УДК 34 ББК 67
© А.В. Тумаков, Н.А. Петраков, 2018
Научная специальность 12.00.15 — Гражданский процесс; арбитражный процесс.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Альберт Владиславович Тумаков, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12), E-mail: [email protected]
Никита Андреевич Петраков, командир отделения 209 учебного взвода международно-правового факультета Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, 12),
Аннотация. Даётся оценка актуальности основных направлений деятельности профсоюзов, рассматривается правовое регулирование работы организаций по защите трудовых прав полицейских. Сделаны выводы об уровне развития профсоюзов в системе МВД, выявлены факторы влияющие на эффективность их деятельности.
Ключевые слова: профсоюз, трудовые права, защита прав сотрудников МВД, охрана труда.
ACTUAL ISSUES OF LABOR UNIONS ACTIVITY IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Albert Vladislavovich Tumakov, candidate of Law, Senior Lecturer, Chair of Civil and Labor Law, Civil Process
Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117437)
Nikita Andreevich Petrakov, commander of the 209 group of the International Law Faculty
Moscow university of the Ministry of internal affairs of Russia named after V Ya. Kikot' (12 Akademika Volgina st., Moscow, Russia, 117437) E-mail: [email protected]
Annotation. The article assesses the relevance of the main activities of trade unions, examines the legal regulation of the work of organizations protecting the labor rights of police officers. Conclusions have been drawn about the level of development of trade unions in the Ministry of Internal Affairs, factors affecting the effectiveness of their activities have been identified.
Keywords: trade union, labor rights, protection of the rights of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, labor protection.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: А.В. Тумаков, Н.А. Петраков. Актуальные проблемы деятельности профсоюзов в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):294-7
Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дано определение профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемого в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Статья 31 Федерального закона от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» предусматривает право сотрудников полиции на объединение или вступление в профессиональные союзы (ассоциации) с целью защиты своих социально-трудовых прав и интересов.[1]
Профсоюзные организации при правоохранитель-
ных органах стали появляться в России с 1917 года. Одной из первых организаций, ставящей перед собой задачу по охране прав государственных служащих, стало Всероссийское объединение профсоюзов слу-жащих[2]. В настоящее время в России существует большое количество правозащитных организаций органов внутренних дел. Межрегиональный профсоюз «Московский профсоюз полиции», Общероссийский профессиональный союз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, Профсоюзный комитет Первичной профсоюзной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации — лишь немногие примеры профсоюзов при органах внутренних дел. И не-
смотря на то, что эти организации объединены одной общей целью, у каждой из них имеется свой подход к решению проблемы защиты прав сотрудников правоохранительных органов.
Для того чтобы раскрыть тему актуальности проблем деятельности профсоюзов в системе МВД, следует определиться, какие направления деятельности по защите прав сотрудников органов внутренних дел профсоюзы считают для себя приоритетными. Профсоюзный комитет Первичной профсоюзной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации формулирует следующие направления деятельности:
• правовая защита и оказание юридической консультации.
• контроль безопасности условий труда.
• контроль своевременности выплат по социальному страхованию.
• организация физкультурно-оздоровительных, досуговых мероприятий.
• оказание материальной помощи малообеспеченным и многодетным членам профсоюза.
Данный профсоюз является ведомственной организацией, поэтому сфера его деятельности может не совпадать с теми целями и задачами, которые для себя устанавливают независимые профсоюзы, например, Межрегиональный профсоюз «Московский профсоюз полиции». Своим уставом Московский профсоюз полиции отразил более актуальные направления деятельности, а именно:
• контроль соблюдения законов и нормативных актов, регламентирующих труд и отдых.
• повышение квалификации и правовых знаний членов профсоюза.
• улучшение условий труда и быта членов профсоюза.
• создание механизмов социального страхования и обеспечения.
• создание благотворительных фондов и оказание материальной помощи членам профсоюза.
• представление интересов членов профсоюза перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления.
