Научная статья на тему 'Гражданская законодательная инициатива осуществления населением государственной власти'

Гражданская законодательная инициатива осуществления населением государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
645
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загурская Людмила Андреевна

Данная статья посвящена вопросам развития гражданского общества по средствам внесения законодательных инициатив населением. Рассмотрены формы участия граждан на региональном и федеральном уровне в совершенствовании государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская законодательная инициатива осуществления населением государственной власти»



SCIENCE TIME

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Загурская Людмила Андреевна, Белгородский государственный национальный университет, г. Белгород

E-mail: zagurskaya@bsu.edu.ru.

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития гражданского общества по средствам внесения законодательных инициатив населением. Рассмотрены формы участия граждан на региональном и федеральном уровне в совершенствовании государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственная власть, граждане, гражданская законодательная инициатива, гражданское общество, предложение.

При развитии демократического гражданского общества необходимо всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения. Гражданская законодательная инициатива - это форма непосредственного осуществления населением государственной власти посредством внесения законодательного предложения либо проекта нового закона, проекта закона об отмене или изменении ранее принятых законов с целью последующего принятия такого нормативного акта законодательным органом соответствующего уровня [1,425].

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[2], в соответствие с Конституцией (уставом) субъекта российской Федерации предусматривает право законодательной инициативы гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Сегодня с помощь современных информационных технологий происходит обновление демократических институтов, построение правового государства и гражданского общества путем создания и развития механизмов постоянного и прямого участия граждан в управлении государством.

Положительный опыт эффективного взаимодействия власти с институтами

гражданского общества и населением в целом можно встретить в Белгородской области.

С 2012 года в Белгородской области работает проект «Народная экспертиза», который дает возможность высказать свои идеи по улучшению качества жизни в родном городе или селе и развитию всего региона в целом.

Целью проекта является вовлечение жителей Белгородской области в процесс генерирования и обсуждения идей, принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях.

Для достижения цели проекта запущены две информационно-коммуникационные площадки: офлайн и онлайн.

Офлайн-площадка проекта используется при отсутствии доступа к Интернету. С этой целью в муниципальных образованиях (включая небольшие населённые пункты) установлены специализированные информационные ящики единого образца, которые позволят организовать сбор народных инициатив. И онлайн-площадка — это специально разработанный сайт narod-expert.ru, где каждый зарегистрированный пользователь может разместить для народного обсуждения идею, которая, по его мнению, должна способствовать улучшению качества жизни населения области либо достижению определённых качественных или количественных показателей в различных сферах деятельности (сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, бизнес и т.д.)[3].

В 2013 году на официальном сайте Белгородской областной Думы заработали два новых форума. Первый -«Гражданская инициатива»- призвано обеспечить возможность для внесения предложений, инициатив по формированию законодательной базы. Граждане и организации могут вносить свои предложения и проекты по поводу различных явлений общественной жизни, которые, по их мнению, нуждаются в нормативно-правовом регулировании.

Помимо этого, в другом разделе форума, «Обсуждение реализации законов» - является обеспечение участия граждан и заинтересованных организаций в оценке эффективности реализации законов Белгородской области, вошедших в план мониторинга правоприменения на текущий год. Также граждане могут внести свои предложения по включению законов Белгородской области в план мониторинга на очередной год.

Данный разделы позволяет проводить открытое обсуждение, в ходе которого пользователи высказывают своё мнение об внесённых инициативах и о ходе реализации законов Белгородской области, оценивают их положительные и отрицательные стороны, сообщают факты о нарушениях, связанных с реализацией законов, направляют рекомендации по совершенствованию, как конкретных законов, так и отдельных сфер жизнедеятельности.

Собранные предложения Белгородская областная Дума использует при работе над законопроектами, при подготовке обращений к органам государственной власти, при подготовке отчёта о мониторинге правоприменения законов Белгородской области и служить основанием для рассмотрения вопроса о разработке соответствующих законопроектов [4].

В Российской Федерации право гражданской законодательной инициативы на федеральном уровне не было предусмотрено. Обладающим правом законодательной инициативы согласно Конституции Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения)[5].

В 2013 году Указом Президента Российской Федерации[6] были утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива». При этом рассмотрению в соответствии с указанными Правилами подлежат направленные гражданами Российской Федерации:

а) общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне;

б)общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях.

В данном случае общественная инициатива понимается шире, чем законодательная инициатива.

Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие установленным требованиям. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, проводимая Фондом развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии»[7].

Сегодня гражданские инициативы в России выполняют две основные задачи: с одной стороны, они компенсируют недостатки системы социального обеспечения, помогают незащищенным группам населения, занимаются просвещением, с другой, являются органичным «противовесом», сдерживающим притязания власти и государства на общественные ресурсы и частную жизнь индивида.

Участие в гражданских инициативах формирует в людях навыки самоорганизации, сотрудничества и социально ответственного поведения.

Совместная деятельность способствует укреплению социальных связей, которые оказываются важнейшим ресурсом для успешного решения проблем локального сообщества.

Отлаженный механизм законотворческой инициативы предоставляет гражданам возможность непосредственно осуществлять власть, создавая законы, или способствовать социальным изменениям в соответствии, с которыми они живут, что способствует развитию гражданского общества и совершенствованию правовой системы страны.

Литература:

1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Т. 1. М.: Инфра-М, 2011. 716 с.;

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru;

3. Официальный сайт Народная экспертиза [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL:https://narod-expert.ru/about;

4. Официальный сайт Белгородской областной Думы [Электронный ресурс]. -Режим доступа. — URL:http://www.belduma.ru/forum/;

5. Официальный сайт Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http://www.constitution.ru/index.htm;

6. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL:http://www.consultant.ru;

7. Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL:http://www.pravo.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.