Научная статья на тему 'АЗАВАД - САМОПРОВОЗГЛАШЕННОЕ ГОСУДАРСТВО ТУАРЕГОВ'

АЗАВАД - САМОПРОВОЗГЛАШЕННОЕ ГОСУДАРСТВО ТУАРЕГОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / САХЕЛЬ / МАЛИ / ТУАРЕГИ / СЕПАРАТИЗМ / КОЧЕВНИКИ / ФРАНЦИЯ / ОПЕРАЦИЯ "БАРХАН" / ПУТЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппов Василий Рудольфович

Автор ставил перед собой задачу выяснить причины сепаратизма туарегов в Республике Мали. Рассмотрена эволюция идентичности туарегов и консолидация кочевых племен в общность, стремящуюся к суверенитету в пределах собственного государства Азавад. Стремление к государственному самоопределению кочевников - это фактор, оказывающий серьезное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране на протяжении всей ее истории, начиная со времени обретения независимости в начале 60-х гг. прошлого столетия и до настоящего времени. Исследование показало, что противостояние между темнокожим большинством населения страны и сравнительно малочисленными «белыми людьми пустыни» (туарегами, маврами, арабами) обусловлено, прежде всего, параллельным бытием различных «культур жизнеобеспечения» на территории Сахеля. Относительно мирные земледельцы, рыбаки и охотники сосуществуют здесь с воинственными кочевниками-скотоводами. Земли, которые возделывают одни, считают своими исконными пастбищами другие. Сделан вывод о том, что острые конфликтные ситуации, возникающие на северных территориях Мали, обусловлены воздействием этого определяющего фактора. Этим определяется суть дискриминационной политики в отношении туарегов со стороны властей, защищающих интересы большинства, ошибки Бамако, связанные с попытками модернизации сообществ кочевников. Автор приходит к заключению, что ситуация осложняется нежеланием Елисейского дворца отказаться от экономических преференций в Мали и вывести свои войска с территории этого государства, с территории, которую туареги считают своими исконными землями. В условиях острого политического кризиса в этой стране стремление туарегов к государственному самоопределению будет нарастать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AZAWAD AS A SELF-PROCLAIMED TUAREG STATE

The author was set to find out the fundamental reasons for the separatism of the Tuareg community in the Republic of Mali. The article examines the evolution of the political identity of the Tuaregs and the consolidation of scatted nomadic tribes into a community, which aims for sovereignty within their own state. It is known that the desire for state self-determination of nomads within the self-proclaimed state of Azavad is a factor that has a serious impact on the internal political situation in the country throughout its history, starting from the time of gaining independence in the early of 60s years of last century and to the present. The study showed that the confrontation between the black majority of the population of the country and in comparison with small number of “white people of the desert” (Tuaregs, Moors, Arabs) is primarily due to the parallel existence of various “life necessities cultures” in the territory of Sahel. Relatively peaceful farmers, fishermen and hunters coexist here with the warlike nomadic cattle herders. The lands cultivated by some are considered by others to be their original pasture - lands. The author substantiates the conclusion that all acute conflict situations arising in the northern territories of Mali are ultimately conditioned by the influence of this determining factor. This determines the essence of the discriminatory policy against the Tuaregs on the part of the authorities protecting the interests of the majority, Bamako’s mistakes associated with attempts to accelerate the modernization of archaic nomadic communities. The author comes to the conclusion that the situation is complicated by the reluctance of the Elysee Palace to abandon political and economic preferences in Mali and withdraw its troops from the territory of this sovereign state, from the territory that the Tuaregs consider their ancestral lands. In his opinion, in the conditions of an acute political crisis in this country, the Tuareg’s desire for state self-determination will grow.

Текст научной работы на тему «АЗАВАД - САМОПРОВОЗГЛАШЕННОЕ ГОСУДАРСТВО ТУАРЕГОВ»

DOI: 10.23932/2542-0240-2021 -14-1 -11

Азавад - самопровозглашенное государство туарегов

Василий Рудольфович ФИЛИППОВ

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки РАН, 123001, ул. Спиридоновка, д. 30/1, Москва, Российская Федерация E-mail: fvr1957@mail.ru ORCID: 0000-0003-0501-8528

ЦИТИРОВАНИЕ: Филиппов В.Р. (2021) Азавад - самопровозглашенное государство туарегов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 14. № 1. С. 214-227. РО!: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-11

Статья поступила в редакцию 11.09.2020.

АННОТАЦИЯ. Автор ставил перед собой задачу выяснить причины сепаратизма туарегов в Республике Мали. Рассмотрена эволюция идентичности туарегов и консолидация кочевых племен в общность, стремящуюся к суверенитету в пределах собственного государства Азавад. Стремление к государственному самоопределению кочевников - это фактор, оказывающий серьезное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране на протяжении всей ее истории, начиная со времени обретения независимости в начале 60-х гг. прошлого столетия и до настоящего времени. Исследование показало, что противостояние между темнокожим большинством населения страны и сравнительно малочисленными «белыми людьми пустыни» (туарегами, маврами, арабами) обусловлено, прежде всего, параллельным бытием различных «культур жизнеобеспечения» на территории Сахеля. Относительно мирные земледельцы, рыбаки и охотники сосуществуют здесь с воинственными кочевниками-скотоводами. Земли, которые возделывают одни, считают своими исконными пастбищами другие. Сделан вывод о том, что ост-

рые конфликтные ситуации, возникающие на северных территориях Мали, обусловлены воздействием этого определяющего фактора. Этим определяется суть дискриминационной политики в отношении туарегов со стороны властей, защищающих интересы большинства, ошибки Бамако, связанные с попытками модернизации сообществ кочевников. Автор приходит к заключению, что ситуация осложняется нежеланием Елисейского дворца отказаться от экономических преференций в Мали и вывести свои войска с территории этого государства, с территории, которую туареги считают своими исконными землями. В условиях острого политического кризиса в этой стране стремление туарегов к государственному самоопределению будет нарастать.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Африка, Сахель, Мали, туареги, сепаратизм, кочевники, Франция, операция «Бархан», путч

Сепаратизм в африканских странах обусловлен рядом факторов. Это и иррациональность границ, и антагонизмы между социально-статусными группа-

ми населения, и борьба за доминирование тех или иных культур, языков, религий. Это и разница «культур жизнеобеспечения», и застарелые трайбалистские конфликты. С разной степенью интенсивности они проявили себя в Мали.

