Научная статья на тему 'Гражданские установки личности: проблема диагностики'

Гражданские установки личности: проблема диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ УСТАНОВКИ / CIVIL SETS / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / VERBAL TEXT / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / PERSONAL MEANINGS.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Shakhova Irina S.

Обосновано представление о возможности диагностики гражданских установок личности с помощью психологического анализа вербального авторского текста, а также модифицированного варианта Методики предельных смыслов. Описаны результаты диагностики смысловой сферы юношей, проходящих службу в армии, показана взаимосвязь между гражданскими установками личности и общим уровнем ее смыслового развития. Отражены результаты исследования, демонстрирующие положительную динамику социальных свойств, качеств (гражданственности) личности молодых людей в процессе службы в армии. Предложенные в работе способы оценки гражданских установок личности могут быть рекомендованы для использования в диагностической деятельности психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданские установки личности: проблема диагностики»

УДК 159.9.072.432

ГРАЖДАНСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ

И. С. Шахова

CIVIL SETS OF THE PERSON: THE PROBLEM OF DIAGNOSTICS

I. S. Shakhova

Обосновано представление о возможности диагностики гражданских установок личности с помощью психологического анализа вербального авторского текста, а также модифицированного варианта Методики предельных смыслов. Описаны результаты диагностики смысловой сферы юношей, проходящих службу в армии, показана взаимосвязь между гражданскими установками личности и общим уровнем ее смыслового развития. Отражены результаты исследования, демонстрирующие положительную динамику социальных свойств, качеств (гражданственности) личности молодых людей в процессе службы в армии. Предложенные в работе способы оценки гражданских установок личности могут быть рекомендованы для использования в диагностической деятельности психологов.

The author proves the idea of the possibility of diagnostics of the personality's civil sets by means of psychological analysis of the author's verbal text, and also the modified option of the Technique of limit meanings. The ways of assessing the civil sets of the personality suggested in the paper can be used in diagnostic activity of psychologists. Results of diagnostics of the semantic sphere of the young men serving in army are described, the interrelation between civil sets of the personality and the general level of their semantic development is shown. Positive dynamics of social properties, qualities (civic consciousness) of the identity of young people in the course of service in the army is revealed.

Ключевые слова: гражданские установки, диагностика, вербальный текст, личность, личностные смыслы.

Keywords: civil sets, diagnostics, verbal text, person, personal meanings.

Актуальность исследования гражданских установок личности обусловлена как их слабой изученностью: неясностью детерминант, механизмов формирования и функционирования, неразработанностью методов диагностики, - так и возросшей социальной значимостью качеств гражданина в условиях обострившейся внешне - и внутреннеполитической обстановки в стране. При этом гражданин понимается как «общественно - полезный, преданный своему отечеству человек» [13, с. 357], как «человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу» [12, с. 342]. При очевидной важности обозначенных качеств, процесс их развития в условиях образовательных институтов сегодня скорее декларативен, нежели эффективен. Более того, в последнее время в масс-медийном дискурсе понятие «патриот» (близкое по значению понятию «гражданин» в указанном выше значении) порой употребляется как уничижительное, характеризующее человека ограниченного. Совокупность данных причин является основанием для постановки проблемы гражданственности в психологии.

Диагностика гражданских установок наиболее популярными в психологии субъективными методами (опросниками) затруднена в силу влияния фактора социальной желательности, ведь феномен гражданственности семантически в большей степени связан с социальным контекстом, нежели с личностным.

Мы предлагаем диагностировать гражданские установки с помощью модифицированных вариантов методики психосемиотического анализа вербального авторского текста (И. М. Кыштымова) и методики предельных смыслов (Д. А. Леонтьев), интегрирующих приемы контент - анализа и проективных методов диагностики.

Обоснуем суждение об адекватности решаемой задаче диагностики гражданских установок обращения к методу анализа текста. Методика психосемиотического

анализа вербального авторского текста основана на представлении о тексте как вербальном маркере личности его автора [5; 7]. Текст выступает как медиатор, транслирует личностные смыслы и установки опосредованно, через повествовательный контекст, что позволяет с высокой степенью достоверности «вычерпывать» их из текста. Со времен античности известно, что речь предназначена для открытия сокрытого сущего, придания ему статуса непотаенного. Из трех функций языка, выделенных К. Бюлером [1]: выражения, воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.) и отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение), - предметом исследования в психологии является, прежде всего, первая. Речь - это языковое выражение «личного духа», скрытого в слове [4, с. 555].

