Научная статья на тему 'Туарегское восстание 1916-1917 гг. : религиозный бунт или антиколониальная война?'

Туарегское восстание 1916-1917 гг. : религиозный бунт или антиколониальная война? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУАРЕГИ / ПОВСТАНЦЫ / КАОСЕН / ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / САНУСИТЫ / TUAREG / REBELS / KAOSEN / FRENCH COLONIZATION / SANUSSI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макутчев А.В.

На основе имеющихся данных исследуются предпосылки и ход состоявшегося в начале XX в. в африканском Сахеле крупного восстания туарегов многочисленного берберского народа, проживающего на территории современных Нигера и Мали. Это восстание примечательно не только своим масштабом, но и дискуссионностью его сущности. Некоторые исследователи считают движение религиозной войной, заложившей основы современных межконфессиональных конфликтов в Сахеле, другие антиколониальной войной, направленной на освобождение туарегов, до сих пор не имеющих собственной государственности, от французского колониального господства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tuareg Uprising of 1916-1917: Religious Revolt or Anti-Colonial War?

At the beginning of the 20th century, a mighty uprising of the Tuareg, a large Berber people living on the territory of modern Niger and Mali, took place in the African Sahel. This uprising is notable not only for its scale, but also for the controversy of its essence. Some researchers consider this movement as a religious war that laid the foundations of modern interfaith conflicts in the Sahel, others consider it as an anti-colonial war aimed at liberating the Tuareg, who still do not have their own statehood, from French colonial rule. Based on the available data, the author explores the background and course of the uprising.

Текст научной работы на тему «Туарегское восстание 1916-1917 гг. : религиозный бунт или антиколониальная война?»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 13-18. УДК 94(6)

DOI 10.24147/2312-1300.2019.4.13-18

А. В. Макутчев

ТУАРЕГСКОЕ ВОССТАНИЕ 1916-1917 гг.: РЕЛИГИОЗНЫЙ БУНТ ИЛИ АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ВОЙНА?

На основе имеющихся данных исследуются предпосылки и ход состоявшегося в начале XX в. в африканском Сахеле крупного восстания туарегов - многочисленного берберского народа, проживающего на территории современных Нигера и Мали. Это восстание примечательно не только своим масштабом, но и дискуссионностью его сущности. Некоторые исследователи считают движение религиозной войной, заложившей основы современных межконфессиональных конфликтов в Сахеле, другие - антиколониальной войной, направленной на освобождение туарегов, до сих пор не имеющих собственной государственности, от французского колониального господства.

Ключевые слова: туареги; повстанцы; Каосен; французская колонизация; сануситы.

A. V. Makutchev

THE TUAREG UPRISING OF 1916-1917: RELIGIOUS REVOLT OR ANTI-COLONIAL WAR?

At the beginning of the 20th century, a mighty uprising of the Tuareg, a large Berber people living on the territory of modern Niger and Mali, took place in the African Sahel. This uprising is notable not only for its scale, but also for the controversy of its essence. Some researchers consider this movement as a religious war that laid the foundations of modern interfaith conflicts in the Sahel, others consider it as an anti-colonial war aimed at liberating the Tuareg, who still do not have their own statehood, from French colonial rule. Based on the available data, the author explores the background and course of the uprising.

Keywords: Tuareg; the rebels; Kaosen; French colonization; Sanussi.

Одним из важнейших событий антиколониальной борьбы в Африке является Туарегское восстание, или Каосенская война (Уакт Ка-^шап), на территории современного Нигера в 1916-1917 гг. Это восстание было самым организованным в истории сопротивления народов Сахеля французским колонизаторам. Около 40 месяцев местное население - туареги, хауса и другие народы -боролись с французской колониальной администрацией, около 80 дней повстанцы удерживали в осаде военный пост в Агадесе, после чего война продолжилась в горном районе Аир, пока не погибли лидеры восстания.

