Бугаев Константин Валериевич
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий _(e-mail: [email protected])
Казачество России: необходимые изменения в Закон о службе
В статье предлагаются изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», которые увеличивают обязанности членов реестровых казачьих обществ, в частности: для реестрового казачества устанавливается более частая по сравнению с иными гражданами периодичность прохождения военных сборов; казачество может оказывать помощь правоохранительным органам в форме несения патрульно-постовой службы и др. При этом члены казачьих обществ, несущие службу, получают налоговые льготы.
Ключевые слова: казачество, государственная служба казачества, реестровое казачество.
K.V. Bugaev, Master of Law, Head of a Chair of Civil Law Disciplines of the Siberian Institute of Business and Information Technologies; e-mail: [email protected]
Cossacks of Russia: necessary changes in the Law about service
Changes in the Federal law «About state service of the Russian Cossacks» which increase duties of members of register Cossack societies are offered, in particular: for the register Cossacks more frequent periodicity of military collecting is established; Cossacks can assist police at execution of patrol service, and others. The members of Cossack societies drawing duty, receive tax privileges.
Key words: Cossacks, state service of the Cossacks, register Cossacks.
Движение по возрождению казачества, зародившееся еще в 80-х гг. прошлого века, изначально носило и носит инициативный, автономный от официальной власти характер - оно «не инициировалось никакими государственными или политическими силами» [1, с. 53]. При этом на текущий момент казачье движение вполне доказало свою жизнеспособность и лояльность власти. Как отмечает О.В. Рвачева, «можно говорить о создании системы контроля над казачьим движением со стороны государства» [2, с. 145].
Более того, в наши дни значительная часть казачества настойчиво стремится быть полезным обществу и государству в форме несения службы: «казаки всячески стремятся интегрироваться в современное общество, стать его неотъемлемой частью», - пишет П.Д. Крюков [3, с. 77]; «стиль мышления казаков связан... с ощущением себя носителями традиционной функции казачества - защитников российской государственности», - продолжает Г.О. Мациев-ский [4, с. 117]; «большая часть объединений казаков выступает за единое и неделимое государство, готово участвовать в его укреплении», - замечает А.Г. Масалов [5, с. 14]. Указанное свидетельствует о высоком уровне возможностей самоорганизации казачества, его патриотизме, социальной активности, верности Родине. Конечно же упускать этот потенциал неразумно.
История показывает вполне успешное использование казачества в Российской империи. Так, специалисты напоминают следующее: российское правительство планомерно превращало казачество в особое полупривилегированное военнослужилое сословие, одновременно предоставляя ему серьезные льготы [6, с. 28]; казачество - универсальный ресурс имперского государства: с одной стороны, это воины, с другой - земледельцы и скотоводы [7, с. 75]; казачья община сама, без финансовой помощи и надзирательства со стороны государства, растила профессиональных воинов; казаки имели ряд льгот от правительства, но жили на самообеспечении [8, с. 147]; оборона границы с помощью казаков имела целый ряд существенных преимуществ, главное из них -дешевизна содержания по сравнению с регулярными войсками [9, с. 12].
Таким образом, в России имеется вполне успешная практика использования казачества для службы государству, и поскольку антагонизм казачества и власти остался в советском прошлом, то на текущий момент, полагаем, необходимо более широкое, чем это есть сейчас, привлечение казаков к государственной службе. Согласимся с мнением В.Д. Граждана: «Казачество должно в перспективе стать новым социальным "сословием", отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и
31
муниципальной» [1, с. 54]. При этом, например, важно заметить, что казачество живет практически по всей территории России преимущественно у границ («очаговый» характер расселения [10, с. 113]), что предполагает удобство использования казачества в пограничной и таможенной службе. Кроме того, казачество может существенно облегчить современные кадровые проблемы МВД. «Одним из действительных факторов обеспечения правопорядка в государстве могут стать современные казачьи объединения», - уверен С.В. Усатов [11, с. 296]. Казачество также способно решать проблемы Минобороны и МЧС - везде, где требуется поддержание безопасности и обороноспособности территории. «В условиях сокращения численности армии именно организация территориальной обороны является одним из наиболее экономичных путей поддержания обороноспособности на должном уровне» [12, с. 11]. Как видим, возможности использования казачества, потенциально насчитывающего порядка 5 млн человек [1, с. 53], весьма велики.
Однако ныне действующий Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» (далее - ФЗ), как мы считаем, не в полной мере отвечает текущим реалиям - он производит впечатление незаконченного, половинчатого документа («Этот закон не прямого действия, а носит рамочный характер. Он только определяет основные направления, на основе которых будут вырабатываться и приниматься последующие подзаконные акты», -указывает В.Д. Граждан [1, с. 54]). В самом деле, определяя правовую и организационную основы несения российским казачеством государственной службы, Закон подробно не определяет специфику и порядок несения данной службы, оставляя многие вопросы без ответа.
