УДК 32.019.52
Аносова А.А. студент 4 курс
кафедра политических институтов и прикладных политических исследований
факультет политологии
СПбГУ
Россия, Санкт-Петербург Научный руководитель: Макарин А.В., д-р социол. наук, проф.
ГРАЖДАНСКАЯ ПАССИВНОСТЬ И АПОЛИТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Аннотация: Статья посвящена анализу гражданской пассивности молодежи, причин её аполитичности и скептического отношения к перспективам самореализации посредством активного участия в жизни государства.
Ключевые слова: политика; политическая активность; гражданская культура; молодежь.
Современная политическая и правовая система, формируя социальное пространство как поле общественной активности и гражданской самоорганизации, непосредственно подразумевает перспективы вовлеченности молодежи как одного из нонконформистских элементов социально-политического участия.
Однако зачастую наблюдается ситуация отрешенности данного слоя населения от общественно значимых проблем ввиду ряда факторов. Политическое и гражданское участие подразумевают не только активную позицию в выражении своих общественных предпочтений, но отражение эмоционального отклика на происходящие события и социально-экономическую ситуацию государства в целом или отдельно взятого региона. Молодежь немногими видится как целевая аудитория проведения политической компании и агитации ввиду её пассивности, слабой подверженности искусственной инерционности, во многом конформности и ограниченности интересов на повседневно-бытовых проблемах, индивидуальных предпочтениях в различных сферах, лишь отчасти затрагивающих политическую.
Согласно данным прикладных аналитических российских центров исследования, можно говорить о следующих особенностях современной молодежи РФ. Представление опрошенных 18-34-лет о себе и их образ в глазах старшего поколения (от 35 лет и старше) практически совпадает. Новое поколение предстает как «материально ориентированное, общительное, аккуратное, активное, любящее спорт и, помимо прочего, расточительное и ленивое. Самокритичность молодых людей вселяет надежду, что над этими своими недостатками они будут работать» [1]. Тем не менее, положительные
черты с трудом нивелируют пессимизм относительно их гражданской позиции, стремящейся к индивидуализму, отсутствию стремления работать на государство и благо общества, которое не побуждает к участию, политическая активность же находит проявление в различных формах протестов и экстремизме. Так, наряду с вопросом вовлечения молодых людей в политический процесс, встает проблема правильной ориентации их деятельности [2]. В настоящее время, молодые люди, наблюдая очевидные проблемы не спешат их решать, в этом ими не видится необходимости, пользуясь благами общества, немногие стремятся что-то делать для поддержания его благополучия, совершенствования системы. Стремление молодых к самостоятельности и независимости [3], умение налаживать контакты и приходить к компромиссу [1] показательны с точки зрения нераскрытых возможностей, проявляются скорее в сферах предпринимательства, однако зачастую не влияют на их позицию относительно государственного развития и их потенциала в этом процессе. Молодежь более креативна и склонна к риску, при этом ей присуще взвешенное распоряжение свободой выбора [1]. Скептическое отношение к предоставленным возможностям небезосновательно, сложность самореализации посредством гражданского участия ввиду ограниченности каналов связи с лицами, принимающими решения, и государственными структурами, влекут за собой соответствующее отношение целого поколения. Подавляющее большинство молодежи говорит об использовании Глобальной сети как основного источника получения информации [4]. Это берут на вооружение многочисленные коммерческие и некоммерческие организации разного рода для привлечения внимания и отклика данного слоя населения. Однако многое остаётся незамеченным, ввиду избыточности и противоречивости разнородных публикаций, целью которых выступает сам факт их просмотра, без особых усилий или выражения мнения целевой аудиторией, создается некий информационный вакуум. Политическая информация находит отклик у граждан заинтересованных, в той или иной мере уже принимающих участие в жизни страны, у остальной аудитории проявляется феномен наблюдателя, вызванный ощущением некомпетентности и отрешенности. Отечественными исследователями отмечается раскол молодежи и общества «по линии - интеллектуальный, материально обеспеченный креативный класс и малообразованное большинство» [5], другими словами, можно представить систему координат «деньги - не деньги, творчество - не творчество» [6].
