Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-сайты / гражданственность / патриотизм / студенты / искусственный интеллект / websites / citizenship / patriotism / students / artificial intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Кривоногов Артем Дмитриевич

Статья посвящена экспериментальной апробации использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта для эффективности гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры. В процессе занятий на дисциплинах «Физическая культура и спорт» и «Безопасность жизнедеятельности» были использованы веб-сайты в сети Интернет на основе искусственного интеллекта. В рамках исследовательской работы на этих сайтах студентам, участвующим в эксперименте, предлагалось создавать индивидуальный информационный контент гражданско-патриотического содержания. На основе математико-статистической обработки результатов выявлено, что системное использование веб-сайтов на основе искусственного интеллекта достоверно эффективно для повышения у студентов уровня патриотизма и гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Роман Сергеевич, Кривоногов Артем Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CULTURE UNIVERSITY STUDENTS USING WEBSITES BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE

The article is devoted to the experimental testing of the use of websites based on artificial intelligence for the effectiveness of civil and patriotic education of students of the university of culture. In the process of studying in the disciplines "Physical Culture and Sports" and "Life Safety", websites on the Internet based on artificial intelligence were used. As part of the research work on these sites, students participating in the experiment were asked to create individual information content of civil and patriotic content. On the basis of mathematical and statistical processing of the results, it was revealed that the systematic use of websites based on artificial intelligence is reliably effective in increasing the level of patriotism and citizenship among students.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

там междунар. науч.-практ. конференции / Моск. гос. обл. гуманитар. ин-т. - Орехово-Зуево, 2015. - С. 1719.

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 71-78.

4. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачёва, Т.В. Фуряева. - М.: Академия, 2017. - 334 с.

5. Степанова О.А. Интегрированное и инклюзивное образование в России: итоги двух десятилетий // Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / под ред. А.А. Майера. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - С. 128-142.

6. Тенкачева Т.Р. Инклюзивное образование детей школьного возраста в России // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 205-208.

7. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой. - Москва : Инфра-М, 2016. - 144 с.

8. Шипицына Л.М. Специальная психология : учебник для студентов вузов. - Москва: Речь, 2013. - 253

с.

9. Шматко Н.Д., Красильникова О.А. Дети с нарушением слуха. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. - М.: Просвещение, 2019. - 80 с.

References:

1. Belenkova L.YU. Innovacionnye podhody k obrazovaniyu detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ot integracii k inklyuzii // Integraciya obrazovaniya. - 2017. - № 1. - S. 59-64.

2. Kryuchkova L.N. Organizaciya monitoringa inklyuzivnogo processa v obrazovatel'noj organizacii // Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya: sbornik statej po rezul'tatam mezhdunar. nauch.-prakt. konferencii / Mosk. gos. obl. gumanitar. in-t. - Orekhovo-Zuevo, 2015. - S. 17-19.

3. Malofeev N.N., SHmatko N.D. Bazovye modeli integrirovannogo obucheniya // Defektologiya. - 2013. - № 1. - S. 71-78.

4. Nazarova N.M. Sravnitel'naya special'naya pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya / N.M. Nazarova, E.N. Morgachyova, T.V. Furyaeva. - M.: Akademiya, 2017. - 334 s.

5. Stepanova O.A. Integrirovannoe i inklyuzivnoe obrazovanie v Rossii: itogi dvuh desyatiletij // Aktual'nye problemy razvitiya rebenka v doshkol'nom i dopolnitel'nom obrazovanii / pod red. A.A. Majera. - SPb.: DETSTVO-PRESS, 2013. - S. 128-142.

6. Tenkacheva T.R. Inklyuzivnoe obrazovanie detej shkol'nogo vozrasta v Rossii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 1. - S. 205-208.

7. FGOS: Vyyavlenie osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej u shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / pod red. E.L. CHerkasovoj, E.N. Morgachyovoj. - Moskva : Infra-M, 2016. - 144 s.

