УДК 37.091.212:81 ’27
Б. М. Игошев, Л. Я. Рубина
Екатеринбург, Россия ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
ГСНТИ 16.21.27; 16.21.65
Аннотация. В статье предпринята оригинальная попытка представления теоретической части программы развития гражданской активности студентов в форме концептуального словаря. Словарные статьи содержат общепринятое толкование понятий и мнение авторов об их содержании.
Ключевые слова: гражданин; гражданствен-
ность; гражданское участие; молодежные общественные организации; толерантность.
B. M. Igoshev, L. Y. Roubina
Ekaterinburg, Russia CIVIL PARTICIPATION OF STUDENT YOUTH: CONCEPTUAL DICTIONARY
Код ВАК 10.02.19 Abstract. The article describes the first attempt to present a theoretical part of curriculum for development of students’ civic activity. It is given in the form of conceptual dictionary. Entries contain accepted definitions of concepts and the authors’ opinion about their contents.
Key words: citizen; civil activity; youth public organization; tolerance.
Сведения об авторе: Игошев Борис Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, ректор.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет.
Контактная информация: 62GG17, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected].
About the author: Igoshev Boris Mikhailovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Rector.
Place of employment: Ural State Pedagogical
University, Ekaterinburg. пр. Космонавтов, 26.
Сведения об авторе: Рубина Людмила Яковлевна, доктор философских наук, директор ИФСГО УрГПУ.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).
Контактная информация: 62GG17, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected].
About the author: Roubina Lyudmila Yakovlevna, Doctor of Philosophy, Director of the Institute of Fundamental Socio-Humane Education.
Place of employment: Ural State Pedagogical
University (Ekaterinburg). пр. Космонавтов, 26.
Проблема активизации участия студенческой молодежи в социально полезной деятельности в разных сферах и уровнях общественной жизни актуализирована самой жизнью и не нуждается в особых доказательствах своей важности. Сложность и трудности ее решения связаны с тем, что она понимается субъектами «целенаправленной» деятельности неоднозначно, технологии «воздействия» не всегда адекватны целям и ожидаемым результатам, тем более что и диагностика результатов не всегда проводится на основе четко определенных, внятных по смыслу, поддающихся верификации критериям.
Возможности института высшего образования внести вклад в развитие гражданских качеств личности, в их деятельностное проявление еще в студенческие годы рассматриваются в различных исследовательских проектах. Авторы данной статьи уже высказывали собственное мнение по данной проблеме [18]. Хотелось бы обратить внимание на один из подходов, используемых нами, - изложение теоретико-методологической части проблемы в форме концептуального словаря. Идея такого метода подсказана авторами серии стандартных цитатных словарей, издаваемых Институтом системных исследований, которые в данной форме универсальных представлений языка демонстрируют читателям богатство жизни через язык -основу культуры [8]. Такие словари предназначены для людей любого возраста, но особенно
значимы при использовании в системе образования. Что такое «Родина», «семья», «патриотизм», «дом», каждый познает самостоятельно в течение всей жизни, но начало «постижения» - в школе, и от нее зависит, каким индивид будет семьянином, гражданином, человеком.
В так называемых «цивилизованных странах» существует набор словарей, являющихся обязательным предъявлением культурного и идеологического минимума, который рекомендуется освоить каждому гражданину.
Сам термин «концептуальный словарь» используется нами в методологическом контексте изучения научно-практической проблемы и не следует строгим канонам лексикографии - науки о теории и практике составления словарей. Мы не ставим также задачу вписать данное понятие в какую-либо типологию, классификацию словарей. Более того, считаем, что в синонимическом ряду «словарь» - «лексика» -
«лексикон» - «тезаурус (греч. ”запас“)» последняя из категорий ближе всего к нашему пониманию «концептуальности» словаря.
Словарь-тезаурус предлагает систематизированную совокупность данных об определенной области знания, представленных в виде ключевых, значимых слов, соотнесенных между собой по одному из оснований и позволяющих человеку или машине ориентироваться в данной сфере. Он не претендует на энцикпопедич-ность и универсальность, на охват всей ин-
формации о предмете внимания. В нем, скорее, концентрируется терминология, прошедшая апробацию либо настоятельно требующая ее, характеризующая смысл, сущность, специфику какой-либо отрасли знания, сферы деятельности.
