УДК 93/94
ГРАЖДАНСКАЯ война и борьба с ТЕРРОРИЗМОМ В МАЛИ
(2012-2022 ГГ.)
© 2022 А. Г. Рагунштейн1, О. В. Рагунштейн2
1 кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного
и административного права e-mail: ragunshteyn @ gmail. com
2 кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории
e-mail: Ragunshtejn @ gmail. com
Курский государственный университет
Предметом исследования являются причины и события гражданской войны в Мали и роль исламских террористических группировок в её ходе. Авторы уделяют особое внимание проблеме возникновения и эволюции повстанческого движения в Мали. Наиболее обстоятельно рассмотрен ход боевых действий в период проведения операции «Сервал» и «Бархан», а также влияние гражданской войны в Мали на стабильность в Западной Африке. Гражданская война в Мали стала следствием «Арабской весны» 2011 г. и гражданской войны в Ливии, которая позволила радикальным исламистам получить доступ к арсеналам Каддафи. Несмотря на техническое превосходство французской армии и её союзников из стран ЕС, ЭКОВАС и наличие миротворческого контингента ООН, добиться стабильности в Мали в ходе десятилетней войны не удалось. В рамках данной статьи дана ретроспектива гражданской войны в Мали и сделаны выводы о перспективах её продолжения.
Ключевые слова: гражданская война, терроризм, Мали, Франция, Сахель, ЭКОВАС, операция «Сервал», Операция «Бархан», ООН.
CIVIL WAR AND COUNTER-TERRORISM IN MALI (2012-2022) © 2022 A. G. Ragunshteyn1, O. V. Ragunshteyn2
1 Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Constitutional
and Administrative Law e-mail: ragunshteyn @ gmail. com
2 Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of World History
e-mail: [email protected]
Kursk State University
The subject of the research is the causes and events of the civil war in Mali and the role of Islamic terrorist groups in its course. The authors pay special attention to the problem of the emergence and evolution of the rebel movement in Mali. The course of hostilities during the Serval and Barkhan operations, as well as the impact of the civil war in Mali on stability in West Africa, is considered in the most detailed way. The civil war in Mali was the result of the 2011 Arab Spring and the civil war in Libya, which allowed radical Islamists to gain access to Gaddafi's arsenals. Despite the technical superiority of the French army and its allies from the EU countries, ECOWAS and the presence of a UN peacekeeping contingent, it was not possible to achieve stability in Mali during the ten-year war. Within the framework of this article, a retrospective of the civil war in Mali is given and conclusions are drawn about the prospects for its continuation.
Keywords: civil war, terrorism, Mali, France, Sahel, ECOWAS, Operation Serval, Operation Barhan, UN.
Уже более десяти лет в центре Западной Африки, в Мали, не прекращается гражданская война, в которой с одной стороны участвуют мятежные племена туарегов и примкнувшие к ним террористические группировки, а с другой - правительство Мали, сопредельные государства, войска Франции и других стран Евросоюза и даже миротворцы ООН. Из локального столкновения эта война грозит перерасти в общеафриканский конфликт, который охватит обширные пространства Сахеля и Сахары.
Если до 2012 г. Мали называли оплотом демократии и стабильности в Западной Африке, то в дальнейшем эта страна стала ареной многочисленных военных переворотов. Причиной конфликта стали противоречии между туарегами, которые населяли северную часть страны, и оседлыми народами юга. Долгое время правительство в Бамако игнорировало требования туарегов. В результате эти противоречия привели к консолидации последних. Ещё в 1960-е гг. они поднимали восстания против центральных властей, но, благодаря заключённому в 1994 г. мирному соглашению, страна развивалась относительно стабильно. Однако противоречия сохранились.
В период мирного сосуществования развитие севера и юга Мали шло неоднородно. Юг значительно превосходил север по темпам экономического развития. Северные города были слаборазвиты и страдали от недостатка ресурсов. Туареги вполне справедливо требовали от центрального правительства перераспределения национального дохода и вложений в развитие севера. Но этого так и не произошло. Более того, правительство Мали старалось всячески ущемить позиции туарегов и подавляло все выступления в этом регионе.
Многие этнические туареги из Мали нашли себе убежище в Ливии после неудачного восстания 2008 г. В дальнейшем они воевали в качестве наёмников Каддафи. Однако вскоре они стали нежелательными лицами в Ливии и многие вернулись в Мали, где присоединились к «Аль-Каиде Исламского Магриба», сформировав в октябре 2011 г. новое Национальное движение за освобождение Азавада (National Movement for the Liberation of Azawad, MNLA) [10, р. 480-481].