Предпосылки конфликта

В 2020 г. население Мали превысило 20 млн человек. За предыдущий год его численность увеличилась на 579 055 человек; годовой прирост составил почти 3%, что несколько выше среднего для африканских стран. Это обусловлено, так же как и во всех африканских странах, слабым развитием контрацепции, традиционными нормами бытового поведения, запретом на аборты в мусульманских странах и проч.

Соотношение языковых групп населения таково: носители языков манде -51% (бамбара - 37%, сонинке - 8%, малинке - 6%); носители волтийских языков - 20% (сенуфо - 12%, догоны - 8%); на языках фульбе говорят 14% малийцев; сонгай - 7%. Туареги (3% населения Мали) говорят на языке тамашек, мавры Сахары (2%) - на магрибинском диалекте арабского языка. Европейцы составляют всего 1% населения страны, прочие в совокупности - 3%1. При этом нужно иметь в виду, что данные эти условны и могут служить лишь общими ориентирами для изучения демографических изменений в регионе. Статистический учет населения в стране, находящейся в состоянии войны уже много лет, оставляет желать лучшего. Кроме того, в условиях прозрачности границ

значительные группы населения беспрепятственно перемещаются по странам всего сахаро-сахельского региона. Кочевники бредут по саванне, следуя за источниками воды, в зависимости от того, насколько обильными были дожди в тот или иной год. Большие группы оседлых племен неоднократно покидали места постоянного проживания из-за военных действий или спасаясь от голода в засушливые годы. О больших погрешностях в статистическом учете кочевников Сахеля писали многие известные исследователи этого региона [С1аи-¿ЪШатай 1996, р. 11].

По разным данным, около 90 % малийцев исповедуют ислам суннитского толка (мандеязычные и волтийские группы, туареги, арабы и мавры), около 9% - анимисты (это сенуфо и дого-ны), 1% - христиане (по большей части европейцы)2.

Оседлые земледельцы, рыбаки манде и сонгай живут на берегах Нигера, на юго-востоке страны. Фульбе разводят рогатый скот на юго-западных ее окраинах. В саваннах Сахеля кочуют туареги, арабы и мавры, известные как торговцы и скотоводы3. Отмечу, что туареги кочуют не только по северу Мали, но и по окраинам Алжира, Ливии, Мавритании, Нигера, Чад и Буркина-Фасо [Айхенвальд 1988, с. 99-100]. Всю эту зону полупустынь они считают территорией своего государства Аза-вад. Сепаратизм северных территорий Мали - следствие конфликта «культур жизнеобеспечения» разных групп населения [Bourgeot 1995, рр. 140, 149]. Земледельцы сосуществуют здесь с воинственными кочевниками-скотоводами;

1 Population Statistics: Historical Demography of All Countries, Their Divisions and Towns (2020) // University of California, Davis Library // https://www.library.ucdavis.edu/database/population-statistics-historical-demography-countries-divisions-towns/, дата обращения 06.09.2020.

2 Le Mali, ethnies et religions (2013) // La Croix, Avril 23, 2013 // https://www.la-croix.com/Actualite/Monde/Le-Mali-ethnies-et-religions-_NG_-2013-01-23-902823, дата обращения 09.10.2020.

3 Hershowits A. (2012) The Tuareg in Mali and Niger // Washington, American University, Library // http://www1.american.edu/ted/ ice/tuareg.htm, дата обращения 08.07.2013.

земли, которые возделывают одни, считают своими пастбищами другие.

После обретения независимости Мали уже в 1960 г. дал о себе знать антагонизм интересов населения северных и южных районов страны [Яаш1т 1991, р. 134; ЕоШгу 1999, р. 648]. Левацкие эксперименты президента Моди-бы Кейты вызвали протест архаичных сообществ кочевников. Поводом для столкновений послужило намерение Бамако обложить налогом скотоводов4. В 1962 г. кочевники восстали. Против них были направлены войсковые подразделения, но подавить бунт удалось только в 1964 г.

Во время засухи 1968-1974 гг. правительство решило покончить с эксплуатацией в крестьянской среде. Разрушение традиционных устоев жизни кочевников вновь спровоцировало столкновение «рыцарей пустыни» с правительственными войсками [Ьзоы/ ag Мака 2006, рр. 35-37, 68-69]. Кроме того, этот социальный эксперимент привел к конфликту между властью и приверженцами ортодоксального ислама.

Путч Муссы Траоре в 1968 г. и вовсе поставил северян в положение социальных парий. Они не могли занимать даже скромные должности в органах государственной власти или служить в армии на офицерских должностях5. Попытки Бамако посадить кочевников на землю не увенчались успехом: купив несколько голов скота, туареги откочевывали в саванну. В конце 1960-х гг. часть кочевников вступила в ливийский «исламский легион», часть нашла работу на нефтяных промыслах. Но в конце 1980-х гг.

Ливия расформировала батальоны туарегов, а снижение цен на нефть стало причиной сокращения рабочих мест, что повлекло за собой выселение из Алжира десятков тысяч рабочих.

Туареги поняли, что решить свои проблемы они смогут только силой оружия6. В 1990 г. началась война. Созданное в Ливии Народное движение Азавада (НДА) смогло эффективно противостоять армейским частям, которые терпели одно поражение за другим. Президент М. Траоре осознал, что победа над кочевниками в сложившейся ситуации невозможна и предпочел заключить мир [Бетпш 1994, рр. 162172]. Подписанное в 1991 г. соглашение предусматривало выделение дотаций на развитие северных территорий и давало возможность кочевникам занимать ответственные посты в государственных структурах7.

Однако темнокожее большинство было возмущено поражением армии и автономизацией Севера. Это стало причиной острого политического кризиса в стране. В марте 1991 г. полковник Амаду Тумани Туре совершил военный переворот и отказался признать легитимность мирного договора.

Возглавив страну, он инициировал переговорный процесс при посредничестве Алжира. Туареги осознали необходимость координации действий: было создано Объединение движений и фронтов Азавада (ОДФА), что позволило туарегам консолидировать требования и позволило сторонам договориться о прекращении огня. Итогом переговоров стал Национальный пакт, кото-

4 Hershowits A. (2012) The Tuareg in Mali and Niger // Washington, American University, Library // http://www1.american.edu/ted/ ice/tuareg.htm, дата обращения 08.07.2013.