В понятии «концептуальный словарь» нет претензии на полноту охвата сущности деятельности в той или иной сфере, отрасли. В этом термин акцентируется концептуальность той совокупности слов, которая необходима для обозначения, изучения, представления какой-либо проблемы, в данном случае научнопрактической, и для ее решения: слова «концептуальность», «концепция» используются в исконном смысле (по В. Далю), в качестве образа понятия, способа понимания, соображения и выводов. В этом случае субъективность различных взглядов, мнений не исключается, ибо в любом аспекте понимания «гражданственности» и других ключевых слов заключено мнение, мысль, выражающая или содержащая оценку, отношение к кому-либо, чему-либо.
Именно поэтому в содержании словарных статей (признаём, что они не все однопорядко-вы по объему, широте охвата подходов) мы стремились отразить и общепринятое обозначение смысла термина, и разные толкования сущности обозначаемого явления, и взгляд, мнение, с которым мы согласны, и собственное понимание той или иной категории.
В чем важность такого подхода применительно к проблеме гражданского воспитания, гражданской деятельности? Для чего мы его используем?
1. Для разработки теоретических основ развития гражданской активности молодежи в период ее вузовской и послевузовской жизни.
2. Для определения по возможности необходимого и достаточного круга понятий, используемых в смежных отраслях социального знания при анализе междисциплинарной, «стыковой» научно-практической проблемы, актуальной в политологии, социологии, юриспруденции, психологии, педагогике, с целью достижения определенной степени конвенционализма, консенсуса.
3. Для реализации системного подхода к оп-
ределению (возможно, пока на уровне попытки) содержательной, логической и иерархической связи основных понятий, применяемых в теории и практике развития гражданской культуры. В этом случае мы опираемся на одну из системных моделей образования, представленного в виде совокупности стандартных (универсальных), тематических, профессионально-
отраслевых и других типов словарей, в которых учащимся, студентам презентуется интеллектуально-нравственное богатство мира через язык как основу культуры.
4. Для разработки методологической части
программ прикладных социально-политических, конкретно-социологических, социально-
правовых, социально-педагогических исследований, где наиболее сложным делом является процесс операционализации понятий, переход от более общих категорий через частные к конкретным индикаторам, поддающимся измерению.
5. Для разработки учебных пособий, проектов, программ деятельности по важнейшим проблемам гражданского воспитания, ибо в повседневной деятельности и практикующие политологи, и управленцы, и социальные психологи, и педагоги оперируют именно этими понятиями.
После этой объяснительной части предлагаем вниманию читателей вариант концептуального словаря по обозначенной нами проблеме. Слова-статьи расположены в алфавитном порядке. Логика их взаимосвязи и зависимости становится понятной из содержания текстов, которые опираются на источники, приведенные в списке литературы.
Атипичный представитель студенческого сообщества - это студент (неформальное лицо), суждения которого по различным проблемам студенческой жизни (учеба, наука, общественная деятельность, общение) наиболее отличаются от мнений других студентов.
Совокупность отличий его мнений от других является наибольшей. Именно такие студенты являются субъектами профессиональнопедагогической самоорганизации, целесообразной стратификации групп в сфере определенной деятельности, становятся лидерами молодежных объединений.
Гражданин - человек, постоянно проживающий в государстве, готовый к реализации своих личных и социально значимых прав и обязанностей. Для его воспитания, подготовки к жизни и общественно-полезной деятельности необходим комплекс мер, направленных на утверждение приоритетности личности над интересами общества и государства. Исторический аспект понятия «гражданин»,
В древнем Риме это civis - свободнорожденное лицо, пользовавшееся полнотой прав; в Древней Греции - polites - гражданин, свободная, располагающая правами личность (в противовес «подданному» на Древнем Востоке) в полисе (родном городе-государстве). Совокупность гражданских прав составляла честь (time) гражданина, который назывался epitimos, если пользовался ими. Уже тогда было четкое противопоставление свободы и несвободы, осознание роли полиса как гаранта личной свободы, возникало чувство личной свободы - элевте-рия, что составляло стержневую основу формирования гражданина.
В современном понимании, согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане - физические лица, обладающие правоспособностью, которая означает способность человека иметь гражданские права и нести обязанности, которая признается в равной мере за всеми граждана-
ми, возникает в момент рождения и прекращается со смертью. «Полноправным гражданином» в узком смысле закона рождаются. Фактически полным гражданство становится тогда, когда другие граждане верят, признают, что человек обладает способностью к гражданскому поведению.
