Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru/index.html
2018. Т. 25. С. 89-103
Иркутского государственного университета
УДК 159.9.072
DOI https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.89
Развитие патриотизма у солдат по призыву в период армейской службы
И. С. Шахова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Обоснована актуальность психологического исследования патриотизма, его важность для продуктивности деятельности военнослужащего. Аргументировано суждение о взаимосвязи патриотизма с уровнем смыслового развития личности. Описана программа развития патриотических установок, основанная на принципе инкультурации и предполагающая рефлексивную работу с прецедентными текстами в условиях психологического тренинга. Представлены результаты развивающего эксперимента, в котором участвовали солдаты, проходящие службу по призыву Показано, что в результате эксперимента произошли статистически значимые изменения уровня смыслового развития солдат, причем их динамика выше, чем у солдат, не принимавших участие в эксперименте. В контрольной группе уровень смыслового развития понизился у солдат с высшим образованием и повысился у солдат со средним образованием и невысоким исходным уровнем смыслового развития.
Ключевые слова: патриотизм, личностный смысл, инкультурация, программа развития патриотизма, армейская служба.
Для цитирования: Шахова И. С. Развитие патриотизма у солдат по призыву в период армейской службы // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 25. С. 89-103. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.89
Введение
Важность исследования патриотизма обусловлена его социальным, личностным и научным значением. Широко употребляемое в обыденной речи понятие обладает неоднозначной семантикой и является предметом активных дискуссий в публицистическом дискурсе. В то же время научный статус патриотизма не определен; малочисленность работ, посвященных его генезу, структуре и взаимосвязям, отсутствие строгого определения обусловливают важность научной активности в изучении патриотизма. Противоречие между увеличивающейся социальной, психологической и политической востребованностью патриотизма и неопределенностью научных представлений о его содержании и способах развития определили тему нашего исследования.
При значимости патриотизма для любого человека для военнослужащих он является необходимым условием не только их профессиональной продуктивности, но будущего нашей армии и страны. Поэтому актуальность
исследования, направленного на поиск способов определения патриотизма у военнослужащих и методов его развития, представляется несомненной.
Важность становления личности воина как гражданина, патриота и профессионала, способного успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время, с учетом противоречивых условий современного периода российской государственности определяет направление воспитательного процесса в Вооруженных Силах РФ. Его реализация должна осуществляться в комплексе с правовым и эстетическим воспитанием на основе обращения к истории Отечества, Вооруженных сил, видов и родов войск, округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей, воинских традиций. Акцентируясь на роли воинской среды в патриотическом воспитании, И. А. Ильин определял российскую армию как «школу русской патриотической верности, чести, дисциплины и стойкости» [Ильин, 2007, с. 42].
Изменившиеся условия становления личности призывников, связанные с активностью трансформации пространства в условиях доминирования новых информационных технологий, определяемых рыночной экономикой траекторий выбора жизненных приоритетов, редукции традиционных национальных ценностей под влиянием процесса глобализации, обусловливают важность поиска продуктивных способов развития патриотизма у солдат, проходящих службу по призыву.
Таким образом, актуальность поиска новых путей развития патриотизма и гражданского самосознания солдат по призыву детерминирована, во-первых, обострившейся внешне- и внутриполитической обстановкой в стране и необходимостью поддержания морально-психологического состояния личного состава на высоком уровне; во-вторых, активным изменением развивающего пространства, в котором происходит формирование будущего солдата; и в-третьих, изменением условий армейской службы.
Научные представления о патриотизме и его развитии
Для определения форм и методов развития патриотизма в условиях современной подготовки военнослужащих важно понимать его психологическое содержание, генез, структуру и взаимосвязи.
Патриотизм не относится к числу традиционных объектов психологического исследования при его очевидной значимости для становления и проявления личности. Можно предположить, что это связано, во-первых, с междисциплинарным статусом понятия и его укорененностью в обыденном (не научном) сознании и, во-вторых, с активностью процессов глобализации и вызванными ею попытками дискредитации явления.
Словарная психологическая интерпретация патриотизма обусловлена его пониманием как «общественного сознания, связанного с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей» [Крысько, 2003, с. 195]. В патриотизм включаются «любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам и защищать от врагов» [Там же]. При бесспорности
определения патриотизма как «пути возвышения личности от ограниченной любви к самому себе и любви к ближним до любви к любому человеку как таковому и тем самым - к человечеству в целом» [Крысько, 2003, с. 195] оно носит очень широкий, общий характер и не соответствует критерию научной операциональности.
Мы рассматриваем патриотизм как составляющую личностного смысла, тесно взаимосвязанную с такими его структурными компонентами, как гражданские установки и жертвенность [Кыштымова, Скорова, 2018].
