Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 32-38. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 6. P. 32-38.
Научная статья УДК 323.21 (=161.1) https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.3
Гражданская активность современного российского казачества: основные формы и практики
Игорь Станиславович Башмаков
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5906-803X
Аннотация. В статье рассмотрены основные формы и практики гражданской активности современного российского казачества. Как институт гражданского общества, оно взаимодействует с государством в разных сферах: экономике, социальной и гуманитарной сфере, а также в деле защиты страны от внешних угроз и в сфере внутренней безопасности. Прежде всего это относится к реестровому казачеству, выполняющему задачи государственной службы. Особенно сильно казачья гражданская инициатива проявляется на местном уровне, в сельской местности и небольших городах, в регионах, где сильна соответствующая идентичность. Развитию гражданской активности реестрового казачества способствует взаимодействие с исполнительной и законодательной властью регионов, местными властями, правоохранительными органами, системой образования и культуры. Нереестровое казачество и независимые казачьи активисты проявляют активность в информационной сфере путем создания и ведения информационных ресурсов и страниц в социальных сетях, прежде всего посвященных казачьей истории и традициям. В условиях внешних вызовов и угроз необходимо, чтобы реестровое и нереестровое казачество конструктивно сотрудничали и оказывали консолидирующее влияние на российское общество.
Ключевые слова: гражданское общество, гражданская активность, общественно-политический институт, этнокультурная общность, российское казачество
Для цитирования: Башмаков И.С. Гражданская активность современного российского казачества: основные формы и практики // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6. С. 32-38. https://doi.org/10.24158/pep.2023.6.3.
Original article
Civic Activity of Modern Russian Cossacks: Basic Forms and Practices
Igor S. Bashmakov
Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected]. https://orcid.org/0000-0002-5906-803X
Abstract. The article examines the main forms and practices of civic activity of modern Russian Cossacks. As a civil society institution, it interacts with the state in different spheres: economy, social and humanitarian sphere, as well as in the protection of the country from external threats and in the sphere of internal security. First of all, this refers to Registered Cossacks who fulfill the tasks of public service. Cossack civic initiative is especially powerful at the local level, in rural areas and small towns, in regions where the corresponding identity is strong. Interaction with the executive and legislative authorities of the regions, local authorities, law enforcement bodies, the system of education and culture contributes to the development of civic activity of the Registered Cossacks. Non-Registered Cossacks and independent Cossack activists are active in the information sphere by creating and maintaining information resources and pages in social networks, primarily dedicated to Cossack history and traditions. In the face of external challenges and threats, it is necessary that registered and non-registered Cossacks cooperate constructively and exert a consolidating influence on Russian society.
Keywords: civic society, civic engagement, socio-political institution, ethno-cultural community, Russian Cossacks
For citation: Bashmakov, I.S. (2023) Civic Activity of Modern Russian Cossacks: Basic Forms and Practices. Society: Politics, Economics, Law. (6), 32-38. Available from: doi:10.24158/pep.2023.6.3 (In Russian).
Теоретическая модель исследования гражданской активности в современной общественно-политической жизни. Гражданское общество является необходимостью современного демократического государства. В современном понимании оно представляет собой совокупность
© Башмаков И.С., 2023
всех форм добровольной активности граждан, направленных на решение государственных и общественных задач. Гражданская политическая культура, способствующая возникновению гражданского общества, формируется под влиянием демократических институтов, которые ведут к большей информированности и сознательности граждан (Almond, Verba, 1963). В свою очередь гражданское общество является опорой демократии и правового государства, которые не могут строиться на пассивности граждан. Таким образом, обе тенденции, то есть развитие гражданского общества «снизу» и формирование демократических институтов благодаря реформам «сверху», благоприятно влияют и взаимно усиливают друг друга.
Не только общественные организации политического характера принимают участие в гражданской деятельности, но и другие сегменты общества; все они продуцируют социальный капитал, доверие и общие ценности (Putnam et al., 1994). Как правило, к институтам гражданского общества относят благотворительные фонды, профессиональные ассоциации, религиозные организации, профсоюзы, волонтерские структуры, некоммерческие организации (НКО), интернет-сообщества и т.д. Также выделяют формы взаимодействия власти и гражданского общества, такие как территориальное общественное самоуправление, общественные советы, палаты, уполномоченные по правам и т.д. Кроме того, представителями гражданского общества могут быть индивидуальные общественные активисты, например представители интеллигенции, деятели культуры, правозащитники и т.д.
