Научная статья на тему 'Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования'

Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / военный учебный центр / студент / диагностика / сравнительный анализ / civil identity / military training center / student / diagnostics / comparative analysis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Музыкантов Алексей Николаевич

Актуальность. Одной из актуальных задач современного российского высшего образования является формирование гражданской идентичности студентов. При этом особую важность приобретает гражданская идентичность студентов военных учебных центров, которые наряду с гражданской получают военную специальность и должны быть готовы к профессиональной самореализации как в гражданской, так и военной сфере. Анализ научных публикаций последних лет показывает, что эмпирических исследований, посвященных изучению гражданской идентичности студентов ВУЦ, недостаточно, что и обусловило выбор темы нашего исследования. Методы исследования. Основными инструментами эмпирического исследования выступили стандартизированные методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика СЖО «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), авторская модификация опросника «Мой выбор» (С.С. Груншпун), а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающий специфику образовательной деятельности военного учебного центра. База исследования: Военный учебный центр при СПбГУТ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Выборка составила 400 студентов мужского пола в возрасте от 19 до 23 лет (200 студентов 2 курса и 200 студентов 4 курса). Результаты исследования. Сравнительный анализ диагностики сформированности компонентов гражданской идентичности (мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный) показал положительную динамику в изменении гедонистических мотивов на 2 курсе на осознанные на 4 курсе. Были выявлены статистически значимые корреляции между: шкалами «цели в жизни»: наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность и временную перспективу – связано с жизнерадостностью (р ≤ 0,05); локус контроля – жизнь и управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку (студенту) дано свободно принимать решения, контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, отрицательно связана со свободой (р ≤ 0,05), положительно – с интересной работой (р ≤ 0,05); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; выявлено изменение отношения к значимым для государства и российского общества событиям, осознанию важности ответственного служения своей стране; повышение уровня знаний истории Российского государства, что нашло отражение в улучшении общей академической успеваемости студентов и мотивации к дальнейшей профессиональной самореализации по выбранной специальности. Выводы. Внедрение в образовательную деятельность военного учебного центра комплексной программы формирования гражданской идентичности студентов «Служить России» способствует формированию положительной мотивации студентов к служению российскому государству и обществу; расширению знаний и представлений о героическом прошлом и настоящем российского народа; повышению интереса к приобретению опыта решения военно-профессиональных задач по обеспечению сохранения и укрепления российской государственности; позитивной эмоциональной оценке значимых для государства событий и проявлению активной гражданской позиции в социально-значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Музыкантов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil identity of students at a military training center: empirical research experience

Importance. One of the urgent tasks of modern Russian higher education is the development of the civil identity of students. Moreover, particular importance acquires the civil identity of students of military training centers, who, along with the civil one, receive a military specialty and must be ready for professional self-realization in both the civil and military spheres. An analysis of scientific publications in recent years shows that there is not enough empirical research devoted to the study of the civil identity of MTC students, which determined the choice of the topic of our research. Research Methods. The main tools of the empirical research are the standardized methods “Value Survey” (M. Rokeach), the LPO method “Life-Purpose Orientations” (D.A. Leontiev), the author’s modification of the “My Choice” questionary (S.S. Grunshpun), as well as the author’s questionary “The Heroic Past and Present of Russia,” reflecting the specifics of the educational activities of the military training center. Research base: Military training center at SPbSUT The BonchBruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications. The sample consisted of 400 male students aged 19 to 23 years (200 of the 2nd year students and 200 of the 4th year students). Results and Discussion. A comparative analysis of diagnostics of the civil identity components formedness (motivational, cognitive, behavioral, emotional-evaluative) shows positive dynamics in the change in hedonic motives in the 2nd year to conscious ones in the 4th year. Statistically significant correlations are identified between: “goals in life” scales: the presence of goals that give life meaning and direction and time perspective is associated with cheerfulness (p ≤ 0.05); locus of control – life and controllability of life. The belief that a person (student) is given the freedom to make decisions, control his life, and take responsibility is negatively related to freedom (p ≤ 0.05), positively related to interesting work (p ≤ 0.05); life effectiveness or satisfaction with selfrealization; a change in attitude towards events significant for the state and Russian society, and an awareness of the importance of responsible service to one’s country is identified; increasing the level of knowledge of the history of the Russian state, which is reflected in improving the overall academic performance of students and motivation for further professional self-realization in their chosen specialty. Conclusion. The introduction of a comprehensive program for the development of civil identity of students “To Serve Russia” into the educational activities of the military training center contributes to the development of positive motivation of students to serve the Russian state and society; expanding knowledge and ideas about the heroic past and present of the Russian people; increasing interest in acquiring experience in solving military-professional tasks to ensure the preservation and strengthening of Russian statehood; a positive emotional assessment of events significant for the state and the manifestation of an active civil position in socially significant activities.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2024. Т. 29. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2024, vol. 29, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Научная статья УДК 378.032

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1-7-18

Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования

Алексей Николаевич МУЗЫКАНТОВ

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» 193232, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22

muzal@mail.ru

Актуальность. Одной из актуальных задач современного российского высшего образования является формирование гражданской идентичности студентов. При этом особую важность приобретает гражданская идентичность студентов военных учебных центров, которые наряду с гражданской получают военную специальность и должны быть готовы к профессиональной самореализации как в гражданской, так и военной сфере. Анализ научных публикаций последних лет показывает, что эмпирических исследований, посвященных изучению гражданской идентичности студентов ВУЦ, недостаточно, что и обусловило выбор темы нашего исследования.

