Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
678
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА / LAW / TOURISM / TOURISM ACTIVITIES / LIABILITY / FINANCIAL SECURITY / COMPENSATION FOR MORAL DAMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рагимов Тельман Сабирович

В статье на основе анализа гражданского законодательства Российской Федерации рассматриваются особенности гражданско-правовой ответственности в сфере туризма. Анализируются отдельные нормы Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом в процессе исследования особое внимание уделяется специфике туристских услуг и туристской деятельности как объекта гражданского права. В ходе исследования автор пришел к выводу, что к отношениям в сфере туризма применяется усеченный состав гражданско-правовой ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL LIABILITY IN THE TOURISM ACTIVITIES UNDER THE LAWS OF RUSSIA

Based on the analysis of the civil legislation of the Russian Federation, the article considers the features of civil liability in the field of tourism. Analyses the specific provisions of the Law of the Russian Federation "About bases of tourist activity in the Russian Federation and Russian Federation Law "On consumer protection". In the process of research, special attention is paid to the specifics of tourist services and tourist activities as an object of civil law. In the course of the research, the author came to the conclusion that the truncated structure of civil liability is applied to relations in the field of tourism

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ»

УДК - 347.451.031.3 ГРНТИ - 10.27.65

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО _ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.10.73.726 Рагимов Тельман Сабирович

кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

г. Москва.

CIVIL LIABILITY IN THE TOURISM ACTIVITIES UNDER THE LAWS OF RUSSIA

Ragimov Telman Sabirovich

Ph.D. in Law, associate professor, senior lecturer of Civil law sub-faculty of the Moscow Academy of the Russian Investigation Committee

Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа гражданского законодательства Российской Федерации рассматриваются особенности гражданско-правовой ответственности в сфере туризма. Анализируются отдельные нормы Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом в процессе исследования особое внимание уделяется специфике туристских услуг и туристской деятельности как объекта гражданского права. В ходе исследования автор пришел к выводу, что к отношениям в сфере туризма применяется усеченный состав гражданско-правовой ответственности

ABSTRACT

Based on the analysis of the civil legislation of the Russian Federation, the article considers the features of civil liability in the field of tourism. Analyses the specific provisions of the Law of the Russian Federation "About bases of tourist activity in the Russian Federation and Russian Federation Law "On consumer protection". In the process of research, special attention is paid to the specifics of tourist services and tourist activities as an object of civil law. In the course of the research, the author came to the conclusion that the truncated structure of civil liability is applied to relations in the field of tourism

Ключевые слова: закон, туризм, туристская деятельность, ответственность, финансовое обеспечение, компенсация морального вреда.

Keywords: law, tourism, tourism activities, liability, financial security, compensation for moral damage.

Ответственность - одна из основных юридических категорий, широко используемая в правоприменительной деятельности [1, а 585].

Для нормального развития общества в целом, и гражданского оборота в частности, важно чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязательства. Иными словами в случаях, когда обязательство не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, принято говорить о нарушении соответствующих обязательств.

Нарушение же обязательств, как правило, наносит вред не только кредитору (потерпевшему), но и зачастую гражданскому обществу в целом.

Гражданско-правовая ответственность

является одним из видов юридической ответственности, которой, свойственны все признаки юридической ответственности. Несмотря на то, что в настоящее время понятие юридической ответственности является спорным в литературе, и в зависимости от тех или иных аспектов определяется совершенно по-разному, в данной статье мы не будем ее анализировать, поскольку не входит в предмет нашего исследования.

При этом отметим, что юридическая ответственность, как известно, представляет собой

негативную реакцию государства на совершение правонарушения субъектами гражданских и иных правоотношений в виде применения к виновному лицу мер государственного воздействия.

В целях обеспечения реализации конституционных прав на отдых граждан, находящихся в правовом положении потребителей туристских услуг, а также предотвращения иных гражданских правонарушений и устранения их последствий, законодательство устанавливает гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств в виде определенных санкций [2, а 137]. Как разновидность юридической ответственности, гражданско-правовая ответственность имеет свои особенности, обусловленные спецификой самого гражданского права.

Поскольку гражданское право в первую очередь регулирует имущественные отношения, то и гражданско-правовая ответственность носит имущественный характер, то есть ответственность наступает в виде лишений имущества для правонарушителя. Иными словами, при возмещении убытков правонарушитель уплачивает деньги или предоставляет иное имущество

потерпевшему и тем самым лишается этого имущества.

Отметим, что гражданско-правовая ответственность в сфере туризма, также имеет свои особенности, обусловленные спецификой отношения между туристской фирмой и туристом.

Обязательственные отношения, возникающие между туристской фирмой и туристом, помимо общих положений об ответственности закрепленных в гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирует специальное законодательство - Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (ред. 01.04.2020) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности), а также закон Российской Федерации от 07.02.1992 №9 2300-1(ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей».

