Р. Р. Сундуков
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В МВД РОССИИ
Работа представлена кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент Л. Л. Селифонов
В статье рассматриваются некоторые проблемы создания, реорганизации и ликвидации проф-«ишшм организации в МВД России, анализируются внутриорганизацнонные отношения в рам-(В*\ ирйфсомма, предлагаются пути совершенствования нормативного и локального регулирования еицетеетсгвующнх отношений. Определены н рассмотрены конкретные субъекты внутренних (егацсвеаш) з профсоюзе и представлен их статус.
"lbs article views creation, reorganisation and liquidation of a trade union organisation in the Ministry <df brcertial Affairs of Russia. The analysis of intraorganisational attitudes in a trade union is carried out. The xw& >:s suggests the nays of imp roving normative and local regulation of the corresponding attitudes. HL tt&ai defines and considers particular subjects of internal attitudes in a trade union and presents their
Аветадьезсть изучения социальных ин-(ТТТТТТртйЕ ж сложившихся между ними обще-ссшвшшгх отношений, определяющих мес--шшфзть пггафессйональных союзов системы: МЭД Рассей б механизме социального дтапрэдоналия. Ее нуждается в дополни-ттетьшй: аргужЕпгац ии.
Вйжстес. чтс правовая связь «работник — fаоо,гадатель" является самой рас-щржщрешшзъй в современном обществе. 1%15о^сг.п'.-; зга*- институт поддержания этой сдают щш&а.к оперативно согласовывать йшклшй! работодателей и работников в цедя» <яжшЕзшржягеяия между указанными «дашагшЛстйл"жсаимик-лассами» и сохранений яЙфеатйэйой экономической деятель-нккда. Соетажаие формируемой професси-вяшшвкжеб ттшчя «среды взаимодей-йиш»> шиеттутайт сигналом для принятия ЯбЖйяийтетж ЛЛд арственных мер.
(0>я$а«5ШпЧ!рвяуякр&вании профсоюзов пйвт$$да -и®,, Лш® практически не встречает вЛ»шш*4Й1т€1кшгЛ*ггрофсоюзного пра-взд»', кч$&ш<ййй отибеитсльно самостоя-
тельной общности норм. Правовые источники здесь включают в себя как международные, так и внутригосударственные акты по широкому кругу вопросов создания и работы профсоюзов. Этим и осложняегся вопрос о правовом положении профсоюзов вообще и профсоюзов системы МВД в частности с позиций применения общих гражданско-правовых норм и учета ведомственной специфики в их деятельности.
Исследуя мнения таких ученых, как 2 3
Г. В. Бондаренко , К. И. Бурдин , Н. П. Ма-4 5 6
юров , В. М. Шамаров , А. В. Афанасьев ,
можно прийти к выводу о высокой роли профессиональных союзов в сфере регулирования служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел.
«Жизненный цикл» профсоюзной организации зависит от приобретаемого статуса. Несмотря на то что создание профсоюзной организации всегда происходит по решению его членов, прекращение деятельности может зависеть от субъектов, не являющихся членами профсоюза (вышестоящие
Гражданско-правовая характеристика профессиональных союзов в МВД России
профсоюзные органы, органы государственной власти). Значительные преимущества имущественного характера профсоюз приобретает в случае получения статуса юридического лица. Вместе с тем появляются и дополнительные основания прекращения деятельности профсоюза, предусмотренные ГК РФ.
Рассматривая отдельный профсоюз либо профсоюзное движение как определенную систему, нельзя обойти вопрос о внутренних отношениях в этой системе, которые и составляют организацию в широком смысле. Существует целый блок правовых норм, различных по своим целям и содержанию, но объединенных относительно единым предметом регулятивного воздействия: отношениями, складывающимися между структурными элементами целого, чья целостность обусловлена существованием общей функции. В современном правовом дискурсе подобные отношения получили название внутриорганизацион-ные либо корпоративные.
Учитывая специфику деятельности профсоюзной организации, целью внут-риорганизационных отношений, по нашему мнению, будет являться обеспечение условий деятельности созданной организации. Таким образом, система внутриорганизацион-ных отношений является средством достижения тех целей, ради которых было создана конкретная профсоюзная организация.
