Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музыкантов Алексей Николаевич

В статье раскрыты проблемные аспекты формировании гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза. Проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной теме. Выявлено, что для осуществления эффективной работы формирования гражданской идентичности студентов военного учебного центра необходимо решать дидактические, организационно педагогические и психолого педагогические задачи в комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS IN THE FORMATION OF THE CIVIL IDENTITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE UNIVERSITY

The article reveals the problematic aspects of the formation of the civil identity of students in the conditions of the military training center of the university. The studies of domestic and foreign authors devoted to this topic are analyzed. It was revealed that in order to carry out effective work on the formation of the civilian identity of a military training center, it is necessary to solve didactic, organizational, pedagogical and psychological and pedagogical tasks in a complex.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА»

Общая педагогика^

история педагогики и образования

General pedagogy^ history of pedagogy and education

УДК 378, 35

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА

Музыкантов А.Н.

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID ID: 0000-0003-2635-0343 SPIN-код: 9276-2026, AuthorID: 756723 E-mail: muzal@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты проблемные аспекты формировании гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза. Проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной теме. Выявлено, что для осуществления эффективной работы формирования гражданской идентичности студентов военного учебного центра необходимо решать дидактические, организационно-педагогические и психолого-педагогические задачи в комплексе.

Актуальность. Студенты военного учебного центра являются незаменимым интеллектуальным потенциалом, деятельность которых связана с решением важных задач общественного развития. Гражданская идентичность является их непосредственным профессиональным качеством. Особую актуальность данная проблема приобрела в последние годы, когда общественное единство, социальная стабильность, обороноспособность являются основой благополучия нашей страны.

Проблема, цель, задачи. На сегодняшний день существует необходимость более глубокого изучения проблемных аспектов гражданской идентичности студентов, с целью организации эффективной работы в условиях военного учебного центра вуза. В том числе, анализ дидактических и организационно-педагогических задач, выявление психолого-педагогических условий.

Проблемами формировании гражданской идентичности занимались исследователи О.В. Болтыков, О.Н. Лихачева, Н. В. Уварина, Е. И. Мещерякова, А. В. Еремин, И. А. Ста-вицкая, А. Н. Музыкантов, Л. Ф. Шаламова, Н. Ю. Лесконог, L. Khoronko, T. Tskvitariya, I. Akhanov и др. В основу исследования проблемы развития гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза легли аксиологический, личностно-деятельностный и герменевтический подходы, объединенные системным подходом.

Результаты и их обсуждение. Решение дидактических задач формирования гражданской идентичности направлено на повышение учебно-познавательной деятельности. Эффективными методами являются внеаудиторная и внеучебная работа. В данной деятельности студенты решают теоретические и практические задачи, связанные с традициями, памятным событиям нашей страны. Организационно-педагогические задачи направлены на создание образовательной среды, основанной на культурных, историко-социальных традициях. Психо-

лого-педагогические условия рассматриваются в единстве ценностного, когнитивного, моти-вационного и рефлексивного компонентов.

Выводы и заключение. Для осуществления эффективности образовательного процесса необходим комплексный подход, учитывающий возможности его участников, внутренние и внешние факторы воспитательного процесса, психолого-педагогические условия.

Ключевые слова: гражданская идентичность, профессиональное качество, комплексный подход, базовые ценности, нормы, традиции, обычаи, военный учебный центр.

Введение. В настоящее время для нашей страны насущными являются проблемы укрепления общественного единства, развитие социальной стабильности, укрепление обороноспособности, консолидация и единение многонационального народа перед лицом внешних угроз. Для решения данных задач большое значение имеет совершенствование системы воспитания молодого поколения существующей в современной России [8. С. 17-27].

Президент РФ издал Указ от 25 января 2023 г. «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808» [1]. В данном документе вопросам укрепления гражданской идентичности, единства и сплоченности общества отведено первостепенное значение. Также отмечается, что в основе общероссийской гражданской идентичности лежит система духовно-нравственных ценностей, которая объединяет многонациональный народ России.

Одновременно с этим, важным интеллектуальным потенциалом нашего государства являются студенты, которые в своей будущей гражданской и профессиональной деятельности должны осуществлять решение основных задач развития общества. Особенно это актуально для обучающихся военного учебного центра (ВУЦ), так как гражданская идентичность является их непосредственным профессиональным качеством [7. С. 101-111].

Сегодня существует необходимость анализа проблемных аспектов формирования гражданской идентичности студентов, для осуществления более эффективной работы в условиях военного учебного центра вуза.

