Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование фирменного наименования хозяйственных товариществ'

Гражданско-правовое регулирование фирменного наименования хозяйственных товариществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1008
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особенности товариществ / полное товарищество / структура товариществ / товарищества на вере / фирменное наименование товариществ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чежия Д. Ю.

В статье проанализирована и раскрыта структура и особенности фирменного наименования полного товарищества и товарищества на вере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the structure and features of a firm name of a general partnership and a limited partnership are analysed.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование фирменного наименования хозяйственных товариществ»

Д. Ю. Чежия

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ

Работа представлена кафедрой гражданского права. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор К. В. Привалов

В статье проанализирована и раскрыта структура и особенности фирменного наименования полного товарищества и товарищества на вере.

In the article the structure and features of a firm name of a general partnership and a limited partnership are analysed.

Аналогично тому как каждый человек, выступающий в гражданских правоотношениях как лицо физическое, обладает именем, с которым связывается вся совокуп-

ность представлений о внешних и внутренних качествах его носителя, направленных на индивидуализацию личности, каждое хозяйственное товарищество обладает сво-

125

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

им фирменным наименованием или фирмой. Фирма, как личное неимущественное благо, отделилась от гражданского имени. Фирменное наименование играет весьма важную роль в коммерческой сфере, где доброе имя и деловая репутация ценятся не меньше, чем иные материальные ценности.

Так как современное законодательство (ст. 54, 1473-1476 ГК РФ) не содержит подробного определения понятия фирменного наименования, в нем лишь указаны его реквизиты, то следует опираться на то, которое есть в Положении о фирме 1927 г.1, поскольку оно формально еще не отменено2. В Положении о фирме исключительное право на фирменное наименование определяется как право помещать фирму на товарах и упаковке, на вывесках и в рекламе, в помещениях данного хозяйственного товарищества и т. д. На наш взгляд, фирмой называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Однако важно подчеркнуть, что если указанное Положение признавало исключительное право на использование фирмы за тем, кто фактически использует его, ввел в коммерческий оборот, не предусматривая какой-либо специальной регистрации фирмы или права на ее использование, то нормы современного ГК РФ выражают иной подход к возникновению исключительного права на использование фирмы.

Вопрос, кто может быть субъектом права на фирменное наименование по российскому гражданскому праву, является спорным. Казалось бы, он исчерпывающе решен в п. 4 ст. 54 и п. 3 ст. 1473 ГК РФ: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Конкретизация содержащихся в ГК РФ общих указаний относительно содержания фирменного наименования включена применительно к некоторым видам хозяйственных товариществ в отдельные статьи кодекса (ст. 69 и 82 ГК РФ).

Немаловажным является также вопрос о том, как у полного товарищества или товарищества на вере возникает право на фирменное наименование. Действующее в настоящее время Положение о фирме не содержит специальных указаний о регистрации фирменного наименования. Тем не менее в п. 4 ст. 54 ГК РФ содержится указание на необходимость такой регистрации в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

В связи с анализом правил, применяемых при определении фирменных наименований хозяйственных товариществ, возникает вопрос о правопреемстве в этой сфере. Несомненно, что право на фирменное наименование принадлежит тому, кому принадлежит право на имущество данной коммерческой организации.

Однако в глазах потребителя нередко фирменное наименование ассоциируется не столько с данной коммерческой организацией, сколько с его технической базой как имущественного комплекса, научно-техническим уровнем производства, квалификацией персонала, традициями, дизайном и прочими категориями, весьма важными экономически, но никак не формализованными с точки зрения права. В случае если данное хозяйственное товарищество как имущественный комплекс меняет собственника, то традиционным является сохранение данного фирменного наименования. Таким образом, одно и то же хозяйственное товарищество обязано иметь наименование, цель которого, как было точно указано в Положении о фирме 1927 г., - обеспечить отличие одной коммерческой организации от другой, и вместе с тем хозяйственные товарищества вправе пользоваться, в том числе монопольно, фирменными наименованиями, принадлежавшими прежним собственникам, включенными впоследствии в состав имущества данного хозяйственного товарищества.

Содержание фирмы имеет колоссальное общественное значение в силу ее идентификационной функции, а ее основное назна-

Гражданско-прововое регулирование фирменного наименования хозяйственных товариществ

чение состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фирменным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы (истинности, исключительности, новизны и постоянства).

Так, фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество» (п. 3 ст. 69 ГК РФ).

Помимо фамилий участников фирменное наименование полного товарищества должно включать в себя истинные имена (названия) его участников, а также может включать и другие дополнения, являющиеся чистой фантазией или связанные с деятельностью товарищества. Но ввиду такой значимости фирменного наименования для полного товарищества принципиально важно, чтобы дополнительные символы не вводили в заблуждение относительно вида или объема деятельности товарищества либо положения его владельца, а также не указывали на несуществующие правоотношения, вытекающие из участия в фирме. Например, недопустимо наличие дополнительного символа «международное» для товарищества, которое преимущественно ведет дела внутри страныЗ. Учитывая лично-доверительный характер отношений в товариществе и ту роль, которую имеет фирменное наименование полного товарищества для его успешной деятельности, нам представляется, что при изменении персонального состава участников полного товарищества необходимо вносить соответствующие изменения в фирму.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя (наимено-

вание) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем (п. 4 ст. 82 ГК РФ).

Фирма товарищества на вере отличается от фирмы полного товарищества главным образом тем, что в наименование включаются имена только полных товарищей, несущих неограниченную ответственность по долгам товарищества, и, разумеется, указанием на организационно-правовую форму товарищества - «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».

Смысл указания имен (наименований) полных товарищей в фирменном наименовании товарищества на вере состоит в том, чтобы информировать других участников гражданского оборота о лицах, несущих неограниченную ответственность по долгам товарищества. Такое правило сложилось в качестве торгового обычая с момента появления товариществ на вере. Именно поэтому ГК РФ установил правило, согласно которому включение имени вкладчика в фирменное наименование товарищества на вере делает этого вкладчика полным товарищем. Аналогичная норма содержится в законодательстве практически всех европейских государств, например, в §19 Торгового уложения Германии, ст. 11 и 25 Закона Франции о торговых товариществах от 27 июня 1966 г. (в ред. от 11 июля 1985 г.). Содержались такие нормы, с незначительными отличиями, и в дореволюционном Уставе торговом (ст. 62 и 71).

Законодательство о товариществах на вере до введения в действие части первой ГК исчерпывалось ст. 10 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и п. 3 ст. 19 Основ гражданского законодательства. Обе нормы содержали, по существу, лишь общее определение товарищества на вере, которое в законе именовалось смешанным товариществом, а в Основах гражданского законо-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

дательства — коммандитным товариществом. ГК остановился на двух вариантах названия данной организационно-правовой формы - исконно русском (товарищество на вере) и международном (коммандитное товарищество). Оба варианта в рав-

ной степени могут использоваться на практике, однако они не должны сочетаться в одном фирменном наименовании. На это указывает абз. 1 п. 4 ст. 82 ГК РФ, где варианты названия товарищества приведены как альтернативные.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 года // Собрание законодательства СССР. 1927. № 40.

2 Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3 Положение о фирме признается не действующим на территории Российской Федерации с 1 января 2008 г.

3 Кашанина Т. В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.