Научная статья на тему 'Психосемиотический анализ как средство диагностики креативности'

Психосемиотический анализ как средство диагностики креативности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
580
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА / КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕКСТ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / PSYCHOLOGICAL SEMIOTICS / CREATIVITY / TEXT / MEANING IF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кыштымова И. М.

Представлен разработанный автором метод психологической диагностики креативности. Обоснована целесообразность его применения, показаны критерии оценки вербального текста. Приведены примеры психосемиотического анализа сочинений подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-SEMIOTIC ANALYSIS AS A WAY OF CREATIVITY DIAGNOSTICS

The method of psychological creativity diagnostics, developed by the author, is presented. The expediency of its use is p roved. The criteria of verbal text evaluation are shown. The examples of teenagers' essays psycho-semiotic analysis are presented

Текст научной работы на тему «Психосемиотический анализ как средство диагностики креативности»

ПСИХОСЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ КРЕАТИВНОСТИ

И.М. Кыштымова (Иркутск)

Аннотация. Представлен разработанный автором метод психологической диагностики креативности. Обоснована целесообразность его применения, показаны критерии оценки вербального текста. Приведены примеры психосемиотического анализа сочинений подростков.

Ключевые слова: психологическая семиотика, креативность, текст, личностный смысл.

Психологическая семиотика - активно развивающееся направление современной психологической науки. Для отечественной психологии психосемиотический подход является органичным - проблемы семиотической (знаковой) детерминированности человеческой психики отражены в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, A.B. Бруш-линского, В.П. Зинченко, A.A. Леонтьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и других ученых. В контексте психосемиотического подхода мы исследуем проблему креативности, способов ее развития и диагностики.

Творчество как проявление высших человеческих возможностей, выход за пределы обыденного, преодоление каузальных зависимостей, логической обусловленности всегда было предметом научных и околонаучных исследований в философии, эстетике, антропологии, психологии.

Материалистическая методология в период своего тотального господства в области гуманитарной науки несколько ограничила возможности исследований творчества, связанного с иррациональной компонентой ментального существования, с представлением о трансцендентности и нецелеположности творческого процесса.

Значительный рост интереса к проблеме творчества, обозначившийся в последние десятилетия, обусловлен рядом причин, основными из которых, на наш взгляд, являются социальная и концептуально-методологическая.

Социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, потребовали от человека смены ментальной ориентации. Сознание так называемого «советского человека» ориентировано на «встраивание» в устойчивую общественную систему со строгой обусловленностью ее структурно-семантических элементов. Социальная успешность в значительной степени определялась умением реализовать свои потенциальные возможности в строго заданной парадигме социально-профессионального развития. Другими словами, от человека требовалось как можно лучше выполнять совершенно конкретный набор внешне определенных функций, что обеспечивало его социальный, экономический рост и определенную психологическую стабильность.

Возможности успешной социально-психологической адаптации человека к условиям послеперестроечного времени определяются более сложным комплексом психологических переменных, и одной из основных является креативность. Условия общественной неопределен-

ности, разрушение системы социальной поддержки требуют от адаптирующейся и стремящейся к социальному успеху личности способности принимать нетрадиционные решения, ориентироваться в неустойчивом социальном пространстве, выходить за пределы заданного бытовой реальностью пространства психического - качеств, являющихся органичными для творческого человека. Креативность сегодня является не только объектом пристального внимания психологов, но, отражая общественный интерес к этому феномену, стала элементом профессионального сленга специалистов по имиджу, рекламе, парикмахеров, ресторанных менеджеров и др.

Вторая причина, обусловившая активизацию научных исследований в области психологии творчества, связана с множественностью концептуальных подходов к проблеме, ставших доступными благодаря хлынувшему потоку переводной научной психологической литературы. Представления о сущности творческого процесса, разработанные в рамках гуманистического, экзистенциального, психодинамического и других направлений в психологии, сегодня активно используются как концептуальная основа исследований, проводимых отечественными учеными. При этом наблюдается выраженный методологический эклектизм, при котором в одном исследовании, к сожалению не всегда продуктивно, соединяются представления содержательно различающихся школ.

Парадигма развития научного знания о креативности неоднородна; представления о творчестве, его развитии и диагностике множественны и порой противоречивы. Анализ основных подходов к проблеме творчества осуществлен нами в [2]; там же предложено авторское определение креативности как интегративного динамического качества психики, представляющего собой реализацию личностного смысла средствами культуры. Данное понимание позволяет обосновать принципы развития и диагностики креативности, в основе которых -психосемиотический подход. Согласно развиваемому нами подходу к проблеме творчества, актуализация потенциальной креативности предполагает, во-первых, наращение личностного смысла, во-вторых - его реализацию средствами культуры. Соответственно, диагностика креативности производится с помощью определения уровня выраженности в авторском тексте данных структурно-содержательных компонентов.

