Банковские продукты
ТОЧНАЯ МОДЕЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА
А.И. ПОЛИЩУК, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Деньги, кредит, банки» Академии бюджета и казначейства
С.А. БЫСТРОВ, кредитный брокер, Группа компаний «Кредитный и финансовый консультант»
Понятие потребительского кредита как формы кредитных отношений и сферы кредитной деятельности. Кредиты населению — это совокупность персональных ссуд, предоставляемых физическому лицу для личного пользования или домашнего хозяйства. Кредиты, предоставляемые сектору домо-хозяйств для предпринимательской деятельности не рассматриваются как потребительские кредиты или займы.
Жилищное ипотечное кредитование, как и в целом потребительское кредитование, — это новые, порой инновационные, банковские продукты, предоставляемые населению, которые имеют трудную отечественную историю и отражают проблемы в их организации, свойственные различным типам кредитной системы.
В дореволюционной России кредиты под залог недвижимости активно применялись в исторической практике отечественных ипотечных банков на следующих условиях: главной особенностью российских банковских учреждений был принцип солидарной ответственности (круговой поруки»; второй принцы связан с нормальной («заглазной») и специальной оценкой имения (стоимость постройки увеличивала стоимость имения вместе с землей не более чем на 15 %); ссуды выдавались в размере 60 % от общей оценки недвижимости; четвертый принцип облегчал формирование ресурсов ипотечных банков и разрешал продажу закладных на вторичном рынке.
В настоящее время в США и странах Евросоюза наиболее распространенным видом потреби-
тельских кредитов являются заимствования для приобретения дома или квартиры; другим типом потребительских кредитов являются заимствования для покупки автомобиля, мебели и предметов домашнего обихода, а также оплаты затрат на образование.
В современной России сформировать собственную модель ипотечных жилищных кредитов не удалось. Конечно, можно положительно оценить современную законченность правовой инфраструктуры ипотеки. Действительно приняты два важных федеральных закона: ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и ФЗ «Об ипотечных облигациях». Но их принятие не сняло остроту тех проблем, с которыми сталкивается сектор домохозяйств.
Самый распространенный вид потребительских кредитов Сбербанка — кредит на неотложные нужды (сумма такого кредита зависит от доходов заемщика) существует с 1993 г.
Первые потребительские кредиты на покупку автомобилей стали выдаваться Пробизнесбанком еще до кризиса 1998 г. Эти кредиты получили название розничных, а бизнес коммерческих банков стал все чаще называться «ритейловым». В целом на середину 1999 г. совокупный объем розничных потребительских кредитов составлял 22, 3 млрд руб., против 30,0 млрд руб. на июль 1998 г. (для страны с населением 145 млн человек незначительный показатель).
Структура кредитного портфеля Сбербанка по потребительским кредитам в период его ускоренного развития (2002 — 2005 гг.) достаточно хорошо
иллюстрирует современное понимание российскими банками их видового разнообразия. Структура портфеля потребительских кредитов данного банка в этот период имела следующие характеристики: кредит на неотложные нужды (90,3 %), кредит на приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости (6,2 % в общей сумме ссудной задолженности по розничным кредитам); кредит на оплату обучения (0,01 %); кредит под залог приобретаемой дорогостоящей техники (1,7 %); кредит на оплату услуг по установке телефонов (0,03 %); кредит работникам предприятий (1,6 %у.
После стабилизации ситуации кризиса 1998 г., в марте 2000 г. малоизвестный тогда банк «Русский стандарт» стал выдавать кредиты на покупку бытовой техники через торговую сеть «М-Видео» и «Мир». Этот банк стал пионером внедрения новых технологий организации розничного бизнеса, которые получили широкое распространение.
Потребительский кредит в широком смысле слова — это исторически сложившаяся форма существования ссуженной потребительской стоимости, первичным источником возврата которой служат доходы населения.
Кредит как экономическая категория отражает процесс движения ссудного капитал. Потребительская форма кредита связана с движением потребительной стоимости и ссудного капитала. Движение ссуженной стоимости характеризует специфический кредитный механизм, который преодолевает парадокс бережливости и обеспечивает население денежными средствами для поддержания текущей ликвидности и приобретения товаров, недвижимости, услуг потребительского характера в рассрочку.
Критерием, лежащим в основе выделения той или иной формы организации кредита, является характер его структурных элементов — участников кредитных отношений, объекта и цели кредитования. Кредитные институты предоставляют ссудный капитал в целях получения прибыли, население получает персональные ссуды для расширения границы потребления в нужное для него время. Кредитная кооперация, как свидетельствует история, не обладает кредитным потенциалом, достаточным для удовлетворения потребностей сектора домохозяйств, и эффективна в том случае, когда цели кредитования населения превосходят потребительские нужды. Таким потенциалом обладают не только банки, но и государство, которое в состоянии смягчить последствия ипотечных кризисов.
Актуальной проблемой для нашей страны остается проблема определения модели потребительского кредита, подготовка соответствующего законодательства в рамках принятой концепции. Необходимо уточнить философию существующего проекта так и не принятого до сих пор закона о потребительском кредита (предполагалось ее введение в 2005 г.). Не только само население в целом, но и научное сообщество в частности высказывают мнение о несовершенстве механизма кредитования населения.