5 Bode P. (2004) Touareg // Mali Music, Avril 4, 2004 // http://mali-music.com/Cat/CatT/Touareg.htm, дата обращения 05.09.2020.

6 Lode K. (2002) Peace Process in Mali: Context, Analysis and Evaluation // Conciliation Resources, December 2002 // http://www.c-r.org/our-work/accord/public-participation/english/lode.php, дата обращения 06.09.2020.

7 Bernus E. (1992) Etre Touareg // Politique Africaine: La Revue. Karthala Publising Press, Janvier 1992 // http://www.politique-afric-aine.com/numeros/pdf/047023.pdf, дата обращения 10.02.2018.

рый был подписан 11 апреля 1992 г.8 Но и он представлял собой лишь декларацию о намерениях.

В июне 1994 г. туареги предприняли новые атаки на правительственные войска. Стало ясно, что правительство не способно в одностороннем порядке положить конец насилию. Президент Альфа Умар Конаре объявил о начале консультаций, призванных вовлечь в дебаты структуры гражданского общества. Это дало свои результаты: 27 марта 1996 г. Конаре инициировал акцию, которая символизировала общенациональное примирение; в Тимбукту в «костре мира» сгорели 3 тыс. стволов, изъятых в ходе разоружения повстанцев.

Обострение сепаратизма

Вновь ситуация обострилась весной 2006 г., когда туареги потребовали реализации условий заключенных мирных соглашений в полном объеме. Полевые командиры нескольких вооруженных группировок учредили Альянс за демократию и изменения (АДИ); их основным требованием стала федерализация Мали. После этого в Алжире было подписано еще одно мирное соглашение между АДИ и президентом. Важно отметить, что вожди ряда племен заявили тогда и в Париже, и в Бамако о готовности туарегов противостоять проникновению на территорию Мали исламских фундаменталистов.

«Аль-Каида» дала о себе знать в са-харо-сахельском регионе на рубеже веков [Нечитайло 2007, с. 25-28]. В 2004 г.

фундаменталисты предприняли попытку обосноваться на севере Мали, но тогда туареги предложили им покинуть пределы Азавада. Опасаясь вооруженного конфликта, исламисты перебрались в соседний Нигер. Но уже тогда к ним примкнули несколько десятков туарегов. Позже на севере Мали оформились две группы вооруженных сторонников ортодоксального ислама: одна из них состояла из алжирских салафитов, вторая рекрутировалась из пакистанцев и фактически изначально являлась подразделением «Аль-Каиды». В сентябре 2006 г. салафиты также признали главенство Усамы бен Ладена. Таким образом «Аль-Каида исламского Магри-ба» (АКИМ) стала важным актором политического процесса в регионе9. Наряду с АКИМ, в Сахеле действует группировка исламских фундаменталистов, получившая название «Ансар ад-Дин»; она оформилась из туарегов и арабов, наиболее последовательных сторонников суверенизации Азавада.

Присутствие на севере Мали этих организаций заметно сказывается на взаимоотношениях Бамако с «белыми людьми пустыни». Власти боятся перевооружать туарегов, но не хотят отказываться от идеи использовать кочевников для борьбы с террористами10. В 2006 г. между племенными вождями кочевников и правительством было заключено соглашение, предусматривавшее обучение туарегов офицерами регулярной армии11. А в феврале 2007 г. власти Алжира и Мали решились на формирование подразделений, призванных противостоять террористам АКИМ и полно-

8 Baque Ph. (1995) Nouvel enlisement des espoirs de paix dans le conflit touareg au Mali // Le Monde Diplomatique, Avril 1995 // http://www.monde-diplomatique.fr/1995/04/BAQUE/1370, дата обращения 10.02.2018.

9 «Al-Qaïda» irréductible au Sahel (2010) // Courrier International, Septembre 9, 2010 // http://www.courrierinternational.com/ article/2010/09/09/al-qaida-irreductible-au-sahel, дата обращения 05.09.2020.

10 Mali: Les Touaregs s'en vont en guerre contre «Al-Qaida» (2010) // Algérie-Politique, Octobre 12, 2010 // http://ffs1963.unblog. fr/2010/10/12/mali-les-touaregs-sen-vont-en-guerre-contre-al-qaida/, дата обращения 06.09.2020.

11 Daniel S. (2006) Ce que veulent les «rebelles» de Kidal // RFI - Radio française internationale, Juin 1, 2006 // http://www.rfi.fr/ actufr/articles/078/article_44115.asp, дата обращения 06.09.2020.

стью укомплектованных из числа туарегов. Но на сотрудничество с Бамако согласились лишь три тысячи человек; идея борьбы с исламским фундаментализмом не смогла сплотить племена кочевников и примирить их с властями.

В 2007 г. восстали туареги Нигера, которые потребовали справедливого распределения доходов от эксплуатации природных богатств и предоставления туарегам возможности заниматься политической деятельностью12. Вслед за ними вновь начали военные действия и туареги Мали [БоикЫ-Иатйу, Оиккаоиа, ТатЬоита 2008, рр. 2-3]. 17 мая 2007 г. они разгромили военную базу на границе Мали и Нигера, захватив 30 заложников. 12 сентября туареги обстреляли американский самолет, который должен был доставить боеприпасы правительственным войскам Мали. Спустя два дня они захватили г. Тинзауатен и заминировали дорогу в Бамако. Это была попытка взять под полный контроль караванные пути, связывающие страны Ма-гриба и Сахеля. Контроль над ними всегда приносил немалый доход «корсарам пустыни».

Вскоре после этих событий лидеры повстанцев объявили о создании Альянса туарегов Нигер-Мали (АТНМ), официальным лидером которого был объявлен Хама Аг Сид Ахмед. В требованиях Альянса громко прозвучала «урановая тема». Дело в том, что на границе Мали и Нигера находятся богатейшие залежи урановой руды, которые разрабатываются (главным образом) французским концерном ЛЯЕУЛ. Французы закупают это стратегиче-

ское сырье по демпинговым ценам, но даже к этим крохам власти Мали и Нигера не подпускают кочевников. Требование туарегов обеспечить справедливое участие в доходах от продажи урана придавало особый колорит событиям 2007-2008 гг.13

Дело в том, что для Франции стратегическое значение имеет «мирный атом»: он обеспечивает около 75% энергобаланса страны. Реакторы многочисленных французских АЭС нужно бесперебойно обеспечивать урановым топливом. Более того, крупнейшие энергетические корпорации Франции -ЕББ и ЛЯЕУЛ - заключили долгосрочные договоры о поставках ядерного топлива европейским партнерам. В начале нынешнего столетия собственные урановые ресурсы Франции полностью иссякли14. С этого времени обеспечение французских компаний ураном достигается главным образом за счет Тропической и Центральной Африки [¥Шрроу 2015, рр. 386-400].