8. SHipicyna L.M. Special'naya psihologiya : uchebnik dlya studentov vuzov. - Moskva: Rech', 2013. - 253 s.

9. SHmatko N.D., Krasil'nikova O.A. Deti s narusheniem sluha. Uchebnoe posobie. FGOS OVZ. - M.: Prosvesh-chenie, 2019. - 80 s.

УДК 355.233.231.1

Р.С. Наговицын, А.Д. Кривоногов

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕБ-САЙТОВ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Статья посвящена экспериментальной апробации использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта для эффективности гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры. В процессе занятий на дисциплинах «Физическая культура и спорт» и «Безопасность жизнедеятельности» были использованы веб-сайты в сети Интернет на основе искусственного интеллекта. В рамках исследовательской работы на этих сайтах студентам, участвующим в эксперименте, предлагалось создавать индивидуальный информационный контент гражданско-патриотического содержания. На основе матема-тико-статистической обработки результатов выявлено, что системное использование веб-сайтов на основе искусственного интеллекта достоверно эффективно для повышения у студентов уровня патриотизма и гражданственности.

Ключевые слова: веб-сайты, гражданственность, патриотизм, студенты, искусственный интеллект Roman S. Nagovitsyn, Artem D. Krivonogov CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF CULTURE UNIVERSITY STUDENTS USING WEBSITES BASED ON ARTIFICIAL INTELLIGENCE

The article is devoted to the experimental testing of the use of websites based on artificial intelligence for the effectiveness of civil and patriotic education of students of the university of culture. In the process of studying in

the disciplines "Physical Culture and Sports" and "Life Safety", websites on the Internet based on artificial intelligence were used. As part of the research work on these sites, students participating in the experiment were asked to create individual information content of civil and patriotic content. On the basis of mathematical and statistical processing of the results, it was revealed that the systematic use of websites based on artificial intelligence is reliably effective in increasing the level of patriotism and citizenship among students.

Key words: websites, citizenship, patriotism, students, artificial intelligence

Введение

На сегодняшний день информационные технологии все активнее и многограннее становятся частью жизни подрастающего поколения, студенческой молодежи и в целом общества [3, 4]. С каждым годом все сложнее представить систему современного высшего образования без различных достижений научно-технического прогресса в области цифровизации [8]. Для поддержки образовательно-воспитательного процесса активно предлагаются различные программы, сервисы и технологии в области информатизации, которые с непрерывно нарастающей скоростью появляются и обновляются на рынке информационных образовательных технологий [8, 10]. Реализация информационных технологий к гражданско-патриотическому воспитанию особо актуально для модернизации системы образовательно-воспитательного процесса вуза культуры через развитие ценностного отношения обучающихся к Родине и ее национальной культуре [2, 9]. Однако, эффект информатизации зависит от ряда причин: инновационность, уникальность и постоянное развитие, готовность педагогов к их реализации в практической деятельности и другие [1, 4]. Поэтому внедрение различных информационных технологий, включая самые «топовые», такие как интерактивные сервисы, порталы и веб-сайты на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, в профессиональной подготовке должны привносить в учебный процесс инновационность и непрерывное совершенствование для эффективности достижения положительного педагогического результата [8, 10].

В связи с этим, в исследовании была поставлена цель исследования: экспериментально доказать эффективность использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта для гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры.

Материалы и методы

Участники исследования: студенты очного обучения 1-х курсов (п = 94) по различным направлениям и профилям бакалавриата: 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки (Арт-бизнес, Контент-менеджер, Арт-критика, Арт-блогер и журналист), 51.03.02 Народная

художественная культура (Руководитель кино- фото,- видео студией и педагог), 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного наследия (Цифровые технологии в музейной индустрии), 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников (Режиссер театрализованных представлений и праздников и педагог), 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Народные художественные промыслы и эт-но-дизайн, Текстильные технологии в интерьере). А также и направлениям и программам специалитета 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (Живопись и интерьеры), 54.05.02 Живопись (Театрально-декорационная живопись), 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (Режиссер телевизионных фильмов, телепрограмм и педагог), 55.05.02 Звукорежиссура аудиовизуальных искусств (Звукорежиссура аудиовизуальных искусств), 55.05.03 Кинооператорство (Кинооператор).