Предпосылки и сущность восстания остаются предметом дискуссии. Ряд авторов

© Макутчев А. В., 2019

рассматривали восстание как антифранцузское религиозное движение, организованное Италией и Германией [1, р. 112]. Более поздние исследователи считают восстание антиколониальной войной, вызванной режимом французской оккупации земель туарегов и Нигера в целом [2, р. 194].

Для прояснения сущности Туарегского восстания необходимо обратиться к выявлению его причин, тесно связанных с экономикой региона и влиянием французской колониальной политики на кочевой образ жизни и религиозные обряды местного населения.

Франция начала колонизацию Африки ещё в первой половине XIX в., с завоевания Сенегала и Алжира. Чтобы связать свои

владения в Северной Африке с Атлантическим побережьем и сформировать полноценную колонию, французы должны была завоевать южную Сахару и Сахель, а также центральный и западный Судан. Сахель на территории современных Нигера и Мали рассматривался также как защитный барьер для внутренних районов Алжира от возможной агрессии со стороны британцев из Нигерии, а также обеспечивал транзитные маршруты и торговлю между Средиземноморьем и Западным Суданом [3, р. 101].

В 1898 г. французы провели первую официальную военную экспедицию в Нигер во главе с Ф. Фуро и Ф.-Ж. Лами. Цель миссии состояла в поиске пути из Алжира к озеру Чад, во Французский Судан (Чад), утверждение присутствия Франции в регионе и воспрепятствование проникновению Османской империи в оазис Кауар на северо-востоке современного Нигера. Летом 1899 г. лидеры экспедиции подписали договоры о протекторате с султанами Агадеса, Тессауа и Зиндера, а в следующем году в регион вступили французские колониальные войска [3, р. 103]. Французская оккупация Нигерской Сахары преследовала сразу пять целей: остановить продвижение турок в Центральную Африку; снизить колониальную активность Германии в регионе; обеспечить наилучший способ доставки грузов к колониям из Алжира; защитить маршруты транссахарской караванной торговли; подготовить плацдарм для завоевания плато Тибести в Чаде [2, р. 192]. Для достижения этих целей французской колониальной администрации требовалось добиться покорности местного населения, представленного как чернокожими народами земледельцев хауса и фульбе, так и берберским кочевым народом туарегов. Именно туареги оказали наиболее серьёзное сопротивление европейскому господству.

Тактика французских колонизаторов была построена на снижении авторитета региональных вождей и сохранении напряжённости между кочевым и оседлым населением и внутри племенной знати. При этом метрополия была готова мириться с рабовладельческими традициями туарегов и их регулярными набегами на оседлое население: хотя в целом рабство было отменено колонизаторами, туарегской знати было разрешено

иметь «домашних рабов» как символ своего социального статуса. Однако кочевой образ жизни туарегов был несовместим с попытками французов учредить в регионе колониальную администрацию. Французские чиновники разделили северный Нигер на три султаната, но регулярное перемещение кочевников между ними препятствовало организации налогообложения.

Для ослабления туарегской аристократии колонизаторы использовали меры военного и экономического ослабления - рейды против вооружённых групп кочевников и ограничение караванной торговли путём изъятия верблюдов. Эта меры не только лишала туарегскую знать символа своего положения, но и давала французам транспорт для дальнейшего военного и экономического освоения Сахеля. Одновременно изъятие французами верблюдов лишило средств к существованию и значительную часть туарегов, живших транссахарской торговлей и сопровождением караванов. В результате в 1912-1915 гг. весь Нигер охватил голод, усугублённый засухой, которая привела к дефициту пастбищ [4, р. 322]. Колониальный гнёт усилил ненависть местного населения к французам, хоть и облегчил им завоевание почти обезлюдевшего плато Тибести к июлю 1916 г.

