Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 67-73. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 7. P. 67-73.
Научная статья
УДК 159.923.2-057.875(470.661) https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.9
Российская гражданская идентичность и ее связь с этнической и религиозной идентичностями студентов педагогического вуза Чеченской Республики
Марина Владимировна Верещагина1, Милана Тахировна Хасханова2, Марина Зоркаевна Саматеева3
1Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Россия
23Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме социальной идентичности личности, рассматриваемой в рамках социально-психологического подхода как структурное образование личности, формирующееся в процессе ее социокультурной социализации. В работе дается понимание гражданской идентичности, отражающее осознание принадлежности к сообществу граждан определенного государства, которое характеризуется значимым смыслом для самоидентифицирующегося индивида. Представлены результаты исследования российской гражданской, этнической и религиозной идентичностей студентов педагогического вуза Чеченской Республики. Показано, что этническая и религиозная идентичности являются более значимыми для чеченских студентов в сравнении с показателями российской гражданской идентичности. Установлена связь российской гражданской идентичности с этнической идентичностью студентов педагогического вуза Чечни, что доказывает значимость этнокультурного аспекта социализации, влияющей на сформирован-ность российской гражданской идентичности у студентов. При этом связи российской гражданской идентичности с религиозностью и религиозными ориентациями студентов не выявлено.
Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность личности, российская гражданская идентичность, этническая идентичность, религиозность, студенты педагогического вуза, студенты Чеченской Республики, самоидентификация студентов
Для цитирования: Верещагина М.В., Хасханова М.Т., Саматеева М.З. Российская гражданская идентичность и ее связь с этнической и религиозной идентичностями студентов педагогического вуза Чеченской Республики // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 7. С. 67-73. https://doi.org/10.24158/spp.2022.7.9.
Original article
Russian Civic Identity and Its Connection with Ethnic and Religious Identities of Students of a Pedagogical University in the Chechen Republic
Marina V. Vereshchagina1, Milana T. Khaskhanova2, Marina Z. Samateeva3
1North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia
23Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia
Abstract. The study deals with the problem of personal social identity viewed within the framework of the socio-psychological approach as a structural formation of personality, which is evolved in the process of socio-cultural socialization. The paper provides an understanding of civic identity, reflecting the awareness of belonging to a community of citizens of a certain state, which is characterized by a significant meaning for a self-identifying individual. The results of a study of Russian civil, ethnic, and religious identities of students of a pedagogical university in the Chechen Republic are presented. It is shown that ethnic and religious identities are more significant for Chechen students in comparison with indicators of Russian civic identity. The connection of Russian civic identity with ethnic identity of students of a pedagogical university in Chechnya has been established, that proves the importance of the ethnocultural aspect of socialization, which influences the formation of Russian civic identity of students. At the same time, no connection of Russian civic identity with religiosity and religious orientations of students has been revealed.
© Верещагина М.В., Хасханова М.Т., Саматеева М.З., 2022
- 67 -
Keywords: identity, social identity of a person, Russian civic identity, ethnic identity, religiosity, students of a pedagogical university, students of the Chechen Republic, self-identification of students
For citation: Vereshchagina, M.V., Khaskhanova, M.T. & Samateeva, M.Z. (2022) Russian Civic Identity and Its Connection with Ethnic and Religious Identities of Students of a Pedagogical University in the Chechen Republic. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (7), 67-73. Available from: doi:10.24158/spp.2022.7.9 (In Russian).
Актуальность исследования социальной идентичности личности обусловлена практической значимостью научных работ, объясняющих природу социального восприятия и взаимодействия людей, особенно в условиях поликультурности общества. Формирование социальной идентичности выступает своего рода результатом социокультурной социализации личности. Так, Э. Эриксон (200б), описывая социокультурную основу механизма самоотождествления личности, акцентировал внимание на том, что становление идентичности обусловлено идеологией той общности, в условиях которой происходит процесс формирования личности и ее идентичности.