Личностный смысл - сложное для определения понятие, имеющее, по определению Д.А. Леонтьева, «природу Протея - он изменчив, текуч, многолик, не фиксирован в своих границах» [5]. Нестрогим, но бесспорным является понимание личностного смысла как системы отношений человека к миру. Единым является сегодня мнение ученых о том, что личностный смысл развивается только в общении. Общение понимается при этом в семиотическом значении - как взаимодействие смыслосодержащих текстовых реальностей, или семиозис.

Процесс порождения и изменения значений в любой семиотической системе - семиозис - рассматривается нами в контексте психологии творческого развития как процесс наращения личностных смыслов, обусловленный взаимодействием содержательно-структурных компонентов коммуникирующих текстовых реальностей.

Сложной и неоднозначно решаемой является проблема качественного содержания участвующих в семиози-се текстов. Наиболее общепринятый подход к решению проблемы организации креативно наращиваемого семи-озиса заключается в том, что взаимодействующими текстами в психосемиотическом пространстве являются личность (понимаемая в данном контексте как структурно-содержательная совокупность психологических элементов) и объективно значимый смыслосодержащий текст. Направленное моделирование психосемиотического пространства с целью развития креативности школьников осуществлялось нами в течение десяти лет в процессе внедрения психолого-педагогической технологии, предполагающей реализацию в условиях основного учебного процесса в средней школе.

Трансляция личностных смыслов, являющихся основными элементами креативности, рассматривается как основная психологическая функция художественных вербальных текстов. Текст является знаковым выражением внутреннего мира, отношения к жизни автора (коммуникатора), «знаковой моделью мира». Психологический семиозис, таким образом, предполагает изменение субъективной реальности (модели мира), участвующей в процессе личности, порождение и изменение значений в ее семиотической системе.

Детерминированная текстовым общением динамика смысловой сферы личности актуализируется в порождаемом личностью (вторичном) тексте, в частности в вербальных продуктах его творчества. Вербальный текст является естественным, психологически адекватным проективным материалом для диагностики выраженности креативности.

Согласно нашему пониманию феномена креативности, его проявление определяется, в частности, степенью владения личностью средствами выражения личностного смысла, органичными для культуры. Адекватным средством диагностики креативности человека, таким образом, может быть анализ психосемиотической структуры созданного им вербального текста. Личность презентует смысл посредством текста, задача ди-

агноста - «считать» его, анализируя знаковую систему, которой пользовался автор. В работе [2] предпринята попытка осуществить анализ продуктов вербального творчества школьников с позиции их психологического содержания через анализ текста как знаковой модели смысловой сферы личности. В качестве исследуемого материала может выступать любой продукт вербального творчества: поэтические тексты, письма, жанровая проза или рассказы, составленные по заданному сти-мульному материалу, каковыми являются, например, тексты испытуемых при использовании классического в психодиагностике метода - ТАТ.

Анализ психосемиотической структуры вербального текста предполагает определение его содержательных особенностей, задаваемых контекстом. Смысловые компоненты личности выражаются как через тематику, проблематику, пафос текста, так и через его структуру: особенности композиции, поэтики, синтаксиса, стилистики.

Креативность личности, актуализированная посредством вербального творчества, оценивается прежде всего критериями объективной художественной значимости созданного текста. Такой способ оценки сформировался в культуре безотносительно к процессу психодиагностики и отражает отношение к творчеству как к художественному, гармонично структурированному самовыражению личности. Данный параметр оценки текста представляется объективно значимым и в частном случае психодиагностической интерпретации текста.

Первым шагом интерпретационного анализа, который должен определить логику выстраиваемого психологом диагностического алгоритма, является актуализация целостного эмоционально-содержательного восприятия текста. Таким образом определяется общий художественный уровень текста как объективный критерий его творческой значимости, обозначаются семантические и стилистические доминанты смысловой реальности автора.

Анализ структурных особенностей текста предполагает исследование композиции. Сложная архитектоника составляющих частей: например кольцевая композиция или авторские отступления являются показателями высокого уровня владения художественными средствами самовыражения. Дальнейшую логику анализа задает текст; алгоритм текстового исследования при диагностике креативности гибок, подчинен психологическому содержанию и структуре текста.

