Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание в Марий Эл: опыт и перспективы развития'

Гражданско-патриотическое воспитание в Марий Эл: опыт и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА / STUDENTS’ SELF MANAGEMENT / CHILDREN’S CLUBS / PATRIOTIC AND CIVIC EDUCATION / VOLUNTARY ORGANIZATIONS / EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Надежда Гермогеновна

Статья обобщает опыт гражданско-патриотического воспитания в Республике Марий Эл. Автор рассматривает гражданско-патриотическое воспитание средствами ученического самоуправления, посредством работы детских объединений и развития волонтерского движения. Автор выявляет ряд факторов, осложняющих осуществление данного процесса на современном этапе, и предлагает возможные пути решения возникающих проблем на основе использования деятельностного подхода. Статья также анализирует возможности учебного предмета «Английский язык» в деле гражданско-патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic and patriotic education in Mari El: look in the past and future

The article summons the experience of patriotic and civic education in the Mari Republic. The author gives examples of civic and patriotic education by means of students’ self management at school, through the activities of children’s clubs and voluntary organizations. The author points out some factors that make this process complicated, and offers the wide implementation of activity-based approach as one of the ways of solving the problems appeared. The article also focuses on the possibility of patriotic and civic education by means of the school subject “The English Language”.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание в Марий Эл: опыт и перспективы развития»

разования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (Выксун-ский филиал) (Нижегородская область, г. Вык-са). В исследовании участвовали преподаватели дисциплины «Информатика», студенты, обучающиеся по специальностям 151000 Технологические машины и оборудование, 150400 Металлургия, всего 140 человек.

Перспективные направления дальнейшего изучения проблемы могут быть связаны с усовершенствованием структуры и пополнением банка заданий системы интернет-тестирования, а также с разработкой и апробацией педагогических условий эффективного применения интернет-тестирования в качестве средства формирования профессиональных компетенций в рамках других учебных дисциплин.

[80%; 100%]

[60%; 80%]

[40%; [0; 40%] 60%]

Рис. 1. Диаграмма ранжирования результатов по проценту студентов контрольной группы, правильно выполнивших тестовые задания (в %)

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

[□Диагностическое ЫИтоговое

[80% i 100%]

[60%; 8 0%]

[40%; [0; 40% ] 60%]

Рис. 2. Диаграмма ранжирования результатов по проценту студентов экспериментальной группы, правильно выполнивших тестовые задания (в %)

Результаты проведенного эксперимента полностью подтвердили исходную гипотезу и предоставили доказательства того, что разработанные нами технологии внедрения интернет-тестирования в учебный процесс обеспечивают гибкость и адаптивность учебного процесса, оказывая существенное влияние на повышение уровня сформированности профессиональных компетенций студентов вуза, позволяя скорректировать обучение в соответствии с индивидуальными личностными качествами каждого обучаемого.

Интернет-тестирование — это специально организованная система заданий, направленная не только на определение уровня форсированности знаний, умений и навыков учащихся, но и на выявление круга тем, вызывающих затруднения, и глубинных причин ошибок, как реальных, допущенных в процессе тестирования, так и потенциальных, которые могут быть совершены учащимся в будущем, в измененных условиях контроля.

УДК 373.1:371.83

Н. Г. Егошина

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ В МАРИЙ ЭЛ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья обобщает опыт гражданско-патриотичес-кого воспитания в Республике Марий Эл. Автор рассматривает гражданско-патриотическое воспитание средствами ученического самоуправления, посредством работы детских объединений и развития волонтерского движения. Автор выявляет ряд факторов, осложняющих осуществление данного процесса на современном этапе, и предлагает возможные пути решения возникающих проблем на основе использования деятельностного подхода. Статья также анализирует возможности учебного предмета «Английский язык» в деле гражданско-патриотичес-кого воспитания.

The article summons the experience of patriotic and civic education in the Mari Republic. The author gives examples of civic and patriotic education by means of students' self management at school, through the activities of children's clubs and voluntary organizations. The author points out some factors that make this process complicated, and offers the wide implementation of activity-based approach as one of the ways of solving the problems appeared. The article also focuses on the possibility of patriotic and civic education by means of the school subject "The English Language".

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьное самоуправление, детские объединения, волонтерское движение, воспитательный потенциал урока.

