Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 152-156. УДК 329.73
Б01 10.24147/2312-1300.2021.8(4).152-156
М. Ю. Донежук
ГРАЖДАНСКАЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ, РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ АДЫГОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В АДЫГЕЕ: 17 ИЮЛЯ - 17 АВГУСТА 2020 г.)*
По результатам пилотного исследования, проведённого в Республике Адыгея в 2020 г., исследуются этническая, гражданская и региональная идентичность адыгов. Предстоящая перепись населения актуализировала споры вокруг термина «черкес» и вопросов идентичности адыгов. Заметно, что этническая и гражданская идентичности имеют высокую значимость для адыгов. Вместе с тем, с особой осторожностью можно рассуждать о том, что агитационная компания, проводимая национальными активистами по переписыванию адыгов под экзоэтнонимом «черкес», не оказала сильного влияния на адыгское сообщество.
Ключевые слова: адыги; Адыгея; идентичность; национальность; перепись населения.
Статья подготовлена по материалам пилотного исследования, проведённого в Адыгее летом 2020 г. С 17 июля по 17 августа в г. Майкопе и Адыгейске, а также в населённых пунктах Теучежского района было опрошено 100 чел. - 53 мужчины и 47 женщин. Большая часть отметила, что являются адыгами (98 чел.), один идентифицирует себя как русский и ещё один - как татарин. Особый интерес вызвало соотношение идентич-ностей у опрошенных адыгов, а именно к кому они чаще всего себя относят: к гражданам России, своему народу или региону. В частности, когда перед респондентами ставилось условие, что можно выбрать в качестве приоритетной только одну идентичность, это встречалось с частым недовольством: «А вдруг я хочу указать себя и так, и так».
Для более подробного рассмотрения этого вопроса следует определиться с центральным понятием работы - идентичностью, а также с её характерными особенностями. Как отмечает Н. И. Воронина, «идентичность в самом общем понимании означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему опре-
делить своё место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в этническом мире» [1, с. 167]. Характеризуя феномен идентичности, М. Н. Губогло пишет следующее: «Идентичность и идентификация, в том числе этническая, требуют постоянного подтверждения со стороны носителя представлений о той группе, с которой он стремится идентифицироваться» [2, с. 38]. Стоит заметить, что подобные ожидания и установки могут выступать в роли отягощающих факторов. К примеру, необходимость частого посещения родственников, свадеб и похорон в условиях высокой рабочей загруженности, больших расстояний, скорее будут выступать в роли раздражителей и восприниматься соответствующим образом.
Несколько обобщив, можно сделать вывод: идентичность - это самоотнесение человека к какой бы то ни было группе людей, восприятие себя как части определённого коллектива, базирующееся на основаниях объективной и/или субъективной природы, а также полное или частичное принятие определённых коллективных ценностей. При
* Статья публикуется при поддержке РФФИ проект № 19-09-00482 А «Культурно-нравственный и интеграционный потенциал русского языка на постсоветском пространстве».
© Донежук М. Ю., 2021
этом наличие одной идентичности не отменяет возможности наличия другой.
Касаясь более конкретных вопросов о том, что из себя представляют такие понятия, как гражданская, региональная и этническая идентичности, можно выделить следующий комплекс понятий. Гражданская идентичность - это определённый набор представлений, моделей поведения, а также связей с государственными институтами, основанных на чувстве принадлежности к какому бы то ни было государству [3, с. 152]. Этническая идентичность - это идентичность в основе которой лежит некоторая культурная схожесть группы, общность существования, а также чувство общей этнической принадлежности. Региональная идентичность - это идентичность, основанная на отождествлении индивида с группой людей, проживающих на определённой территории.
Вопросы идентичностей и их соотношений играют большое значение в жизни населения республик Северного Кавказа. В частности, в Адыгее нередко можно услышать такие обороты, как «у нас», «в России», сигнализирующие о существовании в сознании говорящего сочетаний идентичностей: этнической, региональной и общегражданской. Существующее деление на адыгейцев, шапсугов, кабардинцев и черкесов в большей степени отражает территориально-административное устройство, нежели этническое и лингвистическое разнообразие. Так, адыгейцами считаются адыги, проживающие на территории Республики Адыгея, кабардинцами - проживающие в Республике Кабардино-Балкария, черкесами - в Республике Карачаево-Черкессия [4, с. 3], а шапсугами себя называют адыги из причерноморской части Краснодарского края. При этом и адыгейцы, и кабардинцы, и черкесы, и шапсуги считают себя представителями одного большого народа с единым самоназванием -«адыги». Указанное выше этнотерритори-альное деление в форме «национальных автономий» было официально закреплено в ходе советской национальной политики. Она, в свою очередь, во многом была связана с тем, что вследствие колониальных войн XIX в. на Северо-Западном Кавказе образовалось несколько районов компактного расселения адыгов, экономические и культур-
ные связи между которыми были сильно ограничены1.