На патриотизм как показатель уровня смыслового развития личности указывал И. А. Ильин. Подчеркивая важную роль служения Отечеству, любви к нему, он определял их в связи с личностной и социальной продуктивностью: «Человек, не обуздавший своего животного себялюбия, своего практического эгоцентризма, не открывший себе глаза на свое призвание -служить высшему Смыслу и Делу, будет всегда существом социально опасным» [Ильин, 2007, с. 129]. Таким Смыслом и таким Делом, рождающим единение людей, по мнению И. А. Ильина, наряду с верой, браком и дружбой есть «воинское братство единой армии и патриотический подъем» [Там же, с. 133].
Рассматривая патриотизм в дискурсе смысловой теории личности, мы определяем его соответствие высшим уровням смыслового развития, исходя из уровневой дифференциации Б. С. Братуся, который выделяет смысловые уровни: эгоцентрический, группоцентрический, еще более высокий - гуманистический, «определяющий внутреннюю устремленность к благу других, даже лично незнакомых, «чужих», «дальних», людей, общества, человечества в целом» [Братусь, 1999, с. 293], и самый высокий «духовный» уровень, на котором «определяются субъективные отношения человека с беспредельным, устанавливается его... отношение к конечным вопросам и смыслам жизни» [Там же].
При эгоцентрическом уровне развития смысловой сферы «патриотизм», детерминирующий направленность личности, требующий проявления гражданской активности, не согласуется с индивидуалистическими, меркантильными интересами индивида, отвергается и критикуется. Группо-центрический уровень имеет более сложную связь с патриотизмом: с одной стороны, он может быть обусловлен ориентацией смысловых установок на идеи национальной исключительности, национального превосходства; с другой стороны, ориентация на коллективистские ценности являются одной из детерминант позитивных представлений молодежи о патриотизме [Му-ращенкова, 2014].
На гуманистическом уровне смыслового развития проявляется деятельная любовь к Родине, которая сочетается с уважением к другим странам, народам, ко всему человечеству.
Высшее проявление патриотизма - самопожертвование во имя Родины - характеризует духовный уровень смыслового развития. Личность, демонстрирующая альтруистичное, жертвенное поведение, подразумевающее большую значимость благополучия, счастья, удовлетворения интересов дру-
гих, достигла высшего духовного уровня смыслового развития [Братусь, 1999, с. 293].
Психологический статус понятия «жертвенность» также связан с высшим - духовным уровнем развития личностного смысла [Кыштымова, Шахова, 2016], эта связь выражает со-природность и нераздельность патриотизма и жертвенности.
Рассмотрение патриотизма с позиции смысловых установок позволяет разрешить противоречие между представлением его статуса как «слепого», определяющего идеалистическое и некритическое отношение, или «конструктивного», предполагающего направленность на критико-аналитическое осмысление происходящих событий и продуктивное, осмысленное действие на благо Родины [Lewin, 2013]. Духовный уровень развития смысла определяется как трансцендентный, независимый от идеологических установок, раскрывает патриотизм как образование, по Е. Levin, «конструктивное». С другой стороны, низкий уровень развития личностного смысла формирует поведенческие установки, связываемые в ряде работ с «патриотизмом», что обусловливает разнообразие его интерпретаций: от «аналога фашизма с деструктивным, конфликтогенным и расистским уклоном до весьма обоснованных и своевременных призывов к единению российского народа на основе патриотизма» [Воспитание гражданина России ... , 2015, с. 57]. Различению патриотизма и национализма, их выраженности у военнослужащих посвящены работы J. Griffin [Griffith, 2010].
Современными учеными исследуется психологический статус патриотизма, его значение для военнослужащих [Караяни, Караяни, 2014; Караяни, Караяни, Зинченко, 2016; Караяни, Каширин, 2018], его функция как ресурса сохранения и развития общества [Дубровин, 2015], трансформация патриотических установок в армии, их редукция к межкультурной компетенции в условиях глобализма и плюрализма [Ili§oi, Lesenciuc, Nagy, 2012], значение патриотизма в жизни американцев, его стили - почтенный и любознательный [Huiskamp, 2011], зависимость воинской продуктивности от уровня смыслового развития военнослужащего [Селигман, 2013]. Патриотизм рассматривается и с позиции актуализации компенсаторных механизмов, приводятся данные о его взаимосвязи с социальным неравенством в стране или страданиями от внешних конфликтов [Ariely, 2017].
Проблеме развития личности военнослужащих посвящены работы Н. Г. Комаровой, которая предлагает стимулировать личностное саморазвитие курсантов военного вуза с помощью групповых дискуссий на моральные темы. О. Ю. Новиков для совершенствования патриотического воспитания военнослужащих обращается к воспитательному потенциалу религии. Н. А. Царева направляет внимание на необходимость в воспитательном процессе использования произведений художественной культуры как основного источника сохранения и трансляции базовых ценностей традиционной культуры, таких как «патриотизм», «долг», «совесть», «честность», «порядочность».
