Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КЫРГЫЗСТАНА К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ "КЫРГЫЗ ЖАРААНЫ"'

ОТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КЫРГЫЗСТАНА К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ "КЫРГЫЗ ЖАРААНЫ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камчыбекова Сайпжамал, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

В статье анализируется формирование общегражданской идентичности у основных этносов Кыргызстана на примере жителей южного региона страны. Авторы обращает внимание на «многоликость» общегражданской идентичности этнических групп и раскрывают сущность гражданской идентичности как основного вида социальной идентичности. Также анализировались некоторые этнические особенности общей кыргызской гражданской идентичности в свете последних мировых процессов и их региональных проявлений. Материалы и методы исследования: в ходе исследования были использованы методы анкетирования населения Кыргызстана в Южных регионах. Проведено социологическое исследование на тему «Суть и значение гражданской идентичности: на примере основных этнических групп», где изучали проблему гражданской идентичности и идентификации населения в этническом аспекте, в котором участвовали 1200 респондентов из Ошской, Джалал-Абадской областей. Статистическая обработка и анализ эмпирической информации проводился с применением программы SPSS, версия 22. Цели исследования: изучение состояния единства нации Кыргызстана, определение уровня формирования гражданской идентичности и этнических ценностей, норм и принадлежности к определенной этнической группой а также принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей, норм и принадлежности к населению страны проживания, как основа формирования у личности гражданского патриотизма, гражданственности, патриотизма и любви к Родине и гражданской идентичности. Результаты исследования: самая высокая доля указавших данную позицию среди исследуемых узбеков - 17,6%, т. е. почти в полтора раза выше, чем средний показатель. А у русских и таджиков они составляют, соответственно, 13,1% и 14,3% или чуть выше среднего значения. Следовательно, «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР» еще не воспринимается в должной мере этническими группами Кыргызстана и необходимо активизировать работу в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF KYRGYZSTAN ETHNIC GROUPS TO NATIONAL IDENTITY “KYRGYZ ZHARAANY”

Research relevance: The article analyzes the formation of a common civic identity among the main ethnic groups of Kyrgyzstan using the example of residents of the southern region of the country. The authors draws attention to the “many-sidedness” of the common civic identity of ethnic groups and reveal the essence of civic identity as the main type of social identity. Some ethnic features of the common Kyrgyz civil identity are also analyzed in the light of recent world processes and their regional manifestations. Materials and research methods: in the course of the research, the methods of questioning the population of Kyrgyzstan in the southern regions were used. A sociological study was carried out on the topic “The essence and significance of civic identity: on the example of the main ethnic groups”, where the problem of civic identity and identification of the population in the ethnic aspect was studied, in which 1200 respondents from Osh and Jalal-Abad regions participated. Statistical processing and analysis of empirical information was carried out using the SPSS program, version 22. Research purpose: studying the state of unity of the nation of Kyrgyzstan, determining the level of formation of civic identity and ethnic values, norms and belonging to a particular ethnic group, as well as the adoption of universal, common cultural values, norms and belonging to the population of the country of residence, as the basis for the formation of a person's civic patriotism, citizenship, patriotism and love for the Motherland and civic identity. Research results: The highest share of those who indicated this position among the surveyed Uzbeks are 17.6%, i. e. almost one and a half times higher than the average. And among Russians and Tajiks, they are, respectively, 13.1% and 14.3%, or slightly above the average. Consequently, the “Concept of Strengthening the Unity of the People and Interethnic Relations in the Kyrgyz Republic” is not yet perceived by enough ethnic groups in Kyrgyzstan and it is necessary to intensify work in this direction.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КЫРГЫЗСТАНА К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ "КЫРГЫЗ ЖАРААНЫ"»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

УДК 316.344.8 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/36

ОТНОШЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП КЫРГЫЗСТАНА К ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ «КЫРГЫЗ ЖАРААНЫ»

©Камчыбекова C. М., ORCID: 0000-0002-1085-2085, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, kamchibekova1981@mail.ru ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg

ATTITUDE OF KYRGYZSTAN ETHNIC GROUPS TO NATIONAL IDENTITY "KYRGYZ ZHARAANY"

©Kamchybekova S., ORCID: 0000-0002-1085-2085, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, kamchibekova1981@mail.ru ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg

