Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ/ SOCIOLOGICAL SCIENCES
УДК 316.344.8 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/35
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА
В ЭТНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
©Камчыбекова C. М., ORCID: 0000-0002-1085-2085, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
KYRGYZSTAN POPULATION CIVIL IDENTITY IN THE ETHNIC ASPECT
©Kamchybekova S., ORCID: 0000-0002-1085-2085, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статья анализируется гражданская идентичность в Кыргызстане в этническом аспекте. Авторы обращают внимание на «многоликость» социальной идентификации индивида и раскрывают сущность гражданской идентичности как основного ее вида. Актуальным является анализирование некоторых этнических особенности общей кыргызской гражданской идентичности. Материалы и методы исследования: анкетирование населения Кыргызстана на определение гражданской идентичности представителей различных этнических групп Кыргызстана, рассмотрение гражданской идентификации кыргызов, узбеков, русских, таджиков и других этносов на основе материалов социологического исследования. На протяжении многих веков этнические сообщества Кыргызстана накопили многовековой опыт совместного проживания, согласования интересов, противостояния внешним и внутренним угрозам. Исходя из истории страны, наиболее яркие периоды ее развития были обусловлены единством народа, дружбой между представителями различных этносов. Цели исследования: формирование гражданской идентичности предполагает под собой принятие этнических ценностей, норм и принадлежности к определенной этнической группой этническое самоопределение личности этнической идентичности, а также принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей, норм и принадлежности к населению страны проживания, как основа формирования у личности гражданского патриотизма, гражданственности, патриотизма и любви к Родине гражданской идентичности. Результаты исследования: эффективность формирования общегражданской идентичности личности требует четкого понимания сущности проблемы определения сформированности гражданской идентичности личности, как одной из составляющих ее социальной идентичности, требует отдельного исследования. Выводы: Было определено среди таджиков почти 1/4 (23,8%), среди узбеков 1/5 часть (20,2%) не могут сказать твердо «Да», что Кыргызстан их Родина, из опрошенных этнических русских только 14,4% относятся к этой категории. Среди кыргызов 9,1% или 1/10 выбрали 1 вариант ответа на данный вопрос.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Abstract. Research relevance: The article analyzes civic identity in Kyrgyzstan from the ethnic aspect. The author's attention was focused on the "malty-sidedness" of the social identification of an individual and reveal the essence of civic identity as its main type. Analysis of some ethnic features of the common Kyrgyz civil identity is relevant. Research materials and methods: questioning the population of Kyrgyzstan to determine the civic identity of representatives of various ethnic groups in Kyrgyzstan, consideration of the civic identification of Kyrgyz, Uzbeks, Russians, Tajiks and other ethnic groups based on materials from a sociological study. Over the course of many centuries, the ethnic communities of Kyrgyzstan have accumulated centuries-old experience of living together, harmonizing interests, and confronting external and internal threats. Based on the history of the country, the most striking periods of its development were due to the unity of the people, friendship between representatives of different ethnic groups. Research objectives: Civic identity formation presupposes the acceptance of ethnic values, norms and belonging to a particular ethnic group — the ethnic self-determination of the individual of ethnic identity, as well as the adoption of universal, common cultural values, norms and belonging to the population of the country of residence, as the basis for the formation of civic patriotism in the individual, citizenship, patriotism and love for the Motherland of civic identity. Research results: The effectiveness of the formation of a general civil identity of a person requires a clear understanding of the essence of the problem of determining the formation of a person's civic identity, as one of the components of its social identity, requires a separate study. Conclusions: Among Tajiks, almost 1/4 (23.8%) were determined, among Uzbeks, 1/5 (20.2%) cannot say firmly "Yes" that Kyrgyzstan is their Motherland, out of the ethnic Russians surveyed, only 14.4% belong to this category. Among the Kyrgyz people, 9.1% or 1/10 chose 1 answer to this question.
Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, гражданская идентификация, этническая группа, социальный институт.
Keywords: identity, civil identity, civil identification, ethnic group, social institute.
Введение
Народ Кыргызстана пережил разные этапы своего становления и развития. Исторические сведения о государстве кыргызов впервые встречаются в письменных источниках, начиная с конца III века до н.э., к IX веку историки относят эпоху «Кыргызского каганата». Перемены начала ХХ века воистину были судьбоносными, которые дали кыргызскому народу возможность воссоздать свое государство: Кара-Кыргызскую Автономную область (1924 г.), Киргизскую Автономную Республику (1926 г.), Киргизскую Советскую Социалистическую Республику (1936 г.). А перемены конца ХХ века привели к образованию суверенного государства — Киргизской Республики. С тех пор молодая страна начала строит государственность и проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на мирное сосуществование, равное взаимовыгодное партнерское отношение и сотрудничество. Это не большой отрезок исторического пути становления и развития Кыргызстана сопровождался острыми противоречиями межэтнического, внутриполитического характера, переросшими до конфликтов и революций. Историческая память и народная мудрость помогли преодолеть кризисные моменты, критически угрожавшие государственности. Эти случившиеся трагические события дали богатый опыт государственного строительства и организации гражданского общества.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
На протяжении многих веков этнические сообщества Кыргызстана накопили многовековой опыт совместного проживания, согласования интересов, противостояния внешним и внутренним угрозам. Как свидетельствует история страны, наиболее яркие периоды его развития были обусловлены единством народа, дружбой между представителями различных этносов. В советский период развития Кыргызстан стал республикой с быстро развивающейся промышленностью, сельским хозяйством и самобытной культурой.
Провозглашение независимости Киргизской Республики в 1991 г. стало новым этапом в развитии кыргызской государственности. Объединяющим стержнем единого многонационального народа Кыргызстана является кыргызский этнос, составляющий большинство населения (73,6%) [1, с. 59] и давший историческое название стране.
В условиях социально-экономической, духовно-культурной модернизации постсоветских обществ особо стоит задача гражданского формирования личности. В процесс формирования гражданской идентичности личности имели влияние геополитические и психологические последствия распада СССР. А также, социально-экономические трудности переходного периода, в том числе безработица, особенно в регионах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, неурегулированности приграничных, земельных, водных и других вопросов с соседними государствами, наличие территориальных споров. Многие противоречия и проблемы в области межэтнических отношений вылились в трагические события в Ошской области в 1990 г., которые были обусловлены сочетанием ряда предпосылок. Однако их причины, ход и последствия не стали предметом глубокого изучения и принятия системных адекватных превентивных мер, что привело к трагическим событиям 2010 г. уже в Ошской и Джалал-Абадской областях.
В этом контексте можно говорить о необходимости формирования гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку она является основой стабильности любого государства, а в особенности, в полиэтническом государстве. Данный процесс предполагает под собой принятие этнических ценностей, норм и принадлежности к определенной этнической группой — этническое самоопределение личности (этнической идентичности), а также принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей, норм и принадлежности к населению страны проживания, как основа формирования у личности гражданского патриотизма, гражданственности, патриотизма и любви к Родине (гражданской идентичности).
Формирование единой гражданской нации — это серьезный призыв в первую очередь к кыргызскому этносу, поскольку при таком подходе граждане Кыргызстана, как национального государства, будут определять свою принадлежность и лояльность к нему не на этнической, а на политической основе. Шаги в этом направлении Правительством КР уже сделаны, например, в новом биометрическом паспорте гражданина этническая принадлежность человека не указана. Национальность гражданина может быть указана только по его желанию, т.е. владелец сам определяет быть или не быть записи об его этнической принадлежности в государственном гражданском документе.
