Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ИСТОРИИ НА НЕИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ИСТОРИИ НА НЕИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ / ИГРОВОЕ КИНО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СОВЕТСКИЕ КИНОЛЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыденко Н.А., Реутова М.А.

Авторы статьи актуализируют проблему привлечения визуальных источников в вузовском курсе истории. На примере собственного многолетнего опыта изучения темы «Великая Отечественная война» со студентами первого курса неисторических институтов и факультетов Новосибирского государственного педагогического университета они описывают возможные варианты использования богатейшего наследия советского военного игрового кино в учебной и внеучебной деятельности. Уделено внимание познавательному, развивающему, воспитательному потенциалу советского художественного кинематографа и показаны разнообразные формы и средства организации аудиторной и самостоятельной работы первокурсников с художественными фильмами при изучении основных сюжетов темы, выявлены особенности анализа произведений киноискусства как исторического источника. По мнению авторов, советские художественные фильмы, снятые фронтовиками и современниками, в художественной форме отразили жизненный и фронтовой опыт своих создателей, чувства, переживания различных групп населения, их ценности и идеалы, запечатлели уникальные детали, штрихи, приметы «сороковых-роковых», воссоздали особую неповторимую эмоциональную атмосферу и общественные настроения той поры, многогранные картины повседневной жизни людей на фронте и в тылу. Поэтому данные фильмы можно рассматривать в качестве важных свидетельств различных событий и аспектов как непосредственно военного времени, так и времени создания кинопроизведений. Авторы убеждены, что в условиях возросшей роли вербализации в современном обществе обращение к произведениям экранного искусства при изучении в педагогическом университете курса истории, в частности истории Великой Отечественной войны, позволит более успешно решать сложные задачи по приобщению молодого поколения к героическим страницам советской истории и к шедеврам советского киноискусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Давыденко Н.А., Реутова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE INFORMATIVE AND EDUCATIVE POTENTIAL OF SOVIET FILMS FOR TEACHING HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR TO STUDENTS NOT MAJORING IN HISTORY

The paper considers the informative and educative potential of historical movies used as visual sources in teaching a university course of History of Russia to students of faculties other than the Faculty of History at Novosibirsk State Pedagogical University. Authors rely on their experience of teaching the history of Great Patriotic War to the first-year students over a number of years. They describe different approaches to using the cinematographic materials of the Soviet period for teaching and learning the country's history. Special attention is paid to the educative potential of Soviet cinematography. A wide range of forms and methods of organizing students' classroom activities and extracurricular activities while studying the history of World War II are described, the peculiarities of using movies as a historical source are analyzed. The authors were interested mainly in films of the Soviet period made by the former front-line soldiers and war participants. Such films reflected the life and frontline experience of their creators; they accumulated feelings and emotions of different social groups, as well as their values and attitudes. A lot of unique moments and details of that historical period were captured, the emotional atmosphere and the public mood at the frontline and in the rear during the war period were described. These films can be seen as an important evidence of various events and aspects of wartime, as well as of the later periods when the films were shot. In the context of the increasing role of verbalization in the modern society, the appeal to the works of screen art while studying the course of History in a pedagogical university will allow to successfully solve the complex issue of helping the younger generation to get acquainted with the heroic pages of Soviet history and become familiar with masterpieces of the Soviet cinema.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ИСТОРИИ НА НЕИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ»

DOI 10.52170/2618-7949_2021_10_100 УДК 791.43+371

Н. А. Давыденко, М. А. Реутова

Использование информационно-воспитательного потенциала советских художественных фильмов при изучении темы «Великая Отечественная война» в вузовском курсе истории на неисторических факультетах