Текст, состоящий из слов, организованных по законам грамматики, морфологии и синтаксиса, представляет собой такую систему, каждый компонент которой участвует в выражении смысла. Системное подобие речевой и личностной организации является «открытием Г. Г. Шпета», которому «могли бы позавидовать П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Л. фон Берта-ланфи, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и многие другие» [2, с. 9]. Гомоморфизм психических структур и структур предметной области является основой, позволяющей исследовать психические образования посредством анализа продуктов деятельности. Представление о подобии структур (личности как «текста» и вербального текста) позволяет адекватно задаче осуществить моделирование диагностической процедуры выраженности личностных установок в вербальном тексте.

Человек «полностью субъективируется в продуктах своего труда и творчества» [14, с. 238], и речь является самым адекватным объектом исследования для понимания внутреннего мира ее автора. Адекватность

И. С. Шахова 259

выражения внутреннего мира посредством знаков не бывает абсолютной, но при ее относительности иного способа глубокого постижения психологии человека не существует [6, с. 118]

Исследованию особенностей письменной речи большое внимание уделял А. Р. Лурия, подчеркивая ее индивидуализированность: «это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются субъектом» [10, с. 270]. Эти особенности позволяют рассматривать текст как «отпечаток» сознания пишущего.

Системная совокупность языковых возможностей и проявлений человека обозначается понятием «языковая личность». Индивидуальность выразима средствами языка и реконструируема посредством анализа порожденного текста: «Набор языковых умений может расцениваться как определенный (лингвистический) коррелят черт духовного облика целостной личности, отражающий в специфической, языковой форме ее социальные, этические, психологические, эстетические составляющие...» [3, с. 71].

Создание авторского текста происходит при реализации механизма, заключающегося в отборе и классификации семантических единиц. Создавая текст, человек реализует вариант каких-то жизненных ситуаций -тот, который отражает его глубинные представления о бытии. Обладая неисчислимым объемом элементов текста (потенциальных вариантов развертывания событий), автор, в силу потребности такой интерпретации жизненных событий, которая отражает его смыслы и аттитюды, создает единственно возможный текст. Изоморфизм смысловой структуры текста и деятельности человека подчеркивает В. Ф. Петренко [11].

Совокупность порожденных текстов одного автора, являющихся фиксированными структурными образованиями, можно рассматривать как систему, в рамках которой системные закономерности личности получают свое выражение, подчиняющееся системным закономерностям языка.

И. М. Кыштымовой обосновано суждение о продуктивности использования семиотической парадигмы для реализации психодиагностического подхода к авторскому тексту: «Как язык нации отражает ее мен-тальность, так отдельный текст в его формальных признаках отражает выражаемый авторский смысл» [6, с. 138]. Текст, согласно Р. Д. Пиотровскому, является отпечатком личности ее автора: «Между планом выражения и планом содержания, между означающим и означаемым наблюдается последовательный изоморфизм, это принято сейчас в качестве аксиомы» (цит. по [8, с. 97]).

Таким образом, текст является адекватным объектом психодиагностического исследования, в процессе которого выявляются личностные установки автора.

Понимая гражданские установки как социальные аттитюды, проявляющиеся в предрасположенности личности к таким значимым гражданским ценностям, как преданность отечеству и бескорыстное служение родине, мы рассматриваем их и как структурные компоненты смысловой сферы личности. Направленная на диагностику личностных смыслов методика психосемиотического анализа сочинений [7, с. 58 - 62], была дополнена нами категорией «Гражданские установки». Данный критерий оценивался следующим образом: нулевой уровень - не выраженность, отсутствие сужде-

ний, связанных с темой родины, любви к ней и готовности к служению отечеству; первый уровень - в сочинении обозначены понятия и сформулированы суждения, которые можно отнести к гражданским установкам; второй уровень - гражданские установки явно выражены, маркированы автором, подчеркнута их значимость; третий уровень - все формально-содержательные компоненты сочинения направлены на выражение себя как гражданина, патриота, осознающего свою ответственность и долг перед Родиной.

Испытуемые писали сочинения на свободную тему, самостоятельный выбор темы, связанной со служением родине, представляется нам весьма значимым для оценки выраженности в смысловой сфере юношей гражданских установок.

Для получения более достоверны данных в диагностический пакет была включена методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева. Качественно-феноменологический подход, реализованный при ее моделировании, позволяет получить данные, которые можно обрабатывать по-разному, с разных теоретических позиций, в то время как стандартизованные методы более жестко привязаны к исходной парадигме. Эти особенности сближают качественно-феноменологические методы с проективными, но проективные методы позволяют психологу получить информацию, не осознаваемую самим респондентом, а применение качественно-феноменологических методов предполагает осознание респондентом своего жизненного мира, опирается на это осознание и стимулирует его развитие и углубление [9, с. 2].

В методике предельных смыслов использован прием изучения смысловых систем через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Анализ данных МПС представляет собой содержательную интерпретацию полученных смысловых цепей и структур под углом зрения отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. После получения необходимого объема информации экспериментатор строит граф (дерево) выявленных в ходе диалога с испытуемым смысловых категорий, в вершине которого находятся предельные смыслы. Анализ направлен на выявление индивидуальных особенностей структуры смыслового древа, которая может быть описана с помощью количественных индикаторов, отражающих особенности индивидуального мировоззрения.