Дж. Г. Мид подчеркивал, что социальная идентичность формируется в процессе взаимодействия личности с другими людьми, что указывает на ее социально-психологическую природу (Mead, David, 1982). Исследователь исходил из убеждения, что формы и способы коммуникации и деятельности закладываются в процессе эволюции общества. Данное утверждение верно и в отношении развития индивида в процессе его социализации.
Проблему социальной идентичности личности с позиции социально-психологического подхода разрабатывали М. Лацарус, Д. Кэмпбелл, Н.М. Лебедева, А. Маслоу, А.В. Микляева, С. Мос-ковичи, А.В. Мудрик, Б.Д. Поршнев, Л. Г. Почебут, П.В. Румянцева, Дж. Тернер, Г. Тэджфел, Э. Фромм, Э. Эриксон и другие исследователи. По их мнению, сущность социальной идентичности заключается в самоотождествлении личности с определенной социальной общностью, что сопровождается появлением чувства «мы», реализующего потребность в защищенности и безопасности. Б.Ф. Поршнев (1973) отмечал, что категория «мы» представляет собой универсальную психологическую составляющую самосознания любой социальной общности. В процессе социализации личность включается в различные общности и социальные группы, что приводит к формированию соответствующих идентичностей.
Согласно базовым положениям теории социальной категоризации, разработанной Г. Тэджфелом и Дж. Тернером (Tajfel, Turner, 1986), на формирование социальной идентичности личности оказывает влияние социальное восприятие, которое основывается на процессах категоризации.
Современный исследователь О.И. Пименова (2012), анализируя формирование социальной идентичности личности, рассматривает ее как процесс самоопределения личности, который не прекращается в течение жизни индивида и осуществляется посредством его сознательной активности, благодаря которой и происходит самореализация и самоутверждение личности на основе установленных в обществе ценностей, потребностей, норм и правил взаимодействия с людьми, природой и техникой. При этом она подчеркивает, что включение индивида в общество является результатом социализации, а процесс формирования социальной идентичности личности подразумевает включение ее в определенную социальную общность и признание этой общностью ее членства в ней.
В своей концепции С. Московичи предложил описание иерархической идентификационной матрицы социальной идентичности личности, которая содержит множество идентичностей, отражающих осознание индивидом своей принадлежности к различным социальным группам: общечеловеческую, религиозную, половую, этническую, гражданскую, профессиональную и т. д. (Moscovici, 1988).
В современных условиях развития российского общества изменения, которые детерминированы процессами глобализации и модернизации, затрагивают все аспекты человеческого бытия, что приводит к трансформации ценностно-смысловой структуры личности и процессам ее самоидентификации (Хасханова, 2017). Исходя из этого, вопрос о соотношении структурных составляющих социальной идентичности молодежи становится актуальным. Прикладная значимость подобных исследований особенностей структурных составляющих социальной идентичности личности заключается в том, что результаты могут выступать основой для разработки содержания психолого-педагогического сопровождения молодежи по формированию социальной идентичности личности.
И.В. Кожанов и М.Б. Кожанова (2017) подчеркивают, что системообразующим фактором в процессе формирования российской гражданской идентичности личности выступает этнокультурная социализация. Исследователи объясняют это, во-первых, существованием потребности российского общества и признанием формирования гражданской идентичности в качестве ценности со стороны государственных институтов и всех субъектов образовательного пространства,
а во-вторых, необходимостью учета этнопсихологических особенностей личности подрастающего поколения. «Действительно, социокультурная реальность, репрезентированная в форме этнической картины мира, играет ключевую роль в самоопределении человека, является особым коммуникативным состоянием, бытующим не в статистике, а в процессе взаимодействия людей по поводу самых разнообразных явлений материальной и духовной жизни» (Кожанов, Кожанова, 2017: 1194), базирующихся на совершенно определенных ценностных ориентирах, задающих направления, формы и методы воспитания в формировании личности и развития у нее желаемых качеств народного идеала личности.