Одним из оригинальных произведений нобелевского лауреата 1970 г. Пола Самульсона стало исследование (1958 г.), в котором определено понятие «точной модели потребительского кредита». Данная работа имеет характерное название — «Точная модель потребительского кредита с использованием или без использования государственных ассигнований». В данной модели отражен принцип «капиталистической кооперации», согласно которому люди среднего возраста, склонные к сбережениям, предоставляют часть своего дохода в виде кредита молодым людям, с тем чтобы в старости получить по ним проценты. Если развить данную идею, то можно поддержать использование средств пенсионного фонда в качестве целевого источника ипотечного кредита.
Две Нобелевские премии мира поощряют социальную ответственностью бизнеса перед населением: Мохаммед Юнус получил премию за создание банка для бедных, а Альберт Гор — за создание фонда социально ответственных инвестиций. Деятельность созданного М. Юнусом банка напрямую связана с кредитованием населения в широком смысле этого слова, так как ссуды предоставляются в созданном им банке не только на потребительские, но и частично на предпринимательские цели.
В настоящее время Россия оказалась перед выбором точной модели потребительского кредита (табл. 1). Кризисные явления на финансовом рынке способствовали к возврату идеи помощи государства в обеспечении возвратности кредитов сектора домохозяйств.
Таблица 1
точная модель потребительского кредита: проблема выбора
С участием государственных ассигнований
Без участия государственных ассигнований
1 По данным годового отчета за 2004 гг.
К 2008 г. в России сложилась модель потребительского кредита без участия государственных ассигнований. В период финансового кризиса
она стала изменяться, так как предоставление определенных гарантий государства можно считать свершившимся фактом. Принимаются экстренные меры по недопущение массового выселения граждан из квартир, обремененных ипотекой.
Особенностью ипотечного кредита является преклонный возраст и особый характер его обеспечения (ипотека как залог земли сформировалась еще в Древней Греции, впоследствии отражена римским правом и современным законодательством как залог недвижимости). Характерной чертой современного потребительского кредита является возможность его предоставления на основе кредитных карт на базе инновационных технологий.
Как экономическое явление потребительский кредит, отражая отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребления, приобретает стоимостную денежную и товарную формы, взаимодействует с другими формами кредитных отношений (коммерческой, банковской и ипотечной формами). В периоды преобладания товарной формы кредитных отношений потребительский кредит отражает черты коммерческого кредита, так как связан с продажей товаров с рассрочкой платежа торговыми предприятиями.
Не менее значимым критерием определения модели потребительского кредита следует считать, как нам представляется, механизм организации кредитных отношений. Потребительский кредит с точки зрения институциональной организации может быть рассмотрен во взаимосвязи с бизнесом различных институтов: розничным и ипотечным бизнесом коммерческих банков, бизнесом ломбардов, а также во взаимосвязи с такими инфраструктурными институтами, как институт кредитных и ипотечных брокеров, коллекторских агентств, бюро кредитных историй.
Следовательно, к наиболее существенным классификационным признакам потребительского кредита можно отнести четыре критерия: структура кредита, правовая инфраструктура, источник предоставления и источник погашения кредита. Структура потребительского кредита представлена в свою очередь участниками кредитного процесса и кредитной сделки, в том числе кредитными институтами (ростовщические конторы, банки, ломбарды) и заемщиками сектора домохозяйств, а также ссужаемой потребительской стоимостью.
Правовая инфраструктура предполагает существование законодательства, регламентирующего предоставление персональных ссуд и продажу потребительских товаров в рассрочку. Если такое
законодательство включает в свой состав порядок предоставления жилищных ипотечных кредитов и государственные гарантии, резонно считать, потребительский кредит широким понятием. В России до сих пор господствует разграничительная концепция, которую трудно опровергнуть без опоры на правовую инфраструктуру, так как у ее противников есть аргументы для критики самого понятия «потребительский кредит как форма кредитных отношений». Однако исторический опыт и сама логика не вызывают сомнения в справедливости утверждения, что наличие «яблока раздора» не исключает возможность считать его формой существования фруктов.
Потребительский кредит в сфере банковского бизнеса — это продукт, связанный с удовлетворением потребительских нужд населения, источником возврата которого являются доходы населения, основными ресурсами выступают сосредоточенные в банках вклады населения, а целью предоставления является получением прибыли.
Вместе с тем точная модель потребительского кредита, которая должна быть закреплена законодательно, предполагает участие не только кредитной, но и финансовой системы в механизме реализации поставленных целей, призвана способствовать развитию данной формы кредита. Отсутствие должных регламентаций позволяет вовлекать доходы населения в рискованные спекуляции на денежно-финансовом рынке, участвовать в финансовых пирамидах. Отсутствии государственной поддержки ставит под угрозу существование жилищного ипотечного кредита.