Аннотация. В статье анализируется формирование общегражданской идентичности у основных этносов Кыргызстана на примере жителей южного региона страны. Авторы обращает внимание на «многоликость» общегражданской идентичности этнических групп и раскрывают сущность гражданской идентичности как основного вида социальной идентичности. Также анализировались некоторые этнические особенности общей кыргызской гражданской идентичности в свете последних мировых процессов и их региональных проявлений. Материалы и методы исследования: в ходе исследования были использованы методы анкетирования населения Кыргызстана в Южных регионах. Проведено социологическое исследование на тему «Суть и значение гражданской идентичности: на примере основных этнических групп», где изучали проблему гражданской идентичности и идентификации населения в этническом аспекте, в котором участвовали 1200 респондентов из Ошской, Джалал-Абадской областей. Статистическая обработка и анализ эмпирической информации проводился с применением программы SPSS, версия 22. Цели исследования: изучение состояния единства нации Кыргызстана, определение уровня формирования гражданской идентичности и этнических ценностей, норм и принадлежности к определенной этнической группой а также принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей, норм и принадлежности к населению страны проживания, как основа формирования у личности гражданского патриотизма, гражданственности, патриотизма и любви к Родине и гражданской идентичности. Результаты исследования: самая высокая доля указавших данную позицию среди исследуемых узбеков — 17,6%, т. е. почти в полтора раза выше, чем средний показатель. А у русских и таджиков они составляют, соответственно, 13,1% и 14,3% или чуть выше среднего значения. Следовательно, «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР» еще не воспринимается в должной мере этническими группами Кыргызстана и необходимо активизировать работу в данном направлении.

Abstract. Research relevance: The article analyzes the formation of a common civic identity among the main ethnic groups of Kyrgyzstan using the example of residents of the southern region of the country. The authors draws attention to the "many-sidedness" of the common civic identity of ethnic groups and reveal the essence of civic identity as the main type of social identity. Some ethnic features of the common Kyrgyz civil identity are also analyzed in the light of recent world

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

processes and their regional manifestations. Materials and research methods: in the course of the research, the methods of questioning the population of Kyrgyzstan in the southern regions were used. A sociological study was carried out on the topic "The essence and significance of civic identity: on the example of the main ethnic groups", where the problem of civic identity and identification of the population in the ethnic aspect was studied, in which 1200 respondents from Osh and Jalal-Abad regions participated. Statistical processing and analysis of empirical information was carried out using the SPSS program, version 22. Research purpose: studying the state of unity of the nation of Kyrgyzstan, determining the level of formation of civic identity and ethnic values, norms and belonging to a particular ethnic group, as well as the adoption of universal, common cultural values, norms and belonging to the population of the country of residence, as the basis for the formation of a person's civic patriotism, citizenship, patriotism and love for the Motherland and civic identity. Research results: The highest share of those who indicated this position among the surveyed Uzbeks are 17.6%, i. e. almost one and a half times higher than the average. And among Russians and Tajiks, they are, respectively, 13.1% and 14.3%, or slightly above the average. Consequently, the "Concept of Strengthening the Unity of the People and Interethnic Relations in the Kyrgyz Republic" is not yet perceived by enough ethnic groups in Kyrgyzstan and it is necessary to intensify work in this direction.

Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, гражданская идентификация, патриотизм, этническая группа.

Keywords: identity, civil identity, civil identification, patriotism, ethnic group.

Введение

В Кыргызстане задача формирования общегражданской идентичности не являлась приоритетной в течение многих лет, и стала актуальной в свете социально-политических и межэтнических отношений последних лет, в частности трагические события на юге республики в 2010 г. Поэтому Правительством Киргизской Республики были приняты ряд важных документов, например, «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2013-2017 годы» (2012), «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республик» (2013). Логическим продолжением последней является принятая недавно документ — «Концепция развития гражданской идентичности «Кыргыз жарааны» на 2021-2026 годы» (13.11.2020). В них определены круг задач, среди которых «формирование общегражданской идентичности, осознание каждой личностью себя как «Кыргыз жарааны» (гражданин Кыргызстана), воспитание гражданского патриотизма, укрепление межэтнического согласия и толерантности...» [1], «...через образование, культурную и информационную политику, расширение политического, социального и экономического участия всех граждан» [2]. Там же говорится, что осуществление поставленной цели и решение определенных задач — это «долгосрочный процесс, требующий системной работы государственных, общественных, частных и коммерческих структур страны, всех граждан» [2]. Формирование и распространение идей гражданского патриотизма, единства нации, духовной и культурной общности народа Кыргызстана, межэтнического согласия и толерантности является важнейшей государственной задачей.

