Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ'

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КИНЕМАТОГРАФ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / БРОНЕПОЕЗД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мальцева Е.А.

Статья посвящена анализу образа железной дороги в советских художественных фильмах о Гражданской войне. Отмечается особое внимание государственной власти к освещению темы революции и Гражданской войны в кинематографе, в связи с чем фильмы подвергались серьезной цензуре и идеологическим ограничениям. Киноленты, включающие образ железной дороги, объединены в группы по тематическому принципу. Большая группа игровых фильмов содержит сцены с бронепоездами: это и кинокартины, сюжет которых целиком посвящен данному виду военной техники, и ленты, в которых бронепоезд появляется лишь в эпизоде, но этот эпизод становится ключевым для развития сюжета. Другая значительная группа художественных фильмов - о железнодорожных станциях, на которых разворачиваются боевые действия, происходит столкновение противостоящих сил красных и белых. Часто главными героями таких кинолент становятся дети железнодорожников, которые, вступая в борьбу, совершают героические поступки. Выявлено большое количество фильмов, посвященных перемещению грузов по железной дороге; хлеб, золото, важные документы, музыкальные инструменты становятся важными объектами, вокруг перевозки которых разворачиваются яркие героические сюжеты. Отдельная группа кинокартин - о строительстве и восстановлении железных дорог в годы Гражданской войны, в них авторы показывают, в каких тяжелейших условиях возрождалась железная дорога, каких сил и упорства требовало возобновление ее работы. В заключение делается вывод о разносторонности образа железной дороги в советских фильмах о Гражданской войне, о его самостоятельности, активности и эмоциональной насыщенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVIL WAR AND THE RAILWAYS IN THE SOVIET CINEMA

The article is devoted to the analysis of the representation of the railway images in the Soviet feature films dedicated to the civil war. The special attention of Soviet authorities to the coverage of the Russian revolution and the Russian civil war in cinematography, due to which films were subject to serious censorship and ideological restrictions, is pointed out. The films containing images of railways are classified according to the thematic principle. A large group of feature films contains scenes with armored trains, including both films in which the plot is entirely devoted to this type of military vehicles and the films in which an armored train appears only in an episode, while the episode becomes key for the plot development. Another significant group of feature films shows railway stations where the fighting is unfolding and a clash of the Reds and the Whites occurs. Often the main characters of such films are railway workers’ children who involve in the struggle and commit heroic deeds. A significant number of films shows the transportation of goods by rail: the plot unfolds around the transportation of bread, gold, important documents, or musical instruments that become vital objects. A separate group of films depicts the railway construction or reconstruction during the civil war, the hardship of railroad restoring, the commitment and perseverance of the workers involved. Finally, a conclusion is drawn about the versatility of the images of railways in the Soviet films dedicated to the civil war, the self-sufficiency and emotional intensity of such images is pointed out.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В СОВЕТСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ»

DOI 10.52170/2618-7949_2021_10_14 УДК 791.43.04

Е. А. Мальцева

Гражданская война и железная дорога в советском кинематографе

Статья посвящена анализу образа железной дороги в советских художественных фильмах о Гражданской войне. Отмечается особое внимание государственной власти к освещению темы революции и Гражданской войны в кинематографе, в связи с чем фильмы подвергались серьезной цензуре и идеологическим ограничениям. Киноленты, включающие образ железной дороги, объединены в группы по тематическому принципу. Большая группа игровых фильмов содержит сцены с бронепоездами: это и кинокартины, сюжет которых целиком посвящен данному виду военной техники, и ленты, в которых бронепоезд появляется лишь в эпизоде, но этот эпизод становится ключевым для развития сюжета. Другая значительная группа художественных фильмов - о железнодорожных станциях, на которых разворачиваются боевые действия, происходит столкновение противостоящих сил красных и белых. Часто главными героями таких кинолент становятся дети железнодорожников, которые, вступая в борьбу, совершают героические поступки. Выявлено большое количество фильмов, посвященных перемещению грузов по железной дороге; хлеб, золото, важные документы, музыкальные инструменты становятся важными объектами, вокруг перевозки которых разворачиваются яркие героические сюжеты. Отдельная группа кинокартин - о строительстве и восстановлении железных дорог в годы Гражданской войны, в них авторы показывают, в каких тяжелейших условиях возрождалась железная дорога, каких сил и упорства требовало возобновление ее работы. В заключение делается вывод о разносторонности образа железной дороги в советских фильмах о Гражданской войне, о его самостоятельности, активности и эмоциональной насыщенности.