Проблемами формировании гражданской идентичности занимались исследователи О.В. Болтыков, О.Н. Лихачева, Н.В. Уварина, Е. И. Мещерякова, А.В. Еремин, И. А. Ставицкая, А. Н. Музыкантов, Л. Ф. Шаламова, Н. Ю. Лесконог, L. ^ошпко, Т. Tskvitariya, I. Akhanov и др. В основу исследования проблемы развития гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза легли аксиологический, личностно-деятельност-ный и герменевтический методы, объединенные системным подходом.

Военные учебные центры (ВУЦ) были созданы в результате реформ военного образования, направленной на повышение качества подготовки военных кадров. ВУЦ действуют на базе гражданских учебных заведений, способствуя приобретению профессионального опыта, увеличению хорошо обученного человеческого ресурса.

По мнению В.А. Шаманова «Наличие такого запаса - одно из важнейших условий поддержания обороноспособности государства» [11]. При этом гражданские вузы имеют большой потенциал в подготовке кадров гуманитарного и инженерно-технического направления, обеспечивая военные части квалифицированными специалистами.

Министр обороны С.К. Шойгу акцентировал внимание на том, что военные учебные центры способствуют получению квалифицированной подготовки большим количеством студентов, «прохождению военной подготовки, получению военной специальности в вузах» [9. С. 1].

Изучение работ, посвященных формированию гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза, показало, что большая их часть

посвящена решению дидактических задач. Они направлены на повышение эффективности управления учебно-познавательной деятельностью.

Мы считаем, что гражданская идентичность студентов ВУЦ является ключевым фактором их профессионального становления. Гражданская идентичность в условиях нашего государства рассматривается как формирующаяся и неустойчивая. В связи с этим преподавательскому составу принадлежит ведущая роль в развитии гражданской идентичности и патриотизма. В качестве эффективных методов рассматривается внеаудиторная и внеучебная работа.

В ходе внеаудиторной деятельности решаются теоретические и практические задачи, где студенты принимают личное участие либо работают в группах. Большое внимание уделяется изучению традиций и памятных событий, способствующих укреплению памяти о прошлом своей страны. При этом особое значение придается связи времени и поколений, в том числе, организации встреч с неординарными людьми [7. С. 110-111].

В ходе внеаудиторной деятельности осуществляется решение следующих задач:

- информирование - студент получает знания об общем положении дел, взаимодействии различных субъектов, явлений, процессов;

- изучение базовых ценностей, норм, традиций, обычаев, символов, ритуалов, правил, кодексов;

- демонстрация образцов, образов, ролевого многообразия, одобряемых моделей поведения;

- применение определенных учебных ситуаций, которые существуют в повседневной жизни и дают возможность студентам увидеть, перенять, понять, подумать над смыслами, выбрать, попробовать;

- включение в диалог, стимулирующее обмен мнениями, обсуждение разных точек зрения, принятие Другого, понимание Себя [4. С. 176-177].

Исследователь О.В. Болтыков отмечает, что гражданская идентичность является соотношением личности человека со стра-

ной проживания, профессиональным обществом, национальной культурой, историей, этническими корнями. В ходе идентификации себя и других на основе прочной эмоциональной связи происходит отождествление само себя с другими людьми.

В результате обогащается внутренний опыт, признаются права и обязанности других субъектов. Автор указывает, что для решения задач формирования гражданской идентичности необходима разработка и реализация целевых программ, осуществление совместной деятельности в различных сферах жизнедеятельности. Содержание программ может быть составлено с учетом национального стереотипа -мнения, характерного для определенной национальной группы, предполагающую определенную черту у всех ее представителей. Для того, чтобы определить содержание и эффективные методы необходимо выявить уровень сформированности отдельных показателей гражданской идентичности [4. С. 111-112].

Существует группа исследований, по-свящённая изучению значения организационно-педагогических задач, в том числе внешним и внутренним факторам процесса формировании гражданской идентичности.

Реалии настоящего времени предъявляют к современному выпускнику военного учебного центра новые требования, которые характеризуются своей универсальностью, и являются надпредметными. Они дают возможность молодым специалистам участвовать в разнообразной деятельности, показывать свое видение жизненных и профессиональных ситуаций, использовать ключевые компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

При этом существует необходимость акцентирования внимание на использовании внешнего фактора в ходе реализации программ формирования гражданской идентичности студентов военного направления, например, традиции наставничества. В частности, автор О.В. Болтыков представляет его как многоплановый процесс, в ходе которого происходит обмен опытом, новыми идеями, мнениями и т.д.

Происходит формирование личностной, гражданской, профессиональной позиции.