Методы исследования. Основными инструментами эмпирического исследования выступили стандартизированные методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика СЖО «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), авторская модификация опросника «Мой выбор» (С.С. Груншпун), а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающий специфику образовательной деятельности военного учебного центра. База исследования: Военный учебный центр при СПбГУТ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Выборка составила 400 студентов мужского пола в возрасте от 19 до 23 лет (200 студентов 2 курса и 200 студентов 4 курса).

Результаты исследования. Сравнительный анализ диагностики сформированности компонентов гражданской идентичности (мотивационный, когнитивный, поведенческий, эмоционально-оценочный) показал положительную динамику в изменении гедонистических мотивов на 2 курсе на осознанные на 4 курсе. Были выявлены статистически значимые корреляции между: шкалами «цели в жизни»: наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность и временную перспективу - связано с жизнерадостностью (р < 0,05); локус контроля - жизнь и управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку (студенту) дано свободно принимать решения, контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, отрицательно связана со свободой (р < 0,05), положительно - с интересной работой (р < 0,05); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; выявлено

изменение отношения к значимым для государства и российского общества событиям, осознанию важности ответственного служения своей стране; повышение уровня знаний истории Российского государства, что нашло отражение в улучшении общей академической успеваемости студентов и мотивации к дальнейшей профессиональной самореализации по выбранной специальности.

Выводы. Внедрение в образовательную деятельность военного учебного центра комплексной программы формирования гражданской идентичности студентов «Служить России» способствует формированию положительной мотивации студентов к служению российскому государству и обществу; расширению знаний и представлений о героическом прошлом и настоящем российского народа; повышению интереса к приобретению опыта решения военно-профессиональных задач по обеспечению сохранения и укрепления российской государственности; позитивной эмоциональной оценке значимых для государства событий и проявлению активной гражданской позиции в социально-значимой деятельности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, военный учебный центр, студент, диагностика, сравнительный анализ

Для цитирования: Музыкантов А.Н. Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: опыт эмпирического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 1. С. 7-18. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-7-18

PEDAGOGY OF HIGHER EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-1-7-18

Civil identity of students at a military training center: empirical research experience

Aleksei N. MUZYKANTOV

The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications 22 Bolshevikov Ave., St. Petersbutg, 193232, Russian Federation muzal@mail.ru

Importance. One of the urgent tasks of modern Russian higher education is the development of the civil identity of students. Moreover, particular importance acquires the civil identity of students of military training centers, who, along with the civil one, receive a military specialty and must be ready for professional self-realization in both the civil and military spheres. An analysis of scientific publications in recent years shows that there is not enough empirical research devoted to the study of the civil identity of MTC students, which determined the choice of the topic of our research. Research Methods. The main tools of the empirical research are the standardized methods "Value Survey" (M. Rokeach), the LPO method "Life-Purpose Orientations" (D.A. Leontiev), the author's modification of the "My Choice" questionary (S.S. Grunshpun), as well as the author's questio-nary "The Heroic Past and Present of Russia," reflecting the specifics of the educational activities of the military training center. Research base: Military training center at SPbSUT The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications. The sample consisted of 400 male students aged 19 to 23 years (200 of the 2nd year students and 200 of the 4th year students).

Results and Discussion. A comparative analysis of diagnostics of the civil identity components formedness (motivational, cognitive, behavioral, emotional-evaluative) shows positive dynamics in the change in hedonic motives in the 2nd year to conscious ones in the 4th year. Statistically significant correlations are identified between: "goals in life" scales: the presence of goals that give life meaning and direction and time perspective is associated with cheerfulness (p < 0.05); locus of control - life and controllability of life. The belief that a person (student) is given the freedom to make decisions, control his life, and take responsibility is negatively related to freedom (p < 0.05), positively related to interesting work (p < 0.05); life effectiveness or satisfaction with self-realization; a change in attitude towards events significant for the state and Russian society, and an awareness of the importance of responsible service to one's country is identified; increasing the level of knowledge of the history of the Russian state, which is reflected in improving the overall academic performance of students and motivation for further professional self-realization in their chosen specialty.

Conclusion. The introduction of a comprehensive program for the development of civil identity of students "To Serve Russia" into the educational activities of the military training center contributes to the development of positive motivation of students to serve the Russian state and society; expanding knowledge and ideas about the heroic past and present of the Russian people; increasing interest in acquiring experience in solving military-professional tasks to ensure the preservation and strengthening of Russian statehood; a positive emotional assessment of events significant for the state and the manifestation of an active civil position in socially significant activities.

