Научная статья на тему 'Исторический опыт возрождения России и юго-западное казачество'

Исторический опыт возрождения России и юго-западное казачество Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
260
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трифанков Ярослав Юрьевич

Анализируются региональные особенности юго-западного казачества и его исторический опыт, способствующий процессу возрождения России после смены парадигмы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAS REVIVAL HISTORIC EXPERIENCE AND SOUTH-WESTERN COSSACKS

In the paper there are analyzed regional specific features of south-western Cossacks and their historic experience promoting the process of Russias revival after the development paradigm shift.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт возрождения России и юго-западное казачество»

ная деятельность в Родниковском фабричном районе. - М., 1913. - 88 с.

9. Товарищество мануфактур И.И. Скворцова. -М., 1913. - 105 с.

10. Товарищество мануфактур братьев Г. и А. Гор-

буновых. Краткий исторический очерк. 1826-1913. / Репринт. изд. 1913 г. - Фурманов, 2008. - 40 с.

11. Товарищество мануфактур И. Коновалова с сыном. 1812-1912. Исторический очерк. - М., 1912. - 120 с.

УДК 93

Трифанков Ярослав Юрьевич

Брянский государственный технический университет

Tim-lyud@yandex.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ И ЮГО-ЗАПАДНОЕ КАЗАЧЕСТВО

Анализируются региональные особенности юго-западного казачества и его исторический опыт, способствующий процессу возрождения России после смены парадигмы развития.

Ключевые слова: казачество, государство, юго-западный регион, традиции и возрождение.

Казачество возникло на переломах истории России, на границе цивилизаций, географических регионов, на стыке религиозных конфессий, культур. Оно исторически носит интегративный характер с преобладанием славянского элемента, сплавляет разломы истории и культурной среды.

Региональный характер складывался с развитием российской государственности и его разломами. Есть казаки донские, кубанские, запорожские, сибирские, дальневосточные, даурские и др. Возникали различные казацкие сообщества, при сохранении основополагающих характеристик казачества, как воинские, трудовые и социокультурные одновременно. В периоды опасности верх брало первое, в периоды мирной жизни - второе, а сплавлялось в третье. Казачество, прежде всего, исторически самоуправляемая структура и система социальных отношений, возникшая в соединении воинского дела, трудовой деятельности и ощущения своей значимости и самоуважения.

Региональные особенности рассмотрим на примере юго-западного казачества, которое после распада старой Руси долго было пограничной зоной между Степью и Лесом, между Московией и Речью Посполитой.

Вопрос о возникновении казачества и самоопределении жителей бывшей Малороссии, к которой относился регион, далеко не выяснен в литературе, хотя и живет в исторической памяти народа. Есть предположения, что их предками были «черные клобуки», несшие службу на границах (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, А.И. Миллер,

О.А. Самчевский, С.М. Броневский); касоги, поселившиеся в XI веке на севере Черниговщины (Ян Потоцкий); коренное население этих территорий - северяне (предки ославянившихся легендарных савиров, севрюков (Л. Гумилев); сиверские вольницы, наподобие запорожской (Н.И. Костома-

ров). Польский историк М. Кромер и русский князь М.М. Щербатов видели в казаках остатки половцев, Вольтер - остатки татар [1, 3, 6].

Под именем Малороссии в XIX в. понимались Черниговская и Полтавская губернии, но в историческом смысле территория Малороссии значительно шире. Во времена начала Золотой Орды и крестовых походов католического Запада под руководством Папы через Прибалтику на Русь в тринадцатом веке малорусская территория под давлением извне и внутренних причин соединилась с частью прибалтийской территории литовских племен, и возникла русская Литва - «Великое русское и литовское княжество». 90% населения называло себя русским, законодательство было русским. Жителей Московского княжества они называли «москалями». Здесь и возникли «юго-западные» казаки [2, 5].

Одновременно шло образование и других региональных казачьих сообществ. В конце XV в. встречается первое упоминание о казаках в хронике Бельского, который говорит, что в 1481 г. во время похода «поляков против татар» проводниками «поляков были казаки» [2, 4]. Это было время распада Золотой Орды и, после противостояния на реке Угре, рождения России Ивана Третьего. Это время формирования и передвижения границ государственных образований. Казачество и зародилось в ходе этого процесса. Например, особенность «ста-родубской народности» (центра данного регионального казачества) в том, что с XV в. и до сих пор она считает себя не великороссами («москалями»), не украинцами («хохлами»), а чем-то особым, но русским. А соседи, в свою очередь, называли их «казако-коцапами». Первые организованные казачьи отряды на Стародубщине (юго-западный район Брянской области) появились в середине

XVI века. В этот исторический период московское правительство привлекало на службу «вольных» ка-

334

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Трифанков Я.Ю., 2012

заков и «охочих» людей по всем своим границам, особенно южным и восточным.