Особенностям развития смысловой сферы солдат, ее взаимосвязи с психологическим здоровьем посвящено исследование G. Ыeftaras, Е. Р8айа, в процессе которого выявлены тесные взаимосвязи низкого уровня смыслового развития с депрессивными симптомами. Осмысленность жизни, как выяснили авторы, положительно коррелирует с психологическим здоровьем [Юейагаэ, Р8агга, 2012].
Значимость патриотизма, определяющая готовность военнослужащего к выполнению задачи защиты Родины обусловливают необходимость разработки психологических принципов и условий развития этого качества, которых в доступной нам литературе не обнаружено.
Развитие патриотизма у солдат по призыву
Для развития смысловой сферы личности солдат по призыву, их патриотизма разработана и практически апробирована программа, основанная на принципе инкультурации - интериоризации значимых для национальной культуры ценностей - и предполагающая работу с прецедентными литературными текстами, отражающими наиболее значимые «камертонные» смыслы - созидательные, отличающиеся всезначи-мостью и всевременностью [Шахова, 2017; Шахова, 2016]. Степень «считывания» закрепленных в классических (прецедентных) текстах смыслов зависит от внутренней активности человека, его «принятия» транслируемых смыслов, их понимания.
Развивающая программа была апробирована в одной из войсковых частей г. Иркутска. Всего в исследовании принял участие 91 человек - солдаты, проходящие воинскую службу по призыву (экспериментальная группа -41 человек, контрольная - 50).
Программа предполагала реализацию в условиях интегративной модели занятий, соединяющей принципы организации психологического тренинга и обучающего диа- и полилога [Кыштымова, 2007]. При этом соблюдались условия: 1) добровольности участия солдат в занятиях (с учетом того, что солдат в армии жестко подчинен распорядку дня и требованиям командиров и начальников, т. е. ограничен в своей свободе, данное требование особенно актуально); 2) диалогическая форма взаимодействия; 3) поощрение к самостоятельному формулированию вопросов; 4) вдумчивое, рефлексивное, медленное чтение отрывков классических произведений [Шахова, 2017].
Подбор литературных текстов для рефлексивной работы осуществлялся с учетом их смысловых доминант, возможности актуализации когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов патриотизма. Когнитивный компонент предполагает знание истории культуры своей страны и малой родины, армии и рода войск, знания о подвигах героев и успехах современников, знакомство с жизнью людей других национальностей, их традициями, национально-специфическими ценностями разных культур. Эмоциональный компонент отражает систему переживаний, связанных с восприятием того, что относится к понятию «родина». Мы использовали философские тексты И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва, С. Л. Франка,
С. Н. Булгакова. Их произведения, в которых осмысливается судьба России, выражается боль за ее судьбу, «обращены не столько к интеллекту, сколько к сердцу... Они оставляют больше свободы воображению, они предоставляют каждому толковать учение так, как это органичнее и понятнее именно для его индивидуальности» [Андреев, 2016, с. 44].
В процесс обсуждения с солдатами были включены тексты о жизни и творчестве русских людей, вошедших в пантеон героев: Ф. Ф. Ушакова, А. В. Суворова, С. В. Рахманинова.
При выборе текстов для обсуждений мы руководствовались также пониманием связи патриотизма с любовью к малой родине, поэтому в работу была включена повесть В. Г. Распутина «Сибирь». Важность темы гражданской ответственности личности, обладающей властью, определила необходимость работы с поэмой А. С. Пушкина «Борис Годунов»; необходимость принятия суждения о причастности каждого к судьбе Родины послужили основой выбора для работы текстов о «рядовой» самоотверженности «Севастопольских рассказов» Л. Толстого и повести «Тихие подвижники» П. Н. Краснова.
Поведенческий компонент реализовался в процессе практической части занятия, выполнения упражнений, направленных на рефлексию, отработку коммуникативных навыков общения с представителями различных национальностей, написания сочинения «Россия - Родина моя», презентации в группе своей малой родины.
Работа с обозначенными литературными, а также музыкальными камертонными текстами, с одной стороны, направлена на повышение уровня осмысленности своего отношения к Родине, общих смысложизненных установок, формирование готовности к реализации моделей поведения, закрепленных в культурных традициях как «героические», с другой, на повышение уровня эстетической рефлексивности, критичности при восприятии медийных текстов, на формирование психологической медиакомпетентности [Кыштымова, 2018], которая позволит критично и осмысленно воспринимать противоречивую медиаинформацию, быть устойчивым к транслируемым в ходе информационных войн идеологическим текстам.
Результаты исследования и их анализ
Солдаты экспериментальной группы участвовали в процессе реализации развивающей программы на протяжении периода их службы, всего было проведено 20 двухчасовых занятий. Для занятий экспериментальная группа была разделена на две подгруппы, деление происходило с учетом занимаемых должностей в подразделениях. Одну группу составили 18 человек, вторую группу - 23.
