Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ТЕРРИТОРИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ'

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ТЕРРИТОРИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
359
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНЬ / КАЗАКИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильев Игорь Юрьевич

Революция и Гражданская война были вызваны причинами общегосударственного характера, однако, на каждой территории эти события привели к обострению специфических местных противоречий. Не стали исключением станицы, хутора и сёла нынешнего Отрадненского района, воспоминания жителей которого рассматриваются в статье. В целом Гражданская война осталась в памяти станичников как время хаоса, когда насилие, социальная аномия не сдерживались никакими преградами. С наступлением мирной жизни прежний социальный уклад так никогда и не восстановился.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL WAR ON THE TERRITORY OF OTRADNENSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI IN MEMORIES OF EYEWITNESSES

The Revolution and the Civil War were caused by reasons of a nationwide nature; however, on each territory these events led to the aggravation of specific local contradictions. Stanitsas, farms and villages of the present Otradnensky district were no exception, the memories of the inhabitants of which are considered in the article. In general, the Civil War has remained in the memory of the villagers as a time of chaos, when violence, social anomie were not restrained by any barriers. With the onset of peaceful life, the former social order has never been restored.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ТЕРРИТОРИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ»

ГРАЖДАНСКАЯ ВОИНА НА ТЕРРИТОРИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ

И.Ю. Васильев

Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail . ru SPIN-код: 8437-3902

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Революция и Гражданская война были вызваны причинами общегосударственного характера, однако, на каждой территории эти события привели к обострению специфических местных противоречий . Не стали исключением станицы, хутора и сёла нынешнего Отрадненского района, воспоминания жителей которого рассматриваются в статье . В целом Гражданская война осталась в памяти станичников как время хаоса, когда насилие, социальная аномия не сдерживались никакими преградами . С наступлением мирной жизни прежний социальный уклад так никогда и не восстановился .

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кубань, казаки, Гражданская война, Краснодарский край, Отрадненский район .

CIVIL WAR ON THE TERRITORY OF OTRADNENSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI IN MEMORIES OF EYEWITNESSES

Igor Vasilyev

Research Center of traditional culture

«The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia)

e-mail: ivasee@mail . ru

ABSTRACT

The Revolution and the Civil War were caused by reasons of a nationwide nature; however, on each territory these events led to the aggravation of specific local contradictions . Stanitsas, farms and villages of the present Otradnensky district were no exception, the memories of the inhabitants of which are considered in the article . In general, the Civil War has remained in the memory of the villagers as a time of chaos, when violence, social anomie were not restrained by any barriers . With the onset of peaceful life, the former social order has never been restored .

KEYWORDS: Kuban, Cossacks, Civil War, Krasnodar Krai, Otradnensky District.

Революция и Гражданская война были вызваны причинами общегосударственного характера, однако на каждой территории эти события привели к обострению специфических местных противоречий. Не стали исключением станицы, хутора и сёла нынешнего Отрадненского района. Например, особую проблему представляло размежевание офицерских участков и земель, находящихся в пользовании станичников, в условиях недостатка удобной земли. Малоземелье усугублялось противоречиями между казаками и иногородними.

А в 1918 г. эти противоречия и конфликты переросли в вооруженное противостояние. Рассказывая о разделении враждующих сторон по сословному признаку, местные жители подчёркивали, что казаки чаще поддерживали белых, а иногородние - красных. «И у белых, и у красных [были бойцы-казаки]. Иногородние больше придерживались красных. Начиналось так, вот Левонов

хутор - там белые сидят, а тут красные, в станице» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1167, ст. Надёжная. Инф.: Петренко А.Н., 1908 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). Однако были и исключения из общего правила: «И казаки были коммунисты, большевики. Где кто попал. И казаки шли в партизани, и мужики. То было брат на брата, сын на отца» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). «Из революционно настроенной казачьей бедноты особенно выделялся казак Чайка, который объединял вокруг себя революционно настроенных казаков - фронтовиков...» (ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 206. Л. 30). Старожилы также рассказывали о боях между белыми и красными, нападениях на населённые пункты: «Большевики были на Бикете, на высокой горе, батарея была. А белые были на Кобелихе. Эти от-седова бьють, а эти отседова. Белые как ушли, так одна батарея сюды с Бикета скатилася» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к