Гражданская адаптация - разновидность социальной адаптации, в процессе которой личность или группа активно осваивает нормы, ценности и модели деятельности, свойственные гражданскому обществу, формирование которого осуществляется при деятельном участии всех субъектов - носителей его характеристик. Сложность и противоречивость процессов гражданской адаптации современной молодежи связаны с отсутствием в нашей стране достаточного опыта функционирования гражданских структур.
Гражданская культура - система исторически сложившихся, воплощающих опыт многих поколений, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов гражданского и политического процесса, обеспечивающих воспроизводство жизни общества и государства на основе преемственности.
Специфика гражданской культуры в том, что она:
■ отражает систему гражданских отношений и прав личности в правовом государстве;
■ складывается в особенной сфере социума - сфере гражданского общества;
■ отражает различие гражданского общества и государства, а также их взаимосвязь;
■ в условиях экономических, социальных, политических конфликтов содержит механизм гражданского мира и согласия;
■ характеризуется неравномерностью развития в разных регионах, у разных групп населения;
■ является синтезом общецивилизационного опыта и национальных традиций.
Понятие гражданской культуры охватывает значительные области экономической, правовой, политической, духовно-нравственной культуры, относится главным образом к массовому, групповому, личностному сознанию и поведению в той их части, которая связана с выполнением типичных гражданских ролей. Эта культура - следствие и предпосылка становления гражданского общества и правового государства. В концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из важных задач воспитания является формирование у учащейся молодежи гражданской ответственности и правового самосознания в качестве основы гражданского участия. В процессе подготовки специалиста в вузе важно акцентировать внимание на том, что гражданская ответственность - необходимая сторона профессионализма.
Гражданское воспитание - формирование готовности человека к овладению гражданской культурой, включающей в свое содержание культуру гражданского достоинства (КГД) и культуру социальной полезности (КСП).
КГД предполагает наличие у гражданина сознания и чувства патриотизма, критического (аналитического) мышления по отношению к обществу и власти, ответственности перед собой, нравственной свободы, ярко выраженного индивидуализма (осознания своих интересов), творческой активности и профессиональной компетентности.
КСП дополнительно к этому предполагает положительное отношение к своему государству и обществу, чувство долга и ответственности перед ними, исполнительность, дисциплинированность, коммуникативность. Система образования, функционально связанная в процессе гражданского воспитания с семьей, политическими, экономическими и другими институтами, выявляет и стремится к разрешению противоречий между «спросом», «заказом» на гражданина со стороны государства, работодателей и самого человека. Со стороны власти это заказ на узко-политически понимаемые качества в духе лояльности к власти, работодателю нужен специалист, профессионал, чьи гражданские качества не измеряются и отдельно не квалифицируются. Самой же личности важна не просто законопослушность и профпригодность, но и весь комплекс социокультурных качеств.
В вузе, реализующем это направление воспитания, используются различные подходы и технологии, создаются условия для саморазвития, самовоспитания и самореализации личности, осуществления ее прав, свобод и нравственных императивов.
Гражданское общество (Г. О.) При отсутствии единства в определениях гражданского общества (Civic Society) останавливаемся на такой его дефиници, которая представляется наиболее близкой к классическому подходу, является достаточно эвристичной и практически применимой, полезной с точки зрения изучения и непосредственного преобразования социальной жизни.
Г. О. - неполитическая жизнь общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, общество, независимое от государства, но определяющее его функционирование и взаимодействующее с ним. Г. О. - общество граждан высокого социального, экономического, политического и культурного статуса, создающих совместно с правовым государством систему правовых отношений. Наличие гражданских отношений выливается в обязательство, право и способность оградить мир человека от посягательств, требовать исполнения им гражданского долга.
Гражданство сегодня - не просто юридический термин, указывающий на принадлежность
к целостному национальному государству, оно становится более сложным феноменом. Гражданская идентичность всё чаще воспринимается как модель самоутверждения и самоорганизации общества, а не как утверждение и организация общества государством. Однако реальное социальное пространство в России остается пространством вертикальных, а не горизонтальных (сетевых) связей. Формированию новой (не «советской» и не «антисоветской») гражданской индентичности в современных условиях препятствуют отсутствие глубоких исторических традиций гражданских объединений и взаимонедоверие между социальными группами, усугубленное ростом социальной дифференциации.