Авторы статьи актуализируют проблему привлечения визуальных источников в вузовском курсе истории. На примере собственного многолетнего опыта изучения темы «Великая Отечественная война» со студентами первого курса неисторических институтов и факультетов Новосибирского государственного педагогического университета они описывают возможные варианты использования богатейшего наследия советского военного игрового кино в учебной и внеучебной деятельности. Уделено внимание познавательному, развивающему, воспитательному потенциалу советского художественного кинематографа и показаны разнообразные формы и средства организации аудиторной и самостоятельной работы первокурсников с художественными фильмами при изучении основных сюжетов темы, выявлены особенности анализа произведений киноискусства как исторического источника. По мнению авторов, советские художественные фильмы, снятые фронтовиками и современниками, в художественной форме отразили жизненный и фронтовой опыт своих создателей, чувства, переживания различных групп населения, их ценности и идеалы, запечатлели уникальные детали, штрихи, приметы «сороковых-роковых», воссоздали особую неповторимую эмоциональную атмосферу и общественные настроения той поры, многогранные картины повседневной жизни людей на фронте и в тылу. Поэтому данные фильмы можно рассматривать в качестве важных свидетельств различных событий и аспектов как непосредственно военного времени, так и времени создания кинопроизведений. Авторы убеждены, что в условиях возросшей роли вербализации в современном обществе обращение к произведениям экранного искусства при изучении в педагогическом университете курса истории, в частности истории Великой Отечественной войны, позволит более успешно решать сложные задачи по приобщению молодого поколения к героическим страницам советской истории и к шедеврам советского киноискусства.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, исторический источник, организация учебной и внеучебной деятельности в вузе, игровое кино, историческая память, советские киноленты.

Цивилизацию XXI века исследователи называют цивилизацией визуальных форм коммуникации. В отличие от предыдущей эпохи современный человек не только иначе воспринимает многие вещи, предметы, людей, меняется характер видения в целом [1]. Поворот к визуализации, происходящий во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, значительно обогащает возможности использования различных визуальных источников в практической деятельности педагога, становится мощным стимулом для поиска новых подходов в организации учебной и внеучебной работы в школе и вузе [2-5].

Одним из активно востребованных исследователями разных дисциплин визуальных источников стали отечественные игровые фильмы [6, 7]. Большое число научных работ, написанных в последние годы разными авторами по проблеме привлечения отечественного кинонаследия для изучения прошлого на разных уровнях, свидетельствует о ее актуальности [8-11].

Авторы статьи делятся своим опытом использования советского игрового кино в учебной и внеучебной деятельности со студентами неисторических профилей подготовки Новосибирского государственного педагогического университета при изучении темы «Великая Отечественная война». Предмет «история» изучается на первом курсе в течение первого семестра. Работа проводилась на очном и заочном отделениях разных факультетов и институтов НГПУ в течение последних пяти лет на общевузовских мероприятиях.

На вводной лекции при освещении вопроса о значении исторического источника в познании прошлого мы говорим об особенностях работы с визуальными источниками в целом и с художественными фильмами в частности, подводим студентов к мысли о возможности использования советских художественных фильмов в качестве исторических источников для изучения темы «Великая Отечественная война». Отмечаем, что подавляющее большинство кинолент, вошедших в золотой

фонд советского кино, были созданы участниками военных событий, современниками и ближайшими потомками поколения «фронтовых-роковых». В художественных образах, воплощенных ими на экране, нашел отражение жизненный и фронтовой опыт создателей; переданы эмоциональная атмосфера суровой действительности, настроения, чувства и переживания различных групп населения; запечатлены уникальные детали, штрихи, приметы военного времени; воссозданы картины повседневной жизни людей на фронте и в тылу. Следовательно, в определенной степени мы можем рассматривать данные фильмы в качестве интересного и многогранного (визуального и аудиовизуального) исторического источника, использовать заложенный в них мощный познавательный, развивающий и воспитательный потенциал. Одновременно обращаем внимание на особенности освещения различных аспектов и сюжетов военной темы в те или иные исторические периоды (военный, послевоенный, «оттепельный», брежневский, перестроечный), вызванные комплексом идеологических, политических, социокультурных факторов (наличие жесткой цензуры, смена политического курса, личные пристрастия руководителей страны и чиновников от культуры, субъективные взгляды и позиция создателей фильмов, естественная смена поколений кинематографистов на рубеже 7080-х годов ХХ века). При этом акцентируем внимание студентов на степени достоверности изображенных в современных фильмах о войне героев и событий, говорим о том, почему их нельзя использовать в качестве исторического источника. Некоторые первокурсники в качестве темы для своих выступлений выбирают несколько советских и современных фильмов, например: «Бессмертный гарнизон» (реж. З. Аграненко, 1956 г.) и «Брестскую крепость» (реж. А. Котт, 2010 г.), «Трое суток после бессмертия» (реж. В. Довгань, 1963 г.) и «Битву за Севастополь» (реж. С. Мокрицкий, 2015 г.), «Горячий снег» (реж. Г. Егиазаров, 1972 г.) и «Сталинград» (реж. Ф. Бондарчук, 2013 г.), -сравнивают их, отмечая их художественные достоинства и недостатки.

