ГРАЖДАНСКИМ КРЕДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ
АНТИКРИЗИСНОЙ политики*
Т. В. ФЕТИСОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Рыночная экономика мира не является неизменной, постоянной. Она постоянно модифицируется, претерпевает позитивные и негативные эволюционные и революционные метаморфозы. Характерным выражением трансформаций рыночной экономики служит современный финансовый кризис, переросший в мировой экономический кризис, в ходе которого выяснилось, что вся мировая система кредитования не отвечает требованиям прогрессивного развития общества. Повсеместно возникли претензии к характеру социально-экономической ответственности субъектов кредитной системы.
Изучение гражданского кредита дает возможность получить представление о содержании, масштабах и роли частного кредита, позволяет решить целый ряд экономических проблем населения, государства и организаций в условиях современного финансово-экономического кризиса страны.
При исследовании гражданского кредита необходимо обратить внимание на четыре основные задачи.
Во-первых, дать однозначный, научно обоснованный ответ на вопросы: существует ли гражданский кредит и что он собой представляет, каковы его экономическая природа, причины, факторы и механизм функционирования?
Во-вторых, определить потенциальные масштабы и объем реального гражданского ссудного фонда.
В-третьих, выявить связи между гражданским кредитом и социально-экономическим положением населения, раскрыть степень воздействия частного кредитования на общеэкономические процессы в стране.
В-четвертых, выработать рекомендации по использованию гражданского кредита в русле антикризисной политики.
* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2010. № 22 (печатается в сокращении).
В отечественной экономической литературе финансово-кредитным отношениям физических лиц уделялось недостаточное внимание. В подавляющем большинстве учебных пособий понятие «гражданский кредит» вообще отсутствует. Лишь в некоторых из них дается лаконичное пояснение дан-ногоявления [1,2]. Основныхпричин этогодве:
- методологическая, состоящая в абстрагировании от физических лиц как субъектов рыночной экономики;
- политическая, заключающаяся в стремлении кредитных организаций и органов государственной власти решать вопросы в своих интересах.
Существует несколько классификаций кредита. Главной из них считается субъектная классификация, в которой различаются государственная, банковская и коммерческая формы кредита. При этом нет четких критериев отнесения конкретных сделок к той или иной форме. Например, предоставление ссуды коммерческим банком государству в одном случае называется государственным кредитом (государство — заемщик), а в другом — банковским кредитом (банк — кредитор). Ссуды коммерческих банков составляют значительную часть поступлений бюджетов многих субъектов РФ. Как их правильно называть — государственными, субъектными или коммерческими? Чтобы избежать подобных разногласий при определении форм кредита, введем понятие «активный субъект кредита», которым будем обозначать субъекта, осуществляющего выдачу ссуды, то есть занимающегося кредитованием. Тогда можно различить следующие формы кредита: гражданскую, коммерческую, банковскую, государственную и международную. Рассмотрим гражданский кредит.
Гражданский кредит — это экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения и использования ссудного фонда физических лиц. С одной стороны, он выступает экономической категорией, а с другой
— субъективным стоимостным инструментом деятельности. В качестве экономической категории гражданский кредит выражает отношения между физическими лицами и экономическими субъектами по поводу стоимостных потоков частного ссудного фонда. Как субъективный стоимостный инструмент деятельности индивидов кредит образует механизм принятия решений о формировании и использовании ссудного фонда. Условиями гражданского кредита служат:
- наличие временно свободных ценностей у отдельных физических лиц и потребности в них у других субъектов общества;
- взаимодействие экономически обособленных субъектов общества, владеющих на правах собственности определенными ценностями.
Предвестниками гражданского кредита были аренда вещественных ценностей в первобытно-общинную эпоху и развившийся в условиях товарно-денежных отношений ростовщический кредит.
Аренда и ростовщический кредит широко используются в современной практике. Граждане на принципах возвратности, срочности и платности предоставляют ссуды физическим лицам, организациям, государствам, атакже неформальным образованиям. Займы имеют денежную, натуральную и смешанную форму.
Самым распространенным и повседневным является денежное, натуральное и смешанное кредитование физическими лицами членов семьи, родственников, знакомых и иных лиц.
Кредитование организаций ведется через приобретение долговых обязательств (облигаций, векселей и других ценных бумаг) и предоставление денежных средств банкам.