Функциями Г. О. являются:
1. оформление интересов социальных групп;
2. распространение норм гражданского поведения;
3. посредничество при выдвижении требований от граждан к государственным чиновникам, к властным структурам;
4. самовыражение;
5. контроль за соблюдением взаимных обязательств;
6.сопротивление произволу;
7. преодоление атомизации, разобщенности индивидов и предоставление им независимой от государственного давления сферы реализации интересов.
Системное качество Г. О. - приоритетность ценности прав и свобод граждан.
Гражданственность - состояние, которое должно быть достигнуто в результате гражданской адаптации, обретенное качество общей культуры, одна из характеристик духовной жизни общества, отдельной личности. Критерием определения степени гражданственности является соответствие между моделью желаемых характеристик человека данного общества и реальным поведением индивида как исполнителя гражданских ролей. В качестве комплексной характеристики социальных субъектов гражданственность включает в себя базовые, сложившиеся в государстве ценности и нормы, правовую культуру, личностную активность, одобряемые обществом модели поведения.
Дееспособность гражданина (статья 20 ГК РФ) - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Демократия - это власть народа, созданная по разумению народа и действующая в интересах народа, под контролем народа. Ее осуществление предполагает выборность всех государственных органов, верховенство закона, подчинение меньшинства большинству, учитывающему интересы меньшинства. Для этого
провозглашается право народа на создание и функционирование любых политических и общественных движений, число которых не подлежит никакому ограничению, если их действия не противоречат Конституции, Гражданскому и Уголовному кодексам.
Культура гражданственности - качественная характеристика различных видов деятельности социальных общностей, мера самореализации человека как гражданина не в формально-юридическом, а в социокультурном, нравственно-этическом смысле этого понятия, т. е. с точки зрения способов его деятельности, его образа жизни.
Лидерская программа(ы) (проекты) - программа деятельности, направленной на помощь молодому человеку в его самоутверждении как личности, выработке качеств лидера, организатора, управленца и профессионала, в раскрытии его внутренних резервов.
Уникальность таких программ - в направленности на личностный рост и социальное развитие каждого, на обучение методам самопознания и самодиагностики, на подготовку к осознанному жизненному выбору. Различаются программы: (а) подготовки лидеров-админис-траторов, управленцев, умеющих эффективно использовать механизм власти, и (б) выявления лидеров-профессионалов, опирающихся на механизм авторитета и умеющих создать команду последователей.
Лидерство - процесс межсубъектного взаимодействия, когда индивид или часть общности выполняет роль лидера, т. е. интегрирует, направляет, координирует, активизирует последователей, которые ожидают, принимают и поддерживают его действия; это процесс внутренней саморегуляции и самоуправления в каком-либо сообществе, организации, обусловленный индивидуальной инициативой участников взаимодействия.
Обычно «лидерство» соотносят с понятиями «руководство», «управление», выделяют их общие черты и особенности, характерные только для лидерства. Понятием «руководство» обозначают особые отношения между людьми в форме взаимодействия между статусами, уровнями административной структуры. Эти отношения имеют правовые основания и проявляются в виде зависимости одного человека от другого, либо как функциональная связь «организация (власть) - исполнение». Лидерство же - понятие скорее поведенческое, ибо лидер оказывает влияние на группу, команду независимо от того, является ли он ее формальным руководителем. Его воздействие имеет неин-ституционализированную форму, складывается спонтанно, поддерживается механизмом авторитета и выражается отношением «влияние -следование».
Молодежные общественные объединения - добровольные самостоятельные некоммерческие формирования, объединяющие мо-
лодых людей на основе общности интересов для реализации определенных социально значимых целей. В современных условиях к традиционным функциям объединений (организация досуга, реализация целей молодежной политики) должны добавляться и другие, соответствующие новым тенденциям социального развития: стимулирование инициативы, ценностная интеграция молодого поколения, конструирование новой реальности. Их развитие напрямую зависит от уровня осведомленности и участия молодежи в общественной деятельности, достаточной представленности актуальных, востребованных направлений реализации молодежного потенциала страны.
Национальная идея - объединительная идеологическая парадигма, позволяющая гармонизировать интересы различных групп населения, определить основы и стимулы духовного развития общества. В процессе поиска таковой предлагаются идеи ненасилия, взаимодополни-тельности морали и права, гуманистические ценности и др. В контексте нашей темы людей объединяет сохранение гражданского достоинства, утверждение свободы и справедливости, обеспечение благосостояния народа, социальная ответственность государства и личности.