Ключевые слова: Гражданская война, кинематограф, художественный фильм, железная дорога, бронепоезд.

Железнодорожный транспорт играет значительную роль в жизни России, причем в самых различных ее аспектах - от сферы экономики до художественной культуры. Обостряется значимость железных дорог в критические моменты истории, особенно в периоды войн. Гражданская война стала временем серьезнейших испытаний для молодого советского государства, периодом, когда необходимо было организовать управление страной, преодолеть разруху, решить внешнеполитические проблемы, остановить вооруженную борьбу внутри страны. Среди частных задач выделялась необходимость восстановления и организации работы железных дорог. Известны слова В. И. Ленина, произнесенные на VII съезде РКП(б), свидетельствующие о понимании правительством стратегического значения железной дороги: ... без железных дорог социалистическая революционная война - вреднейшее предательство [1, с. 26].

Железная дорога в период Гражданской войны выполняла различные задачи: перемещение армейских частей, перевозку раненых, доставку оружия, топлива и продовольствия. Поскольку в начале XX в. основной артерией тылового обеспечения в войсках противоборствующих армий стали железнодорожные линии, именно они были главными объектами для проведения специальными отрядами разведывательных и диверсионных операций

[2, с. 30]. Неудивительно, что создавая исторические фильмы, посвященные данному периоду, авторы достаточно часто обращались к этому образу, воспроизводя на экране жизнь железной дороги в один из самых драматичных периодов отечественной истории.

Фильмография игрового кино о Гражданской войне в России весьма обширна. Г. П. Сидорова и Н. К. Шутая в своем исследовании выявляют 620 фильмов, снятых в период с 1918 по 1991 год [3]; в каталоге, составленном Ю. Е. Кондаковым, - список из 481 киноленты с 1923 по 2006 год [4], среди них - большое количество работ, в которых действие так или иначе связано с железной дорогой. Персонажи кинофильмов перемещаются на поездах по стране, обеспечивают доставку важных грузов, захватывают и обороняют железнодорожные станции, ведут боевые действия, разрушают или, наоборот, восстанавливают железнодорожные объекты. Художественному кинематографу удалось с разных сторон показать жизнь железной дороги в сложную эпоху, представить ее героев и антигероев, дать художественную оценку происходивших событий.

Безусловно, тема революции и Гражданской войны в кинематографе всегда находилась в зоне особого внимания государства, в ней были сильны цензурные и идеологические ограничения, поставленные в жесткие рамки

авторы вынуждены были искать разнообразные приемы для того, чтобы привлечь зрителя к теме Гражданской войны; не всегда эти поиски были удачными, далеко не во всех фильмах удавалось достичь высокого художественного уровня. В данном случае мы не будем оценивать кинофильмы с точки зрения их художественной значимости, остановимся на включенности в сюжет образа железной дороги и его трактовке.

Яркий железнодорожный образ в кинематографе - бронепоезд. Родившись на рубеже Х1Х-ХХ веков, этот вид военной техники первоначально играл, скорее, вспомогательную роль, но, по словам И. Г. Дороговоза, гражданская война на обломках Российской империи вывела бронепоезда из тени, сделав их одними из главных действующих лиц этой исторической драмы [5]. Возможность быстро маневрировать, неожиданно появляться в различных местах, надежная защита и огневая мощь делали бронепоезд грозным оружием, такой образ не могли обойти своим вниманием кинематографисты.

Бронепоезд стал героем целого ряда военных фильмов. Именно на бронепоезде зачастую в войска прибывают революционные командиры, чтобы поддержать боевой дух бойцов и увлечь их в атаку, - такой эпизод присутствует в фильме «Щорс» (1939 г., реж.

A. Довженко); за бронепоезд отчаянно сражаются, как, например, в фильмах «Александр Пархоменко» (1942 г., реж. Л. Луков), «За час до рассвета» (1973 г., реж. Э. Карамян, Н. Оганесян); бронепоезд становится весомым аргументом в военном противостоянии между красными и белыми, а потому часто сюжет закручивается вокруг необходимости его остановить, отбить, как это происходит в фильме «И на Тихом океане» (1973 г., реж. Ю. С. Чулюкин, рис. 1).

Бронепоезд играет заметную роль в фильме о зарождении Рабоче-крестьянской Красной армии «Красная площадь» (1970 г., реж.