Как отметил С. Спет, MNLA представляло не весь народ, а лишь туарегов Кидаля, которые традиционно занимали привилегированное положение среди своих соотечественников. Их поддержали отряды салафитов из Алжира (Salafist for Preaching and Combat Group) и «Аль-Каиды Исламского Магриба» (Al Qaeda in the Islamic Maghreb, AQIM). Действия алжирской армии оттеснили их на территорию сопредельного Мали, где они нашли новое прибежище и приступили к расширению сферы своего влияния. Союзниками повстанцев стало и «Движение за Союз и Джихад в Западной Африке», которое обосновалось в Гао (Movement for Unity and Jihad in West Africa, MUJAO). Таким образом, восстание туарегов в Мали поддержали самые разнообразные радикальные исламские группировки, которые увидели в этом возможность для расширения своего влияния в регионе и построения государства на основе шариата.
Результатом деятельности этого союза стало создание 19 января 2012 г. Высшего исламского комитета Мали, куда вошли лидеры туарегов и представители союзных террористических группировок [9, р. 68].
Туареги продолжили вооружённую борьбу за независимость и вступили в войну с правительственными войсками Мали. В январе 2012 г. армия была вынуждена отступить из-за нехватки вооружений и боеприпасов. Разочарованные военные в марте 2012 г. устроили переворот в Бамако. Только под давлением лидеров ЭКОВАС они согласились в апреле того же года передать власть гражданской администрации.
Однако ослаблением власти воспользовалась исламская радикальная группировка «Ансар аль-Дин» (Ansar al Dine), которая попыталась установить власть шариата в отдельных районах Мали. Вместе с туарегами они взяли под контроль большую часть северного Мали [9, р. 68].
Благодаря обилию поступающего из Ливии оружия, а также помощи из Алжира, Чада и Египта повстанцы успешно расширяли сферу своего влияния. Нигер оказался важным транзитным центром поставки вооружений в Мали. В июне 2011 г. силы безопасности Нигера перехватили колонну, перевозившую 650 кг взрывчатки «Семтекс» (Semtex-H) и 335 детонаторов из Ливии [Ibid.]. И это только часть того оружия, которое потоком хлынуло в страны Северной и Западной Африки после свержения режима Муаммара Каддафи. Огромные запасы вооружения ливийской армии стали доступны самым разным радикальным группировкам как в Мали, так и в других странах региона. Неограниченные поставки оружия стали катализатором роста нестабильности в регионе и повышенного беспокойства со стороны европейских держав.
Франция традиционно с колониальных времён имела большой интерес в Мали. Соседний Нигер является одним из мировых лидеров по производству урановой руды. Шахты в Арлите и Акоке недалеко от границы с Мали дают сырьё, столь необходимое для производства топлива для атомных электростанций. Нигерский уран даёт 20% топлива для 58 ядерных реакторов Франции, что позволяет производить 75% электроэнергии во Франции [3, р. 6].
Поводом для роста напряжённости в Мали стало неудачное правление президента Амаду Тумани Туре. Оно продолжалось с 2002 по 2012 г. и характеризовалось коррупционными скандалами, разложением правящей элиты и утратой армией боеспособности, несмотря на старания французских и немецких инструкторов. В результате военных просчётов армия Мали к концу 2012 г. не смогла удержать контроль над севером страны. Туареги, которые составляли всего 5% населения страны, взяли под контроль обширные территории с ключевыми городами севера Мали [9, р. 67].
В период с января по апрель 2012 г. отряды MNLA и джихадистов смогли взять под свой контроль большую часть территории севера Мали. Интересен тот факт, что города севера страны защищали войска этнического туарега генерала Эль-Хадж Гаму. Ему уже доводилось защищать Кидаль от туарегов в 1990-х гг. В 2012 г. ему снова пришлось оборонять город от атак своих соплеменников, но на этот раз он был вынужден отступить к границам Нигера. Неудачи на фронте вызвали возмущение основной массы населения. 22 марта 2012 г. в Бамако произошёл военный переворот [Ibid., р. 68].
После получения контроля над севером страны исламисты фактически отстранили от власти своих союзников из MNLA и приступили к установлению шариатских порядков на завоёванной территории. Это вызвало серьёзное беспокойство сопредельных стран. 20 декабря 2012 г. была принята резолюция СБ ООН 2085, которая юридически санкционировала развёртывание в Мали Международной миссии поддержки под руководством африканских стран (African-led International Support Mission to Mali, AFISMA). Эта же резолюция одобрила начало операции «Сервал».