Замечено, что граждане, задействованные в деятельности общественных институтов, демонстрируют более высокий уровень политического участия и гражданской компетентности (Putnam et al., 1994). Гражданское общество как совокупность различных форм соответствующей активности не только помогает населению защищать свои права и удовлетворять групповые, а также частные интересы, но и берет на себя часть функций государства, таких как социальное обеспечение, сохранение и развитие культуры, защита окружающей среды и т.д. По мнению А.И. Соловьева, отношения гражданского общества с государством проявляются во всех без исключения сферах социальной жизни (Соловьев, 1996). Таким образом, для успешного развития государства, в том числе социальной сферы, необходимы не только усилия его самого, но и планомерное и постепенное совершенствование различных сегментов гражданского общества, а также конструктивных форм взаимодействия государства и гражданского общества.
Предпосылкой и следствием формирования последнего является наличие развитого гражданского участия. Оно заключается в «самопроявлении граждан и их объединений (формализованных и неформализованных) в разных сферах жизни общества - в социальной сфере, в политике, экономике, культуре, религии», ориентированном на достижение общего блага или интересов широких групп и слоев населения (Петухов, 2019: 6). От гражданского (политического) участия, то есть участия граждан в работе политических институтов, следует отличать социальное участие, например, благотворительную и волонтерскую деятельность, направленную на решение социальных проблем, а также общественное участие как форму совместного решения проблем государством и гражданским обществом (Скалабан, 2011: 138). В современном демократическом государстве указанные виды гражданского участия взаимосвязаны и развиваются на всех уровнях власти и общественной жизни от местного, где более распространены практики горизонтального социального участия, до общегосударственного, имеющего больше вертикальный и политический характер.
Гражданская активность проявляется в разнообразных формах самостоятельной деятельности граждан, их объединений, ассоциаций и сетей, в виде реализации своих гражданских прав, решения общественных проблем, которые обусловлены внутренними мотивами и устремлениями, не направленными на извлечение прибыли (Исаева и др., 2015: 132). К практикам гражданской активности в социальной сфере можно отнести участие в сохранении окружающей среды, исторической памяти и историко-культурного наследия, социальной помощи незащищенным слоям населения и т.д. Она увеличивается вслед за ростом гражданского самосознания и формированием соответствующих ценностей в обществе, связанных с небезразличным отношением к стране, обществу, природе, окружающим людям.
Российское казачество как институт гражданского общества России. Российское казачество представляет собой сложное явление, которое имеет черты социально-политического института, сочетающего в себе формальные и неформальные признаки. Казачество - это совокупность официальных (внесенных в государственный реестр1 и находящихся на государственной службе) и независимых общественных организаций (так называемых «нереестровых» казачьих обществ и организаций). Институт казачества имеет организационную структуру (Всероссийское
1 Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации [Электронный ресурс] // РОСЕГРЮЛ. URL: https://rosegrul.ru/opf/kazachi_obchshestva_vnesennye_v_gosudar-stvennyy_re/ (дата обращения: 02.06.2023).
казачье общество, объединяющее реестровые казачьи войска и общества1), правовую базу, формируемую государством (например, закон о государственной службе российского казачества2), и декларируемые официально цели (в частности, обозначенные в стратегии государственной политики в отношении казачества до 2030 г.3). Независимые казачьи организации и неформальные объединения, не входящие в официальную всероссийскую казачью структуру, также функционируют в рамках данного института, имеют менее декларированный характер и несколько отличающиеся интересы, цели и ценности.
С другой стороны, казачество - это социокультурная общность (согласно стратегии государственной политики в отношении казачества до 2030 г.4) и этнографическая группа русского народа, входящая в перечень народов и этнических групп, регулярно фиксируемых переписью населения России, обозначенная в ее итогах наряду с поморами в качестве подгруппы русского народа5. Как отмечает Е.В. Морозова, современное казачество обладает многосоставной идентичностью (Морозова, 2012). В настоящий момент оно является не только сословием и этнокультурной группой, как это было до революции, а, скорее, целым субэтносом в составе русского этноса, при этом некоторые его представители категорически отстаивают мысль о самобытности и древности качества как отдельного народа. Тенденция к удревнению истории, а также стремление обосновать наличие казачьей национальной идентичности (отдельного народа) была характерна для ряда казачьих историков и политических деятелей в период гражданской войны, а также в казачьей среде в эмиграции, затем она проявлялась в ходе возрождения казачества в 1990-х годах, причем эта идея стала достаточно популярной у многих представителей казачества, особенно «нереестрового».
