УДК 316.346.32-053.6
ВЛИЯНИЕ «ОБЩИХ» ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
А.В. Сафронов
Гражданская культура является неотъемлемым показателем развитости механизмов гражданского общества. Чтобы приложенные усилия по ее формированию и развитию были результативными, необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на рассматриваемый нами процесс, их взаимодействие и характер воздействия как на формирование гражданской культуры, так и на воспитуемый объект.
Ключевые слова: гражданская культура, гражданское воспитание, молодежь, ценности, факторы.
Гражданская культура является неотъемлемым показателем развитости механизмов гражданского общества. Однако гражданская культура не есть данность и для ее формирования и развития как в обществе, так и у конкретной личности нужны длительное время и серьезные усилия со стороны институтов и членов социума. Также представляется очевидным, что, чем раньше по отношению к конкретному человеку, социальной группе начнется процесс гражданского воспитания, тем качественнее и эффективнее он будет. Наиболее «благоприятным» с этой точки зрения является возраст 14-17 лет. Это обусловлено тем, что в 14-17-летнем возрасте молодые люди не имеют сформировавшейся гражданской позиции, а набор форм политического и общественного участия у них ограничен [1, с. 54]. То есть, с одной стороны, отсутствие сформированной гражданской позиции дает возможность агентам социализации (гражданского воспитания) провести достаточно плодотворную работу в направлении привития подросткам норм, ценностей и образцов поведения, тогда как молодые люди более старшего возраста уже слабо воспринимают методы воспитательного воздействия. С другой стороны, подростки, еще не успев опробовать большинство форм гражданского участия (например, голосование), столкнутся с проблемами их реализации и «впитать» негативное мнение окружающих (если таковое имеется) о гражданской деятельности. Подростки в плане воспитания представляют собой благодатную почву: они активно впитывают установки, которые предлагает им общество, осваивают взрослые социальные роли [2, с.120]. Другое дело, что предъявляемые старшеклассникам примеры должны быть положительными.
Тем не менее, несмотря на вышеприведенные утверждения, данный возраст и включенность в различные общеобразовательные учреждения заранее не детерминируют положительный результат гражданского воспитания. Чтобы приложенные усилия были результативными, необходимо учитывать также и все факторы, оказывающие влияние на рассматривае-
мый нами процесс, их взаимодействие и характер их воздействия как на формирование гражданской культуры, так и на воспитуемый объект.
Обозначим факторы, оказывающие влияние на формирование гражданской культуры учащейся молодежи в России. Изучение многообразия трудов исследователей по данному вопросу выявило отсутствие комплексности и целостности при выделении условий, определяющих процесс гражданского воспитания учащихся подростков 14-17 лет. В частности, И.Г. Бозина, изучая вопрос социализации старших школьников в условиях общеобразовательных учреждений, выделила «объективные и субъективных факторы, влияющие на социализацию школьников, в макрофакторах (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), ме-зофакторах (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторах (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.). Такое разделение связано с тем, что объективные факторы чаще всего не могут быть изменены средствами педагогического воздействия, а субъективные факторы, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляют собой процесс ускорения социализации старших школьников, способствуют преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, приданию им гуманистической ориентации» [3]. Как видно, применительно к вопросу формирования гражданской культуры данная типология не отличается полнотой, не учитывает специфические особенности рассматриваемого нами процесса.
В свою очередь, Е.И. Салганова предложила «иерархию объективных факторов»: «уровень жизни семьи родителей, образование; средства массовой информации, формирующие «образ» гражданина в общественном мнении; государство (органы власти); семья; референтная группа (друзья, знакомые); кризис ценностей и норм в обществе; отсутствие гражданского общества и правового государства; молодежные общественные объединения» [4]. Также ею были выделены и субъективные факторы (наличие/отсутствие гражданских качеств, общественной активности и интереса к гражданским знаниям у подростка). На объективных (деятельность институтов социализации) и субъективных (правовая грамотность и активность подростка) обстоятельствах сосредотачивают также свое внимание О.В. Степанов и М.О. Пухкалова [5].
Интересной представляется типология факторов, предложенная Голошумовой Г.С. и Ежовым С.Г. Они выделили внешние и внутренние причины. Внешние факторы разделяются по сферам: психолого-
педагогические, социальные, экономические, демографические, социокультурные факторы. К внутренним факторам были отнесены специфические особенности изучаемого объекта: отличительные черты подростково-
го возраста, субкультура подростка, его социальный опыт, ценностные ориентации, потребности и мотивации и т. д. [6, с.215].