В монографии [2] показан механизм исследования динамики креативности посредством анализа психосемиотической структуры поэтических текстов школьников. В работе [3] мы пытались описать механизм диагностики креативности с помощью анализа психосемиотической структуры рассказов ТАТ. Думается, адекватным современным условиям прикладной педагогической психологии методом диагностики будет являться и анализ школьных сочинений на свободную или заданную тему. Использование сочинений в качестве проек-

тивного материала обусловлено рядом причин: экономией времени на получение диагностических данных, естественностью и привычностью формы деятельности испытуемых и возможностью получения адекватного цели исследования авторского вербального текста.

Рассмотрим школьное сочинение на заданную тему: «Россия - Родина моя» [написание слова «родина» (прописную или строчную букву) учащемуся предлагалось выбрать самостоятельно].

«Начиная это сочинение, я очень боялась неизбежности пафоса. Обычно на такие темы волей-неволей начинают сочиняться оды и сами собой “поются дифирамбы”. И очень часто все это получается неискренне. Весь блеск и лак пафоса просто затмевает истинное, глубокое чувство любви. Любви к Родине с большой буквы.

Живу я у папеньки и маменьки на этой святой земле вот уже семнадцатый годочек. Папенька с маменькой в любви меня ростили, братья в обиду не давали. И пошла я в один погожий денечек куда глаза глядят: мир охота была повидать да на людей посмотреть. Ай да Русь! Ах, красавица. Эх, нищая, бедная земля... Что ж ты не встанешь, что ж ты не встрепенешься от долгого сна? Кормилица ты наша, благодетельница! Долго ль тебе еще во прахе сером лежать? Люди злые на тебя плюют, ногами грешными топочут, а ты смиренно терпишь, с благодарностью ругательства принимаешь. Благословенная земля, матушка! Грязный мужик тебя плугами ковыряет, а ты ему за это богатства свои отдаешь, кормишь его. Прилетит к мужику ночью ангел, укорит его в корысти нехорошей. Засовестится мужик! Выйдет во чисто поле, упадет на колени и поцелует тебя трижды, рыдая. Потом в церковь пойдет, свечку поставит, земным поклоном поклонится и прощения попросит, добрые как-никак люди у нас, совестливые. Мужик-то прощения попросит, а тебе легче станет, еще больше полюбишь его. Прольешь слезы умиления и благодати. “Ну вот и дождик начался”, - скажет мужик и поспешит к женушке своей, к деткам, к коту Ваське. И благодать на него небесная сойдет, и Боженька благословит.

Вот по полю люди подлые на конях скачут. Крови хотят, жертвы и власти. Никого не щадят, ни о ком, кроме себя, подлых, не думают, души невинные забирают! Стонами и плачами Земля Русская наполняется. Терпит, терпит матушка, смиренница, мученица! Прилетит Гамаюн, птица вещая, и станет правду глаголать, станет обличать подлых. Никак Боженька ее послал! А подлые Гамаюна не любят, подлые боятся птицу вещую, ибо она грязь всю их обличает и в самую глубь проникает, и говорит то, что они сами не знают. Совестно становится некоторым подлым, раскаются они, крест поцелуют и встанут на путь истинный. Но другие забоятся и станут птицу убивать. Но подлость глупа: правду нельзя убить, ее можно только спрятать, да и то ненадолго. Гамаюн улетит со стрелой в крыле, но тот, кто узнал правду, ее никогда не забудет. Рано или поздно Гамаюн вернется, и больше всего подлым надо

бояться, что Гамаюн начнет глаголать правду на страшном Суде.

Поймал Иванушка жаро-птицево перо, а что с ним делать? Только прятать приходится, иначе позарятся жадные на него и украдут. Поэтому прятал Иванушка перо в грязную свою шапку, чтобы ненароком в плохие руки не попало. Такая же и ты, матушка моя, родинуш-ка милая, красивая ты была, яркая, большая. Но приходили люди плохие и хотели тебя забрать, и забрали тебя, и портили. Боишься ты быть красивой. Боятся Иванушки, что заберут тебя, поэтому прячут тебя от глаз: “Эти бедные селенья, // Эта скудная природа, // Край родной долготерпенья, // Край ты русского народа!” Уж не помню, кто сказал, но как красиво и как прямо! Но матушка Русь пока ждет, терпит, дожидается своего часа. Или мы пока еще не готовы, чтобы воспряла священная земля и чтобы воссияла она и осветила нас своей благодатью и благодарностью? Но надо ждать, надо смириться.».