На конкретных примерах выясняем соотношение художественного вымысла и достоверных фактов в фильмах разных режиссеров.

Например, поясняем, что в фильме режиссера-фронтовика Ю. Озерова «Битва за Москву» (1985 г.) не было ни одного вымышленного героя и события, консультантом фильма «Ижор-ский батальон» (реж. Г. Казанский, 1972 г.) выступал сам бывший командир этого батальона, в съемках фильма «Бессмертный гарнизон» принимали участие оборонявшие Брестскую крепость. Большое внимание уделяем истории создания фильма, тому, что называется в источниковедении внешним анализом источника. Например, рассматривая вопрос об экранизации романа К. М. Симонова «Живые и мертвые» (реж. А. Столпер, 1964 г.), обращаемся к истории подвига Семена Федоровича Кутепова на Буйничском поле под Могилевом в июле 1941 года, к воспоминаниям актера А. Д. Папанова о работе над созданием образа генерала Федора Федоровича Серпилина.

В первые недели учебы студентам рекомендуется список, состоящий из нескольких десятков игровых фильмов, отобранных преподавателем по определенным критериям. Они посвящены основным этапам и событиям войны, ее реальным участникам. Первокурсники должны выбрать от одной до трех-пяти лент из этого списка, в течение нескольких месяцев посмотреть их и в свободной форме написать отзыв.

Примерно тогда же происходит распределение вопросов к двум практическим занятиям по теме «Великая Отечественная война», формирование групп, после чего начинается целенаправленная подготовка. В этот период большое внимание мы уделяем индивидуальным, парным и групповым консультациям, в ходе которых показываем разнообразные возможности привлечения материалов художественных фильмов при подготовке устных и письменных сообщений и презентаций. На данном этапе происходит важная работа студентов по поиску и отбору содержания и выбору оптимальных способов и форм будущих выступлений. Нередко студенты проявляют собственную инициативу, предлагают свои темы и варианты их презентации, самостоятельно находят фильмы, тем самым пополняя имеющийся список.

Наибольший интерес для них представляют сюжеты о женщинах и детях на войне, о блокадном Ленинграде. Для подготовки сообщений по

этим темам советуем посмотреть малоизвестные современному зрителю фильмы «Мы смерти смотрели в лицо» (реж. Н. Бирман, 1980 г.) о деятельности детского хореографического ансамбля в блокадном Ленинграде и «О тех, кого я помню и люблю» (реж. А. Т. Ве-хото и Н. В. Трощенко, 1973 г.) о девушках-саперах. Оба фильма были сняты на основании реальных событий, их герои имели реальных прототипов. Прекрасная игра актеров и работа съемочной группы помогает зрителю погрузиться в атмосферу тех дней и пережить незабываемые ощущения. Именно об этом пишут студенты в своих отзывах.