1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.); «Власть изменилася в восемнадцатом году. Нас захватили в школе (красноармейцы - И.В.), выгнали на площадь. Люди болтають, что будуть убивать. А мы кричим усе!» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1094, ст. Удобная. Инф.: Кущенкина А.Г., 1908 г.р. Иссл.: Капышкина С.Ю., Самарская А.). Сохранилась историческая память о популярных белых военачальниках, таких как Фостиков и Шкуро: «Отец был мой, Архип Петрович. У Шкуро он был казаком. Помёр он в голод. - А не рассказывали вам что за человек был Шкуро? - Генерал, белый, в казачестве был. - А казаки Шкуро уважали? - Да» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Калабухов С.А., 1911 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.); «Шкуро где-то туда дальше был. Тут Покровский проходил. Это у нас в двадцать втором году стояли, Хвостик тут был. Хвостика я лично видал, мы тогда маленькие были. Они с пушек били, у них было четыре пушки. А красные били со Спокойной. У его сотня была, и жинка его - все в черкесках!» (ПМ КФЭЭ-1196, а/к 1231, ст. Надёжная. Инф.: Сопотов М.Х., 1910 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).

Большое место в воспоминаниях старожилов о Гражданской войне занимает террор враждующих сторон. Среди рассказов о нём надо особо выделить нарративы, посвященные гибели в балке Мокрянка (близ станицы Удобной) именитых казаков и священника. Они сравнительно многочисленны и объёмны. Описанные в них события относятся к периоду подавления антибольшевистского Троицкого восстания казаков Лабинского отдела, которое началось в мае 1918 г. Первоначальными центрами восстания на территории, позже вошедшей в состав Отрадненского района, стали станицы Попутная, Спокойная, Надёжная, Подгорная. Позже восстание перекинулось на другие станицы. Ответные действия красных пришлись преимущественно на июнь-июль этого же года. Согласно архивным материалам, расправа над станичниками датируется 18 июля. По одной из версий, казаки во главе со священником вышли за станицу на водосвятный молебен, когда и были застигнуты красными: «Расскажу за Мокрянку. В церкву ходили. Батюшка как кончить служить, проповедь говорить. Дождя не было. "Давайте пойдём с водосвятием!". Назначают день, покупают быка, берут святость. Обходили поле, и возле Крестового родника обед отдавали. Это как на Японский (хутор - И.В.) ехать, на горэ. Там часто воду святилы. Обошли и пришли до этого родника. А святость какая была! По два человека носилы или по три (имеются в виду размеры и вес священных предметов - И.В.)! И ото постановили в козлы, сели, пообедали. И тада пошли прямо через балку. Там ещё маслозавод стоял, Белый ерик называется. И только на ву-лицу зашли - а утут... Он (красный командир - И.В.) был за советску власть... Вот его пока не посадили, он это всё одобрял (все действия советской власти - И.В.). Он был на открытой машине на вулице. Он дал команду святость передать женщинам. Передали. А мужчин поставили в строй и попа вместе с ними. И на Мокрянку. Ниже полудня солнце было, когда их порасстреливали. И тада расстреляли, барыню, что жила, где больница щас. Как раз их гнали восемнадцать человек на рас-

стрел, кавалерия гнала. Огород был Белоконев, и там по-на скирдах позалазили, позарылись. Этих пригнали семь человек кавалерии. Двое слезли с лошадей. Бе-руть их и ведуть под гору. Др-др, и кончилось. И поехали. И через ерик на конях посигали. А эта Гордеенчиха недалёко жила. У неё детей было много, подхватилася: "Мои ж вы деточки!". Команду дал (красный командир -И.В.), завернул, забрали и там добили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).