Диагностическое исследование проходило в два этапа: в начале воинской службы (октябрь-ноябрь 2015 г.) и перед увольнением солдат из рядов Вооруженных сил (октябрь-ноябрь 2016 г.).
Для диагностики уровня смыслового развития солдат по призыву использовались: модифицированный вариант методики психосемиотического
анализа сочинений (ПАС) [Кыштымова, 2008] и методики предельных смыслов [Леонтьев, 1999], дополненные показателями наличия гражданских установок в смысловой сфере личности [Шахова, 2015], тест СЖО [Леонтьев, Калашников, Калашникова, 1993]. Уровень патриотических установок оценивался с помощью составленного нами опросника, предполагающего выбор из предложенных вариантов определений патриотизма такого, которое, по мнению испытуемого, является наиболее точным. Например, «патриотизм это - бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения» (4 балла), «патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка» (1 балл).
Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики с помощью ¿/-критериев Манна - Уитни, Т-критерия Вилкоксона, г^-критерия Спирмена.
При сравнении уровня развития смысловой сферы и патриотических установок у солдат контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе эксперимента статистически значимых различий не обнаружено.
После реализации программы эксперимента выявлены достоверные различия в выраженности показателей развития смысловой сферы у солдат экспериментальной и контрольной групп. Обнаружено (рис. 1), что по всем значимым маркерам развития личностного смысла у солдат экспериментальной группы зафиксирована существенная динамика. Снижение значения критерия «субъектоцентризм» (р = 0,027) также является свидетельством положительных изменений, так как этот показатель обозначает «степень центрации на самом себе большей, чем на объекте повествования» [Кы-штымова, 2008]. При первой диагностике в процессе написания сочинения на тему «Россия - Родина моя» солдаты в большей степени «соскальзывали» на повествование о себе, чем о заданном предмете письма. Результаты анализа итоговой диагностики позволяют констатировать, что уровень «объ-ектоцентризма» (определяемого как отношение обозначений предмета повествования (Родины) к корню квадратному из общего количества слов в тексте, кроме служебных) превысил показатель «субъектоцентризма».
Высокие значения категории «объем» (определяющей количество самостоятельных слов в сочинении) у солдат контрольной группы (р = 0,045) свидетельствует об их потребности высказаться, возможности к чему в строгой армейской среде недостаточно. Солдаты экспериментальной группы могли реализовать эту потребность в процессе участия в развивающих занятиях.
Достоверные различия между двумя группами были выявлены по показателю «гражданские установки» (р = 0,002), т. е. у юношей экспериментальной группы более выражена осознанность своей включенности в социально значимые процессы, ответственности перед обществом и государством. Понимая гражданские установки как социальные аттитюды, проявляющиеся в предрасположенности личности к таким значимым гражданским ценностям, как преданность Отечеству и бескорыстное служение Родине, мы рассматриваем их и как структурные компоненты смысловой сфе-
ры личности. Значения показателей ПАС - «смысл 1» (мировоззренческий уровень смысла) ^ = 0,018), «смысл 2» (нравственный уровень) ф = 0,031) -демонстрировали достоверные групповые различия на завершающем этапе исследования: смысловое развитие солдат в экспериментальной группе оказалось значительно выше.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Рис. 1. Динамика показателей смыслового развития у солдат экспериментальной и контрольной групп
Примечание. Сплошная линия - экспериментальная группа, прерывистая линия -контрольная группа, СЦ - субъектоцентризм, ОЦ - объектоцентризм, ГУ - гражданские установки, ИР - индекс рефлексивности.
Более высокий показатель «индекса рефлексивности» ^ = 0,001) у испытуемых экспериментальной группы свидетельствует о происходящих процессах смыслогенеза, процессах понимания самого себя. Различия обнаружены по показателю «процесс» теста СЖО ^ = 0,022): в экспериментальной группе его значения выше, чем в контрольной, что свидетельствует о росте удовлетворенности солдат, участвующих в эксперименте, своей жизнью в данный момент времени, здесь и сейчас, эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом.
Таким образом, полученные данные позволяют нам резюмировать, что смысловой уровень солдат экспериментальной группы значительно выше, чем солдат контрольной группы. При этом условия военной службы обусловили рост некоторых диагностических критериев у солдат из контрольной группы. Так, выявлена динамика по показателям ПАС: образность ^ = 0,019), гармонический центр ^ = 0,013), что свидетельствует о росте
умений самовыражения и повышении уровня психологической стабильности. Динамика выявлена по показателю «гражданские установки» (р = 0,046) методики психосемиотического анализа сочинений и индексу гражданских установок (р = 0,046) методики предельных смыслов. Это позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся в Вооруженных силах воспитательная система действенна и оказывает положительное влияние на развитие гражданских установок молодых людей, проходящих воинскую службу по призыву. Однако в экспериментальной группе динамика по данным показателям более выражена.