В современной психологической науке существуют два основных подхода к формированию гражданской идентичности (Гулевич, 2019). С позиции первого подхода идентичность представляет собой данность, которую в течение жизни нельзя ни выбрать, ни поменять. Согласно второму подходу идентичность является конструктом, процессом формирования которого можно управлять. Другими словами, социальную идентичность личности можно конструировать, но при этом необходимо учитывать сущность и структурную организацию данного вида социальной идентичности личности, механизмы ее развития и возрастные особенности, поэтапность протекания процесса идентификации, условия и факторы ее конструирования, а также связь с этнической идентичностью и религиозностью.
Сущность и содержание гражданской идентичности в отечественной науке исследовали Р.В. Борисов, Л.М. Дробижева, А.П. Жигадло, А.Б. Гаглоева, Т.Г. Целуйкина и другие ученые. Д.В. Монастырский (2017) вслед за У. Джемсом и Д. Тейлором отмечает два ключевых аспекта в понимании гражданской идентичности, отталкиваясь от индивида и от общества. Опираясь на данные рассуждения, исследователь рассматривает гражданскую идентичность, с одной стороны, как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющей для индивида значимый смысл, а с другой - описывает ее как феномен надындивидуального сознания, выступающий признаком гражданской общности и характеризующим эту общность в качестве коллективного субъекта. Согласно второй позиции гражданская идентичность представляет собой показатель консолидации общества, отражая степень солидарности общественных сил и выступая определенным условием социальной интеграции и целостности государства. При этом исследователь подчеркивает, что «гражданская идентичность фиксирует единство интересов индивида с гражданской общностью» (Монастырский, 2017: 182). Таким образом, с позиции социально-психологического подхода формирование гражданской идентичности на индивидуальном уровне характеризуется отождествлением индивидом себя с государством, которое на определенной территории является главным субъектом, что осуществляется в рамках социализации личности, а в условиях поликультурного пространства - в ходе этнокультурной социализации личности (Кожанов, 2013). В нашей стране результатом данного процесса является осознание того, что индивид является гражданином Российской Федерации.
Самоназвание гражданской общности, наличие государственной символики обеспечивает средства коммуникации универсального характера внутри гражданского сообщества, выступая своего рода идентифицирующими маркерами. Эти символы представляют собой материализованные носители, воплощающие идею единства и целостности гражданского общества в виде образов, отражая его ценности и мотивируя на совместные действия и деятельность (Монастырский, 2017). Д.В. Монастырский отмечает, что «интегральным показателем гражданской идентичности является образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности» (2017: 183). Именно потому важна роль государства в создании идеологии и символов, которые, в свою очередь, выступают основой формирования гражданской идентичности на уровне индивида.
А.П. Жигадло (2009) раскрывает структуру гражданственности личности, подчеркивая ее интегративный характер, который выражается в единстве чувств, сознания и поведения. Исследователь считает, что патриотизм и гражданская активность выступают основой гражданской идентичности личности. Поддерживая идеи А.П. Жигадло и А.Б. Гаглоевой, мы полагаем, что следование индивида гражданским ценностям и установкам, его готовность к гражданским действиям отражают степень сформированности структурных компонентов гражданской идентичности личности в процессе ее социально-политической самоидентификации (Гаглоева, 2020).
В данной работе мы анализируем результаты исследования российской гражданской идентичности студентов педагогического вуза Чеченской Республики, а также ее связь с их этнической идентичностью. Эмпирическое исследование было проведено М.Т. Хасхановой совместно с М.В. Верещагиной на базе Чеченского государственного педагогического института (г. Грозный) (Хасханова, 2019). В нем приняли участие 287 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Опираясь на основные положения концепций развития социальной идентичности, представленных в работах К. Окампо, М. Бернала, П. Найта, И.А. Снежковой, В.Ю. Хотинец, М.Т. Хасханова отмечает, что в
данном возрасте завершается формирование социальной идентичности личности посредством укрепления осознания собственной принадлежности к определенной социальной группе и развития системы дифференцирующих признаков социокультурных общностей в процессе межпоколен-ческой передачи информации и на основании сложных механизмов самоидентификации1.