Современное казачество начало формироваться еще в позднесоветский период «снизу» на основе культурно-исторической памяти в казачьих регионах в среде городской и сельской интеллигенции, в качестве казачьих клубов и творческих структур. В период распада СССР в регионах проживания стали возникать первые казачьи объединения (например, созданная в 1990 г. Кубанская казачья рада), затем - общества, войска, а также независимые общественные организации. Активное возрождение казачьих структур в период перестройки стало следствием обретения населением гражданских и политических свобод, демократизации российского общества, устранения идеологических ограничений. Первые казачьи организации советского периода преследовали преимущественно культурные цели, в частности, возрождение семейной и исторической памяти, казачьих традиций. В период кризиса 1990-х гг. к ним также добавились экономические и политические задачи, например, наведение порядка на казачьих землях, воссоздание исторического самоуправления и сельского хозяйства, защита соотечественников в локальных конфликтах на постсоветском пространстве и т.д. Возрождение казачества происходило в том числе по причине необходимости наполнения тех сфер, в которых государство по причине своего временного ослабления недостаточно активно участвовало. Современное казачество, таким образом, развивалось не только как этнографическая группа с культурной спецификой и идентичностью, но и как необходимый институт гражданского общества, осуществляющий духовные, мировоззренческие, а также другие важные социальные, экономические и политические функции.
Т.В. Полянчук относит казачество не к так называемым ассоциативным группам, традиционно рассматриваемым в качестве основной ячейки гражданского общества западного типа, а к добровольным «общинным» группам, принадлежность к которым определяется историко-культурной или этнокультурной идентичностью (Полянчук, 2018).
Несмотря на то, что изначально возрождение казачества происходило в качестве инициативного института гражданского общества, основанного на этнокультурной общности, в течение 1990-х годов стало очевидным стремление государства поддерживать его формирование и развитие, что наблюдается и в настоящее время. В современных условиях в отношении казачества проводится активная политика государства, включающая правовое и институциональное его развитие в качестве элемента государственной службы и управления; происходит постепенное
1 О Всероссийском казачьем обществе : Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
2 О государственной службе российского казачества : Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы : Указ Президента РФ от 09.08.2020 № 505 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».
4 Стратегия государственной политики в отношении российского казачества на 2021-2030 годы [Электронный ресурс] // Российское казачество. URL: https://kazachestvo.ru/20221128/48826.html (дата обращения: 02.06.2023).
5 Всероссийская перепись населения 2020 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 02.06.2023).
включение казачества в систему образования и воспитания, молодежной политики, а также вовлечение в политическую и общественно-экономическую жизнь казачьих регионов. По мнению М.Ш. Шарифова, казачество в настоящий момент является специфической саморегулируемой организацией, формой взаимодействия власти и гражданского общества. Государство привлекает казачество к государственному управлению, передает ему часть своих функций (Шарифов, 2015: 21). Таким образом, современное казачество постепенно начинает занимать место в государственной иерархии, тем не менее оставаясь по сути частью российского гражданского общества, что делает осмысление особенностей гражданской активности его представителей актуальной научной задачей.
Основные формы и практики гражданской активности современного российского казачества. К формам гражданской активности современного российского казачества мы относим следующие практики общественно-политического участия:
Защита и обеспечение безопасности государства, охрана общественного порядка.
1. Патриотическая работа и воспитание подрастающего поколения.
2. Оказание социальной помощи, в том числе гуманитарной, нуждающимся.
3. Сохранение исторической памяти, языка, традиций, казачьего искусства и других культурных особенностей.
4. Информационная и общественно-политическая активность казачества.
Казачество является опорой государства, прежде всего в сфере безопасности и обороны.
Начиная с 1990-х гг. российское казачество активно и добровольно участвовало в разрешении военных конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Чечне, в операции по воссоединению с Крымом и в войне на Донбассе после 2014 г. В настоящий момент казаки-добровольцы из многих регионов России борются с нацистами на Украине в рамках специальной военной операции (СВО), начатой Российской Федерацией в феврале 2022 г.1 По данным Всероссийского казачьего общества, за время ведения боевых действий было сформировано 15 казачьих добровольческих отрядов общей численностью 18 500 человек2. Всей стране стали известны мужественные действия казаков-добровольцев под Красным Лиманом, сдерживавших численно превосходящего противника3. Кроме непосредственного участия в военных действиях казачьи войска и районные общества организуют сбор гуманитарной помощи, закупку снаряжения, обмундирования, средств связи и прочего для нужд фронта. Известным стал казак Старостаничного хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска Денис Куренин, совершивший уже 48 поездок с гуманитарными грузами на Донбасс4. Также сбором гуманитарной помощи занимаются казачьи образовательные учреждения, школьники, молодые казаки из Союза казачьей молодежи; кроме того, оказывается помощь семьям добровольцев и мобилизованных, а также тем, которые потеряли на войне своих близких. Официальное казачество является одной из самых патриотически настроенных частей гражданского общества, становится мощным ресурсом консолидации российского общества в условиях специальной операции и геополитических изменений.