Для эффективного формирования общегражданской идентичности личности важно четкое понимание сущности данного процесса. Проблема определения сформированности гражданской идентичности личности, как одну из составляющих ее социальной идентичности, требует отдельного исследования. Как уже было сказано выше, в Кыргызстане последние трагические события межэтнического характера, произошли именно в южном регионе страны, который характеризуется высокой плотностью населения, безработицей,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
избыточными трудовыми ресурсами, острыми проблемами, связанными с основными жизненными ресурсами: земельные, водные и другие вопросы.
Южный регион Кыргызстана характеризуется относительно высокой плотностью населения, вследствие, чего нехваткой земельных, водных ресурсов и особой остротой, и сложностью межэтнических отношений. Поэтому в Южном регионе Кыргызстана нами было проведено социологическое исследование на тему «Суть и значение гражданской идентичности: на примере основных этнических групп», где изучали проблему гражданской идентичности и идентификации населения в этническом разрезе. В ходе исследования были опрошены 1200 респондентов по репрезентативной выборке (использованы расчеты репрезентативной выборки В. И. Паниотто, с допустимой ошибкой не более 5%) [2, с. 81-82].
В выборочной совокупности представлены, кроме кыргызов (32%), все основные этнические группы юга Кыргызстана: узбеки (42%), русские (18%), таджики (2%) и другие этносы (6%). После процедур выбраковки основного инструментария (анкеты) исследования, доступными для обработки оказались 1189 анкет. В анкету были включены 27 вопросов, относительно формирования общегражданской идентичности, гражданственности, единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике. Они разделенные на три части: в паспортной части — 9 вопросов, в части «гражданственность» — 9, и часть «межэтнические отношение» включала еще 9 вопросов, Целью данного исследования было изучение состояния общегражданской идентичности и принципов единства нации. При этом под термином «нация» понимается социально-политическое сообщество, синоним слова «государство» (к примеру, «Организация Объединенных Наций» и др.), а под гражданской идентичностью — принадлежность к государству, принятие на себя прав и обязанностей гражданина страны, разделение общих норм и ценностей кыргызского общества.
Материал и методы исследования В рамках же данной статьи анализируется гражданская идентичность у представителей различных этнических групп Кыргызстане, в частности рассматривается гражданская идентификация кыргызов, узбеков, русских, таджиков и других этносов на материалах социологического исследования. И так, гражданская идентичность — это принадлежность к государству, принятие на себя прав и обязанностей гражданина страны. А считают ли кыргызстанцы Кыргызстан своей Родиной? Этот срез мы можем получить при помощи вопроса: «Считаете ли Вы Кыргызстан своей Родиной?». Респондентам разрешено было выбрать одну из трех вариантов ответов (Таблица 1).
Результаты и обсуждение Из данных Таблицы видно, что есть категории респондентов, которые не чувствуют себя комфортно, т. е. 12,6% из опрошенных в Кыргызстане «иногда чувствуют себя гостем». Самая высокая доля указавших данную позицию среди исследуемых у узбеков — 17,6%, а у русских и таджиков они составляют, соответственно, 13,1% и 14,3%. Среди кыргызов, что интересно, тоже имеются чувствующих себя не совсем комфортно, 7,2% ответили, что в Кыргызстане они «иногда чувствуют себя гостем», а почти 2% вовсе ответили «нет, я чувствую себя в Кыргызстане чужим». Этот показатель не сильно отличается от показателей узбеков (2,6%) и русских (2,3%).
Отрицательно ответившие респонденты, т. е. не считавшие Кыргызстан своей Родиной, в целом составили — 2,3%. Но среди узбеков данный показатель чуть выше и составило на 2,6%, а у таджиков в 4 раза выше — 9,5%. Следует отметить, что такое состояние никак не
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
связано с конфликтом на кыргызско-таджикской границе в конце апреля 2021 г. Исследование было проведено задолго до этих трагических для Кыргызстана событий. Это, скорее, объясняется с языковым барьером у них: а кыргызский язык относятся к семейству тюркских языков, а таджикский язык принадлежит к иранской ветви индоиранских индоевропейской семьи. Хотя русский язык тоже из другого семейства языков, чем тюркский, тем ни менее у русских этот показатель относительно не очень высокий. Видимо знание русского языка подавляющего большинства населения позволяет чувствовать русским себя вполне комфортно.