B. С. Ордынский). Во второй части картины экипаж бронепоезда «Красный варяг» идет на верную смерть ради успеха военной операции по ликвидации войск Колчака, мощная машина принимает бой на железнодорожном мосту и гибнет в лобовом столкновении с вражеским паровозом.

Рис. 1. Кадр из фильма «И на Тихом океане» (1973 г., реж. Ю. С. Чулюкин)

В 1980-е годы, когда отечественные режиссеры стали чаще обращаться к теме личности в истории, показывать внутренний мир своих персонажей, появились фильмы о командирах бронепоездов. Кинолента «Людмила» (1982 г., реж. В. А. Морозов и С. Н. Данилин) - о единственной в мировой военной истории женщине-командире бронепоезда Людмиле Мокиевской (в фильме - Людмиле Никольской). Главная героиня - дворянка по происхождению, восторженно встретившая революцию, отчаянно сражавшаяся на фронтах Гражданской войны и погибшая в попавшем в засаду бронепоезде. В фильме представлены две линии - героическая, где главный персонаж - смелый и решительный командир, и лирическая, в которой показаны ее любовь и душевные переживания. Бронепоезд включен в обе линии, он и грозное оружие, и временный дом, в котором живет экипаж и главная героиня, ведутся задушевные беседы, рождается любовь, проявляются простые человеческие чувства.

«Матрос Железняк» (1985 г., реж. В. А. Ду-дин) - биографический фильм о герое Гражданской войны Анатолии Железнякове, в конце своего боевого пути командовавшем бронепоездом (рис. 2). Фильм наполнен героическими сценами, но, наверное, самой сильной и динамичной из них является момент противоборства двух броневиков и их командиров, закончившегося победой красного командира. В заключительных кадрах фильма главный герой гибнет, защищая свой бронепоезд.

Сцены с бронепоездами присутствуют и в ряде других очень достойных фильмов о Гражданской войне: «Человек с ружьем» (1938 г., реж. С. И. Юткевич), «Даурия» (1971 г., реж. В. И. Трегубович), «Дни Турбиных» (1976 г.,

реж. В. П. Басов), «Они были первыми» (1956 г., реж. Ю. П. Егоров), «Бег» (1970 г., реж. А. А. Алов, В. Н. Наумов).

Рис. 2. Кадр из фильма «Матрос Железняк» (1985 г., реж. В. А. Дудин)

На определенном этапе Гражданская война приобрела «железнодорожный характер». «Эшелонная война» в условиях отсутствия других транспортных артерий становилась единственным способом ведения боевых действий. С одинаковой жестокостью происходили столкновения вокруг узловых станций этих дорог [6]. В ряде лент железнодорожный узел является ключевым местом развития событий. В фильме «Огненное детство» (1976 г., реж. Ю. А. Швырев, рис. 3) все действие разворачивается вокруг маленькой железнодорожной станции на Кубани, героями же становятся сыновья арестованных рабочих депо. Стоящие на запасных путях паровозы, вагоны для этих мальчишек - отдельный мир, в котором они чувствуют себя уверенно, здесь они прячут оружие, здесь разрабатывают план по созданию отряда - Юнармии, здесь под руководством комиссара Саббутина вступают в борьбу с белогвардейцами и выполняют настоящую боевую задачу - выводят из строя бронепоезд.

Еще один фильм, в котором основным местом действия является железнодорожная станция, - картина «Миколка-паровоз», снятая на киностудии «Беларусьфильм» в 1956 году (реж. Л. В. Голуб). На железной дороге в фильме разворачиваются как ключевые исторические события (здесь весь город встречает царский поезд, подпольщики разворачивают революционную пропаганду, партизаны вступают в борьбу с белогвардейцами), так и события

жизни главного героя, сына железнодорожного рабочего, который по замыслу авторов фильма совершает героический поступок - самостоятельно управляет паровозом, спасающим партизанский отряд.

Рис. 3. Кадр из фильма «Огненное детство» (1976 г., реж. Ю. А. Швырев)

В условиях Гражданской войны и нарастающей разрухи для всех военно-политических сил железнодорожный транспорт являлся «становым хребтом» и тыловой экономики, и действующей армии [7]. По железной дороге перевозились самые разные грузы, что также становилось темой художественного кинематографа. Фильмов, в которых главной сюжетной линией является необходимость доставки по железной дороге какого-либо важного объекта, достаточно много. Назовем лишь некоторые.

Фильм «Золотой эшелон» (1959 г., реж. И. Я. Гурин) - о перехвате большевиками эшелона с золотым запасом страны, который адмирал Колчак хочет вывезти за границу. В ге-роико-приключенческой ленте железная дорога становится местом ожесточенной борьбы между белыми и красными.