Все студенты являлись на период исследовательского периода в течение 2021-2022 учебного года обучающимися Казанского государственного института культуры (г. Казань, Республика Татарстан). Экспериментальная работа была реализована со студентами, самостоятельно пожелавшими участвовать в исследовании, во время проведения лекционных и практических занятий физической культурой и безопасности жизнедеятельности. По окончании исследования общая выборка студентов для эксперимента была ранжирована на две группы: экспериментальную группу (ЭГ), в количестве 39 студентов, и контрольную группу (КГ) в количестве 55 студентов. Количественное отличие в пользу состава студентов КГ объясняется тем, что в ЭГ вошли студенты, пожелавшие принять участие в экспериментальном педагогическом вмешательстве и выполнившие все содержательные условия экспериментальной работы в течение исследовательского периода, одним из которых являлось выполнение домашнего задания. В связи с этим, не смотря на изначальное желание всех студентов общей выборки, участвовать в эксперименте, многие обучающиеся не полностью выполняли условия эксперимента в течение всего исследова-

тельского периода, тем самым, увеличивая численность студентов КГ, которых по окончанию эксперимента оказалось значительно больше, по сравнению со студентами ЭГ.

В начале исследовательской работы (сентябрь 2021 года) был реализован предварительный мониторинг уровня гражданско-патриотического воспитания у всех участников эксперимента. По окончании эксперимента (мая 2022 года) был осуществлен повторный контрольный мониторинг по тем же диагностическим процедурам, направленным на анализ гражданско-патриотического воспитания. Для реализации подтверждения сравнительных гипотез о достоверности или не достоверности различия между ЭГ и КГ был использован математико-статистический анализ полученных данных по методу хи-квадрат Пирсона (х2). Математическая и статистическая обработка проводилась между уровнем гражданско-патриотического воспитания по каждому компоненту между участниками исследования ЭГ и КГ. Применение данного метода обосновано тем, что результаты фокус-групп по состоянию изучаемого компонента распределяются более, чем на две категории. В данном случае по трем уровням гражданско-патриотического воспитания: высокий, средний и низкий.

Литературный обзор

Комплексный анализ специальной литературы в ракурсе особенностей гражданско-патриотического воспитания студентов высшей школы позволил выявить ключевые компоненты, которые системно можно объединить в три группы, наиболее полно отражающие составляющие гражданско-патриотического воспитания в институте культуры: «патриотизм», «гражданственность», «любовь и уважение к Родине» [5, 7]. В свою очередь, каждый компонент граждан-ско-патриотического воспитания студента института культуры определялся диагностическими процедурами по уровневым характеристикам [6, 7].

Компонент «патриотизм» гражданско-патриотического воспитания диагностировался по модернизированному опроснику А.В. Основина [6, 7]. Данный диагностический мониторинг ранжировал студентов на три уров-невые группы. Низкий уровень, характеризующийся низкими представлениями об истории Родины о различных этапах ее развития; средний уровень, показывал у студентов чувства, побуждающие к активным проявлениям патриотических качеств личности; высокий

уровень исходил из принятия студентами патриотических ценностей, осознания своей принадлежности к обществу, побуждающих к действиям, согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам [6, 7].

В диагностике по компоненту «гражданственность» гражданско-патриотического воспитания использовался диагностический метод по мониторингу социально-ориентированной ориентации, как гражданина [5, 7]. Представленный диагностический инструментарий дифференцировал студентов на три уровневые группы. Низкий уровень -несформированность у студентов нравственных отношений, неустойчивость, импульсивность в поведении гражданина; средний уровень - свидетельствует о некоторой гражданственной воспитанности обучающихся, но в отдельных случаях и с безнравственной ориентацией в области гражданского воспитания, а также эгоистической позиции; высокий уровень - фиксируется у студентов достаточная нравственная и гражданственная воспитанность и сформированность ценностей активного гражданина своей страны [2, 7].