По рассказам других информантов, расстрелянные вышли встретить хлебом-солью наступающих красных, стремясь избежать расправы над населением станицы: «Они от Крестового родника наступали. Услыхали, что большевики идут. Батюшки фамилия была Бе-резовец (по архивным данным - Березовский - И.В.). И мужчин человек триста пошли встретить за станицу большевиков с хлебом-солью. [Тем временем большевики] поставили на горке пулемёты, чтобы всех расстрелять. Была одна женщина, Мащенко. И Гончарка (другая женщина - И.В.). У них в партизанах мужья были. Они им в ноги упали: "Что ж вы нас расстрелять хотите! Мужики наши в партизанах". Упросили, не стали. Сказали: "Святости забирайте! Женщины и дети, куда хотите расходитесь". А этих мужчин, двадцать четыре человека, батюшку Березовца, согнали и погнали сюды до церкви. В сторожку загнали, и штаб у церкви сделали. А когда смерклось, пулемёт на бричку поставили. Есть тут балка, Мокрянка называется. Их туда загнали, пулемёт поставили и расстреляли... Тут, где у нас больница находятся, там было гектара два саду, мельница своя. Там тогда барыня [находилась], богато она жила. Её и богатых штук шесть женщин взяли и посадили у школе. В часа четыре или пять полковник назначил вывести и расстрелять. А они шашками гонють, расстреливать. А те целуются с родными, прощаются... Шапкой как махнул, и с пулемётов вдарили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Среди жертв террора времён Гражданской войны старожилы особенно выделяли служителей церкви: «Нас Закону Божьему учили, отец Хведор, расстреляли его. И посоломщика расстреляли тут вот, на Мокрянке» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1094, ст. Удобная. Инф.: Кущенкина А.Г., 1908 г.р., Иссл.: Капышкина С.Ю., Самарская А.). Есть рассказы и о необычных случаях спасения людей, которых собирались расстрелять: «А бабушку мою, казачку Ярыгину, сколько раз брали. Страшно! Возили её к Лысой горе. Она была сухенькая женщина, быстрая. Она вскочила и по пшенице в речку. Там пшенице этой стожки. Они в них спасалась, а потом домой пришла. А второй раз брали в Исправную: "Вот у вас богатства!". А была у них хата плетёная и дети маленькие. Она тогда в стадо коров вскочила, большое стадо было на дороге. И исчезла, убежала! И третий раз расстреливали. Тут расстреляли одного кого-то. Пока одного расстреливали..., бабушка по роще ушла. Не суждено, значит, было умереть человеку. Восемьдесят девять или девяносто лет прожила, сколько перенесла» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Войченко А.Т., 1918 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).

124 №3, 2021 ИСТОРИЧЕСКИЙ ШРМАТ

вернуться к оглавлению ▲

Террор периода Гражданской оставил свой след в местной топонимике. В качестве места расстрела удобненцев фигурирует не только балка Мокрянка, но и гора Бикет: «В восемнадцатом году большевики наступали. К нам ишли. Потеснили казаков и вошли в нашу станицу. И давай рекошетом всех казаков! Вывели на Мокрянку попа, казаков, кто зажиточный. И на Мо-крянке расстреливали! Где гора Бикет, там расстреляли часть. На Мокрянке — человек двадцать, а под Бикетом, кажется, семь человек... Оттуда потом их на кладбище носили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1072, ст. Удобная. Инф.: Гряда С.В., 1907 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Жители ст. Надёжной в качестве места проведения массовых казней называют балку Гормитку: «У Гормитки расстреливали. Гормитка - это яр, балка! Балка Гормитка. Там человек двадцать вывели и расстреляли» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1167, ст. Надёжная. Инф.: Петренко А.Н., 1908 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Иногда старожилы поимённо называли своих земляков, убитых в том или ином месте: «А не рассказывали, кого на Леоновом кургане расстреляли? - Ватулинова Павла, Сопотова Ивана Семёновича, Ткачёв Арсентий, Омельченкина Прокофия, Бугаёва Ва-силя. Последнего атамана, Макаренко. Его в Картамыку догнали и расстреляли. Харинова Кирюху» (ПМ КФЭЭ-1196, а/к 1231, ст. Надёжная. Инф.: Сопотов М.Х., 1910 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Порой происхождение топонимов старожилы связывают с социальным статусом расстрелянного там во время Гражданской войны человека: «У нас Поповский косогор есть. А чего? В рэво-люцию батюшку арестовали и гнали. И там застрелили. Хохлы, большевики» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Калабухов С.А., 1911 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).