Таблица 1
КОМБИНАЦИОННАЯ ТАБЛИЦА: «СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ КЫРГЫЗСТАН СВОЕЙ РОДИНОЙ?» /
«ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ» (в %)
Варианты ответов Этническая принадлежность Всего
Кыргызы Узбеки Русские Таджики Другие
1. Да, считаю Кыргызстан своей Родиной 89,9 77,0 84,6 76,2 92,4 83,4
2. Иногда я чувствую себя гостем 7,2 17,6 13,1 14,3 5,1 12,6
3. Нет, я чувствую себя в Кыргызстане 1,9 2,6 2,3 9,5 0,0 2,3
чужим
Нет ответа 1,1 2,8 0,0 0,0 2,5 1,7
Всего: 100 100 100 100 100 100
Таким образом, среди таджиков почти 1/4 (23,8%) опрошенных, а среди узбеков 1/5 часть опрошенных (20,2%) не могут сказать твердо «Да», что Кыргызстан их Родина, из опрошенных этнических русских только 14,4% относятся к этой категории. А среди кыргызов 9,1% или 1/10 выбрали 1 вариант ответа на данный вопрос.
Другой вопрос анкеты «Насколько удовлетворяет Вас то, что Вы являетесь гражданином Кыргызстана?» направлен на выяснении, насколько респонденты удовлетворены своим гражданским статусом гражданством Кыргызстана. Ответы на этот вопрос приведены в следующей таблице (Таблица 2).
Таблица 2
КОМБИНАЦИОННАЯ ТАБЛИЦА: «НАСКОЛЬКО УДОВЛЕТВОРЯЕТ ВАС ТО, ЧТО ВЫ ЯВЛЯЕТЕСЬ ГРАЖДАНИНОМ КЫРГЫЗСТАНА?» / «ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ» (в %)
Варианты ответов Этническая принадлежность Всего
Кыргызы Узбеки Русские Таджики Другие
1. Удовлетворяет в полной мере 75,5 64,7 57,5 61,9 73,4 67,4
2. Удовлетворяет не в полной мере (наполовину) 17,8 27,9 35,0 33,3 22,8 25,7
3. Совсем не удовлетворяет 4,8 4,8 4,7 4,8 1,3 4,5
4. Нет ответа 1,9 2,6 2,8 0,0 2,5 2,4
Всего: 100 100 100 100 100 100
Как видно из Таблицы, свою удовлетворенность в полной мере гражданством Кыргызстана выразили лишь 2/3 опрошенных респондентов или 67,4%. Понятно, что, когда каждый третий гражданин неудовлетворен или удовлетворен наполовину, по крайней мере, сложно говорить о стабильности и высоком единстве в стране. Здесь самой низкой удовлетворенности выразили русские — 57,5%, т. е. чуть больше половины этнических
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
русских выбрали первую позицию варианта ответов. А почти 2/5 или 40% русские респонденты либо удовлетворены не в полной мере (35,0%), либо совсем не удовлетворены (4,7%) своей гражданственностью, еще 2,8% не определились, которые скорее не относятся к удовлетворенным. У респондентов-таджиков тоже очень близкие с русскими показатели: удовлетворенные чуть больше 60%, а сумма наполовину удовлетворенных (33,3%) и совсем не удовлетворенных (4,8%) составила — 38,1%.
Среди узбекской когорты в данном вопросе тоже относительно высокий показатель: из них выразили удовлетворенность своей гражданственностью — 64,7%. Другой лагерь опрошенных, т. е. удовлетворенные не в полной мере (27,90%) и совсем не удовлетворенные (4,8%) своей гражданственностью, составила почти 1/3 респондентов узбеков, или 32,7%, еще 2,6% осторожных не дали ответа.