Компонент «любовь и уважение к Родине» гражданско-патриотического воспитания диагностировался по анкете определения уровня «патриотической направленности» [7, 9]. Данный диагностический мониторинг также ранжировал студентов на три уровневые категории. Низкий уровень - непонимание студентом сущности важнейших сторон патриотизма и любви к своей Родине или отрицательное отношение к тем составляющим, которые из них вытекают; средний уровень -частичное осознание у студентов любви к Родине, неустойчивое, иногда и положительное, а в некоторых случаях пассивное мотиваци-онно-ценностное отношение к своему родному краю или стране; высокий уровень - полное понимание студентами сущности ведущих признаков различных сторон любви к своей Родине, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с возникающими явлениями [7, 9].

Результаты

В процессе лекционных занятий с обучающимися ЭГ и КГ в течение экспериментального периода на дисциплинах здоровьесберега-ющего цикла по учебным предметам «Физическая культура и спорт» и «Безопасность жизнедеятельности» были использованы вебсайты в сети Интернет на основе искусствен-

ного интеллекта по трем направлениям:

- сервисы для создания уникальных роликов, презентаций и видео-лекций с применением различных авторских «аватаров»: Сбер-Виспер (visper.tech), Synthesia (www.synthesia.io), Elai (elai.io);

- сервисы для создания оригинальных рисунков и художественных картин, «несуществующих» лиц, обработки изображений: для рисования по наброскам (www.autodraw.com), раскрашивание фотографий и изображений (colorize.cc), увеличение изображений (letsenhance.io), удаление фона (pixlr.com/ru/remove-background), перенос стиля (reiinakano.com/arbitrary- image-stylization-tfjs), генерация несуществующих людей, животных и объектов (thispersondoesnotexist.com), создание изображений по текстовому описанию (rudalle.ru);

- сервисы для создания оригинальных текстов и сценариев: яндекс - рефераты (yandex.ru/referats), яндекс- криэйтор, (yandex.ru/ referats/creator), языковая модель от Сбер.ш GPT (russiannlp.github.io/rugpt-demo), для автоматического создания учебных заданий (www.canopy.study), для помощи в создании интернет-публикаций (writesonic.com).

Студенты на занятиях получали знания и умения по созданию индивидуального контента в области гражданско-патриотического содержания с использованием указанных

выше веб-сайтов в сети Интернет на основе искусственного интеллекта, а затем в самостоятельном формате для последующих практических занятий в обязательном порядке готовили презентационный контент. Задания для самостоятельной подготовки студентов были ориентированы на профессионально-прикладные особенности подготовки по соответствующим направлениям и профилям бакалавриата, а также направлениям и программам специалитета.

Представленные выше сервисы с помощью технологий машинного обучения и искусственного интеллекта позволяли каждому студенту разработать оригинальный, никогда не повторяющийся авторский информационный контент. В рамках исследовательской работы студентам, участвующим в эксперименте, предлагалось создавать индивидуальный информационный контент преимущественно гражданско-патриотического содержания.

В связи с тем, что участников в ЭГ и КГ по окончании эксперимента было неравное количество по выборкам, результаты внутри каждой группы были переведены в процентное соотношение. Проведенный математико-статистический анализ между ЭГ и КГ по Хи-квадрат Фишера показал значимую достоверность различий при р<0.05 между количеством участников исследования (%) по уровням гражданско-патриотического воспитания по двум компонентам их трех (Рис. 1):

Рис. 1. Количество студентов по уровням гражданско-патриотического воспитания по компонентам «патриотизм», «гражданственность», «любовь и уважение к Родине»

В результате реализации эксперименталь- использование веб-сайтов на основе искусного исследования выявлено, что системное ственного интеллекта для гражданско-патри-