Историческое развитие Кыргызстана было неразрывно связано с формированием не только этнических, но и субэтнических, региональных общностей, имеющих свою

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

социокультурную специфику. У кыргызов этническая идентичность функционирует на трех уровнях: родоплеменном (клановом), региональном (локальном), общеэтническом (национальном).

В условиях трансформации общества и кризиса духовно-нравственных ориентиров, моральных ценностей и норм поведения наблюдается различная степень интенсивности этнической идентификации на разных ее уровнях. К примеру, за все время суверенитета в республике наблюдается устойчивое явление: в связи с выборами в местные органы управления, парламент КР, а также президента КР несколько актуализируются родоплеменное деление, родоплеменное сознание (не без помощи политиков), и в связи с этим проблемы трайбализма, региональное разделение, и вместе с тем есть разрыв идентичности на уровне общеэтническом, а в представлении граждан — равно национальном.

Фактор «малой родины» должен стать одним из определяющих и стабилизирующих факторов формирования социально-политической общности, а не разделяющим и дестабилизирующим. Этому должно способствовать формирование общих идеологических ориентиров. Здесь следует отметить, что некоторым исключением были последние выборы президента КР, когда региональное, родоплеменное деления явно уступали национальному и С. Н. Жапаров выступил единым общенациональным лидером, что и видно в результатах выборов. Хочу заметить, что использование электронных урн полностью исключили манипуляции с припиской дополнительных голосов.

Этническая идентичность узбеков несколько отличается чем у кыргызов, и тоже, функционирует на трех уровнях: родовом (авлод), локальном (махалла), общеэтническом (национальном). Именно на уровне общеэтническом формируется (должна формироваться) общегражданская идентичность и единство нации. Но понятие «национальное» в сознании населения, по советской традиции, имеет этнический контекст. Поэтому здесь возникает проблема разрыва (двойственности) гражданской идентичности у этнических узбеков, проживающих в Кыргызстане. Такая проблема имеется и у других этнических групп республики: русских, таджиков, казах и др., у которых существуют суверенные государства на стороне.

Поэтому исследовательская группа поставила цель: изучение состояния единства нации. При этом под термином «нация» понимается социально-политическое сообщество, синоним слова «государство» (к примеру, «Организация Объединенных Наций» и др.), а под гражданской идентичностью — принадлежность к государству, принятие на себя прав и обязанностей гражданина страны, разделение общих норм и ценностей кыргызского общества.

Материал и методы исследования В Южных регионах Кыргызстана было проведено социологическое исследование на тему «Суть и значение гражданской идентичности: на примере основных этнических групп», где изучали проблему гражданской идентичности и идентификации населения в этническом разрезе. В опросе участвовали всего 1200 респондентов из Ошской, Джалал-Абадской областей, после процедуры выбраковки доступными к обработке оказались 1189 анкет. Эмпирической основой данной статьи стали результаты этого исследования.

Статистическая обработка и анализ эмпирической информации проводился с применением программы SPSS, версия 22. Данные области были выбраны на основе анализа результатов официальной государственной статистики, которая предоставляет данные об

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

этническом составе населения, а также половозрастной структуре населения. Но, сознательно была уменьшена доля кыргызов до 1/3 выборки, чтобы шире было представлены другие этнические группы, в частности узбеки и русские. В анкету были включены всего 27 вопросов разделенные на три части: в паспортной части — 9, часть «гражданственности» — 9, и часть «межэтнические отношение» — 9 вопросов, относительно формирования общегражданской идентичности, гражданственности, единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике.

Результаты и обсуждение И так, гражданская идентичность — это принадлежность к государству, принятие на себя прав и обязанностей гражданина страны. А считают ли кыргызстанцы Кыргызстан своей Родиной? Этот срез мы можем получить при помощи вопроса: «Считаете ли Вы Кыргызстан своей Родиной?». Респондентам разрешено было выбрать 1 из 3 вариантов ответов (Таблица 1).