Кинолента «Мандат» (1963 г., реж. Н. И. Лебедев) - о доставке хлеба для голодающего Петрограда, главным героем вновь становится ребенок - тринадцатилетний мальчик, который после гибели продотряда действует самостоятельно и спасает состав с продовольствием. Основным визуальным образом фильма, организующим пространством является железная дорога, она вносит в фильм революционную романтику.

О доставке продовольствия и сюжет фильма «Черные сухари» (1971 г., реж. Г. М. Раппа-порт), только в этой картине речь идет о помощи

молодой советской власти пролетариату Германии. По личному указанию В. И. Ленина формируются железнодорожные составы с хлебом, которые доставляют груз, несмотря на столкновения с контрреволюционными германскими войсками.

В картине «Чрезвычайное поручение» (1965 г., реж. С. А. Кеворков, Э. А. Карамян, рис. 4) главный герой С. А. Тер-Петросян, известный под партийной кличкой Камо, выполняет чрезвычайное поручение В. И. Ленина -доставляет документы и деньги для борьбы с белогвардейцами на Кавказе, передвигаясь по железной дороге. В фильме очень ярко и красочно показан быт поезда, переполненного пассажирами самых разных сословий, судеб, жизненных целей, по воле провидения оказавшимися в одном пространстве железнодорожного вагона.

х 4 '

| ■ 1«

ЕрРК

•т

(■■< Ш

ч 1 л» **

Рис. 4. Кадр из фильма «Чрезвычайное поручение» (1965 г., реж. С. А. Кеворков, Э. А. Карамян)

Не только материальные, но и духовные ценности в этот сложный период помогала спасать железная дорога. В фильме «Квартет Гварнери» (1978 г., реж. В. В. Костроменко) речь идет о сохранении уникальных струнных инструментов, которые иностранцы пытаются вывезти по железной дороге, противостоят же им музыканты, понимающие ценность раритетов и их важность для культуры России. Железная дорога в фильме показана очень сдержанно, спокойно, интересно сочетание ее изображения и звучащей классической музыки.

Перевозка раненых - еще одно назначение железных дорог в Гражданскую войну. Действие фильма «В огне брода нет» (1967 г., реж.

Г. А. Панфилов, рис. 5) происходит в санитарном поезде, вывозящем из пекла боев раненых солдат, но в центре повествования - застенчивая и некрасивая санитарка Таня Теткина, ее наивные рисунки, чувства, любовь. Этот фильм не прославление революции и ее героев, скорее, глубокая рефлексия о судьбах людей в переломные моменты истории, о невозможности достижения любви и счастья в огне междоусобной войны. Кинотеоретик С. Фрейлих пишет об этой картине: Стиль фильма определяется тем, что создатели его стремятся случай, произошедший в пространстве санитарного поезда, раскрыть как событие революции [8, с. 40]. Эмоциональным же мотивом фильма становятся боль и усталость, наполняющие санитарный вагон.

Рис. 5. Кадр из фильма «В огне брода нет» (1967 г., реж. Г. А. Панфилов)

В вагоне-теплушке среди разрухи, голода, хаоса зарождается любовь персонажей фильма «На железной дороге» (1988 г., реж. В. Дерюгин), но железная дорога не только свела героев, она их и разлучила.

Железная дорога не только разрушалась во время Гражданской войны, она и строилась, что также нашло отражение в отечественном кинематографе. О восстановлении железных дорог, которым руководит Ф. Э. Дзержинский, - фильм «Крах операции "Террор"» (1980 г., реж. А. А. Бобровский), о строительстве железной дороги в невероятно тяжелых условиях - картина «Павел Корчагин» (1956 г., реж. А. А. Алов, В. Н. Наумов), о заказе новых паровозов в Швеции - лента «Человек с другой стороны» (1971 г., реж. Ю. П. Егоров, рис. 6).

Создавая игровое кино на историческую тему, авторы используют целый спектр изобра-

Рис. 6. Кадр из фильма «Человек с другой стороны» (1971 г., реж. Ю. Егоров)

зительно-выразительных средств, с помощью которых создается пространственная композиция киноповествования и передаются культурные приметы времени развернутого сюжета [9], такой культурной приметой России периода Гражданской войны стала железная дорога, вокруг нее крутился водоворот самых разнообразных событий, ее и запечатлели отечественные режиссеры в многочисленных фильмах. Изображение железной дороги оказалось достаточно разносторонним, причем она не стала фоном для происходящих событий, а выступала самостоятельным визуальным образом, организующим пространством, активным действующим объектом. При этом железная дорога в фильмах создавала и особый эмоциональный настрой - от романтического подъема, в целом присущего советским фильмам о Гражданской войне, до трагических нот, прорывавшихся в отечественном кинематографе в отдельные периоды.