Указанные правовые источники, как отмечают некоторые авторы, образуют комплексную отрасль законодательства - туристское законодательство, которое, имея свой предмет регулирования, постоянно совершенствуется, пополняется, проявляя свою специфику и известную целостность [3, с. 3].

Таким образом, гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в туристской деятельности, регулируется несколькими нормативно-правовыми актами, и, как правило, носит комплексный характер. Это еще раз подчеркивает особенность гражданско-правовой ответственности в сфере туризма.

Поэтому необходимым является рассмотрение условий гражданско-правовой ответственности применительно к туристской деятельности.

В зависимости от особенностей гражданских правоотношений различаются и виды имущественной ответственности за гражданские правонарушения. В связи с этим ответственность за имущественные правонарушения в гражданском праве подразделяется на договорную и внедоговорную ответственность.

Турфирма предоставляет потребителю (туристу) туристский продукт по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг - основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответственность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами данного договора [4, с. 94].

Основанием наступления договорной ответственности субъектов туристской деятельности является, безусловно, нарушение условий договора.

Поэтому договорная ответственность может устанавливаться и за правонарушения, прямо не обеспеченные санкциями в действующем законодательстве. Ответственность в сфере туризма, конечно же, носит договорной характер и определяется условиями заключаемого договора.

Так как договор возмездного оказания туристских услуг носит двусторонний характер,

права туроператора (турагента) соответствуют обязанностям туриста и, наоборот, праву туриста противостоит обязанность туроператора (турагента). При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей одной из сторон по договору, влечет нарушение прав и интересов другой стороны. Поэтому такое неисполнение обязательств, является основанием возникновение ответственности.

Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности является

противоправный характер действий или бездействий должника (при неисполнении прямо предусмотренной законом или иными правовыми актами обязанности совершить определенные действия). Отсюда можно сделать вывод, что противоправным в строгом смысле слова признается поведение, нарушающее предписание только правовых норм.

Однако необходимо отметить, что гражданские права и обязанности могут возникнуть из таких действий участников гражданского оборота, которые не предусмотрены и не урегулированы прямо законом или иными правовыми актами. Поэтому противоправным в гражданском праве считается такое поведение, которое нарушает не только предписание права (императивных норм), но и условия договоров, как прямо предусмотренных, так и не предусмотренных правом, но не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей, услугодатель несет ответственность перед гражданами за невыполнение или ненадлежащее выполнение информационных и других обязанностей по надлежащему обслуживанию граждан. По смыслу положения данного закона, представляется, что услугодатель (турфирма) несет ответственность перед туристом за невыполнение или ненадлежащее выполнение и других обязанностей, а именно, те обязательства, которые предусмотрены в условиях договора возмездного оказания туристских услуг.

Противоправность поведения исполнителя по договору на оказание туристских услуг определяется в таких действиях, как например, ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных законом или договором, которые туроператор обязан исполнить лично; ненадлежащий выбор контрагентов,

непосредственно оказывающих услуги; ненадлежащий контроль за третьими лицами, оказывающими услуги, с которыми туроператор состоит в договорных отношениях и другие [5, с. 138].

При этом следует учитывать специфику туристских услуг и туристскую деятельность как объекта гражданского права. Специфика и особенность гражданско-правового регулирования в сфере туризма проявляется не только в наличии ряда нормативных актов, регулирующих данную сферу деятельности, но и множества

соисполнителей на стороне услугодателя (исполнителя). К ним относятся, например, перевозчик, гостиничные предприятия, экскурсионные фирмы, гиды-переводчики и др.

Кроме того противоправное поведение в сфере туризма может проявляться в ненадлежащем осуществлении договорных отношений между туроператором и турагентом, являющимися основными фигурантами в сфере оказании и реализации качественной туристской услуги.

Так, в соответствии с положениями Международной конвенции по контракту на путешествие, принятой Генеральной ассамблеей ФУААВ (всемирная федерация ассоциации туристских агентств) 22 октября 1970, документ путешествия (ваучер - ред. автора) действителен до полного выполнения условий контракта. Нарушение организатором путешествия (в нашем случае туроператор, турагент) условий контракта влечет за собой ответственность за любой ущерб, связанный с этим нарушением [6, с. 361].

Что касается вопросов конкретного возмещения вреда или ущерба (морального и материального), то они решаются на основе национального законодательства по месту происхождения ущерба или упущенной выгоды в порядке претензионного процесса в судебном разбирательстве [7, с. 99].

Заметим, что в России взаимоотношения между туроператором и турагентом зачастую строятся на не выгодных для турагента условиях.