При этом обнаружена интересная картина: юноши с изначально высокими значениями «смысла 1» («духовный», «национально-культурный») и «смысла 2» («духовный», «гуманистический») продемонстрировали после службы снижение показателей. И наоборот, у юношей с выявленными в начале службы низкими значениями «смысла 1» («бытовой») и «смысла 2» («эгоцентрический») повысились показатели смыслового развития.
При проведении сравнительного анализа диагностических показателей у военнослужащих, имеющих низкий уровень образования (неполное среднее и среднее) и, с другой стороны, имеющих среднее техническое, неоконченное высшее и высшее образование, было установлено, что в группе имеющих уровень образования выше среднего статистически значимой динамики показателей смысла не выявлено. В то время как в группе военнослужащих, имеющих среднее и неоконченное среднее образование, выявлена положительная динамика по ряду показателей смысловой сферы. Изменения произошли по показателю «смысл 1» (р = 0,046). Это свидетельствует о росте мировоззренческого уровня личностных смыслов военнослужащих, не имеющих образования. Армейская среда оказала позитивное влияние на процессы их смыслового развития. У солдат с низким образовательным статусом произошло достоверное повышение значений по показателям «ответственность» (р = 0,034), «цельность» (р = 0,033), «гармонический центр» (р = 0,05).
Результаты исследования смысловых показателей в контрольной группе позволяют заключить, что служба в армии продуктивна для личностного развития юношей с низким уровнем образования и смыслового развития -их показатели значимо повысились. С другой стороны, условия службы не оказывают позитивного влияния на юношей с высоким образовательным статусом и развитой смысловой системой, более того, показатели их смыслового развития снижаются.
Динамика уровня смыслового развития личности у всех солдат экспериментальной группы оказалась более выражена, чем в контрольной группе. Составленная нами программа развития смысловой сферы военнослужащих, их патриотизма посредством рефлексивной работы с прецедентными текстами в режиме полилога в условиях психологического тренинга подтвердила свою эффективность.
За год службы произошли статистически значимые изменения по показателям «локус Я» (р = 0,037), отражающим представления воинов о себе как о сильной личности, готовой выполнить свой воинский долг, построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Значимая динамика по показателю ПАС «ответственность» (р = 0,038) свидетельствует о развитии у юношей в процессе прохождения службы нравственной составляющей личностных смыслов, которую маркирует рост значений диагностического показателя «ответственность». Высокие значения этого показателя свидетельствуют о развитии у юношей способности нести ответственность за себя и за других.
Существенный сдвиг значения уровней развития нравственных смыслов (р = 0,001) и мировоззренческих (р = 0,002) говорит о качественном росте смысловой сферы личности солдат по призыву экспериментальной группы. Причем выявленная в контрольной группе тенденция к снижению уровня смыслового развития у юношей, пришедших в армию с высокоорганизованной смысловой сферой и высшим образованием, в экспериментальной группе не обнаружена.
Повышение значений показателя «объектоцентризм» (р = 0,050) позволяет заключить, что в процессе эксперимента получили развитие эмпатия, направленность внимания на окружающих, друзей, близких, родных.
Произошел положительный сдвиг качеств личности молодых людей, характеризующих их патриотическую направленность, демонстрирующих осознание ими себя гражданами своей страны, несущих ответственность за судьбу Родины, что определено динамикой «гражданских установок» (р = 0,001) методики ПАС и показателя «индекс гражданских установок» МПС (р = 0,018).
Определяемый с помощью составленного нами опросника показатель «патриотизм» коррелирует с показателем «индекс гражданских установок» (р = 0,007), аналогичная взаимосвязь выявлена между показателями «желание эмигрировать» и «индекс гражданских установок» (р = 0,038).
Выявлена взаимосвязь личностного смысла с гражданскими установками. Сравнительный анализ диагностических параметров между юношами, показавшими наличие гражданских установок, и теми, у кого они не проявились, позволил убедиться, что у воинов, в смысловой сфере которых обнаружены гражданские установки, показатели личностных смыслов более высокие и динамика личностных смыслов более выражена.
Заключение
Важность исследования патриотизма и условий его развития у солдат обусловлена особой ролью этого качества для продуктивности воинской деятельности, недостаточной изученностью явления патриотизма в психологии.
Нами обосновано и экспериментально проверено суждение о смысловой природе патриотизма, его тесной взаимосвязи с уровнем развития личностного смысла.
Составлена программа смыслового развития личности военнослужащего, его патриотизма, основанная на реализации принципа инкультурации. Посредством диалогового общения, чтения, слушания и обсуждения прецедентных текстов (музыкальных и литературных), актуализируя процессы понимания и рефлексии, мы пытались повысить уровень смыслового разви-
тия солдат. Занятия велись в течение шести месяцев по модели психологического тренинга, в них принял участие 41 солдат, проходящий службу по призыву. Анализ диагностических данных показал, что смысловое развитие солдат в экспериментальной и контрольной группах характеризуется выраженными различиями.
