DOI: 10.17805/trudy.2022.5.1 ПЕДАГОГИКА
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
Т.Р. Ганзенко
Колледж Московского гуманитарного университета
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции обучающихся колледжа. Представлен вариант решения проблемы несформированности активной гражданской позиции посредством методик разной направленности.
Ключевые слова: активная гражданская позиция; методики; диагностика; внутренняя позиция; окружающая среда; психологическая потребность; формирование гражданской позиции; колледж; студент; общество; учебный процесс
THE CIVIC POSITION OF A COLLEGE STUDENT: ESSENTIAL CHARACTERISTICS, STRUCTURE, DIAGNOSTICS OF FORMATION
T.R Ganzenko College of the Moscow University of the Humanities
Abstract: The article deals with the problem of the formation of the civic position of college students. A variant of solving the problem of the lack of formation of an active civic position through methods of different orientation is presented.
Keywords: active citizenship; methods; diagnostics; internal position; environment; psychological need; formation of citizenship; college; student; society; educational process
В условиях развития России как демократического государства, а также учитывая геополитическую ситуацию, которая напрямую касается нашей страны, проблема формирования гражданской позиции у молодого поколения становится все более актуальной. Наше общество нуждается в молодёжи, способной проявлять гражданскую активность, нести ответственность за себя и свои поступки, умеющей самостоятельно, без чьей-либо помощи, принимать ответственные решения. Гражданская позиция проявляется во всех сферах жизни индивида (духовной, социальной, политической, экономической, профессиональной, учебной и др.).
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» указано: «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». (Стратегия развития..., 2015)
Одной из главных задач образовательной организации является создание условий, способствующих успешному формированию у молодого поколения активной гражданской позиции, включающей в себя знание, соблюдение законов
и прав человека, участие в общественной жизни учебного учреждения, города и страны.
Чтобы выявить текущий уровень гражданской позиции у молодежи, выстроить программу для его повышения в течении учебного года, требуется организовать совместную работу студентов с педагогами, администрацией образовательного учреждения, педагогом-психологом и педагогом-организатором.
Автор предпринимает попытку при помощи специальных методик определить у студентов ценностные ориентации (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»), выявить их уровень эмпатии (методика А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «способность к эмпатии»), после чего определяет уровень сформированности гражданской позиции (анкета «гражданская позиция»). Методики даются студентам в начале и в конце учебного года, затем информация обрабатывается, полученные результаты сравниваются и обобщаются.
Определений термина «гражданская позиция» достаточно много. Приведём некоторые из них.
«Гражданская позиция - интегративное образование мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности студента, которое отражает уровень его знаний, понимания и принятия ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни; является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности». (Юсупов, Мухаметзянова, Яруллина, 2022: 123)
«Гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». (Новрузов, Вяткин, 2010: 40)
«Гражданская позиция - это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо». (Плотникова, 2019: 33)
«Гражданская позиция - это определенная система, которая состоит из трех структурных частей:
- эмоционально-чувственный компонент - чувства долга, чести, достоинства;
- интеллектуальный компонент - совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений;
- деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности». (Беляев, 1997: 258)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданская позиция является определенной системой, которая включает в себя чувство долга, знания и убеждения о правах и обязанностях человека, а также их сознательное использование, направленное на личностное и общественное благо.
Наряду с отечественными, отмечает В.З. Юсупов, зарубежные исследования так же «имеют достаточно высокий теоретический уровень разработанности философских, психологических и социологических концепций гражданского воспитания и гражданской идентичности, его этапов, форм, технологий, что нашло отражение в работах Дж. Вестхей-мера, Дж. Кана, К. Манхейма, Э. Эриксона, Дж. Юнисса и др.» (Юсупов, 2019: 223).
Гражданская позиция студентов может проявляться в их отношении «к реалиям общественно-экономической и социально-политической жизни, основанном на высокой правовой культуре личности, что выражается в единстве гражданских ценностей, правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного ответственного поведения». (Сморгова, 2011: 130)
Также важно помнить о том, что в подростковом возрасте гражданская активность приобретает особое значение, ввиду важности знания и понимания студентами своих гражданских прав и обязанностей, признания жизненных перспектив и целей, а также становления качеств, которые способствуют формированию гражданской позиции, значимых в развитии личности каждого человека.