Попытаемся предложить некоторые изменения и дополнения в данный нормативный документ, которые, как мы считаем, могут помочь развитию службы российского казачества. Важно заметить, что нововведения в нормативные акты невозможны без широкого обсуждения среди казачьей общественности, поэтому нашей целью является лишь обратить внимание на имеющиеся проблемы и предложить один из возможных вариантов решения.
Предварительно, однако, заметим следующее. Пункт 2 ст. 1 рассматриваемого ФЗ определяет, что последний не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой, т.е. указанный ФЗ определяет деятельность реестрового казачества, которое составляет меньшую часть казачества вообще. Следовательно, тысячи российских граждан, считающих себя казаками и являющихся фактически
резервом реестрового казачества, вынесены за рамки данного документа. Нет даже общего современного и принятого всеми понимания, что есть казачество. Специалисты пишут: «Каково бы ни было происхождение слова "казак", в конечном итоге носителем его стал русский человек со своим языком, обычаями и культурой» [10, с. 113]; «Современное казачество является многокомпонентной социальной общностью, основным группообразущим фактором которой служит самоидентификация граждан с традиционно российским казачеством» [5, с. 16]; за возрождением казачества как этносо-словия стоит желание консолидировать русскоязычное население страны [13, с. 27]. Поэтому настораживают факты, когда, например, «в Чечне в противовес реестровому Терско-Сунженскому окружному казачьему обществу сформировано общественное объединение "Чеченское казачье войско", в которое принимаются чеченцы-мусульмане, не имеющие исторической связи с казачеством. Такие казачьи общественные организации часто противодействуют реестровым казачьим обществам» [5, с. 15]. В самом деле, попытки внедриться в казачье движение со стороны национальных образований, откуда русскоговорящее население было фактически насильственно вытеснено, больше напоминают желание «размыть» казачество, сделать его аморфным, анекдотичным и бессильным. Так или иначе, проблема существует, и поэтому мы считаем, что необходим отдельный Федеральный закон «О российском казачестве», где бы решались базовые вопросы жизни казачества.
Перейдем теперь к рассмотрению особенностей ФЗ, касающихся службы казачества.
1. Рассмотрим ст. 5 «Государственная служба российского казачества».
Полагаем, что п. 2 указанной статьи необходимо изменить: «Российское казачество проходит военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило*, в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования*, во внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы» (*выделенные фразы предлагается исключить из редакции; пояснения будут даны ниже).
Предлагается также дополнить рассматриваемый пункт указанной статьи следующим абзацем: «Соединениям, подразделениям и частям, куда направляется для прохождения военной службы российское казачество, при-
32
своены традиционные казачьи наименования (с приставкой "казачий"). В данных соединениях, подразделениях и частях устанавливаются отличия в форме одежды, традиционные для формы российского казачества».
Поясним. Для прохождения военной службы российское казачество обязательной) должно направляться в казачьи подразделения, которые имеют свою специфику как в службе, так и в форме одежды. Иначе может быть потерян сам смысл казачьей службы, произойдет «растворение» казачьих частей в обычных подразделениях, тогда как казачьи части должны быть элитой, опорой армии и государства.
Кроме того, считаем нужным дополнить указанную статью п. 2.1 и изложить его в следующей редакции: «Для членов казачьих обществ, пребывающих в запасе, периодичность призыва на военные сборы устанавливается не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в три года. Указанные сборы проходят в казачьих соединениях, подразделениях и частях. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается член казачьего общества за время пребывания в запасе, не может превышать 18 месяцев».
Таким образом, для реестрового казачества устанавливаются более частая по сравнению с иными гражданами периодичность прохождения военных сборов и более длительные сроки несения службы на сборах (напомним, что по общему правилу продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года [14, ст. 54]). Считаем, то это вполне оправдано, ибо предназначение казачества - служба Отечеству, и если гражданин берет на себя указанные обязательства, то он должен быть и подготовлен к ним более качественно.
Далее, считаем необходимым более четко изложить в Законе возможности правоохранительной службы казачества. Следует ныне действующую редакцию п. 3 рассматриваемой статьи: «Российское казачество проходит правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством» дополнить следующими абзацами: «Для охраны общественного порядка в форме несения патрульно-постовой службы казачьим обществом могут создаваться казачьи дружины, которые на период указанной деятельности переходят в распоряжение начальника органа внутренних дел и несут службу совместно с сотрудниками полиции.
Члены дружины обеспечиваются органом внутренних дел материально-техническими средствами для несения службы и имеют права и обязанности в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность патрульно-постовой службы (за исключением права на ношение огнестрельного оружия).
Члены дружины обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к несению патрульно-постовой службы».