Keywords: civil identity, military training center, student, diagnostics, comparative analysis

For citation: Muzykantov, A.N. (2024). Civil identity of students at a military training center: empirical research experience. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 1, pp. 7-18. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-7-18

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях формирование гражданской идентичности студентов становится одной из приоритетных задач системы высшего образования. Как отмечают исследователи (А.Г. Асмолов, Т.В. Водолажская, А.М. Кондаков, Д.В. Монастырский, И.Г. То-марева, А.М. Юшин и т. д.), студенческий возраст представляется наиболее важным периодом становления личности, проектирования и планирования собственного будущего, актуализации ценностей и личностных смыслов в выборе траектории саморазвития и самореализации [1-6]. Ученые (С.А. Панкратов, Н.А. Тельнова и др.) пишут о том, что в настоящее время гражданская идентичность приобретает особый смысл и признается наиболее злободневной темой в размышлениях о будущем нашей страны [7-8].

В ходе проведения анализа научной литературы по проблеме мы отмечаем очевидность кризиса гражданской идентичности, имеющего место не только в нашей стране,

но и в других государствах. Представляется важным отметить, что современное видение гражданской идентичности ориентировано не только на понимание ее значимости в целом, но и на поиск способов ее формирования в современных условиях, что подтверждается увеличением количества эмпирических исследований, привлечением к этому процессу все более широкого и разнообразного круга участников.

Анализ научных публикаций и собственный опыт исследования позволяют рассматривать гражданскую идентичность как особый социально-педагогический феномен, требующий не только научного осмыслени-ия, но и расширения прикладных исследований в условиях различных социальных систем, включая образование и, в частности, военные учебные центры, созданные на базе вузов, и особенно востребованные в настоящее время.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе военного учебного центра при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича» г. Санкт-Петербург. В исследовании приняло участие 400 студентов мужского пола в возрасте от 19 до 23 лет (200 студентов 2 курса и 200 студентов 4 курса).

Входная диагностика проводилась на студентах 2 курса военного учебного центра (2019/2020 учебный год), по результатам входной диагностики была разработана и реализована авторская программа «Воспитание гражданской идентичности студентов военного учебного центра», включающая 4 блока: поисково-исследовательский «Подвиг героев помним», культурно-досуговый «Военно-фронтовое творчество», добровольческий «Спасибо за Победу», проектно-творческий «Студенческий Старт-АРТ».

Контрольная диагностика проводилась со студентами 4 курса. Изучалась динамика изменения компонентов гражданской идентичности у студентов, оценивалась эффективность программы. Исследование проводилось с 2019 по 2023 г.

Для проведения эмпирического исследования были выбраны стандартизированные методики «Ценностные ориентации» (М. Ро-кич), методика СЖО «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), авторская модификация опросника С.С. Груншпун «Мой выбор», а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающий специфику образовательной деятельности военного учебного центра.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По мнению главы государства В.В. Путина, гражданская идентичность - это солидарность людей, их «принадлежность и причастность к российскому обществу, государ-

ству»1, ответственность за настоящее и будущее страны.

Научное осмысление и поиск нового содержания дефиниции «гражданская идентичность» происходит практически во всех научных областях: философии, психологии, социологии, педагогике. За последние 5 лет опубликовано более 50 работ на данную тему, что характеризует гражданскую идентичность как сложный многоуровневый, многокомпонентный феномен.

Так, А.Г. Асмолов определяет гражданскую идентичность как «отождествление себя с той или иной социальной группой», «предпосылку укрепления общества как «единства разнообразия», проявляющуюся в «гражданском патриотизме и любви к Родине» [1, с. 84].

А.Н. Махинин относит гражданскую идентичность к интегративному свойству личности, формирование которого осуществляется в образовании. Большое значение в процессе осмысления сути гражданской идентичности автор отводит инициативности и прецендентности [9-10]. Т.В. Водолажская понимает «гражданскую идентичность» как феномен надындивидуального сознания личности [2]. В.А. Земляков и О.Н. Шестопалова приходят к выводу, что в условиях напряженной ситуации и конфликтности, имеющей место в стране, формирование гражданской идентичности выступает не только основным условием укрепления российской государственности, но и воспитания у молодежи ответственности, нравственности, патриотизма, способствующих укреплению чести и достоинства Родины [11].

По мнению ученых (А.Г. Асмолов и др.), конструирование идентичности личности как человека мира и гражданина своей страны выступает как миссия социокультурной модернизации образования, а тем самым и движения России по направлению к граждан-

1 Путин В.В. Нет ничего важнее укрепления гражданской идентичности. URL: https://rg.ru/2021/ 03/30Madimir-putin-net-mchego-vazhnee-ukreplemia-grazhdanskoj-identichnosti.html?ysclid=lmkqfy1wok4 64024319

скому обществу», что «образование выступает как ведущая социальная деятельность общества, порождающая гражданскую идентичность и формирующая менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения отдельных личностей, больших и малых социальных групп» [1, с. 74].