Специфической формой гражданского кредитования организаций можно считать кредитование наемными работниками своих работодателей добавленной стоимостью. Работник, ежечасно создавая новую стоимость, получает оплату труда, как правило, через 7, 15 или 30 и более суток. В результате он становится кредитором, а работодатель — должником на соответствующий период. Здесь существует просроченная задолженность по заработной плате, составляющая в России на 01.02.2010 4,1 млрд руб. [3].
В ходе взаимодействия работники стремятся сократить срок кредитования а предприниматели, напротив — увеличить порой далеко за рамки установленных норм. При этом соблюдаются все принципы кредита: возвратность, срочность и платность. Значение данной разновидности гражданского кредита трудно переоценить. Оно значительно снижает риски предпринимательской деятельности, позволяя иметь существенный ис-
точник финансовых ресурсов в виде кредиторской задолженности наемному персоналу и в конечном счете — влиять на скорость обращения и объем денежной массы в стране.
Наиболее крупными заемщиками средств населения являются государства. Почти все страны используют денежные ресурсы граждан для покрытия бюджетного дефицита. В мировой практике кредитование государства осуществляется через покупку государственных ценных бумаг. Именно гражданский кредит во всем мире стал основным финансовым рычагом предотвращения государственного дефолта.
Следовательно, гражданский кредит представляет собой характерное явление рыночной экономики, исторически и логически служит первичной формой кредитных отношений во всех сферах рыночного воспроизводства, в том числе и в процессе реализации новой стоимости. Он является исходным базовым звеном формирования кредитного рынка. Из средств населения образуются финансовые ресурсы банковских и некоммерческих организаций, государства и многих физических лиц. Ликвидировать гражданский кредит как объективное явление нельзя. Он будет существовать всегда, принимая те или иные формы с соответствующими позитивными или негативными последствиями. Цивилизованному обществу по силам направить действие гражданского кредита в позитивное направление — сделать эффективным рычагом антикризисной политики.
Гражданский кредит может иметь официальное (формальное) и неофициальное (неформальное) оформление. Первое осуществляется посредством долговой расписки, специального письменного договора или ценной бумаги (сертификата, векселя, облигации); второе — через доверительное устное соглашение. При кредитовании коммерческих организаций и государства граждане получают долговую расписку в виде специальных денежных документов (облигаций, сертификатов и т.д.).
Как и любой кредит, гражданский кредит классифицируется по срокам, степени и характеру обеспеченности, направлениям использования, размерам, объектам, способам выдачи и погашения, другим признакам. Существуют платные и бесплатные, дорогие и дешевые личные ссуды. За основу такого деления можно взять размер действующей учетной ставки Банка России или средней депозитной ставки коммерческой банковской сферы. Для частного кредита характерно большое различие в ставках. Они определяются спецификой заемщиков и могут быть подразделены на минимальные (меньше учетной ставки Банка России), средние (от ставки Банка России до максимальной ставки
коммерческих банков) и высокие (превышающие максимальные банковские ставки).
Минимальные ставки (от 0 до 8,5% — с 24.02.2010) применяются при кредитовании на разные сроки родственников и очень близких людей при выдаче небольших ссуд, а также зарубежных государств, банковских и коммерческих организаций.
Средние ставки (8,5—15 %) используются при кредитовании на средние и длительные сроки федеральных, субъектных и муниципальных организаций, коммерческих организаций, физических лиц из круга знакомых.
Высокие ставки (15—100% и более) имеют место при выдаче ссуд физическим лицам и неформальным образованиям на небольшие сроки.
Источниками ссудного капитала граждан служат временно свободные движимые и недвижимые жизненные ценности, наиболее существенные из них:
- временно неиспользуемое недвижимое имущество (земельные участки, дома, квартиры, дачи, офисы и т.д.);
- временно свободное движимое материальное имущество (транспортные средства, производственная и бытовая техника, одежда, мебель, пища, услуги и. т.д.);
- часть новой стоимости, создаваемой наемными работниками в виде потенциальной заработной платы, составляющей в развитых странах от 50 до 70 % ВВП, а также просроченная оплата труда персонала;
- заработная плата, пенсии, стипендии и другие денежные пособия и выплаты;
- доходы граждан от предпринимательской деятельности: проценты, дивиденды, прибыль;
- прочие денежные средства (наследства, подарки, находки, взятки, похищенные средства ит. д.).
Объем потенциального ссудного фонда населения России с той или иной степенью точности можно рассчитать разными методами. Наиболее простой из них представлен в табл. 1.
