Научная статья на тему 'Движение за возрождение казачества в брянском регионе'

Движение за возрождение казачества в брянском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / COSSACKS / КАЗАЧЬИ СТАНИЦЫ / COSSACK VILLAGES / БРЯНЩИНА / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич

В статье рассматриваются проблемы возрождения и становления казачества в брянском регионе, обсуждаются способы и возможности повышения уровня социально-экономического развития казачьих станиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cossacks Revivals Movement in the Bryansk Region

The article reveals the revival and the formation of the Cossacks in the Bryansk region, as well as innovative technologies and improving the socio-economic development of the population in the Cossack villages.

Текст научной работы на тему «Движение за возрождение казачества в брянском регионе»

ДВИЖЕНИЕ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА В БРЯНСКОМ РЕГИОНЕ

В. В. Дзюбан

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы возрождения и становления казачества в брянском регионе, обсуждаются способы и возможности повышения уровня социально-экономического развития казачьих станиц.

Ключевые слова: казачество, казачьи станицы, Брянщина.

Summary. The article reveals the revival and the formation of the Cossacks in the Bryansk region, as well as innovative technologies and improving the socio-economic development of the population in the Cossack villages.

Keywords: the Cossacks, the Cossack villages, social and economic development, innovative technologies.

Казачество в Брянском регионе, как особое этнокультурное образование, возникло на переломах истории Московского государства, в его борьбе с пограничной Литовской государственностью, а в дальнейшем - с Речью Посполитой. Его генезис был обусловлен этнокультурным смешиванием различных составляющих в этой пограничной зоне. После поглощения Московским государством восточной части Речи По-сполитой регион стал внутренней частью Московского, а в дальнейшем -Российского государства.

Претерпевая изменения в социальном положении в соответствии с принимаемыми законами Российской империи, казачество региона постепенно утратило социальную обособленность, определяемую феодально-сословным обществом. Отмена всего сословного деления общества России в ходе революционных процессов в

начале двадцатого века практически привела к ликвидации казачества региона как формального сословия.

Однако казачество здесь сохранило и сохраняет до сих пор этнокультурные особенности, которые в новых условиях начинают играть важную роль и формировать казачество как неформальное сословие региона. До сих пор здесь часть населения, как показывают исследования местных авторов, считает себя «не русскими, не украинцами, а «казако-кацапами» [1]. Стихийный процесс ускоряется вновь возникшим прежним окраинным пограничным положением региона, как части РФ, вдающейся между Украиной и Белоруссией.

Исторически казачество было одной из наиболее социально активных частей населении России. «Казаками построена Россия», - писал Л. Н. Толстой. За свою многовековую историю казачество выработало осо-

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

бый жизненный уклад, мировоззрение и культурную самобытность в разных регионах России, как и в исследуемой ее юго-западной части. И как социально активная часть населения казачество испытало большие последствия социальных и географических изменений, начиная со времен формирования московской государственности, во времена Смуты, Екатерины II, середины девятнадцатого века и, тем более, двадцатого века. Тем не менее по современным оценкам, казачество как особая этническая группа составляет около 3-4 млн граждан России. По итогам переписи населения 2002 г. около 185 тыс. россиян даже свою национальность определили как «казаки».

Изменение социальной структуры современного российского общества привело к формированию новой законодательно-правовой основы, в том числе в отношении казачества. В конце 2005 г. Государственная Дума приняла закон «О государственной службе российского казачества», признав его, таким образом, юридически 358 частью социальной структуры общества. Закон разрешил местным органам власти привлекать казачество к несению государственной службы, и, прежде всего, в военной и правоохранительной сферах. Начался процесс юридически-правового закрепления социальной группы, что ускорило возрождение социокультурных особенностей казачества.

Развитие нового казачьего движения и его формального закрепления государством можно разделить на два периода. В первой половине девяностых годов было достаточно массовое движение снизу, когда в казачьем движении видели значимую

духовную и социальную основу для воссоздания нравственных и ценностных ориентиров, призванных преодолеть духовную и социальную дезориентацию общества, способную стать альтернативой индивидуалистическому миру рыночных отношений. Начавшийся стихийный процесс возрождения казачества характеризовался энтузиазмом и поддержкой части населения. Но спонтанный социально-культур ный процесс не имел достаточно четких и практических идей и вследствие своей замкнутости оказался не завершенным.