Немаловажным остаётся вопрос «адыгской» и «черкесской» идентичностей. На протяжении длительного времени в среде адыгов имеет место противостояние между группой, призывающей записывать себя в период общероссийских переписей как «черкесы», и группой, которая не признаёт подобной постановки вопроса. Так, на очередном заседании общественной организации «Адыгэ Хасэ» («Черкесский парламент») в 2019 г., член Совета (руководящий орган «Адыгэ Хасэ») Шамсутдин Негуч отметил, что инициативой «с низов» был запущен флешмоб, в рамках которого необходимо было записать видео с ключевой фразой: «Я черкес! А ты?»2 В августе 2020 г. в группе «Адыгэгуп», насчитывающей на 4 января 2021 г. более 29 тыс. чел., была опубликована статья «Навстречу переписи 2021», в которой содержалась критика по отношению к части адыгов, отказывающихся записываться черкесами в предстоящей переписи населения3. В качестве ещё одного примера можно привести цитату из записи другого адыгского сообщества в социальной сети «ВКонтакте» - «Черкесский взгляд»: «На переписи 2021 у нас будет возможность вернуться к нашему единому названию Черкесы и Черкешенки!»4 К обоснованию «черкесской идентичности» в разное время подключились и научные кадры. Доктор филологических наук Нух Туркубиевич Гишев в своей работе встаёт на защиту названия «черкес», утверждая, что оно древнее этнонима «адыг», и в конце статьи делает вывод: «Однако всех их, по-прежнему, в мире называют привычным термином черкесы. Чтобы не затеряться адыгам в потоке различных названий, мы считаем всё же разумным писать восточным адыгам-верхним (ышъхьэрэм) -черкес (кабартай); западным адыгам-нижним (к1ахэм) - черкес (адыгэ)»5.
Соотношения региональной, гражданской и этнической идентичностей населения Республики Адыгея исследуются достаточно давно. Так, в 2005 г. Е. С. Куква защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этническая идентичность в Республике Адыгея (Социологический анализ)», в рамках которой были подвергнуты осмыслению резуль-
таты исследования, показавшие, что для респондентов очень важное значение имеет этническая идентификация6. Очень интересный материал представляет работа доктора политических наук З. А. Жаде «Региональная идентичность населения Республики Адыгея в условиях социальных трансформаций». В рамках этого исследования было показано, что опрошенные адыги чаще всего идентифицировали себя как граждане России, а также как представители своей национальности [5, с. 333]. Л. В. Клименко, исследуя соотношение этнического, регионального и гражданского компонентов идентичности населения Адыгеи, отмечает, что для адыгов на первых местах находятся семейные и ген-дерные статусы, за которыми следуют этническая и гражданская идентичности [3]. Также следует выделить монографию «Российская идентичность на Северном Кавказе», над которой работал коллектив авторов в составе З. А. Жаде, Е. С. Куква, С. А. Ляушева, А. Ю. Шадже. Основным достоинством данной работы является рассмотрение идентич-ностей населения Северного Кавказа, и Адыгеи в частности, с междисциплинарных позиций .
Мнение опрошенных разделилось при ответе на вопрос: «Что для Вас важнее - чувствовать себя гражданином страны, представителем отдельной национальности, жителем Адыгеи, жителем своего города, села или представителем своей группы (племени)?» Так, 31 респондент указал, что для него важнее чувствовать себя гражданином страны, в то время как для 35 важнее оказалась национальная принадлежность, для 17 - осознание себя жителем Адыгеи. Указали наиболее приоритетной принадлежность к своему селу или городу 10 респондентов, и только трое отметили, что для них важнее принадлежность к своей группе. Поскольку последний вариант ответа подразумевал уточнение в виде открытого вопроса, то респонденты имели возможность дать более конкретный ответ. Тем не менее двое из трёх указали, что для них одновременно важно чувствовать себя гражданином страны и жителем Адыгеи, ещё один написал в свободной графе «ады-гэ». Заметим, респонденты неоднократно выражали недовольство тем фактом, что их ставят в рамки только одного возможного
ответа. Так, отмечалось, что «не совсем верно, человек может хотеть и то, и то» или «может я хочу выбрать сразу два варианта, для меня важно быть гражданином и адыгом».