Безусловно, розничный потребительский кредит как сфера «ритейлового» бизнеса в отличие от ипотечного жилищного кредита имеет свою специфику:
• розничный кредит — это кредит меньших размеров по отношению к ипотечным ссудам и более коротких сроков;
• при оценке кредитоспособности розничного заемщика в банке вторичные источники возврата кредита имеют меньшее значение, чем его персональный кредитный рейтинг;
• современное розничное кредитование имеет особую технологию и связь с «карточным бизнесом» банка.
Однако при оценке кредитоспособности розничного заемщика в ломбарде на первый план выдвигается обеспечение, в период кризисных явлений в экономике необеспеченные экспресс-кредиты также значительно сокращаются. Существенным различием является долгосрочный
характер ипотечного кредита, так как такая специфика оказывает прямое влияние на формирование ресурсной базы кредитных институтов.
Кроме того, подразделения розничного кредитования в коммерческом банке могут в рамках программы потребительского кредитования предоставлять ссуды индивидуальным предпринимателям, которые работают без образования юридического лица, т. е. заниматься микрокредитованием. В данном случае осуществляется не только потребительское, но и предпринимательское кредитование. Такие взаимосвязи обусловлены существованием единой кредитной системы и оправданы с точки зрения несения операционных затрат банками.
Концептуально, несмотря на некоторую неопределенность и многозначность, все же можно выделить две основные точки зрения на потребитель-
ский кредит. Первая — предполагает рассмотрение потребительского кредита на базе классической теории кредита, поэтому позволяет включение в сферу потребительского кредитования кредиты под залог недвижимости.
Ученые другого направления под потребительским кредитом подразумевают форму организации банковского розничного, ипотечного либо «карточного» бизнеса (табл. 2). Представителей этого направления можно условно причислить к числу сторонников концепции эффективного менеджмента, который стал в последнее время предметом специальных исследований, в том числе теория и практика его внедрения нашла отражение в кандидатской диссертации В. В. Ермолова «Основные направления совершенствования стратегического управления в российских банках»2.
Таблица 2
сравнительная характеристика основных понятий потребительского кредита как формы кредитных отношений и сферы кредитной деятельности
классическая теория кредита3 концепция эффективного менеджмента
кредитные отношения
Существование форм кредитных отношений и их видов Существование сферы кредитной деятельности
Потребительский кредит как форма кредита. «Ипотечный кредит на покупку (под залог) жилого фонда можно отнести к потребительскому, поскольку целью получения такого кредита является удовлетворение потребности населения в жилье»4 Потребительский кредит как сфера бизнеса. Кредитование населения включает ипотеку и кредитование индивидуальных предпринимателей, но они могут быть различными сферами бизнеса
Виды кредитов: Целевые кредиты: автокредиты (банков, магазинов, производителей) кредиты на образование продажа товаров в рассрочку с участием и без участия кредитных организаций ипотечные жилищные кредиты Нецелевые кредиты: кредиты на временные нужды офердрафты по кредитным картам Виды бизнеса: Розничный бизнес: кредиты депозиты (вклады) населения Ипотечный бизнес: кредиты рынок ипотечных облигаций «Карточный» бизнес Бизнес институтов инфраструктуры банковской ситемы
кредитный потенциал
Отложенный спрос: Ссудный капитал:
сбережения населения часть ресурсов кредитных организаций за вычетом ре-
в тезаврации зерва ликвидности: вклады населения
в кредитных организациях средства в расчетах при реализации «зарплатных
доходы населения: средства в расчетах при реализации проектов»
«зарплатных проектов» средства денежно-финансового рынка
пенсионные фонды средства ломбардов
Государственные ассигнования Государственные гарантии
кредитный механизм
Получение займов из рук в руки Предоставление кредитов под заклад в ломбардах
Покупка товаров в магазинах с рассрочкой платежа Движение ссудного капитала по счетам в банке
Получение банковских кредитов Создание и движение финансовых инструментов
2 Ермолов В. В. Основные напрвления совершенствования 3 См. труды под редакцией проф. В. С. Геращенко.
стратегического управления в российских банках// Дисс. канд. 4 Черненко В. А. Потребительский кредит в Российской Фе-
наук. — М.: Российская академия государственной службы при дерации: Дис. докт. экон. наук: 08.00.10. — СПб.: СПбГУЭФ,
Президенте Российской Федерации, 2008. 2004.
С точки зрения маркетинговой деятельности расширение внедрения формы и механизма потребительского кредита выгодно как банкам, так и предприятиям розничной торговли, так как продажа товаров в кредит расширяет круг потенциальных клиентов.
Структура потребительского кредита и необходимость формирования его инфраструктуры
Этапы становления новой организации кредитования населения в Российской Федерации. Можно выделить четыре этапа, характеризующие условия становления и развития современного рынка потребительского кредита: этап «первых игроков»; этап «бума потребительского кредитования», этап «широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы», этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования».
Первый этап. Спрос на потребительский кредит постепенно увеличивался. Самая высокая процентная ставка была в июле — октябре 2002 г. — более 70 % годовых; магазины должны были выплачивать банку «Русский стандарт» до 8 — 10 % от стоимости покупки, так называемый дисконт с торговца.