Уже с 1909 г. разрозненные группы кочевников совершали нападения на французские колониальные войска [5, р. 91]. На уровень организованной борьбы туареги вышли после того, как в октябре 1914 г. лидеры ордена сануситов объявили джихад против французских колонизаторов. Сануситы представляли собой суфийский религиозный орден, основанный бербером Мухаммадом ибн Али ас-Сануси в середине XIX в. и выступавший за возвращение к изначальной чистоте ислама и теократическое устройство государства [6, с. 219]. Орден имел ярко выраженный антиколониальный характер, выступая против турецкого господства в Кире-наике и французской колонизации Африки. Большинство сторонников сануситов проживали на юго-западе Ливии, в Феццане, что повлияло на формирование представления о туарегском восстании как инспирированном итальянцами - Ливия с 1911 г. являлась итальянской колонией. Однако эта теория

игнорирует тот факт, что сануситы в 1911— 1932 гг. возглавляли борьбу арабов против итальянских колонизаторов [7].

27 июля 1916 г. лейтенант Ленуар, командир французских сил в Тибести, решил эвакуировать посты в Бардае и Зуаре и покинуть область. Причиной стали участившиеся нападения на колониальные войска со стороны туарегов-сануситов на севере и северо-востоке современного Нигера, особенно в регионе Аир. Отступление французов из Тибести способствовало нарастанию антиколониального сопротивления, регулярные рейды вооружённых туарегов стали распространяться по всему пустынному Нигеру, оставаясь безнаказанными. К концу 1916 г. восставшим туарегам противостояли лишь немногочисленные колониальные отряды, состоявшие из сенегальских солдат во главе с капитаном Сабатье и расквартированные в крупнейшем городе региона Агадесе. Первая мировая война в Европе также негативно сказалась на возможностях французской администрации поддерживать оккупационный режим в регионе [8, р. 53].

Во главе восстания туарегов встали Мо-хаммед Каосен аг Гедда и султан Агадеса Абдеррахман Тагама аг Багари.

Мохаммед Каосен происходил из племени Икасказен туарегского клана Кел Овей. Его племя являлось младшей ветвью клана, но по материнской линии Каосен относился к племенной знати. С молодости он принимал участие в антиколониальной борьбе и в 1909 г. присоединился к движению Эль-Хирван («Братья»), связанному с сануситами. В том же году Каосен участвовал в нападении сануситов на французский лагерь Ва-шенкале. Постепенно он приобрёл влияние и уважение, став лидером антиколониального движения. В 1910-1915 гг. Каосен во главе примерно 200 бойцов воевал с итальянцами в Феццане и с французами в Борку (на севере Чада) [9, р. 94].

В 1916 г., вернувшись на территорию современного Нигера, Каосен заключил союз с султаном Агадеса Тагамой. Тагама с раннего возраста изучал Коран в Агадесе, а после участвовал в мелкой торговле, следуя за караванами на юг, к рынкам Северной Нигерии. В 1908 г. он стал султаном Агадеса в качестве преемника Ибрагима Эд-Дасуки,

который был признан французами слабым и недееспособным [9, р. 96].

Каосен и Тагама смогли превратить разрозненное сопротивление туарегов и других местных народов колонизаторам в организованное антифранцузское движение. Важную роль в этом сыграли ухудшающиеся условия жизни людей, спровоцированные действиями колониальной администрации, религиозные и межплеменные связи. Каосен взял на себя военное руководство повстанцами, а Тагама -роль духовного и политического лидера, поскольку лучше других знал, как направить недовольство населения в русло антиколониальной борьбы и собрать необходимые ресурсы. Тагаме удалось идеологически объединить три клана туарегов, населявших Аир и до того враждовавших друг с другом, и мобилизовать их на войну с общим врагом -французами.

В 1916 г. Тагама избавился от одного из своих ближайших соратников, Эльхаджа Ту-равы, который сотрудничал с французами, и хитростью добился от колониальной администрации разрешения для строительства жилищ для пребывающих в Агадес Каосена и его людей, объяснив, что хижины предназначены для приёма проповедников-марабутов [8, р. 55].