Предполагалось, что на первом этапе операции французская армия и контингенты армии Мали и ЭКОВАС зачистят от повстанцев территорию Мали, уничтожив их лагеря подготовки и опорные пункты, а затем обеспечат безопасность приграничных районов, взяв под контроль эти территории. Для этого были задействованы примерно 6 000 военнослужащих AFISMA. Примерно 2 000 военнослужащих Чада должны были зачисть приграничные районы и горные
районы Мали. Французская армия заранее подготовилась к ведению военных действий, разместив крупный контингент в Буркина-Фасо, на случай вылазок террористов. За день до принятия официального решения о начале военной операции французский спецназ был переброшен из Буркина-Фасо в аэропорт Саваре в Мали, взяв под контроль этот ключевой транспортный хаб, который позволил начать переброски воздушным путём непосредственно в Мали. Всего около 800 военнослужащих были в Мали переброшены из Сенегала, Конт д'Ивуара, Буркина-Фасо и Чада [3, р. 14].
Операция «Сервал»
11 января 2013 г. президент Франции Франсуа Оланд отдал приказ о начале военный операции «Сервал» в Мали. Задача французских военных состояла в том, чтобы разгромить основные силы радикальных исламских группировок: «Аль-Каиды Исламского Магриба», «Ансар Дин» и «Движения за Единства и Джихад в Западной Африке». Причиной прямого вмешательства стали катастрофические провалы армии Мали. За несколько дней до начала военной операции малийская армия потеряла контроль над городом Конна - в 70 км от Мопти, третьего по величине города Мали [5].
12 января в Бамако была переброшена рота морской пехоты Франции, которая взяла под контроль аэропорт. Началась переброска частей 3-й механизированной бригады. Штаб бригады разместился в Бамако. Всего в Мали было переброшено около 5000 военнослужащих Франции.
17 января около 400 солдат Мали и 40 бойцов французского спецназа смогли отбить у повстанцев город Конна. В ночь на 25 января французские военные высадились в Гао, взяв под контроль взлётно-посадочную полосу и аэропорт. Затем здесь была выгружена бронетехника, которая позволила отбить город у боевиков. 28 января в дополнение к имеющемуся контингенту в Гао было переброшено 250 военнослужащих французского Иностранного легиона, а также инженеры и сапёры, которые приступили к ремонту повреждённой взлетно-посадочной полосы. Город Кидаль был захвачен при помощи чадских военных и местных контингентов туарегов, которые поддержали французов [3, р. 14-15].
Благодаря быстрому вмешательству французской армии ситуацию удалось переломить. 26-30 января французским и малийским военным удалось отбить Гао и продвинуться к Тимбукту, который был оставлен исламистами без боя. Затем французы провели операцию, отвоевав аэродром в Кидале, который находился в руках «Национального движения за освобождение Азавада» (НДОА). Помощь в этой операции оказала армия Чада, которая взяла под контроль окружающую территорию [5].
С 19 февраля по 25 марта 2013 г. французские морские пехотинцы, парашютисты и легионеры при поддержке чадской армии провели зачистку горного массива Адрар-де-Ифогас, где укрылось несколько сотен боевиков «Аль-Каиды Исламского Магриба». В ходе боёв 25 февраля был уничтожен её лидер Абдельхамид Абу-Зейд (Abdelhamid Abou Zeid). Боевики «Аль-Каиды» понесли в боях тяжелые потери, но смогли нанести существенный урон подразделениям армии Чада [3, р. 15].
Первая фаза боевых действий закончилась разгромом основных повстанческих группировок. В боях погибло около 2000 боевиков радикальных исламских группировок, 430 попали в плен. Многие были вынуждены отступить на территорию Ливии и Нигера или раствориться среди мирных жителей Мали. В боях, по официальным данным, погибло 6 французских военных и 38 солдат Чада [3, р. 1-2].
Как отметили С. Боек и Б.В. Шууман, ввязавшись в войну в Мали, Франция совершила ту же ошибку, что и США в Афганистане. Используя своё превосходство в
вооружении, французы смогли нанести удар по исламистам и достигнуть краткосрочного успеха, взяв под контроль территорию Мали. Франция, таким образом, на время вернула себе первенство в социально-экономическом развитии стран Сахеля. Но, как показала дальнейшая практика, она не смогла решить ключевых проблем региона, что предопределило недовольство местных жителей исходом военной операции [3, р. 2].