Некоммерческие организации (НКО), в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 50, 116), создаются в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, учреждений, ассоциаций и союзов, в которых на добровольных началах и на основе общности интересов объединяются граждане и юридические лица для удовлетворения духовных и материальных потребностей. Данные организации преследуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Деятельность НКО регулируется законодательством РФ, уставом конкретной организации либо учредительным договором. В качестве юридических лиц подлежат государственной регистрации.
Институт социально ориентированных НКО будет поддержан государством, как подчеркивают его лидеры, в форме финансовой, информационной, консультационной помощи, налоговых льгот, размещения у них государственных и муниципальных заказов. В этом случае важно, чтобы содействие государства не превращалось только в форму контроля за деятельностью, за ролью НКО как проводников идей власти сверху вниз (это уже было), а помогало учитывать их интересы, защищать их.
Неформальные объединения молодежи
- «группы по интересам» (реег-дгоирэ), по степени близости мировоззренческих установок, схем мышления и поведения участников. К та-
ким группам относятся и объединения на основе молодежных субкультур: «готы», «эмо», «метросексуалы», «растаманы», «фанаты»,
«толкиенисты», «рокеры», «рэпперы», «скво-ты», «фрики» и др.
Общественное участие (гражданское участие) - необходимое условие формирования гражданского общества, обеспечивающее контроль над политическими институтами и взаимовыгодное партнерство. Сфера его влияния начинается там, где «заканчивается» государственная власть. Оно заполняет те сферы, в развитие которых не могут (или не хотят) вмешиваться государственные органы власти. В известном смысле с его помощью компенсируются неэффективность или «упущения» государственных органов власти, обеспечивается право гражданина на учет его мнения и интересов.
О. У. (Г. У.) имеет главной целью реализацию права граждан на участие в принятии решений в общественно значимых сферах жизни. Синонимами О. У., Г. У. считают политическое участие, социальную активность, - и это верно, если иметь в виду процесс эффективного взаимодействия между властью и обществом, но не спонтанного и непосредственного, а с четкими принципами организации . Среди них можно вы -делить те принципы, которые важны в качестве необходимых условий повышения степени эффективности участия:
■ наличие ясной, реалистичной цели, декларируемой организатором процесса взаимодействия;
■ альтернативность выбора, формы и способа деятельности;
■ наличие «обратной связи», двустороннего информационного обмена и учета проявленных инициатив снизу в итоговых результатах;
■ достаточная информационная и техническая поддержка участия, обучение в ходе процесса;
■ участие общественности на ранних стадиях подготовки процесса;
■ отсутствие дискриминирующих мотивов у всех сторон участия, исключения кого-либо из процесса, если он не нарушает нормы взаимодействия;
■ открытость и контролируемость процесса участия;
■ использование качественной методической базы для организации процесса участия и контроля его результатов.
Общественные объединения молодежи -общее название субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи и тем самым способствующих усилению молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. Их эффективность:
■ на структурном (макро) уровне - социальная эффективность: роль в развитии общества и его отдельных групп, степень влияния на соз-
нание и поведение граждан, направленность на преобразование действительности;
■ на позиционном (мезо) уровне - организационная эффективность: наличие объединений, усиливающих активность молодых в общественных сферах деятельности; важными являются их структура, значимость функций, особенности менеджмента, технологии, механизмы взаимодействия в решении социально значимых дел;
■ на личностном (микро) уровне - личностная эффективность: возможности реализации актуальных потребностей и интересов индивида, развитие человеческого потенциала участников молодежных объединений.
Для измерения их эффективности используются критерии, например: а) стали ли они значимым ресурсом развития гражданского общества в России; б) улавливают ли актуальные потребности молодежи, защищают ли ее интересы; в) способствуют ли решению социальных проблем; г) помогают ли проявлению и реализации инициативы молодых людей, их участию в преобразованиях, и др.
Для гражданского воспитания важна не просто информация (хотя она и необходима) о целях, способах деятельности организации, но и четкое представление о том, чьи интересы она выражает, в каких состоит отношениях с властью (государством), законом, моралью, как оценивается общественным мнением. В последнем случае неоднозначность оценок связана с такими моментами, как степень политизированности движения, организации, мера самодеятельности, идеологическая ориентация, история создания («снизу», «сверху»), риск ма-нипуляторства, открытость деятельности и ее эффективность.