В рамках исследования «Региональная идентичность населения Республики Адыгея в условиях социальных трансформаций», проведённого доктором политических наук З. А. Жаде в 2010 г., было опрошено население Республики Адыгея. Опрос предполагал возможность выбора между большим набором идентичностей, среди которых для нас наиболее важными являются варианты «представитель своего народа», «гражданин России», «житель Адыгеи», «житель своего города / села». При этом была использована система «я-идентификаций», предполагавшая, что респондент должен отобрать 10 карточек, содержание которых подходит к нему больше всего. После этого отобранные характеристики выставлялись в шкалу значимости от наименее значимого - к наиболее значимому. Тем самым массив полученных данных делится на две части: ранг - что из выбранных идентичностей наиболее важно; распространённость - какие идентичности выбирались наиболее часто. В рамках опроса было опрошено 398 жителей Адыгеи, из которых 45,6 % являются адыгами. Для сопоставления будут использованы результаты по этой группе респондентов. Так, 40,2 % отметили, что для них важнее идентифицировать себя гражданами России, при этом распространённость этого варианта составила 57,3 %. Преобладание своей национальной идентичности над другими указано 10,3 % респондентов, а распространённость составила 60,1 %. Быть жителем Адыгеи важнее всего для 4,0 % респондентов, но этот вариант указан в 56,2 % случаев. Также опрос 2010 г. предполагал возможность указать вариант «житель своего города / села», который был отмечен наиболее приоритетным 1,5 % опрошенных, в целом же его распространённость составила 36,5 % [5, с. 333].
Отвечая на вопрос о национальной принадлежности в рамках пилотного исследования, респонденты давали ответы, которые можно разделить на несколько больших групп: «адыг» - 37, «адыгеец / адыгейка» - 40, «черкес / черкешенка» - 7 и «адыг - черкес» - 7. Помимо этих вариантов, один респондент
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 152-156.
указал, что он является татарином, ещё один -русским, при этом оба знают адыгейский язык и свободно на нём общаются. Один раз указан вариант «черкес (бжедуг)» и три раза - «черкешенка (адыгейка)». Вторая национальность была указана только пятью респондентами: адыг; адыгеец; россиянин; русский; убых.
Полученные результаты могут указывать на то, что для адыгов немаловажную роль играют их гражданская и этническая идентичности. По всей видимости, они занимают примерно равные позиции. Интересно, что несмотря на приближающуюся перепись населения, а также развернувшуюся вместе с этим агитацию (призывы некоторых общественных деятелей к адыгскому сообществу, в которых рекомендуется записываться в предстоящей переписи как «черкесы»), большая часть адыгов отмечала свою национальную принадлежность именного как «адыг». Можно предположить, что подобная позиция связана с двумя аспектами:
1. Возможно, «черкесские» активисты, несмотря на свою работу и продолжительную агитацию, так и не смогли донести свою позицию до большого количества адыгов.
2. Может быть, адыгское общество большей частью является если и не активным, то пассивным противником подобной инициативы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цуциев А. А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). - М. : Европа, 2006. -С. 15, 38.
2 Выступление Шамсутдина Негуча на совете «Адыгэ Хасэ». - URL: https://www.facebook.com /100009903589474/videos/842535112753267 (дата обращения: 04.01.2021).
3 Адыгэ Гуп: «Навстречу переписи 2021». -URL: https://vk.com/adigagup?w=wall-34328347_24899 (дата обращения: 04.01.2021).
4 Черкесский взгляд. - URL: https://vk.com /circassia0107092326?from=quick_search&w=wall-121812774_69844 (дата обращения: 04.01.2021).
5 Гишев Н. Т. Споры вокруг этнонимов «Черкес» и «Адыгэ» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2013. - № 1 (114). - С. 99.
6 Куква Е. С. Этническая идентичность в Республике Адыгея (Социологический анализ) : дис. ... канд. социол. наук. - Майкоп, 2005. - С. 158.
7 Российская идентичность на Северном Кавказе / под общ. ред. А. Ю. Шадже. - Майкоп : Качество, 2010. - 248 с.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронина Н. И. Этническая идентичность // Регионология. - 2012. - № 2 (79). - С. 167-168.