В качестве методов исследования были использованы:
1) анкета Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко (2005), разработанная для определения особенностей этнической и российской гражданской идентичностей;
2) методика «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса (Allport, Ross, 1967) для выявления типов религиозных ориентаций и степени религиозности личности;
3) опросник «Структура индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых (Мягков и др., 1996), направленный на определение представлений о религии и отношения к ней.
В результате проведенной психодиагностики с помощью анкеты Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко (средние значения представлены в таблице 1), мы определили, что более половины студентов педагогического вуза (51,4 % выборки) характеризуются низкими показателями российской гражданской идентичности. Другим словами, для них принадлежность к российскому государству не является значимой и доминирующей по сравнению с другими видами социальной идентичности личности в идентификационной матрице.
Таблица 1 - Результаты исследования российской гражданской
и этнической идентичности студентов педагогического вуза Чеченской Республики
Шкала Среднее выборочное Стандартное отклонение
Российская гражданская идентичность 14,71 4,317
Позитивность этнической идентичности 23,795 5,30
Неопределенность этнической идентичности 7,45 4,674
Средний уровень российской гражданской идентичности, которая является актуальной и значимой для студентов, выявлен у 36,7 % выборки. Высокие показатели данной идентичности личности определены у 6,6 % респондентов, для которых российская гражданская идентичность выступает значимой и доминирует в иерархии социокультурных идентификаций личности.
Результаты исследования особенностей этнической идентичности чеченских студентов, проведенного М.Т. Хасхановой, показали, что 19,3 % выборки отличаются низким уровнем позитивности этнической идентичности, что является признаком некоторого угасания стремления сохранять культуру и изучать историю своего народа и сопровождается отрицанием его положительного образа. 17,3 % респондентов характеризуются средним уровнем позитивности этнической идентичности. Это является вполне нормальной формой идентичности, которую человек стремится сохранить или восстановить в связи с тем, что она дает ощущение психологической безопасности и стабильности: образ собственного народа воспринимается как положительный, отношение к его культуре и истории является благоприятным. 58,1 % студентов, принявших участие в исследовании, имеют высокий уровень позитивности этнической идентичности (Хасханова, 2019), что представляет собой доминирующую этническую идентичность в иерархии социальных идентичностей индивида, обусловленную выраженной потребностью в идентификации со своей этнической группой, консолидированностью с ней.
Определенность этнической идентичности, отражающая высокую степень ее четкости и устойчивости, выявлена у 83,8 % студентов чеченского педагогического вуза. Остальные 10,9 % выборки характеризуются неопределенностью этнической идентичности, что сопровождается отсутствием четкости в осознании себя представителем чеченской этнокультурной группы.
Результаты исследования с помощью опросника «Шкала религиозной ориентации» Г. Олпорта и Д. Росса (таблица 2) показали, что 58,6 % студентов характеризуются интринсивной (или внутренней) религиозной ориентацией, что основано на базовых религиозных чувствах, когда религия представляет собой важнейшую ценность и определяет мотивы поведения и деятельности человека. При этом потребности, не связанные с религией и не соответствующие религиозным убеждениям и предписаниям, не являются значимыми для личностей с внутренней религиозной ориентацией.
Студенты этой группы являются последовательно внутренне религиозными личностями, которые свою деятельность в различных сферах социальной жизни мотивируют религиозной верой, а поведение выстраивают, опираясь на религиозные предписания и нормы. Для них религия - это ценность, лежащая в основе системы ценностных ориентаций, а религиозный поиск представляет собой самоцель.
1 Хасханова М.Т. Особенности религиозной идентичности чеченских студентов : дис. наук. СПб., 2020. 206 с.
канд. психол.
