ч
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2014. Т. 9. С. 90-94
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 159.923.2
Диагностика личностного развития солдат срочной службы посредством анализа текста
И. В. Шахова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: shahova-irina@lenta. ru
Аннотация. Приведен анализ динамики показателей уровня развития смысловой сферы солдат за период службы в армии. Обоснована результативность диагностики смысловой сферы путем анализа текстов.
Ключевые слова: развитие; личность, личностные смыслы, гармонический центр, гармоническая личность, психосемиотический анализ текста.
Становление личности происходит в культуре, где человек окружен предметами, знаками, текстами, созданными трудом и творчеством предыдущих поколений, несущими информацию и транслирующими значимые смыслы. «Индивидуальное сознание, - пишет Бахтин, - питается знаками, вырастает из них, отражает в себе их логику и их закономерность... Вне этого материала остается голый физиологический акт, не освещенный сознанием, т. е. не освещенный, не истолкованный знаками» [1, с. 357].
Функцию посредника между вещественным и идеальным выполняет слово. Вербальный язык в силу своей содержательной универсальности является основным средством передачи информации и общения людей и потому выполняет в культуре особые функции. Семиотический подход позволяет осмыслить язык как феномен культуры. Психосемиотика изучает свойства знаковых систем, роль знаков в функционировании психики. Личность как открытая самоорганизующаяся система в процессе творчества находится в состоянии неравновесности. Внутреннее, накапливаясь, требует выхода вовне, самовыражения. Мотивом творческой деятельности становится стабилизация, выход из состояния неравновесности - потребность системы в самоизменении. Во всех проявлениях личности: ее действиях и речи - обнаруживается личностный смысл. Смысл, являющийся системообразующим фактором порождающей текст личности, «жаждет творческого воплощения .в слове» [6, с. 88].
Гомоморфизм психических структур и структур предметной области является основой, позволяющей реализовывать принцип реконструкции -исследовать психические образования посредством анализа продуктов деятельности [3, с. 71]. Суждение о возможности понимания личности посред-
ством познания ее смыслов, выраженных в речи, стало основой для разработки метода анализа авторских текстов.
Диагностика личности посредством анализа созданных ею текстов продуктивна в условиях доминирования строго иерархической модели взаимоотношений, например в условиях армии. Ориентированность на подчинение является фактором, нарушающим валидность диагностической процедуры, что обусловливает необходимость использования опосредованных продуктами деятельности методов диагностики, к которым относится семиотический анализ текста.
Решая задачу определения динамики личностных свойств солдат срочной службы, мы провели исследование смысловой сферы юношей, проходящих службу по призыву в армии. Гипотезой явилось предположение о том, что условия воинской службы оказывают значительное влияние на динамику личностных смыслов юношей.
При проведении исследования был использован метод психосемиотического анализа текста И. М. Кыштымовой, который позволяет выявить как воплощенный в тексте уровень личностного смысла его автора, так и степень владения адекватными культуре средствами самовыражения. Ибо «через слово» познаваема «сущность лица» и «познаем мы человека... по его словам, .слово есть сам говорящий» [П. Флоренский, цит. по: 5, с. 83].
При анализе сочинений используются следующие диагностические категории: «объем», «лексическое богатство», «время», «смысл 1» (уров-невая дифференциация основана на представлениях о «слоях бытия»: бытовом, социальном, национально-культурном и духовном, предложенных Я. А. Фельдманом), «смысл 2» (использована уровневая дифференциация смыслов Б. С. Братуся, осуществленная на основании отношения к другому: прагматический, эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный уровни), «ответственность», «субъектоцентризм» и «объ-ектоцентризм», «цельность», «образность», «интертекстуальность», «композиция», «гармонический центр», «тема» [4].
Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики по критериям и-Манна - Уитни, Т-Вилкоксона, О-критерия знаков, критерия г8-Спирмена. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета 8р88-22.
Психологическое исследование проводилось на базе ракетной дивизии, дислоцирующейся в г. Иркутске, в качестве контрольной группы привлекались студенты Иркутского регионального педагогического колледжа. В эксперименте приняли участие 55 человек (37 — солдаты, сержанты, проходящие воинскую службу по призыву, 18 - студенты Иркутского регионального педагогического колледжа).
Анализ динамики показателей уровня развития смысловой сферы солдат за период службы в армии по критерию Вилкоксона (сравнивались диагностические данные, полученные на начальном этапе прохождения службы и перед увольнением из рядов Вооруженных сил) показал рост
смысловых показателей. Нами были выявлены статистически значимые изменения по показателям: «ответственность» (р = 0,011, на начальном этапе 0,43, на заключительном этапе 1,45), «цельность» (р = 0,04, солдаты -3,14, студенты - 3,91), значения данных показателей значительно увеличились к моменту окончания солдатами службы. Выявлена положительная динамика по показателям «время» (р = 0,07 начало службы - 4,31, конец службы - 4,95) и «процесс».
Обнаружена тенденция к росту значений показателя «гармонический центр» (использованы критерий знаков и критерий Вилкоксона (р = 0,07, начальное значение - 0,26, конечное - 0,77). На основе этих данных мы можем констатировать повышение уровня психической устойчивости, структурированности и гармоничности личности юношей, прошедших службу в армии. Гармоничность предполагает равномерное развитие всех сторон личности, минимизацию внутренних конфликтов. У таких людей можно констатировать хорошее физическое самочувствие, гибкость в управлении своими эмоциями и действиями, удовлетворенность жизнью в целом, открытость познанию нового, творческой деятельности, доброжелательность.