18 июня 2013 г. власти Мали и повстанцы Туареги из НДОА, которые всё ещё контролировали город Кидаль, договорились о превращении огня в Уагудугу, столице Буркина-Фасо [5].
I июля Африканская военная миссия по поддержанию мира в Мали официально передала полномочия Многопрофильной миротворческой миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА).
II августа в Мали были проведены новые президентские выборы, в которых с большим перевесом (77,62%) победил Ибрагим Бубакар Кейта, который ранее был премьер-министром страны.
Однако мирное сосуществование с повстанцами оказалось недолгим. Уже в сентябре 2013 г. боевые действия в Мали возобновились. Повстанцы развернули широкую партизанскую войну по всему северу Мали. Это, впрочем, не помешало президенту Оланду заявить 8 января 2014 г., что в ходе операции была выполнена большая часть задач и можно провести сокращение контингента французских военнослужащих в Мали [5].
Однако дальнейшие боевые действия показали, что боевики радикальных группировок перешли к тактике партизанской войны. Правительственная армия Мали и военнослужащие Франции утратили инициативу. Дальнейшие боевые действия уже нельзя было назвать успешными, поскольку туареги и примкнувшие к ним боевики террористических организаций были более приспособлены к условиям местности и пользовались поддержкой части жителей, особенно в районах расселения туарегов. Учитывая пространства Мали, выполнение задач по уничтожению противника оказалось крайне затруднено даже для высокотехнологичных вооружённых сил Франции. Помощь разведсообщества Европейского союза и США также не смогла существенно изменить положение дел. В таких условиях власти Мали и Франции взяли курс на дальнейшую интернационализацию конфликта.
Операция «Бархан»
Операция «Сервал» была официально завершена к 14 июля 2014 г. Однако она продолжилась в рамках новой операции «Бархан» (Operation Barkhane). Это была более крупномасштабная акция с участием вооружённых сил Мали, Чада, Буркина-Фасо, Мавритании и Нигера (стран Сахельской группы G5). В дальнейшем к решению задач по уничтожению террористов подключились другие европейские страны и США.
Операция «Бархан» стало логическим продолжением операции «Сервал», но затронула значительно большую территорию Мали, Буркина-Фасо, Нигера и Чада. Это объяснилось тем, что туареги и члены исламских террористических группировок не признавали границы стран Сахеля и Сахары, считая их пережитком колониализма. Используя особенности местности, они без ограничений перемещались через границы, укрываясь от ударов армейских контингентов Мали, Франции и их союзников.
В 2014 г. военный контингент Франции в странах Сахеля уже составил 5 100 человек. Военные действия распространились на сопредельные территории Буркина-Фасо и Нигер. Французский контингент был увеличен в Мали, Нигере, Буркина-Фасо и Чаде. Однако переломить ситуацию не удалось [11].
В мае-июне 2015 г. повстанцы и правительство Мали подписали мирное соглашение, которое так и не было выполнено. В то же время лидер повстанцев Аднан Абу-Валид Аль-Сахрауи (Adnan Abu Walid al-Sahraoui) присягнул на верность «Исламскому государству Ирака и Леванта» [11]. Это стало началом нового этапа гражданской войны, в которой была поставлена следующая цель - построение халифата на основе радикальных версий ислама и законов шариата в пределах сразу нескольких государств Северной и Западной Африки.
В марте и ноябре 2015 г. боевики террористической группы «Аль-Мурабитуна» (al-Mourabitoun) устроили нападения на отель и ресторан в Бамако. В ходе террористических актов погибли 25 человек, включая 16 иностранцев. Группу возглавлял алжирский боевик Мохтар Бельмохтар (Mokhtar Belmokhtar) [Ibid.].
В январе 2017 г. «Аль-Мурабитуна» совершил террористический акт в лагере Гао. Смертник взорвал автомобиль, убив 77 человек и ранив ещё 120. В марте того же года «Аль-Мурабитуна» объединилась с другими группировками, создав новую организацию «Нусра Аль-Ислам вал-Муслемин» (Nusrat al-Islam wal Muslimeen, JNIM), которая стала филиалом «Аль-Каиды» под руководством Ияда Аг-Гали (Iyad Ag-Ghali) [Ibid.].