Поясним предлагаемые дополнения. Полагаем, что казачество вполне может оказывать помощь правоохранительным органам в форме несения патрульно-постовой службы. Иная служба требует соответствующего (чаще всего юридического) образования, нередко - определенного правового статуса, например следователь, дознаватель, и поэтому, если член казачьего общества желает нести правоохранительную службу в таких формах, он должен официально поступить на службу в органы внутренних дел. Но даже патрульно-постовая служба казаков должна проходить совместно и под руководством опытных штатных сотрудников органов внутренних дел в целях соблюдения дисциплины и во избежание возможных недоразумений правового характера при взаимодействии с гражданами. При этом, конечно же, казаки должны быть должным образом подготовлены и оснащены.
2. Далее рассмотрим ст. 7 «Основные положения порядка заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами». Пункт 1 указанной статьи говорит о возможности привлечения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований для оказания им содействия в осуществлении установленных задач и функций членов казачьих обществ в соответствии с заключенными договорами (соглашениями) с казачьими обществами.
Полагаем, что привлечение реестрового казачества к службе при наличии экстремальной ситуации возможно и вне заключенного с казачьим обществом договора. Поэтому предлагаем дополнить п. 1 рассматриваемой статьи следующим абзацем: «В условиях чрезвычайного или военного положения, террористической угрозы, стихийного бедствия и при иных чрезвычайных обстоятельствах, признанных решением Правительства Российской Федера-
33
ции или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, члены казачьих обществ могут привлекаться для несения государственной или иной службы вне зависимости от заключения договора с казачьим обществом (примечание: привлекаются члены казачьих обществ, соответственно подготовленные и годные по состоянию здоровья для несения данной службы)».
3. Важны также подготовка и воспитание подрастающего поколения казаков. В этом плане предлагаем ст. 7.1 «Подготовка несовершеннолетних граждан Российской Федерации к государственной или иной службе российского казачества» дополнить следующими пунктами:
«3. Казачий кадетский корпус создается в субъекте Российской Федерации в обязательном порядке при наличии не менее 150 учащихся. В субъекте Российской Федерации не может быть более одного казачьего кадетского корпуса.
4. По окончании обучения в казачьем кадетском корпусе гражданин Российской Федерации принимает на себя обязанности по несению государственной или иной службы в составе казачьего общества на срок не менее 4 лет, либо выплачивает полную сумму за свое обучение.
5. Финансирование казачьего кадетского корпуса осуществляется в равных долях за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и средств казачьего общества субъекта Российской Федерации».
Поясним данные дополнения. Образовательное учреждение может быть эффективным при наличии определенного количества учащихся. В этом плане 150 учеников - цифра чисто эмпирическая и может быть уточнена. При этом, однако, не может идти никакой речи
0 «конкуренции» образовательных казачьих учреждений: делается единое дело - отсюда и требование «1 субъект Федерации - максимум
1 казачий кадетский корпус». В финансировании указанных учреждений должны участвовать все заинтересованные стороны - и государство, и местная власть, и само казачье общество. При этом выпускники корпуса должны нести определенные обязанности, т.к. на их образование потрачены средства - отсюда требование об их дальнейшей службе.
4. В современном мире любая деятельность должна осуществляться подготовленными профессионалами. Исходя из этого, предлагаем дополнить Закон ст. 7.2 «Подготовка членов казачьих обществ к государственной или иной службе российского казачества» и изложить ее в следующей редакции:
«1. Подготовка членов казачьих обществ осуществляется соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Данная подготовка является частью государственной или иной службы российского казачества.
2. Подготовка членов казачьих обществ в учебных заведениях министерств Российской Федерации, где предусмотрена военная служба, при наличии не менее 15 курсантов - членов казачьих обществ осуществляется в отдельных учебных группах (с приставкой "казачья"). В данных учебных группах устанавливаются отличия в форме одежды, традиционные для формы российского казачества».
Относительно п. 2 также поясним, что казачьи подразделения требуют подготовленного офицерского состава, для чего предоставляется возможность получения военного казачьего образования, кроме того, казачья служба особенно почетна, что необходимо всячески подчеркивать, в том числе и особенностями формы одежды.
5. Данный пункт является чрезвычайно важным - без его реализации все предлагаемые повышенные по сравнению с иными гражданами обязанности казачества не смогут быть осуществлены, поскольку при всей «самоокупаемости» казачество во все времена имело существенные льготы от государства - казакам, как и всем гражданам, необходимо жить, содержать семьи. Речь пойдет о ст. 8 «Финансирование государственной службы российского казачества». Полагаем, что поскольку члены казачьих обществ, помимо основной трудовой деятельности, берут на себя и дополнительные существенные обязанности, то они вполне заслуживают материальных льгот, причем эти льготы могут варьироваться по территориальному признаку для стимулирования миграции казачьего населения. Важно также привлечение к службе казачьей молодежи. Так, предлагаем дополнить рассматриваемую статью пунктом в следующей редакции:
«3. Члены казачьих обществ, несущие государственную или иную службу, имеют налоговые и иные льготы, вид и порядок реализации которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговые и иные льготы могут быть различными для казачьих обществ разных субъектов Российской Федерации. При этом налоговые ставки и размеры сборов с членов казачьих обществ, несущих государственную или иную службу, не могут превышать половину от установленных общегражданских».