Очевидно, что при всей научной значимости вышеприведенных типологий и классификаций данными факторами вся сложность проблемы формирования гражданской культуры не исчерпывается. Поэтому, основываясь, с одной стороны, на выводах вышеупомянутых и иных отечественных ученых как по вопросу гражданского воспитания, так в смежных отраслях (политическая социализация, патриотическое, правовое воспитания, социальная компетентность и т. п.), а с другой стороны, на самостоятельных авторских эмпирических исследованиях в сфере формирования гражданской культуры, были выделены группы факторов, детерминирующих процесс формирования гражданской культуры учащейся молодежи 14-17 лет. Предложение собственной многоуровневой типологии исходит из целостности самого процесса формирования гражданской культуры, тесной взаимосвязи участников гражданского воспитания, их специфики, а также особенностей самого привития гражданской культуры.
Итак, нами были выделены три группы факторов: «специфические», «партиципаторные» и «общие».
«Специфическая» группа факторов содержит в себе внутренние особенности самого феномена гражданской культуры, процесса формирования гражданской культуры, а также объективные половозрастные, психологические, социально-экономические, национальные, религиозные и иные черты индивида как типичного представителя своей социальнодемографической группы с поправкой на те общественные условия, в которых протекает его жизнедеятельность. Другими словами, это внутренние причины, исходящие из самого процесса формирования гражданской культуры учащейся молодежи 14-17 лет.
«Партиципаторные» - это наиболее обширный ряд факторов. Название данной группы факторов отражает тот принцип, согласно которому те или иные явления общественной жизни сюда включены. Главным образом, в данную совокупность включены те участники общественной жизни (их характеристики), которые совершают действия в направлении процесса формирования гражданской культуры учащейся молодежи 14-17 лет как сознательно, так и бессознательно, как прямо, так косвенно. То есть речь идет об агентах гражданского воспитания, об их направленной или стихийной деятельности, об их взаимосвязи друг с другом, а также между составными частями самих институтов гражданского воспитания.
Более подробно, на наш взгляд, необходимо остановиться на таких факторах, оказывающих влияние на процесс формирования гражданской культуры, которые можно объединить в группу под названием «общие».
Это, во-первых, основные тенденции развития («дух времени») российского общества в настоящее время. Представляется обоснованным тот факт, что молодежь не может отдельно развиваться от общества и во мно-
гом подвержена общественному влиянию. Подростки растут и социализируются в обществе, в котором на данный момент сложились определенные взгляды на гражданскую культуру, ее составляющие, и в самом социуме наличествует или отсутствует определенный уровень гражданской культуры.
Среди общих тенденций можно выделить следующие «тренды».
- «Стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира» [7, с. 428].
- Информатизация (в т.ч. медиатизация), виртуализация и компьютеризация современного глобального и национального (российского пространства), которые активно воздействуют на состояние психики и коммуникативную культуру подростков [8].
- «Деформация социального опыта старших поколений. Его идеалы, нравственные ценности и принципы перестали служить нашей молодежи опорой и ориентацией в жизни» [9].
- «Быстрое освоение новыми поколениями социального опыта», «увеличение самой скорости изменений в жизни» [7, с. 428].
- «Коррупция, криминализация социальной среды, системы бизнеса и управления, затягивающие российскую молодежь и внедряющие социально-негативные модели поведения» [10, с.56].
- Незавершенность процесса формирования консенсуса вокруг базовых ценностей в настоящее время еще. Ему активно препятствует дифференциация внутри общества по социокультурным, политическим и экономическим основаниям. Это относится и к молодежи, которая в той или степени подвержена личностной аномии, дезориентации в социальном пространстве, искажению ценностных общественных моделей (вплоть до полного их отторжения), заимствованию чуждых ценностно-нормативных образцов [11, с. 50].
- Сдвиг культурных ценностей в сторону Запада. Особенно чувствительной к нему оказалась подростковая среда с возникновением различных субкультур [12].
- Начавшийся в 90-х гг. процесс реформирования различных сфер жизнедеятельности российского общества не завершен. В некоторых областях, как, например, образование, молодежная политика, здравоохранение, он только набирает обороты. Данные преобразования характеризуются игнорированием менталитета населения, психологии массового сознания, а также отсутствием прогнозирования социально-экономических и культурных рисков тех или иных изменений [13, с.7].
- Увеличение количества социально-экономических рисков как в обществе, так и в молодежной среде.
- Нарастание и углубление тенденций консюмеризма. «Роль, идентичность и функционирование в качестве потребителя приобретают
повсеместный характер и становятся само собой разумеющимися, в то время как позиция гражданина все более маргинализируется» [14, с. 20].