Казаки также старались не оставаться в долгу перед своими врагами: «Ярыга был атаманом, Алексей. Большевикив убивал, мужиков. Солдатику пузо распорол, кишки на землю. Вот паразит был! Прямо у моего двора. Я плачу. А он: "Что ты, падлюка плачешь!? Его калечить надо!". Со скалы казаки бросали мужиков» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Казаки жестоко убили большевичку Т.Г. Соломаху из станицы Попутной, которая была активной участницей расправ над станичниками (Аргутинская 1938). Её образ активно использовался коммунистической пропагандой. Именно в честь неё, пусть и опосредованно, псевдоним «Партизанка Таня» взяла себе одна из соратниц Че Гевары, Тамара Бунке, сопровождавшая его в последнем походе в Боливии. Жертвами белого террора становились и авторитетные казаки, принявшие сторону красных: «[Отец] хотел хорошую жизнь дать [людям]. Говорил: "Я погибну, но хоть мои дети поживуть!". Работники были, двадцать пять коров, дойные. Машина - молотилка была. Богатый богач! Но пошёл [за красных]. Как его казнили, это жутко сказать! Он казак, он офицер, но он пошёл за эту власть. Две недели четвертювали! Вечером это отру-бять, утром это - сколько человека хватить. Вот так казаки издевались» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1138, ст. Малотен-гинская. Инф.: Корчагина П.У., 1912 г.р. Иссл.: Воронин В.В., Сонин О.).

Помимо террора распространённым явлением был обычный грабёж: «Они (грабители - И.В.) с матерью [ругаются], плетьми там [машут], кричать. А мы себе кричим. Потом мы повскакивали. Потом они залезли, поо-девали те черкески, бешметы» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1166, ст. Надёжная. Инф.: Бурсайлов Т.А., 1912 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Во время войны люди жестоко страдали и от заразных болезней, особенно от тифа: «Раньше тиф был, называли его так. Люди и в погребах хорони-лися. Но если напал - всё равно закачает человека» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1143, ст. Малотенгинская. Инф.: Кудрина В.Р., 1913 г.р. Иссл.: Ушакова Г.П.).

Боевые действия на территории Отрадненского района велись очень активно и на завершающем этапе Гражданской войны. «Бело-зелёное» движение на территории района было одним из самых сильных на Кубани. Взять хотя бы деятельность повстанцев под руководством генерала М.А. Фостикова. Уже в 1921 г. белыми партизанами была предпринята попытка занять ст. Ма-лотенгинскую. Сохранились рассказы старожилов такого типа: «А казаки - в банды. Как их разбили, они домой поприходили. То они защищали нашу станицу и Спокойную. Потом поразбегалися и скрывалися больше в лесах. Это уже наши жители» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1166, ст. Надёжная. Инф.: Бурсайлов Т.А., 1912 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Особую известность получил партизан Никита Анисимович Козлов - бывший атаман станицы Бесстрашной, пользовавшийся уважением людей. Отряд Козлова состоял из местных казаков, прекрасно знавших местность. У всех были родственники в станицах, кумовья, друзья, идейные соратники, которые предупреждали Козлова о засадах, облавах, укрывали на зиму и летом. Вместе с Козловым находилась и его семья. К тридцатому году отряд Козлова перестал существовать, часть казаков погибла в постоянных боях с чекистами, часть ушла в Грузию, остальные вернулись в родные станицы. Никита Анисимович остался в лесу вдвоём с дочерью. По рассказам старожилов, Н.А. Козлов был выдан предателем и убит (Головашев 1981: 2; Фостиков 2004: 80-164; Волошин, Кучеров 2020). Феномен белого партизана Н.А. Козлова объясняется не только его боевыми и человеческими качествами. У отрадненских казаков, живших в нелёгких природных и социальных условиях, была особенно развита сплочённость и взаимовыручка. Именно благодаря развитым установкам на взаимопомощь, поддержку своих станичников есаул Козлов смог так долго противостоять большевикам.