В ходе реализации программы развития гражданской идентичности наставник осуществляет профессиональное обучение, при этом особое внимание уделяется развитию практических навыков и умений. Наставник должен быть компетентным не только в профессиональной, но и во многих других сферах. Одной из его главных задач является обеспечение переемствен-ности, регулирование возникающих трудных ситуаций в ходе различных взаимодействий студентов, преподавателей, командиров [2. С. 49-51; 8].

В исследовании О.Н. Лихачевой отмечается необходимость создания образовательной среды, основанной на культурных, историко-социальных традициях. При этом важное значение имеют принципы преемственности, уважительного отношения к личности студента, почтительного отношения к прошлому свой страны. Авторами указывается, что одной из проблем в ходе методической работы является недостаточное внимание к социально-нравственной ценности гражданской идентичности. А также отсутствие четкой позиции в системе воспитания. Все это способствует возникновению противоречий между необходимостью воспитания гражданина правового государства и разработанностью методик, направленных на их воспитание [5. С. 170-172].

Еще одна группа исследований посвящена психолого-педагогическим условиям формирования гражданской идентичности студентов ВУЦ. Авторы Е.И. Мещерякова, А.В. Еремин, И.А. Ставицкая, в результате проведенного исследования, приходят к выводу о необходимости формирования деятельного компонента гражданской идентичности в единстве ценностного, когнитивного, мотивационного и рефлексивного компонентов.

Особую актуальность приобретает учет индивидуально-психологических особенностей студентов. Для этого необходимо создавать условия для восприятия и осмысления каждым обучающимся своей принадлежности к своей стране, обществу, профессиональной деятельности. А также

готовности исполнять свои гражданские обязанности военнослужащего. В условиях ВУЦ наиболее быстрое и успешное развитие происходит в отношении ценностного и когнитивного компонента гражданской идентичности, за ними следует мотиваци-онный компонент, а затем - деятельност-ный и рефлексивный компоненты [6. С. 5659].

Формирование гражданской идентичности является социально-педагогической проблемой, решение которой заключается в создании условий для осознания своей принадлежности к гражданскому обществу. При этом важно развивать у студентов ВУЦ активную гражданскую позицию. В результате отнесения себя к гражданскому сообществу, его ценностям и нормам, обучающиеся осознает свою идентичность.

Авторы L. ^огапко, Т. Tskvitariya, I. Akhanov пришли к выводу о необходимости создания практико-ориентированной концепции формирования гражданской идентичности, где ведущей идей является привитие ценностей. Студенты учатся решать нравственные дилеммы, за счет чего происходит обогащение категориальной структуры мышления в контексте гражданского поведения и деятельности. Процесс формирования гражданской идентичности формируется у студентов на основе представлений (знаний) о категориях и понятиях «личность», «гражданин», «гражданское сообщество», «гражданство», а также терминальных и инструментальных ценностях, ознакомление с которым расширяет ценностное поле личностного самоопределения [10. С. 2-7].

Заключение. Таким образом, анализ существующих исследований, посвященных проблеме формирования гражданской идентичности позволяет выделить несколько подходов к формированию гражданской идентичности в условиях ВУЦ. К первой группе относится дидактические задачи, направленные на повышение эффективности образовательного процесса, использование в полной мере возможностей его участников. Ко второй группе относится организационно-педагогические задачи, касаемые внешних и внутренних

факторов воспитательного и образовательного процесса. В третью группу входят психолого-педагогические условия, которые представлены комплексом мер формирования личности в процессе воспитательного процесса. Для осуществления эффективной работы по формированию гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза необходимо учитывать все аспекты в комплексе.

Образование является основным звеном в формировании гражданской идентичности. Решение дидактических, организационно-педагогических задач, с учетом пси: Литература

1. Указ Президента РФ от 25 января 2023 года № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808»

2. Болтыков, О.В. Наставничество как одно из условий эффективной реализации программы формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза / О.В. Болтыков // МНКО. 2017. №4 (65). С.49-51.

3. Болтыков, О.В. Формирование гражданской идентичности у курсантов - ценностный ориентир современного военного образования / О.В. Болтыков // МНКО. 2016. №3 (58). С.176-177.

4. Болтыков, О.В. Формирование гражданской идентичности у курсантов военного вуза одно из условий обеспечения социальной безопасности личности / О.В. Болтыков // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 2. С.111-112.

5. Лихачева, О.Н. Основные этапы формирования гражданской идентичности в образовательном процессе у курсантов вуза МВД РФ / О.Н. Лихачева, Н.В. Уварина // Advances in Science and Technology : Сборник статей 23 международной научно-практической конференции, Москва, 15 декабря 2020 года. Том Часть I. Москва. 2020. С. 170-172.