Традиционно российское казачество участвует в охране общественного порядка совместно с полицией как в повседневных условиях, так и на важных общественно-политических мероприятиях. Его представители несут службу на пограничных заставах, занимаются природоохранной деятельностью, принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также стихийных бедствий, преимущественно в тех регионах, где количество членов казачьих обществ позволяет это делать. В качестве примера отметим действия 560 казаков во главе с атаманом Темрюкского РКО Кубанского казачьего войска, которые пришли на помощь водителям и пассажирам, оказавшимся перед Крымским мостом после диверсии в 2022 г. Они круглосуточно дежурили, охраняя общественный порядок, занимались информационным оповещением, организовали пункты временного питания и обогрева5.
Также важной формой гражданской активности казаков является участие в патриотической работе и воспитании подрастающего поколения через систему образования, клубы и молодежные организации. Наставники в казачьих школах и классах проводят работу по нравственному и гражданскому воспитанию, распространению знаний о прошлом и увеличению интереса к локальной истории, тем самым формируя местный и государственный патриотизм, а также необходимые моральные качества учащихся.
1 Более 1 000 казаков убыли в зону боевых действий [Электронный ресурс] // Всероссийское казачье общество. URL: https://vsko.ru/bolee-1000-kazakov-ubyli-v-zonu-boevyh-dejstvij/ (дата обращения: 08.05.2023)
2 Там же.
3 Казаки бьются отважно [Электронный ресурс] // Всероссийское казачье общество. URL: https://vsko.ru/kazaki-byutsya-otvazhno/ (дата обращения: 02.06.2023).
4 Отчетный сбор ККВ: сохраняет позиции лучшего в России // Вольная Кубань. 2022. 23 декабря.
5 Там же.
При участии казачества организуются военно-полевые сборы, спортивные соревнования для молодежи, туристические поездки и походы по местам боевой славы. Увеличивается число спортивных, поисковых и военно-патриотических казачьих клубов в регионах традиционного проживания. С прошлого года в ряде российских вузов созданы казачьи сотни, которые активно включились в добровольческую деятельность российского казачества в сфере воспитания и развития патриотизма. Так, в Кубанском государственном университете одна из них принимает участие в организации мероприятий и конференций казачьей направленности, организует субботники, участвует в сборе гуманитарной помощи.
Для казачьих регионов этнически ориентированные организации становятся своего рода заменой пионерской и комсомольской организаций советского периода, а также важной составляющей молодежной политики. Кубанский союз казачьей молодежи за 5 лет существования привлек 113 тыс. участников1, он представлен во всех городах и районах Краснодарского края, таким образом являясь одной из самых массовых молодежных организаций в регионе.
Учащиеся казачьих кадетских корпусов, школ и классов, молодежь из Союза казачьей молодежи активно участвуют в волонтерской работе в социальной сфере. Так, в рамках акции «Во имя Кубани» Союз казачьей молодежи Краснодарского края осуществляет благоустройство памятников, оказывает помощь пожилым людям, ветеранам, семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, шефствует над детскими домами, школами-интернатами, реабилитационными центрами и домами престарелых2.
Большую роль казачество играет в сельской местности, в местах традиционного проживания казаков, по сути, являясь одним из главных активных субъектов гражданского общества и культурной жизни на местном уровне. Казаки не только участвуют в охране общественного порядка на селе и воспитании подрастающего поколения, но и занимаются сохранением местной исторической памяти, ремесел и традиционной культуры, содействуют развитию и благоустройству поселений, становятся основой местной идентичности. Так, в станице Тбилисской Краснодарского края казаки реконструируют часовню и благоустраивают прилегающую к ней территорию в знаковом для местной исторической памяти месте - там, где некогда была могила сотника Андрея Гречишкина, героически погибшего в неравном бою с горцами в 1829 г. Капитальный ремонт казаки выполняют сами, средства удалось собрать благодаря сельскохозяйственной деятельности хуторского казачьего общества3.