Анализ внутриорганизационных отношений в профсоюзе должен рассматриваться с учетом положений Закона об общественных объединениях, Закона о некоммерческих организациях, Закона о профессиональных союзов и локальных документов самой организации (устав, положения о первичных организациях и иных структурных подразделениях). При этом если профсоюз не имеет прав юридического лица, 'то из нормативной базы исключается Закон о некоммерческих организациях.
Субъектам внутр и организационных отношений в профсоюзной организации
(на примере профсоюза госучреждений) являются:
1. Профсоюз как юридическое лицо -общественная организация.
2. Члены профсоюза физические лица.
3. Структурные подразделения профсоюза.
Рассматривая статус члена профсоюза, автор приходит к выводу об ограничении п. 2 ст. 55 Положения о службе в ОВД свободы выбора общественного объединения сотрудниками ОВД, что противоречит ст. 30 Конституции РФ. Подобная норма фактически делаег невозможным защиту сотрудниками ОВД социально-экономических прав через участие в иных профессиональных союзах, не являющихся профсоюзами сотрудников ОВД. Существующие для сотрудников ОВД ограничения на проведение забастовки (п. 2 ст. 56 Положения о службе в ОВД) и прекращение работы (п. 2 ст. 28 Закона о милиции) являются достаточными, чтобы гарантировать соблюдение государственных интересов в служеб-но-трудовой деятельности сотрудников ОВД.
Военнослужащие срочной службы в системе ОВД на период службы могут стать членами Независимого профессионального союза военнослужащих Российской Федерации, членство же в профсоюзе госучреждений приостанавливается.
Сотрудник ОВД не может заниматься оплачиваемой работой в органах руководства профсоюза на основе трудового договора. Вместе с тем отсутствуют препятствия для занятия соответствующих должностей в органах руководства профсоюза на безвозмездной основе без заключения трудового договора. В этом случае выполнение соответствующих функций не будет считаться «работой», что, однако, не исключает возможности периодического материального поощрения данного лица со стороны профсоюза.
В настоящее время сотрудники ОВД (кроме военнослужащих срочной службы)
без каких-либо ограничений могут быть рядовыми членами профсоюза. Вместе с тем возникает вопрос: может ли сотрудник ОВД занимать должность в профсоюзе и получать за это соответствующее денежное вознаграждение? В силу п. 2 ст. 10 Положения о службе в ОВД сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел РФ, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности. Статья 28.2 Закона о милиции определяет порядок приостановления службы в ОВД в случае избрания (назначения) сотрудника милиции в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Профессиональные союзы к таким органам не относятся.
МВД РФ, в отличие от МО РФ, не имеет какого-либо специального соглашения,
регулирующего отношения с профессиональными союзами. Сотрудник милиции имеет возможность выбрать самостоятельно профессиональный союз. Практика профсоюзного движения в МВД РФ показывает, что сотрудники выбирают различные виды профсоюзов от узко территориально и профессионально ориентированных (профсоюз сотрудников милиции Москвы), до организаций с более широким охватом (профсоюз сотрудников правоохранительных органов Иркутска). Наиболее представительной профсоюзной организацией общероссийского масштаба, в которой состоят в том числе и сотрудники ОВД, является профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.
На основании изложенного мы пришли к выводу о том, что 1ражданско-правовая характеристика профессиональных союзов в МВД России можег быть дана через вещные права их структурных подразделений и через их функциональные направления деятельности (признак юридических лиц).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сенников Н. М. Профсоюзное право как комплексная отрасль российского права // Правоведение. 2000. №5.
2
Бондаренко Г. В. Профсоюзшле организации работников милиции в современных условиях: состояниеи проблемы //Известия метод, центра проф. образов, и координации научи, исслед. 1997.
№1.
3
Бурдин К. И. Вопросы становления милицейских профсоюзов // Социологическое исследование. 1999. № 9.
4
Маюров Н. П. Профессиональные союзы сотрудников рабоче-крестьянской милиции (19181937 гт). Дис. на соис. учен, степени канд. ист. наук. СПб., 1995.
Шамарое В. М. Профессиональные организации работников милиции (историко-правовой аспект). М., 1994.
Афанасьев А. В. Правовое регулирование служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. на соис. учен, степени канд. юрид. наук. СПб., 2004.