Анализ расчетных данных показывает, что ежегодный объем потенциального ссудного фонда населения РФ в 2009 г. составил 15119 млрд руб., т. е. более половины всех денежных доходов населения, или 38,8 % ВВП России. В его формировании участвуют все физические лица страны. При условии ежемесячного получения доходов и их равномерного расходования образуются стабильные свободные средства в размере 50 % от месячного объема. При сбережении денежных средств для приобретения дорогих товаров (недвижимость, транспорт) и годовых разовых покупок объем свободных финансовых ресурсов достигает по расчетам автора 18,4% ВВП.
Ссудный фонд населения — это основной исходный денежный ресурс национальной кредитной системы. Потенциальный ссудный фонд населения используется в двух направлениях:
- превращение в реальный ссудный фонд и формирование кредитных отношений с другими экономическими субъектами;
- омертвление в различных формах домашнего сбережения (хранения) денежных средств.
Пропорция количественного соотношения между ними и степень влияния на кредитный рынок трудно поддаются определению. Более доступным для исследования является движение реального ссудного фонда, часть данных которого приведена в табл. 2.
Почти за два кризисных года ссуды физических лиц и индивидуальных предпринимателей банкам России увеличились на 35,7 % и составили на 01.12.2009 6 998,8 млрд руб., в том числе 5 043,7 млрд — в рублях и 1 955,0 млрд — в иностранной валюте. Годовой доход граждан от кредитования банков по условной ставке в 10% возрос с 515,9 до 699,9 млрд руб. При этом депозиты граждан на 01.12.2009 превысили объем вкладов юридических лиц на34%.
Трудно определить действительные масштабы ссудных операций населения с отечественными небанковскими коммерческими организациями,
Таблица 1
Денежные источники потенциального годового ссудного фонда граждан РФ в 2009г., млрд руб. [3]
Показатель Сумма В %от ВВП
Среднемесячные денежные доходы на душу населения, руб. 16 818 —
Среднемесячные денежные доходы населения 2 386 —
Годовые денежные доходы населения 28 638 73,4
50 % ежемесячного фонда денежных средств населения при текущих месячных расходах 1 193 3,1
25 % годового фонда денежных средств населения на приобретение предметов длительного потребления и разовые годовые затраты 7 160 18,4
Прочие денежные поступления (10 %от денежных поступлений) 2 864 7,3
Неформальные поступления (10 % ВВП) 3 902 10,0
Потенциальный годовой объем ссудного фонда населения 15 119 38,8
ВВПРФ 39 016 100,0
Таблица 2
Общие показатели используемого гражданского ссудного фонда России в 2007—2009гг., млрд руб. [4]
Показатель 01.01.2008 01.01. 2009 01.12. 2009
Гражданские ссуды: — коммерческим банкам (вклады и другие формы), всего — в рублях — в валюте — федеральным, субъектным и местным органам власти (облигации) — коммерческим организациям (облигации, векселя) — физическим лицам — зарубежным субъектам (депозиты, облигации и др.) 5 159,2 4 492,9 666,3 5 906,9 4 332,7 1 574,3 6 998,8 5 043,7 1 955,0
Годовые доходы граждан от кредитования коммерческих банков (по условной ставке в10 % годовых) 515,9 590,7 699,9
Депозиты юридических лиц 3 520,0. 4 945,4 5 227,3
государством и зарубежными субъектами. Хотя достоверно известно о вложении россиянами десятков миллиардов долларов и евро на счета иностранных банков, атакже в облигационные займы зарубежных государств и корпораций. Огромных размеров достигает объем каждодневных ссуд физическим лицам.
Анализ расчетных данных о потенциальном и фактическом ссудных фондах населения России, а также отечественных и зарубежных материалов о связях между гражданским кредитом и социально-экономическим положением населения позволяет раскрыть степень и характер воздействия частного кредитования на общеэкономические процессы в стране и сделать заключение о том, что гражданский кредит служит:
- важным источником официальных и теневых дополнительных доходов граждан, а для некоторой части (рантье) — основным средством к существованию;
- главным источником пассивов национальной коммерческой банковской системы;
- инструментом сокрытия неформальных и прежде всего криминальныхдоходов;
- мощным ресурсом кредитования зарубежных субъектов, в основном — коммерческих банков Европы, США и офшорных зон;
- значительным финансовым ресурсом криминальной сферы и терроризма;
- средой для развития неформальной системы денежно-кредитного хозяйства, расчетно-кассовых услуг с криминальными инструментами.