Анализ многочисленных публикаций, посвященных рассмотрению различных подходов к осмыслению дефиниции «гражданская идентичность» (за последние 5 лет опубликовано более 50 работ), показал не только высокий интерес к проблеме, но и отсутствие единой методологии исследования. Мы пришли к выводу, что с педагогической точки зрения в обобщенном виде гражданская идентичность понимается авторами как базовая потребность человека, характеризующая его в качестве коллективного субъекта, отождествляющего себя с определенной гражданской общностью во всех ее проявлениях.

Нами гражданская идентичность определяется как личностный многоуровневый динамичный и при этом целостный конструкт, характеризующийся внутренней потребностью личности в принятии позитивного образа страны, ее истории, культуры, норм, ценностей и традиций, проявляющейся в готовности и способности к осознанному выбору способов служения государству и обществу.

Понимая гражданскую идентичность как личностный конструкт (Дж. Келли), мы акцентируем внимание на наличии в нем ядерного конструкта, включающего ценности и смысложизненные ориентации личности, знания и представления об окружающем мире, мировоззрение и картину мира в целом и множества периферийных конструктов, формируемых в процессе его жизнедеятельности, в том числе в процессе обучения и воспитания.

Об этом пишет и А.Г. Асмолов, утверждая, что гражданская идентичность формируется под влиянием множества факторов, которые интериоризируются в ценности, личностные смыслы и активно влияют на

построение жизненной перспективы, поведение, в том числе на осознанность выбора траектории профессиональной и личностной самореализации субъекта. При этом разные условия формируют разные конструкты.

Выбирая в качестве участников эксперимента студентов военного учебного центра, мы обращаем внимание, что гражданская идентичность студентов формируется в условиях двух различный по цели и содержанию образовательных систем: гражданской, ориентированной на подготовку специалистов для решения мирных задач, социально-преобразовательную деятельность на благо государства и военной, реализующей подготовку специалистов военных специальностей, способных и готовых решать стратегические оборонные задачи, защищать территориальную целостность государства, обеспечивать безопасность мирного населения.

Различные цели и способы организации образовательного процесса позволяют предположить, что содержательно гражданская идентичность студентов военного учебного центра имеет значительные отличия, что и определило цель нашего исследования.

В структуре гражданской идентичности нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий и эмоционально-оценочный.

Мотивационный компонент в структуре личности выступает как смыслообразующие мотивы в ситуации выбора; совокупность факторов, влияющих на принятие решений, формирование намерений; побуждение к освоению знаний, способов деятельности, критической оценке окружающей действительности (Д.А. Леонтьев [12], А.Г. Асмолов [1] и др.).

Когнитивный компонент в структуре целостного конструкта базируется на способности и готовности студентов к восприятию, критическому анализу и осмыслению информации, осознанию своей деятельности с точки зрения ее социальной ценности и представляет собой совокупность теоретических знаний и представлений об интересах страны, законах, традициях, нормах, идеалах,

в том числе героическом прошлом и настоящем российского народа, а также способов служения стране и обществу.

Поведенческий компонент определяется как ответственное и добросовестное выполнение гражданских обязанностей, толерантное отношение к представителям других национальностей, культур, недопущение дискриминации по расовым, религиозным и иным причинам, осознанное и добровольное участие в социально значимой деятельности (волонтерской, поисковой, проектной), дисциплинированность, исполнительность, инициативность в выборе способов служения интересам государства и общества.

Эмоционально-оценочный компонент, под которым принято понимать переживания, чувства, эмоции, отношение, вызываемые теми или иными событиями, деятельностью в гражданской идентичности студентов военного учебного центра, может проявляться в позитивной эмоциональной оценке и уважительном отношении к прошлому и настоящему российского государства и общества, принятии позитивного образа государства в эмоциональной готовности к служению интересам народа и страны.

Как отмечалось выше, эмпирическое исследование предполагало диагностику ценностных и смысложизненных ориентаций студентов военного учебного центра, а также оценку каждого из выделенных нами структурных компонентов в отдельности. В связи с тем, что результаты исследования не могут быть полностью представлены в данной статье, мы считаем целесообразным обратить внимание на результаты сравнительной диагностики по студентам 2 и 4 курсов по методикам «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева), авторской модификации опросника С.С. Груншпун «Мой выбор», авторского опросника «Героическое прошлое и настоящее России» (отражающего специфику подготовки студентов в военных учебных центрах).

Результаты методики «Ценностные ориентации» М. Рокича (2 курс) показали, что 51 % респондентов поставили на первое ме-

сто состояние собственного здоровья, у второй половины респондентов терминальные ценности распределись между материальными (15 %), уверенностью в себе (11 %), свободой (10 %), активной деятельной жизнью (8 %), счастливой семейной жизнью (5 %). На второе по значимости место студенты военного учебного центра поставили любовь (32 %), здоровье (27 %), наличие друзей (14 %), уверенность в себе (10 %), удовольствия (17 %). Третье место отводилось любви, близости с любимым человеком (35 %), остальные респонденты продемонстрировали достаточно широкий разброс ценностей, что свидетельствует о некоторой незрелости; на четвертое место (32 %) испытуемые поставили свободу, самостоятельность, независимость суждений.