В целом воспоминания о Гражданской войне, как участников, так и их близких, в основном описывают гибель людей, перенесённые ими испытания: «Я в восемнадцатом году в песках был, эту войну прошёл. Документы пропали, всё пропало (чуть не плачет - И.В.)» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.); «Отец наш участвовал в рэволюции. Был он у нас красный партизан. Где-то они пески проходили. По-моему, это Калмыкия. Сплошные пески!.. Их много было, полк там или взвод» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1172, ст. Надёжная. Инф.: Неделькина П.П., 1920 г.р., м.к. Иссл.: Румянцева Г.В.);

«Он был у красных (отец Я .Т. Яцукнова - И.В.)... Мой отец был у зятя в гостях. А оружие, карабин, оставалось дома. Когда банда вышла, они возле станицы на возвышенности посты поставили. Отец выскочил туда - а там никого нет (из товарищей отца - И.В.). Окружили, и чтоб не издевались, снял сапог, большим пальцем ноги нажал на курок и застрелился. А застрелился знаешь почему? Если белобандиты брали, они издевались. Привязывали за одну ногу и за другую. К деревьям, к берёзам там. За одну ногу и за другую. И потом разрывали» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Яцукнов Е.Т., 1914

г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.); «Моего отца взяли, он был больной, глухой, и он там умер. Раньше называли Па-шинка, теперь Черкесск называют. Он там умер» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1074, ст. Удобная. Инф.: Махначёва М.И., 1909 г.р. Иссл.: Богатырь Н.В., Чубова Е.И.).

В целом Гражданская война осталась в памяти станичников как время хаоса, когда насилие, социальная аномия не сдерживались никакими преградами. С наступлением мирной жизни прежний социальный уклад так никогда и не восстановился.

Васильев Игорь Юрьевич

- Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия).

Igor Vasilyev

- Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research Center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).

ivasee@mail . ru

ЛИТЕРАТУРА

Аргутинская 1938 - Аргутинская Л.А. Комиссар Татьяна Соломаха. Симферополь, 1938.

Волошин, Кучеров 2020 - Волошин В.А., Кучеров Н.А. Есаул Козлов / Электронный ресурс: http://roia . otradnaya . com/ files/VoloshinVA_KucherovNA_Esaul_Kozlov.pdf (дата обращения - 16.02.2020) .

ГАКК - Государственный архив Краснодарского края.

Головашев 1981 - Головашев Т. Это было в 21-ом // Сельская жизнь . 1981 . № 76. 25 июня. С . 2. ПМ КФЭЭ - Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции .

Фостиков 2004 - Фостиков М.А. Моё восстание на Кубани (март-октябрь 1920 года) // Дневники казачьих офицеров . М. : Центрполиграф, 2004. С . 80-164.

REFERENCES

Argutinskaya 1938 - Argutinskaya L.A. Komissar Tat'yana Solomaha [Commissioner Tatiana Solomakha], Simferopol, 1938 [in Russian].

Fostikov 2004 - Fostikov M.A. Moyo vosstanie na Kubani (mart-oktyabr' 1920 goda) [My uprising in the Kuban (March-October 1920)], in: Dnevniki kazach'ih oficerov [Diaries of Cossack officers], Moscow, Centrpoligraf Publ . , 2004, pp . 80-164 [in Russian]

GAKK - Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya [The State Archive of the Krasnodar Territory] [in Russian]. Golovashev 1981 - Golovashev T. Eto bylo v 21-om [It was in the year 21], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 1981, № 76, June 25, p . 2 [in Russian].

PM KFEE - Polevye materialy Kubanskoj fol'klorno-etnograficheskoj ekspedicii [Field materials of the Kuban folklore and ethnographic expedition] [in Russian].

Voloshin, Kucherov 2020 - Voloshin V.A., Kucherov N.A. Esaul Kozlov [Yesaul Kozlov], Electronic resource: http://roia. otradnaya. com/files/VoloshinVA_KucherovNA_Esaul_Kozlov.pdf (Date of access - 16. 02.2020) [in Russian].

126 №3, 2021 ИСТОРИЧЕСКИЙ ODOPMAT

вернуться к оглавлению ▲

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.