Педагогическая деятельность, в первую очередь, должна быть направлена на создание таких условий, которые способствуют благоприятному адаптационному периоду для обучающихся в колледже. Помимо этого, студентов нужно ознакомить с их гражданскими обязанностями и правами, правилами и нормами поведения, а также с понятием «гражданская позиция». Работники учебного учреждения должны объяснить значимость и сформировать умения планирования совместной деятельности, коллективное целеполагание, вовлекать студентов с помощью различных методов в научно-исследовательскую работу, занятия в спортивных секциях, в коллективную творческую и организационную деятельность, исходя из потребностей и интересов каждого студента, что в совокупности имеет социальную значимость для каждого индивида.
Сформировать гражданскую позицию среди студентов можно также благодаря использованию комплекса форм, которые способны воздействовать на сознание, поведение, чувства и волю. Для этого можно использовать методы организации коллективной деятельности (различные игры и упражнения, соревнования, определенные поручения, индивидуальные и групповые консультации); методы, направленные на формирование качеств личности (объяснения, убеждения, беседы); методы контроля. Целесообразны такие формы и средства работы с обучающимися, как ролевые игры, мастер-классы, индивидуальные и групповые задания, конференции, акции, соревнования, мероприятия (праздники), кружки по интересам, классные часы, выездные экскурсии.
В начале года, с помощью мониторинга, важно выявить проблемные зоны для дальнейшего определения направлений формирования гражданской позиции студентов, а также обобщить полученные ранее результаты и представить их в форме методических рекомендаций для всех, кто задействован в учебном процессе на протяжении года.
Проведение мониторинга обучающихся в конце года позволяет получить объективную информацию о динамики развития у обучающихся гражданской позиции и корректировки направлений её формирования. Для этого сравниваются результаты, которые были получены в начале и конце учебного года. На основе полученной информации педагоги сопоставляют результаты проведенной диагностики с целями и задачами, поставленными в начале учебного года, пишут отчеты, в которых отражается эффективность применения форм и методов формирования гражданской позиции, а также прогнозирует примерные перспективы работы по исследуемой проблеме.
В 2021-2022 учебном году базой эмпирического исследования и проведения мониторинга стал 1 курс колледжа МосГУ. В каждой из семи специальностей было выбрано по одной группе; всего в исследовании приняло участие 108 студентов. Использовались: методика М. Рокича «Ценностные ориентации», методика А. Мехра-биана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии», анкета «Гражданская позиция».
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» направлена на определение этих ориентаций у студентов. По данной методике студентам нужно самостоятельно оценить значимость 36 ценностей (18 терминальных и 18 инструментальных), исходя из собственных предпочтений.
Иерархия ценностей разделяется на 3 группы:
1. Предпочитаемые, значимые ценности;
2. Безразличные;
3. Незначимые или отвергаемые ценности.
Каждый испытуемый сам определяет, в какую группу отнести ту или иную ценность на интуитивном уровне.
Среди терминальных ценностей, наиболее важными для студентов оказались:
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. Здоровье (физическое и психическое);
3. Интересная работа;
4. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
5. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем);
6. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
7. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);
В числе безразличных, индифферентных оказались:
1. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту);
2. Наличие хороших и верных друзей;
3. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег);
4. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
5. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
6. Творчество (возможность заниматься творчеством);
Среди незначимых, отвергаемых ценностей:
1. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
3. Счастливая семейная жизнь;
4. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
5. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения);
Среди инструментальных ценностей, наиболее важными для студентов оказались:
1. Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения);
2. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора);
3. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
4. Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень);
5. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
6. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
7. Честность (правдивость, искренность);
Безразличные, индифферентные:
1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел);
2. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
3. Смелость в отстаивании своего мнения;
4. Чуткость (заботливость);
5. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
6. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
И незначимые, отвергаемые ценности:
1. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
2. Исполнительность (дисциплинированность);
3. Непримиримость к недостаткам в себе и других;
4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
5. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
После чего у тех же студентов была проведена вторая диагностика по методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии», что позволило определить уровень способности индивида к эмпатии на данной стадии. Данная методика состоит из 25 утверждений, с которыми участник может согласиться или не согласиться.