В ночь с 12 на 13 декабря первая колонна армии Каосена, состоявшая из 200 ополченцев племён и дезертиров из колониальных армий Италии и Франции, вошла в Агадес. Целью Каосена стал французский военный пост в городе. Ради эффекта неожиданности Тагама приказал арестовать или казнить всех местных жителей, которые контактировали с французами - поваров, переводчиков, торговцев [9, р. 97].

Рано утром повстанцы атаковали французский пост. Однако капитан Сабатье был предупреждён вдовой казнённого переводчика и успел организовать оборону. 17 декабря до Агадеса добрался сам Каосен с основной армией, пушкой и пулемётами. Военный пост французов в Агадесе оказался в осаде на последующие 80 дней.

Одновременно армия повстанцев начала боевые действия против французских отрядов по всему Аиру, а также в Кауаре и Феццане. В регионах Тамесна, Азавак (на границе Мали и Нигера) и Ахаггар к восставшим

присоединились группы бойцов, увеличив армию Каосена до 2 000 человек. Повстанцы захватили все крупные города Аира - Ин-галь, Ассод и Аудерас, заняв тем самым на последующие три месяца весь северный Нигер [9, р. 99].

23 декабря 1916 г. в соседней Нигерии британский губернатор Ф. Лугард получил телеграмму из Дакара, из которой узнал о вторжении сануситов во французские владения в Сахаре. Через день появились новости об осаде Агадеса и просьба от генерал-губернатора Французской Западной Африки обеспечить безопасный проход от Кано до Зиндера для войск, отправленных из Дакара. Обеспокоенный возможным распространением восстания на населённый мусульманами север Нигерии Лугард согласился помочь французам, а также 3 января 1917 г. ввёл в Нигерии режим чрезвычайного положения. Лагарда также беспокоила лояльность эмиров приграничных областей Борно, Кано и Сокото, с которыми повстанцы, по данным британской разведки, вступили в контакт [10, р. 73]. Однако эмиры отреагировали на призывы Тагамы и Каосена в соответствии со своими интересами и ситуацией на своих территориях: помня о проведённой британцами в 1915-1916 гг. массовой депортации участников восстания в Илорине на западе Нигерии, они предпочли проявить лояльность по отношению к колониальной администрации [10, р. 75].

Подавление туарегского восстания проводилось совместными усилиями французов и британцев, также заинтересованных в сохранении спокойствия в колониях в условиях мировой войны. Первоначально британские колониальные войска получили приказ защищать пограничные районы от возможного вторжения туарегов, а в конце января 1917 г. две британские колонны были направлены в зону боевых действий в Нигер. Тем не менее, Лугард не хотел, чтобы его солдаты вмешивались в боевые действия в Аире, и их роль в итоге свелась к помощи французам в патрулировании и организации военных постов. Пробыв около четырёх месяцев в Нигере, британцы вернулись на свои базы в Нигерии.

Получив британскую поддержку, французские колониальные войска в регионе на-

копили силы в примерно 2 000 стрелков-ополченцев, 8 пулемётов, 6 пушек, 394 верблюда, 109 пехотинцев и 17 тонн ресурсов [8, р. 58]. Это позволило французской армии укрепить свои позиции в Ниамее, Бильме и Тахуа и 3 марта 1917 г. снять блокаду с поста в Агадесе и приступить к захвату занятых повстанцами городов. В занятых городах французы провели публичные казни сторонников восстания. Бежавший на север Каосен в 1919 г. был пленён местными племенными вождями (противниками сануситов) в Маз-руке и повешен [8, р. 59].

В понимании сущности Туарегского восстания сформировалось сразу несколько концепций, каждая из которых в той или иной степени учитывает его специфику:

1) восстание представляло собой серию грабительских рейдов;

2) восстание было религиозной войной, организованной орденом сануситов;

3) восстание стало частью истории Первой мировой войны и было инспирировано Германией и Турцией против Франции;

4) восстание представляло собой антиколониальную войну, нацеленную на восстановление независимости региона от французских колонизаторов.