Таблица 1

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ КЫРГЫЗСТАН СВОЕЙ РОДИНОЙ? (в %)

Считаете ли Вы Кыргызстан своей Родиной? Всего

1. Да, считаю Кыргызстан 2. Иногда я чувствую 3. Нет, я чувствую себя 4. Нет своей Родиной себя гостем в Кыргызстане чужим ответа

Кыргызы 89,9 7,2 1,9 1,1 100

Узбеки 77,0 17,6 2,6 2,8 100

Русские 84,6 13,1 2,3 — 100

Таджики 76,2 14,3 9,5 — 100

Другие 92,4 5,1 — 2,5 100

Всего 83,4 12,6 2,3 1,7 100

Как видно из Таблицы, абсолютное большинство населения дали утвердительный ответ (83,4%) на данный вопрос. Но, что есть категории респондентов, которые не чувствуют себя комфортно, т. е. 12,6% из опрошенных в Кыргызстане «иногда чувствуют себя гостем». Самая высокая доля указавших данную позицию среди исследуемых узбеков — 17,6%, т. е. почти полутора раза выше, чем средний показатель. А у русских и таджиков они составляют, соответственно, 13,1% и 14,3% или чуть выше среднего значения. Среди кыргызов, что интересно, наблюдаются «иногда чувствуют себя гостем» (7,2%).

Отрицательно ответивших, т.е. не считающих Кыргызстан своей Родиной, в целом составило 2,3%. Но среди узбеков данный показатель чуть выше и составило на 2,6%, а у таджиков в 4 раза (!) выше — 9,5%. Такое состояние, на наш взгляд, не связано с недавними событиями на кыргызско-таджикской границе. Исследование было проведено задолго до вооруженного вторжения таджикской армии в Кыргызстан. Это объясняется, скорее, с языковым барьером у таджикского населения. Кыргызский и таджикские языки относятся на разное языковое семейство. Здесь снова удивляет когорта кыргызских респондентов, их показатель по данной позиции составляет 1,9%, с разницей от среднего показателя на 0,4%.

Таким образом, среди таджиков — почти 1/4 (23,8%) опрошенных, а среди узбеков — 1/5 часть опрошенных (20,2%) не могут сказать твердо «Да», что Кыргызстан их Родина, из опрошенных этнических русских только 15,4% относятся к этой категории. А среди

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

кыргызов 9,1% или 1/10 выбрали 1 вариант ответа на данный вопрос. Такой показатель среди кыргызской когорты был неожиданностью для исследовательской группы.

Изучение этнических особенностей общегражданской идентификации населения можно анализировать, по субъективному мнению, респондентов. Следующий вопрос «Что для Вас означает «гражданин Кыргызской Республики?» анкеты был направлен на выяснение субъективного мнения опрашиваемых, где им разрешалось выбрать до трех вариантов ответов (Таблица 2).

Таблица 2

ВОПРОС: ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ «ГРАЖДАНИН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»?

(до 3-х вариантов)

Варианты ответов Этнические группы Всего

Кыргызы Узбеки Русские Таджики Другие

Иметь свою Родину 49,7 40,0 64,3 23,8 52,6 49,7

Иметь паспорт 18,4 27,0 28,2 4,8 17,1 18,4

Возможность жить свободно 14,2 23,1 16,0 38,1 19,7 14,2

Участие в выборах (референдумах) 2,1 5,1 6,1 19,0 3,9 2,1

Поддержка власти 2,1 7,3 14,1 4,8 14,5 2,1

Знание истории, традиций, культуры страны 13,4 9,3 30,0 19,0 23,7 13,4

Знание кыргызского языка 8,3 9,5 11,7 9,5 10,5 8,3

Все выше перечисленные варианты 3,7 0,4 0,0 0,0 1,3 3,7

Другое 1,3 0,4 0,0 0,0 0,0 1,3

Как видно из Таблицы 2, безусловным лидером, который пользуется успехом у респондентов, является ответ «иметь свою Родину» — 49,7%, на второй позиции с показателем 18,4% «иметь паспорт» Кыргызской Республики. Третью и четвертую позиции, с не большим разрывом, занимают «возможность жить свободно» (14,2%) и «знание истории, традиций, культуры страны» (13,4%). Но, данная иерархия субъективного мнения респондентов в разрезе по основным этническим группам сохраняется только у кыргызов и узбеков. Первая позиция у русских (64,3%) и других малых этнических группах (52,6%) согласуются с общей, причем с отрывом, соответственно, почти на 15 и 3 процентных пункта выше. А на второй позиции у них наблюдаем ответ «знание истории, традиций, культуры страны». Последняя позиция у респондентов-таджиков с ответом «участие в выборах (референдумах)» делит третье место, а первое и второе место у них занимают, соответственно, «возможность жить свободно» (38,1%) и «иметь свою Родину» (23,8%).

