ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГОСУДАРСТВО (на примере социальной среды казачества брянского региона)
I Я. Ю. Трифанков
Аннотация. В статье анализируются региональные особенности юго-западного казачества и его исторический опыт, способствующий процессу возрождения России после смены парадигмы развития.
Ключевые слова: казачество, Брянский регион.
Summary. The article analyzes regional features of south-western Cossacks and their historic experience promoting the process of Russia's revival after the development of the paradigm shift.
Keywords: the Cossacks, Bryansk region.
262
Глобальные исторические процессы конца XX - начала XXI в. для современной России означали ее начавшийся распад: географический, социально-экономический, политический, культурный, физический. Юго-западный регион, и прежде всего Брянский, из региона внутреннего превратился в регион пограничный с государствами Украиной и Белоруссией. В результате в регионе возникла иная социальная стратификация населения, появились новые социальные отношения и элиты, соответствующие пограничной зоне. Пограничники, таможенники, контрабандисты, другие структуры с новыми не только правовыми, но и социальными функциями, стали центрами притяжения, особенно для молодежи. Возникшее социальное отчуждение от государства и его структур, в том
числе местных - от общественной собственности (в том числе от прежней инфраструктуры региона), от труда (как средства обеспечения жизни), от природы, с которой население было органически связано веками, от другого человека (восприятие соседей как чужих, особенно за «границей», извращенная конкурентная среда) - стремительно изменили социально-психологическую среду.
Ранее в регионе произошла «чернобыльская» катастрофа, изменившая социальное пространство. Сложилась демографическая и социально-психологическая ситуация, близкая к критической. В раскалывающемся социальном пространстве начались поиски путей противостояния дезинте-грационным процессам в самом обществе, части его элиты и в государственных структурах.
1ЕК
Обращение к историческому прошлому региона пробудило интерес к старым традициям. Регион в своей истории бывал не раз пограничной зоной, входил своими частями и в Запорожское Гетманство (Украину), и в Великое Русское и Литовское княжества (Белоруссию), когда Московское государство граничило и противостояло с объединявшей их Речью Посполитой (Польшей) [1-3]. Периодически возникающее государственное пограничное состояние породило в наших пограничных природных условиях между лесом и степью особенное состояние у людей, известное как казачество.
Казачество, как результат этих исторических процессов в виде своеобразной социальной среды, возникло на стыке восточной и западной, северной и южной цивилизаций. В этой социальной среде был заложен восточный традиционный колорит степняков и западный рациональный цивилизационный тип одновременно. Это органическое соединение разных цивилизаций, культур, религий, быта, трудовой деятельности и воинского служения, свободы, равенства и чести на равноправной свободной основе, часто без вмешательства государства, говоря на современном языке, - результат некоего самоуправления гражданского сообщества в своеобразных условиях [4].
Этническое происхождение казаков региона, в отличие от социального, не выяснено. Их предками называют касогов, поселившихся в одиннадцатом веке на севере Черниговщины (Я. Потоцкий), северян, ославянив-шихся савиров, севрюков, то есть коренное население региона (Л. Гумилев). Другие историки ведут отсчет
казаков, в том числе в регионе, от половцев. А Вольтер, например, от остатков «татар». Но есть и не «этнические» версии происхождения казаков. Например, социальная версия Н. Костамарова воспринимает казаков данного региона как «сиверскую вольницу», наподобие запорожской [3]. В 1863 г. появилась социологическая версия о том, что казаки, как социальная группа, образовались благодаря раздаче земли на границах Литовского княжества, которую «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу» (В. Антонович) [1]. Представляется, что генезис казачества в регионе шел благодаря указанным пограничным социальным процессам с участием различных этнических и социальных групп, оказавшихся по различным причинам в его потоке.
До наших дней у части населения региона сохранилось ощущение, что они и «не великороссы и не украинцы», а что-то особое - «казако-каца-пы» [3]. Фольклор, записанный в конце XIX - начале XX в., изученный современными брянскими исследователями, подтверждает это. В казачьих песнях региона нет упоминаний героев украинского героического эпоса, а Россия упоминается как «третья», соседняя территория. С другой стороны, в них упоминается много топонимов, прямо не относящихся к данному региону (Дунай, Днепр, Дон) [5].