• защита трудовых, профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов членов профсоюза и членов их семей.[3]
Постановка данных целей определяет приоритет деятельности профсоюза. И как видно из приведенных данных, реальную защиту, а именно защиту в судебных разбирательствах, при назначении служебных проверок, при нарушении трудового законодательства и контракта о службе, готовы предоставить не все профсоюзные организации. Следовательно, далеко не каждый профсоюз стремится защищать интересы своих членов.
Если обратиться к Федеральному закону от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то можно обнаружить, что профсоюзам предоставляются различные права, однако не установлены
обязанности. Лишь статья 31 предусматривает ответственность за невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной.[4] Следовательно, профсоюз не несет перед своими членами каких-либо обязанностей, что представляется, с учетом цели создания профсоюза (защита социальных и трудовых прав и интересов) весьма противоречивым. Из этого следует еще один вывод: профсоюзная деятельность должна осуществляться организацией, заинтересованной в борьбе за интересы своих членов, а также обладающей достаточными ресурсами и возможностями для эффективной деятельности. И если вопрос наличия ресурсов перед ведомственными профсоюзами не стоит, то достаточно ли заинтересован такой профсоюз в том, чтобы отстаивать интересы полицейских, и насколько независимы его руководители при принятии решений — вопрос открытый. В данной ситуации велика вероятность возникновения конфликта интересов. Именно поэтому независимые, неведомственные профсоюзы набирают популярность среди сотрудников органов внутренних дел. Председателю Координационного совета Московского профсоюза полиции Михаилу Петровичу Пашкину принадлежат следующие слова: «...во всех управлениях есть «свои» профсоюзы, в которых, наряду с вольным наймом, состоят и сотрудники. Но что-то мы не слышали ни одного факта, когда бы эти профсоюзы, возглавляемые в основном работниками канцелярий, реально вступались за права сотрудников и ссорились с начальством. им доверяют распределять билеты на новогодние елки. Но реальной защитой они не занимаются»^].
Следующий немаловажный аспект это наличие правовых инструментов для осуществления профсоюзной деятельности. Вышеупомянутый Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предоставляет профсоюзам следующие основные права:
• право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
• право профсоюзов на содействие занятости.
• право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
• право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
• право профсоюзов на информацию.
• право профсоюзов на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании.
• право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
• права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды.
• право на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муни-
ципального имущества.
• права профсоюзов на социальную защиту работников.
• право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.
Из этого обширного перечня прав хотелось бы уделить большее внимание праву профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Пункт 2 статьи 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» наделяет профсоюзы правом создания собственных инспекций труда. Созданные профсоюзами инспекции труда руководствуются в своей деятельности Типовым положением о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15 «О внесении изменений в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов». В соответствии с этим актом инспекции по охране труда обладают следующими полномочиями:
В целях оказания правовой помощи посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза.
Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений, контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
Данный арсенал полномочий профсоюзных организаций расширяется за счет полномочий инспекторов труда профсоюзов, которые имеют исключительное право на следующие действия:
1. Принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
2. Взаимодействовать со средствами массовой информации для широкого оповещения членов профсоюзов, общественности об эффективной правозащитной работе профсоюзов с целью пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию профсоюзов, укрепления авторитета профсоюзов и повышения мотивации профсоюзного членства.
3. Публиковать статьи в газетах и журналах, раз-
мещать на сайтах в Интернете, выступать по радио и на телевидении с сообщениями о правозащитной деятельности профсоюзов.[6]
Именно во взаимодействии со СМИ кроется огромный потенциал для правозащитных организаций, членами которых являются сотрудники органов внутренних дел. Во-первых, широкая огласка фактов нарушения законодательства вызывает общественный резонанс и как следствие -повышенное внимание вышестоящих органов на данное нарушение. Во-вторых, предоставление профсоюзами фото-, видео-, аудио-материалов нарушений в СМИ и распространение их ими создает тенденцию, при которой другие потенциальные нарушители откажутся от противозаконных действий под страхом огласки. В-третьих, широкая огласка нарушений и последующее их урегулирование через СМИ улучшает морально-психологический климат в коллективе, а также мотивирует сотрудника изучать законодательство, касающееся прохождения службы в органах внутренних дел.