Можно задать логичный вопрос - кто решает все за нас? Государство, социально-политическая система, общество, судьба или мы сами. В ответах кроется суть вопросов не таких простых, касающихся не только целей жизни вообще, но и смысла существования, так как любая позиция имеет под собой основу экзистенциального свойства. Попытка определиться с решением этих вопросов вызывает неоднозначное восприятие среди молодежи. Без
относительно четкого видения перспектив невозможна гражданская активность как осознанная реализация гражданского потенциала. «Молодые люди, имеющие в последнее время достаточно рациональные ценности и привыкшие рассуждать в категориях "пользы", не видят ни рационального эффекта, ни личной пользы от политического участия» [7]. Сложным видится вопрос рабочей и творческой мотивации, в частности, проблема выбора жизненного пути на идейном уровне. Свобода реализации возможностей с одной стороны, и стандартизация всей жизни с другой образуют замкнутый круг. Получение образования по выбранной специальности нередко приводит в замешательство на конечных стадиях, когда молодежь сталкивается с вызовами рынка труда, на котором за время их обучения происходят постоянные изменения. Выбранные сферы и отработанные навыки становятся менее актуальными, происходит переоценка ценностей поколения, это дополняют изменения и совершенствования в сферах информационных технологий, попытки встроиться в систему. Дестабилизация и сложности прогнозирования востребованности ставят молодежь в крайне невыгодное положение, необходимо выбирать сферу деятельности в условиях игры с множеством переменных. Молодежь нередко с беспокойством отмечает неопределенность, возможность лишь краткосрочного планирования своей жизни [8].
Гораздо меньше внимания уделяется карьерному профессиональному росту, рабочим обязанностям, гражданская активность отходит на задний план, в отличие от всевозможных увлечений. В среде молодежи она перестает быть актуальной, в отличие от предыдущего поколения (рожденного в начале 70-х). Необходимым становится умение формировать и отстаивать свою точку зрения, но активное участие востребовано меньше, особенно со стороны молодых людей. Условия жизни, широкий рынок товаров и услуг, позволяют не заботиться о совершенствовании институтов, изменениях избирательных систем, выбирается путь достижения личного успеха. Все больше становятся востребованы студентами творческие профессии, высшее образование видится залогом успешной самореализации, на работу устраиваются еще на 2-3 курсах, боясь остаться «не у дел» [6]. Государство воспринимается спокойно, нет роста протестных настроений, молодежь смотрит на все, как на данность, которую бессмысленно менять, ведь все произойдет само собой. Таким образом, гражданская пассивность и аполитичность молодежи выступают не только как последствия закономерного движения, смены ориентаций нового поколения, реакции на условия социального и политического устройства, но и как осознанный выбор ориентиров, отличающихся от целей совершенствования государства и работы на его структуры, как что-то аморфное и неподдающееся сиюминутному влиянию. Направленность на собственное благополучие видится как более достижимый горизонт, который зависит во многом от прилагаемый усилий, а не сложно контролируемых вообще и представителями молодежи в частности условий.
Использованные источники:
1.Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи. Результаты исследования ВЦИОМ [Офиц. сайт] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115996 (дата обращения: 12.02.2017)
2.Сергеева З.Н. Конформизм и нонконформизм студенческой молодежи: к вопросу о социальном манипулировании в политической сфере Философия образования. 2010. № 3. С. 225
3.Больше половины россиян не хотят жить с родителями. Результаты исследования «Левада-центра» [Офиц. сайт] URL: http://www.levada.ru/2016/08/12/bolshe-poloviny-rossiyan-ne-hotyat-zhit-s-roditelyami/ (дата обращения: 12.02.2017)
4.Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. Результаты исследования ВЦИОМ [Офиц. сайт] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026 (дата обращения: 12.02.2017)
5.Винокурова Н.А. В сборнике: Государственная идеология и современная Россия Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Центр научной политической мысли и идеологии; Редакционно-издательская группа: С.С. Сулакшин (руководитель), В.Э. Багдасарян, В.Н. Лексин. 2014. С. 123.
б.Золотухина Д. X изучает Y и воспитывает Z. то думают социологи о поколении 16-25-летних. Русский репортер, 2010, №12.
7.Сергеева З.Н. Конформизм и нонконформизм студенческой молодежи: к вопросу о социальном манипулировании в политической сфере Философия образования. 2010. № 3. С. 223
8.Будущее темно. Результаты исследования «Левада-центра» [Офиц. сайт] URL: http://www.levada.ru/2016/08/10/budushhee-temno/ (дата обращения: 12.02.2017)
УДК 341.9
Аслаева А.А. студент
4 курс, юридический факультет Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак Научный руководитель: Гаевская Н.Б.
ст. преподаватель кафедра «Гражданского права и процесса» Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Основанием для постановки коллизионного вопроса в частных правоотношениях является наличие иностранного элемента.