6. Мещерякова, Е.И. Развитие гражданской идентичности курсантов военных вузов с использованием воспитательного потенциала правовых дисциплин / Е. И. Мещерякова, А. В. Еремин, И. А. Ставицкая // Вестник ВГУ. 2021. №1. С.56-59.

7. Музыкантов, А.Н. Гражданская идентичность студентов военного учебного центра - будущих военнослужащих, как ключевое условие профессионального становления / А.Н. Музыкантов // Вопросы современной науки и практики. №3(85). 2022. С.101-111.

8. Шаламова, Л.Ф. О Гражданской идентичности студентов как факторе гражданско-патриотического воспитания современной молодежи / Л.Ф. Шаламова, Н.Ю. Лесконог // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2020. №3. С.17-27.

9. Шойгу, С.К. Кафедры уйдут в центры. В вузах военная подготовка студентов сокращена не будет / С.К. Шойгу // Российская газета. 2018. №7593 (130). С.1.

10. Khoronko, L. Axiological basics of formation of civil identity / L. Khoronko, T. Tskvitariya, I. Akhanov // E3S Web of Conferences. 2020. С.2-7.

11. Шаманов, В. Шаманов объяснил замену военных кафедр в вузах на военные учебные центры / В. Шаманов // Известия. 5 июня 2018.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

холого-педагогических условий позволит студентам получить более глубокие знания о государственном строе, общественном укладе, политической системе, правах и свободах граждан. Это особенно необходимо для студентов военного учебного центра, где так важно развивать активную гражданскую позицию у будущих офицеров. Формирование гражданской идентичности студентов ВУЦ позволит им принимать эффективные решения в отношении государственных задач, чтить символику, традиции Вооруженных Сил.

Для цитирования: Музыкантов А.Н. Проблемные аспекты при формировании гражданской идентичности студентов в условиях военного учебного центра вуза / А.Н. Музыкантов // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4, № 5. С. 5-12.

Сведения об авторе Музыкантов Алексей Николаевич

заместитель начальника военного учебного центра

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Санкт-Петербург, Российская Федерация. ORCID ID: 0000-0003-2635-0343 SPIN-код: 9276-2026, AuthorID: 756723 E-mail: muzal@mail.ru

Сведения о научном руководителе Прокудин Юрий Петрович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Тамбов, Россия

SPIN-код: 5185-7195, AuthorID: 497048 E-mail: prokudin68@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 5, pp. 5-12.

PROBLEMATIC ASPECTS IN THE FORMATION OF THE CIVIL IDENTITY OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE UNIVERSITY

Muzykantov A.N.

St. Petersburg State University of Telecommunications named after Prof. M.A. Bonch-Bruevich

Saint Petersburg, Russian Federation

ORCID ID: 0000-0003-2635-0343

SPIN-^: 9276-2026, AuthorID: 756723

E-mail: muzal@mail.ru

Аbstract The article reveals the problematic aspects of the formation of the civil identity of students in the conditions of the military training center of the university. The studies of domestic and foreign authors devoted to this topic are analyzed. It was revealed that in order to carry out effective work on the formation of the civilian identity of a military training center, it is necessary to solve didactic, organizational, pedagogical and psychological and pedagogical tasks in a complex.

Relevance. Students of the military training center are an indispensable intellectual potential, whose activities are related to solving important problems of social development. Civic identity is their immediate professional quality. This problem has acquired particular urgency in recent years, when social unity, social stability, and defense capability are the basis for the well-being of our country.

Problem, goal, tasks. Today, there is a need for a deeper study of the problematic aspects of the civilian identity of students, in order to organize effective work in the conditions of the military training center of the university. Including, the analysis of didactic and organizational and pedagogical tasks, the identification of psychological and pedagogical conditions.

Materials and research methods. Researchers O.V. Boltykov, O.N. Likhacheva, N. V. Uvarina, E.

1. Meshcheryakova, A. V. Eremin, I. A. Stavitskaya, A. N. Muzykantov, L. F. Shalamova, N. Yu. Leskonog, L. Khoronko, T. Tskvitariya, I. Akhanov and others. The axiological, personal-activity and hermeneutical approaches, united by a systematic approach, formed the basis of the study of the problem of the development of the civil identity of students in the conditions of the military training center of the university.