С целью выявления наличия гражданских установок в смысловой структуре солдат по призыву, нами был введен дополнительный оценочный критерий -«индекс гражданских установок».

Всего в исследовании приняли участие 55 человек. Основную группу испытуемых (37 человек) составили солдаты, проходящие воинскую службу по призыву в гвардейской ракетной Витебской ордена Ленина Краснознаменной дивизии, дислоцирующейся в настоящее время в г. Иркутск. При кажущейся очевидности доминантности гражданских установок для военнослужащих, их выраженность в структуре личности нуждается в изучении, исходя из современных реалий, согласно которым многие юноши избегают службы в армии или идут служить с неохотой.

260 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3

В качестве контрольной группы привлекались студенты призывного возраста - 18 юношей Иркутского регионального педагогического колледжа. Возраст молодых людей экспериментальной и контрольной группы от 18 до 24 лет. Среди солдат 13 человек, имеющих образование выше среднего и 24 - уровень образования средний и не оконченный средний.

Гражданственность, как одна из базовых нравственных качеств, для личности военнослужащего выступает основополагающей и выражается в чувстве долга и ответственности перед государством, семьёй, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств права и интересы своей Родины. Показателем присутствия гражданственности в субъективной форме выступают чувство долга, ответственности, законопос-лушание, активная деятельность, готовность защищать общие интересы и права сообщества.

Исследование проходило в два этапа, первый этап - в период ввода в строй военнослужащих после призыва в ряды Вооруженных Сил, второй этап - перед увольнением в запас.

Использование в процессе нашего исследования методики психосемиотического анализа сочинений на свободную тему показало, что по категории «гражданские установки» средние показатели на начальном этапе службы 0,32, в период окончания службы 0,47. Таким образом, произошел значимый положительный сдвиг социальных свойств, качеств (гражданственности) личности молодых людей. В сочинениях на свободную тему у солдат не только увеличилось число апелляций к теме родины, но усилилось выражение рефлексии по поводу значимости гражданской позиции для личности и общества.

В процессе исследования был определен удельный вес категорий, выражающих гражданские установки личности, выявленных с помощью использованного варианта МПС. При проведении анализа по критерию г8-Спирмена была установлена положительная корреляция данного показателя с показателем N (ПК) - количеством предельных категорий (р = 0,033). По-видимому, наличие в структуре смысловой сферы личности гражданских установок может послужить признаком, указывающим на то, что у человека хорошо развитое разветвленное, структурированное мировоззрение. Человек с более развитой смысловой системой более успешен в нахождении предельных оснований своей деятельности.

Выявлена отрицательная корреляция индекса гражданских установок с индексом неготовности (р = 0,027). При росте гражданских установок повышается готовность личности действовать сообразно со сформировавшейся социальной направленностью, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными и моральными нормами.

С целью получения данных о взаимосвязи динамики личностного смысла, который мы вслед за А. Н. Леонтьевым понимаем как системообразующее свойство в структуре личности, с гражданскими установками военнослужащих, был проведен сравнительный анализ диагностических показателей между группой юношей, показавшей наличие гражданских установок и тех, у кого они не выражены.

Результаты сравнения двух групп по критерию Манна-Уитни на начальном этапе прохождения службы показали значительные различия в смысловой сфере юношей. Статистически значимые различия были выявлены по показателям «индекс децентрации» (р = 0,035), «осмысленность жизни» (р = 0,008), «цели» (р = 0,041), «результат» (р = 0,025), «локус Я» (р = 0,025), «локус Жизнь» (р = 0,032), «количество предельных категорий» (р = 0,014). Можно предположить, что молодые люди со сформированными гражданскими установками характеризуются и более развитыми показателями развития смысловой сферы в целом, мотивация к воинской службе у них проявляется на более высоком смысловом уровне. На заключительном этапе различия между группой юношей, показавшей наличие гражданских установок и тех, у кого они не проявились, не так выражены. По нашему мнению, это свидетельствует о положительном влиянии воинской среды на личность тех юношей, у которых ранее гражданские установки в смысловой сфере не проявились. Статистически значимые различия выявлены по показателю «индекс неготовности» (р = 0,022). Молодые люди с выраженными гражданскими установками более решительны.

При оценке динамики смысловых показателей по критерию Вилкоксона в группе воинов, у которых гражданские установки не выявлены, статистически значимый сдвиг произошел по показателям обеих методик: «средняя длина цепи» (р = 0,050) и «осмысленность жизни» (р = 0,024).