Анализ ответов респондентов позволил сделать выводы о том, что в качестве наиболее значимых ценностей-целей студенты признают: здоровье, любовь, свободу, наличие хороших и верных друзей. Менее значимыми ценностями в процессе ранжирования оказались творчество, высокие запросы, счастье других, красота природы и искусства.

Опрос студентов 4 курса показал, что ценность физического и психического здоровья возросла с 50 до 65 %; на второе место студенты поставили счастливую семейную жизнь (с 5 до 34 %), третье место отдали материальным ценностям (с 15 до 25 %).

Данные результаты дают основание сделать выводы о том, что у второкурсников доминируют ценности самоутверждения, самоуважения и уважения со стороны сверстников, как внешний локус контроля (привлекательная внешность, мода на здоровый образ жизни и т. п.), при этом материальное благополучие обеспечивается за счет родителей. Студенты 4 курса, напротив, больше ориентированы на самостоятельность, самообеспечение, в том числе профессиональные достижения и карьеру.

Такие ценности, как любовь, наличие верных друзей были для студентов 2-го курса более значимы, что является актуальным для данного возраста, тогда как независимость, материальное благополучие и само-

развитие в данной возрастной группе закономерно признаются менее значимыми.

Анализ инструментальных ценностей демонстрирует следующее: на 2 курсе приоритет отдавался: воспитанности, хорошим манерам, умению вести себя в соответствии с предписанными нормами и правилами (53 %), ответственность стоит на втором месте (36 %), жизнерадостность - на третьем месте (16 %). Такие ценности, как чуткость, непримиримость, высокие запросы к себе и другими получили наименьшее количество выборов, что свидетельствует о некоей идеализации себя, размытом представлении о собственном будущем, неготовности к риску ради других и в большей степени ориентированы на удовлетворение собственных потребностей и получение удовольствия.

Студенты 4 курса среди приоритетных выбирали следующие ценности: эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - 27 %. Для сравнения необходимо отметить, что показатель значительно изменился (было 12 %), ответственность (умение держать слово, чувство долга) с 22 % возросла до 30 %, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) повысилась с 14 до 21 %. Такая динамика, на наш взгляд, обусловлена как общим взрослением студентов, так и их готовностью брать на себя ответственность за собственное будущее и будущее своих близких. Причем при достижении поставленных целей они готовы проявлять настойчивость, целеустремленность, фокус интересов смещается с себя на ближайшее окружение, формируется представление о чувстве долга, способности преодолевать трудности при достижении не только личностно значимых, но общественных целей.

Результаты исследования по методике СЖО «Смысложизненные ориентации» показали: по шкале «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» 59 % студентов 2-го курса оценивают собственную жизнь как наполненный личностным смыслом, увлекательный и позитивно окрашенный процесс. Высокие баллы по этой

шкале и низкие по остальным указывают на доминирование гедонистических мотивов (получение удовольствия, жажда развлечений, приключений, жить здесь и сейчас). Баллы по шкале «Цели в жизни» свидетельствуют о размытости у большинства респондентов представлений о себе в будущем, отсутствии потребности в длительном планировании жизненных и профессиональных целей. Можно констатировать, что у большей части участников эксперимента не сформированы жизненные планы, или эти планы не подкреплены личной ответственностью. Лишь 11 % респондентов по данной шкале показали высокий результат (34 балла).

Повторная диагностика студентов на 4 курсе показала положительную динамику в их ценностных ориентациях и жизненных смыслах. Приоритеты (1 место) цели в жизни (средний балл - 37), 2 место - процесс жизни, ее эмоциональная насыщенность, личные интересы. 3 место - Локус контроля - жизнь, или управляемость жизни (средний балл -34). Данный показатель демонстрирует наличие (сформированность) убеждений в том, что человек сам должен контролировать свою жизнь, управлять ею, самостоятельно принимать решения, ставить цели и достигать их. При этом можно отметить, что присутствующая на 2 курсе выраженная у большинства респондентов несогласованность профессиональных и жизненных планов к 4 курсу значительно изменилась. Планы стали более конкретными, вариативными. Безусловно, это результат не только целенаправленного воздействия на студентов в процессе обучения и воспитания, но и влияние множества других внешних и внутренних факторов, в том числе происходящие в стране и в мире события, общение со сверстниками, информация, получаемая из разных источников, но собственное более осмысленное отношение к жизни.

Статистически значимые корреляции по результатам выбранных методик показали следующую зависимость: цели в жизни (наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность и временную перспективу?