Практические занятия, как правило, проходят на большом эмоциональном подъеме, они ожидаемы студентами и являются, по сути, завершением, итогом их деятельности по изучению соответствующих вопросов. На таких занятиях не бывает скучных докладов и формальных выступлений. Первокурсники демонстрируют увлеченность своей темой и проявляют желание поделиться найденными материалами. Несмотря на разный уровень исторической подготовки в школе, мотивацию, неодинаковые интеллектуальные способности и технические возможности, каждый из них старается творчески, «с изюминкой» подготовить интересный доклад и с большим воодушевлением его представить. Поэтому не случайно, что многие выступления вызывают вопросы у однокурсников, которые являются в данный момент зрителями и слушателями, и даже слезы.

Варианты включения материалов фильмов в ткань сообщений разнообразны. В настоящем учебном году, в условиях дистанционного обучения, одной из наиболее сильных работ стала двадцатиминутная презентация студентки факультета физической культуры Александры Верещагиной, которая называется «Эпизоды войны». В ней на основе удивительно четкого отбора фильмов разных лет (14 фильмов), логичного соединения материалов исследовательской литературы, воспоминаний кинематографистов и участников событий, превосходного авторского сопровождения представлена вся история Великой Отечественной войны. По словам студентки, она «плотно» работала над презентацией в течение двух недель, пересмотрела все фильмы.

В подавляющем большинстве сообщений кинофрагменты применяются в качестве иллюстраций, например, при описании Курского сражения или Сталинградской битвы показываются отрывки из фильма «Огненная дуга» (реж. Ю. Озеров, 1968 г.). Часто при завершении выступлений студенты рассказывают об отражении события в советских военных фильмах. В ряде случаев несколько фильмов становятся основой для докладов, например, по теме «Сражающееся искусство: советский кинематограф в 1941-1945 гг.».

На занятиях мы пытаемся работать с игровыми фильмами как историческими источниками. Так, рассматривая вопросы о причинах поражения немецко-фашистской Германии, мы знакомимся с позициями современных российских и западных историков, выясняем мнения советских военных полководцев из мемуарной литературы, а затем вместе смотрим и анализируем несколько фрагментов из фильмов разных режиссеров, в которых в художественной форме освещены те или иные источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Соотносим действия киногероев и происходящие в фильмах события с историческими фактами, представленными в других письменных и визуальных текстах, высказываниями немецких генералов и офицеров о мужестве советских людей. Большое влияние на студентов оказывает история о подвиге двенадцатилетнего подростка, рассказанная в одной из советских телевизионных передач -«Рассказы о героях», послужившая основой для сценария С. С. Смирнова к забытому ныне фильму «Это было в разведке» (реж. Л. Мир-ский, 1968 г.). Передачу с участием известного советского писателя и журналиста, фронтовика С. С. Смирнова и найденного им героя А. А. Колесникова мы стараемся смотреть и комментировать непосредственно на занятии. Глубокое воздействие на первокурсников, по их отзывам, имеет просмотр первой серии телевизионного трехсерийного художественного фильма «Долгие версты войны» (реж. А. Карпов, 1975 г.). Серия называется «Журавлиный крик», она посвящена отступлению советских войск летом 1941 года. При просмотре этого фильма мы рекомендуем познакомиться с подвигом двадцатилетнего солдата Николая Си-ротинина, получившим широкую известность

после выхода документального фильма «И один в поле воин. Подвиг 41-го» (реж. А. Ладнов, 2010 г.). Таким образом, студенты подводятся к мысли о том, что одной из причин срыва плана молниеносной войны явились стойкость и мужество советских людей, а не только и не столько морозы и отсутствие дорог, как утверждается в современной литературе.

Выясняя вопрос об отношении населения европейских стран к советским воинам, которые освобождали территории их государств, студенты включают в свои сообщения не только кадры военной кинохроники и письменные документы, но и материалы таких художественных фильмов, как «Под каменным небом» (СССР - Норвегия, реж. И. Масленников, 1974 г.), «Майские звезды» (СССР - Чехословакия, реж. С. Ростоцкий, 1959 г.), «Зося» (СССР -Польша, реж. М. Богин, 1966 г.), «Братушка» (СССР - Болгария, реж. И. Добролюбов, 1975 г.).

