Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ'

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активная гражданская позиция / методики / диагностика / внутренняя позиция / окружающая среда / психологическая потребность / формирование гражданской позиции / колледж / студент / общество / учебный процесс / active citizenship / methods / diagnostics / internal position / environment / psychological need / formation of citizenship / college / student / society / educational process

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганзенко Татьяна Романовна

В статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции обучающихся колледжа. Представлен вариант решения проблемы несформированности активной гражданской позиции посредством методик разной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVIC POSITION OF A COLLEGE STUDENT: ESSENTIAL CHARACTERISTICS, STRUCTURE, DIAGNOSTICS OF FORMATION

The article deals with the problem of the formation of the civic position of college students. A variant of solving the problem of the lack of formation of an active civic position through methods of different orientation is presented.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ»

DOI: 10.17805/trudy.2022.5.1 ПЕДАГОГИКА

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ

Т.Р. Ганзенко

Колледж Московского гуманитарного университета

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования гражданской позиции обучающихся колледжа. Представлен вариант решения проблемы несформированности активной гражданской позиции посредством методик разной направленности.

Ключевые слова: активная гражданская позиция; методики; диагностика; внутренняя позиция; окружающая среда; психологическая потребность; формирование гражданской позиции; колледж; студент; общество; учебный процесс

THE CIVIC POSITION OF A COLLEGE STUDENT: ESSENTIAL CHARACTERISTICS, STRUCTURE, DIAGNOSTICS OF FORMATION

T.R Ganzenko College of the Moscow University of the Humanities

Abstract: The article deals with the problem of the formation of the civic position of college students. A variant of solving the problem of the lack of formation of an active civic position through methods of different orientation is presented.

Keywords: active citizenship; methods; diagnostics; internal position; environment; psychological need; formation of citizenship; college; student; society; educational process

В условиях развития России как демократического государства, а также учитывая геополитическую ситуацию, которая напрямую касается нашей страны, проблема формирования гражданской позиции у молодого поколения становится все более актуальной. Наше общество нуждается в молодёжи, способной проявлять гражданскую активность, нести ответственность за себя и свои поступки, умеющей самостоятельно, без чьей-либо помощи, принимать ответственные решения. Гражданская позиция проявляется во всех сферах жизни индивида (духовной, социальной, политической, экономической, профессиональной, учебной и др.).

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» указано: «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». (Стратегия развития..., 2015)

Одной из главных задач образовательной организации является создание условий, способствующих успешному формированию у молодого поколения активной гражданской позиции, включающей в себя знание, соблюдение законов

и прав человека, участие в общественной жизни учебного учреждения, города и страны.

Чтобы выявить текущий уровень гражданской позиции у молодежи, выстроить программу для его повышения в течении учебного года, требуется организовать совместную работу студентов с педагогами, администрацией образовательного учреждения, педагогом-психологом и педагогом-организатором.

Автор предпринимает попытку при помощи специальных методик определить у студентов ценностные ориентации (методика М. Рокича «Ценностные ориентации»), выявить их уровень эмпатии (методика А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «способность к эмпатии»), после чего определяет уровень сформированности гражданской позиции (анкета «гражданская позиция»). Методики даются студентам в начале и в конце учебного года, затем информация обрабатывается, полученные результаты сравниваются и обобщаются.

Определений термина «гражданская позиция» достаточно много. Приведём некоторые из них.

«Гражданская позиция - интегративное образование мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности студента, которое отражает уровень его знаний, понимания и принятия ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни; является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности». (Юсупов, Мухаметзянова, Яруллина, 2022: 123)

«Гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». (Новрузов, Вяткин, 2010: 40)

«Гражданская позиция - это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо». (Плотникова, 2019: 33)

«Гражданская позиция - это определенная система, которая состоит из трех структурных частей:

- эмоционально-чувственный компонент - чувства долга, чести, достоинства;

- интеллектуальный компонент - совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений;

- деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности». (Беляев, 1997: 258)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданская позиция является определенной системой, которая включает в себя чувство долга, знания и убеждения о правах и обязанностях человека, а также их сознательное использование, направленное на личностное и общественное благо.

Наряду с отечественными, отмечает В.З. Юсупов, зарубежные исследования так же «имеют достаточно высокий теоретический уровень разработанности философских, психологических и социологических концепций гражданского воспитания и гражданской идентичности, его этапов, форм, технологий, что нашло отражение в работах Дж. Вестхей-мера, Дж. Кана, К. Манхейма, Э. Эриксона, Дж. Юнисса и др.» (Юсупов, 2019: 223).