Таблица 2 - Результаты исследования религиозной ориентации
студентов педагогического вуза Чеченской Республики
Шкала Среднее выборочное Стандартное отклонение
Экстринсивная (внешняя) религиозная ориентация 20,83 4,415
Интринсивная (внутренняя) религиозная ориентация 16,39 4,316
С экстринсивной (или внешней) религиозной ориентацией выявлено 23,9 % студентов чеченского педагогического вуза. Для них религиозность выступает инструментальной ценностью в достижении собственных целей и характеризуется значимостью при общении с другими людьми. Сама по себе религия не представляет для этих студентов ценности. Респонденты с высокими показателями экстринсивной религиозной ориентации отнесены к группе последовательно внешне религиозных личностей, которые не живут ради религии и сконцентрированы на собственной личности и своих интересах.
12,5 % студентов составили группу непоследовательно религиозных личностей, для которых характерно преобладание экстринсивной религиозной ориентации над интринсивной, со слабо выраженной значимостью религии, не определяющей их деятельность и поведение. Для них более важны и значимы иные потребности, не отражающие религиозные предписания и религиозное мировоззрение, и они не ориентированы на религиозные переживания.
5 % выборки представляли нерелигиозные личности, для которых религия не выступает ни базовой ценностью и мотивом, определяющим жизненную позицию и деятельность, ни инструментальной ценностью.
По методике Ю.В. Щербатых у студентов чеченского педагогического вуза выявлены особенности структуры индивидуальной религиозности (таблица 3). Результаты психодиагностики показали, что в студенческой выборке доминирует религиозное самосознание, которое базируется на религиозном веровании. В данном случае религия выполняет интегративную функцию, позволяя человеку осознавать себя членом определенной религиозной общности, скрепленной общими ценностями и целями, способствуя его самоопределению в общественной системе с установленными в ней верованиями, ценностями, нормами поведения и образом жизни.
Таблица 3 - Результаты исследования структуры индивидуальной религиозности
студентов педагогического вуза Чеченской Республики
Шкала Среднее выборочное Стандартное отклонение
Религия как философия 8,87 1,466
Религия как магия 5,37 2,137
Поддержка и утешение 8,905 1,432
Внешние признаки религиозности 8,255 1,702
Религия как псевдонаука 1,64 1,485
Вера высшую силу и творца 9,25 1,462
Религиозное самосознание 9,305 0,988
Отношение и мораль 6,5 2,011
На втором месте по значимости определена религиозная идентичность, основанная на признании высшей силы, сотворившей мир. Данная религиозная идентичность отражает мировоззренческую функцию религии, опирающуюся на религиозную веру и связанную с определенным отношением индивида к надчеловеческому духовному миру, ценности которого должны определять его поведение и образ жизни. Третье место в иерархии компонентов индивидуальной религиозности студентов занимает религиозная идентичность, опирающаяся на философскую концепцию, согласно которой религия придает жизни особое значение и наполняет ее смыслом. Далее следует религиозность, отражающая поиск в религии поддержки и утешения и выполняющая психотерапевтическую функцию, она находится в тесной связи с мировоззренческой функцией и соблюдением религиозных обрядов. На пятом месте в структуре индивидуальной религиозности у студентов определены «внешние признаки религиозности», отражающие культурную функцию религии, влияющие на ее распространение. На шестом месте находится религиозность, представляющая собой образец моральных норм поведения и отражающая осознание и принятие религиозных ценностей и норм поведения, а также установки на определенный образ жизни согласно догматам религиозной веры. Отметим, что в исследуемой группе не выявлено отношение к религии как к магии, так как оно предполагает допущение существования колдунов и ведьм, возможности «сглаза» и «наведения на человека порчи». Проявление интереса к так называемой «псевдонауке», связанной с загадочными и таинственными явлениями, также не свойственно студентам педагогического вуза.