Гармонический центр выражается наличием эмоционально-смысловой доминанты текста в том месте его линейной протяженности, которое определяется «законом золотого сечения». Он обусловливается бессознательными механизмами творчества и связан с его экзистенциальной природой. Гармонический центр определяет «формальную меру организованности системы, структурированной. по принципу ритма» (И. Шмелев, цит. по: [3, с. 39]). Чувство гармонии - важный компонент творчества, оно отражает гармоничность личности как ее внутреннюю согласованность и свободу [3].
Как показывают исследования И. М. Кыштымовой, показатель смысловой сферы личности «гармонический центр» плохо поддается влиянию внешних факторов [4, с. 237]. Следовательно, требует анализа специфическая составляющая армейской среды, оказавшая влияние на динамику «гармонического центра». Полученные в исследовании результаты представляются интересными и могут быть интерпретированы в логике системно-семиотического подхода. Мы предполагаем, что внешняя организация (систематизация, структуризация жизни в армии) отразилась на структурных показателях продукта творческой деятельности в результате действия механизма системного гомоморфизма среды и личности.
При проведении сравнительного анализа данных у молодых людей, в сочинениях которых присутствует гармонический центр (группа 2), и тех, у кого его нет (группа 1), показал, что многие диагностические категории методики психосемиотического анализа текста имеют существенно более высокие показатели в группе солдат, у которых присутствует гармонический центр в тексте сочинения. Так, значение критерия «образность» у 55,5 % юношей группы 2 оказалось более высоким (2, 3, 4 балла), в то время как только у 34,6 % солдат группы 1 показатели по данному критерию
были оценены 2, 3, 4 баллами (табл. 1). По критерию «время» в группе 2 у 99,9 % солдат высокие результаты, в группе 1 - у 65,4 % (табл. 2). Аналогичную картину мы можем наблюдать и по категории «ответственность» -11,5 % в группе 1 и 22,2 % в группе 2 (табл. 3).
Таблица 1
Данные показателей «образность»
Группы Образность
0 1 2 3 4
1 Количество 13 4 7 2 0
% в ГЦ1 50,0 % 15,4 % 26,9 % 7,7 % 0,0 %
2 Количество 3 1 3 1 1
% в ГЦ1 33,3 % 11,1 % 33,3 % 11,1 % 11,1 %
Группа 1 - ГЦ (гармонический центр) в сочинениях не присутствует Группа 2 - ГЦ в сочинениях присутствует
Таблица 2
Данные показателей «время»
Группы Время
0 1 2 3 4
1 Количество 8 1 6 6 5
% в ГЦ1 30,8 % 3,8 % 23,1 % 23,1 % 19,2 %
2 Количество 0 0 1 4 4
% в ГЦ1 0,0 % 0,0 % 11,1 % 44,4 % 44,4 %
Группа 1 - ГЦ в сочинениях не присутствует Группа 2 - ГЦ в сочинениях присутствует
Таблица 3
Данные показателей «ответственность»
Группы Ответственность
0 1 2 3
1 Количество 23 0 1 2
% в ГЦ1 88,5 % 0,0 % 3,8 % 7,7 %
2 Количество 6 1 0 2
% в ГЦ1 66,7 % 11,1 % 0,0 % 22,2 %
Группа 1 - ГЦ в сочинениях не присутствует Группа 2 - ГЦ в сочинениях присутствует
Таким образом, выявленные различия в сравниваемых нами группах могут свидетельствовать о том, что категория «гармонический центр» является маркером гармонически развитой личности, живущей с ощущением тесной связи времен, реализующей принцип свободы в своей жизни, при этом с готовностью несущей за это ответственность.
Особенности изменения смысловой сферы солдат являются специфичными, и их детерминантами стали условия армейской жизни. Мы при-
шли к заключению, что внешняя организация (систематизация, структуризация жизни в армии) отразилась на структурных показателях смысловой сферы в результате действия механизма системного гомоморфизма среды и личности. На основе проведенного исследования мы можем констатировать более высокую степень психической устойчивости, структурированности и гармоничности личности юношей, прошедших службу в армии.
Список литературы:
1. Бахтин М. М. Фрейдизм: Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка : статьи / М. М. Бахтин. - М. : Лабиринт, 2000. - 640 с.
2. Зинченко В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М. : Тривола, 1994. - 304 с.
3. Кыштымова И. М. Психология творчества : учеб. пособие / И. М. Кыш-тымрва. - Иркутск : Вост.-Сиб. Акад. образования, 2013. - 180 с.
4. Кыштымова И. М. Психосемиотика креативности : монография / И. М. Кыштымова. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. - 579 с.
5. Кыштымова И. М. Диагностика креативности старшеклассников методом психосемиотического анализа их сочинений: «гармонический центр» как психодиагностический критерий / И. М. Кыштымова // Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. - Екатеринбург, 2006. - № 6 (42). - С. 83-92.
6. Шлет Г. Г. Введение в этическую психологию / Г. Г. Шлет // Психология социального бытия. - М. : Ин-т практ. психологии. - Воронеж : МОДЭК, 1996. -496 с.
Diagnostics of Personal Enhancement of Conscript Soldiers by Means of Text Analysis
I. S. Shakhova
Abstract. The article concerns the analysis of dynamics of the indices of the development of the semantic sphere of the conscript soldiers during their military service. The author proves the efficiency of diagnostics of the semantic sphere by means of text analysis.
Keywords: development, personality, personal meaning, harmonic mood centre, harmonic personalitym psycho-semiological text analysis.
Шахова Ирина Савельевна магистр психологии, аспирант Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Shakhova Irina Savelieva Master's in Psychology, Postgraduate Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]