Keywords: patriotic and civic education, students' self management, children's clubs, voluntary organizations, educational potential of the lesson.

He вызывает сомнения, что основой устойчивого и безопасного развития России является формирование зрелого гражданского общества. Как справедливо отметил депутат Государственной думы РФ, академик РАЕН, доктор политологических наук А. Н. Аринин, «гражданское общество — это понятие духовное, это есть прояв-

© Егошина Н. Г., 2013

ление социальной энергии человека, гражданина, его внутреннего категорического самоимператива» [1]. Воспитать такого гражданина и патриота — важнейшая задача государства, общества, всех образовательных институтов.

Ряд исследователей подчеркивают неразрывную связь гражданского и патриотического воспитания. Основой их интеграции является социальная направленность, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриоти-ческого воспитания — формировании гражданина-патриота, обладающего высшими социально ориентированными качествами и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды [2]. Таким образом, можно констатировать, что основными характеристиками личности гражданина-патриота являются ее общественная направленность, которая выражается в четкой гражданской позиции и высокой социальной активности на ее основе, а также инте-риоризация человеком основных нравственных норм и ценностей. Полагаем, что именно данные направления гражданско-патриотического воспитания представляют определенные трудности для реализации.

Сложность формирования первой характеристики заключается в том, что «на территории России в течение всего XX века отсутствовало реальное гражданское общество и, как следствие, не было содержательных взаимоотношений субъектов гражданского общества с органами власти и между собой» [3]. Реальным выходом из данной ситуации является развитие местного самоуправления и введение ученического самоуправления, моделирование гражданского общества в отдельно взятом образовательном учреждении. Только придание процессу гражданско-патриотического воспитания субъект-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем развитии на основе деятельностного подхода может сделать процесс гражданско-патриотическо-го воспитания эффективным.

К сожалению, во многих школах отсутствует деятельность детских объединений, не развито детское самоуправление, что вызывает привыкание школьников к пассивной позиции. Это ведет к тому, что во взрослой жизни они оказываются не готовыми к серьезной самостоятельной деятельности, к активной жизни в обществе. Безусловно, это неизбежно порождает дефицит гражданских качеств.

Трудность работы педагогов по привитию гражданско-нравственных ценностей также осложняется, прежде всего, социальными причинами. Важнейшая из них — переориентация общества с коллективистских идеалов на индивидуалистические. Это порождает ситуацию, когда на первое место выходят такие понятия, как лич-

ные интересы и межличностная конкуренция, а принципы взаимопомощи, милосердия, сочувствия отходят на второй план. Для решения данной проблемы гражданского воспитания подростков и молодежи необходимо массовое развитие волонтерского движения, добровольной социально полезной деятельности на благо других людей. В психологии давно установлено, что именно на фазе подросткового возраста наблюдается активное формирование «самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта» [4]. Подростки осваивают позицию «я и общество», что предполагает активизацию личностного отношения к социокультурным, нравственным ценностям, определяя тем самым смысл своей жизни. Важно, чтобы среди принятых школьниками ценностей оказались такие, как ценности труда, добра, красоты, гармонии и великодушия.

Как отмечают некоторые авторы, в Республике Марий Эл сложилась достаточно эффективная система гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Среди наиболее широко применяемых форм работы с подрастающим поколением — школьное самоуправление, деятельность различных детско-юношеских объединений и клубов, волонтерское движение. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Основой самоуправления является самоорганизация, которая открывает перед подростками возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений. Следует подчеркнуть, что в процессе коренного преобразования работы школы ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития [5]. С 2003 г. в республике проходят конкурсы моделей ученического самоуправления общеобразовательных учреждений. Среди победителей были средняя школа № 27 г. Йошкар-Олы, где самоуправление осуществляется через деятельность школьного научного общества «СОВА»; многопрофильный лицей им. М. В. Ломоносова, на базе которого функционирует Дума лицеистов (создана в 1992 г.); гимназия № 26, где школьное самоуправление реализуется через Совет гимназистов (Парламент) и др. В 2003 г. на базе школы № 27 проходил межрегиональный этап проекта «Школьные парламентские игры», который охватил участием ребят Волго-Вятского региона. Команда школы № 27, занявшая I место, участвовала в финальной встрече Евроклубов в Болдино.