Таблица 1

Результаты опроса студентов 2 и 4 курсов военного учебного центра по авторской модификации опросника «Мой выбор»

Table 1

Results of a survey of the 2nd and 4th year students of the military training center on the author's modification of the "My Choice" questionary

Утверждения Да Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Скорее нет, чем да Нет

2 курс 4 курс 2 курс 4 курс 2 курс 4 курс 2 курс 4 курс 2 курс 4 курс

Буду работать только в России, ни при каких условиях не уеду из страны 78 39 % 88 44 % 42 21 % 58 29 % 34 17 % 24 21 % 22 11 % 4 2 % 24 12 % 8 4 %

Благополучие моей семьи выше всего остального 144 72 % 104 52 % 32 16 % 64 32 % 12 6 % 22 11 % 8 4 % 6 3 % 4 2 % 4 2 %

Считаю, что каждый человек вправе сам выбирать, гражданином какой страны он хочет быть 108 54 % 84 42 % 20 10 % 58 29 % 18 9 % 36 18 % 24 12 % 12 6 % 30 15 % 10 5 %

Героизм должны проявлять только военные, это их долг 134 67 % 4 2 % 42 21 % 6 3 % 12 6 % 20 10 % 8 4 % 46 23 % 4 2 % 124 62 %

Я готов рисковать своей жизнью ради других 44 22 % 58 29 % 58 29 % 58 29 % 54 27 % 58 29 % 32 16 % 18 9 % 12 6 % 10 5 %

Я планирую строить военную карьеру 36 18 % 48 24 % 42 21 % 26 13 % 36 18 % 44 22 % 28 14 % 30 15 % 58 29 % 52 26 %

Служба по контракту - это возможность получить хороший профессиональный опыт 44 22 % 72 36 % 52 26 % 50 25 % 24 12 % 52 26 % 28 14 % 10 5 % 52 26 % 16 8 %

Для меня важно принести пользу государству 44 22 % 52 46 % 42 21 % 66 33 % 16 8 % 28 14 % 44 22 % 8 4 % 54 27 % 6 3 %

Я готов рисковать личным благополучием ради спасения других людей 26 13 % 56 28 % 32 16 % 54 27 % 68 34 % 56 28 % 42 21 % 24 12 % 32 16 % 10 5 %

Престиж выбранной профессии для меня очень важен 114 57 % 72 36 % 60 30 % 62 31 % 4 2 % 22 11 % 12 6 % 28 14 % 10 5 % 18 9 %

В учебе для меня больше важны отношения с преподавателями, чем оценки 28 14 % 52 26 % 38 19 % 58 29 % 84 42 % 44 22 % 34 17 % 22 11 % 16 8 % 24 12 %

Основным фактором выбора профессии явился ее социальный престиж 16 8 % 24 12 % 46 23 % 42 21 % 22 11 % 34 17 % 42 21 % 46 23 % 74 37 % 54 27 %

Фильмы о Великой Отечественной войне вызывают у меня чувство гордости за «наших» солдат 138 69 % 152 76 % 32 16 % 34 17 % 4 2 % 10 5 % 14 7 % 2 1 % 12 6 % 2 1 %

Возможность участвовать в военных парадах для меня честь 72 36 % 114 57 % 30 15 % 38 19 % 74 37 % 32 16 % 12 6 % 6 3 % 12 6 % 10 5 %

Возможность построить карьеру военного меня привлекает 38 19 % 50 25 % 32 16 % 28 14 % 24 12 % 50 25 % 44 22 % 30 15 % 62 31 % 42 21 %

По окончании университета я выберу гражданскую профессию 66 33 % 78 39 % 34 17 % 38 19 % 16 8 % 28 14 % 16 8 % 14 7 % 68 34 % 42 21 %

Таблица 2

Сравнительные результаты опроса студентов 2 и 4 курсов военного учебного центра по авторскому опроснику «Героическое прошлое и настоящее России»

Table 2

Comparative results of a survey of the 2nd and 4th year students at a military training center using the author's questionary "The Heroic Past and Present of Russia"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы Студенты 2 курса (количество и % правильных ответов) Студенты 4 курса (количество и % правильных ответов) Динамика (количество и % правильных ответов)

Какой «полководческий» орден был высшим в наградной иерархии в годы Великой Отечественной войны? 20/200 (10 %) 116/200 (58 %) 48 %

Невская битва под руководством князя Александра Ярославича произошла в 1240 г. Какой фразой, согласно преданию, воодушевил князь свою дружину? 81/200 (40,5 %) 126/200 (63 %) 22,5 %

Чесменское сражение стало триумфом русского флота и принесло стратегическое превосходство в войне с турками. Кто командовал русскими эскадрами? 48/200 (24 %) 161/200 (80,5 %) 56,5 %

Оборона Сталинграда стала одной из наиболее ожесточенных операций Великой Отечественной войны. Сколько дней и ночей она длилась? 23/200 (11,5 %) 176/200 (88 %) 76,5 %

Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия награждали за 26/200 (13 %) 33 %

Какую армию фашистов окружили под Сталинградом? 27/200 (13,5 %) 110/200 (55 %) 41,5 %

Медаль «Золотая звезда» учредили в 82/200 (41 %) 154/200 (77 %) 36 %

При Иване Грозном в ходе реформ была сформирована система приказов. Какой приказ был создан в другое время? 24/200 (12 %) 103/200 (51,5 %) 39,5 %

На какой реке состоялась Куликовская битва? 65/200 (32,5 %) 141/200 (70,5 %) 38 %

Какие советские части в годы Великой Отечественной войны становились гвардейскими со дня формирования? 32/200 (16 %) 112/200 (56 %) 40 %