В этот период получает развитие новая для России методика оценки кредитоспособности клиента частного лица, система кредит-скоринг (на отработку скоринговой системы у банка «Русский стандарт» ушло как минимум полгода).
Второй этап. На втором этапе в 2002 г. на российский рынок вышли банки «Первое О. В. К. » и «Home Credit». «Дельта Банк», сделав первый шаг к выходу на рынок потребительского кредитования, выпустил кредитные карты, в 2002 г. внедрил систему кредит-скоринг.
Третий этап. Завершение второго этапа и начало третьего этапа связано с покупкой Райффайзен банком Импэксбанка, который в 2005 г. уже стал лидером потребительского кредитования.
Лидерами потребительского кредитования стали дочерние структуры крупных иностранных
банков. Агрессивность кредитной политики в области потребительского кредитования характеризуют приведенные ниже данные (табл. 3).
В результате развития кредитования населения сложилось несколько моделей поведения банков на этом рынке: модель лидера; модель иностранных банков, которые предлагали своим клиентам инновационные продукты в сфере потребительского кредитования; модель банков, специализированных на ипотечном бизнесе; модель развивающегося розничного бизнеса небольшого банка.
Для того чтобы оценить особенности модели конкретного банка, рассмотрим деятельность отдельных российских банков, активно участвующих в предоставлении кредитов физическим лицам.
На этапе устойчивого развития первую модель роста демонстрировали так называемые «лидеры» («чемпионы»). Лидерами являлись крупные универсальные банки, которые предлагали своим клиентам широкую продуктовую линейку розничных и ипотечных продуктов. С точки зрения состояния бизнеса они имели развитую активную (кредиты) и пассивную (вклады населения) сторону баланса. С точки зрения управления — это банки с развитым корпоративным бизнесом и широкой филиальной сетью.
Вторая модель — модель иностранных банков, которые предлагали своим клиентам инновационные продукты в сфере потребительского кредитования. С точки зрения состояния бизнеса они имели развитые кредитные программы, но роль вкладов населения была несопоставима со Сбербанком.
Третья модель — модель банков, специализированных на ипотечном бизнесе.
Четвертая модель — модель развивающегося розничного бизнеса небольшого банка. Она представлена в основном малыми и средними банками, которые работают с ограниченным кругом клиентов и не имеют развитых региональных сетей. В ряде случаев — это банки, которые не вступили в систему страхования вкладов. Однако характеризовать их деятельность термином «маргиналы»
Таблица 3
лидеры потребительского кредитования периода его бума
место Банк место по активам на 01.07.2005 общая сумма кредитов физическим лицам (тыс. руб.) изменение (%)
01.07.2005 01.01.2005
1 Сбербанк России 1 396 279 776 301 192 765 31,6
2 Русский стандарт 18 44 331 436 35 170 784 26
3 ХКФ-банк 34 22 063 244 18 994 263 16,2
4 Райффайзенбанк Австрия 10 14 475 800 10 298 280 40,6
Источник: Журнал «Эксперт», 2005 г.
вряд ли целесообразно, так как для банка это не критерий оценки (табл. 4)
Таблица 4
Модели поведения банков на рынке розничного кредитования
Банки — лидеры масштаба кредитования сбербанк, ВТБ24, Альфа-Банк, Росбанк
Банки инновационных технологий — банки с иностранным участием в капитале (пионеры и конкуренты) Райффайзен, Сити-Банк, Русский стандарт, BSGV
Специализированные ипотечные банки ГИБ, БЖФ
Небольшие ретэйловые банки Региональные банки
Каждое направление потребительского кредитования, представленное в виде модели, сопровождается индивидуальными особенностями в зависимости от вида банка, иерархии управления (корпоративный уровень, уровень подразделений и операционно-функциональный уровень) и условий (сюда можно отнести сроки кредитования, процентные ставки, наличие обеспечения, цели получения кредита).
Современный этап. В период кризисных явлений в экономике 2008 г. резкого снижения задолженности по потребительским кредитам на 01.10.2008 г. не произошло (табл. 5).
Однако данная статистика не отражает тех проблем, которые требуют своего решения. Об этом свидетельствует та полемика, которую отражают средства массовой информации и те дискуссионные вопросы, широко обсуждаемые на научных и студенческих конференциях. Так, при обсуждении доклада Г. А. Тасуняна в Финансовой академии при
Задолженность по кредитам, предост
Правительстве РФ (октябрь 2008 г.) молодое население в лице студентов посчитало, что проблема развития ипотечного кредитования — не столько в отсутствии долгосрочных пассивов, сколько в непомерно высокой стоимости жилья даже по сравнению с развитыми странами. Президент АРБ не думает, что только рост вкладов населения позволит решить задачу укрепления ресурсной базы потребительского кредита.
Работники банковского сферы, обладая здравым смыслом, отвечают на вызовы времени попыткой преодолеть возникшие проблемы. Так, коммерческий банк ВТБ-24 с 1 января 2009 г. вводит новый режим кредитования жилищных ипотечных кредитов.