Результаты делятся по таким категориям:
- высокий уровень эмоционального отклика - 63 - 90 баллов;
- нормальный уровень эмоционального отклика - 37 - 62 балла;
- низкий уровень эмоционального отклика - 12 - 36 баллов.
По данным исследования, у большинства студентов (53%) был выявлен средний уровень эмоционального отклика. Это означает, что студенты с такими показателями склонны судить о других людях по их поступкам. Такие люди меньше доверяют своим личным впечатлениям, если сравнивать с людьми, у которых высокий уровень эмоционального отклика. Люди со средним уровнем эмоционального отклика очень хорошо могут контролировать свои эмоциональные проявления, но при этом им сложно спрогнозировать развитие взаимоотношений других людей.
У 33% студентов-участников выявлен высокий уровень эмоционального отклика. Это означает то, что студенты с таким показателем склонны к эмоциональному отклику, если видят или чувствуют переживания других людей (т.е. выражен высокий уровень эмпатии). Такие люди очень эмоциональны, могут делиться своими чувствами и переживаниями с другими, они готовы оказывать помощь другим людям и проявлять альтруизм в поступках. Люди с высоким показателем эмоционального отклика склонны к поддержанию и укреплению дружеских взаимоотношений, ориентированы на моральные оценки и проявляют меньше агрессии, что способствует большему проявлению позитивного поведения.
У 14% студентов выявлен низкий уровень эмоционального отклика. Это означает, что они испытывают сложности при установлении контакта с окружающими, не достигают взаимопонимания с другими людьми, а также не понимают эмоциональных проявлений и поступков со стороны общества. Помимо этого, люди с низким уровнем эмоционального отклика испытывают дискомфорт в большой компании. Такие люди являются более целесообразными и справляются с поставленными задачами лучше в личностной работе, чем в групповой.
Также было проведено анкетирование «Гражданская позиция», направле-ное на выявление уровня её сформированности среди студентов. В анкете всего 10 вопросов, на которые студент должен дать честный ответ. По результатам определяется уровень сформированности гражданской позиции:
- высокий уровень (9-11 баллов);
- средний уровень (408 баллов);
- низкий уровень (0-3 балла).
Благодаря анкетированию было выявлено, что из 100% участников у 28% - высокий уровень сформированности гражданской позиции, у 48% - средний уровень и у 24% - низкий.
Таким образом, с помощью проведения методик разной направленности можно сделать вывод о том, что у студентов колледжа МосГУ наблюдается средний уровень сформированности гражданской позиции. Так, по методике М. Ро-кича «Ценностные ориентации» мы выявили терминальные и инструментальные ценности среди студентов 1 курса колледжа МосГУ Благодаря методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии» мы определили какой уровень эмпатии присущ большинству студентов (средний). И, наконец, благодаря анкетированию «Гражданская позиция» мы смогли понять, что уровень сфор-мированности гражданской позиции у большинства студентов средний, но также есть и существенный процент студентов с низким уровнем. Можно сказать, что у большинства студентов-участников анкетирования понимание гражданской позиции искажено. В связи с чем принято решение в новом учебном году начать работу, направленную на повышение уровня гражданской позиции среди всех студентов колледжа МосГУ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беляев А.В. (1997) Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи //Автореф. дис... канд. пед. наук. М.
Новрузов К.А., Вяткин А.Е. (2010) К уточнению понятия «гражданская позиция» // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 4. С. 38-42.
Плотникова Е.Ю. (2019) Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. № 6. С. 28-37.
Сморгова Е.И. (2011) Гражданская позиция личности как социальный феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 1. С. 128-131.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 27.03.2022)
Юсупов В.З., Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш. (2022) Формирование гражданской позиции студентов вуза средствами спортивного волонтёрства // Казанский педагогический журнал. № 1. С. 121-128. [Электронный ресурс] URL: DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.005.
Юсупов В.З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 216-231. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20.
Ганзенко Татьяна Романовна - преподаватель и педагог-организатор колледжа Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: 8 (926) 845-86-85. Эл. адрес: [email protected]
Ganzenko Tatiana Romanovna is a teacher and teacher-organizer of the college of the Moscow University of the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: 8 (926) 845-86-85. Email: [email protected]
Для цитирования:
Ганзенко Т.Р. Гражданская позиция студента колледжа: сущностные характеристики, структура, диагностика сформированности. 2022. № 5. С. 4-11. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805Дг^у.2022.5.1