ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ УСЛУГ ОХРАНЫ
М.В. ЧЕГОДАЕВА,
адъюнкт очного обучения Уральского юридического института МВД России
Аннотация. Гражданско-правовой аспект понятия услуги имеет разное содержание: услуга в качестве объекта гражданских прав, услуга в значении субъективного права лица и т.д. Несмотря на то, что термин «услуга» часто используется в нормах ГК РФ, определение услуги как таковой отсутствует. Автор анализирует подходы к определению услуги, формулирует собственное определение услуг охраны и определяет их место в системе гражданского права.
Ключевые слова: понятие «услуга», объект гражданских прав, услуги охраны, результат деятельности, обеспечение жизни и здоровья граждан, недопущение (пресечение) преступного посягательства на имущество.
THE CIVIL LAW ASPECT OF A NOTION OF GUARD SERVICES
M.V. CHEGODAEVA,
a post-graduate student of the Ural law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
The summary. The civil law aspect of a notion «a service» has different contents, for example, as a object of the civil law, as subjective law of person and so one. Although the term «a service» has used in Civil code of Russia there is no single definition. In the article the author analyses different approaches of definitions, forms definition itself and locates guard services in the civil law system.
Key words: a term «service», an object of the civil law, a guard services, a result of activity, securing life and health of person, a non-admission of criminal encroachment on a property.
Гражданско-правовой аспект понятия услуги имеет разное содержание: услуга в качестве объекта гражданских прав, услуга в значении субъективного права управомоченного лица, услуга в контексте конкретного обязательственного правоотношения и т.д. Несмотря на то, что термин «услуга» часто используется в нормах ГК РФ, его определение отсутствует.
Услуга как объект гражданских прав в цивилистике стала рассматриваться сравнительно недавно. Легальное признание услуги в качестве объекта гражданских прав произошло с принятием ГК РФ (ст. 128, гл. 39), хотя отношения по оказанию некоторых видов услуг (например, по оказанию банковских, транспортных услуг, услуг по хранению) регулировались и в предыдущих Гражданских кодексов.
В исследованиях дореволюционных авторов услуги не вычленялись в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Однако прослеживается интерес русских цивилистов о категории «объект гражданских прав»1. Так, И.М. Тютрюмов отмечал, что в состав юридического отношения входят следующие элементы: субъект, объект и юридические факты. «Так как юридическое отношение возникает по поводу известного интереса, то объектом будет считаться средство осуществления интереса. Таковыми могут быть вещи, действия других лиц или собственные действия. Им
соответствует вещное, обязательственное, исключительное право»2.
Суждения автора представляют особый интерес в связи с дискуссией в юридической литературе теории «объект — действие», согласно которой объектом правоотношения является волевое поведение обязанного лица. Но, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «при широком подходе к правоотношению, когда оно рассматривается как единство юридической формы и материального содержания, и, стало быть, когда особо выделяется материальное содержание правоотношения, вновь возвращаться к поведению людей при характеристике объекта нет никакой нужды»3. Преобладающей точкой зрения, нашедшей законодательное оформление, является следующая: объект характеризует фактическую сторону правоотношения; выступает в качестве внешнего явления окружающего мира, используется при характеристике фактической стороны правоотношения4. Иначе говоря, это разнообразные материальные и нематериальные блага, предоставлением и пользованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны правоотношения. Объект — категория объективной реальности.
Как отмечает С.С. Алексеев, объект (результат действия) лишь в процессе теоретической абстракции может быть отделен от положительных действий обя-
занного лица, в частности, в трудовых правоотношениях, правоотношениях по оказанию услуг. Суждение о том, что поведение людей не может быть отнесено к объекту, не является точным, так как не согласуется с существованием благ, не отделяемых от процесса их производства5.
ГК РФ называет следующие юридические значения услуги: как объекта гражданских прав (ст. 1, 28); как систематической деятельности, направленной на получение прибыли, квалифицируемой как предпринимательская (ст. 2). Перечень этот можно продолжить, что подтверждает: услуга как объект гражданских прав «проецируется» в юридической плоскости под разным углом зрения и находит юридическое отражение как деятельность, осуществляемая во исполнение гражданско-правовой обязанности6.