В XVI в. регион потрясали непрерывные государственные переходы и связанное с этим безвластие. Социологически и психологически казачество воспринимается традиционно как «вольница», «гуляйство».
263
2 / 2012
Преподаватель
]ЕК
264
С одной стороны, даже в современном казачестве идет борьба между сторонниками «вольницы», независимости от государственных структур, то есть представление о казаках, как о чисто общественной организации. А с другой стороны, есть сторонники огосударствления казачества, то есть превращения современного казачества в реестровые структуры, управляемые государством и получающие от него субсидии. Государство и местные органы власти скорее поддерживают второе движение, чем первое [6].
Брянщина, а конкретнее Стародуб (будущий центр местного казачества), познакомилась с казаками, как «вольным гуляйством» из Речи Посполитой, в 1574 г. во время Ливонской войны, которую вел Иван Грозный за Балтику, Белоруссию и Украину, решая важнейшую геополитическую для Московского государства задачу. Пропольские атаманы Франциск Сука и Микита Би-руля сожгли Стародуб. Царь Федор Ио-аннович в 1589 г. пишет Путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле и Донец против крымских татар [3]. В этом сложном историческом процессе и происходил генезис социальной среды, породившей казачество той эпохи.
В истории Московского государства, его распаде и возрождении во времена, известные как «Смута», казачество региона сыграло сложную и противоречивую роль, как и другие казачьи сообщества (Донское, Запорожское).
Социальная среда региона претерпевала трудные изменения. Она пополнялась изгнанными голодом московскими холопами в 1601-1603гг. В «украинные» города для службы в казаках Московское государство вы-
сылало и ранее (во времена Ивана Грозного). В эти территории бежали и из Литвы. Борис Годунов, как и другие государи, стремился подчинить казаков государству, но особенно резко, что привело их во враждебное к нему состояние.
Смута вообще, как социальное состояние, характеризовалась тем, что сословные группы потеряли свою идентичность, самоощущение принадлежности к этим определенным группам. Крестьяне из свободных превращались, но еще не превратились в крепостных. Дворяне на новых пустых землях, не получив крестьян, не чувствовали себя дворянами и часто сами вынуждены были заниматься сельским трудом. Князья и бояре стали царскими холопами, но еще помнили свое «высокое» происхождение и положение и еще не стали чувствовать себя чиновниками. Казаки боялись превращения в крестьян и дальнейшего закрепощения.
Социальная среда, как единое сообщество, развалилась, начался новый процесс ее становления. Возникла пограничная социальная ситуация в самой социальной среде, и без того нестабильной. Исторический процесс, видимо, проходил «точку бифуркации», неопределенности.
Основные события развернулись на Северской земле в 1605 г. Центром событий стала территория обширной Комарицкой волости. У села Добрыничи (ныне Добрунь Сузем-ского района Брянской области) произошло Добрыничское сражение. Разгром войска «Дмитрия Ивановича» московским войском, последующее разорение региона вызвало ответную реакцию населения, поддержавшего «самозванца», которого
1ЕК
местное население, особенно казаки, воспринимали как настоящего царя Дмитрия. В дальнейшем казаки, как известно, оказались в разных группировках, борющихся друг с другом, при потере московской государственности и ее возрождении.
Стабилизация социальной среды шла медленнее исторического процесса и сильно зависела от его динамики. Для казачества этот процесс зафиксировался в указе царя новой династии Романовых в словах «доброе имя казаков, замаранное» во время смуты восстановить и «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было». Амнистия требовала «служить» государству, естественно, Московскому. Казалось, процесс завершен.
Однако исследуемая территория по мирным договорам будет разделена между Московским государством и Речью Посполитой, а граница будет постоянно передвигаться. Оба государства стремились привлечь население на свою сторону, например польский король дал «привелей Стародубской казацкой хоругви», а Стародубу даровал «Магдебургское право» [3-4]. Социальная среда и само казачество будут оставаться в этом историческом процессе до тех пор, пока Московское государство, превратившись в Российскую империю, не поглотит восточную часть Речи Посполитой, разделив ее с Пруссией и Австро-Венгрией. Но стабилизации не произойдет, так как регион будет продолжать оставаться в пограничной зоне, где исторический процесс «воссоединения Украины с Россией» в середине XVII в/ наложит на него и его социальную среду особенный отпечаток.