Именно этим объясняется появление французских войск на севере Мали и Нигера, именно это обусловило такую остроту борьбы за пески Сахеля.

В декабре 2008 г. кочевники атаковали малийских военных и захватили урановые рудники на севере Нигера. Работа французских горнодобывающих компаний была парализована. В мае 2009 г. было достигнуто соглашение о прекращении огня, но в январе 2010 г. боестолк-новения возобновились15.

Нападение стран НАТО на Ливию в 2011 г. заметно повлияло на ситуацию в странах сахаро-сахельского ре-

12 Куделев В.В. (2007) Второе восстание туарегов: причины и возможные последствия // Институт Ближнего Востока. 17 октября 2007 // http://www.iimes.ru/?p=6326, дата обращения 01.09.2020.

13 Les Touaregs declenchent la guerre de uranium (2008) // Tamazgha, Février 3, 2008 // http://www.tamazgha.fr/Les-Touaregs-declenchent-la-guerre-de-l-uranium%2C2169.html, дата обращения 20.02.2015.

14 Урановые рудники и запасы урана. Табл. 3. Добыча урана на рудниках разных стран в 2001-2003 гг. // http://profbeckman. narod.ru/RH0.files/21_2.pdf, дата обращения 16.12.2020.

15 Les Touaregs declenchent la guerre de uranium (2008) // Tamazgha, Février 3, 2008 // http://www.tamazgha.fr/Les-Touaregs-declenchent-la-guerre-de-l-uranium%2C2169.html, дата обращения 20.02.2015.

гиона. Отметим, что Муаммар Каддафи покровительствовал туарегам: он был одержим идеей объединения амазигов (берберов) в пределах одного государства. В 2005 г. полковник предложил вид на жительство в Ливии всем туарегам Мали и Нигера, желающим переселиться в его страну. А год спустя призвал всех кочевников Сахары объединиться в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Во время восстания туарегов 2007 г. он был посредником между мятежными туарегами и правительствами стран Сахеля16.

Во время ливийской войны 2011 г. туареги выступили на стороне Каддафи. Вожди племен Ливии, Мали и Нигера заявили, что объявят войну своим правительствам, если в этих странах будут преследовать сторонников опального полковника. После падения Джамахирии туареги вынуждены были возвращаться в страны исхода, но и здесь они не сложили оружие. Разрозненные боевые отряды вскоре объединились под знаменами Национального движения за освобождение Азавада.

В январе 2012 г. сепаратисты атаковали г. Менаку на севере Мали17, а в феврале в Сахеле началась большая война. Правительство направило против сепаратистов бронетехнику и вертолеты, но в конце февраля повстанцы захватили практически весь Север и большую часть Центра страны. В Бамако начались демонстрации, участники которых потребовали от президента А.Т. Туре остановить нашествие кочевников. На этом фоне 21 марта 2012 г. в стране произошел военный переворот. Главарь путчистов капитан Амаду Са-

ного объявил о захвате верховной власти в стране [Корендясов 2013, с. 304327]. Есть все основания думать, что этот военный переворот был задуман в Париже и реализован при участии спецслужб Пятой республики. Слишком близко подпустил А.Т. Туре к залежам урана китайцев. Не секрет, что именно Поднебесная стала угрозой всевластию Пятой республики в Западной Африке [Будущее Африки 2012, с. 232].

Что произошло в Мали после путча? Целью А. Саного и его немногочисленных сторонников, якобы, было остановить нашествие туарегов и реанимировать армию. А в итоге кочевники перешли в наступление и двинулись на столицу. Армия же занялась мародерством и грабежами, солдаты были деморализованы и никому не подчинялись. 10 января 2013 г. Д. Траоре (он, как спикер Национального собрания, был назначен исполняющим обязанности главы государства) запросил помощи у президента Пятой республики.

Фактор Франции

11 января началась операция французских войск, получившая название «Сервал». В Мали прибыли две тысячи французов «для оказания помощи ма-лийской армии в борьбе с сепаратистами-туарегами и исламистами-фунда-менталистами»18. 13 января французские штурмовики уничтожили лагеря сепаратистов близ г. Гао, а десантники продвинулись вглубь территории, объявленной государством Азавад. На следующий день французы атаковали го-

16 Куделев В.В. (2011) Ливия: туареги против берберов? // Институт Ближнего Востока. 1 сентября 2011 // http://www.iimes.ru/ ?p=13193, дата обращения 03.08.2020.

17 Combats dans le nord, la nouvelle 'guerre' des Touaregs (2012) // Reliefweb. News and Press Release, Javier 20, 2012 // http://reliefweb.int/node/471708, дата обращения 05.09.2020.

18 French Troops Continue Operation against Mali Islamists (2013) // ВВС News, January 30, 2013 // http://www.bbc.co.uk/news/ world-africa-20997522, дата обращения 21.08.2018.

родки Кона, Дуэнце и Лере и нанесли бомбовые удары по г. Кидал, в котором размещался штаб группировки «Ан-сар ад-Дин». Не дожидаясь новых ударов французских штурмовиков, туареги покинули Тимбукту19. 3 февраля 2013 г. Ф. Олланд объявил, что миссия французской армии в Сахеле окончена20. Президент Франции выразил надежду на то, что малийцы смогут «провести выборы в срок на всей территории страны»21.

На президентских выборах в августе 2013 г. победу одержал ставленник Парижа, экс-премьер малийского правительства Ибрагим Бубакар Кейта. Он вступил в должность президента Мали 4 сентября 2013 г. Но назначенный Елисейским дворцом президент не смог добиться желаемого умиротворения в стране. Уже в первые месяцы его правления произошел новый всплеск сепаратизма и военный мятеж в одном из военных лагерей. Правительство не смогло предложить ничего нового в борьбе с кочевниками. Выступая в Европарла-менте 9 декабря 2013 г., И.Б. Кейта отозвался о НДОА, как о «вооруженной банде», и отмел идею независимости северных территорий. «Никакой независимости, никакой автономии, но высокая степень децентрализации...»22.