Результаты исследования позволяют заключить, что армия оказывает воздействие на личность солдат по призыву. Однако это воздействие неоднородно: служба в армии продуктивна для личностного развития юношей с низким уровнем образования и смыслового развития - их показатели значимо повысились, с другой стороны, условия службы не оказывают позитивного влияния на юношей с высоким образовательным статусом и развитой смысловой системой, более того, показатели их смыслового развития снижаются.
Реализация развивающей программы, основанной на принципах ин-культурации, в экспериментальной группе способствовала развитию смысловой сферы личности, повышению уровня гражданского самосознания и патриотизма у всех ее участников.
Патриотизм - культурно обусловленное явление, его развитие закономерно связано с процессами инкультурации и возможно в условиях специальных развивающих программ.
Список литературы
Андреев Д. Роза Мира. СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 864 с.
Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева / А. Г. Асмолов [и др.]. М. : Смысл, 1999. С. 284-298.
Воспитание гражданина России. К 70-летию Великой Победы / под ред. И. Н. Пашковской. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. 132 с.
Дубровин В. Л. Патриотизм как ресурс социального самоопределения в российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2015. 39 с.
Ильин И. А. За национальную Россию [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html (дата обращения: 13.05.2018).
Ильин И. А. О русском национализме : сб. ст. М. : Рос. фонд культуры, 2007. 152 с.
Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Военно-психологическое образование: между прошлым и будущим // Воен.-акад. журн. 2014. № 1. С. 53-62.
Караяни А. Г., Караяни Ю. М., Зинченко Ю. П. Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне : учеб. пособие. М. : ВУ, 2016. 228 с.
Караяни А. Г., Каширин В. П. Социально-психологические факторы боевого поведения военнослужащих (на примере зарубежных армий) // Вестн. Рос. нов. ун-та. Сер. Человек в современном мире. 2018. № 1. С. 6-14.
Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб. : Питер, 2003.
416 с.
Кыштымова И. М. Интеграция методов обучения и психокоррекции на занятиях со школьниками: культурно-исторический контекст // Интеграция образования. 2007. № 1 (46). С. 15-22.
Кыштымова И. М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психол. журн. РАН. 2008. Т. 29, № 6. С. 57-67.
Кыштымова И. М., Скорова Л. В. Психологическая медиакомпетентность: метау-ровневая модель // Изв. ИГУ. Сер. Психология. 2018. Т. 23. С. 77-87.
Кыштымова И. М., Шахова И. С. Психологическое содержание «жертвенности» и ее выраженность у солдат срочной службы // Рос. психол. журн. 2016. Т. 13, № 1. С. 303-317.
Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС). М. : Смысл, 1999. 35 с.
Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. 1993. Т. 14, № 1. С. 150-155.
Муращенкова Н. В. Социально-психологические детерминанты представлений молодежи об экстремизме и патриотизме : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2014. 24 с.
Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
Шахова И. С. Гражданские установки личности: проблема диагностики // Вестн. КемГУ Спец. вып. 2015. Т. 3, № 3. С. 259-262. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-259-262.
Шахова И. С. Развитие личностного смысла у солдат срочной службы посредством работы с художественными текстами // Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. С. 45-55.
Шахова И. С. Развитие смысловой сферы личности солдат по призыву // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2016. С. 141-146.
Ariely G. Why does patriotism prevail? Contextual explanations of patriotism across countries // Global Studies in Culture and Power. 2017. Vol. 24, Is. 3. P. 351-377. DOI: https://doi.org/10.1080/1070289X.2016.1149069.
Griffith J. When does soldier patriotism or nationalism matter? The role of transformational small-unit leaders // Journal of Applied Social Psychology. 2010. Vol. 40 (5). Р. 12351275. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2010.00617.x.
Huiskamp G. «Support the Troops!»: The Social and Political Currency of Patriotism in the United States // New Political Science. 2011. Vol. 33, Is. 3. P. 285-310. DOI: https://doi.org/10.1080/07393148.2011.592020.
Ili^oi, D., Lesenciuc, A., Nagy D. Patriotism and the finalities of military education // Review of the Air Force Academy. 2012 Vol. 20, Is. 1. Р. 85-90.
Kleftaras G., Psarra E. Meaning in Life, Psychological Well-Being and Depressive Symptomatology: A Comparative Study [Electronics resource] // Psychology. 2012. Vol. 3, N 4. Р. 337-345. URL: http://www.SciRP.org/journal/psych.
Lewin E. Constructive Patriotism in Wartime, Eyal Lewin [Electronics resource] // Open Journal of Political Science 2013. Vol. 3, N 4. Р. 107-112. URL: http://www.scirp.org/journal/ojps.