Применение корреляционного анализа позволило выявить связь между российской гражданской идентичностью и позитивностью этнической идентичности (r = 0,558 при р < 0,001). Другими словами, у студентов педагогического вуза в ситуации, когда образ собственной этнокультурной общности является положительным и сопровождается благоприятным отношением к ее истории и культуре, признанием важного значения этничности и этнокультурных ценностей, российская гражданская идентичность становится актуальной и значимой. Напротив, отрицательный образ собственной этнокультурной общности сопровождается негативизмом и враждебностью по отношению к другим этнокультурным группам, а также снижением ценности и значимости российской гражданской идентичности. Между российской гражданской идентичностью и религиозными ориента-циями у студентов чеченского педагогического вуза корреляционной связи не выявлено.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что у студентов педагогического вуза Чеченской Республики в иерархии социальной идентичности личности этническая и религиозная идентичности занимают доминирующие позиции по сравнению с российской гражданской идентичностью. При этом этническая идентичность обнаруживает связь с российской гражданской идентичностью, что подчеркивает этнокультурный характер процесса социализации, выступающей системообразующим фактором в формировании российской гражданской идентичности студентов.
Список источников:
Гаглоева А.Б. Гражданская идентичность как интегративное качество личности // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 40-44.
Гулевич О.А. Психология межгрупповых отношений. М., 2019. 345 с.
Жигадло А.П. Управление воспитательной системой развития гражданственности студентов технического вуза. Омск, 2009. 266 с.
Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1193-1197.
Кожанов И.В., Кожанова М.Б. Формирование гражданской идентичности личности на основе этнопедагогического подхода // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (94). C. 126-131.
Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Теоретико-методологический подход к исследованию этнической толерантности в поликультурных регионах России // Толерантность в межкультурном диалоге / отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. М., 2005. С. 10-41.
Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 23, № 1. С. 181-188.
Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 6. С. 119-122.
Пименова О.И. К вопросу о содержательном наполнении феномена социальной идентичности // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : сборник трудов XV Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург, 22-23 марта 2012 г. Екатеринбург, 2012. С. 514 - 519.
Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. 257 с.
Хасханова М.Т., Верещагина М.В. Анализ классификаций и видов религиозной идентичности с позиции социально-психологического подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 92-96. https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.20.
Хасханова М.Т. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 2. С. 105-120. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.02.105.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М., 2006. 341 с.
Allport G.W., Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. Vol. 5, № 4. Р. 432-443. https://doi.org/10.1037/h0021212.
Mead G. H., David L. M. (ed.) The Individual and the Social Self : Unpublished Essays by G. H. Mead. Chicago, 1982. P. 29-36.
Moscovici S. Notes Towards a Description of Social Representations // European Journal of Social Psychology. 1988. Vol. 18. P. 211-250. https://doi.org/10.1002/ejsp.2420180303.
Тajfel H., Turner J. C. The Social Identity Theory of Intergroup Behaviour. // Worchel S., Austin W. G. (eds.) Psychology of Intergroup Relations. Chicago, 1986. P. 15-47.
References:
Allport, G. W. & Ross, J. M. (1967) Personal Religious Orientation and Prejudice. Journal of Personality and Social Psychology. 5 (4), 432-443. Available from: doi:10.1037/h0021212.