В январе 2015 г. глава государства назначил премьер-министром Моди-бо Кейту, который до этого выступал в роли главного переговорщика по проблемам северных территорий. Это был жест, который должен был убедить туарегов в том, что разрешение конфлик-

та в Сахеле - это первостепенная задача правительства. Начались многомесячные переговоры сторон. Лишь 20 июня 2015 г. при посредничестве европейских стран и Алжира правительство заключило мирное соглашение с повстанцами. Но в этом документе не было внятной программы разоружения комбатан-тов, плана демилитаризации северных территорий и, главное, не было концепции экономической реабилитации северных территорий. В соответствии с мирным соглашением была сформирована Комиссия наблюдения за исполнением договоренностей, но она оказалась полностью недееспособной. Провал переговорного процесса привел к обострению ситуации. Туареги убедились в неспособности правительства к исполнению принятых на себя обязательств и вновь взялись за оружие.

За первые три года правления Кей-ты в ходе боев с той и другой стороны погибли более 1 300 человек (включая мирных жителей). Резко возросло число нападений на туристов и захватов заложников. Самым опасным стало нападение террористов на отель Radisson Blue 20 ноября 2015 г. в Бамако. Тогда боевики взяли в заложники 170 человек, погибли 19 человек, в т. ч. 6 россиян23. Эскалация конфликта на севере Мали продолжала нарастать и все последующие годы правления И.Б. Кей-ты. По оценкам экспертов, число погибших в конфликте в 2017 г. составило 716 человек, это значительно больше, чем в 2015-2016 гг.

19 Des islamistes sont cachés parmi la population (2013) // Le Figaro, Javier 30, 2013 // http://www.lefigaro.fr/internation-al/2013/01/30/01003-20130130ARTFIG00662-des-islamistes-sont-caches-parmi-la-population.php, дата обращения 20.03.2020.

20 Франция скоро начнет выводить войска из Мали (2013) // Росбалт. 20 февраля 2013 // https://www.rosbalt.ru/ main/2013/02/20/1096648.html, дата обращения 01.09.2020.

21 Олланд: Власти Мали договорились с сепаратистами о проведении выборов (2013) // Российская газета. 18 июня 2013 // http://www.rg.ru/2013/06/18/olland-anons.html, дата обращения 01.09.2020.

22 Быстров А.А. (2013) Мали: тупик в переговорах с туарегами // Институт Ближнего Востока. 16 декабря 2013 // http://www.iimes.ru/?p=19045, дата обращения 12.08.2020.

23 Mali: Aqmi, rebelles touaregs, même combat? (2019) // aBamaco.com, Janvier 28, 2019 // http://fr.news.yahoo.com/mali-aqmi-rebelles-touaregs-m%C3%AAme-combat-182147884.html, дата обращения 06.09.2020.

Грубые дипломатические просчеты Парижа и правительства Мали имели печальные последствия: туареги все больше отдалялись от Бамако и все чаще вставали на сторону джихадистов. В настоящее время в Сахеле сложился своеобразный террористический альянс, получивший название «Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин». Его образуют племена туарегов из группировки «Ансар ад-Дин» (они называют себя филиалом «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» - АКИМ), террористическая группировка «Аль-Му-рабитун», созданная ныне покойным алжирцем Мухтаром Бельмухтаром, группировка «Эмират Сахара», действующая на севере Мали, группировка «Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин». Все эти террористические организации так или иначе аффилированы с Национальным движением за освобождение Азавада, Арабским движением Азава-да и Высшим советом за единство Аза-вада. Таким образом, произошла своеобразная институционализация конфликта. С одной стороны выступают правительство Мали и действующие от его имени французские военные, а с другой - ассоциация исламских фундаменталистов и туарегов-сепаратистов.

В конце 2019 - начале 2020 г. в северных и центральных районах Мали террористическая активность джиха-дистов приобрела невиданный прежде размах. С декабря 2019 г. по март 2020 г. исламисты совершили 266 террористических атак, в ходе которых 242 человека были убиты и 119 ранены. Имели место 22 нападения на миротворческий контингент ООН, десятки терактов против французских военных, задействованных в операции «Бархан», и нападений на солдат малийской на-

циональной армии. Как констатируют эксперты, «адекватного отпора джиха-дисты не получили ни от «голубых касок», ни от французского контингента, ни от национальной армии»24.

Как это ни странно, в середине июня 2019 г. правительство Мали сочло возможным объявить об окончательном уничтожении джихадистов в стране. Сразу после этого последовали атаки на поселения фульбе в центральной части страны. В результате конфликта были убиты 160 мирных жителей. (В последние годы противостояние между кочевыми скотоводами фульбе и фермерами бамбара и догонами становилось все более острым.) Оправдывая жестокость этих акций устрашения, догоны обвинили фульбе в сотрудничестве с джи-хадистами и объявили, что это месть за нападение «Аль-Каиды» на военную базу, результатом которого стала гибель 23 малийских военнослужащих, среди которых были бамбара и догоны. Отмеченный факт свидетельствует о том, что в настоящее время формируется новый альянс исламистов, в который входят не только туареги, арабы и мавры, но и значительная часть темнокожего населения страны, недовольная действиями правительства и присутствием на территории Мали французских оккупационных войск.

Развертывание сил малийской армии в регионе Мопти позволило несколько снизить накал противостояния, но межплеменные стычки возникают до сих пор. Джихадисты, которые переместились в центральную часть Мали после размещения французского экспедиционного корпуса на севере страны, подогревают трайбалистскую рознь и сами участвуют в кровавых столкновениях.

24 Корендясов Е.Н. (2020) Парламентские выборы в Мали: напряженность в стране не снижается // ИМЭМО // https://www.imemo.ru/news/events/text/parlamentskie-vibori-v-mali-napryazhennosty-v-strane-ne-snizhaetsya, дата обращения 02.09.2020.