В качестве симметричной меры региональные страны при поддержке Франции создали оперативно-тактическую группу «G5 Сахель» (G5 Sahel). Это соединение, объединенное под единым командованием, должно было осуществлять боевые операции против террористов, невзирая на границы региональных государств.
Впрочем, это не привело к радикальному изменению военной ситуации. В 2019 г. французский спецназ спас двух заложников, похищенных в Бенине и удерживаемых в Буркина-Фасо. Два французских солдата погибли в ходе ночного рейда.
В ноябре того же года во время проведения специальной операции в районе Сахеля произошла катастрофа. Три французских боевых вертолёта с группой спецназовцев тайно вылетели с одной из баз в Северной Африке в район Лептако в Мали. Они летели низко над землёй в полной темноте плотным строем. Их задачей было выследить и уничтожить автомобили исламистов. В темноте два вертолёта столкнулись в воздухе. 13 французских военнослужащих погибли [2, р. 46].
Трагедия вызвала живой интерес к проблеме участия Франции в проведении антитеррористических операций в Северной Африке. Был поднят вопрос о целесообразности нахождения в Мали крупного военного контингента. Кроме того, в том же месяце протестующие малийцы подожгли в Бамако французский флаг в знак беспомощности Франции предотвратить террористические акты на севере и в центре Мали [11].
Война в Сахеле показала, что французы и их союзники весьма успешно уничтожают отдельных боевиков исламских группировок. Однако это не гарантирует дальнейшего нераспространения радикального исламизма в регионе. Вербовщики радикалов набирают себе всё новых сторонников, особенно в районах, где нет школ и больниц, где французов по-прежнему воспринимают как колонизаторов.
Кроме того, из-за просчётов французского командования периодически происходят инциденты, связанные с гибелью мирного населения. В конце 2020 г. в результате ошибки французская авиация разбомбила в Баунти, в центральной части Мали, свадьбу, на которой собралось множество людей. Погибли 19 человек. Французское правительство заявило о том, что это была сходка джихадистов [13, р. 37]. Эти и другие инциденты не добавляли популярности французскому контингенту, который сражался с джихадистами в Мали.
К началу 2020 г. французский военный контингент в Мали достиг 4 500 человек. Он поддерживал группировку миротворческих сил из 5 000 человек из Мали, Буркина-Фасо, Нигера, Чада и Мавритании, известных как G5 Сахеля [2, р. 46].
Задачей французов стало разделение тягот ведения антитеррористической войны с другими странами Европы. Частично это удалось. Так, эстонские спецназовцы приняли участие вместе с французскими коллегами в проведении операции «Бурраск» (Operation Bourrasque), являясь частью новой объединённой оперативно-тактической группы Такуба (Joint Task-Force Takuba). Вскоре к группе присоединились спецназовцы из Швеции и Чехии. Великобритания и Дания обеспечивали воздушную поддержку операции [7, р. 50].
В ходе проведения операции «Бурраск» предполагалось повысить уровень боеспособности воинских контингентов Нигера и Мали. Это позволило бы нивелировать ощущение у местных жителей, что бывшие колонизаторы проводят в регионе неоколониальную политику и стремятся восстановить контроль над страной.
Одним из подразделений армии Великобритании, которое выполняло боевую миссию в Мали в 2020 г., был эскадрон «А» полка Легких драгун (250 человек). Это было одно из подразделений пятнадцатитысячного международного контингента, которое приняло участие в противодействии терроризму в этой стране [8, р. 37].
Всего к сентябрю 2020 г. в Мали находилось 11 644 военнослужащих международного контингента. Кроме того, в миссии принимали участие 1 452 полицейских и 1 568 гражданских служащих. Самый большой контингент предоставил Чад - 1 447 солдат [8, р. 38].
К сожалению, боеспособность африканских военных контингентов оставляла желать лучшего. В 2019 г. джихадисты напали на казарму в Буликесси в Мали. В результате погибли 40 солдат. Две недели спустя нападение повторилось. Правительственные войска смогли отбить атаку, потеряв всего 6 солдат. Тем не менее армия Мали по-прежнему остаётся слабо подготовленной к ведению боевых действий. По оценкам экспертов, потребуется ещё десяток лет, чтобы привести малийские части в боеспособное состояние, что позволит французам покинуть регион [13, р. 38].
В начале января 2020 г. 89 солдат из Нигера погибли во время нападения джихадистов на военную базу в Чинагодраре, близ границы с Мали. Затем последовало нападение на военных в Нигере близ Инатес, в котором погиб 71 солдат [2, р. 46].
