ГРАЖДАНСКАЯ ВОИНА НА ТЕРРИТОРИИ ОТРАДНЕНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦЕВ
И.Ю. Васильев
Научно-исследовательский центр традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия) e-mail: ivasee@mail . ru SPIN-код: 8437-3902
АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ
Революция и Гражданская война были вызваны причинами общегосударственного характера, однако, на каждой территории эти события привели к обострению специфических местных противоречий . Не стали исключением станицы, хутора и сёла нынешнего Отрадненского района, воспоминания жителей которого рассматриваются в статье . В целом Гражданская война осталась в памяти станичников как время хаоса, когда насилие, социальная аномия не сдерживались никакими преградами . С наступлением мирной жизни прежний социальный уклад так никогда и не восстановился .
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кубань, казаки, Гражданская война, Краснодарский край, Отрадненский район .
CIVIL WAR ON THE TERRITORY OF OTRADNENSKY DISTRICT OF KRASNODAR KRAI IN MEMORIES OF EYEWITNESSES
Igor Vasilyev
Research Center of traditional culture
«The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia)
e-mail: ivasee@mail . ru
ABSTRACT
The Revolution and the Civil War were caused by reasons of a nationwide nature; however, on each territory these events led to the aggravation of specific local contradictions . Stanitsas, farms and villages of the present Otradnensky district were no exception, the memories of the inhabitants of which are considered in the article . In general, the Civil War has remained in the memory of the villagers as a time of chaos, when violence, social anomie were not restrained by any barriers . With the onset of peaceful life, the former social order has never been restored .
KEYWORDS: Kuban, Cossacks, Civil War, Krasnodar Krai, Otradnensky District.
Революция и Гражданская война были вызваны причинами общегосударственного характера, однако на каждой территории эти события привели к обострению специфических местных противоречий. Не стали исключением станицы, хутора и сёла нынешнего Отрадненского района. Например, особую проблему представляло размежевание офицерских участков и земель, находящихся в пользовании станичников, в условиях недостатка удобной земли. Малоземелье усугублялось противоречиями между казаками и иногородними.
А в 1918 г. эти противоречия и конфликты переросли в вооруженное противостояние. Рассказывая о разделении враждующих сторон по сословному признаку, местные жители подчёркивали, что казаки чаще поддерживали белых, а иногородние - красных. «И у белых, и у красных [были бойцы-казаки]. Иногородние больше придерживались красных. Начиналось так, вот Левонов
хутор - там белые сидят, а тут красные, в станице» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1167, ст. Надёжная. Инф.: Петренко А.Н., 1908 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). Однако были и исключения из общего правила: «И казаки были коммунисты, большевики. Где кто попал. И казаки шли в партизани, и мужики. То было брат на брата, сын на отца» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.). «Из революционно настроенной казачьей бедноты особенно выделялся казак Чайка, который объединял вокруг себя революционно настроенных казаков - фронтовиков...» (ГАКК. Ф. Р-411. Оп. 2. Д. 206. Л. 30). Старожилы также рассказывали о боях между белыми и красными, нападениях на населённые пункты: «Большевики были на Бикете, на высокой горе, батарея была. А белые были на Кобелихе. Эти от-седова бьють, а эти отседова. Белые как ушли, так одна батарея сюды с Бикета скатилася» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к
1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.); «Власть изменилася в восемнадцатом году. Нас захватили в школе (красноармейцы - И.В.), выгнали на площадь. Люди болтають, что будуть убивать. А мы кричим усе!» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1094, ст. Удобная. Инф.: Кущенкина А.Г., 1908 г.р. Иссл.: Капышкина С.Ю., Самарская А.). Сохранилась историческая память о популярных белых военачальниках, таких как Фостиков и Шкуро: «Отец был мой, Архип Петрович. У Шкуро он был казаком. Помёр он в голод. - А не рассказывали вам что за человек был Шкуро? - Генерал, белый, в казачестве был. - А казаки Шкуро уважали? - Да» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Калабухов С.А., 1911 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.); «Шкуро где-то туда дальше был. Тут Покровский проходил. Это у нас в двадцать втором году стояли, Хвостик тут был. Хвостика я лично видал, мы тогда маленькие были. Они с пушек били, у них было четыре пушки. А красные били со Спокойной. У его сотня была, и жинка его - все в черкесках!» (ПМ КФЭЭ-1196, а/к 1231, ст. Надёжная. Инф.: Сопотов М.Х., 1910 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).