Одни организации имеют четко выраженную политическую, идеологическую направленность и высокую степень радикализма («Идущие вместе», трансформированные в «Наших», «Авангард красной молодежи», «Российский союз молодежи», «Молодая гвардия», «Россия молодая», «Деловая молодежь», «Да», «Православный корпус», «Наш выбор», «Новые люди», «Национал-большевистский фронт»,
«Война» (голубые ведра), «Сталь» (сталинисты) и др.). Идеологическая ориентация других может быть неясной, невыраженной, а то и сознательно закамуфлированной. Есть масса «мягких» протестных выступлений в форме флешмоб, творческих групп типа «Бабушка после похорон». Соответствующее разъяснение целей, встречи с представителями этих организаций, знакомство с содержанием уставов и программ помогают понять, нужно ли это именно студенту или кому-то другому, или ему вполне достаточно тех форм взаимодействия с обществом, которые предоставляет вуз.
В трудной жизненной ситуации студенту и молодому специалисту важно знать, где его единомышленники, к кому обратиться за под-
держкой, защищая свои интересы. Он должен различать и то, с какой целью к нему самому обращаются представители разных организаций, партий - привлечь в качестве молодежного электората или предложить вместо «чистой» политики заняться общественно-полезной деятельностью, включить в молодежную парламентскую вертикаль или в различные формы содействия социально беззащитным группам населения, участия в предотвращении асоциального поведения, волонтерства. Особую активность проявляют сегодня религиозные организации, в том числе и с целью вовлечения молодежи в деструктивные секты, проникая в форме лоббистов во властные структуры, в систему образования. В ряде сект молодежь 18-27 лет составляет до 70%.
Как показали наши исследования, такой информационной вооруженностью большая часть студентов не располагает, хотя в новой социальной реальности, виртуальной, когда осуществляется переход на общенациональную сетевую инфраструктуру, ее роль возрастает, ибо индивиды и группы получают неограниченные возможности взаимодействия для выражения и защиты своих интересов, для са-мопрезентации. Как показывают исследования, вузовская молодежь по-прежнему конформистски настроена и равнодушна к политике.
Общественные организации - так называемый «третий сектор», «организации-
посредники», «медиаторные группы», возникающие вне рамок политических и экономических институтов с целью реализации гражданской активности. Они не позволяют властям разного уровня игнорировать интересы населения, в частности его молодежных групп, привлекают к ним внимание и «заставляют» решать их проблемы. Молодежные общественные организации и объединения являются одним из основных элементов системы гражданской адаптации, оказывают существенное влияние на формирование гражданственности молодежи в силу своей многофункциональности.
Общественные организации (ОО) - основная ячейка гражданского общества, совокупность некоммерческих организаций, объединений разных групп населения для удовлетворения различных потребностей и защиты своих интересов. К ним относятся правозащитные, женские, детские, экологические организации, патриотические клубы, землячества, этнические диаспоры, культурные и творческие союзы, профессиональные союзы, научные, образовательные, молодежные, спортивные, религиозные и др. организации. О. О. стимулируют включение индивида в общественные отношения, начиная с уровня межличностных отношений, «низовых» социальных взаимодействий, основой которых является доверие, а наиболее распространенной моделью - социальные сети (см.).
Ответственность - устойчивое моральное качество личности, черта характера, позволяющая человеку самому решать, где и как реализовать это качество. Диапазон возможностей зависит от степени сформированности ответственного отношения к делу, к людям, к выполнению своих функций и простирается от «не могу иначе», «я за это в ответе» до полной безответственности в поступках. Уровень ответственности выпускников вузов является маркером уровня их профессионализма.
Ответственность социальная - профессиональное целеполагающее качество, которое можно считать сформированным тогда, когда человек совершает свободный, сознательный выбор, а внешние, поставленные обществом цели становятся его личными целями. В этом случае ответственные действия человек совершает добровольно, по желанию, во вменяемом состоянии. В теории компетентностного подхода к образованию этот вид ответственности как развитое качество личности называют социальной компетентностью.
Патриотизм - в буквальном смысле - любовь к Отечеству, преданность своему народу, Родине. Еще проще, любовь к месту, где родился и живешь, где чувствуешь себя человеком; доброе отношение к тем, кто тебя окружает, готовность их защищать.