Анализ условий предоставления кредитов населению в стадии экономического роста и финансового кризиса. В сентябре-октябре 2008 г. многие банки прекратили выдачу ипотечного кредита; произошел пересмотр процентных ставок. В Альфа-банке процентная ставка по ипотеке скоро превысит 20 %5, а по долларовой 16,5 % годовых. Повышение составит в среднем 5 процентных пунктов. Одновременно банк устанавливает комиссию за выдачу кредита. Самое масштабное повышение процентных ставок произошло во второй половине сентября (1,5 — 2 %). За год кредиты на жилье подорожали более чем в 1,5 раза. Летом 2007 г. банки предлагали кредит в среднем в размере 12,6 % годовых. По мнению работников подразделения ипотечного кредитования банка ВТБ-24, увеличение процентной ставки до 17,5 % является пределом, выдача кредита по более высокой процентной ставке в разы увеличит просрочку. Ужесточил свои условия и Абсолют банк, отказался от кредитования строящегося жилья, а также банк ФК «Уралсиб».
Таблица 5
тенным физическим лицам, млрд руб.
Показатель На 1 октября 2008 г. справочно на 1 октября 2007 г.
Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями1 из нее задолженность перед сбербанком России2 Задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями1 из нее задолженность перед сбербанком России2
Всего 4 004,1 1 248,9 2 658,3 867,3
Из нее на покупку жилья 1 149,8 438,8 623,0 220,2
Из нее по ипотечным жилищным кредитам 974,5 308,8 486,2 118,4
1 По данным Банка России 2 По данным Сбербанка России.
Удельный вес задолженности по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам на покупку жилья, в общем объеме задолженности на 1 октября 2008 г. составил 28,7 % (на 1 октября 2007г. — 23,4 %), по ипотечным жилищным кредитам — 24,3 % (на 1 октября 2007 г. — 18,3 %), перед Сбербанком России — соответственно 35,1 % (25,4 %) и 24,7 % (13,7 %).
5 Газета «Коммерсант». — 2008. 8 октября, цит. по сети Интернет-новости.
В результате в текущей рыночной ситуации, когда ставки по ипотеке в следующем году могут достичь уровня 16 — 20 % годовых, смешанная модель, пожалуй, единственный способ сохранить относительную доступность ипотеки для граждан со средним уровнем доходов.
Каждый банк, предлагая клиентам свои продукты, реализует определенную программу и режим кредитования. Под режимом кредитования следует понимать механизм (порядок и технологию) выдачи и погашения конкретного вида потребительского кредита, определенного в рамках регламентаций Банка России и инструкций конкретного банка. Программа кредитования, как правило, объединяет «ритейловый» и «карточный» бизнес в единую схему. В небольших банках такая программа включает и ипотечные кредиты.
На российском рынке с 2009 г. появится новый режим ипотечного кредитования. ВТБ-24 планирует предложить гражданам накапливать первоначальный взнос по ипотеке на депозитном счете банка и получать часть ипотечного кредита под льготный процент. Ипотечные кредиты, предоставляемые по схеме, применявшейся в России до сих пор, во время кризиса недоступны для большинства граждан.
По словам директора департамента ипотечного кредитования ВТБ-24, новый ипотечный продукт банка будет выглядеть так. Потенциальный заемщик в течение двух или более лет накапливает на специализированном вкладе не менее 30 % стоимости жилья. После накопления необходимой суммы банк выдает ему кредит на ту же сумму по ставке примерно на 20 % ниже рыночной (скидка дается за счет пониженной доходности ипотечного вклада). На оставшуюся часть стоимости жилья (40 %) заемщик получает обычный ипотечный кредит уже по рыночной ставке.
Таким образом, с нового года ВТБ-24 начнет применять смешанную американо-немецкую модель ипотечного кредитования. До сих пор российские банки использовали американскую модель, которая предполагает получение кредита сразу после обращения в банк, без обязательного прохождения сберегательной стадии. «Отдельные банки предлагали клиентам так называемые «ипотечные вклады», однако они не предполагали в дальнейшем кредитования по пониженной ставке и не являлись реализацией немецкой модели», — подтверждает зампред правления Юниаструм банка.
В российской банковской практике в отношении организации потребительского кредитования
и условий предоставления персональных ссуд пока наблюдается отсутствие единообразия, что затрудняет потенциальным индивидуальным заемщикам принятие решения об обращении в банк за ссудой, а также в выборе конкретного кредитного продукта.
В целом существующая практика банковского кредитования индивидуальных клиентов имеет ряд общих черт и особенностей.
К числу основных факторов, влияющих на выбор банком условий кредитного договора и предложения заемщикам тех или иных условий кредитования, можно отнести макро- и микроэкономические факторы (табл. 6).
Таблица 6
Факторы, влияющие на условия кредитного договора
Макроэкономические факторы Микроэкономические факторы
Стадия развития экономики Модель поведения банка
Состояние и конъюнктура денежно-финансового рынка Конкурентоспособность
Инфляционные ожидания и покупательная способность национальной валюты Платежеспособность и кредитоспособность клиентов банка
Уровень ставки рефинансирования Постоянство клиентской базы
Сберегательная активность населения Кредитные риски и обеспеченность кредита
Условия кредитования можно рассмотреть на основе системного подхода в виде отдельных блоков: фундамент, организация, механизм, инфраструктура.