В группе молодых людей, у которых выражены гражданские установки, динамика, произошла по показателям «ответственность» (р = 0,035), «гармонический центр» (р = 0,025), «время» (р = 0,041), «локус Жизнь» (р = 0,033). Обращает на себя внимание тот факт, что сдвиг произошел по тем же показателям, по которым зафиксирована динамика при анализе всей группы военнослужащих. Значимость данного наблюдения увеличивается, если учесть то, что группа военнослужащих с выявленными гражданскими установками значимо меньше (10 человек с выраженными гражданскими установками, 27 - без), что само по себе является тревожным фактом, свидетельствующим о низком уровне гражданственности молодого поколения россиян.

По результатам проведенного эксперимента можно предположить, что служба в армии активизирует процессы переосмысления действительности и себя. В группе юношей, в смысловой сфере которых присутствуют гражданские установки, более высокие показатели личностных смыслов, смысловое древо более структурировано, это проявляется в готовности к действиям, не противоречащим сформированной жизненной позиции. Исследование проводилось также в контрольной группе, где статистически значимых изменений показателей гражданских установок в личностной сфере не служивших юношей не произошло.

В процессе исследования показано, что предложенные в работе способы оценки гражданских установок личности, представляющие собой модифицированные варианты МПС Д. А. Леонтьева и методики психосемиотического анализа текста И. М. Кыштымовой, обладают хорошими дифференциальными свойствами и могут использоваться в диагностической деятельности психологов.

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3 \ 261

Литература

1. Бюлер К. Теория языка: репрезентативная функция языка [пер. с нем.]. М.: Прогресс, 2000. 528 с.

2. Зинченко В. П. Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000. 208 с.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: КомКнига, 2006. 264 с.

4. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. 576 с.

5. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. 579 с.

6. Кыштымова И. М. Креативность школьников: психосемиотический подход: дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 2009. 529 с.

7. Кыштымова И. М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал РАН. Т. 29. № 6. М., 2008. С. 57 - 67.

8. Левый И. Значения формы и формы значений // Семиотика и искусствометрия: сб. пер. / сост. Ю. М. Лотман, В. М. Петров. М., 1972. С. 88 - 107.

9. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (методические рекомендации). М.: Смысл, 1999.

10. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 416 с.

11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

12. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981. С. 342.

13. Словарь современного русского языка: в 17 т. / АН СССР; под ред. С. Г. Бархударова. М.; Л.: Ид-во АН ССР, 1954. Т. 3. С. 357.

14. Шлет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. М., 1996. С. 261 - 373.

Информация об авторе:

Шахова Ирина Савельевна - аспирант Иркутского государственного университета, г. Иркутск,

[email protected].

Irina S. Shakhova - post-graduate student at Irkutsk State University.

(Научный руководитель: Кыштымова Ирина Михайловна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и развития личности Иркутского государственного университета, [email protected].

Academic advisor: Irina M. Kyshtymova - Doctor of Psychology, Professor at the Department of Educational Psychology and Personal Development, Irkutsk State University).

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 159.9

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНОЙ ИЕРАРХИИ ПЕДАГОГОВ КАК АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ

М. С. Яницкий, О. А. Браун

ETHNIC AND CULTURAL SPECIFICS OF VALUABLE HIERARCHY OF TEACHERS AS AGENTS OF SOCIALIZATION M. S. Yanitskiy, O. A. Braun

В статье обосновывается роль педагога как посредника между учащимися и культурой, обеспечивающего трансляцию социальных ценностей. В данном контексте аргументируется значимость изучения и развития системы ценностей педагогов в транзитных обществах, характеризующихся состоянием аномии и нарушением механизмов трансгенерационной передачи ценностей. Приводятся результаты кросскультурного исследования особенностей ценностной иерархии педагогов России, Украины, Италии и Польши. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что выявленные различия в ценностной иерархии обусловлены объективными социально-экономическими условиями, которые задают контекст развития личности педагогов, опосредующий становление системы их ценностных предпочтений. Ценностная направленность педагогов, в свою очередь, в значительной степени определяет формирование ценностных ориентаций учеников в процессе социализации. С учетом полученных данных обосновываются рекомендации по аксиологизации процесса профессионального образования, направленные на поддержку становления гуманистически ориентированной системы ценностных ориентаций будущих педагогов как агентов социализации нового поколения.

The paper focuses on the role of the teacher as the intermediary between students and culture providing broadcast of social values. In this context it is important to study and develop teachers' system of values in the transit societies which are characterized by anomy and violation of mechanisms of trans-generative transfer of values. The results of the cross-cultural research of the features of valuable hierarchy of teachers conducted in Russia, Ukraine, Italy and Poland are given. On the basis of the study it is concluded that the differences in value hierarchies are based on objective social and economic conditions that set the context of teachers' personal development, mediating the formation of their value

262 М С. .Яницкий, О. А. Браун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.