1S$' Results and its discussion. The solution of didactic tasks of the formation of civic identity is Jp aimed at improving educational and cognitive activity. Effective methods are extracurricular and extracurricular work. In this activity, students solve theoretical and practical problems related to the traditions, memorable events of our country. Organizational and pedagogical tasks are aimed at creating an educational environment based on cultural, historical and social traditions. Psychological and pedagogical conditions are considered in the unity of value, cognitive, motivational and reflective components.

Conclusions and conclusion. To implement the effectiveness of the educational process, an integrated approach is needed that takes into account the capabilities of its participants, internal and external factors of the educational process, and psychological and pedagogical conditions.

'K Keywords: civic identity, professional quality, integrated approach, basic values, norms, traditions, customs.

Ш References

1. Ukaz Prezidenta RF ot 25 yanvarya 2023 goda № 35 «O vnesenii izmenenij v Osnovy gosudarstvennoj kulturnoj politiki, utverzhdenny'e Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 g. N 808» [On Amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808"]

2. Bolty'kov O.V. Nastavnichestvo kak odno iz uslovij effektivnoj realizacii programmy' formiro-vaniya grazhdanskoj identichnosti u kursantov voennogo vuza [Mentoring as one of the conditions for the effective implementation of the program for the formation of civil identity among cadets of a military university] // MNKO. 2017. No. 4 (65). pp.49-51.

3. Bolty'kov O.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti u kursantov - cennostny'j orientir sov-remennogo voennogo obrazovaniya [Formation of civil identity among cadets - a value orientation of modern military education] // MNKO. 2016. No. 3 (58). pp.176-177.

4. Bolty'kov O.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti u kursantov voennogo vuza odno iz uslovij obespecheniya socialnoj bezopasnosti lichnosti [Formation of civil identity among cadets of a military university is one of the conditions for ensuring the social security of the individual] // Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. No. 2. P.111-112.

5. Lixacheva O.N., Uvarina N.V. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v obrazovatelnom processe u kursantov vuza MVD RF [The main stages of the formation of civil identity in the educational process among cadets of the university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Advances in Science and Technology: Collection of articles of the XXXIII international scientific and practical conference, Moscow, December 15, 2020. Volume Part I. Moscow: Limited Liability Company "Actuality. RF". 2020. S. 170-172.

6. Meshheryakova E.I., Eremin A.V., Staviczkaya I.A. Razvitie grazhdanskoj identichnosti kursantov voenny'x vuzov s ispolzovaniem vospitatel'nogo potenciala pravovy'x discipline [Development of civil identity of cadets of military universities using the educational potential of legal disciplines] // VestniVSU Bulletin. 2021. №1. pp.56-59.

7. Muzy'kantov A.N. Grazhdanskaya identichnosf studentov voennogo uchebnogo centra - bu-dushhix voennosluzhashhix, kak klyuchevoe uslovie professional'nogo stanovleniya [ Civil identity

of students of a military training center - future military personnel, as a key condition for professional development] // Questions of modern science and practice. No. 3(85). 2022. P.101-111.

8. Shalamova L.F., Leskonog N.Yu. O Grazhdanskoj identichnosti studentov kak faktore gra-zhdansko-patrioticheskogo vospitaniya sovremennoj molodezhi [On the civil identity of students as a factor in the civil and patriotic education of modern youth] // Izvestiya TulGU. Humanitarian sciences. 2020. №3. pp.17-27.

9. Shojgu S.K. Kafedry" ujdut v centry". V vuzax voennaya podgotovka studentov sokrashhena ne budet [Departments will go to the centers. In universities, military training of students will not be reduced] // Rossiyskaya Gazeta. 2018. No. 7593 (130). C.1.

10. Khoronko L.,Tskvitariya T., Akhanov I. Axiological basics of formation of civil identity [Axi-ological basics of formation of civil identity] // E3S Web of Conferences. 2020. P.2-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shamanov V. Shamanov ob""yasnil zamenu voenny"x kafedr v vuzax na voenny"e uchebny"e centry" [Shamanov explained the replacement of military departments in universities with military training centers] // Izvestia. June 5, 2018. - URL: https: // iz.ru / 752045 / 2018 - 06 - 05 / shamanov - obiasnil - zamenu - voennykh - kafedr - v - vuzakh - na - voennye - uchebnye - tcentry

Information about the author Muzykantov Alexey Nikolaevich

St. Petersburg State University of Telecommunications named after Prof. M.A. Bonch-Bruevich

Saint Petersburg, Russian Federation

ORCID ID: 0000-0003-2635-0343

SPIN-^: 9276-2026, AuthorID: 756723

E-mail: muzal@mail.ru

Поступила в редакцию 15.04.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.05.2023.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -http s: // creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.