Гражданская позиция студентов может проявляться в их отношении «к реалиям общественно-экономической и социально-политической жизни, основанном на высокой правовой культуре личности, что выражается в единстве гражданских ценностей, правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного ответственного поведения». (Сморгова, 2011: 130)

Также важно помнить о том, что в подростковом возрасте гражданская активность приобретает особое значение, ввиду важности знания и понимания студентами своих гражданских прав и обязанностей, признания жизненных перспектив и целей, а также становления качеств, которые способствуют формированию гражданской позиции, значимых в развитии личности каждого человека.

Педагогическая деятельность, в первую очередь, должна быть направлена на создание таких условий, которые способствуют благоприятному адаптационному периоду для обучающихся в колледже. Помимо этого, студентов нужно ознакомить с их гражданскими обязанностями и правами, правилами и нормами поведения, а также с понятием «гражданская позиция». Работники учебного учреждения должны объяснить значимость и сформировать умения планирования совместной деятельности, коллективное целеполагание, вовлекать студентов с помощью различных методов в научно-исследовательскую работу, занятия в спортивных секциях, в коллективную творческую и организационную деятельность, исходя из потребностей и интересов каждого студента, что в совокупности имеет социальную значимость для каждого индивида.

Сформировать гражданскую позицию среди студентов можно также благодаря использованию комплекса форм, которые способны воздействовать на сознание, поведение, чувства и волю. Для этого можно использовать методы организации коллективной деятельности (различные игры и упражнения, соревнования, определенные поручения, индивидуальные и групповые консультации); методы, направленные на формирование качеств личности (объяснения, убеждения, беседы); методы контроля. Целесообразны такие формы и средства работы с обучающимися, как ролевые игры, мастер-классы, индивидуальные и групповые задания, конференции, акции, соревнования, мероприятия (праздники), кружки по интересам, классные часы, выездные экскурсии.

В начале года, с помощью мониторинга, важно выявить проблемные зоны для дальнейшего определения направлений формирования гражданской позиции студентов, а также обобщить полученные ранее результаты и представить их в форме методических рекомендаций для всех, кто задействован в учебном процессе на протяжении года.

Проведение мониторинга обучающихся в конце года позволяет получить объективную информацию о динамики развития у обучающихся гражданской позиции и корректировки направлений её формирования. Для этого сравниваются результаты, которые были получены в начале и конце учебного года. На основе полученной информации педагоги сопоставляют результаты проведенной диагностики с целями и задачами, поставленными в начале учебного года, пишут отчеты, в которых отражается эффективность применения форм и методов формирования гражданской позиции, а также прогнозирует примерные перспективы работы по исследуемой проблеме.

В 2021-2022 учебном году базой эмпирического исследования и проведения мониторинга стал 1 курс колледжа МосГУ. В каждой из семи специальностей было выбрано по одной группе; всего в исследовании приняло участие 108 студентов. Использовались: методика М. Рокича «Ценностные ориентации», методика А. Мехра-биана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии», анкета «Гражданская позиция».

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» направлена на определение этих ориентаций у студентов. По данной методике студентам нужно самостоятельно оценить значимость 36 ценностей (18 терминальных и 18 инструментальных), исходя из собственных предпочтений.

Иерархия ценностей разделяется на 3 группы:

1. Предпочитаемые, значимые ценности;

2. Безразличные;

3. Незначимые или отвергаемые ценности.

Каждый испытуемый сам определяет, в какую группу отнести ту или иную ценность на интуитивном уровне.

Среди терминальных ценностей, наиболее важными для студентов оказались:

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. Здоровье (физическое и психическое);

3. Интересная работа;

4. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

5. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем);

6. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

7. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);

В числе безразличных, индифферентных оказались:

1. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту);

2. Наличие хороших и верных друзей;

3. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег);

4. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

5. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

6. Творчество (возможность заниматься творчеством);

Среди незначимых, отвергаемых ценностей:

1. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

2. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

3. Счастливая семейная жизнь;

4. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

5. Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения);

Среди инструментальных ценностей, наиболее важными для студентов оказались:

1. Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения);

2. Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора);

3. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

4. Образованность (широта знаний, высокий культурный уровень);

5. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

6. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

7. Честность (правдивость, искренность);

Безразличные, индифферентные:

1. Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел);

2. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

3. Смелость в отстаивании своего мнения;

4. Чуткость (заботливость);

5. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

6. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).

И незначимые, отвергаемые ценности:

1. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

2. Исполнительность (дисциплинированность);

3. Непримиримость к недостаткам в себе и других;

4. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

5. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).