На базе средней школы пос. Руэм было организовано игровое государство «Республика добрых сердец». В рамках игры выбираются органы власти: президент, парламент, правительство. Парламент принимает конституцию «Республики добрых сердец», закон о гражданстве, кодекс чести. Министры руководят работой министерств.

Вице-президент отвечает за работу совета лидеров (мэров городов).

В школе № 1 пос. Медведево работает школьная республика «Логос». В республике — президентское правление. Президента выбирают сами ребята из учащихся 7—11-х классов. Для этого организуется самая настоящая предвыборная кампания.

С 2009 г. реализуется проект «Школьное самоуправление», пилотный запуск которого проводился в пяти школах республики. Среди них — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы», ГОУ РМЭ «Лицей им. М. В. Ломоносова», МБОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 2». Проект реализо-вывался тренерами АНОО «Центр Современного Образования» при поддержке Всероссийского фонда «Национальные перспективы», Министерства образования Республики Марий Эл, Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл. Школьники смогли принять участие в выборах, некоторые получили знания по навыкам публичных выступлений, планированию, организации встреч. Затем в каждой школе была сформирована собственная модель самоуправления.

В настоящее время в республике регулярно проводятся слеты-конкурсы лучших лидеров школьного самоуправления. Для студенческой молодежи организуется конкурс «Студенческий лидер», в котором принимают участие лидеры учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Развитию навыков самоуправления, повышению уровня правовой культуры, формированию активной гражданской позиции, привлечению молодежи к участию в общественно-политической жизни республики и страны в целом способствовали выборы в Молодежный парламент. Данная акция впервые прошла в республике в рамках реализации проекта «Молодежный парламентаризм: кадры для будущего» 12 декабря 2009 г. Зимой 2012 г. состоялись вторые выборы в Молодежный парламент. В молодежную избирательную комиссию общественные объединения должны были предоставить список кандидатов, сведения о кандидатах, включенных в список, и предвыборную программу избирательного объединения. В столице республики в выборах при помощи 8М8-голосования могли принять участие более 60 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, которые проживают в Йошкар-Оле. Организованно прошли выборы в Молодежный парламент и в г. Козьмодемьянске. За депутатские кресла боролись 37 девушек и юношей, выдвинутые пятью общественными объединениями.

В Советском районе республики был избран Молодежный парламент в составе 10 человек, которые выразили желание участвовать в общественно-политической жизни района. Целью Молодежного парламента в Мари-Турекском районе является благоустройство района, сел и деревень, подъем экономики, забота о пожилых людях. В Параньгинском районе среди победителей в Молодежный парламент было избирательное объединение «Союз Параньгинской молодежи» (средняя школа поселка Параньга). В своей предвыборной программе «Союз» определил главной целью деятельности помочь каждому молодому человеку вырасти достойным гражданином своего Отечества, развивать свои способности, сохранять традиции своего народа. В Юринском районе наибольшее количество голосов было отдано за организацию «Остров детства» (Юринская средняя школа). В предвыборной программе «Острова детства» приоритетным направлением было отмечено воспитание патриотического отношения к своему поселку и району.

В целях повышения уровня правовой культуры, создания условий для осознанного участия в голосовании и проявления активной гражданской позиции молодого поколения в учебных заведениях республики ежегодно проводится Неделя молодого избирателя. В 2012 г. Неделя молодого избирателя проходила с 21 по 26 ноября. За эти дни проведено около 230 мероприятий, направленных на повышение правового сознания молодежи.

Большие возможности для реализации задач гражданско-патриотического воспитания предоставляют детско-юношеские организации и союзы.

В Горномарийском районе республики действует союз детских организаций «Наследники Ак-парса». Он был создан в 1992 г. и стал преемником пионерской организации. 26 октября 1992 г. был проведен первый слет «Наследников Акпар-са», где была утверждена программа деятельности «Семь мы». Это семь направлений деятельности, среди которых — «Мы и природа», «Мы и родной край» и др. Сегодня Союз включает 21 детскую организацию. В каждой школе района она своя.

В Мари-Турекском районе республики работает СДО «Друзья». Он объединяет в своих рядах 22 детские организации. Среди них хорошо известна организация «Улыбка» средней школы поселка Мари-Турек.

В Параньгинском районе республики хорошо известна работа союза организаций детей и подростков «Детство», который состоит из 10 детских объединений. Среди них — организация «Родник» Олорской школы, существующая с 1993 г. Одной из первых в республике эта организация стала работать по программе «Земля предков».