В данном вопросе более или менее позитивный ответ наблюдается у кыргызов: четверть из пяти респондентов кыргызов дали положительный ответ, чуть больше пятой части порошенных не удовлетворяет в полной мере гражданственность (22,6%). Для титульной нации, давший историческое название стране, такой показатель положительного ответа считаем довольно низким.
Таким образом, результаты социологического исследования показывает, что гражданская идентичность у представителей различных этнических групп отличаются. Этническая принадлежность влияет на уровень гражданской идентичности респондентов, поскольку у титульной нации анализируемые показатели в позитивном отношении выше, а в негативном плане ниже, чем у представителей других этнических групп. Следовательно, результаты исследования выявили что, существуют некоторые проблемы у не титульных этнических групп в сформированности единой общегражданской идентичности. В разработке программ, концепций и планировании мероприятий по формированию единого гражданского общества в Кыргызстане Правительственные органы должны учитывать особенности уровня в сформированности гражданской идентичности у разных этнических групп.
Заключение
Вышеизложенное позволяет сделать определенные выводы. В «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике» отмечено, что формирование и распространение идей гражданского патриотизма, единства нации, духовной и культурной общности народа Кыргызстана, межэтнического согласия и толерантности является важнейшей государственной задачей [3]. В ноябре 2020 г. Указом президента (ПЖ №39) была утверждена «Концепция развития гражданской идентичности «Кыргыз жарааны» на 2021-2026 годы», логическое продолжение предыдущего документа. Данная Концепция рассматривает гражданскую идентичность «Кыргыз жарааны» как обеспечивающая единство граждан Киргизской Республики и фактора укрепления единства всего народа [4]. Достижение единства страны, совершенствование межэтнических отношений требует серьезных усилий от всех государственных органов, интеллигенции и научного сообщества, каждого гражданина. Совместные действия позволят преодолеть факторы, препятствующие формированию общегражданской идентичности, создать механизмы для мирного разрешения социальных конфликтов.
Решение этих задач возможно в подлинном устранении этнических и языковых барьеров, формирование толерантности в обществе и при активном участии различных институтов: семьи, учреждений образования, культуры, спорта, средств массовой
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
информации, общественных организаций. Результаты данного исследования о влиянии этих активных факторов к процессу формирования общегражданской идентичности личности, считаем, предметом отдельного анализа.
Систематическое объективное научное изучение жизни этнических сообществ, развития и взаимовлияния культур, продвижение идей толерантности и общих гражданских ценностей создаст условие для разработки эффективных программ и мероприятий по формированию символов и продуктов, пропагандирующих единство, гордость за свою страну, а также продвижение позитивного имиджа страны на глазах у всех граждан Кыргызстана.
Список литературы:
1. Кыргызстан в цифрах. Бишкек, 2020. 361 с.
2. Паниотто В. И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986.
3. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике. Бишкек, 2013.
4. Концепция развития гражданской идентичности «Кыргыз жараны» на 2021-2026 годы. Бишкек, 2020.
References:
1. (2020). Kyrgyzstan v tsifrakh. Bishkek.
2. Paniotto, V. I. (1986). Kachestvo sotsiologicheskoi informatsii. Kiev.
3. (2013). The concept of strengthening the unity of the people and interethnic relations in the Kyrgyz Republic. Bishkek.
4. (2020). Concept for the development of civic identity "Kyrgyz Zharany" for 2021-2026. Bishkek.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 31.05.2021 г. 06.06.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Камчыбекова C. М., Абдуллаева Ж. Д. Гражданская идентичность населения Кыргызстана в этническом аспекте // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 270-276. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/35
Cite as (APA):
Kamchybekova, S., & Abdullaeva, Zh. (2021). Kyrgyzstan Population Civil Identity in the Ethnic Aspect. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 270-276. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/35