Острый кризис малийской государственности стал очевидным. Фактически страна распалась на две части: правительство не контролирует обширные области, находящиеся под властью джихадистов и сепаратистов (в настоящее время это зачастую одно и то же) [Манойло 2014, с. 105-116]. Традиционный конфликт между темнокожим населением страны и «белыми людьми пустыни» усугубляется нарастанием противостояния различных племен темнокожего населения.

Власть не смогла предложить объединяющую граждан Мали национальную идею и консолидировать малий-ское общество. Коррупция и непотизм дискредитируют государственный аппарат и провоцируют недоверие к власти. Граждане страны массово отказываются принимать участие в президентских и парламентских кампаниях, «голосуют ногами» против действующей власти. Армия деморализована и не в состоянии противостоять террористическим угрозам и сепаратизму.

На территории страны находятся французские оккупационные войска, присутствие которых вызывает нарастающее недовольство малийцев. Ели-сейский дворец оправдывает присутствие своих военных в Сахеле необходимостью борьбы с сепаратистами и джихадистами, однако наиболее образованная часть малийского общества все более отчетливо осознает, что истинными целями французской армии в Мали является защита интересов Пятой республики в Западной Африке. Это, прежде всего, сохранение контроля над урановыми рудниками и месторождениями золота в Мали и Нигере. В

стране быстро нарастает социальный протест, направленный против присутствия французской армии в Сахеле.

В этом контексте следует вспомнить о кризисе в отношениях Пятой республики со странами, которые входят в состав военно-политического альянса G5 Sahel. (Это Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо и Мавритания.) Его создание было инспирировано Парижем в 2014 г. Декларируемая цель альянса - борьба с исламским терроризмом в регионе. Очередной саммит G5 Sahel состоялся 1314 января 2020 г. в г. По на юге Франции. Для президента Франции Эммануэля Макрона этот саммит имел особый смысл. Дело в том, что в последние месяцы 2019 г. присутствие французских военных вызывало острое недовольство в странах Западной Африки. Особенно массовыми и частыми стали антифранцузские демонстрации молодежи в Мали, Буркина-Фасо и Нигере. Участники этих акций требовали у национальных лидеров защитить суверенитет своих государств. Это, по понятным причинам, раздражало президента Пятой республики. Агентство France 24 констатировало: «В последнее время президент Франции критиковал тех, кто осуждает французское присутствие в странах Западной Африки. Он не понимает это недовольство гражданского населения и некоторых политиков»25. Дело дошло до того, что Макрон предупредил африканских коллег о возможности сокращения участия или даже о выходе Франции из операции «Бархан». (Эта операция стала продолжением операции упомянутой выше операции «Сервал»26.) Макрон потребовал, чтобы лидеры G5S подтвердили свою поддержку операции на терри-

25 Sommet du G5 Sahel à Pau: Emmanuel Macron veut resserrer le front antijihadiste (2020) // France 24, Janvier 13, 2020 // https://www.france24.com/fr/20200113-un-sommet-du-g5-sahel-%C3%A0-pau-pour-resserrer-le-front-antijihadiste, дата обращения 06.09.2020.

26 Guisnel J. (2014) Le Drian et Hollande installent l'opération Barkhane // Le Point, Juillet 16, 2014 // http://www.lepoint.fr/editos-du-point/jean-guisnel/le-drian-et-hollande-installent-l-operation-barkhane-16-07-2014-1846497_53.php, дата обращения 20.02.2015.

тории своих стран. Африканские коллеги Макрона вынуждены были подписать совместную декларацию, в которой они подтвердили свое одобрение военного присутствия французских военных в регионе27. Это, по понятным причинам, только усилило протестное движение в странах Сахеля.

На встрече «сахельской пятерки» в г. По произошло еще одно знаменательное событие. Э. Макрон обнародовал информацию о том, что глава Пентагона Марк Эспер рассматривает возможность сокращения или полного вывода американских войск из стран субса-харской Африки. Согласно этому плану, американцы должны покинуть военную базу в Нигере и прекратить поддержку Франции в борьбе с исламистами28. Ма-крон назвал это «плохой новостью».

Пандемия коронавируса еще более накалила ситуацию. В апреле 2020 г. Елисейский дворец вынужден был отменить саммит «Африка - Франция» (его проведение во французском Бордо было запланировано на июнь). Одновременно было заявлено об «инициативе, посвященной здравоохранению и экономическому реагированию на СОУГО-19 на всем континенте». 3 апреля Макрон и десять лидеров африканских государств принимали участие в телеконференции, которая была организована с целью обсуждения этой «инициативы»29.

Более подробной информации администрация Елисейского дворца не

предоставила, но известно, что специалисты Центра анализа, прогнозирования и стратегии (CAPS) направили французскому президенту доклад «Эффект панголина: грядущий шторм в Африке». Его авторы призвали Э. Макрона готовиться к «длительной дестабилизации» в Африке в условиях «предстоящего кризиса обществ и государств»30. Известные французские дипломаты высказывали обоснованные опасения в том, что грядущий кризис может уничтожить «хрупкие режимы» в Сахеле и Центральной Африке. Они сочли, что коронавирус может стать «политическим вирусом, который <...> покажет неспособность этих государств защитить свое население». При этом аналитики CAPS указывали на особую уязвимость «некоторых экономически слабых и политически нестабильных франкоязычных стран, менее надежных и структурированных, чем другие». Эксперты предупредили, что «сравнение определенных государств, чья государственная политика терпит неудачу (государства Сахеля и Центральной Африки), с другими африканскими странами, обладающими более прочными властными институтами (например Руанда или Сенегал), было бы «неблагоприятно» для первых. «Эффект сравнения» может стать дополнительным конфликтогенным фактором и привести к смене политических элит. Дипломаты Quai d'Orsay полагают, что пря-

27 Sommet de Pau: bientôt une "Coalition pour le Sahel" (2020) // ВВС News, Janvier 14, 2020 // https://www.bbc.com/afrique/ region-51102086, дата обращения 06.09.2020.

28 Cooper H., Gibbons-Neff Th., Savage Ch., Schmitt E. (2019) Pentagon Eyes Africa Drawdown as First Step in Global Troop Shift // The New York Times, December 24, 2019 // https://www.nytimes.com/2019/12/24/world/africa/esper-troops-africa-china.html7ac-tion=click&module=Top%20Stories&pgtype=Homepage, дата обращения 20.03.2020.