В Юринском районе республики функционирует СМиД — Союз мальчишек и девчонок. Это детская организация, которая работает на базе Козликовской школы более 20 лет. 10 лет союз сотрудничает с марийским заповедником «Большая Кокшага». Ребята шефствуют над местным Домом ветеранов.

В Куженерском районе существует союз детских организаций «Рвезылык». Сюда входит и организация «САНИТИ» («Самые Новые Интересные Творческие Идеи») средней школы № 1 поселка Куженер. Ребята помогают пожилым жильцам Дома ветеранов поселка Куженер, занимаются уборкой территории, разбивают клумбы для цветов. Больших успехов ребята добились в области гражданского образования. Они стали победителями в районном конкурсе «Молодой лидер», заняли призовые места в конкурсах «Моя гражданская позиция» и «Социальное проектирование».

В Волжском районе известна своими делами организация «ДОМ — Детский Отряд Милосердия», созданная на базе школы № 4 г. Волжска. В организации стали традиционными поездки в местную воинскую часть. В рамках проводимых в школе акций «Письмо солдату» и «Подарок другу» ребята собирают подарки из домашних припасов, которые затем вручают молодым военнослужащим.

По инициативе Минлесхоза РМЭ, Министерства образования и науки РМЭ, ГОУДОД РМЭ «Детский эколого-биологический центр» ежегодно в республике подводятся итоги социально полезной деятельности еще одного вида детских общественных объединений — школьных лесничеств. Воспитание бережного отношения к природе — вот основная цель их работы.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков играет волонтерское движение. В столице республики г. Иош-кар-Оле программа волонтерского движения «Рука в руке» разработана сектором воспитательной работы Управления образования. В волонтерском движении принимают участие 17 образовательных учреждений города. Наибольшее количество участников — в гимназиях № 4 и № 14, в школах № 10, 13, 15. Волонтерское движение «Рука в руке» существует в рамках широко известной организации «Большие Братья — Большие Сестры». Эта программа рассчитана на воспитание у детей и молодежи милосердия, патриотизма, на пропаганду здорового образа жизни. В основе программы лежит простая идея: построить взаимодействие между двумя участниками, один из которых старше другого. Умный и заботливый старший друг объясняет одинокому или из неблагополучной семьи ребенку, как вести себя в той или иной ситуации. Объединение в

пары по принципу индивидуального шефства контролируется кураторами — взрослыми.

Марийская республиканская молодежная общественная организация «ОПОРА» ведет волонтерскую работу в рамках деятельности региональной общественной организации «Человек и закон». Сейчас уже стали регулярными выезды гражданских экспедиций с работой общественной приемной.

Следует отметить деятельность молодежного волонтерского движения «Добрая воля». В рамках акций, организованных по инициативе Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Г. А. Рапоты, волонтеры совместно с аппаратом Главного федерального инспектора в Республике Марий Эл посещают детские дома с целью выявления состояния детских домов, определения необходимости оказания конкретной помощи. Волонтеры движения «Добрая воля» в Марий Эл организуют регулярную помощь детским домам (проводился сбор детских игрушек, одежды, денежных средств для детских домов, на которые приобретаются раскраски, краски, карандаши, бумага и другие канцтовары). В результате помощь была оказана: онкогематологическо-му центру Республики Марий Эл (г. Иошкар-Ола); Государственному учреждению Республики Марий Эл «Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»; Государственному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» (Моркин-ский район, пос. Октябрьский); Государственному образовательному учреждению «Волжская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (г. Волжск).

По данным Министерства образования и науки РМЭ, более 3500 молодых людей заняты в деятельности волонтерских молодежных общественных объединений. По показателю вовлечения молодежи в деятельность общественных объединений наша республика прочно входит в десятку лучших регионов страны.