Эстетическое впечатление от знакомства с представленным текстом полнее всего определяется словом «неожиданность». Сочинение на вполне рядовую школьную тему отличает выраженная стилистическая оригинальность, что позволяет предположить очень высокий уровень развития креативности у его автора. Оригинальность, по А. Торренсу, - структурный компонент креативности, наиболее положительно коррелирующий с общим ее показателем. Согласно нашему мнению, оригинальность лишь в том случае является показателем высокого уровня развития креативности, если ее проявления не приводят к дисбалансу общей психосемиотической структуры личности, которая является культурозависимой.

Уровень культуры личности определяется характером отражения психосемиотической макроструктуры культуры данного общества. Степень усвоения человеком культурных ценностей: этических, эстетических, философских, религиозных представлений - определяет уровень его психологической зрелости. Креативность мы рассматриваем в контексте культуры, следовательно, анализ психосемиотической структуры текста должен предполагать выявление особенностей смысловой сферы, проявляющихся в формах обусловленной культурой психической организации. При этом психолог фиксирует не только качественное своеобразие смысловой сферы, но оценивает уровень ее развития (от бытового до бытийно-трансцендентного); так же оценивается уровень владения формой культурного самовыражения (от примитивного до высокохудожественного).

Рассматриваемый текст характеризуется адекватностью теме, стилистическим мастерством, глубоким идейным содержанием, богатой философской, историко-национальной и мифологической проблематикой, эмоциональностью, искренностью, лингвистической чуткостью. Выраженные в тексте особенности личностного смысла как характера миропонимания школьницы и уровень владения ею средствами адекватного культуре

№ 21

Сибирский психологический журнал

2005 г.

выражения смысла позволяют оценить креативность испытуемой очень высоко.

Начало и конец текста, согласно закону классической композиции, содержащие смысловые доминанты, позволяют заключить, что выраженными чертами автора являются искренность, стремление к простоте и ясности, терпению - закрепленные в отечественной культуре (о чем свидетельствует, в частности, художественная классика) качества русского человека.

Сложное сочетание художественного времени в тексте (переплетение настоящего, прошлого, будущего и мифического времен), слияние реального и архетипи-ческого создают эффект стилистической игры, наиболее точно передающей состояние перехода бытового «Я», которому «семнадцатый годочек», на уровень бытийного осознания себя как части «Земли Русской».

Художественное своеобразие текста определяется гармоничным единством формы и содержания: автор применяет элементы фольклорной поэтики как средство выражения любви к родной земле. Использование постоянных эпитетов, фольклорных сказочно-мифологических образов, многочисленных инверсий, развернутых метафор создает эффект легкости, эмоционального единства текста, что позволяет судить о его художественно-эстетической значимости, высоком уровне владения автором средствами культурного выражения личностного смысла.

Ритмика текста также максимально адекватна его тематике. Элементы поэтики причитаний с градирующими обращениями, повторы, синтаксический параллелизм ху-

дожественно точно передают взволнованность автора, озабоченность судьбой России. Обобщающие резюме («правду нельзя убить, ее можно только спрятать» и др.) выполняют функцию логических завершений и позволяют судить о рациональной организации текста.

Психосемиотическая структура рассматриваемого текста представляет собой гармоничную организацию знаковых элементов (фонетических, лексических, синтаксических, поэтических, стилистических, образных). Смысловое своеобразие и содержательная глубина текста позволяют оценить уровень креативности как свойства психики, представляющего собой реализацию личностного смысла средствами культуры, параметром «превосходно».

Диагностика психологических особенностей человека, в том числе его креативности, по тексту - естественный, обусловленный формой культурного существования метод. М.М. Бахтин, рассматривая текст как первичную реальность всякой гуманитарной дисциплины, утверждал: «Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные дисциплины» [1]. В условиях диагностической бедности современной психологической науки, отсутствия адекватных методов диагностики креативности вообще и основанных на культурно обусловленной отечественной методологии в частности, анализ психосемиотической структуры вербального текста может в некоторой степени восполнить существующий пробел психологического знания.

Литература

1. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.

2. Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.

3. Кыштымова И.М. Диагностика креативности методом психологического анализа авторского текста // Сибирская психология сегодня: Сб.

науч. трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. Вып. 2.

4. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.

PSY CHO-SEMIOTIC ANALYSIS AS A WAY OF CREATIVITY DIAGNOSTICS I.M. Kyshtymova (Irkutsk)

Summary. The method of psychological creativity diagnostics, developed by the author, is presented. The expediency of its use is p roved. The criteria of verbal text evaluation are shown. The examples of teenagers’ essays psycho-semiotic analysis are presented.

Key words: psychological semiotics, creativity, text, meaning if personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.