2. Губогло М. Н. Идентификация идентичности : этносоциол. очерки. - М. : Наука, 2003. - 763 с.
3. Клименко Л. В. Идентичность населения Республики Адыгея: соотношение общероссийского, регионального и этнического компонентов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. -№ 1. - С. 148-159.
4. Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги : ист.-этнограф. очерк. - Майкоп : Адыг. книж. изд-во, 1957. - 140 с.
5. Жаде З. А. Региональная идентичность населения Республики Адыгея в условиях социальных трансформаций // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2011. - № 6-2. - С. 331-336.
Сведения об авторе
Донежук Мурат Юсуфович - аспирант Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (Москва, Россия)
Адрес для корреспонденции: 119334, Россия, Москва, Ленинский пр., 32а E-mail: [email protected]
Информация о статье
Дата поступления 9 октября 2021 г.
Дата принятия в печать 27 октября 2021 г.
Для цитирования
Донежук М. Ю. Гражданская, этническая, региональная идентичность адыгов (по материалам пилотного исследования в Адыгее: 17 июля - 17 августа 2020 г.) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 152-156. й01: 10.24147/2312-1300.2021.8(4).152-156.
M.Yu. Donezhuk
CIVIL, ETHNIC, REGIONAL IDENTITY OF ADYGHE (ACCORDING TO THE MATERIALS OF A PILOT RESEARCH IN ADYGEA: JULY 17 - AUGUST 17, 2020)
This article discusses the issues of correlation of civil, ethnic and regional identities of the Circassians living in the Republic of Adygea. At the beginning, it describes the varieties of identity, as well as its characteristic features. The historiography of the issue and earlier studies of the identity of the population of the Republic of Adygea are investigated. For the Circassians, ethnic identity is of particular importance. Also, special attention is paid to the study of the nationality of the Adyghe population of the Republic. The issue of choosing the nationality of the Circassians has become especially urgent in connection with the upcoming All-Russian population census, on the eve of which some of the Circassian activists urge the Circassians to indicate in the census forms the nationality of "Circassians". The name "Circassian" is an imported one, while the people call themselves "Adyg". Based on the results of the survey, it is concluded that ethnic and civic identities are of high importance for the Circassians. At this time, based on place of residence and regional identity are of lesser importance for the respondents. At the same time, with particular caution, one can argue that the agitation campaign produced by national activists to rewrite the Circassians called "Circassian" did not have a strong impact on the Adyghe community. The article is based on the materials of a pilot study conducted in the summer of 2020 in the settlements of the Republic of Adygea. 100 respondents took part in the survey.
Keywords: Adyghe; Adygea; identity; nationality; population census.
REFERENCES
1. Voronina N.I. Etnicheskaya identichnost' [Ethnic identity]. Regionologiya [Regionology], 2012, no. 2, pp. 167-168. (in Russian).
2. Guboglo M.N. Identifikatsiya identichnosti [Identity identification], ethnosociological essays, Moscow, Nauka Publ., 2003, 763 p. (in Russian).
3. Klimenko L.V. Identichnost' naseleniya Respubliki Adygeya: sootnoshenie obshcherossiiskogo, regional'nogo i etnicheskogo komponentov [Identity of the population of the Republic of Adygea: the ratio of the all-Russian, regional and ethnic components]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2011, no. 1, pp. 148-159 (in Russian).
4. Autlev M., Zevakin E., Khoretlev A. Adygi [Adyghe], Historical and ethnographic sketch, Maykop, Adyghe Book Publishing house, 1957, 140 p. (in Russian).
5. Zhade Z.A. Regional'naya identichnost' naseleniya Respubliki Adygeya v usloviyakh sotsial'nykh transformatsii [Regional identity of the population of the Republic of Adygea in the context of social transformations]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya [Russia: trends and development prospects], 2011, no. 6, pp. 331-336. (in Russian).
About the author
Murat Yu. Donezhuk - postgraduate student of the Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Miklouho-Maclay of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Postal address: 32a, Leninskii pr., Moscow,
119334, Russia
E-mail: [email protected]
Article info
Received October 9, 2021
Accepted October 27, 2021
For citations
Donezhuk M.Yu. Civil, Ethnic, Regional Identity of Adyghe (According to the Materials of a Pilot Research in Adygea: July 17 - August 17, 2020). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2021, Vol. 8, no. 4 (32), pp. 152-156. DOI: 10.24147/2312-1300.2021.8(4). 152-156 (in Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т. 8, № 4 (32). С. 152-156.