Неудачи в ходе проведения контртеррористической операции в Мали заставили французов взяться за пересмотр политики в Мали. Новые надежды были связаны с решениями президента Эммануэля Макрона. Он представлял политиков из нового поколения, которые не застали колониальный период Французской республики и не были склонны проявлять патернализм по отношению к бывшим колониям. В то же время задачей своего правления он видел борьбу с джихадизмом, что является, по его мнению, французским вкладом в общее противостояние терроризму.
Макрона явно огорчала антифранцузская компания в регионе. Митингующие в Бамако в Нигере требуют ухода французов из страны, поскольку они поддерживают местные автократические режимы. Кроме того, Франция не находит поддержки у своих союзников по Европейскому союзу, которые заняты внутренними проблемами. Единственный надежный союзник - США - вёл в Африке свою войну. С новой базы в Агадесе (Нигер) американцы уничтожали джихадистов в районе озера Чад. Таким образом, Франции приходилось полагаться лишь на свои собственные силы, пока ситуация не изменится.
13 января 2020 г. в городе Пау во Франции состоялся саммит с участием лидеров пяти стран региона (Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо и Мавритания) и президента Эммануэля Макрона. Франция заявила, что её цель - принести «безопасность
и стабильность в регион». Макрон отметил, что, если какая-либо страна региона попросит, французская армия немедленно покинет её территорию. Он запросил у них согласие на нахождение французских военных в регионе. Такое разрешение лидерами всех пяти стран было дано [7, р. 50].
В 2020 г. Франция направила ещё 600 солдат в Мали, доведя численность своего контингента до 5 100 человек. Свою роль в рамках проведения операции «Бархан» играли также другие страны Европейского союза и миротворцы ООН. Всего в стране в конце 2020 г. были расквартированы 13 600 солдат, в том числе 350 немецких и 250 британских. Однако основная тяжесть боевых действий легла на плечи французских военнослужащих. Французским военным удалось уничтожить несколько десятков боевиков исламистов и ряд лидеров «Исламского государства в Большой Сахаре» (Islamic State in the Greater Sahara, ISGS). Однако такая группировка, как «Джамма Наср аль-Ислам вал Муслимин» (Jama'at Nasr al-Islam wal Muslimin (JNIM)), которая связана с «Аль-Каидой», оказалась на редкость устойчивой [13, р. 50].
Исламисты также существенно активизировали свою деятельность. Только за первое полугодие 2020 г. от их рук погибло 1800 человек. Наличие в стране 15 тыс. миротворцев отнюдь не способствует установлению мира, и лишь усугубляет ситуацию [1, р. 41].
30 октября 2020 г. в ходе проведения операции «Бархан» были уничтожены по меньшей мере 50 джихадистов из группировки, связанной с «Аль-Каидой» [7, р. 50]. Однако такой успех скорее исключение из правила. Исламисты передвигаются на мотоциклах и легковых автомобилях, что делает их чрезвычайно мобильными. Отследить их передвижения и поразить более или менее крупную группировку было практически невозможно, несмотря на подавляющее техническое превосходство международного военного контингента.
Неспособность властей Мали и Буркина-Фасо решить проблемы безопасности в сельской местности в итоге привела к формированию групп самообороны, которые получили название «Коглвеого» (Koglweogo - стража буша). Эта милиция объединяет молодых людей, которые стремятся самостоятельно преследовать преступников, скрывающихся в буше, хотя многие из них зарабатывают также вымогательством денег [6, р. 40].
Численность «Коглвеого» уже достигла 4,5 тыс. человек. Большинство отрядов состояло из примерно 20 человек, главным образом из народности мосси. Они находятся в конфликте с этнической группой Фулани. В январе 2019 г. бойцы милиции уничтожили примерно 210 представителей Фулани и Йиргоу на севере Буркина-Фасо. Вместо того чтобы покарать виновных, правительство предложило сторонам примириться, что было воспринято как слабость. Однако скорее всего причина в том, что в правительстве много представителей народа мосси, которые хотят иметь возможность оказывать давление на оппонентов перед выборами [6, р. 40].
Такие группы самообороны, с одной стороны, позволяли высвободить значительные силы военных и полиции и сосредоточить их в крупных населённых пунктах. С другой стороны, это привело к межэтническим конфликтам и дало мощный толчок развитию террористических группировок в регионе.
Политическая ситуация в Мали и военный переворот 2020 г.