Однако возникает вопрос: выгодно ли ведомственным профсоюзам взаимодействовать со СМИ в подобном ключе? Скорее нет, чем да. В это же время независимым профсоюзам подобная деятельность приносит большую популярность и доверие со стороны сотрудников. Примером тому может послужить интернет-проект «Омбудсмен полиции» В.А. Воронцова, заместителя главного правового инспектора труда — руководителя отдела по организации взаимодействия со СМИ, общественными объединениями, учреждениями органов государственной власти Московского профсоюза полиции. Целями проекта являются:
1. Наблюдение за деятельностью органов государственной власти.
2. Публикация общественной оценки деятельности органов государственной власти.
3. Общественный контроль за деятельностью ОВД.[7]
Проект носит статус СМИ, так как его аудитория
составляет более 100 тысяч подписчиков. И в целом следует признать весьма эффективной деятельность профсоюза, построенную во взаимодействии с данным проектом. Сотрудники сообщают напрямую в редакцию интернет-проекта о нарушении их прав, могут отправлять фото-, аудио- и видеоматериалы, подтверждающие нарушения закона. По факту нарушения администрацией проекта может быть направлен запрос от имени профсоюза, а также осуществляться публикация материалов, свидетельствующих о нарушениях. Кроме того, на странице проекта публикуются материалы, раскрывающие особенности прохождения службы в органах внутренних дел, повышающие уровень юридических знаний сотрудников.
Таким образом можно утверждать, что сотрудникам органов внутренних дел нужен профсоюз, который не на словах, а на деле способен отстоять его интересы и бороться за права. После реформы 2011 года, когда «многие сотрудники МВД РФ попали под непродуманные переводы, необоснованное сокраще-
ние, а качество проведенных на местах аттестаций стало объектом огромного количества нареканий»[8] проблема защиты прав сотрудников встала особенно остро. Выделяя основные проблемы в деятельности профсоюзов в системе МВД, нужно отметить низкий уровень доверия к профсоюзам, неспособность сотрудников профсоюзов оказывать правовую поддержку в силу личной заинтересованности, относительно низкое освещение деятельности профсоюзов в СМИ.
Литература
1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения — 11.03.2018).
2. Профсоюзный комитет Первичной профсоюзной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации. //URL: https^/мвд. рф/profsojuz/ (дата обращения — 11.03.2018).
3. Устав Межрегионального профсоюза «Московский профсоюз полиции» г. Москва 2017 год. // URL: https://www.prof-police. ru/o-profsoyuze-kak-vstupit/o-profsoyuze-kak-vstupit-2/ustav-psm.html (дата обращения —
11.03.2018).
4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ. // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/ (дата обращения — 11.03.2018).
5. Межрегиональный профсоюз «Московский профсоюз полиции». // URL: https://www.prof-police.ru/o-profsoyuze-kak-vstupit.html (дата обращения — 11.03.2018).
6. Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15 «О внесении изменений в Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов». // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_124433/ (дата обращения — 11.03.2018)/.
7. Проект «Омбудсмен полиции». // URL: https:// vk.com/ombudsment (дата обращения — 11.03.2018).
8. Профсоюз сотрудников ОВД и Вооруженных сил Тюменской Области. //URL: http://профсо-юз72.рф (дата обращения — 11.03.2018)
Профайлинг в деятельности органов внутренних дел.
Учеб. пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. В.Л. Цветкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
Рассмотрены теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Систематизированы представления о технологиях оценки личности на основе визуальной психологической диагностики; рассмотрены методы противодействия психологическому воздействию со стороны потенциальных преступников; раскрыты особенности коммуникации с объектами профайлинга; представлены методы психической саморегуляции эмоциональных состояний в деятельности профайлера; показаны пути развития навыков распознания потенциальных преступников по их словесному портрету и типологии поведения.