Большое место в воспоминаниях старожилов о Гражданской войне занимает террор враждующих сторон. Среди рассказов о нём надо особо выделить нарративы, посвященные гибели в балке Мокрянка (близ станицы Удобной) именитых казаков и священника. Они сравнительно многочисленны и объёмны. Описанные в них события относятся к периоду подавления антибольшевистского Троицкого восстания казаков Лабинского отдела, которое началось в мае 1918 г. Первоначальными центрами восстания на территории, позже вошедшей в состав Отрадненского района, стали станицы Попутная, Спокойная, Надёжная, Подгорная. Позже восстание перекинулось на другие станицы. Ответные действия красных пришлись преимущественно на июнь-июль этого же года. Согласно архивным материалам, расправа над станичниками датируется 18 июля. По одной из версий, казаки во главе со священником вышли за станицу на водосвятный молебен, когда и были застигнуты красными: «Расскажу за Мокрянку. В церкву ходили. Батюшка как кончить служить, проповедь говорить. Дождя не было. "Давайте пойдём с водосвятием!". Назначают день, покупают быка, берут святость. Обходили поле, и возле Крестового родника обед отдавали. Это как на Японский (хутор - И.В.) ехать, на горэ. Там часто воду святилы. Обошли и пришли до этого родника. А святость какая была! По два человека носилы или по три (имеются в виду размеры и вес священных предметов - И.В.)! И ото постановили в козлы, сели, пообедали. И тада пошли прямо через балку. Там ещё маслозавод стоял, Белый ерик называется. И только на ву-лицу зашли - а утут... Он (красный командир - И.В.) был за советску власть... Вот его пока не посадили, он это всё одобрял (все действия советской власти - И.В.). Он был на открытой машине на вулице. Он дал команду святость передать женщинам. Передали. А мужчин поставили в строй и попа вместе с ними. И на Мокрянку. Ниже полудня солнце было, когда их порасстреливали. И тада расстреляли, барыню, что жила, где больница щас. Как раз их гнали восемнадцать человек на рас-
стрел, кавалерия гнала. Огород был Белоконев, и там по-на скирдах позалазили, позарылись. Этих пригнали семь человек кавалерии. Двое слезли с лошадей. Бе-руть их и ведуть под гору. Др-др, и кончилось. И поехали. И через ерик на конях посигали. А эта Гордеенчиха недалёко жила. У неё детей было много, подхватилася: "Мои ж вы деточки!". Команду дал (красный командир -И.В.), завернул, забрали и там добили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).