В марте 2020 г. в Мали прошли выборы в местное законодательное собрание. В результате правящая партия получили 41 из 147 мест в парламенте. Однако Конституционный суд страны пересмотрел итоги выборов и дал правящей партии десять мест в парламенте, что позволило сформировать коалицию и утвердить Ибрагима Боубакара Кейта в качестве председателя Национального собрания.
Несправедливые выборы стали одной из причин начала протестов. Обнародование их результатов привело к многочисленным протестам начиная с апреля того же года [4, р. 37].
Помимо политических махинаций очередной взрыв негодования вызвал провал в проведении антитеррористической операции на севере Мали. Только в 2020 г. конфликт в Буркина-Фасо, Мали и Нигере привёл к гибели 6 200 человек, что на 30% превысило показатель 2019 г. Боевые действия заставили покинуть свои жилища более 2 млн человек. Более 31 млн человек нуждались в продовольственной помощи [13, р. 37].
Причиной протестов в Мали стала неспособность правительственных сил победить исламистов. В самом Мали только за первые шесть месяцев 2020 г. в боях с исламистами погибли 1 800 человек. Это было больше, чем за весь 2019 г. [4, р. 37]. Кроме того, крайне непопулярной в Мали была французская армия, которую рассматривали как оккупационную.
Возмутил малийцев и уровень коррупции в стране. Её рост ассоциировался с президентом Кейта. Возмущение малийцев вызывает также образовательная и семейная политика правительства Кейта, которая строилась по западным образцам. Это противоречило традиционному укладу общества Мали. Проводимые реформы вызвали раздражение жителей Мали, прежде всего сельского населения, которое традиционно придерживается консервативных общественно-религиозных взглядов.
С 5 июня 2020 г. в столице Мали городе Бамако начались массовые манифестации, в ходе которых оппозиционные группы во главе с Махмудом Дико требовали от правительства страны принять меры по подавлению восстания джихадистов, восстановлению экономики страны и проведению свободных и демократических выборов. Одно из требований протестующих - уход в отставку президента страны Ибрагима Боубакара Кейта [4, р. 36].
Длительный период времени протесты протекали в основном в мирном русле. Однако 10 июля правительственные подразделения открыли огонь по протестующим, убив по меньшей мере 11 человек и ранив 85. В ответ оппозиционеры подожгли здание Национального собрания и помещения государственного телевидения. После перерыва, вызванного мусульманским праздником Ид аль-Адха, протесты продолжились. Это привело к определённым опасениям западных стран, и прежде всего Франции, что в стране могут обостриться внутренние противоречия [Ibid., р. 37].
18 августа 2020 г. в стране произошёл новый переворот, который во многом напомнил события 2012 г. Армия вмешалась после длительных протестов, происходивших в стране в предыдущие месяцы. Как и в 2012 г., мятеж начался на военной базе Кати в 15 км от Бамако. Солдаты вошли в столицу и арестовали президента Ибрагима Кейта. Последний выступил по телевидению и заявил о добровольном уходе, чтобы не вызывать кровопролитие в стране. Через пять дней члены военной хунты заявили о своём желании передать власть гражданским властям [1, р. 41]. В Мали было создано временное правительство. Однако оно не справилось со своими задачами.
Захват власти военными власти в Мали в августе 2020 г. вызвал ответную реакцию со стороны членов ЭКОВАС. Против Мали были введены санкции. Это вынудило военную хунту отдать власть гражданской администрации. Президентом гражданского правительства стал Бах Ндоу, полковник в отставке и бывший министр обороны. Вице-президентом стал Ассими Гойта, полковник, который и инициировал переворот, приведший к свержению президента Кейта. В новом правительстве четыре портфеля получили гражданские лица.
Новое правительство заявило о подготовке выборов в ближайшие полтора года. Таким образом, несмотря на формальную передачу власти, контроль над всеми рычагами управления остался у военных, что поставило западные страны в двойственную позицию. Военная миссия Европейского союза продолжила свою деятельность по подготовке кадров для малийской армии [12, р. 39].
В мае 2021 г. произошёл новый военный переворот под руководством полковника Ассими Гойта. Это привело к существенному охлаждению отношений с Парижем, особенно после того как президент Гойта отказался от проведения обещанных демократических выборов [11].
10 июня 2021 г. президент Франции Эммануэль Макрон заявил о сокращении присутствия в Мали до 2 500 - 3 000 военнослужащих. Кроме того, правительство Мали сделало ставку на инструкторов из российской ЧВК «Группа Вагнера». В декабре того же года в Мали стали прибывать российские инструкторы, хотя официальные власти страны отрицали этот факт [11]. Тем не менее этот факт не укрылся от западных политиков, которые обвинили правительство Мали в отказе от прежних обязательств.