Патриотизм иногда приобретает неоднозначное толкование либо с явной политической окраской («национал-патриотизм», «непримиримое славянофильство»), либо с уклоном в военно-милитаристский смысл «защиты от врагов». Важно учитывать контекст, уровни использования (в разных сферах деятельности, на обыденном и теоретическом уровне и т. д.). В научно-теоретическом и этическом смысле это - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать, отстаивать интересы Родины и своего народа. Его наличие - важнейшая эмоциональная и деятельностная основа гражданственности.
Почетное гражданство - способ вознаграждения человека, внесшего особый вклад в развитие города, страны.
Как особый социальный институт в России до революции оно превратилось в целое сословие со своими писанными и неписанными правилами. По манифесту Николая I (1832 г.) обыватели были разделены на 6 групп, в числе которых выделялись так называемые «именитые граждане», отличившиеся на каком-либо общественно-полезном поприще, беспорочно служившие на выбранных должностях, ученые-
академики, выдающиеся деятели искусства, крупные бизнесмены; главный критерий при их определении- не имущественное положение, а заслуги перед отечеством.
Революция отменила этот институт; попытки возрождения оказались удачными не на уровне страны, а в городах, причем практически во всех. В Екатеринбурге до революции было 10 почетных граждан, а после возрождения этого звания в 1996 г. - уже 66 человек. Ежегодно их состав пополняется за счет наиболее заслуженных граждан города.
Правоспособность граждан - их право иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (статья 18 ГК РФ).
Россиянин - употребляется в двух значениях:
1. Гражданское определение: житель нашей страны, гражданин государства Россия безразлично к национальной и конфессиональной принадлежности.
2. Нередко употребляется как синоним «русского», обозначающий принадлежность к конкретному этносу. В этом случае слово не всегда можно перевести не только в идеологический, но и в позитивный культурный план у части поколения с дефицитом патриотического сознания, с незнанием исторического прошлого страны. В отсутствие культуры толерантности в полиэтническом государстве самодеятельность молодых может принимать формы скинхедства, фашиствующего хулиганства, ксенофобии.
Социальная сеть - это современная корпоративная форма спонтанной самоорганизации людей, позволяющая совершить переход с уровня межличностных отношений на уровень взаимодействия общественных организаций и государства (Ф. Фукуяма, В. Радаев и др.). Основой и «гарантией безопасности» такого перехода служит доверие, которое и образует тот социальный капитал, который реализуется уже не только через традиционные практики товарищества и взаимопомощи, но и через доверие, лояльность к общественным институтам, а на самом высоком уровне - к государству. Потенциал социальных сетей, социального капитала реализуется через общественные организации, деятельность которых «выстраивает»
механизм взаимодействия гражданина с властными структурами. Развертывание сетей гражданского действия способствует распространению ценностей и норм гражданского участия, преодолению пассивности.
Социальное государство - согласно Конституции РФ, это принцип, предполагающий создание равных возможностей для всех членов общества, проведение политики, признающей за каждым гражданином право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, когда он работает, а также в случае безработицы, инвалидности, старости. Реализация этого принципа происходит через систему социальных проектов, программ разного уровня.
В условиях кризисов имеют место такие тенденции, как отказ от чрезмерной государственной поддержки, обеспечение минимальных социальных потребностей граждан с учетом имеющихся финансовых, материальных средств, ориентация на адресную социальную помощь. В этом случае большое значение имеет соблюдение баланса интересов государства, отдельных социальных групп и граждан, которым социальные права в правовом государстве принадлежат от рождения. Сочетание качеств и социального, и правового государства делает ясным различение понятий «отечества» и «государства» в представлениях граждан: «Отечество - это отечество, а государство - то, что должно этому отечеству служить».