- Постепенное формирование гражданского общества в России, которое начинает предъявлять более высокие требования к молодым людям в области гражданственности.
- Постепенное «вызревание» элементов системы гражданского воспитания» [15] в России, которое, однако, ещё не превратилось в «единое культурно-воспитательное пространство» [16, с. 135].
Отметим, что общие тенденции мы разделили на две группы. Первая группа (см. выше) - это устойчивые в пространственно-временном континууме черты развития общества, его сфер. К общим тенденциям мы относим явления, имеющие распространение по всей России и продолжающиеся продолжительное время. Естественно, «устойчивые тенденции» должны оказывать влияние на процесс развития гражданской культуры молодежи. Вторая группа - это «текущее состояние», т.е. это явления не особо продолжительные, но тем не менее полностью охватывающие нашу страну. Чаще всего речь идет о социально-экономическом самочувствии населения. Подчеркнем, что в данном случае, при исследовании гражданской культуры важны не объективные социально-экономические показатели, а именно субъективное самочувствие общества в целом и молодежи в частности.
Отметим, что политические показатели (отношение, доверие) мы сознательно исключили из данной категории факторов, т.к. они являются неотъемлемым звеном при взаимоотношении общества (индивида) и власти, что является темой отдельного исследования. Также добавим, что за рамки данной статьи при обозначении «общих факторов» вынесены тенденции развития государства как института исходя из того, что государство есть часть общества и развивается внутри него. В нашей работе мы сосредотачиваем внимание на гражданском обществе нашей страны, при этом осознавая влияние государства на процессы, происходящие с гражданским обществом.
Таким образом, мы выше привели примеры общих устойчивых тенденций. Теперь рассмотрим общие текущие тенденции на примере социально-экономического самочувствия россиян в прошедшем году. Предварительно отметим, социально-экономические факторы (показатели, тенденции) субъективного характера важны при изучении проблем гражданского общества и гражданской культуры, т.к. в научном сообществе уже не вызывает сомнения тот факт, что в обществе, где большинство населения живет за чертой бедности или относится к категории нуждающихся, в таком обществе говорить о какой-либо гражданской активности практически не имеет смысла. Граждане озабочены элементарным выживанием, обеспечением минимальным набором благ и времени на гражданское участие просто не остается. Исследование, проведенное Аналитиче-
ским Центром Ю. Левады, показывает, что в России в настоящее время каждый десятый «едва сводит концы с концами и денег не хватает даже на продукты». Это на 2 % больше, чем в 2011 году. В то же время доля лиц, которым хватает денег только на продукты, но не хватает на покупку одежды, сократилась с 31 % (2011 г.) до 22 % (2012 г.). А вот процент граждан, которые могут купить себе и одежду, и продукты, но не могут позволить себе предметы длительного пользования увеличился с 46 % (2011 г.) до 49 % (2012 г.). Наблюдается прирост доли среди тех, кто может себе позволить вещи длительного пользования, но дорогие вещи купить такой категории населения затруднительно: 19 % в 2012 году против 16 % в 2011 году. И только 1 % граждан может позволить себе приобретение объектов недвижимости и прочие дорогие покупки [17].
По данным других аналитических центров, в частности ВЦИОМа, низкий уровень жизни населения - это одна из наиболее важных проблем нашей страны, по мнению россиян. В 2012 году на такую проблему указали 51 % опрошенных [18], в 2011 году - 53 % [19], а в 2010 году - 42 %
[20]. На рост инфляции, которая ударяет по благополучию граждан, также указывает большинство опрошенных: в 2012 году - 48 % [18], в 2011 году
- 47 % [19], а в 2010 году - это 56 % [20]. Схожие результаты демонстрируют данные опросов «Левада-Центра». Бедность населения в 2012 году тревожила 48 % респондентов, в 2011 году - 52 %, а в 2010 году - 51 %
[21].
Опросы Аналитического Центра Ю. Левады демонтируют и тот факт, что «низкие доходы, нехватка денег» осложняют семейную жизнь 60 % граждан (2012 г.; 59 % - 2011 г., 60 % - 2010 г.) [22]. Сам 2012 год для трети наших граждан (31 %) оказался трудным (в 2011 г. - 28 %), однако для большинства опрошенных он оказался «таким же, как и предыдущие» (47 %). И столько же россиян считают ушедший год удачным [23]. В свою очередь, по данным ВЦИОМ «большинство россиян не ожидают изменений своего материального положения» (57 %) [24].