Принятие законов, введение в правовые рамки этого процесса, естественным образом стало превращать казацкие организации в формальные, подконтрольные государству и органам местной власти, структуры, с неясными целями и задачами. В результате, с середины 1990-х гг. авторитет казачества в обществе начал падать, нарастали процессы замкнутости казачьего движения, его клано-вости и формализации. Это вступило в противоречие с представлением о казачестве как независимой исторически сложившейся самоуправляющейся социальной и этнокультурной общности и подмены ее формализованным «казачьим округом». Возникла опасность лишения казачества широкой опоры в обществе и свертыванию процессов социальной самоорганизации в нем на основе идей «казачьего возрождения».

Закон «О государственной службе российского казачества» при соответствующих подзаконных актах может позволить казачьему движению развиваться на принципах низовой социальной самоорганизации. Остается не разработанным вопрос

Преподаватель XX

4 / 2011

о необходимости или отказу от прямого встраивания казачества в государственные и административные структуры [2].

Движение казачьего возрождения основывается на зыбком социокультурном фундаменте - особом исторически сложившемся казачьем мироощущении и мировосприятии, носителями которых являются люди исчезающего старшего поколения. Казачье движение может стать катализатором процессов духовного и нравственного возрождения общества и преодоления нравственной катастрофы в том случае, если будут выработаны моральные и правовые принципы этого движения. Создание правового поля, в котором была бы возможна самоорганизация - важнейшее условие функционирование казачьих общин. Кроме того, для возрождения казачества необходима особая социокультурная среда, в которой казачество сможет существовать. Она возникает быстрее и требует правового закрепления.

На основе традиционного казачества возможно создание новых форм социального общежития, например, когда духовно-религиозная жизнь вокруг церковного прихода может сочетаться с традициями самоуправления на основе низовой социальной самоорганизации. Реальное правовое и социокультурное возрождение казачества является частью исторических процессов в современной России, а с другой стороны, само оно возможно при условии переосмысления современного состояния российского общества, создания служащих общественной консолидации духовных и социальных институтов [там же].

Социокультурные особенности, подкрепляемыми косвенно правовыми положениями о казачестве, в казачьей части региона отражаются на социальной жизни и экономической деятельности сообщества. Через возвращаемые понятия, например «казак и станицы», возникают новые формы организации труда в данном населенном пункте. Так возникают представления об особенностях организации необходимой системы пунктов по переработке сырья или выдачи для их создания кредитов казачьему сообществу, а также для развития своих станиц, так как требования банков несоизмеримы с их возможностями.

Проблема нехватки высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, сбыта сырья и переработки сельхозпродукции, управления сельхозпроизводством связывается, например, с системой образования. С этой целью открываются казачьи кадетские корпуса в системе профессионального образования. Ставится задача, чтобы молодые казаки получали знания, касающиеся комплексного развития территорий с учетом казацких особенностей [1; 3]. Возникают даже идеи создания единой системы экономического развития с учетом этих особенностей [1; 3; 4].

Из этих задач и идей, возникших достаточно стихийно, вытекает необходимость их научного обоснования вообще и подготовки соответствующих задачам кадров, в частности. Например, требуется нормативное определение понятия «кадетской казачьей школы» и создания ее учебно-методической базы, подготовки учебников по истории казачества и педагогов, способных работать в кадет-

359

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

360

ских казачьих корпусах с учетом их особенностей, в том числе знающих историю казачества и их традиции. На курсах повышения квалификации директоров казачьих кадетских корпусов, которые недавно прошли в Москве, была озвучена мысль о необходимости подготовки педагогов для работы в кадетских корпусах на базе военных училищ.

В числе наиболее значимых событий 2010 г. в казачьей сфере является издание Президентом Российской Федерации ряда указов, регламентирующих основы войскового устройства и государственной службы российских казаков. В Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 г. появилось первое подразделение, полностью укомплектованное казаками.