Следовательно, у основных этнических групп субъективное мнение ассоциированном понимании значения «гражданина Кыргызской Республики», в целом, совпадают. Поскольку первая четверка ответов присутствует, хотя в различной иерархии, почти у всех респондентов независимо от этнической принадлежности. Только у таджиков присутствует политический оттенок, позиция «участие в выборах (референдумах)» поднимается на третье место в иерархии ответов, когда у всех других она на седьмой позиции, отодвинув ответ «иметь паспорт» на шестое и седьмое место.

Далее респондентам было предложено ряд суждений, связанных с государством и положением проживающих в нем этносов, относительно которым необходимо было определить свою позицию. Причем половина или три суждения позитивного, другая

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

половина негативного смысла, т.е. первое, третье и шестое носит положительную смысловую нагрузку, а второе, четвертое и пятое - отрицательную (Таблица 3).

Следует отметить, что позитивные суждения были сформированы (взяты) на основе вышеназванных официальных документов, т. е. «Национальной стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы», «Национальная стратегия устойчивого развития Киргизской Республики до 2040 года». «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР» и «Концепция развития гражданской идентичности «Кыргыз жарааны» на 2021-2026 годы». Они являются, можно сказать, основными идеями последних программных документов.

Таблица 3

ВЫСКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЕ МНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО НИЖЕСЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ?

Суждения Варианты Этнические группы Всего

ответов Кыргызы Узбеки Русские Таджики Другие

То, что Кыргызстан Поддерживаю 47,6 53,9 66,8 42,9 70,9 55,2

многонациональная Поддерживаю, но 29,8 24,0 24,3 38,1 13,9 25,5

страна — для не полностью

государства Не поддерживаю 15,7 18,4 7,5 19,0 11,4 15,1

преимущество Нет ответа 6,9 3,6 1,4 — 3,8 4,2

В Кыргызстане права и Поддерживаю 37,5 19,8 20,6 33,3 29,1 26,4

ответственности кыргызов должны быт больше, чем у других

этносов Нет ответа 90 36 28 - П 5,0

Поддерживаю, но 29,8 29,7 22,4 57,1 15,2 27,9

не полностью

Не поддерживаю 23,7 46,9 54,2 9,5 54,4 40,7

Кыргызстан Поддерживаю 41,8 59,5 65,9 28,6 78,5 55,8

многонациональное Поддерживаю, но 35,6 20,6 23,4 52,4 11,4 25,8

государство, этносы, не полностью

живущие в нем должны Не поддерживаю 13,0 15,0 10,3 19,0 10,1 13,3

иметь равные права Нет ответа 9,6 4,8 0,5 — — 5,1

Кыргызстан должен быть Поддерживаю 32,2 14,4 8,9 28,6 16,5 19,4

государством только для Поддерживаю, но кыргыз°в не полностью 29,5 26,5 15,0 38,1 6,3 24,2

Не поддерживаю 29,5 53,3 72,0 33,3 73,4 50,1

Нет ответа 8,8 5,8 4,2 — 3,8 6,2

То, что Кыргызстан Поддерживаю 29,0 19,2 6,5 19,0 22,8 20,3

многонациональная Поддерживаю, но страна - для государства не полностью 38,6 31,5 29,0 61,9 19,0 33,0

проблема Не поддерживаю 20,7 43,7 61,7 19,0 57,0 40,1

Нет ответа 11,7 5,6 2,8 — 1,3 6,6

В Кыргызстане кыргызы Поддерживаю 50,8 28,9 29,4 23,8 30,4 35,9

должны быть титульной Поддерживаю, но нацией, объединяющей не полностью 21,5 35,3 35,5 57,1 17,7 30,2