Туроператор (как сторона экономически и юридически сильная) предлагая привлекательные для турагента цены, в том числе и туры, как правило, при заключении договора не включает в его содержание каких-либо договорных неустоек за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед турагентом. При этом в отношении турагента (как слабой стороне) устанавливаются неустойки за неисполнение условий договора, например, в случаях переноса тура по желанию туриста (заказчика), отказ от забронированного тура и прочих услуг.

Точно так же до принятия Закона РФ «О защите прав потребителей», турагентства устанавливали неустойки в отношении потребителя услуг (туриста). Законных же неустоек за неисполнение условий договора с турагентом, законодательство для туроператоров не предусматривает, несмотря на то, что в ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», установлена законная неустойка за просрочку оказания услуг.

В настоящее время, в соответствии со ст. 9 Закона о туристской деятельности, туроператор и турагент несут предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком.

Кроме того по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. В любом случае, продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного туроператором и турагентом, где должны содержаться все существенные условия их взаимоотношения.

Противоправное же поведение туриста выражается, прежде всего, в ненадлежащем исполнении своих обязанностей по договору возмездного оказания туристских услуг. Это может быть, например, не оплата или задержка оплаты туристских услуг, либо неоплата забронированного комплекса услуг в установленный срок (ст. 781 ГК РФ) и пр.

К противоправному поведению туриста также относится несоблюдение или ненадлежащее соблюдение законодательства страны временного пребывания, неуважение ее обычаев, традиций, религиозных верований, а также несоблюдение или ненадлежащее соблюдение во время путешествия правил личной безопасности.

Подобного характера поведение туриста ведет к уменьшению размера ответственности исполнителя услуг, либо вообще ее исключает, при условии надлежащего и достоверного информирования о стране временного пребывания и об условиях поездки.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работ, услуги). Кроме того, в соответствии со статьей 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Положения данной статьи применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.

Отсутствие вины, как условие применения гражданско-правовой ответственности по договору возмездного оказания услуг, не всегда служит основанием, освобождающим от ответственности.

Как уже было отмечено, Закон о туристской деятельности устанавливает ответственность туроператора не только за свои действия, но и за действия третьих лиц, с которыми он сам заключал договор на обслуживание туриста. Такая ответственность наступает независимо от вины лица, осуществляющего туристскую деятельность.

Особенность гражданско-правовой

ответственности в сфере туризма является то, что деятельность туристских фирм носит

предпринимательский характер. Это означает, что положения статьи 401 ГК РФ (основания ответственности за нарушение обязательств) в большинстве случаев не применяется при возложении ответственности на предпринимателя (как обязанное лицо) при нарушении им договорных обязательств в туристской деятельности.

Поэтому, применение в рассматриваемых отношениях, в частности, туристской деятельности принципа «ответственности без вины» представляется вполне оправданным, поскольку только так можно достаточно эффективно защитить законные права и интересы потребителя (туриста).

Наличие убытков (вреда) является еще одни из основных условий гражданско-правовой ответственности в туристской деятельности.

Гражданское законодательство России исходит из принципа полного возмещения вреда, то есть взыскания реального ущерба и упущенной выгоды. Однако принцип полного возмещения вреда в сфере туризма в научных кругах подвергаются сомнению. По мнению некоторых авторов, возникновение упущенной выгоды у туриста вряд ли возможно, так как туристские услуги не связаны с извлечением туристом прибыли или какой-либо иной материальной выгоды [8, а 117]. В принципе с этим можно и согласиться, поскольку турист использует туристские услуги для личных, оздоровительных, просветительских, спортивных и иных целях.

Вместе с тем, в судебной практике имеются множество примеров, когда из-за невозможности прибыть вовремя обратно из поездки, турист не мог выйти на работу в назначенное время, что влекло для него негативные последствия в виде, например, неоплаты работодателем его трудодней.

Поскольку на практике это имеет место, по нашему мнению, турист имеет полное право на взыскание реального вреда и упущенной выгоды, то есть неполученные доходы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено.

Кроме того, за просрочку исполнения обязательств по договору, законодатель предусматривает неустойку на основании статьи 15 ГК РФ и пункта 5 статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 6 Закона о туристской деятельности, турист имеет право одновременно с требованием о возмещении ущерба и выплаты неустойки предъявить требование о возмещении морального вреда.

С позиции гражданского законодательства, размер компенсации моральный вред определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Практика судебных решений в России, указывает на минимальную компенсацию морального вреда по туристским спорам, либо в большинстве случаев отказ в его компенсации.

Так как в России отсутствует соответствующая методика определения размера компенсации морального вреда, в результате имеется необоснованная произвольность (на усмотрение суда) в оценке судами размеров компенсации морального вреда.

