УДК 342.728 ББК 67
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ; ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФСОЮЗОВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ НЕФЕДОВ,
адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России Научная специальность 12.00.11. — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент А.Д. Сафронов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются нормативно-правовые акты, регулирующие создание профсоюзов сотрудников полиции. Рассмотрены возможности развития профсоюзного движения в органах внутренних дел.
Ключевые слова: гражданское общество, профессиональные союзы, социальное партнерство, защита прав.
Annotation In the article is described an analysis of normative legal acts, regulating creation of trade unions of employees of police. Possibilities of development of trade-union motion are considered in the departments of internal affairs. Keywords: civil society, trade unions, social partnership, rights protection
Создание и становление в России гражданского общества — общества свободы и демократии — тесно связано с развитием самоуправления, коллективного участия в управлении государством и формированием у граждан активной жизненной позиции. По мнению ряда ученых, под понятием «гражданское общество» понимается система негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных союзов и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации, самоуправления и оказывающей влияние на государственную политику и процесс принятия управленческих решений в направлении повышения их социальной эффективности. При этом полагается, что здоровое гражданское общество есть продукт коллективной работы в управлении организацией, ведомством, государством.
Право граждан на создание и участие в деятельности общественных объединений, организаций и, в частности, профессиональных союзов, является одними из основных признаков свободного демократического общества и относятся числу неотъемлемых прав и свобод человека1. Профсоюзом признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое
в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов2.
В Российской Федерации право на создание и участие в деятельности профсоюза гарантируется статьей 30 Конституции: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»3. Право сотрудников полиции создавать и участвовать в деятельности профессиональных союзов предоставлено им статьей 31 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»: «Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации)4. При этом специальный порядок создания профсоюзов в полиции и их компетенция не определены, и они регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статьей 11 Федерального закона Российской федерации 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ также предусмотрено право сотрудника органов
внутренних дел на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов5.
В большинстве развитых стран профсоюзы рассматриваются в качестве наиболее распространенного и авторитетного представителя работников. Не являются исключением и профессиональные союзы сотрудников полиции. Однако на деятельность данных объединений накладывает серьезный отпечаток специфичность организации и управления указанными ведомствами. Так, одним из основных принципов службы в органах внутренних дел Российской Федерации является единоначалие — принцип руководства, при котором начальники (командиры) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и выражается в праве начальника (командира) единолично принимать решения, отдавать приказы и распоряжения, обеспечивать их выполнение. Другим важным принципом службы является субординация — служебное подчинение младших старшим, нижестоящих органов вышестоящим; в более широком смысле — исполнение правил служебной дисциплины во взаимоотношениях между различными по служебному положению и званию лицами6. Так как надежность системы противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности предусматривает повышенные требования к дисциплине, профессиональным и личным качествам сотрудников полиции. При этом, личные (частные) интересы сотрудников не должны ни в чем препятствовать осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. А любые свои поступки сотрудники обязаны оценивать с позиции необходимости повышения авторитета государственной власти7.
В связи с этим некоторые руководители органов внутренних дел неоднозначно относятся к деятельности профсоюзов сотрудников, ошибочно полагая, что они могут негативно влиять на их единоначалие. Ведь основным принципом деятельности профсоюза является независимость, и любым органам исполнительной власти и их должностным лицам запрещено вмешательство в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Несмотря на то, что открытое противодействие работе профсоюзов сотрудников полиции в большинстве случаев не наблюдается, многие руководители не рассматривают профсоюзы как общественные объединения, способствующие развитию социального партнерства в органах внутренних дел и настороженно, относятся к созданию профсоюза в подчиненном органе.
Термин «социальное партнерство» определен статьей 23 Трудового кодекса РФ как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласо-
вания интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
К принципам социального партнерства относятся, согласно статьи 24 Трудового кодекса РФ относятся:
• уважение и учет интересов сторон;
• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств8.
Главное назначение профсоюзов в современном мире — представительство и защита прав и интересов своих членов. При этом сотрудники полиции, как показывает практика, нуждаются в защите своих прав в не меньшей степени, чем работники и гражданские служащие.
В зарубежных странах продолжительное время активно функционируют многочисленные профсоюзные организации сотрудников полиции, успешно представляющие интересы полицейских. Данные профессиональные союзы используют четкий и отлаженный механизм взаимодействия с руководством полицейских органов, что позволяет предотвращать конфликты и социальную напряженность.