Совместно с брянскими органами внутренних дел казаки занимаются охраной общественного порядка на массовых культурных и спортивных мероприятиях, на религиозных праздниках и крестных ходах. Атаманы выказывают готовность принимать участие в охране парков и памятников, в контроле за торговлей алкогольной продукцией и местами вечернего отдыха молодежи, помогать в охране водоемов и других экологических объектов.

Для решения казачьих проблем Брянского региона создана рабочая группа Совета при президенте РФ по делам казачества.

Правовое положение казачество региона стремится закрепить его вхождением в государственный реестр казачьих обществ. В День народного единства в г. Брянске расширенный Круг Брянского (Северского) казачьего округа подчеркнул недостаточную материальную и юридиче-

скую поддержку казачьих организаций со стороны государства. По инициативе атамана Виктора Зимы был поставлен вопрос о вхождении казаков округа в государственный реестр казачьих обществ, а также об объединении всех казачьих организаций Брянщины в единую структуру. Однако Круг ответственно решил, что не все казаки округа готовы взять на себя обязательства по несению государственной и иной службы в соответствии с действующим законодательством, и как следствие, войти в реестр казачьих обществ.

В связи с этим казаки приняли решение о регистрации в округе «пилотной» станицы на базе казачьего общества в Климовском районе, куда могут войти те казаки Брянского (Се-верского) округа, которые желают нести государственную или иную службу. Круг предложил всем казачьим организациям региона объединиться в единую структуру, форма которой должна определиться общим советом казачьих атаманов области. Такой формой может быть ассоциация, союз, либо другая организационно-правовая структура. Социальная структура приобретает очертания правовой.

Брянская делегация на заседании Совета при президенте по делам казачества имеет следующий состав: руководитель областной рабочей группы заместитель губернатора А. Теребунов, атаман Брянского отдельного казачьего общества Центрального казачьего войска В. Бога-чев, атаман Брянского (Северского) казачьего округа, депутат областной Думы В. Зима, представители Брянской епархии и Стародубского казачьего кадетского корпуса.

Преподаватель XX

4 / 2011

ф

Участники заседания отметили, что в прошедшем году немало сделано по реализации государственной политики в отношении казачества. Президент России утвердил гербы и знамена войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, порядок присвоения чинов членам казачьих обществ. Установлены форма одежды и знаки различия казаков по чинам, введены удостоверения казаков. Распоряжением правительства России определен перечень видов государственной и иной службы, к которым могут привлекаться реестровые казаки. Впервые прошла Всероссийская спартакиада допризывной казачьей молодежи и военно-спортивная игра «Казачий сполох».

Совет поставил задачу продолжить работу над стратегией развития казачества до 2020 г., совершенствовать организационную структуру казачьих обществ, укреплять экономическую базу казачества в федеральных округах, завершить работу по перерегистрации Уставов казачьих обществ, обеспечить казаков уставной формой. Одной из основных тем обсуждения членов Совета были вопросы привлечения членов казачьих обществ к поддержанию общественного порядка, к охране государственной, муниципальной собственности и другим направлениям службы казачества в соответствии с действующим законодательством.

Президент России внес в Государственную Думу поправки в закон «О государственной службе российского казачества». Предполагается объеди-

нение казаков во Всероссийское казачье общество, патронируемое президентом России. Президент будет утверждать устав и главу общества, которого изберет высший орган управления казаков сроком на пять лет. Помимо этого Думой будут рассмотрены поправки, устанавливающие особый статус кадетских казачьих корпусов. Совет при президенте будет продолжать работать со всем казачеством, независимо от его юридического статуса, не разделяя казаков на общественных и реестровых [4].

Таким образом, стихийное самоуправленческое социально-культурное движение приобретает более организованные правовые формы и экономическое направление при сохранении и усилении традиционно-культурной казацкой составляющей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социально-экономические основы развития казачества современной России. Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2011. -326 с.

2. Порохин С. А. Казачество. История и современность // Казачество в истории России: Материалы конференции. 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www. zimovaya.ru/knigi/index.html (время доступа - сентябрь 2011 г.).

3. Сошин Юрий. Казачество и современная Россия // Русская община. - 2007. -C. 9-17.

4. Пресс-служба администрации Брянской области. Проблемы казачества в Брянском регионе. 2004-2010. - 17 с. ■

361

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.