В ряде муниципальных образований Краснодарского края проходят ежегодные поминовения, которые посвящены подвигам казаков в различные исторические периоды. Граждане, интересующиеся местной историей, реконструируют важные факты из прошлого станиц и городов. Например, в станице Убежинской Краснодарского края казаки восстанавливают старинные захоронения первых жителей, кладбище планируется облагородить для посещения в культурных и образовательных целях4. Мероприятия и праздники с участием казаков в форме и казачек в традиционных нарядах сплачивают население, формируют чувство сопричастности, делают культурную и общественную жизнь на селе более разнообразной и насыщенной.
С недавних пор казачьи общества стали активно вовлекаться в проектную деятельность по решению местных социальных проблем, улучшению жизни и досуга жителей поселений. Например, при Кубанском казачьем войске уже функционирует проектная мастерская, помогающая сформулировать творческую идею, подать заявку на грант. Среди поддержанных фондами проектов значатся: детская гончарная мастерская в станице Архангельской, детско-юношеский конноспортивный клуб в станице Старощербиновской, мобильный мультимедийный музей истории Кубанского казачества, арт-пространство «Аллея истории» в Тихорецком районе и прочие5.
Таким образом, постепенно казачество становится не только институтом общественной безопасности и сохранения традиций, культурной и исторической специфики региона, но и субъектом позитивных изменений социальной среды, способствует развитию солидарности среди жителей и налаживанию горизонтальных связей между властью, гражданским обществом и населением.
Нереестровое казачество также участвует в общественной активности этнической направленности, например, в казачьих поминовениях, фестивалях народной культуры, праздничных мероприятиях и т.д. Его представители занимаются сетевой гражданской активностью, ведут блоги
1 Союз казачьей молодёжи Кубани [Электронный ресурс] // Вконтакте. URL: https://vk.com/molodezhkubani (дата обращения: 08.05.2023).
2 Восстановить справедливость // Вольная Кубань. 2022. 1 ноября.
3 Возвращение утраченной памяти // Юг Times. 2023. 26 апреля.
4 Армавирские и лабинские казаки восстанавливают старинное кладбище [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://news.rambler.ru/other/44608429-armavirskie-i-labinskie-kazaki-vosstanavlivayut-starinnoe-klad-bische/?ysclid=lh69euwcj8542105288 (дата обращения: 08.05.2023).
5 Мастерская добра // Юг Times. 2022. 21 декабря.
и страницы в социальных сетях, посвященные казачьей теме, преимущественно истории и культуре. Однако, возможно, по причине малочисленности, отсутствия официального статуса, а как следствие, и государственного финансирования нереестровые казаки менее заметны в информационной и общественно-политической повестке. Некоторые практики гражданской активности неофициального казачества, а также независимых казачьих активистов имеют достаточно противоречивый, а иногда и конфронтационный характер, в связи с этим сопровождаются заметно большим общественным резонансом. Примером сказанного может послужить установка памятника Петру Краснову, руководителю Главного управления казачьих войск вермахта, и мемориала «Донские казаки в борьбе с большевизмом» донским бизнесменом Владимиром Мелиховым на личном подворье в станице Еланской в 2006 г.1 Подобные попытки героизации некоторых казачьих исторических деятелей, деятельность которых осуждается на официальном уровне, а также различное видение путей развития казачества приводят к расколу в самой казачьей среде, делению на независимых и оппозиционных по отношению к власти ее представителей и официальному казачеству в виде патриотически настроенных и лояльных к государству казаков. Очевидно, что не все нереестровые казаки отличаются подобными крайними взглядами на историю и задачи будущего развития казачества. Среди владельцев независимых ресурсов (блогов, групп и страниц в социальных сетях) и их подписчиков есть как негативно настроенные к реестровому казачеству и разделяющие крайние этнические взгляды, так и умеренные и поддерживающие официальную позицию сообщества, что проявляется в комментариях пользователей, в постах и публикациях администраторов страниц. Отметим, что самая крупная группа «Вконтакте» «Казаки. Российское казачество», имеющая 68 тыс. подписчиков, в целом достаточно объективно освещает события современной жизни казачества, в том числе участие добровольцев из своей среды в специальной военной операции.