в°круг себя других Не поддерживаю 17,0 30,5 33,2 14,3 50,6 27,8

этносов Нет ответа 10,6 5,4 1,9 4,8 1,3 6,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы респондентов по этим суждениям на первый взгляд может выглядеть хаотичными. Но, если их анализировать, то наблюдаем определенного смысла, т.е. к позитивным высказываниям наблюдаем, в целом, положительного отношения

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

опрашиваемых, а к негативным суждениям выражают свое несогласие. С первое «то, что Кыргызстан многонациональная страна — для государства преимущество»» и третье «Кыргызстан многонациональное государство, этносы, живущие в нем должны иметь равные права» высказывания получили поддержку у большинства респондентов независимо от их этнической принадлежности. Еще одно позитивное высказывание «в Кыргызстане кыргызы должны быть титульной нацией, объединяющей вокруг себя других этносов», в целом, получило поддержки 35,9%, и занимает первое место, на втором «не полностью поддерживающие» (30,2%), на третьем — «не поддерживающие» (27,8%). Но в анализе по этническому признаку наблюдаем не соответствие мнений респондентов. Без учета мнений кыргызов картина чуть меняется, и получается следующий расклад мнений: поддерживающих — 29,0%, не полностью поддерживающих — 34,2%, не поддерживающих — 32,7%. Следовательно, одно из идей «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР» еще не воспринимается этническими группами Кыргызстана и необходимо активизировать работу в данном направлении.

Важной идентификационной характеристикой является твердость определения индивидами собственной принадлежности к той или иной гражданской общности. На вопрос «Возникает ли у Вас желание стать гражданином другого государства?» 46,1% опрошенных твердо ответили, что у них не возникает такого желания (Таблица 4).

Таблица 4

ВОЗНИКАЕТ ЛИ У ВАС ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ГРАЖДАНИНОМ ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА?

Да Иногда Нет

Кыргызы 15,2 25,5 59,3

Узбеки 28,3 31,9 39,8

Русские 29,0 32,7 38,3

Таджики 14,3 52,4 33,3

Другие 13,9 39,2 46,8

Всего: 23,0 30,9 46,1

Это меньше половины респондентов и, с точки зрения исследователей, очень низкий показатель. Такие результаты еще раз доказывают, что в обществе низкий уровень гражданского патриотизма, а общегражданская идентичность лишь на стадии формирования, еще нет «осознание каждой личностью себя как «Кыргыз жарааны» (гражданин Кыргызстана)». У всех представленных основных этнических групп показатели ниже среднего значения от 4% до 10% пункта.

Суммарный показатель первой и второй позиций демонстрирует насколько далеко этническая группа от общегражданской идентичности. Самое высокое суммарное значение обнаруживаем у таджиков — 66,7%, за тем последуют русские — 61,7% и узбеки — 60,2%, самый низкий показатель кыргызов (40,7%). Но, для титульной нации, благополучие, стабильность, мир и согласие в стране в значительной мере зависят от ее степени консолидации, являющихся объединяющим стержнем единого народа, это высокий показатель.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования стало очевидно, что за годы независимости не все граждане страны разных этнических сообществ осознали себя частью

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

единого народа Кыргызской Республики. Также следует отметить, что трудности, связанные с пандемией COVID-19 и вооруженное вторжение таджикской армии, играли огромную консолидирующую роль в кыргызском обществе. Следовательно, не только общие победы и достижения в сферах культуры, спорта, искусства и пр., играет объединяющую роль, но и общие беды национального уровня также могут играть мощную консолидирующую функцию, отодвигая на задний план разъединяющие факторы.

Список литературы:

1. Национальная стратегия устойчивого развития Киргизской Республики на 2013-2017 годы. Бишкек, 2012.

2. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Киргизской Республике. Бишкек, 2013.

References:

1. (2012). National Strategy for Sustainable Development of the Kyrgyz Republic for 20132017. Bishkek.

2. (2013). The concept of strengthening the unity of the people and interethnic relations in the Kyrgyz Republic. Bishkek,

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.06.2021 г. 14.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Камчыбекова C. М., Абдуллаева Ж. Д. Отношение этнических групп Кыргызстана к общенациональной идентичности «Кыргыз Жарааны» // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 277-284. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/36

Cite as (APA):

Kamchybekova, S., & Abdullaeva, Zh. (2021). Attitude of Kyrgyzstan Ethnic Groups to National Identity "Kyrgyz Zharaany". Bulletin of Science and Practice, 7(7), 277-284. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.