Летчик, Герой Советского Союза А.К. Горовец был единственным в мире летчиком, уничтожившим в одном бою девять неприятельских бомбардировщиков. Назовите тип самолета, на котором он совершил этот подвиг 95/200 (47,5 %) 157/200 (78,5) 31 %

Кто из Маршалов Советского Союза - участников Парада Победы 24 июня 1945 г. в годы Первой мировой войны воевал во Франции в составе русского экспедиционного корпуса? 77/200 (38,5 %) 126/200 (63 %) 24,5 %

Какая из битв Великой Отечественной войны дала наибольшее количество Героев Советского Союза? 44/200 (22 %) 142/200 (71 %) 49 %

Кто командовал Парадом Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве? 68/200 (34 %) 169/200 (84,5 %) 50,5 %

связано с жизнерадостностью (р < 0,05)); локус контроля - жизнь и управляемость жизнью. Убежденность в том, что человеку (студенту) дано свободно принимать решения, контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность, отрицательно связана со свободой

(р < 0,05), положительно - с интересной работой (р < 0,05); результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Оценка собственного жизненного опыта, его осмысление, продуктивность положительно коррели-

руют с интересной работой, благополучной семьей.

Для изучения когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов гражданской идентичности нами были использованы авторская модификация опросника С.С. Грунш-пун «Мой выбор», а также авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России», отражающие специфику подготовки студентов к военно-профессиональной самореализации.

Опросник «Мой выбор» был модифицирован с учетом специфики образовательной деятельности военного учебного центра и предполагал выбор ответов: «да», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь ответить», «скорее нет, чем да», «нет» (всего в опроснике 40 утверждений).

Фрагменты сравнительного анализа по опроснику «Мой выбор» представлены в табл. 1.

Результаты табл. 1 свидетельствуют о том, что обучение в военном учебном центре способствовало изменению мотивационного и ценностного компонентов гражданской идентичности. Важно отметить, что наряду с образовательной программой по обучению студентов военным специальностям была реализована авторская комплексная программа формирования гражданской идентичности «Служить России!», включающая следующие направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; поисково-патриотическое; спортивно-патриотическое; проектно-волон-терское; культурно-эстетическое. Актуализация воспитательного потенциала военного учебного центра способствовала изменению отношения студентов к значимым для государства и российского общества событиям, осознанию важности добросовестного и ответственного служения своей стране.

Авторский опросник «Героическое прошлое и настоящее России» включал 40 вопросов из программы по истории Российского государства и истории Вооруженных сил России. Фрагмент результатов представлен в табл. 2.

По результатам опроса студентов 2 и 4 курсов военного учебного центра по авторскому опроснику «Героическое прошлое и настоящее России» можно сделать следующий вывод: в процессе освоения образовательной программы военного учебного центра, а также в результате реализации комплексной программы формирования гражданской идентичности студентов «Служить России!» не только повысился уровень знаний истории Российского государства, его героического прошлого и настоящего, но и отметилась положительная динамика в общей успеваемости студентов.

ВЫВОДЫ

Результаты опытно-экспериментальной работы дают основание утверждать, что студенты 2 курса военного учебного центра демонстрируют минимальный уровень сфор-мированности гражданской идентичности и готовности к профессиональной самореализации не только в военной сфере, но и в гражданской. К основным причинам сложившейся ситуации можно отнести: низкий уровень представлений об истории своей страны, ее культурно-историческом наследии, традициях, персоналиях, в том числе военно-исторических событиях, сыгравших ведущую роль в формировании и укреплении российской государственности. При этом нельзя не отметить, что влияние происходящих в мире событий, в том числе специальная военная операция, способствовали актуализации воспитательного потенциала военного центра, расширению его взаимодействия с вузом, что, безусловно, оказало влияние на формирование гражданской идентичности студентов.

Опыт эмпирического исследования показал, что решение проблемы формирования гражданской идентичности личности студентов военного учебного центра невозможно без развития мотивационной, когнитивной, поведенческой и эмоционально-ценностной сферы студентов, чему способствует их включение в разнообразную вне-

аудиторную деятельность: поисковую, творческую, социально-ориентированно-преобразовательную. Основу гражданской идентичности студентов имеет созданный в их представлении положительный образ героя, готового защищать не только свои собственные интересы, но и интересы других граждан. В качестве примера такого образа могут и должны выступать преподаватели -кадровые офицеры Российской армии, как носители культурных традиций русского офицерства, основной задачей которых должно стать гражданско-патриотическое воспитание студентов и их военно-профессиональная ориентация.

Важно отметить, что принятие позитивного образа государства проявляется в осоз-

нанном выборе способов добросовестного и ответственного служения интересам страны и общества как в военной, так и гражданской сфере.

Анализ научных публикаций, передовых педагогических практик, а также опыт собственного эмпирического исследования, проведенного в условиях военного учебного центра, показал, что ведущая роль в формировании гражданской идентичности, несомненно, принадлежит воспитанию, позволяющему более глубоко осознать значимость дела защиты независимости свободы своей страны, а также принятие образцов поведения ее достойного защитника.