9 января 2022 г. блок западноафриканских стран ЭКОВАС ввёл эмбарго по отношению к Мали в связи с отказом от проведения выборов. 31 января из Мали был выслан французский посол. К тому времени в Мали уже находилось до 1 000 российских сотрудников ЧВК «Группа Вагнера» [Ibid.]. Это был более скромный контингент, чем у Франции и её союзников, но он имел существенный боевой опыт подавления партизанского движения в Сирии и Ливии. Успехи вагнеровцев в этих конфликтах позволили правительству Мали надеяться на кардинальное изменение ситуации на всех фронтах. В то же время это давало возможность отказаться от зависимости армии Мали от поддержки европейских военных контингентов.
4 февраля 2022 г. тысячи малийцев вышли на улицы страны с антифранцузскими протестами. Они размахивали российскими флагами и сожгли фотографии Макрона. Спустя две недели Эммануэль Макрон заявил о выводе французских войск из Мали [Ibid.].
Таким образом, к началу 2022 г. в гражданской войне в Мали наметился существенные перелом. Длительная военная операция французской армии при поддержке контингентов ЭКОВАС, ООН и Европейского союза, не дала значимого результата. Поддержав силой оружия правительство Мали в кризисный период 20122013 гг., Франция оказала существенную помощь государственным институтам в этой стране, смогла стабилизировать ситуацию, нанести ощутимый ущерб террористическим группировкам и повстанцам, которые взяли под свой контроль обширные территории на севере Мали. Операция «Сервал» стала примером удачной боевой кампании регулярной армии против повстанческих группировок и террористических групп, пытающихся использовать классические принципы ведения войны. Французы смогли доказать, что в краткосрочной перспективе при поддержке высокотехнологичных европейских подразделений правительство Мали может восстановить контроль над потерянными территориями.
Однако уже в конце реализации операции «Сервал» и с самого начала операции «Бархан» стало очевидно, что переход к партизанской тактике, который осуществили боевики многочисленных террористических групп радикальных исламистов, приведёт к существенному ухудшению ситуации. Неспособность армии Мали и Франции, контингентов европейских инструкторов и миротворцев ООН взять под контроль ситуацию, в сочетании с ухудшением в социально-экономической и политической жизни страны, привела к разочарованию населения в политике центральных властей и переворотам 2020 и 2021 гг. Они показали, что опора на военные контингенты
Франции и отсутствие гибкости в проведении антитеррористических операций приводят к дестабилизации внутренней ситуации в стране. В этих условиях правительство Мали предпочло учесть запросы общества и переориентировать политику страны, сделав упор на применение опыта российских военных, которые неплохо зарекомендовали себя в Сирии и Ливии. Дальнейшее развитие событий покажет, насколько обоснованным был подобный выбор.
Библиографический список
1. A coup that was coming // The Economist (USA). 2020. August 22.
2. A small Afghanistan // The Economist (USA). 2020. January 18-24.
3. Boeke S., Schuurman B. W. Operation 'Serval': A Strategic Analysis of the French Intervention in Mali, 2013-2014 // Journal of Strategic Studies. 2015. Vol. 38. Issue 6.
4. Fear and Loathing in The Sahel // The Economist (USA). 2020. 8 August.
5. France in Mali: A year of hunting jihadists in West Africa. 11.01.2014 // URL: https://www.france24.com/en/20140111-france-mali-military-intervention-operation-serval-anniversary-timeline (дата обращения - 29.03.2022)
6. Malicious militias // The Economist. 2019. 4-10 May.
7. Mission Impossible But Necessary // The Economist (USA). 2020. November 14.
P. 50.
8. Mission to Mali // Soldier. 2020. September.
9. Spet S. Operation Serval: Analyzing the French Strategy against Jihadists in Mali // ASPJ Africa & Francophonie. 2015. 3rd Quarter.
10. The Military Balance 2013. London, 2013.
11. Timeline: Nine years of French troops in Mali. 17 Feb 2022. URL: https://www.aljazeera.com/news/2022/2/17/timeline-what-led-france-to-withdraw-its-troops-from-mali (дата обращения - 29.03.2022)
12. We Were Soldiers Once // The Economist (USA). 2020. October 17.
13. Which way out? // The Economist (USA). 2021. February 20.