По рассказам других информантов, расстрелянные вышли встретить хлебом-солью наступающих красных, стремясь избежать расправы над населением станицы: «Они от Крестового родника наступали. Услыхали, что большевики идут. Батюшки фамилия была Бе-резовец (по архивным данным - Березовский - И.В.). И мужчин человек триста пошли встретить за станицу большевиков с хлебом-солью. [Тем временем большевики] поставили на горке пулемёты, чтобы всех расстрелять. Была одна женщина, Мащенко. И Гончарка (другая женщина - И.В.). У них в партизанах мужья были. Они им в ноги упали: "Что ж вы нас расстрелять хотите! Мужики наши в партизанах". Упросили, не стали. Сказали: "Святости забирайте! Женщины и дети, куда хотите расходитесь". А этих мужчин, двадцать четыре человека, батюшку Березовца, согнали и погнали сюды до церкви. В сторожку загнали, и штаб у церкви сделали. А когда смерклось, пулемёт на бричку поставили. Есть тут балка, Мокрянка называется. Их туда загнали, пулемёт поставили и расстреляли... Тут, где у нас больница находятся, там было гектара два саду, мельница своя. Там тогда барыня [находилась], богато она жила. Её и богатых штук шесть женщин взяли и посадили у школе. В часа четыре или пять полковник назначил вывести и расстрелять. А они шашками гонють, расстреливать. А те целуются с родными, прощаются... Шапкой как махнул, и с пулемётов вдарили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1071, ст. Удобная. Инф.: Гордеенко В.М., 1913 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Среди жертв террора времён Гражданской войны старожилы особенно выделяли служителей церкви: «Нас Закону Божьему учили, отец Хведор, расстреляли его. И посоломщика расстреляли тут вот, на Мокрянке» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1094, ст. Удобная. Инф.: Кущенкина А.Г., 1908 г.р., Иссл.: Капышкина С.Ю., Самарская А.). Есть рассказы и о необычных случаях спасения людей, которых собирались расстрелять: «А бабушку мою, казачку Ярыгину, сколько раз брали. Страшно! Возили её к Лысой горе. Она была сухенькая женщина, быстрая. Она вскочила и по пшенице в речку. Там пшенице этой стожки. Они в них спасалась, а потом домой пришла. А второй раз брали в Исправную: "Вот у вас богатства!". А была у них хата плетёная и дети маленькие. Она тогда в стадо коров вскочила, большое стадо было на дороге. И исчезла, убежала! И третий раз расстреливали. Тут расстреляли одного кого-то. Пока одного расстреливали..., бабушка по роще ушла. Не суждено, значит, было умереть человеку. Восемьдесят девять или девяносто лет прожила, сколько перенесла» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Войченко А.Т., 1918 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).
124 №3, 2021 ИСТОРИЧЕСКИЙ ШРМАТ
вернуться к оглавлению ▲
Террор периода Гражданской оставил свой след в местной топонимике. В качестве места расстрела удобненцев фигурирует не только балка Мокрянка, но и гора Бикет: «В восемнадцатом году большевики наступали. К нам ишли. Потеснили казаков и вошли в нашу станицу. И давай рекошетом всех казаков! Вывели на Мокрянку попа, казаков, кто зажиточный. И на Мо-крянке расстреливали! Где гора Бикет, там расстреляли часть. На Мокрянке — человек двадцать, а под Бикетом, кажется, семь человек... Оттуда потом их на кладбище носили» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1072, ст. Удобная. Инф.: Гряда С.В., 1907 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Жители ст. Надёжной в качестве места проведения массовых казней называют балку Гормитку: «У Гормитки расстреливали. Гормитка - это яр, балка! Балка Гормитка. Там человек двадцать вывели и расстреляли» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1167, ст. Надёжная. Инф.: Петренко А.Н., 1908 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Иногда старожилы поимённо называли своих земляков, убитых в том или ином месте: «А не рассказывали, кого на Леоновом кургане расстреляли? - Ватулинова Павла, Сопотова Ивана Семёновича, Ткачёв Арсентий, Омельченкина Прокофия, Бугаёва Ва-силя. Последнего атамана, Макаренко. Его в Картамыку догнали и расстреляли. Харинова Кирюху» (ПМ КФЭЭ-1196, а/к 1231, ст. Надёжная. Инф.: Сопотов М.Х., 1910 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Порой происхождение топонимов старожилы связывают с социальным статусом расстрелянного там во время Гражданской войны человека: «У нас Поповский косогор есть. А чего? В рэво-люцию батюшку арестовали и гнали. И там застрелили. Хохлы, большевики» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Калабухов С.А., 1911 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.).