После чего у тех же студентов была проведена вторая диагностика по методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии», что позволило определить уровень способности индивида к эмпатии на данной стадии. Данная методика состоит из 25 утверждений, с которыми участник может согласиться или не согласиться.

Результаты делятся по таким категориям:

- высокий уровень эмоционального отклика - 63 - 90 баллов;

- нормальный уровень эмоционального отклика - 37 - 62 балла;

- низкий уровень эмоционального отклика - 12 - 36 баллов.

По данным исследования, у большинства студентов (53%) был выявлен средний уровень эмоционального отклика. Это означает, что студенты с такими показателями склонны судить о других людях по их поступкам. Такие люди меньше доверяют своим личным впечатлениям, если сравнивать с людьми, у которых высокий уровень эмоционального отклика. Люди со средним уровнем эмоционального отклика очень хорошо могут контролировать свои эмоциональные проявления, но при этом им сложно спрогнозировать развитие взаимоотношений других людей.

У 33% студентов-участников выявлен высокий уровень эмоционального отклика. Это означает то, что студенты с таким показателем склонны к эмоциональному отклику, если видят или чувствуют переживания других людей (т.е. выражен высокий уровень эмпатии). Такие люди очень эмоциональны, могут делиться своими чувствами и переживаниями с другими, они готовы оказывать помощь другим людям и проявлять альтруизм в поступках. Люди с высоким показателем эмоционального отклика склонны к поддержанию и укреплению дружеских взаимоотношений, ориентированы на моральные оценки и проявляют меньше агрессии, что способствует большему проявлению позитивного поведения.

У 14% студентов выявлен низкий уровень эмоционального отклика. Это означает, что они испытывают сложности при установлении контакта с окружающими, не достигают взаимопонимания с другими людьми, а также не понимают эмоциональных проявлений и поступков со стороны общества. Помимо этого, люди с низким уровнем эмоционального отклика испытывают дискомфорт в большой компании. Такие люди являются более целесообразными и справляются с поставленными задачами лучше в личностной работе, чем в групповой.

Также было проведено анкетирование «Гражданская позиция», направле-ное на выявление уровня её сформированности среди студентов. В анкете всего 10 вопросов, на которые студент должен дать честный ответ. По результатам определяется уровень сформированности гражданской позиции:

- высокий уровень (9-11 баллов);

- средний уровень (408 баллов);

- низкий уровень (0-3 балла).

Благодаря анкетированию было выявлено, что из 100% участников у 28% - высокий уровень сформированности гражданской позиции, у 48% - средний уровень и у 24% - низкий.

Таким образом, с помощью проведения методик разной направленности можно сделать вывод о том, что у студентов колледжа МосГУ наблюдается средний уровень сформированности гражданской позиции. Так, по методике М. Ро-кича «Ценностные ориентации» мы выявили терминальные и инструментальные ценности среди студентов 1 курса колледжа МосГУ Благодаря методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна «Способность к эмпатии» мы определили какой уровень эмпатии присущ большинству студентов (средний). И, наконец, благодаря анкетированию «Гражданская позиция» мы смогли понять, что уровень сфор-мированности гражданской позиции у большинства студентов средний, но также есть и существенный процент студентов с низким уровнем. Можно сказать, что у большинства студентов-участников анкетирования понимание гражданской позиции искажено. В связи с чем принято решение в новом учебном году начать работу, направленную на повышение уровня гражданской позиции среди всех студентов колледжа МосГУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беляев А.В. (1997) Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи //Автореф. дис... канд. пед. наук. М.

Новрузов К.А., Вяткин А.Е. (2010) К уточнению понятия «гражданская позиция» // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 4. С. 38-42.

Плотникова Е.Ю. (2019) Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. № 6. С. 28-37.

Сморгова Е.И. (2011) Гражданская позиция личности как социальный феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 1. С. 128-131.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 27.03.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юсупов В.З., Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш. (2022) Формирование гражданской позиции студентов вуза средствами спортивного волонтёрства // Казанский педагогический журнал. № 1. С. 121-128. [Электронный ресурс] URL: DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.005.

Юсупов В.З. (2019) Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 216-231. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20.

Ганзенко Татьяна Романовна - преподаватель и педагог-организатор колледжа Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: 8 (926) 845-86-85. Эл. адрес: [email protected]

Ganzenko Tatiana Romanovna is a teacher and teacher-organizer of the college of the Moscow University of the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: 8 (926) 845-86-85. Email: [email protected]

Для цитирования:

Ганзенко Т.Р. Гражданская позиция студента колледжа: сущностные характеристики, структура, диагностика сформированности. 2022. № 5. С. 4-11. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805Дг^у.2022.5.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.