Заключение. Несмотря на то, что российское казачество уходит своими корнями в сословное и этнокультурное прошлое, сегодня оно становится важным субъектом и институтом гражданского общества, а также формой взаимодействия власти и населения, преимущественно в «главных» казачьих регионах России, таких как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также постепенно распространяет свои гражданские практики на остальные регионы России, в том числе и новые, при содействии власти, поддерживающей укрепление и развитие российского казачества. Основными принципами и задачами гражданских форм и практик структур российского реестрового казачества становятся: помощь в реализации общегосударственных задач, сохранение казачьих традиций и исторической памяти, воспитание подрастающего поколения, помощь в местном социокультурном развитии. Формы гражданской активности казачества формируют коллективную идентичность, воспитывают патриотизм и социальную солидарность, улучшают общественную обстановку на местном уровне. Государство и официальное казачество в современных условиях тесно работают над улучшением эффективности работы совместных структур, привлечением молодежи в ряды казачества, преобразованием этнических организаций в драйверы местного социального развития. Очевидно, что казачий мир выходит за пределы формальных структур, связанных с государством, включает в себя также нереестровое казачество, в том числе казаков, которые не ассоциируют себя с официальными структурами. Тем не менее подобная конструктивная горизонтальная «гражданская» среда, формируемая в настоящий момент в дополнение к правовой и организационной структурам, будет оказывать дальнейшее консолидирующее и интегрирующее влияние на остальное казачество России, ближнего и дальнего зарубежья, где также проживают представители казачества.
Список источников:
Исаева Е.А., Соколов А.В., Тарусина Н.Н. Гражданская активность россиян: тенденции законодательства и общественной практики // Социально-юридическая тетрадь. 2015. № 5. С. 130-148.
Морозова Е.В. Сложносоставная идентичность как объект политологического анализа // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 1. С. 60-66.
Петухов В.В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3-14. https://doi.org/10.31857/S013216250007743-0.
Полянчук Т.В. Казачьи организации в консолидации гражданского общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13, № 5. С. 88-103. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2018-13-5-88-103.
Скалабан И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 130-139.
Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. Политические исследования. 1996. № 6. С. 29-38.
Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. 2015. № 5 (104). С. 15-29.
1 Коммунисты гонят атамана Краснова с донской земли [Электронный ресурс] // Независимая газета. Ш1_: https://www.ng.ru/regions/2013-03-20/6_don.html?ysclid=lh6dnj01rr232105034 (дата обращения: 08.05.2023).
Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963. 562 с. https://doi.org/10.1515/9781400874569.
Putnam R.D., Leonardi R., Nanetti R.Y. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton, 1994. 288 р. https://doi.org/10.1515/9781400820740.
References:
Almond, G. & Verba, S. (1963) The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton. 562 р. Available from: doi:10.1515/9781400874569.
Isaeva, E. A., Sokolov, A. V. & Tarusina, N. N. (2015) Civic Engagement Russians: Trends of Law and Social Practice. Social'no-yuridicheskaya tetrad'. (5), 130-148. (In Russian).
Morozova, E. V. (2012) Slozhnosostavnaya identichnost' kak ob"ekt politologicheskogo analiza [Complex Identity as an Object of Political Science Analysis]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. (1), 60-66. (In Russian).
Petukhov, V. V. (2019) Civic Participation: Interaction of Social and Political Practices. Sotsiologicheskie issledovaniya. (12), 3-14. Available from: doi:10.31857/S013216250007743-0. (In Russian).
Polyanchuk, T. V. (2018) Cossack Organizations in the Consolidation of Civil Society. Central Russian Journal of Social Sciences. 3 (5), 88-103. Available from: doi:10.22394/2071-2367-2018-13-5-88-103. (In Russian).
Putnam, R. D., Leonardi, R. & Nanetti, R. Y. (1994) Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton. 288 р. Available from: doi:10.1515/9781400820740.
Sharifov, M. Sh. (2015) The Current Institutional Forms of Engagement between the State and Civil Society. Russian Juridical Journal. (5 (104)), 15-29. (In Russian).
Skalaban, I. A. (2011) Social, Public and Civil Participation: the Problem of Conceptual Understanding and Misunderstanding. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (1 (13)), 130-139. (In Russian).
Solovyov, A. I. (1996) Three Aspects of the State - Three Strategies of Civil Society. Polis. Political studies. (6), 29-38. (In Russian).
Информация об авторе И.С. Башмаков - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=626627 https://www.webofscience.com/wos/author/record/103554 https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57222808297
Information about the author I.S. Bashmakov - PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Political Science and Political Management, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=626627 https://www.webofscience.com/wos/author/record/103554 https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57222808297
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.