Тем не менее, большинство граждан, по данным «Левады-Центра» при всех вышеуказанных проблемах наши сограждане относят себя к среднему слою (47 % - к средней части среднего слоя, 5% - к средней части среднего слоя и 33 % - к низшей части среднего слоя) [25]. Это же подтверждают и выводы ВЦИОМа: 72 % жителей России оценивают свое положение как среднее [26]. В результате можно обоснованно говорить, что социально-экономические проблемы не являются столь острыми, чтобы граждане отдавали им всецело свое внимание и усилия в ущерб гражданской активности.
Это пространственно-временные факторы, которые включают в себя природные, географические, климатические особенности той местности, на которой проживают объекты воспитания. В частности, молодежи Калининградской области и Курильских островов должно уделяться намного
больше внимания в сфере гражданского воспитания ввиду их территориальной обособленности от «большой земли» и сильного экономикокультурного влияния сопредельных государств. Здесь акцентируется внимание на специфике конкретных регионов (Северный Кавказ, Дальний Восток), где общероссийские устойчивые и текущие тенденции приобретают особые черты, требующие пристального внимания агентов гражданского воспитания. Временные факторы акцентируют наше внимание на особенностях «эпохи», отличающих ее, к примеру, от эпох СССР или Российской империи. В принципе данная подгруппа причин настолько очевидна, что изначально ее не планировалось выделять, т.к., естественно, что, к примеру, экономический уклад, политический режим, развитие науки и техники, господствующая идеология накладывают существенный отпечаток на процесс воспитания старшеклассников, особенно в сфере гражданской культуры. Тем не менее, учитывая, что молодежная политика в современной России во многом основывается на простом заимствовании советских способов патриотического и гражданского воспитания, без учета большинства современных реалий и тенденций, данный блок факторов был введен в нашу классификацию.
Таким образом, система факторов, оказывающих влияние на формирование гражданской культуры, состоит из двух взаимосвязанных частей: внутренние (ядро) и внешние факторы. Внутренние факторы, непосредственно относящиеся к формированию гражданской культуры, подразделяются на специфические и партиципаторные. В свою очередь, внешние факторы состоят из общих факторов и «внешней среды». Общие факторы раскладываются на текущие и постоянные. Внешняя среда - это феномен, находящийся на границе направленных усилий агентов гражданского воспитания и того пространства, где их влияние ограничено или отсутствует и где подросток напрямую соприкасается с внешним миром, «уличной средой». Внешняя (уличная среда) может одновременно являться и неким «институтом» социализация подростка и одновременно внешним фактором. В этой системе общие факторы фактически представляют собой площадку, на которой и разворачивается процесс гражданского воспитания молодежи. Устойчивые и текущие общие факторы, пространственновременные обстоятельства накладывают отпечаток не только на институты формирования гражданской культуры и воспитуемый объект, но и на любое действие, на любой, даже малозначительный, акт коммуникации, возникающий по поводу гражданского воспитания. Именно поэтому при разработке и реализации программ по формированию гражданской культуры так важно учитывать те реалии, в которых происходит данный процесс, понимать, какие тенденции уже устоялись в российском обществе, а какие являются временными, и какие невозможно изменить (пространственновременные факторы) и приходится принять их как данность. Все это необ-
ходимо учитывать, ибо от этого в конечном итоге и зависит будущее нашего молодого поколения.
Список литературы
1. Звоновский В.Б. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007. № 1. С. 54-61.
2. Беляева Н.А. Формирование толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса // Гражданское патриотическое воспитание молодёжи в современной России. Образовательная среда как фактор формирования толерантности . Новосибирск, 2010. 234 С.
3. Бозина И.Г. Социализация старших школьников в условиях общеобразовательного учреждения. ШЬ: Ь!р://паика-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sotsializatsiya-starshih-shkolmkov-v-usloviyah-obrazovatelmgo-uchrezhdemya (дата обращения: 11.01.2013).
4. Салганова Е.И. Гражданская культура учащейся молодежи (социологический анализ). ЦКЬ:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1593/1/urgu0627s.pdf (дата обращения: 20.12.12).
5. Степанов О.В., Пухкалова М.О. Государственная молодежная политика как фактор снижения девиантного поведения молодежи //Теория и практика общественного развития. 2009. № 1. С. 30-36.
6. Голошумова Г.С., Ежов С.Г. Факторы формирования социальной компетентности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 211-217.
7. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. 2012. №4. 543 С.