29 Coronavirus: Macron et dix dirigeants africains discutent d'un effort coordonné (2020) // Le Monde Afrique, Avril 4, 2020 // https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/04/04/coronavirus-macron-et-dix-dirigeants-africains-discutent-d-un-effort-coor-donne_6035551_3212.html, дата обращения 20.03.2020.

30 Bobin F., Tilouine J. (2020) Coronavirus: les experts du Quai d'Orsay redoutent le «coup de trop» qui «déstabilise» l'Afrique // Le Monde Afrique, Avril 3, 2020 // https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/04/03/coronavirus-les-experts-du-quai-d-orsay-red-outent-le-coup-de-trop-qui-destabilise-l-afrique_6035470_3212.html, дата обращения 06.06.2020.

мым следствием пандемии коронави-руса станет «жесткая конкуренция» за передел геополитического и экономического пространства на африканском континенте».

Как показали события лета 2020 г., концептуальные положения, содержащиеся в этом документе, оказались пророческими. В августе Мали вновь оказалась на изломе своей истории: 18 августа на военной базе Кати в 15 км от Бамако военнослужащие подняли мятеж. (Напомню, что военный мятеж на базе в Кати привел к государственному перевороту в 2012 г., в результате которого был отстранен от власти президент А.Т. Туре.) Вечером того же дня мятежники объявили об аресте И.Б. Кейты, премьер-министра Бубу Сиссе и председателя Ассамблеи Мусу Тимбине. Кроме того, мятежники арестовали министра экономики и финансов страны Абдулайя Даффе, еще несколько министров, а также высокопоставленных офицеров Мали31.

19 августа И.Б. Кейта в эфире телеканала Малийской службы радиовещания и телевидения сказал о своей отставке. Он заявил, что не желает, чтобы для удержания его у власти «была пролита кровь»32. Экс-президент объявил также об отставке правительства и роспуске парламента Мали. После этого путчисты анонсировали создание Национального комитета спасения наро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да и призывали к политическим изменениям для последующего проведения выборов33. Вечером того же дня по решению созданного мятежниками Национального комитета спасения были освобождены из тюрем оппозиционеры из «Движения 5 июня», в т. ч. Усман Мамаду Траоре - один из признанных лидеров оппозиции.

Важно то, что на фоне военного переворота в Мали президент Пятой республики Э. Макрон заявил, что власть в африканской стране должна вернуться к гражданскому населению, но не более того34. Французский лидер, очевидно, понимает, что возвращение в президентское кресло столь одиозного в своей стране И.Б. Кейты уже нереально, но пока не понимает, что можно сделать в этой патовой ситуации. Остается уповать на штыки французского экспедиционного корпуса, призванного защитить интересы бывшей метрополии в странах Сахеля.

В этом контексте важно обратить внимание на воинственную риторику главы военного ведомства Франции. Комментируя произошедший в Мали военный переворот, Флоранс Пар-ли цинично заявила, что французские военные, якобы, «находятся на малий-ской территории по просьбе ее жителей» и что они «продолжат выполнять свои обязанности в целях обеспечения всеобщей безопасности»35.

31 Verner R. (2020) Putsch au Mali: les jihadist peuvent-ils profiter de la crise en cours? // BFM TV, Août 19, 2020 // https://www.bfmtv.com/international/putsch-au-mali-les-jihadistes-peuvent-ils-profiter-de-la-crise-en-cours_AN-202008190175. html, дата обращения 07.09.2020.

32 Démission du président Keïta: cinq minutes pour comprendre le coup d'État au Mali (2020) // Le Parisien, Août 19, 2020 // https://www.leparisien.fr/international/demission-du-president-keita-cinq-minutes-pour-comprendre-le-coup-d-etat-au-mali-19-08-2020-8370246.php, дата обращения 06.09.2020.

33 Lagneau L. (2020) Dirigé par des militaires, un «Comité national pour le salut du peuple» a pris le pouvoir à Bamako // Zone militaire. Actualités sur la défense et la sécurité, Août 19, 2020 // http://www.opex360.com/2020/08/19/dirige-par-des-militaires-un-comite-national-pour-le-salut-du-peuple-a-pris-le-pouvoir-a-bamako/, дата обращения 21.08.2020.

34 Putsch au Mali: Macron reclame que le pouvoir soit "rendu aux civil" (2020) // BFM TV, Août 19, 2020 // https://www.bfmtv.com/ politique/elysee/putsch-au-mali-macron-reclame-que-le-pouvoir-soit-rendu-aux-civils_AD-202008190214.html, дата обращения 06.09.2020.

35 Malgré le coup d'Etat et la défiance des Maliens, la France maintient l'opération «Barkhane» (2020) // Le Monde Afrique, Août 27, 2020 // https://www.lemonde.fr/afrique/article/2020/08/27/malgre-le-coup-d-etat-et-la-defiance-des-maliens-la-france-main-tient-l-operation-barkhane_6050075_3212.html, дата обращения 01.09.2020.

***

Трудно прогнозировать развитие ситуации в Мали. Однако в контексте интересующей нас темы можно предположить, что в обозримом будущем произойдет эскалация конфликта на севере страны, на землях, объявленных территорией суверенного Исламского государства Азавад. Ведь путчисты объясняют свои действия неспособностью И.Б. Кейты решить проблему с сепаратизмом туарегов силой оружия, а объединенная гражданская оппозиция обвиняет его в излишней мягкости по отношению к джихади-стам и сепаратистам. Вместе с тем оппозиция протестует против присутствия в стране оккупационных французских войск, которые под предлогом борьбы с исламским экстремизмом защищают экономические и политические преференции Пятой республики в зоне Сахеля. Если оппозиция добьется вывода французских войск с территории Мали, то северные территории страны, скорее всего, окажутся под полным контролем сепаратистов и джихадистов. Очевидно, что в Мали сложилась взрывоопасная ситуация, грозящая спровоцировать острый региональный кризис во всем сахаро-са-хельском регионе.

Список литературы

Айхенвальд А.Ю. (1988) Берберы // Бромлей Ю.В. (ред.) Народы мира. Ис-торико-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия.

Будущее Африки: борьба новых и старых акторов (2012). Материалы международной научной конференции. Москва, 13-14 марта 2012 г. М.: Институт Африки РАН.

Корендясов Е.Н. (2013) Кризис в Республике Мали // Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования. М.: Институт Африки РАН. С. 304-327.