Inspiring Patriotism in Soldiers of Compulsory Military Service during Their Army Service
I. S. Shahova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The urgency of psychological study of patriotism and its importance for efficient performance of a military serviceman has been given a scientific credence. Patriotism is interrelated with the level of development of personal meaning. The author described the program of developing patriotic attitude based on the principle of enculturation and involving reflexive work with precedent texts in psychological trainings. The results of a development experiment
involving soldiers performing compulsory military service have been presented. The experiment showed statistically significant changes of the level of development of personal meaning of soldiers with their dynamics being higher than that one of soldiers not engaged in the experiment. In the control group soldiers with higher education had their level of development of personal meaning decreased, and soldiers with secondary education and low initial level of development of personal meaning had it increased.
Keywords: patriotism, personal meaning, enculturation, program of developing patriotism, military service.
For citation: Shahova I.S. Inspiring Patriotism in Soldiers of Compulsory Military Service during Their Army Service. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2018, vol. 25, pp. 89-103. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.89 (in Russian)
References
Andreev D. RozaMira [Rose of the world]. St. Petersburg, Azbuka-Atticus Publ., 2016, 864 p. (in Russian)
Bratus B. S. Lichnostnye smysly po A.N. Leont'evu i problema vertikali soznaniya [Personal meanings of A.N. Leontief and the problem of the vertical of consciousness]. Tradicii i perspektivy deyatel'nostnogo podhoda v psihologii. SHkola A.N. Leont'eva [Traditions and prospects of the activity approach in psychology. School A. N. Leontyeva]. Moscow, Smysl Publ., 1999, pp. 284-298. (in Russian)
Pashkovskaya I. N. (ed.). Vospitanie grazhdanina Rossii. K 70-letiyu Velikoj Pobedy [Education of a citizen of Russia. To the 70th anniversary of the Great Victory]. St. Petersburg, SPbGEU Publ., 2015, 132 p. (in Russian)
Dubrovin V.L. Patriotizm kak resurs social'nogo samoopredeleniya v rossijskom ob-shchestve. Avtoreferat dis ... kand. sotsiol. nauk [Patriotism as a resource of social self-determination in Russian society. Extended abstract of candidate's thesis]. Rostov-on-Don, 2015, 39 p. (in Russian)
Il'in I.A. Za nacional'nuyu Rossiyu [For national Russia]. Available at: http://www.dorogadomoj.com/dr74man.html (date of access 13.05.2018). (in Russian)
Il'in I.A. O russkom natsionalizme. Sbornik statei [On Russian nationalism. Digest of articles] . Moscow: Russian Cultural Foundation Publ., 2007, 152 p. (in Russian)
Karayani A.G., Karayani Yu.M. Voenno-psihologicheskoe obrazovanie: mezhdu proshlym i budushchim [Military - psychological education: between the past and the future]. Voenno-akademicheskij zhurnal [Military-academic journal], 2014, no. 1, pp. 53-62. (in Russian)
Karayani A.G., Karayani Yu.M., Zinchenko Yu.P. Protivodejstvie informacionno-psihologicheskim akciyam protivnika v sovremennoj vojne [Counteraction to information and psychological actions of the enemy in modern war. Tutorial]. Moscow, VU Publ., 2016, 228 p. (in Russian)
Karayani A.G., Kashirin V.P. Social'no-psihologicheskie faktory boevogo povedeniya voennosluzhashchih (na primere zarubezhnyh armij [Socio-psychological factors of combat behavior of servicemen (on the example of foreign armies)] Vestnik Rossijskogo novogo uni-versiteta. Seriya: CHelovek v sovremennom mire [Bulletin of the Russian New University, Series: Man in the Modern World], 2018, no. 1, pp. 6-14. (in Russian)
Krysko V.G. Slovar'-spravochnikpo social'nojpsihologii [Dictionary-reference book on social psychology]. St. Petersburg, House Peter Publ., 2003. 415 p.