8. Загладина Х. Информационное общество, семья и меняющиеся условия социализации школьников. ЦКЬ: http://socialnauki.ru/?p=716 (дата обращения: 05.01.13).
9. Воробьев В.В. Политическая социализация старшеклассников (социологический аспект). ЦКЬ: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2007web53/soci/2007530102.pdf (дата обращения:
15.01.13).
10. Джатдоева М.С. Гражданско-правовое воспитание обучающейся молодежи в ходе учебно-воспитательного процесса в школе и вузе //Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 7. С. 54-60.
11. Тилинина Т.В. Причины кризиса ценностных ориентаций в современных российских семьях // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 49-52.
12. Собкин В.С. Подросток и политика: изменение ценностных ори-
ентаций. URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032767/10 sobkinx5b1x5d.pdf (дата обращения: 31.01.13).
13. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования //Проблемы современного образования. 2010. №
4. С. 4-18.
14. Малькевич А.А. Молодые граждане западных демократий: проблема политического участия //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2010. № 2. С. 18-25.
15. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся
молодежи. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/sergeichik faktory (дата
обарщения: 28.12.12).
16. Фролова С.Л. О реализации приоритетных направлений учащихся //Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 135-136.
17. Каждый десятый россиянин едва сводит концы с концами .
URL: http://www.levada.ru/20-11-2012/kazhdyi-desyatyi-rossiyanin-edva-
svodit-kontsy-s-kontsami (дата обращения: 11.01.2013).
18. Проблемный фон страны - первые полгода нового президента.
URL: http: //wciom.ru/index.php?id=459&uid= 113380 (дата обращения:
16.01.13).
19. Уровень жизни и ЖКХ - главные проблемы страны. URL: http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=112177 (дата обращения: 28.12.12).
20. Инфляция и алкоголизм - главные страхи россиян: URL: http://wciom.ru/index.php?id= 195&uid=13995 (дата обращения: 27.12.12).
21. Рост цен и бедность - главные тревоги россиян: URL:
http: //www.levada.ru/22-08-2012/rost-tsen-i-bednost-glavnve-trevogi-rossivan (дата обращения: 12.01.13).
22. Материальные проблемы доставляют наибольшие трудности
российским семьям. URL: http://www.levada.ru/16-08-2012/materialnye-
problemv-dostavlvavut-naibolshie-trudnosti-rossiiskim-semvam (дата обращения: 14.01.2013).
23. 2012 год в оценках россиян - события, персоны . URL:
http: //www.levada.ru/24-12-2012/2012- god-v-otsenkakh-rossivan-sobvtiva-personv (дата обращения: 16.01.13).
24. Россияне о своем материальном благополучии: прогнозы и опасения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112596 (дата обращения: 09.01.2013).
25. Россияне относят себя к среднему слою общества . URL: http://www.levada.ru/23-01- 2012/rossivane-otnosvat-sebva-k-srednemu-slovu-obshchestva (дата обращения: 15.01.13).
26. Социальное самочувствие россиян. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113376 (дата обращения: 12.01.13).
Сафронов Андрей Викторович, аспирант, saf-master@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
THE EFFECT OF ”COMMON” FACTORS ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CIVIL YOUTH CULTURE.
A.V. Safronov
Civic culture is an essential indicator of the development of mechanisms of civil society. To the efforts made by its formation and development to fruition, it is necessary to take into account all the factors that influence the process before us, their interaction and the nature of their effect as a consequence the formation of civic culture, and the educability object.
Key words: civic culture, civic education, youth, values, factors.
Safronov Andrey Viktorovich, graduate student, saf-masterayandex. ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 318
ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КАДРОВ И В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Д.В. Цуканова, С.А. Шаронова
Дается обзор существующих подходов в изучении проблем межкультурной профессиональной коммуникации иностранных кадров и в формировании межкультур-ных компетенций. Анализируется зарубежный опыт теоретических и практических исследований по изучению данной проблемы, выделяется социальный феномен экспатриации, акцентируется внимание на решении обозначенных проблем в новом контексте глобализации рынка труда.
Ключевые слова: межкультурные коммуникации, межкультурные компетенции, образование, экспат, профессиональная миграция, глобализация, иностранный язык.
Процесс глобализации различных развитых стран, начавшийся во второй половине XX века, трансформация мировой индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях (информационное общество) открыли новые возможности для развития международных отношений в социальной, промышленной, культурной и торговой сферах. Глобализация не просто позволила профессионалам свободно перемещаться по Европе, но и привела к усилению миграционных потоков трудовых ресурсов. С другой стороны, этот процесс усилил проблемы, связанные с коммуника-