Манойло А.В. (2014) Сепаратизм как вызов и угроза международной безопасности // Тренды и управление. № 2. С. 105-116 // https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_23204425_69380776. pdf, дата обращения 16.12.2020.

Нечитайло Д.А. (2007) «Аль-Каи-да» в Африке // Азия и Африка сегодня. № 11. С. 25-28.

Bernus E. (1990) Azawad // Encyclopédie berbère, vol. 8, pp. 1206-1207.

Bernus E. (1994) Les Touareg // Vallées du Niger. Musée des Arts d'Afrique et d'Océanie, pp. 162-172.

Boilley P. (1999) Les Touaregs Kel Adagh. Dépendances et révoltes: du Soudan français au Mali contemporain, Paris, Karthala.

Bouhlel-Hardy F., Guichaoua Y., Tam-boura A. (2008) Tuareg Crises in Niger and Mali. Seminar on the 27th November, 2007 // IFRI. Sub-Saharan Africa Program, Paris-Bruxelles, pp. 1-7.

Bourgeot A. (1995) Les sociétés touarègues. Nomadisme, identité, résistance, Paris: Karthala.

Claudot-Hawad H. (1996) Touaregs: Voix solitaires sous l'horizon confisqué // Ethnies-Documents. No 20-21 // https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00293895/document, дата обращения 16.12.2020.

Filippov V. (2015) Uranium Factor in France's Foreign Policy towards Africa // National Security / Nota Bene, no 3, pp. 386400. DOI: 10.7256/2073-8560.2015.3.15671

Issouf ag Maha (2006) Touareg du XXI siècle, Grandvaux.

Ramir S. (1991) Les pistes de l'oubli: Touaregs au Niger, Paris: Editions du Felin.

DOI: 10.23932/2542-0240-2021 -14-1 -11

Azawad As a Self-proclaimed Tuareg State

Vasily R. FILIPPOV

DSc in History, Leading Researcher

Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, 123001, Spiridonovka St., 30/1, Moscow, Russian Federation E-mail: fvr1957@mail.ru ORCID: 0000-0003-0501-8528

CITATION: Filippov V.R. (2021) Azawad As a Self-proclaimed Tuareg State. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, vol. 14, no 1, pp. 214-227 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-1-11

Received: 11.09.2020.

ABSTRACT. The author was set to find out the fundamental reasons for the separatism of the Tuareg community in the Republic of Mali. The article examines the evolution of the political identity of the Tu-aregs and the consolidation of scatted nomadic tribes into a community, which aims for sovereignty within their own state. It is known that the desire for state self-determination of nomads within the self-proclaimed state of Azavad is a factor that has a serious impact on the internal political situation in the country throughout its history, starting from the time of gaining independence in the early of 60s years of last century and to the present. The study showed that the confrontation between the black majority of the population of the country and in comparison with small number of "white people of the desert" (Tu-aregs, Moors, Arabs) is primarily due to the parallel existence of various "life necessities cultures" in the territory of Sahel. Relatively peaceful farmers, fishermen and hunters coexist here with the warlike nomadic cattle herders. The lands cultivated by some are considered by others to be their original pasture - lands. The author substantiates the conclusion that all acute conflict situations arising in the northern territories of Mali are ultimately conditioned

by the influence of this determining factor. This determines the essence of the discriminatory policy against the Tuaregs on the part of the authorities protecting the interests of the majority, Bamako's mistakes associated with attempts to accelerate the modernization of archaic nomadic communities. The author comes to the conclusion that the situation is complicated by the reluctance of the Elysee Palace to abandon political and economic preferences in Mali and withdraw its troops from the territory of this sovereign state, from the territory that the Tuaregs consider their ancestral lands. In his opinion, in the conditions of an acute political crisis in this country, the Tuareg's desire for state self-determination will grow.

KEYWORDS: Africa, Sahel, Mali, Tuareg, separatism, nomads, France, Operation Barkhan, putsch

References

Africa's Future: A Struggle between New and Old Actors (2012). Materials of the International Scientific Conference, March 13-14, 2012, Moscow: Institute for African Studies, RAS (in Russian).

Aykhenvald A.Yu. (1988) Berbers. Peoples of the World. Historical and Ethnographic Reference Book (ed. Bromley Yu.V.), Moscow: Soviet encyclopedia (in Russian).

Bernus E. (1990) Azawad. Encyclopédie berbère, vol. 8, pp. 1206-1207.

Bernus E. (1994) Les Touareg. Vallées du Niger. Musée des Arts d'Afrique et d'Océanie, pp. 162-172.

Boilley P. (1999) Les Touaregs Kel Adagh. Dépendances et révoltes: du Soudan français au Mali contemporain, Paris, Karthala.

Bouhlel-Hardy F., Guichaoua Y., Tam-boura A. (2008) Tuareg Crises in Niger and Mali. Seminar on the 27th November, 2007. IFRI. Sub-Saharan Africa Program, Paris-Bruxelles, pp. 1-7.

Bourgeot A. (1995) Les sociétés touarègues. Nomadisme, identité, résistance, Paris: Karthala.

Claudot-Hawad H. (1996) Touaregs: Voix solitaires sous l'horizon confisqué. Ethnies-Documents. No. 20-21 Available at:

https://halshs. archives - ouvertes. fr/halshs -00293895/document, accessed 16.12.2020.

Filippov V. (2015) Uranium Factor in France's Foreign Policy towards Africa. National Security / Nota Bene, no 3, pp. 386400. DOI: 10.7256/2073-8560.2015.3.15671

Issouf ag Maha (2006) Touareg du XXI siècle, Grandvaux.

Korendyasov E.N. (2013) Crisis in the Republic of Mali. Conflicts in Africa: Causes, Genesis and Problems of Settlement, Moscow: Institute for African Studies, RAS, pp. 304-327 (in Russian).

Manoilo A.V. (2014) Separatism as a Challenge and Threat to International Security. Trends and Management, no 2, pp. 105116. Available at: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_23204425_69380776. pdf, accessed 16.12.2020 (in Russian).

Nechitailo D.A. (2007) Al-Qaeda in Africa. Asia and Africa Today, no 11, pp. 2528 (in Russian).

Ramir S. (1991) Les pistes de loubli: Touaregs au Niger, Paris: Editions du Felin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.