3. Находясь на иной территории, турист становится более уязвимым, поскольку есть риск пострадать от стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.п.

4. Некачественное оказание услуг также может нанести вред. О перевозках уже отмечено, следует добавить приготовление пищи, гостиничное обслуживание, экскурсионное обслуживание (например, ознакомление с древними памятниками архитектуры).

Таким образом, значимость обеспечения безопасности туристов следует из того, что само путешествие непосредственно связано с оказанием услуг, а туристическая услуга может нести потенциальный вред. Немаловажным является и то, что обеспечение безопасности туристов связано с качеством предоставляемой услуги.

Вместе с тем различные аспекты безопасности туристов еще недостаточно исследованы правовой наукой. В юридической науке не существует легального, а также общепризнанного научного определения личной безопасности. Так, Е.Л. Писаревский выделяет категорию «личная безопасность» в качестве административно-правового статуса гражданина и определяет ее как «урегулированное нормами административного права состояние защищенности прав, свобод и законных интересов личности от факторов и условий, создаваемых административными правонарушениями, вредоносными природными, техногенными и социальными явлениями действительности» [7].

Личная безопасность индивида может быть обеспечена лишь при условии гарантирования отдельных элементов его личной неприкосновенности. Личная неприкосновенность рассматривается как состояние человека, при котором обеспечиваются его физическая, психическая и нравственная защищенность, индивидуальная свобода от недопустимого внешнего воздействия.

По мнению Е.Л. Писаревского, указанный термин используется для туризма в широком и в узком смыслах. В широком значении личная безопасность представляет собой состояние защищенности от внутренних и внешних угроз безопасности всех физических лиц, участвующих во всех отношениях в сфере туризма: туристов, собственников объектов туристической индустрии и их работников (жителей центров, районов, деревень), принимающих туристов, должностных лиц и представителей органов власти, реализующих функции и полномочия в области государственного регулирования туризма. В узком смысле - безопасность жизни и здоровья туристов.

Закон Республики Беларусь «О туризме» в ст. 24 так трактует понятие «безопасность»: «Под безопасностью в сфере туризма понимаются сохранность жизни, здоровья, имущества туристов, экскурсантов, ненанесение вреда окружающей среде при совершении туристических путешествий». Согласно ст. 25 данного Закона, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в пределах территории Республики Беларусь государство принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества туристов, экскурсантов [8].

Таким образом, можно считать, что к объектам обеспечения личной безопасности относятся такие нематериальные блага туристов, как жизнь, здоровье и соответствующие им неимущественные права (право на жизнь, здоровье личную неприкосновенность).

К личной безопасности тесно примыкает категория «сохранность имущества туристов». К такому имуществу могут относиться их личные денежные средства, в т.ч. еще не переданные туристическим организациям в счет оплаты услуг по договорам, предметы личного обихода, туристического снаряжения и инвентаря, сувенирная продукция, драгоценные вещи и другие предметы, которые используются и (или) приобретены туристом во время путешествия.

Помимо нормативного правового регулирования безопасности в туризме на территории Республики Беларусь действует Госстандарт СТБ 1352-2005, который устанавливает классификацию туристических услуг; общие требования безопасности для жизни туристов (экскурсантов), сохранности их имущества, охраны окружающей среды, а также требования к туристическим услугам при совершении туристического путешествия, похода, экскурсии [9].

Поскольку туристы выступают потребителями услуг в сфере туризма, в этом случае их личная безопасность заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с причинением (либо возникновением угрозы причинения) вреда туристу или отдельным объектам его личной безопасности в результате некачественного оказания туристических услуг. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в числе обязанностей исполнителя услуг устанавливает необходимость обеспечения безопасности предоставляемых услуг (ст. 12), которой корреспондирует право заказчика на безопасность услуг (ст. 5) [10]. Аналогичные обязанности и права определены Типовой формой договора оказания туристических услуг, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 г. № 1064 (далее, Типовой договор) [11].

В ст. 17 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» закреплены обязанности исполнителя по возмещению вреда, причиненного вследствие предоставления некачественной услуги.

В настоящее время в Республике Беларусь для урегулирования отношений между субъектами туристической деятельности используются договоры, заключаемые по следующим схемам: совершение определенных юридических действий от имени и за счет представляемого (например, договор поручения); совершение определенных юридических действий от своего имени, но за счет представляемого (например, договор комиссии) [12, с. 79]. Указанные договора являются гражданско-правовым инструментом регулирования отношений между турагентом и туроператором. Сами перечисленные субъекты, в свою очередь, наделены правомочиями заключать договор оказания туристических услуг с заказчиками-клиентами. Согласно ст. 390 ГК РБ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Таким образом, обязанности перед заказчиком, в т.ч. в части обеспечения безопасности услуг, возлагаются на исполнителя по договору возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, обязанности и права сторон договора оказания туристических услуг определены Типовым договором.

В п. 9 Типового договора установлено, что Исполнитель обязан обеспечить качество, в т.ч. безопасность, оказываемых в соответствии с настоящим договором туристических услуг. А в п. 10 Типового договора определено аналогичное право требования Заказчика.