Фундамент кредитных отношений составляют субъекты, объекты и принципы кредитования. Для заемщиков и поручителей устанавливается возрастной ценз: кредит предоставляется гражданам в возрасте от 18 до 70 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет. Поручительство принимается от граждан в возрасте от 18 до 70 лет, при этом имеется в виду, что срок возврата кредита наступает до исполнения поручителю 70 лет.
Обязательным условием предоставления кредита является наличие обеспечения своевременного и полного исполнения обязательств заемщиком. В качестве формы реализации принципа возвратности кредита могут выступать способы обеспечения обязательств: поручительства граждан РФ, имеющих постоянный источник дохода; передаваемые в залог физическим лицом ликвидные ценные бумаги (перечень устанавливается конкретным коммерческим банком); передаваемые в залог
объекты недвижимости, транспортные средства и другое имущество.
Более половины всех кредитов в России (без Сбербанка) приходится на автокредитование и наиболее популярный среди программ потребительского кредитования «магазинный» экспресс-кредит, в частности целевой кредит на покупку компьютерной и бытовой техники, мебели, туристических путевок и т. д. (кредит, получаемый в магазине, является «связанным», т. е. предоставляется для приобретения определенного товара именно в этом магазине). В связи с этим целесообразно рассматривать схему и историю развития именно этого вида кредитования.
Общая схема покупки транспортного средства в кредит:
I этап. Оформление заявления на получение кредита.
II этап. Заключение кредитного договора.
III этап. Оплата стоимости транспортного средства и страхование.
IV этап. Переход права собственности на транспортное средство.
V этап. Регистрация транспортного средства в ГИБДД.
Как же организовано сотрудничество банков с магазинами? Безусловно, прежде всего заключается договор о сотрудничестве между партнерами: о безналичных расчетах, о размере вознаграждения банку, которое выплачивает магазин и т. д.
Далее возможны два варианта. Банк либо оборудует в магазине свой кредитный отдел, либо обучает нескольких сотрудников магазина. Первый вариант по издержкам менее выгоден для банков, так как разместить своих кредитных специалистов в магазине, оборудовать им рабочие места, конечно, более накладно. Но скорее всего такой вариант будет обеспечивать более быструю работу по кредитованию, так как проверка клиентов на платежеспособность будет проводиться прямо на месте. Второй вариант требует меньших расходов сто стороны банка, но обученным сотрудникам магазина придется связываться с банковским офисом для проверки клиента.
В России следующим по значимости после автокредитования является кредит на временные нужды, предоставляемый на условиях «экспресс-кредитования». В основе маркетинговой стратегии экспресс-кредитования лежит довольно рискованный принцип минимизации требований к кредитоспособности заемщика, компенсируемый более высоким уровнем процентной ставки. Этот
вид продвижения требует от кредитных организаций незначительных затрат на организацию офиса, который, как правило, открывают прямо в магазине. Но зато банковским менеджерам приходится тратить много времени для достижения договоренностей с торговыми центрами, особенно в последнее время, когда кредитные организации стали активно конкурировать за право работать в наиболее доходных торговых сетях.
Авторами был проведен анализ и выявлены основные причины отказа в выдаче кредита:
а) отсутствие у потенциального клиента постоянной регистрации в городах, входящих в список городов, допущенных к программе;
б) отсутствие у заявителя постоянного дохода;
в) заработки заявителя не подтверждены документально или их невозможно определить экспертным путем;
г) указание заведомо ложных сведений в заявлении-анкете на кредит.
Потребительский кредит как продукт развивает практику иностранных банков постепенно погашаемого и возобновляемого кредита. Нередко заемщику по автокредитам предлагаются кредитные карты. В этом случае банк клиентам, хорошо обслуживающим долг, спустя полгода-год предлагает международную карту с лимитом овердрафта в размере 10 % суммы кредита, ранее предоставленного на покупку автомобиля. При погашении кредита лимит восстанавливается на сумму погашения6.
Авторы считают, что действительно особым видом кредита должен стать кредит на обучение, так как он активно используется в странах Запада и внедрен в практику Китая. Наиболее остро в 2008 г. стал вопрос о необеспеченном кредите на образование. Сбербанк одним из первых внедрил «Образовательный кредит» в 2002 г. Он выдавался молодым людям на оплату обучения на дневном отделении российских учебных заведений. Банк рассматривал кредитную заявку до сдачи вступительных экзаменов, после зачисления определялась окончательная величина лимита. Кредит частично использовал принцип регулируемой отсрочки платежа, так как на срок обучения банк, по желанию заемщика, устанавливает отсрочку погашения основного долга.
В России, по данным АРБ, в 2006 г. уже 60 % принятых в вузы студентов оплачивали свое об-
6 Процентная ставка по банку «СОЮЗ» составляла в первом полугодии 2006 г. 22 % годовых.