Таким образом, предлагаемые изменения в Федеральный закон «О государственной службе российского казачества» существенно увеличивают обязанности членов реестровых казачьих
34
обществ по несению службы, но также дают им и заметные финансовые льготы, не нагружая при этом излишне государственный бюджет. Подчеркнем еще раз, что данные предложения
нуждаются в обсуждении как в казачьей среде, так и в среде юристов и экономистов.
1. Граждан В.Д. Казаки и проблема казачьей республики // Власть. 2008. № 4.
2. Рвачева О. В. Власть и казачество на юге России в конце XX - начале XXI в.: от конфронтации к сотрудничеству // Власть. 2010. № 5.
3. Крюков П.Д. Казачество в правовом пространстве России: историческая ретроспектива // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 4.
4. Мациевский Г. О. Российское казачество в конце ХХ века: особенности политической культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2011. № 5(11).
5. Масалов А. Г. Российское казачество в начале XXI века: политологический анализ структуры и тенденций возрождения // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2003. № 58.
6. Сопов А. В. Исторические предшественники казаков, становление и развитие казачества // Вестн. Адыгейского государственного университета. 2006. № 1.
7. Казак предполагает... (Интервью с С.М. Андреевым) // Науч. вестн. Омской академии МВД России. 2007. № 3(27).
8. Каминский Ф.А. Казачество как специфичное явление отечественной истории // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5.
9. Шадрин В.М. Полицейские функции уральских казаков // Вестн. Челябинского государственного университета. 2007. № 2.
10. Прокопьев В. Б. К вопросу о происхождении казачества и появлении первых казаков в Забайкалье // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 2.
11. Усатов С. В. Правоохранительный потенциал современного казачества // Общество и право. 2010. № 2.
12. Соловьев Д.Н. Возрождение казачества и статус казаков // Военно-юридический журнал. 2011. № 5.
13. Рыблова М.А., Рвачева О.В. Способы и образы самоидентификации донских казаков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История. Регионоведе-ние. Международные отношения. 2009. № 1.
14. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собр. законодательства РФ. 1998. № 13. Ст.1475.
1. Grazdan V.D. Cossacks and problem of the Cossack republic // Power. 2008. № 4.
2. Rvacheva O.V. The power and the Cossacks in the south of Russia at the end of the XX beginning of the XXI century: from confrontation to cooperation // Power. 2010. № 5.
3. Krukov P.D. Cossacks in legal space of Russia: historical retrospective // Lawyer-Jurist. 2011. № 4.
4. Matsiyevsky G.O. The Russian Cossacks at the end of the XX century: features of political culture // Historical, philosophical, political and jurisprudence, cultural science and art criticism. Theory and practice questions. Tambov, 2011. № 5(11).
5. Masalov A.G. The Russian Cossacks at the beginning of the XXI century: politological analysis of structure and revival tendencies // News of higher educational institutions. North Caucasus region. Ser. Social sciences. 2003. № 58.
6. Sopov A.V. Historical predecessors of Cossacks, formation and Cossacks development // Bulletin of the Adygei State University. 2006. № 1.
7. The Cossack assumes... (Interview with S.M. Andreev) // Sci. bull. of the Omsk academy of the Ministry of Interior of Russia 2007. № 3(27).
8. Kaminsky F.A. Cossacks as specific phenomenon of national history // Social and economic phenomena and processes. 2010. № 5.
9. Shadrin V.M. Police functions of the Ural Cossacks // Bull. of the Chelyabinsk State University. 2007. № 2.
10. Prokopyev V.B. To a question of an origin of the Cossacks and appearance of the first Cossacks in Transbaikalia // Bulletin of the Buryat state university. 2010. № 2.
11. Usatov S. V. Law-enforcement potential of the modern Cossacks // Society and law. 2010. № 2.
12. Soloviov D.N. Renaissance of the Cossacks and status of Cossacks // Military and legal magazine. 2011. № 5.
13. Ryblova M.A., Rvacheva O.V. Ways and images of self-identification of the Don Cossacks // Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 4, History. Region Study International relations. 2009. № 1.
14. About a conscription and military service» (with amendment and additional, coming into force from 01.01.2012): feder. law of 28.03.1998 № 53-FL (an edition of 08.12.2011) // Coll. of the legislation of the Russian Federation. 1998. № 13. Art. 1475.
35