Казаки также старались не оставаться в долгу перед своими врагами: «Ярыга был атаманом, Алексей. Большевикив убивал, мужиков. Солдатику пузо распорол, кишки на землю. Вот паразит был! Прямо у моего двора. Я плачу. А он: "Что ты, падлюка плачешь!? Его калечить надо!". Со скалы казаки бросали мужиков» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Казаки жестоко убили большевичку Т.Г. Соломаху из станицы Попутной, которая была активной участницей расправ над станичниками (Аргутинская 1938). Её образ активно использовался коммунистической пропагандой. Именно в честь неё, пусть и опосредованно, псевдоним «Партизанка Таня» взяла себе одна из соратниц Че Гевары, Тамара Бунке, сопровождавшая его в последнем походе в Боливии. Жертвами белого террора становились и авторитетные казаки, принявшие сторону красных: «[Отец] хотел хорошую жизнь дать [людям]. Говорил: "Я погибну, но хоть мои дети поживуть!". Работники были, двадцать пять коров, дойные. Машина - молотилка была. Богатый богач! Но пошёл [за красных]. Как его казнили, это жутко сказать! Он казак, он офицер, но он пошёл за эту власть. Две недели четвертювали! Вечером это отру-бять, утром это - сколько человека хватить. Вот так казаки издевались» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1138, ст. Малотен-гинская. Инф.: Корчагина П.У., 1912 г.р. Иссл.: Воронин В.В., Сонин О.).
Помимо террора распространённым явлением был обычный грабёж: «Они (грабители - И.В.) с матерью [ругаются], плетьми там [машут], кричать. А мы себе кричим. Потом мы повскакивали. Потом они залезли, поо-девали те черкески, бешметы» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1166, ст. Надёжная. Инф.: Бурсайлов Т.А., 1912 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Во время войны люди жестоко страдали и от заразных болезней, особенно от тифа: «Раньше тиф был, называли его так. Люди и в погребах хорони-лися. Но если напал - всё равно закачает человека» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1143, ст. Малотенгинская. Инф.: Кудрина В.Р., 1913 г.р. Иссл.: Ушакова Г.П.).
Боевые действия на территории Отрадненского района велись очень активно и на завершающем этапе Гражданской войны. «Бело-зелёное» движение на территории района было одним из самых сильных на Кубани. Взять хотя бы деятельность повстанцев под руководством генерала М.А. Фостикова. Уже в 1921 г. белыми партизанами была предпринята попытка занять ст. Ма-лотенгинскую. Сохранились рассказы старожилов такого типа: «А казаки - в банды. Как их разбили, они домой поприходили. То они защищали нашу станицу и Спокойную. Потом поразбегалися и скрывалися больше в лесах. Это уже наши жители» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1166, ст. Надёжная. Инф.: Бурсайлов Т.А., 1912 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.). Особую известность получил партизан Никита Анисимович Козлов - бывший атаман станицы Бесстрашной, пользовавшийся уважением людей. Отряд Козлова состоял из местных казаков, прекрасно знавших местность. У всех были родственники в станицах, кумовья, друзья, идейные соратники, которые предупреждали Козлова о засадах, облавах, укрывали на зиму и летом. Вместе с Козловым находилась и его семья. К тридцатому году отряд Козлова перестал существовать, часть казаков погибла в постоянных боях с чекистами, часть ушла в Грузию, остальные вернулись в родные станицы. Никита Анисимович остался в лесу вдвоём с дочерью. По рассказам старожилов, Н.А. Козлов был выдан предателем и убит (Головашев 1981: 2; Фостиков 2004: 80-164; Волошин, Кучеров 2020). Феномен белого партизана Н.А. Козлова объясняется не только его боевыми и человеческими качествами. У отрадненских казаков, живших в нелёгких природных и социальных условиях, была особенно развита сплочённость и взаимовыручка. Именно благодаря развитым установкам на взаимопомощь, поддержку своих станичников есаул Козлов смог так долго противостоять большевикам.