разование. В то же время отсутствие необходимых денежных средств как причину невозможности получать высшее образование называют 58 % населения, не имеющего его; спрос на образовательные кредиты не удовлетворен. В 2008 г. многие банки прекратили доступ к таким кредитам. Предпочтительным является, по мнению авторов, технология КРОП (кредит с регулируемой отсрочкой платежа).
Эти факты обусловливают необходимость включения «новеллы» «Об образовательных кредитах» в текст еще не утвержденного законодательного акта в сфере потребительского кредитования.
По расчетов экспертов АРБ, к 2020 г. рынок образовательных кредитов, который оценивается в 100 млрд руб., позволит независимо от материального положения получать высшее образование более 150 тыс. студентам, но эти прогнозы могут не оправдаться без государственных гарантий для банков.
Ресурсы потребительского кредита и обоснованность расчета на доходы населения. Доходы населения являются не только источником возврата кредита, но и одним из источников кредитного потенциала коммерческих банков. В настоящее время они аккумулируются банками в виде вкладов и на зарплатных карточных счетах.
Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата в 2007 г. составила 13 518 руб., а ее рост в реальном выражении по сравнению с 2006 г. составил 16,2 % (в 2006 г. 10 634 руб. — рост по сравнению с 2005 г. на 13,3 %). Реальные располагаемые
денежные доходы населения в 2007 г. по сравнению с 2006 г., выросли на 10,4 % (в 2006 г. на 13,3 %). По данным Федеральной службы государственной статистики России, цены на потребительском рынке в 2007 г. выросли на 11,9 %, против 9 % в 2006 г. По предварительным данным, в 2008 г. сложилась следующая картина: реальные располагаемые денежные доходы увеличились в октябре 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 6,9 %. Объем привлеченных во вклады физических лиц средств характеризуют приведенные ниже статистические данные (табл. 7).
Доля Сбербанка России в общем объеме сбережений физических лиц (в рублях и иностранной валюте) на 1 октября 2008 г. составила 51,0 % и уменьшилась по сравнению с началом 2008 г. на 0,5 %.
Кредитные ресурсы коммерческого банка — это часть собственного капитала и привлеченных средств, в денежной форме направляемая на активные кредитные операции. Причем в момент использования кредитных ресурсов они перестают быть ресурсом для банка, так как они уже не запас, а становятся вложенными кредитными ресурсами.
Кредитный потенциал банка, характеризующий его возможность по предоставлению кредитов, в том числе потребительских, определяется пассивами банка за вычетом резерва ликвидности и перечислений в фонды обязательных резервов.
Анализ фактических данных показал, что население продолжает оставаться кредитором (табл. 8).
Перспективы развития кредитования населения в условиях финансового кризиса. Обеспечение развития
Таблица 7
Объем привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц на 1 октября 2008 г.
Показатель Всего1 Из них в Сбербанке России2
млрд руб. в % к 1 октября 2007 г. млрд руб. в % к 1 октября 2007 г.
Всего 5 890,1 126,9 3 003,1 123,3
в том числе на счетах: рублевых 5 059,0 125,8 2 677,4 122,5
валютных 831,1 133,9 325,7 130,2
1 По данным Банка России. 2 По данным Сбербанка России.
Анализ основных показателей развития бизнеса в сфере потребительского кредита
Показатель 01.01.2007 01.10.2008 01.01.2007 01.10.2008
млрд руб. млрд руб в % в %
1.Кредиты физлицам 1 882,7 4 017,6 13,5 16,4
1.1.Просроченная задолженность 50,6 131,4 0,4 0,5
2.Вклады населения 3 809,7 5 890,1 27,3 24,0
3. Избыток (дефицит) ресурсов сбережений населения (2-1) 1 927 1 872,5 — —
4. Избыток (дефицит) ресурсов сбережений населения, % 202,4 146,6 — —
Источник: М.:Центральный банк Российской федерации, 2008.
Таблица 8
потребительского кредитования — вопрос большой важности, одна из стратегических задач деятельности многих коммерческих банков. Совершенствование организации потребительского кредита в современных условиях является важной проблемой, решение которой позволит повысить платежеспособный спрос населения, сделать данный вид банковской услуги доступным большей части населения страны, снизить кредитные риски.
Проблема путей совершенствования потребительского кредитования многообразно и решается при помощи категории развития. Согласно постклассической философии развитие — более общее понятие, чем движение, так как мир эволюционирует, развивается.
Современный этап развития кредитной деятельности характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: повышением роли потребительского кредита, увеличением объема розничных банковских услуг, формированием основных сегментов рынка потребительского кредита на фоне обострения ситуации на финансовом рынке.
Основной тенденцией 2002— 2008гг. было проведение новой кредитной политики, ориентированной на развитие потребительского кредитования.
Для сохранения этой тенденции в перспективе при формировании кредитного портфеля и выработке кредитной политики банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа — сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее рискованными направлениями кредитования.