отического воспитания студентов вуза культуры эффективно в процессе профессиональной подготовки по дисциплинам здоро-вьесберегающего цикла по двум компонентам «патриотизм» и «гражданственность». В выборке студентов ЭГ, по сравнению с КГ, зафиксировано большее количество студентов на высоком уровне. У этих студентов особо наблюдается принятие патриотических ценностей, осознание своей принадлежности к обществу, побуждающих к действиям, согласно установленным высшим духовно-нравственным ориентирам. У данной группы обучающихся фиксируется достаточная нравственная и гражданственная воспитанность и сформированность ценностей активного гражданина своей страны. По компоненту «любовь и уважение к Родине» не выявлено студентов низкого уровня, которые недопонимают сущности важнейших сторон патриотизма и любви к своей Родине или имеют отрицательное отношение к тем составляющим, которые из них вытекают. В связи с этим, обе фокус-группы по методу Хи-квадрат Фишера статистически показали одинаковые показатели по уровням.

Обсуждение

Внедрение информационных технологий в системе высшего образования способствует тому, что методы, приемы и подходы в педагогике должны развиваться, мобилизиро-ваться, находить более действенные, эффективные пути преобразования, изменения, развития, обусловленные современным инновационным процессом новых идей в процессе гражданско-патриотического воспитания [2, 9]. При использовании веб-сайтов на основе искусственного интеллекта преподавателю необходимо четко формулировать предметное содержание, цели и результаты на дисциплинах здоровьесберегающего цикла [10]. Применение информационных технологий с использованием искусственного интеллекта, в практике обучения содействует обеспечению расширения границ социально-ориентированых ценностей студентов, самоопределение их личностной и профессиональной культуры [3, 4].

Практическая значимость проведенного эксперимента заключается в том, что в исследовании разработана и внедрена в профессиональную подготовку система использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта в процессе обучения по дисциплинам здоровьесберегающего цикла. Достоверные результаты, подтвержденные математико-

статистической обработкой, показали повышение уровня социально-ориентированных ценностных ориентаций студентов в граж-данско-патриотическом направлении. Результаты эксперимента будут интересны широкому кругу студентов и преподавателей в области внедрения информационных систем в условиях реализации технологий искусственного интеллекта.

Заключение

Таким образом, в исследовании экспериментально доказана эффективность использования веб-сайтов на основе искусственного интеллекта для гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры. В перспективе дальнейшего исследования экспериментом будут охвачены все группы студентов по различным программам обучения института культуры в процессе профессиональной подготовки по дисциплинам здоровьесберегающего цикла. Студенты 2022 года набора по новым, ранее не включенным программам в приемную кампанию института культуры, направлениям 51.03.01 Культурология (Арт-проекты и медиакультура), 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (Цифровые технологии в профессиональной деятельности), 46.03.02 Докумен-товедение и архивоведение (Цифровая трансформация документационного обеспечения управления), 54.03.01 Дизайн (Графический дизайн) будут создавать гражданско-патриотический информационный контент с помощью онлайн сервисов в сети Интернет с применением технологий искусственного интеллекта.

В свою очередь, обучающимся заочной формы обучения по направлениям 51.03.02 Народная художественная культура (Руководитель этнокультурного центра, фольклорного коллектива, педагог, Режиссер, руководитель театрального коллектива, педагог, Руководитель кино- фото,- видео студией, педагог), 51.03.03 Социально-культурная деятельность (Управление проектами в социально-культурной сфере) и 52.03.06 Драматургия (Кинодраматургия), в содержание обучения в рамках гражданско-патриотического направления будет также включена система работы с веб-сайтами на основе искусственного интеллекта. Данная деятельность в перспективе позволит им повысить индивидуальный уровень информационной компетентности, необходимой для эффективной и конкурентоспособной профессиональной деятельности в сфере культуры.

Литература:

1. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. - 2020. - № 3. - С. 116-147.

2. Волкова Л.В. Использование информационных технологий в патриотическом воспитании молодежи // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. - 2022. - № 2. - C. 68-73.

3. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. - 2021. - № 23. - С. 153-184.

4. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. - 2022. - № 6. - С. 48-61.

5. Курилов С.Н., Родин А.Б., Рашитова Л.К. Роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - № 6. - С. 36-38.

6. Лабыгина А.В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие / / Проблемы современного образования. - 2022. - № 3. - С. 47-57.

7. Маздогова З.З., Макоева Е.Р. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Образование и право. - 2022. - № 3. - С. 195-197.

8. Малькевич А.А. Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики России // Вестн. Москов. ун-та. Серия 12. Политические науки. - 2020. - № 4. - С. 38-49.

9. Селезнева А.В., Яковлева А.Ф., Ибрагимов Э.С. Гражданское самосознание российской молодёжи и медиапространство: «нескладывающийся пазл» / / Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 4. -С. 109-138.

10. Тращеев С.В., Кочетова Н.Г. Веб-сайт «педагогическая коммуникация» как средство развития коммуникативных умений педагога в условиях цифровизации образовательных процессов // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - № 2. - С. 234-239.

References:

1. Andryuhina L.M., Sadovnikova N.O., Utkina S.N. Cifrovizaciya professional'nogo obrazovaniya: perspektivy i nezrimye bar'ery // Obrazovanie i nauka. - 2020. - № 3. - S. 116-147.

2. Volkova L.V. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v patrioticheskom vospitanii molodezhi // Teologicheskij vestnik Smolenskoj Pravoslavnoj Duhovnoj Seminarii. - 2022. - № 2. - C. 68-73.

3. Zeer E.F., Cerkovnikova N.G., Tret'yakova V.S. Cifrovoe pokolenie v kontekste prognozirovaniya professional'nogo budushchego // Obrazovanie i nauka. - 2021. - № 23. - S. 153-184.

4. Korol' A. D., Vorotnickij YU. I. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya i vyzovy XXI veka // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2022. - № 6. - S. 48-61.

5. Kurilov S.N., Rodin A.B., Rashitova L.K. Rol' vysshih uchebnyh zavedenij v patrioticheskom vospitanii studentov // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2022. - № 6. - S. 36-38.

6. Labygina A.V. Patriotizm i grazhdanstvennost' kak pedagogicheskie kategorii: edinstvo i razlichie // Prob-lemy sovremennogo obrazovaniya. - 2022. - № 3. - S. 47-57.

7. Mazdogova Z.Z., Makoeva E.R. K voprosu o grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 3. - S. 195-197.

8. Mal'kevich A.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya internet-tekhnologij v sisteme molodezhnoj politiki Rossii // Vestn. Moskov. un-ta. Seriya 12. Politicheskie nauki. - 2020. - № 4. - S. 38-49.

9. Selezneva A.V., YAkovleva A.F., Ibragimov E.S. Grazhdanskoe samosoznanie rossijskoj molodyozhi i me-diaprostranstvo: «neskladyvayushchijsya pazl» // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 4. - S. 109-138.

10. Trashcheev S.V., Kochetova N.G. Veb-sajt «pedagogicheskaya kommunikaciya» kak sredstvo razvitiya kommunikativnyh umenij pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'nyh processov // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. - 2022. - № 2. - S. 234-239.

УДК 911.3

Л.С. Тимофеева, А.Р. Ахметова, Л.Р. Галимзянова ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: МОДЕЛЬ ТАТАРСТАНА

В настоящее время все больший интерес для путешественников представляют нестандартные, индивидуальные предложения на рынке туризма. Фестивальный туризм становится все более популярным. В статье анализируется опыт Татарстана в сфере фестивального туризма.

Ключевые слова: фестиваль, событийный туризм, Татарстан, музей-заповедник Lyudmila S. Timofeeva, Albina R. Akhmetova, Liliya R. Galimzyanova FESTIVAL TOURISM: TATARSTAN MODEL

Nowadays, non-standard, individual offers on the tourism market are of increasing interest to travelers. Fes-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.