В заключение необходимо сказать несколько слов о том, что гражданско-патриотическое воспитание надо осуществлять не только в рамках внеурочной деятельности. Большим потенциалом для решения задач гражданско-патриотического воспитания обладают гуманитарные образовательные дисциплины. Вносить свой вклад в усиление воспитательного воздействия учебного процесса должен и учебный предмет «Иностранный язык». Мы проанализировали ряд современных УМК по английскому языку на предмет на-

Д. Н. Безгодов. Семиотическая динамика организационной культуры вуза: основные категории

личия в них материалов гражданско-патриоти-ческой направленности. Следует подчеркнуть, что учебные материалы данного направления представлены фрагментарно. Например, в учебнике для общеобразовательных школ «Английский язык нового тысячелетия» (автор О. Л. Гроза и др.) для 7-го класса присутствует тема «Права ребенка», где обсуждается положение детей в семье и школе. Школьные правила и права учащихся рассматриваются также в учебнике для 10-го класса, раздел 8 (11-й класс) посвящен теме «Преступление и наказание». На этих уроках учащиеся обсуждают вопрос, почему отдельные граждане нарушают законы государства, а также участвуют в дискуссии о том, как общество должно вести себя по отношению к преступникам и имеют ли последние какие-либо права. При изучении темы «Наш образ жизни» (11-й класс) учащиеся пытаются установить причины появления бездомных и рассуждают о необходимости соблюдения основных прав человека, гарантированных Конституцией страны, — права на жизнь и права на жилище. Тексты страноведческого плана («Великобритания», «США», «Австралия»), а также тексты, посвященные России, позволяют знакомить учащихся с государственным устройством этих стран.

Следует констатировать, что если указанные учебники в какой-то степени позволяют решать задачи формирования правовой культуры учащихся, то вопросы формирования политической культуры остаются малоосвещенными. По сравнению с другими УМК (например, учебники по английскому языку И. В. Верещагиной, О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой), учебник «Английский язык нового тысячелетия» совсем не содержит информации о политической системе, партиях России и англоговорящих стран, о выдающихся политических деятелях прошлого и современности. Здесь не предусмотрено никаких упражнений для обсуждения политических событий, происходящих в стране и в мире. В отличие от учебников зарубежных издательств (издательств университетов Оксфорда и Кембриджа, издательств «Лонгман», «МакМиллан»), здесь полностью отсутствует информация о таких международных организациях, как ООН, МОК, Красный Крест и ряда других, которые оказывают существенное влияние на политическую ситуацию в мире. Думаем, что вместо таких странных, на наш взгляд, разделов, как «Страшные истории», «Телепатические способности» (11-й класс), хотя они и интересны для учащихся, авторы могли бы предложить выпускникам школы обсуждение более актуальных тем: проблемы войны и мира, международного терроризма, проблемы глобализации и ее последствий и др. Это, по нашему мнению, в большей степени способствовало бы развитию

гражданских составляющих патриотизма, таких как гражданская ответственность, гражданская активность, политическая культура, интернационализм.

Примечания

1. Личность и гражданское общество / под ред. Б. И. Коваль. М.: Северо-Принт, 1999. С. 11.

2. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика / под общ. ред. А. Н. Вырщикова. Волгоград: Панорама, 2008. С. 511.

3. Прутченков А., Новикова Т. Парадоксы гражданского образования в современной России // Воспитание школьников. 2004. № 6. С. 2.

4. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная академия, 1995. С. 122.

5. Вариативные модели ученического самоуправления в школах Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005.

УДК 316.62

Д. Н. Безгодов

СЕМИОТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

В статье предложено обоснование выделения символьного уровня организационной культуры вуза. Дан анализ понятий «артефакт», «знак», «символ» в контексте организационной культуры. Оригинальная трактовка понятия «символ» обоснована в ходе анализа универсального семантического треугольника в интерпретации Готлоба Фреге.

Justification of allocation of the symbolical level of organizational culture of higher education institution is offered in article. The analysis of concepts an artifact, a sign, a symbol in a context of organizational culture is given. The original treatment of concept a symbol is proved during the analysis of a versatile semantic triangle in Gottlob Frege's interpretation.

Ключевые слова: организационная культура, артефакт, знак, символ, семантический треугольник, семантический тетраэдр.

Keywords: organizational culture, an artifact, a sign, a symbol, semantic triangle, semantic tetrahedron.

Результаты анализа достаточно общих понятий, описывающих семиотические процессы организационной культуры, автор считает необходимым сузить до пределов вузовской организационной культуры по ряду соображений.

Базовая четырехуровневая модель организационной культуры, в контексте которой осуществляется названный анализ, выделяет в качестве самостоятельных коммуникационный и символь-

© Безгодов Д. Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.