Вместе с тем, в части Типового договора «Ответственность сторон» не установлена ответственность за необеспечение или ненадлежащее обеспечение соответствующей безопасности, когда это повлекло причинение вреда туристу. Конечно, общие нормы о возмещении причиненного вреда содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Однако в соответствии со ст. 17 Закона Республики Беларусь «О туризме» в договоре на оказание туристских услуг должен быть закреплен порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда).

На основании изложенного предлагается внести изменения и дополнения в Типовую форму договора оказания туристических услуг, включив п. 181 следующего содержания: «Исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу Заказчика в результате оказания некачественных услуг по договору, необеспечения безопасности Заказчика».

Поскольку практикой закреплены различные разновидности договора на оказание туристических услуг, возможна корректировка его условий в рамках Типового договора в зависимости от вида оказываемых услуг. Так, в договоре на оказание услуг по оздоровительному туризму возможно изложение п. 16 в следующей редакции: «Стороны несут ответственность за неисполнение или

ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о здравоохранении Республики Беларусь».

Заключение. Необходимость обеспечения безопасности жизни, здоровья, личного имущества туриста при осуществлении туристического путешествия не подвергается сомнению. Правовые механизмы, направленные на достижение указанных целей, разработаны и совершенствуются на международном и внутригосударственном уровнях. В Республике Беларусь отношения в сфере обеспечения безопасности туристических путешествий и туристов регулируются на основании взаимодействия публично-правовых и частно-правовых начал.

Сущность гражданско-правового механизма обеспечения безопасности туристов выражена в комплексе норм гражданского права, включающем права и обязанности сторон договора возмездного оказания туристических услуг по обеспечению качества и безопасности туристических услуг, ответственности исполнителя в случае причинения вреда заказчику туристических услуг. Указанные правила находят последовательное закрепление в договоре оказания туристических услуг.

При заключении разновидностей договоров на оказание туристических услуг (оздоровительных, медицинских, познавательных и др.), стороны обязаны включать все перечисленные условия по обеспечению безопасности туристов с дополнениями применительно к особенностям конкретного договора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гембальский, А.В. Генезис международного туризма. Ч. 1 [Электронный ресурс] / А.В. Гембальский - Режим доступа : http://www.kukiani.ru/index. php page=content&subpage=s&r=12&p=41&s=154. - Дата доступа : 06.11.2014.

2. Писаревский, Е.Л. Правовое регулирование туризма [Электронный ресурс] / Е.Л. Писаревский. - Режим доступа : http://www.juristlib.ru>book_5912.html. - Дата доступа : 30.10.2014.

3. Гайдукевич, Л.С. Развитие международного туризма и обеспечение безопасности туристов [Электронный ресурс] / С.С. Гайдукевич // Банк рефератов. - Режим доступа : http://freepapers.ru/107/razvitie-mezhdunarodnogo-turizma-i-obespechenie/42102.271035.list1.html. - Дата доступа : 06.11.2014.

4. Гаагская Декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. : принята на Межпарламентской конф. по туризму Межпарламентским союзом, Всемирной туристской организацией 10 - 14 апр. 1989 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2006 г.). - Минск : Акад. МВД, 2008. - 39 с.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 янв. 1998 г. : с изм. и доп., вступившими в силу с 11.07.2014 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

7. Писаревский, Е.Л. Правовое обеспечение личной безопасности туристов [Электронный ресурс] / Е.Л. Писаревский. - Режим доступа : http://www.lexandbusiness.ru>view-article.php?id=10. - Дата доступа : 12.11.2014.

8. О туризме : Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 1999 г., № 326-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

9. Услуги туристские. Общие положения = Паслуп турысцюя. Агульныя палажэнт : СТБ 1352-2005. - Введ. 01.11.2005 г. - Минск : Госстандарт : Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. - II, 9 с. -(Государственный стандарт Республики Беларусь).

10. О защите прав потребителей : Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

11. Об утверждении Правил оказания туристических услуг : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 нояб. 2014 г., № 1064 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.

12. Яхновец, И.Н. Гражданско-правовое регулирование въездного и внутреннего туризма в Республике Беларусь : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / И.Н. Яхновец. - Минск, 2012. - 170 с.

Поступила 17.10.2014

CIVIL MECHANISM OF TOURISTS SAFETY WITHIN CONTRACT FOR DELIVERY OF TRAVEL SERVICES

B. MAKSIMENYUK

In the article the importance of ensuring the safety of tourism at the moment is substantiated. Revealed that the rules to ensure the safety of tourists are defined as public-and-private to legal levels. The main existing instruments of legal regulation norms of civil law are recognized. Objects are defined to ensure the personal safety of the customer's travel services. A brief analysis of the civil legislation of the Republic of Belarus, containing regulations for the safety of tourist services and the personal security of tourists is carried out. The provisions of the contract for the provision of travel services to ensure the safety and quality of tourist services, the responsibility of the Executive in case of damage to the customer are analyzed. The changes to the Standard Form of Agreement for the provision of tourism services in terms of inclusion of liability for injury to the Executive poor quality of tourist services; determine the law governing liability for the provision of health services are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.