Понятие «услуга» в теории права обладает множеством смысловых оттенков, толкуется учеными и практиками по-разному. В это понятие нередко вкладывается совершенно разное содержание — от самого широкого, когда им охватывается практически любая полезная деятельность, до предельно узкого, когда услуги сводятся лишь к предмету договора возмездного оказания услуг7. Но ни тот, ни другой подход нельзя признать правильным, так как в первом случае правовое понятие подменяется экономическим, а во втором — из числа услуг исключаются наиболее типичные их виды, например, поручение, хранение.
Нельзя не упомянуть о дискуссии, которая сводится к двум формулам: «услуга — это деятельность» и «услуга — это результат деятельности».
B.C. Мартемьянов называет услугой полезную деятельность, удовлетворяющую разнообразные потребности пользователей, не связанную с созданием вещи (объекта), научно-технической продукции (ноу-хау, изобретения)8. К их числу он относит ритуальные услуги, услуги парикмахерской, химчистки9. Сходную позицию занимает Б.А. Борисов, который к услугам относит все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей. Отличительной чертой деятельности в сфере услуг является не осязаемый реально характер производимого в этой области продукта10.
Е.А. Суханов дает иное определение услуги: «это разновидность действия и, как объект гражданского права, выражается в определенном полезном результате, созданном трудом юридических и физических лиц»11. Услуги могут воплощаться в материальных предметах (изготовление по заказу определенной вещи, ремонт радиоаппаратуры) или выражаться в овеществленном результате (перевозка пассажиров, багажа) либо могут быть представлены в сугубо юридических действиях (например, поручение).
Ю.К. Толстой определяет услугу как действия субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным резуль-
татом, а заключают полезный эффект в самих себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме12. Эту точку зрения разделяет Д. Степанов, который указывает, что «услуга не имеет вещественного результата, услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств»13.
Последовательным сторонником определения услуги через результат деятельности являлся О.А. Красавчиков. Он отмечал, что «в ряде гражданских правоотношений (в частности, отношений, направленных на оказание услуг) деятельность обязанной стороны может и не иметь вещественного результата в силу самого характера и особенности данного вида деятель-ности»14.
Противоположная точка зрения высказана Ю.Х. Калмыковым: «В обязательствах по оказанию услуг определяющим фактором является специфика самих действий как услуг, а не результат этих дей-ствий»15. Аналогичную точку зрения высказывают представители петербургской школы цивилистики: «Более правильным представляется объединение под рассматриваемым понятием тех действий субъектов гражданского оборота, которые вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, а заключают полезный эффект в самих себе либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме»16. По мнению Е.Д. Шешенина, «под услугой надо понимать деятельность, осуществляемую во исполнение гражданской обязанности и не связанную с созданием вещественного блага»17.
Суждения представителей последней точки зрения сомнительны. Существуют ли такие действия-услуги, которые вообще не завершаются каким-либо определенным результатом? Более правильной видится позиция представителей уральской школы цивилистики.
Таким образом, под услугой следует понимать деятельность, в результате которой образуется новая потребительская стоимость в виде социально полезного эффекта, не имеющая материального выражения, не отделимая от самой деятельности.
Сфера услуг неоднородна. Только в Общероссийском классификаторе услуг населению содержится 1500 их названий18.
Одной из самых востребованных разновидностей услуг являются охранные услуги. Они обладают специфическим экономическим содержанием, что обусловливает необходимость их особого правового регулирования. В настоящее время этот вид услуг не получил оконченного самостоятельного регулирования, на что обращают внимание ученые и практики.
Охранные услуги представляют собой единство процесса создания продукта услуги (процесс осуществления охранной деятельности) и самого продукта услуги, т.е. полезного эффекта в виде обеспечения жизни и здоровья граждан, недопущения или
пресечения преступного посягательства на имущество физического или юридического лица19.