В целом воспоминания о Гражданской войне, как участников, так и их близких, в основном описывают гибель людей, перенесённые ими испытания: «Я в восемнадцатом году в песках был, эту войну прошёл. Документы пропали, всё пропало (чуть не плачет - И.В.)» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1201, ст. Передовая. Инф.: Блошенко Г.Л., 1902 г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.); «Отец наш участвовал в рэволюции. Был он у нас красный партизан. Где-то они пески проходили. По-моему, это Калмыкия. Сплошные пески!.. Их много было, полк там или взвод» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1172, ст. Надёжная. Инф.: Неделькина П.П., 1920 г.р., м.к. Иссл.: Румянцева Г.В.);
«Он был у красных (отец Я .Т. Яцукнова - И.В.)... Мой отец был у зятя в гостях. А оружие, карабин, оставалось дома. Когда банда вышла, они возле станицы на возвышенности посты поставили. Отец выскочил туда - а там никого нет (из товарищей отца - И.В.). Окружили, и чтоб не издевались, снял сапог, большим пальцем ноги нажал на курок и застрелился. А застрелился знаешь почему? Если белобандиты брали, они издевались. Привязывали за одну ногу и за другую. К деревьям, к берёзам там. За одну ногу и за другую. И потом разрывали» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1168, ст. Удобная. Инф.: Яцукнов Е.Т., 1914
г.р., м.к. Иссл.: Матвеев О.В.); «Моего отца взяли, он был больной, глухой, и он там умер. Раньше называли Па-шинка, теперь Черкесск называют. Он там умер» (ПМ КФЭЭ-1996, а/к 1074, ст. Удобная. Инф.: Махначёва М.И., 1909 г.р. Иссл.: Богатырь Н.В., Чубова Е.И.).
В целом Гражданская война осталась в памяти станичников как время хаоса, когда насилие, социальная аномия не сдерживались никакими преградами. С наступлением мирной жизни прежний социальный уклад так никогда и не восстановился.
Васильев Игорь Юрьевич
- Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор» (Краснодар, Россия).
Igor Vasilyev
- Candidate of Historical Sciences, Senior research associate of the Research Center of traditional culture «The Kuban Cossack chorus» (Krasnodar, Russia).
ivasee@mail . ru
ЛИТЕРАТУРА
Аргутинская 1938 - Аргутинская Л.А. Комиссар Татьяна Соломаха. Симферополь, 1938.
Волошин, Кучеров 2020 - Волошин В.А., Кучеров Н.А. Есаул Козлов / Электронный ресурс: http://roia . otradnaya . com/ files/VoloshinVA_KucherovNA_Esaul_Kozlov.pdf (дата обращения - 16.02.2020) .
ГАКК - Государственный архив Краснодарского края.
Головашев 1981 - Головашев Т. Это было в 21-ом // Сельская жизнь . 1981 . № 76. 25 июня. С . 2. ПМ КФЭЭ - Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции .
Фостиков 2004 - Фостиков М.А. Моё восстание на Кубани (март-октябрь 1920 года) // Дневники казачьих офицеров . М. : Центрполиграф, 2004. С . 80-164.
REFERENCES
Argutinskaya 1938 - Argutinskaya L.A. Komissar Tat'yana Solomaha [Commissioner Tatiana Solomakha], Simferopol, 1938 [in Russian].
Fostikov 2004 - Fostikov M.A. Moyo vosstanie na Kubani (mart-oktyabr' 1920 goda) [My uprising in the Kuban (March-October 1920)], in: Dnevniki kazach'ih oficerov [Diaries of Cossack officers], Moscow, Centrpoligraf Publ . , 2004, pp . 80-164 [in Russian]
GAKK - Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya [The State Archive of the Krasnodar Territory] [in Russian]. Golovashev 1981 - Golovashev T. Eto bylo v 21-om [It was in the year 21], in: Sel'skaya zhizn' [Rural life], 1981, № 76, June 25, p . 2 [in Russian].
PM KFEE - Polevye materialy Kubanskoj fol'klorno-etnograficheskoj ekspedicii [Field materials of the Kuban folklore and ethnographic expedition] [in Russian].
Voloshin, Kucherov 2020 - Voloshin V.A., Kucherov N.A. Esaul Kozlov [Yesaul Kozlov], Electronic resource: http://roia. otradnaya. com/files/VoloshinVA_KucherovNA_Esaul_Kozlov.pdf (Date of access - 16. 02.2020) [in Russian].
126 №3, 2021 ИСТОРИЧЕСКИЙ ODOPMAT
вернуться к оглавлению ▲