Одним из аспектов нашей работы с художественной кинолетописью Великой Отечественной войны является постоянное обращение к музыкальной составляющей кинопроизведения. Мы рассматриваем песни из фильмов как значимое эмоциональное свидетельство, способное многое рассказать нам с помощью выразительных средств. На занятиях мы слушаем и обсуждаем их; посредством песен пытаемся проникнуть в то, что трудно поддается словесному описанию, - мир чувств и переживаний человека, отдельных групп и общества в целом; выявляем заложенную в них информацию; выясняем сфокусированные в тексте и музыке разные пласты отражения и осмысления авторами прошедшей войны. К примеру, песни «Баллада о солдате» («В трудный час», 1961 г.), «Махнем не глядя» («Щит и меч», 1968 г.), «Последний штурм» («Освобождение», 1971 г.) привлекаем для создания обобщающего образа советского солдата-освободителя. Песни «Моему другу» («Долгие версты войны», 1975 г.), «Приходите к Вечному огню» («Город под липами», 1971 г.) нами рассматриваются сквозь призму темы памяти [12]. По мнению М. В. Дядченко, современное поколение людей в возрасте 18-20 лет уже не воспринимает Великую Отечественную войну на уровне «генетической памяти» [13]. В связи с этим нам важно выявить, что помнили о

войне в советское время. Акцентируем внимание на сложности сохранения исторической памяти, связанной в современном российском обществе с уходом из жизни поколения военного и первого послевоенного десятилетий. Примечательно, что во всех отзывах о фильмах студенты указывают на необходимость сохранения памяти о войне и обращают внимание на колоссальную роль в этом советских художественных фильмов.

Как следует из отзывов на фильмы, устных бесед со студентами, просмотр советских военных художественных фильмов стал для них большим эмоциональным потрясением, своеобразным открытием как темы войны, которую они поверхностно изучали в школе, так и замечательных кинолент, о существовании которых не подозревали. Некоторые пересмотрели свои взгляды на черно-белое кино, перечитали или впервые прочитали художественные произведения, которые были экранизированы, составили список кинолент для дальнейшего самостоятельного просмотра. Многие смотрели фильмы вместе с родителями, дедушками и бабушками, группами, потом совместно обсуждали их. В некоторых случаях родственники подключились к выполнению творческих заданий студентов. Другими словами, приобщение к советскому военному игровому кино превратилось для первокурсников в яркое запоминающееся событие.

Органичным продолжением изучения военной темы в рамках аудиторных занятий является участие студентов в общевузовских мероприятиях: тематической олимпиаде по истории для студентов неисторических институтов и факультетов НГПУ «Образ Великой Отечественной войны глазами советских кинематографистов» (2019 г.), ежегодных киновикторинах и тематических вечерах, приуроченных к празднику Победы, тематической секции «Великая Отечественная война в отечественном кинематографе» на Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (2020 г.).

Таким образом, работа с советскими игровыми кинолентами о Великой Отечественной войне в курсе истории со студентами неисторических профилей подготовки позволяет сделать однозначный вывод о ее большой вос-

питательной и познавательной значимости. Как показал опыт, она способствует конкретизации, систематизации и расширению знаний студентов об известных и малоизвестных фактах из истории войны, развитию интереса к изучению героических страниц прошлого своей страны и поиску дополнительной информации о Великой Отечественной войне и советском кинематографе. В ходе выполнения заданий формируются исследовательские уме-

ния работы с художественным кинотекстом как с историческим источником, развиваются коммуникативные умения. Подобная деятельность усиливает личностную актуализацию проблемы подвига советского народа, цены и значения победы СССР во Второй мировой войне, развивает чувство сопричастности к родной истории, развивает и обогащает духовно-нравственные и эстетические чувства.

Библиографический список

1. Колодий Н. А., Колодий В. В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316, № 6. С. 146-152.

2. Батаева Е. В. Гендерная визуальность современной рекламы // Социология: теория, методика, маркетинг. 2010. № 3. С. 136-153.