Erikson, E. H. (2006) Identity, Youth and Crisis. Moscow. 341 р. (In Russian)
Gagloeva, A. B. (2020) Grazhdanskaya identichnost' kak integrativnoe kachestvo lichnosti [Civic Identity as an Integrative Quality of a Person]. Voprosy pedagogiki. 10 (1), 40-44. (In Russian)
Gulevich, O. A. (2019) Psikhologiya mezhgruppovykh otnoshenii [Psychology of Intergroup Relations]. Moscow. 345 p. (In Russian)
Khaskhanova M. T. (2017) Analysis of Classifications and Types of Religious Identity by Means of Social and Psychological Approach. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 92-96. Available from: doi:10.24158/spp.2017.12.20. (In Russian)
Khaskhanova, M. T. (2019) Religious Identity of Chechen Students: the Results of a Pilot Study. Moscow University Psychology Bulletin. (2), 105-120. Available from: doi:10.11621/vsp.2019.02.105. (In Russian)
Kozhanov, I. V. (2013) Essence and Structure of Ethnocultural Socialization of the Person. Fundamental'nye issledovaniya. 8 (5), 1193-1197. (In Russian)
Kozhanov, I. V. & Kozhanova, M. B. (2017) Formirovanie grazhdanskoi identichnosti lichnosti na osnove etnopedagog-icheskogo podkhoda [The Formation of Personal Civil Identity on the Basis of the Ethno-pedagogical Approach]. Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2 (94), 126-131. (In Russian)
Lebedeva, N. M. & Tatarko, A. N. (2005) Teoretiko-metodologicheskii podkhod k issledovaniyu etnicheskoi tolerantnosti v polikul'turnykh regionakh Rossii [Theoretical and Methodological Approach to the Study of Ethnic Tolerance in Multicultural Regions of Russia]. In: Lebedeva, N. M. & Tatarko, A. N. (eds) Tolerantnost' v mezhkul'turnom dialoge [Tolerance in Intercultural Dialogue]. Moscow, pp. 10-41. (In Russian)
Mead, G. H. & David, L. M. (ed.) (1982) The Individual and the Social Self: Unpublished Essays by G. H. Mead. Chicago, University of Chicago Press, pp. 29-36.
Monastyrskiy, D. V. (2017) Civil Identity: Theoretical Approaches of the Research and the Forming Factors. Humanities of the South of Russia. 23 (1), 181-188. (In Russian)
Moscovici, S. (1988) Notes Towards a Description of Social Representations. European Journal of Social Psychology. 18, 211-250. Available from: doi:10.1002/ejsp.2420180303.
Myagkov, I. F., Shcherbatykh, Yu. V. & Kravtsova, M. S. (1996). Psikhologicheskiy analiz urovnya individualnoy religioznosti [Psychological Analysis of the Level of Individual Religiosity]. Psikhologicheskiy zhurnal. 17 (6), 119-122. (In Russian)
Pimenova, O. I. (2012) K voprosu o soderzhatel'nom napolnenii fenomena sotsial'noi identichnosti. [On the Content of the Phenomenon of Social Identity]. In: Kul'tura, lichnost', obshchestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt empiricheskogo issledovaniya : sbornik trudov XV Mezhdunarodnoi konferentsii pamyati prof. L.N. Kogana [Culture, Personality, Society in the Modern World: Methodology, Empirical Research Experience: Procedings of XV International Conference in Memory of Professor L. N. Kogan]. 22-23 Mach 2012, Ekaterinburg, Russia. Ekaterinburg, pp. 514 - 519. (In Russian)
Porshnev, B. F. (1973) Protivopostavlenie kak komponent etnicheskogo samosoznaniya [Oppositionalism as a Component of Ethnic Self-consciousness]. Moscow. 257 p. (In Russian)
Tajfel, H. & Turner, J. C. (1986) The Social Identity Theory of Intergroup Behaviour. In: Worchel, S. & Austin, W. G. (eds.) Psychology of Intergroup Relations. Chicago, pp. 15-47.
Zhigadlo, A. P. (2009) Upravlenie vospitatel'noi sistemoi razvitiya grazhdanstvennosti studentov tekhnicheskogo vuza [Management of Educational System for the Development of Citizenship among Students of Technical University]. Omsk. 266 p. (In Russian)
Информация об авторах М.В. Верещагина - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Чеченского государственного педагогического университета, Грозный, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896.
М.Т. Хасханова - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Чеченского государственного педагогического университета, Грозный, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763135.
М.З. Саматеева - аспирант кафедры педагогики, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Северо-Осетинского государственного педагогического института, Владикавказ, Россия.
Information about the authors M.V. Vereshchagina - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=766896.
M.T. Khaskhanova - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=763135.
M.Z. Samateeva - PhD student, Department of Pedagogy, Psychology, Social and Humanitarian Disciplines, North Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.06.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 26.07.2022.