Kyshtymova I.M. Integraciya metodov obucheniya i psihokorrekcii na zanyatiyah so shkol'nikami: kul'turno-istoricheskij kontekst [Integration of teaching methods and psychocorrection in classes with schoolchildren: cultural and historical context]. Integraciya obrazovani-ya [Integration of education], 2007, no. 1 (46), pp. 15-22. (in Russian)
Kyshtymova I. M. Psihosemioticheskaya metodika diagnostiki verbal'noj kreativnosti [Psychosemiotic technique of verbal creativity diagnostics]. Psihologicheskij zhurnal RAN [Psychological Journal of the Russian Academy of Sciences], 2008, vol. 29, no. 6, pp. 57-67. (in Russian)
Kyshtymova I.M., Skorova L.V. Psihologicheskaya mediakompetentnost': metaurovne-vaya model' [Psychological media competence: a meta-level model]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psihologiya [Izvestiya Irkutsk State University. Series Psychology], 2018, vol. 23, pp. 77-87. (in Russian)
Kyshtymova I.M., Shakhova I.S. Psihologicheskoe soderzhanie «zhertvennosti» i ee vy-razhennost' u soldat srochnoj sluzhby [Psychological content of «sacrifice» and its expression in conscript soldiers]. Rossiiskii psikhologicheskii zhurnal [Russian Psychological Journal], 2016, vol. 13, no. 1, pp. 303-317. (in Russian)
Leontiev D. A. Metodika predel'nyh smyslov (MPS) [The Method of Limit Meanings (MPS)]. Moscow, Meaning Publ, 1999, 35 p. (in Russian)
Leontiev D.A., Kalashnikov M.O., Kalashnikova O.E. Faktornaya struktura testa smys-lozhiznennyh orientacij [The factor structure of the test of meaningful orientations], Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1993, vol. 14, no. 1, pp. 150-155. (in Russian)
Murashchenkova N.V. Social'no-psihologicheskie determinanty predstavlenij molodezhi ob ehkstremizme i patriotizme. Avtoreferat dis ... kand. psikhol. nauk [Socio-psychological determinants of youth's ideas about extremism and patriotism. Extended abstract of candidate 's thesis]. Smolensk, 2014, 24 p. (in Russian)
Seligman M. Put' k procvetaniyu. Novoe ponimanie schast'ya i blagopoluchiya [The Way to Prosperity. A new understanding of happiness and well-being]. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2013, 440 p. (in Russian)
Shakhova I.S. Grazhdanskie ustanovki lichnosti: problema diagnostiki [Civil Attitudes of the Person: Diagnostic Problem]. Spetsial'nyi vypusk Vestnika KemGU [Special issue of the Bulletin of KemSU], 2015, vol. 3, no. 3, pp. 259-262. (in Russian) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-259-262.
Shakhova I.S. Razvitie lichnostnogo smysla u soldat srochnoj sluzhby posredstvom raboty s hudozhestvennymi tekstami [Development of personal meaning among conscript soldiers through work with artistic texts]. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagog-psiholog v sovremennom obrazovanii: lichnostnyj potencial i ego razvitie» [Collected materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference «The Teacher-Psychologist in Modern Education: Personal Potential and Its Development»]. Irkutsk, Aspirant Publ., 2017, pp. 45-55. (in Russian)
Shakhova I.S. Razvitie smyslovoj sfery lichnosti soldatpo prizyvu [Development of the sense sphere of the personality of soldiers on call]. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fundamental'nye nauchnye issledovaniya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty» [Collected materials of the international scientific and practical conference «Fundamental scientific research: theoretical and practical aspects»]. Kemerovo, 2016, pp. 141-146. (in Russian)
Ariely G. Why does patriotism prevail? Contextual explanations of patriotism across countries. Global Studies in Culture and Power, 2017, vol. 24, is. 3, pp. 351-377. DOI: https://doi.org/10.1080/1070289X.2016.1149069 / (date of access 13.05.2018).
Griffith J. When does soldier patriotism or nationalism matter? The role of transformational small-unit leaders. Journal of Applied Social Psychology, 2010, vol. 40 (5). pp. 12351275. DOI: 10.1111/j.1559-1816.2010.00617.x
Huiskamp G. «Support the Troops!»: The Social and Political Currency of Patriotism in the United States. New Political Science, 2011, vol. 33, is. 3, pp. 285-310 DOI: https://doi.org/10.1080 /07393148.2011.592020 /
Ili§oi D., Lesenciuc A., Nagy D. Patriotism and the finalities of military education. Review of the Air Force Academy, 2012, vol. 20, is. 1, pp. 85-90.
Kleftaras G., Psarra E. Meaning in Life, Psychological Well-Being and Depressive Symptomatology: A Comparative Study. Psychology, 2012. vol. 3, no. 4, pp. 337-345. Available at: http://www.SciRP.org/journal/psych / (date of access 13.05.2018).
Lewin E. Constructive Patriotism in Wartime, Eyal Lewin. Open Journal of Political Science, 2013, vol. 3, no. 4, pp. 107-112. Available at: http://www.scirp.org / journal / ojps / (date of access 13.05.2018).
Шахова Ирина Савельевна
аспирант, кафедра психологии образования и развития личности Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 психолог
Войсковая часть 52933
Россия, 664078, г. Иркутск, мкр Зеленый
e-mai: lshahova-irina@lenta. ти
Shakhova Irina Savelievna
Postgraduate, Department of Educational
and Personality Psychology
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,
Russian Federation
Psychologist
Military Unit 52933
Zelyony sub-district, Irkutsk, 664078,
Russian Federation
e-mai: lshahova-irina@lenta. ru
Дата поступления: 13.05.2017 Received: May, 13, 2017