Толерантность (лат. 1о1егап^а - терпение)
- терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо. В несколько ином смысле - выдержка, терпеливость, выносливость, сдержанность. Толерантность становится уникальным эволюционным механизмом сосуществования больших и малых сообществ, обладающих различными возможностями развития. Российское общество - не монолит и не бесформенный конгломерат, а сложно структурированная система с неоднозначными формами взаимодействия разных групп. Поэтому в настоящее время понятие употребляется в более широком смысле - как система социальных связей (межличностных, межгрупповых, межэтнических,
межконфессиональных, межкультурных и др.), способствующих установлению гармоничных отношений в сообществах разного уровня, устранению (или локализации) «очагов нетерпимости» по отношению к другим. В политике толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, принимать политический плюрализм. Но такое понимание охватывает и жизнь отдельной личности - готовность прислушаться к мнению политического противника. Главное здесь то, что дихотомию «друг - враг» нельзя переносить из сферы политической в сферу межличностного взаимодействия. В «Декларации принципов терпимости», принятой ООН в 1995 г., толерантность определяется как
уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. В более узком смысле это не просто терпимость, уважение и сочувствие по отношению к другому, кем бы он ни был по своему статусу, но и умение со-существовать, со-дей-ствовать, со-трудничать с «иными», «не своими», в том числе имеющими другую точку зрения на что-либо.
Правительством РФ в 2001 г. принята программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», которая утверждает воспитание толерантности как неотложную задачу, связанную со стратегией социальной безопасности. В системе образования принцип толерантности рассматривается в числе системообразующих для гражданского, патриотического воспитания, для формирования культуры диалога, коммуникативной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовая база
Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Омега; Л., 2008.
Федеральный закон «Об общественный объединениях»
• 82 - ФЗ от 19 мая 1995 г. в редакции № 169-ФЗ от 08.12.2003 г.
• Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
• Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
• Федеральный закон «О государственной поддержке молодежныгх и детских общественный организаций» №98 - ФЗ от 28.06.1995 г., в ред. № 31 -ФЗ от 21.03.2002.
Областной закон «О государственной молодежной политике в Свердловской области».
Государственная Концепция молодежной политики.
Национальный проект «Образование»: нормативные правовые документы. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Указ Президента РФ от 06.04.2005 г. №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». // Национальный проект «Образование»: нормативные правовые документы. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Научные источники
Александер Дж. Власть, политика и гражданская сфера // Социс. 2009. №10.
Арапов М., Барботько Л., Мирский Э. Библейская цитата: словарь-справочник. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Гражданская культура современного российского студенчества. -Екатеринбург: ИПЦ «Маска», 2007.
Гаврилюк В. В., Маленков К. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. №4.
Гражданская культура современного студенчества: материалы Международной конф. (Екатерин-
бург, 14.11.2007, УГТУ-УПИ). - Екатеринбург, 2007.
Гражданская, этническая, религиозная идентичность современной России. - М.: ИС РАН, 2006.
Дилигенский Г. Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. - М.: изд. фонд «Общественное мнение», 2001.
Дмитриев А. В. Тезаурус социологии: тематический словарь-справочник. Рецензия. // Социс. 2010. №1.
Донских О. А., Антипов Г. А. О формировании гражданского сознания // Высшее образование в России. 2009. №10.
Донских О. А., Антипов Г. А. О формировании гражданского сознания // Высшее образование в России. 2010. №9.
Дубицкий В. В. Воспитание студенчества как основа мобилизации социально-гражданских качеств личности // ЛКО. 2007. Вып. 4(39).
Игошев Б. М., Рубина Л. Я. Развитие гражданской активности студентов педагогических вузов: концептуальные основы и программа деятельности.
- Екатеринбург: УрГПУ, 2010.
Игошев Б. М., Середа В. А. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во вне-учебной деятельности. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007.
Казаков Е. С., Шапко В. Т., Чегодаева Т. А. Культура гражданственности. - Екатеринбург -Нижний Тагил, 2004.
Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования // Век толерантности.
- М.: МГУ, 2001.
Патрушев С. В. Гражданская активность: институциональный подход (перспективы исследования) // Полис. 2009. №6.
Петренко Е. С., Градосельская Г. В. Российское гражданское общество сегодня: реконструкция по результатам крупномасштабных опросов // Мир России. 2009. №1.
Полухин О. Н. Гражданственность: философский проект. - М.: Муниципальный мир, 2003.
Резник Ю. М. Гражданское общество как понятие // СГЗ. 2002. №2.
Самсонова Т. Н. Проблемы гражданского образования в России // Вестник МГУ, серия 18. 2007. №4.
Усманова С. Р. Представления россиян о гражданском участии // МОМ. 2008. №2.
Филимонова Л. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев // Вестник МТГУ, серия 18. 2007. №1.
Якобсон Л. И. Российский третий сектор от импорта к импортозамещению // Некоммерческий сектор, экономика, право, управление. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
© Игошев Б. М., Рубина Л. Я., 2010