В теории и официальной практике рыночного хозяйствования масштабы и роль гражданского кредита явно недооцениваются, а возникающее у граждан крайнее недоверие к государственным органам и юридическим субъектам кредитной системы страны порождает множество нежелательных последствий, в число которых входят:
- омертвление и постепенное обесценение значительной части денежныхдоходов населения;
- изъятие из экономики России огромных финансовых ресурсов для кредитования иностранных субъектов;
- стихийное, малоэффективное, а порой и негативное для общенациональных интересов страны использование персонального ссудного фонда;
- рост трансакционных издержек на обеспечение безопасности денежных ресурсов, решение спорных вопросов.
При отсутствии достоверной исходной информации трудно судить об истинных объемах ежегодного вывоза денежного капитала из России. Существующие оценки колеблются от 10 до 40 млрд долл. Ярким примером проблем гражданского кредита на мировой арене служат претензии правительства США к швейцарскому банку UBS о сокрытии вкладов 52тыс. американцев. Если предположить, что средний размер вклада одного лица составляет 500 тыс. долл. (нет смысла держать в зарубежном банке незначительные суммы при постоянной угрозе со стороны налоговой службы), то общая сумма вкладов только в одном банке может составить 26 млрд долл. [5]. Аналогичные отношения складываются между Великобританией, Францией, Германией, Италией, с одной стороны, и швейцарскими, лихтенштейнскими банками и офшорными зонами — с другой.
Функции и принципы гражданского кредита реализуются через кредитную политику и кредитный менеджмент населения.
Кредитная политика граждан охватывает систему принципов защиты и реализации личных денежных интересов продавцов ссудного фонда в противовес денежным интересам заемщиков. Любой гражданин проводит свою политику, смысл которой сводится к стремлению продать свободные ценности подороже. Важнейшие сферы частной кредитной политики:
• процентная политика, сводящаяся к борьбе за
уровень цены продажи ссудного фонда;
• политика обеспечения возвратности ссуд.
При кредитовании граждане сталкиваются с двумя основными проблемами: выбором оптимальной доходности кредита и обеспечением возвратности ссуд. Первая решается на базе учетной ставки Банка России, существующей конъюнктуры, качества заемщика, учета минимизации рисков и других факторов. В связи с этим представляется не совсем рациональной политика Банка России по ограничению депозитных ставок, введению практики безотзывных вкладов. Осуществляемые в административном порядке меры вынуждают коммерческие банки работать по условиям «государственных» банков и прежде всего Сбербанка РФ. С одной стороны, это значительно сковывает кредитную мобильность населения, а с другой — снижает возможности кредитования венчурной экономики и совершенствования банковского обслуживания. Доведение полугодовой депозитной ставки до 2—3% годовых вызовет массовое изъятие значительной части персонального ссудного фонда из коммерческих банков России с целью более эффективного кредитования неформальной экономики и зарубежных субъектов (банки и корпорации Китая, Германии, Швейцарии, офшорные зоны).
Кредитный менеджмент граждан представляет собой систему управления потоками ссудных ценностей, ссудным фондом и кредитными отношениями. В отличие от банковского кредита персональному кредиту свойственны низкое социально-политическое сознание, высокий уровень неформальных отношений, посредственное правовое обеспечение и примитивная кредитная грамотность.
Рассмотренные положения теории и практики гражданского кредита, его влияния на финансовое состояние субъектов национальной экономики позволяют сформулировать следующие основные теоретические направления и предложения по его использованию в качестве инструмента антикризисной политики.
1. Признать в теории и практике товарно-денежного развития общества гражданский кредит в качестве объективного явления рыночной экономики.
2. Считать гражданский кредит важнейшим звеном национальной и мировой кредитной системы.
3. Разработать систему конкретных методик использования гражданского кредита в качестве инструмента национальной антикризисной политики на всех уровнях социально-экономического развития: населения, негосударственного сектора юридических лиц и государства.
4. Разработать систему рекомендаций по изучению гражданского кредита, частной кредитной политики и кредитного менеджмента как важнейшего направления повышения финансово-кредитной грамотности населения.
5. Ввести в систему экономического образования населения курс «гражданский кредит», раскрывающий вопросы теории и практики формирования и использования персонального ссудного фонда.
Реализация данных предложений может относительно понизить социально-экономическую эффективность других видов и субъектов кредита, но суммарный результат позитивного влияния кредита на экономику страны и благосостояние населения в условиях финансового кризиса будет несравнимо выше.
Список литературы
1. Деньги, кредит, банки: учеб. / под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус. 2009.
2. Фетисов В. Д., Фетисова Т. В. Финансы и кредит: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2008.
3. URL: http://www. gks. ru.
4. URL: http://www. cbr. ru.
5. URL: http://www. banki. ru/news.