Распространение польским королем власти гетмана на Северские земли, разделение гетманом ее на полки, сотни и курени, переход гетманства «под руку Москвы» привели к изменению всей социальной среды и социального положения казачества. Под давлением исторических событий, возникающих на территории региона казацких и государственных структур, в казачество стремительно вливались другие социальные группы. Произошло массовое добровольно-принудительное «оказачивание» населения. Одновременно начался процесс усиления военной составляющей в казацкой среде. Появились регулярные казачьи полки, расквартированные в регионе.
Общественное состояние казацкой социальной среды, менее зависимое от государства, было подорвано в 1785 г. Ликвидация Запорожской Сечи, к которой в этот исторический период относилось местное казачество, положила начало его отмиранию. Это социальное событие привело к постепенному размыванию социальной среды казачества, продолжавшемуся более ста последующих лет. Рядовые казаки все более превращались в крестьян, в том числе закрепощенных, а казацкая элита - в дворянское сословие. Протестное движение вплоть до бегства на Дон, Волгу, в Сибирь также приводило к уменьшению казачьего населения региона. Последующие государственные законы уже не смогли остановить этот процесс, например, указ 1811 г., запрещающий «выходить» из казачества или «записываться» в казаки. Ликвидация сословий в 1917 г. завершила этот процесс в регионе быстрее, чем на Дону или Волге. Здесь сопротивления не
265
2 / 2012
Преподаватель
]ЕК
266
было. Во время Великой Отечественной войны казацкая составляющая в партизанском движении, развернувшемся в регионе, или коллаборационизме, тоже имевшем здесь место, почти не просматривается [7-8].
Смена парадигмы развития государственности, его духовной основы в конце XX в. запустила в регионе пока мало заметный процесс возникновения самоуправляемой казацкой структуры со своей системой социальных отношений, основанной на соединении трудовой деятельности не столько с воинским делом как прежде, а с казацкими своеобразием: социокультурными традициями, свободой мироощущения, ощущением своей значимости.
В силу особенностей в Брянском регионе возникают стихийные социально-психологические объединительные процессы. В случае позитивного развития и государственной поддержки они могут развернуться в социально-экономические. Общественные организации казачества пытаются разрабатывать планы по соединению инновационных управленческих и технологических процессов с традиционной казацкой социокультурной средой (например, агротехно-парки, кооперативы). Но практически пока более успешно идет этот процесс в сфере образования, культуры и молодежного движения (казачьи детские кадетские корпуса, художественные творческие коллективы, спортивные и иные казачьи праздники). В этом принимают участие и некоторые государственные структуры [6].
Проблематичные точки роста появились на традиционной социально-
культурной основе в своеобразной социальной среде. Принимаемое государством правовое обеспечение этого процесса стимулирует его, с одной стороны, а с другой стороны, лишает самоуправленческой составляющей, однако в настоящее время этот противоречивый процесс развивается в более спокойном русле.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонович В. Б. Монографии по истории Западной и Юго-западной России. - Т. 1. - Киев, 1885.
2. Бабадей В. Д. Зарождение казачества на Стародубщине: Материалы науч.-практ. конф. - Брянск, 2004.
3. Пусь В. М. Краткая история Стародубско-го полка // Стародубский вестник. - 2004.
4. Трифанков Ю. Т., Дзюбан В. В. История казачества и проблемы его возрождения // Социально-экономические основы развития казачества современной России: Материалы междунар. науч.-практ. конф. -М., 2011. - С. 10-27.
5. Мищенко Т. А., Белугина О. В. «Казак» как символ идентичности в исторической памяти и песенном фольклоре жителей юго-запада Брянщины // Социально-экономические основы развития казачества современной России: Материалы Между-нар. науч.-практ. конф. - М., 2011.
6. Пресс-служба администрации Брянской области. Проблемы казачества в Брянском регионе. 2004-2010. - Брянск, 2005.
7. Шанцева Е. Н., Дзюбан В. В., Трифан-ков Ю. Т. Брянщина в период оккупации 1941-1943 гг.: Генезис партизанского движения и коллаборационизма. - Брянск, БГТУ 2010.
8. Гавренков А. А., Трифанков Ю. Т. Брянский фронт. Первое формирование. -Брянск, 2011. П
вЕК