Список источников

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86. https://elibrary.ru/jwszwn

2. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43). С. 140142. https://elibrary.ru/vzzoqd

3. Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3. С. 207-218. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218, https://elibrary.ru/jfiwjj

4. Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 181-188. https://elibrary.ru/xxjcah

5. Томарева И.Г. Особенности гражданской идентичности в современной России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 188-191. https://elibrary.ru/vmglbd

6. Юшин М.А. Молодежный парламентаризм и формирование гражданской идентичности // Обозреватель. 2007. № 7. С. 26-35. https://elibrary.ru/kzpxtr

7. Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. № 4. С. 75-79. https://elibrary.ru/ontlfr

8. Тельнова Н.А. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 7-13. С. 25-31. https://elibrary.ru/ofacax

9. Махинин А.Н. Условия эффективности формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в образовательном учреждении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 82-87. https://elibrary.ru/rtblgf

10. Махинин А.Н. «Русский мир»: право на идентичность // БЕРЕГИНЯ. 777. СОВА: Общество. Политика. Экономика. 2015. № 2 (25). С. 267-272. https://elibrary.ru/wawvzt

11. Земляков В.А., Шестопалова О.Н. Воспитание чувства патриотизма как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Дискуссия. 2016. № 5 (68). С. 133-138. https://elibrary.ru/vxvnav

12. Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5-10. https://elibrary.ru/nvvgud

References

1. Asmolov A.G. (2008). A strategy for the sociocultural modernization of education: on the way to overcoming the identity crisis and building a civil society. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow, no. 1, pp. 65-86. (In Russ.) https://elibrary.ru/jwszwn

2. Vodolazhskaya T. (2010). Identichnost' grazhdanskaya [Civil identity]. Obrazovatel'naya politika = Educational Policy, no. 5-6 (43), pp. 140-142. (In Russ.) https://elibrary.ru/vzzoqd

3. Kondakov A.M., Kostyleva A.A. (2019). Digital identity, digital self-identification, digital profile: problem statement. Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya = RUDN Journal of Informatization in Education, vol. 16, no. 3, pp. 207-218. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-207-218, https://elibrary.ru/jfiwjj

4. Monastyrskii D.V. (2017). Civil identity: theoretical approaches of the research and the forming factors.

Gumanitarii Yuga Rossii = Humanities of the South of Russia, no. 1, pp. 181-188. (In Russ.) https://elib-rary.ru/xxjcah

5. Tomareva I.G. (2016). Peculiarities of civic identity in modern Russia. Sovremennye naukoemkie tekhnolo-gii = Modern High Technologies, no. 1, pp. 188-191. (In Russ.) https://elibrary.ru/vmglbd

6. Yushin M.A. (2007). Molodezhnyi parlamentarizm i formirovanie grazhdanskoi identichnosti [Youth parliamentarism and the formation of civic identity]. Obozrevatel' = Observer, no. 7, pp. 26-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/kzpxtr

7. Pankratov S.A., Tel'nova N.A. (2011). The specificity of civic identity under the conditions of political modernization in Russia. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya = Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, no. 4, pp. 75-79. (In Russ.) https://elibrary.ru/ontlfr

8. Tel'nova N.A. (2011). The phenomenon of identity: the ways of description and social and cultural foundations. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sot-sial 'nye tekhnologii = Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies, no. 7-13, pp. 25-31. (In Russ.) https://elibrary.ru/ofacax

9. Makhinin A.N. (2013). Conditions of effectiveness of senior pupils' Russian civil identity formation at an educational institution. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Ivzes-tia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 7 (82), pp. 82-87. (In Russ.) https://elibrary.ru/rtblgf

10. Makhinin A.N. (2015). "The Russian world": right for identity. BEREGINYA. 777. SOVA: Obshchestvo. Politika. Ehkonomika [BEREGINYA. 777. OWL: Society. Policy. Economy], no. 2 (25), pp. 267-272. (In Russ.) https://elibrary.ru/wawvzt

11. Zemlyakov V.A., Shestopalova O.N. (2016). Upbringing of patriotism as a factor of students' civil identity formation. Diskussiya = Discussion, no. 5 (68), pp. 133-138. (In Russ.) https://elibrary.ru/vxvnav

12. Leont'ev D.A. (2009). Labirint identichnostei: ne chelovek dlya identichnosti, a identichnost' dlya chelove-ka [Labyrinth of identities: not a person for identity, but identity for a person]. Filosofskie nauki = Russian Journal of Philosophical Sciences, no. 10, pp. 5-10. (In Russ.) https://elibrary.ru/nvvgud

Информация об авторе

Information about the author

Музыкантов Алексей Николаевич, заместитель начальника военного учебного центра при СПбГУТ, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Aleksei N. Muzykantov, Deputy Head of the Military Training Center at SPbSUT, The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg, Russian Federation.

https://orcid.org/0000-QQ03-2635-Q343

https://orcid.org/0000-0003-2635-Q343

muzal@mail.ru

muzal@mail.ru

Поступила в редакцию 10.11.2023 Одобрена после рецензирования 15.01.2024 Принята к публикации 17.01.2024

Received 10.11.2023 Approved 15.01.2024 Accepted 17.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.