Говоря о деятельности отечественных профессиональных союзов сотрудников полиции, необходимо отметить те перемены, которые произошли в системе МВД России. В последние годы осуществлено кардинальное реформирование системы МВД России, проводятся масштабные организационно-штатные мероприятия, значительно сокращена численность личного состава, изменена структура. Недостаточное совершенство организационно-правового механизма, обеспечивающего гуманное отношение к сотрудникам, является существенным недостатком ведомственной политики. Государственно-служебные правоотношения охватывают неравноправных субъектов: уполномоченному руководителю в сфере внутренних дел объективно принадлежит ведущая роль, сотрудник находится в подчинении и нуждается в защите. При этом зачастую проблемы сотрудников объясняются их неготовностью последовательно отстаивать свои права, несмотря на то, что большинство сотрудников в настоящее время имеют высшее юридическое образование и требования к их профессиональному и образовательному уровню с каждым годом возрастают.
Таким образом, среди сотрудников имеется объективная потребность в независимом и действенном посреднике, который мог бы представлять их интересы перед уполномоченными руководителями органов
№ 1 / 2016
Вестник Московского университета МВД России
135
внутренних дел. Одними из таких посредников могут явиться профсоюзы сотрудников полиции. Однако действующие в настоящее время профсоюзные структуры сотрудников полиции во многом остаются малоэффективными, профсоюзное движение сотрудников полиции не носит массовый характер.
Большинство сотрудников полиции, как членов профсоюзов, так и тех, кто не является ими, оценивают влияние профсоюзов в деятельности органов внутренних дел как незначительное или вовсе отсутствующее. Отсутствуют массовые позитивные примеры, практики принципиального и последовательного отстаивания интересов полицейских, которые воспринимались бы не как случайность, а как закономерность. Нельзя говорить и о том, что действующие профессиональные союзы сотрудников полиции полностью независимы от влияния уполномоченных руководителей органов исполнительной власти в сфере внутренних дел. Во многих органах и подразделениях системы МВД России вообще отсутствуют профсоюзные структуры. И это несмотря на то, что действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Решение о создании общественного объединения, в том числе и профсоюза, об утверждении его устава, и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений профсоюз считается созданным и может осуществлять свою деятельность в соответствии с уставом. Государственная регистрация профсоюза нужна лишь для приобретения им статуса юридического лица, необходимого для совершения гражданско-правовых сделок9.
Становление нынешних профсоюзов сотрудников полиции находится на начальном этапе, хотя действия некоторых из них по защите прав своих членов объективно можно считать движением к достижению статуса реального представителя интересов сотрудников полиции. Одним из таких профсоюзов является «Московский профсоюз полиции», созданный в 1990 году. Его работой руководит координационный совет, председателем которого с момента создания и по настоящее время является М.П. Пашкин. В состав профсоюза входят около 130 профсоюзных групп в 10 округах Москвы и 10 профгрупп из подразделений, непосредственно подчиненных МВД России. Многолетняя последовательная деятельность данного профсоюза по защите прав и интересов сотрудников полиции может послужить примером для создания и работы профессиональных союзов в органах внутренних дел.
Таким образом, представляется, что развитие движения профсоюзов сотрудников полиции позволит каждому сотруднику почувствовать свою правовую за-
щищенность, способствовать развитию личности и профессиональных качеств. Инициатива в данном случае должна исходить «снизу» — от наиболее работоспособных сотрудников с активной жизненной позицией, умеющих отстаивать свои интересы. Рост числа первичных профсоюзных организаций в органах внутренних дел, их укрупнение и скоординированные действия могут в будущем привести к созданию общероссийского профсоюза сотрудников органов внутренних дел. Такая организация могла бы вносить предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и могла бы быть наделена дополнительными функциями, например, участия в морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. При этом зрелые и дальновидные руководители, способные к конструктивному диалогу и постоянному взаимодействию с профсоюзами в целях согласования интересов, смогли бы способствовать росту эффективности деятельности органов внутренних дел в целом.
1 Международный пакт от 16 декабря 1966 «О гражданских и политических правах»
2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
3 Конституция Российской Федерации
4 Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»
5 Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ
6 Словарь военных терминов. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин
7 Этический кодекс и предупреждение коррупции в ОВД А.Д. Сафронов
8 Трудовой кодекс Российской Федерации
9 Закон РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ»Об общественных объединениях»
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 «О гражданских и политических правах» (Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. № 12.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС Консультант Плюс.
6. Закон РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ»Об общественных объединениях» // СПС Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».// СПС Консультант Плюс.
8. Этический кодекс и предупреждение коррупции в ОВД. // Труды Академии МВД России А.Д. Сафро-нов № 0 2006.
9. Словарь военных терминов. //М.: Воениздат Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988.