Вторая тенденция — обострение межбанковской конкуренции на рынке потребительских кредитов в условиях развитие кризисных явлений в экономике. Розничное кредитование сейчас составляет 20 % всего объема кредитов, выдаваемых банками, или 14 % их активов7. Динамика кредитования свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. За 8 лет, с 01.01.2002 по 01.01.2008, объемы кредитов, выданных банками физическим лицам, увеличились в 72 раза — с 45 млрд до 3 242 млрд руб. Однако под воздействием напряженной ситуации на международном рынке ликвидности в 2007 — 2008 гг. был налицо риск относительного сокращения не только корпоративных, но и потребительских кредитов.
В перспективе усилится конкуренция среди банков за привлечение автодилеров, в связи с этим
7 Нестеренко Е. А. Стратегия развития и модернизация деятельности коммерческого банка в сфере кредитования. — Дис. докт. эконом. наук.
будет возрастать качество банковских услуг. Есть основания полагать, что банки будут строить долгосрочные отношения не только с дилерами, но и с производителями8.
Происходит рост потребительских кредитов в активах банка, несмотря на кризисные явления в экономике, но ряд банков уже не может работать самостоятельно.
Третья тенденция — необходимость развития эффективных методов управления кредитным портфелем в розничном бизнесе.
Авторы исходят из того, что кредитный портфель по потребительскому кредиту — это часть банковского кредитного портфеля, целостный объект управления, обособленной для управления доходностью и формирования резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с однородными группами как группы ссуд со сходными характеристиками вида кредита (розничные потребительские кредиты и кредитные карты, автокредиты, ипотечные кредиты) и кредитного риска.
Приведенные ниже данные свидетельствуют о том, что качество кредитного портфеля ухудшается, что требует повышенного внимания к совершенствованию его управления (табл. 9).
Таблица 9
Основные показатели качества кредитного портфеля
Показатель 01.01.2007 01.10.2008 01.01.2007 01.10.2008
млрд руб. млрд руб в % в %
1.Кредиты 1882,7 4017,6 13,5 16,4
физлицам
1.1.Про- 50,6 131,4 0,4 0,5
сроченная
задолжен-
ность
Источник: Данные Банка России.
Четвертая тенденция — создание новых институтов (бюро кредитных историй и коллекторских агентств, консультационных бюро) в условиях экономического подъема и повышение роли ломбардов в условиях кризисных явлений в экономике.
В октябре 2008 г. число залогов в ломбардах увеличилось на 15 % по сравнению с августом — сентябрем. В крупных городах, где к услугам ломбардов прибегает 7 — 15 % населения, рост превышает 20 %9.
8 См. суждение В. Тарида (Райффайзенбанк) в статье: Воронина А. С. Актуальность потребительского кредитования// Расчеты и операционная техника в коммерческом банке. — 2004. - № 4.
9 Ведомости. 2008. Ноябрь.
Население все чаще не выкупает залоги. По статистическим данным, за заложенными вещами не возвращается 6 — 8 % заемщиков. Вскоре их станет 20 %. Уже возросла с 20 до 25 % доля залогов, за которые вовремя вносят проценты, но не выкупают, к концу года она может достичь 30 — 40 %.
В кризисных условиях возрастает роль консультационных агентств, так как они способствуют преодолению асимметрии информации между кредиторам и заемщиком. К инфраструктуре рынка потребительского кредитования могут быть отнесены и новые так называемые «инвестиционные агентства», экономическая роль которых близка к консультационным бюро, но отличается более узкой направленностью.
Развитие кредитных отношений с сектором до-мохозяйств — это вопрос не только экономический, но также социальный. Разработка коммерческими банками социально-ориентированной кредитной политики во взаимодействии с населением требует модернизации форм и методов кредитования, совершенствования процентной политики и условий выдачи и погашения кредитов, использование опыта стран с рыночной экономикой.
Рассмотрение особенностей ипотечного кредитования в России состоит в том, что количество и разнообразие «схем» кредитования явно превышает роль данного кредита в экономике России. Это связано:
> во-первых, с прерывностью исторического опыта;
> во-вторых, непродуманным заимствованием ипотечных схем:
> в-третьих, непониманием того, что российская кредитная система носит банк-ориентиро-
ванный характер, и ипотечные облигации не спасут ресурсы банков;
> в-четвертых, с отсутствием реальной, законодательно сформированной связи между развитием строительства, деятельностью риэлторских фирм, администраций и работой кредитных организаций.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 27.07. 2006 № 140-ФЗ).
4. Федеральный закон от 23.06.1999. №117-ФЗ. «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг».
5. Положение Банка России от 24.12. 2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».
6. Полищук А И. Кредитная система: опыт, новые явлении, прогнозы и перспективы. — М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Черненко В. А. Потребительский кредит в Российской Федерации: Дис. докт. экон. наук: 08.00.10. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
8. Нестеренко Е. А. Стратегия развития и модернизация деятельности коммерческого банка в сфере кредитования: Дис. докт. экон. наук: 08.00.10.
9. Воронин А С. Актуальность потребительского кредитования// Расчеты и операционная техника в коммерческом банке. - 2004. - № 4.
10. Материалы сайтов: Банка России, Сбербанка, АРБ.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таН: post@fin-izdat.ru