На юго-западных границах, о которых идет речь, процесс шел сложнее. Если воспринимать казаков изначально как «вольницу» (а традиционная история предполагает именно так), то, видимо, познакомились жители юго-западного региона (Брянщи-ны-Стародуба) с казаками, как «вольным гуляй-ством» или «гультяйством» из Речи Посполитой, в 1574 г. во время Ливонской войны, когда под руководством пропольских атаманов Франциска Суки и Микиты Бирули был сожжен Стародуб. Войну вел Иван Грозный двадцать лет против Речи Посполи-той за Балтику, Белоруссию и Украину. Засечная черта (граница) проходила где-то среди брянско-черниговских лесов. В эту эпоху и формировалась здесь юго-западная граница Московского государства. Здесь и проходит в XXI веке снова граница Российской Федерации. Дата появления Стародуб-ских казаков - предположительно 1589 г. В записке, сделанной в апреле этого года Московским царем Федором Ивановичем, последним Рюриковичем, путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, говорилось, чтобы он с Рыльскими и Стародубски-ми казаками шел на Поле и Донец, то есть на юг, против крымских татар. Наступало переломное время. Династия Рюриковичей завершилась. Исторический процесс перешел в Великую смуту, завершившуюся становлением династии Романовых. Смута потрясла Московское государство, голод, восстания, безвластие особенно проявились в пограничной нестабильной зоне, которой и был регион. В 1603 г. в Северской земле появились казаки под руководством Хлопка Косолапа. В их составе были и «стародубские и комарицкие гультяи» (районы Брянской области). Роль казаков в Смутное время была противоречивой. Сторону Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия?) приняли и казаки донские и запорожские, особенно юго-западного региона. Донские казаки «помогли крепко». Оставались его опорой даже тогда, когда после поражений от него разбежались поляки. Атаман Карела с отрядом из 4 тыс. ополченцев, из них всего 600 донцов, у крепости Кромы связал царскую армию, что и привело на царство претендента. Казаки, видимо, верили в его высокое происхождение. Они стали важной составляющей в борьбе различных группировок, в том числе ополчений. Отношения казачества с государством всегда были неровные и своеобразные. Государства и их границы на территории Руси по историческим меркам менялись непрерывно (как, например, это произошло в конце ХХ века). В 1613 г. на Земском Соборе казаки активно поддерживали кандидатуру Михаила Романова. Казачество, даже раздробленное и запутавшееся в Смутное время в политических интригах политиканов, стало важной боевой силой.

И возникшая новая власть Романовых укрепляла отношения с казаками. Один из первых указов нового царя был направлен на то, чтобы утвердить «доброе имя казаков, замаранное во время смуты». Михаил Федорович требовал «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было» [9]. Россия выходила из кризиса. Перелом произошел, началось возрождение.

После избрания Михаила Романова на престол по итогам Деулинского перемирия огромная область с городами Смоленском, Дорогобужем, Рос-лавлем, Черниговым, Новгород-Северским, Старо-дубом, Почепом, Трубчевском отошла к Речи По-сполитой. Брянск, Карачев, Севск остались за Москвой. Стародуб в 1618 г. отошел Польше в Смоленское воеводство. В 1620 г. король Сигизмунд II направил в Стародуб жалованную грамоту с дарованием вольностей Магдебургского права. По нему Стародуб имел свой герб, печать, знамя, суд, городское самоуправление. Войт (совр. «мэр») избирался горожанами и утверждался королем. Для обороны король направил жителям «привилей ста-родубской казацкой хоругви» [9], где им давались различные имущественные и правовые привилегии. Это была попытка сделать «мирных, оседлых, местных казаков» в количестве сотни («хорогви»), так называемых нереестровых, в более регулярное войско. За казаков боролись два близких друг другу государственных образования: Польша и Москва. Борьба завершилась поглощением первого другим.

И вновь перелом в истории Отечества. В середине XVII века шла борьба Запорожской Сечи, гетманства, входившего в Речь Посполитую, против засилья польских феодалов и католичества. В 1648 г. запорожские казаки во главе с Б. Хмельницким без боя вошли в Стародуб. После Зборовского мира 1649 г. польский король Ян Казимир распространил власть гетмана на северские земли.

Процесс генезиса казачества, как социальной общности с характерными чертами, проф. В.Б. Антонович в 1863 г. связал с раздачами земель на границах Литовского княжества, которые «предоставляли сельским общинам или отдельным лицам нешляхетского происхождения с обязанностью нести военную службу» против татар или московского государства. М.К. Любавский в 1895г. в статье «Начальная история Малорусского казачества» утверждал, что история малоруссого казачества «не представляла процесса, отличного от истории великорусского казачества» [5]. Как в Великороссии, так и в Малороссии казак являлся сначала отхожим промышленником, ищущим заработков на стороне. Затем появились казацкие хутора, начинается земледелие.