Первая концепция рассматривает туарегское восстание как бандитский рейд, направленный на грабёж осёдлого населения доведёнными до нищеты туарегами. Слабым местом этой концепции являлось игнорирование политической стороны восстания, а также разнообразия тактики повстанцев, не свойственной грабительским рейдам: лидеры восстания использовали как набеги на противника для его ослабления, так и дипломатию с заключением внутренних и внешних альянсов [9, р. 85].

Вторая концепция представляет религиозный орден сануситов в качестве движущей силы восстания [1, р. 133]. Идеология сануситов близка к догмам саудовских ваххабитов и основана на стремлении к возврату к «чистому» исламу и отрицанию более поздних обрядов - культа святых, гробниц, реликвий и т. д., а также к созданию единого исламского государства. Для возврата к ортодоксальным религиозным практикам сану-ситы предлагали принять аскезу в Сахеле, который к тому времени уже был практиче-

ски полностью колонизирован европейцами. Это и сформировало ярко выраженную антиколониальную и антиевропейскую идеологию сануситов.

В пользу этой концепции говорит принадлежность военного лидера восставших Каосена к сануситам. Для создания сильной и современной армии Каосен получал оружие от сануситов Феццана. Однако он одновременно имел связи и с противниками сануситов турками, которые также предоставили ему значительное количество оружия и боеприпасов. Подобная «двойная игра», с одной стороны, привела Каосена к гибели - по данным И. Кимбы (I. КтЬа), именно турки инициировали арест Каосена в Марзуке местными вождями и его последующую казнь. С другой стороны, факт альянса Каосена одновременно и с сануситами, и с турками позволяет сделать вывод о том, что в его действиях было больше политического прагматизма, чем религиозного рвения, а религиозный подтекст восстания был инструментом пропаганды и сплочения рядов сторонников [2, р. 202].

В действиях султана Тагамы также можно выявить в большей степени политические мотивы борьбы с французской оккупацией, для идеологического обоснования которой были использованы религиозные лозунги джихада. Кроме того, султан Аира традиционно считался и религиозным лидером, его легитимность в глазах населения была связана с преданностью исламу. Альянс с сануситами помог Тагаме подавить политическую оппозицию и мобилизовать бойцов на борьбу с колониальной администрацией. Характерно, что среди местного населения в более поздний период возобладала критика действий Тагамы, который решил сразиться со слишком могущественным врагом и навлёк тем самым на Аир репрессии - регион потерял половину своего населения. Таким образом, население также не расценило действия повстанцев как религиозную войну [2, р. 204].

По второй концепции можно сделать вывод, что между лидерами восстания и сануситами действительно существовал тактический альянс, основанный на общих военных, политических, религиозных и экономических интересах. Однако объективные

предпосылки восстания были заложены задолго до того, как Каосен и его люди прибыли в Аир. Представление о восстании как о религиозной войне чрезмерно упрощает сущность событий, именно такая ложная интерпретация привела к репрессиям французов в отношении мусульманских проповедников и братств в Аире.

Третья концепция рассматривает туарегское восстание в контексте Первой мировой войны как движение, организованное Германией и Турцией против французских интересов в Африке и идеологически обоснованное сануситами [11, р. 189]. Эта концепцию скорее относится к конспирологиче-ским, так как объективных подтверждений не имеет. Сануситы в указанный период были в военном отношении слабы, а политически - в кризисе, поэтому им не была свойственна последовательность в заключении альянсов. Так, они сражались против англичан в Египте и Судане, а затем против итальянцев в Ливии, в том числе сотрудничая с англичанами и французами.