Следующим обязательным основанием возникновения ответственности является наличие причинно-следственной связи между убытками и ненадлежащими действиями сторон. Как было отмечено ранее, несмотря на безвиновную ответственность туроператора и турагента за действие третьих лиц оказываемых туристу комплекс услуг, турист должен доказать, что именно ненадлежащие действия или бездействия со стороны исполнителя или же третьих лиц привели к возникновению убытков у потерпевшей стороны или же возникновению морального вреда. Доказательствами нарушений прав туристов могут быть любые фактические данные.

Так, например, если по вине фирмы -организатора тура на сутки был задержан вылет (нарушен срок исполнения обязательства) в место отдыха, то доказать это можно свидетельскими показаниями или отметкой на авиабилете или справкой из аэропорта. Исполнитель в данном случае несет ответственность за просрочку начала (окончания) исполнения услуги (ст. 29 Закона РВ «О защите прав потребителей»). Он также должен уплатить неустойку в размере 3% стоимости услуги за каждый день (час, если определен в часах) просрочки. Кроме того, потребитель (турист) при обнаружении недостатков в услуге вправе по своему выбору требовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги или соответствующего уменьшения цены, или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги.

Однако расторгнуть договор и потребовать полного возмещения стоимости тура он вправе лишь в том случае, если реально отказался от предоставленной ему некачественной услуги. Если же он все-таки этой услугой воспользовался, то расторжение договора осуществимо, лишь при наличии доказательств невозможности отказаться от услуг, например, справка о невозможности досрочного вылета, групповая виза и т.д. [9].

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора, и подлежит удовлетворению в течение 10 дней после получение претензии (ст. 10 Закона о туристской деятельности).

Необходимо отметить, что в связи с внеением изменений в Закон о туристской деятельности, начиная с 1 июня 2007 года, туроператоры осуществляют туристскую деятельность только при наличии финансового обеспечения. Это касается как российских туроператоров (юридических лиц), так и иностранных, работающих на территории Российской Федерации.

Финансовое обеспечение возможно либо путем заключения договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо получения банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Эти договоры должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по своим соглашениям с туристами непосредственно или по его поручению турагентами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизм финансового обеспечения направлен на защиту имущественных прав и интересов туриста, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств. К отношениям в сфере туризма применяется усеченный состав гражданско-правовой ответственности, состоящий из противоправного поведения, наличие ущерба, причинно-следственной связи между

противоправным поведением и возникшим ущербом. Необоснованная произвольность в оценке судами размеров компенсации морального вреда обусловлена в первую очередь отсутствием закрепленных на законодательном уровне методологии его определения. При таком подходе определения размера компенсации морального вреда, как показывает практика, чаще всего наущаются законные права и интересы

потребителя, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Список литературы:

1. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть: учебник / отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 720 с.

2. Лебедев В.М., Чененов Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Екатеринбург, 2000.

3. Правовое регулирование в туризме: нормативные правовые акты /Н.И. Волошин. - М.: Советский спорт, 2004. - 688 с.

4. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - Финансы и статистика, 2001. -400 с.

5. Толстова А.Е. Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг в РФ: дис.... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.

6. Жарков Г.Н. Правовое обеспечение международного туризма: Учебно-практическое пособие. - К.: Кондор, 2004. - 486 с.

7. Борисов К.Г. Международный туризм и право: Учебное пособие. - Издательство «НИМП», 1999. - 352 с.

8. Чененов Ю.А. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в РФ: дис.канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. - 190 с.

9. Сорк Д. «Компромат на турфирму» // Бизнес-адвокат, № 5, 1997. URL: https://center-bereg.ru/f2026.html

ЭВОЛЮЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.10.73.728

Северский Г.Ю.

аспирант

кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

научная статья содержит анализ уголовного законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних потерпевших в советский период, рассмотрение позиций теоретиков по исследуемой проблематике и выводы из проведенного исследования.

ABSTRACT

The scientific article contains an analysis of criminal legislation in the field of protection of the rights of minor victims during the Soviet period, consideration of the positions of theorists on the issues under study and conclusions from the study.

Ключевые слова: уголовное законодательство, преступления против несовершеннолетних, малолетство, уголовная ответственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: criminal legislation, crimes against children, minors, criminal liability.

Международное сообщество неоспоримо признало факт необходимости правовой охраны несовершеннолетних ввиду их физической и умственной незрелости, неустоявшегося мировоззрения и системы ценностей. Участившиеся случаи преступных посягательств в отношении несовершеннолетних становятся результатом дестабилизирующих процессов, происходящих в современном обществе. К ним

справедливо можно отнести процессы миграции и урбанизации, факторы психологических перегрузок и стрессовых ситуаций, отсутствие духовности и поощрение безнравственности, несоблюдение гражданского правопорядка и традиционного уклада семейной жизни.

Развитие законодательства в сфере охраны малолетних и несовершеннолетних потерпевших неразрывно связано с преемственностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.