Услуги охраны специфичны, их особенности проявляются в следующих аспектах.
«Юридический интерес» (правовое основание) охранных услуг заключается в исключении (пресечении) противоправного посягательства на личность и охраняемое имущество.
Предметом охранных услуг является деятельность частных охранных организаций или подразделений ведомственной и вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Результат этой деятельности объективно выражен в форме не вновь созданного материального результата, а исключения противоправного посягательства на имущество граждан и организаций или обеспечения охраны жизни и здоровья граждан от преступных посягательств.
Субъекты, оказывающие охранные услуги в виде основного рода своей деятельности, — исполнители, осуществляющие профессиональную деятельность по оказанию услуг. Субъекты обладают особым правовым статусом — специальной правоспособностью для осуществления охранной деятельности на основе имеющейся у них лицензии, необходимой им в силу требований закона.
Традиционно в качестве критерия классификации услуг выступает услугополучатель. В зависимости от его статуса выделяют личные и деловые (или профессиональные) услуги. Оказание личных услуг направлено на удовлетворение потребностей населения, а деловых — потребностей лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную профессиональную деятельность20. Охранные услуги могут быть отнесены к обеим группам. Так, они осуществляются в интересах как простых граждан, так и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Цель оказания услуг охраны — удовлетворение потребностей заказчика, осуществление необходимых ему действий, которые он в силу отсутствия профессионализма, необходимого оборудования или по каким-либо иным причинам не имеет возможности осуществить самостоятельно.
В процессе оказания охранных услуг заказчик приобретает определенный результат, который, однако, не облечен в материальную форму. При этом социально полезный эффект охранных услуг выражается в состоянии защищенности имущественных и неимущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц и потребляется в процессе их оказания. Потребительская стоимость полезного эффекта не зависит от наличия фактов преступных посягательств на охраняемое физическое лицо или имущество.
Следовательно, услуги охраны представляют собой деятельность по обеспечению жизни и здоровья граждан, а также защиты материальных благ путем предотвращения преступных посягательств на охраняемые объекты.
Охранная деятельность имеет договорную гражданско-правовую форму, неотделима от исполнителя, носит материальный и фактический характер, ее содержание зависит от характера возможных преступных посягательств и степени вероятности их наступления.
1 Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 55.
2 Тютрюмов И.М. Гражданское право. Юрьев, 1922. С. 38.
3 Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т 1. С. 331—338.
4 Шаблова Е.Г. Указ. соч. С. 57.
5 Алексеев С.С. Указ. соч. С. 335—336.
6 Шаблова Е.Г. Указ. соч. С. 61—62.
7 Рыбакова И.Я. Услуга как объект гражданских прав // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Е.П. Чорновол. Екатеринбург, 2006. Вып. 6. С. 91—92.
8 Хозяйственное право: Учебник; в 2 т. / под ред. В.С. Мартемьянова. М., 1994. Т 2. С. 89.
9 Мартемьянов В.С. Охрана прав покупателя, заказчика, клиента. М., 1983. С. 26, 28.
10 Борисов Б.А. Услуги. Правовой режим реализации. М., 1997. С. 7.
11 Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. М., 1993. Т 1. С. 121.
12 Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Ч. 1. С. 228.
13 Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Рос. юстиция. 2000. № 2. С. 16.
14 Советское гражданское право: учебник / под ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. Т. 1. С. 189.
15 Калмыков Ю.Х. К понятию обязательства по оказанию услуг в гражданском праве // Избранное: Труды. Статьи. Выступления. М., 1998. С. 33.
16 Гражданское право: учебник / под. ред. А.И. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 228.
17 Шешенин Е.Д. О нормативном регулировании отношений по оказанию услуг // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986. С. 44.
18 Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006. С. 7.
19 Шмаков В.Н. Гражданско-правовое регулирование возмездного оказания охранных услуг населению: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11—12.
20 Санникова Л.В. Указ. соч. С. 9.