Таким образом, можно отметить яркое проявление в художественном отображении железной дороги фундаментальной характеристики художественного образа - единства и взаимодополнительности процессов отражения и конструирования в его построении. С одной стороны, кинематограф фиксирует реальную значимость железной дороги как основы транспортной инфраструктуры страны, особенно в военное время, и, соответственно, ее присутствие как места разворачивания важнейших социальных процессов и переломной точки траекторий индивидуальных судеб. С другой стороны, железная дорога выступает как наглядное воплощение мощи и динамики происходящих изменений, символически предельно точно воплощая глобальность трансформации страны в ее движении в новую социальную реальность.

Библиографический список

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. М. : Изд-во полит. лит. 1969. Т. 36. 741 с.

2. Иванюк С. А. Бронепоезда Красной армии в операциях в Нижнем Поволжье (1918-1919 гг.) // Военно-исторический журнал. 2017. № 1. С. 30-35.

3. Сидорова Г. П., Шутая Н. К. Советское художественное кино о революции 1917 года в России : динамика производства и потребления (1918-1991) // Культура и искусство. 2017. № 10. C. 26-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-hudozhestvennoe-kino-o-revolyutsii-1917-goda-v-rossii-dinamika-proizvodstva-i-potrebleniya-1918-1991 (дата обращения: 10.04.2021).

4. Кондаков Ю. Е. Гражданская война на экране. Белое движение. СПб. : [б. и.], 2015. 362 с.

5. Дороговоз И. Г. Крепости на колесах : История бронепоездов. Минск : Харвест, 2002. 352 с. URL: http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/01.html (дата обращения: 10.04.2021).

6. Сивков С. М. Транспортные артерии Кубанской области и Черноморской губернии на начальном этапе и в ходе Гражданской войны в России (1917-1918 гг.) // Гуманитарные, социально-экономические и

общественные науки. 2015. № 6-1. С. 271-276. URL: https://online-science.ru/m/products/istori_sci-ense/gid2787/pg0/ (дата обращения: 10.04.2021).

7. Карпенко С. В. Железные дороги и «Свобода торговли» в условиях экономического кризиса: из истории тыла Вооруженных сил на юге России (1919 г.) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2013. № 10 (111). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zheleznye-dorogi-i-svo-boda-torgovli-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa-iz-istorii-tyla-vooruzhennyh-sil-na-yuge-rossii- 1919-g-1 (дата обращения: 10.04.2021).

8. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М. : Академический проект, 2015. 511 с.

9. Макиенко М. Г. Проблема исторической судьбы народа в российском кинематографе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 5. С. 243-247. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-istoricheskoy-sudby-naroda-v-rossiyskom-kinematografe (дата обращения: 10.04.2021).

E. A. Maltseva

The Civil War and the Railways in the Soviet Cinema

Abstract. The article is devoted to the analysis of the representation of the railway images in the Soviet feature films dedicated to the civil war. The special attention of Soviet authorities to the coverage of the Russian revolution and the Russian civil war in cinematography, due to which films were subject to serious censorship and ideological restrictions, is pointed out. The films containing images of railways are classified according to the thematic principle. A large group of feature films contains scenes with armored trains, including both films in which the plot is entirely devoted to this type of military vehicles and the films in which an armored train appears only in an episode, while the episode becomes key for the plot development. Another significant group of feature films shows railway stations where the fighting is unfolding and a clash of the Reds and the Whites occurs. Often the main characters of such films are railway workers' children who involve in the struggle and commit heroic deeds. A significant number of films shows the transportation of goods by rail: the plot unfolds around the transportation of bread, gold, important documents, or musical instruments that become vital objects. A separate group of films depicts the railway construction or reconstruction during the civil war, the hardship of railroad restoring, the commitment and perseverance of the workers involved. Finally, a conclusion is drawn about the versatility of the images of railways in the Soviet films dedicated to the civil war, the self-sufficiency and emotional intensity of such images is pointed out.

Key words: Russian civil war; cinema; feature film; railway; armored train.

Мальцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Философия и культурология» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: eamaltseva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.