Наконец, четвертая концепция учитывает недостатки предыдущих и является наиболее жизнеспособной. Считать Туарегское восстание серией банальных грабительских рейдов не позволяет его политического и идеологическое обоснование, при этом религиозная доминанта этого обоснования была вторична в сравнении с мотивами борьбы против французской оккупации. Складывание антиколониального движения произошло в силу внутренних, связанных с колониальным господством и местными экономическими и политическими факторами причин, катализатором для которых стала внешнеполитическая обстановка - отвлечённость французской администрации на европейский театр Первой мировой войны. В экономическом отношении регион Аир к началу восстания столкнулся с длительным периодом упадка, выразившегося в угасании караванной торговли, на которой базировалось благосостояние местного населения. Французская колонизация лишила туарегскую знать источника дохода и нарушила традиционный образ жизни местного населения путём подавления работорговли, двойного налогообложения (подоходный налог и налог на крупный рогатый скот) и реквизиции скота

[8, p. 60]. Эти действия французов стали толчком к антиколониальной войне, в рамках которой местное население попыталось освободиться от господства метрополии и добиться восстановления экономической и политической самостоятельности.

Несмотря на итоговое подавление Туарегского восстания, это событие стало первым шагом в борьбе народов северного Нигера, в первую очередь туарегов, за самоопределение. Распад французской колониальной империи не решил туарегской проблемы, переведя её на уровень внутренних проблем независимых Мали и Нигера. Последовали новые восстания в 1962-1964, 1990-1995, 2007-2009 и 2012 гг., завершившиеся в конечном счёте образованием непризнанного берберского государства Азавад на территории Мали.

ЛИТЕРАТУРА

1. Norris H. T. The Tuareg: Their Islamic Legacy and its Diffusion in the Sahel. - Warminster, 1975. - 234 p.

2. Kimba I. The Kawousan War reconsidered // Rethinking Resistance: Revolt and Violence in

Информация о статье

Дата поступления 17 декабря 2018 г.

Дата принятия в печать

5 ноября 2019 г.

Сведения об авторе

Макутчев Александр Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия)

Адрес для корреспонденции: 300026, Россия, Тула, пр. Ленина, 125 E-mail: mackutcheve@mail.ru

Для цитирования

Макутчев А. В. Туарегское восстание 19161917 гг.: религиозный бунт или антиколониальная война? // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 13-18. DOI: 10.24147/23121300.2019.4.13-18.

African History. - Leiden ; Boston : Brill Academic Publishers, 2003. - P. 191-217.

3. Clauzel V. J. L'administration coloniale française et les sociétés nomades dans l'ancienne Afrique occidentale française // Politique Africaine. -1992. - № 46. - P. 99-116.

4. Bernus E. Touaregs nigériens : unité culturelle et diversité régionale d'un peuple Pasteur. -Paris, 1993. - 507 p.

5. Salifou A. La question touarègue au Niger. -Paris, 1993. - 207 p.

6. Али-заде A. A. Сануситы // Исламский энциклопедический словарь. - M. : Ансар, 2007. -400 с.

7. Metz H. C. The Sanusi Order // Libya: A Country Study. GPO for the Library of Congress. - URL: http://countrystudies.us/libya/18.htm (дата обращения: 12.06.2018).

8. Deycard F. Political Cultures and Tuareg Mobilizations: Rebels of Niger, from Kaocen to the Mouvement des Nigériens pour la Justice // Understanding Collective Political Violence. - London : Palgrave Macmillan, 2012. - P. 46-64.

9. Fuglestad F. Les Révoltes des Tuareg du Niger (1916-1917) // Cahiers d'Etudes Africaines. -1973. - № 13. - P. 82-121.

10. Deycard F. Les rébellions touarègues du Niger: combattants, mobilisations et culture politique // Science politique. - Institut d'études politiques de Bordeaux, 2011. - 552 p.

11. Séré de Rivières E. Histoire du Niger. - Paris, 1965. - 518 p.

Article info

Received

December 17, 2018

Accepted

November 5, 2019

About the author

Alexander V. Makutehev - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Law Disciplines of the Tula State Pedagogical University (Tula, Russia)

Postal address: 125, Lenina pr., Tula, 300026, Russia

E-mail: mackutcheve@mail.ru For citations

Makutchev A.V. The Tuareg Uprising of 19161917: Religious Revolt or Anti-Colonial War?. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 4 (24), pp. 13-18. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.13-18 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.