3. Галлямов Ф. Л., Ханова А. Ф. Визуализация в информационном обществе // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Казань : Казан. (Поволж.) федерал. ун-т, 2015. С. 391-397.

4. Жигарева А. А. Визуализация социального пространства современного общества (социально-философский анализ) : автореф. ... дис. канд. филос. наук : 09.00.11. М., 2011. 21 с.

5. Полякова Е. В. Визуализация как эффективный метод представления в сознании человека // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2012. № 4 (59). С. 180-181.

6. Волков Е. В., Пономарева Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. 2012. № 10 (269). С. 22-26.

7. Лысова Н. А. Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах // Философия и культура. 2020. № 2. С. 12-26.

8. Архипов Б. В., Менщиков В. В. Историческое кино как фактор формирования исторического сознания // Вестник КГУ. 2011. № 3. С. 58-61.

9. Бычков С. П. Особенности исторического фильма: взгляд с точки зрения исторической науки // Вестник Омского университета. 2003. № 4. С. 55-58.

10. Сидорчук О. Н., Родигина Н. Н. Подходы к изучению кинофильмов в учебных курсах «Методика преподавания мировой художественной культуры» и «История России ХХ века» // Исторические источники в образовательной и исследовательской практике : коллективная монография / под ред. О. М. Хлы-тиной, В. А. Зверева. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2011. С. 172 -191.

11. Хлытина О. М. Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на школьных уроках истории // Исторические источники в образовательной и исследовательской практике : коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2011. С. 134-145.

12. Мердешев Е. Г., Макарова И. И. Формирование исторической памяти у молодежи средствами кинематографа (на примере фильмов о ВОВ) // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 157-158.

13. Дядченко М. В. Сохранение исторической памяти и формирование патриотизма у молодежи средствами современного российского кинематографа (на материале фильмов о Великой Отечественной войне, вышедших в прокат в 2015-2020 гг.) // Великая Отечественная война в исторической памяти народа: изучение, интерпретация, уроки прошлого : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / редкол.: А. А. Николаев (отв. ред.), М. А. Семёнов (отв. секр.) [и др.] ; Ин-т истории СО РАН. Новосибирск : Параллель. 2020. С. 128-136.

N. A. Davydenko, M. A. Reutova

Using the Informative and Educative Potential of Soviet Films for Teaching History of the Great Patriotic War to Students not Majoring in History

Abstract. The paper considers the informative and educative potential of historical movies used as visual sources in teaching a university course of History of Russia to students of faculties other than the Faculty of History at Novosibirsk State Pedagogical University. Authors rely on their experience of teaching the history of Great Patriotic War to the first-year students over a number of years. They describe different approaches to using the cinematographic materials of the Soviet period for teaching and learning the country's history. Special attention is paid to the educative potential of Soviet cinematography. A wide range of forms and methods of organizing students' classroom activities and extracurricular activities while studying the history of World War II are described, the peculiarities of using movies as a historical source are analyzed. The authors were interested mainly in films of the Soviet period made by the former front-line soldiers and war participants. Such films reflected the life and frontline experience of their creators; they accumulated feelings and emotions of different social groups, as well as their values and attitudes. A lot of unique moments and details of that historical period were captured, the emotional atmosphere and the public mood at the frontline and in the rear during the war period were described. These films can be seen as an important evidence of various events and aspects of wartime, as well as of the later periods when the films were shot. In the context of the increasing role of verbalization in the modern society, the appeal to the works of screen art while studying the course of History in a pedagogical university will allow to successfully solve the complex issue of helping the younger generation to get acquainted with the heroic pages of Soviet history and become familiar with masterpieces of the Soviet cinema.

Key words: Great Patriotic War; a historical source; curricular and extracurricular activities at university; movies; historical memory; Soviet films.

Давыденко Наталья Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: davydenko.na@mail.ru

Реутова Мария Александровна - старший преподаватель кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета. E-mail: maria.reutova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.