После Люблинской унии польское право и польские порядки стали распространяться на Русскую

Литву. Крестьяне подлежали обращению в крепостные, что способствовало их бегству и переходу в казачество.

В начале XVII века в Малороссии, которая как гетманство входила в Речь Посполитую, насчитывалось уже до полумиллиона казаков. Начался процесс его поглощения Польшей. В Северской земле возникло около 300 новых поселений. Польское правительство пыталось поставить под свой контроль приграничную казацкую вольницу, привлекая жалованием и льготами. Однако Речь Посполитую стали идентифицировать в массовом сознании с собственно Польшей. За годы восстаний и русско-польской войны многие жители (мещане, ремесленники и крестьяне) «записывались в казаки».

Гетман Б. Хмельницкий во время казацкого восстания разделил малороссийский народ на полки, полки на сотни, сотни на курени. Это военное деление стало также территориальным. После Переяславской Рады в 1654 г., принявшей окончательное решение о переходе гетманства «под руку Москвы», на территории Малороссии распространилось это административное управление. Все жители городов, невзирая на Магдебургское право, были записаны в казаки. Понятие «казак» потеряло свое специальное значение и распространилось почти на все население. Жители края вливались в реестровые казачьи сотни и в состав местных, организованных стихийно, «загонов самовольных казаков». Многие жители записывались в казаки уже после воссоединения Украины и России. Произошло массовое «оказачивание» населения в юго-западных районах.

Одновременно с формированием сословия шло расслоение казачества и его частичное перемешивание с другими социальными слоями. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу

XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское в 1671 г.). Из добровольных союзников казаки превратились в подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои привилегии, которые на современном языке можно назвать демократическими правами и завоеваниями.

Наступала переломная эпоха Петра Первого. В ходе Северной войны 1701 г. на Дону был сформирован первый конный полк, до этого у донцов полковых структур не существовало. Казаки успешно действовали и «робости перед шведами отродясь не испытывали» [8]. Сражались яицкие, хоперские, ахтырские, сумские, харьковские, острогожские, переяславские казаки. Донские полки подошли на следующий день и в составе конницы А.Д. Меншикова участвовали в преследовании ос-

татков шведской армии и их пленении у Перево-лочны. Стародубские казаки участвовали с Шереметевым в бою под Нарвой против шведов.

Казаки юго-запада селились по соседству с крестьянами и представляли собой легкое на подъем военное формирование. Они получали участки земли на «коня» и являлись на службу на своем коне. До 80-х годов XVIII века казаки были не только лично свободными, но и освобожденными от государственных налогов, то есть «от тягла». С введением в Малороссии в 1783-1786 гг. московского права и учреждений юридически закрепилось крепостное право, «малорусское шляхетство» окончательно слилось с великорусским дворянством, военное устройство малороссийских казаков было реформировано.

При Екатерине Второй наступило вновь переломное время. В 1785 г. ликвидирована Запорожская Сечь, казачья старшина уравнена в правах с дворянами России. Выборные казаки и их под-помощники указом от 1781 г. были переведены на положение русских крестьян-однодворцев с одновременным наложением на них подушной подати и запрещением свободного перехода на другое место жительства. Военные части были переведены в кирасирские, драгунские и гусарские полки, как сказано у А. Лазаревского [4], то есть были превращены как бы в «кадровые», говоря на современном языке. Но и теперь казачье сословие продолжало жить по своим традициям. Однако часть его разными путями снова «попала» в крестьянство и мещанство. И все-таки до Гражданской войны 1918-1921 гг. здесь во многих селах встречалось упоминание о деятельности двух самоуправляющихся обществ: крестьянского и казачьего.

Помещики стремились присвоить себе общественные казачьи земли. Казаки протестовали, вплоть до побегов на Дон, Волгу, к Пугачеву. Казачье население заметно уменьшилось.

В стабильное время казачье сословие превратилось в военное. При Павле I все казачьи офицерские чины приравнены к общеармейским и получили права на дворянство. Александр I в 1801 г. подчинил казачьи войска военному министерству. С 1811 г. особым указом было запрещено выходить из казачества и записываться в казаки. Станичные и окружные круги, атаманы пользовались значительной самостоятельностью в расходовании средств: строили школы, военные училища, назначали пенсии инвалидам войн и семьям погибших. С 1827 г. «августейшим атаманом всех казачьих войск» стал назначаться наследник престола.

Когда началась Отечественная война 1812 г., в юго-западном регионе из казаков было сформировано 15 полков в 18 тыс. человек. Они отличились в Кобринской баталии, сражениях у г. Горо-дечно, у реки Березины, были в заграничном похо-

336

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

де, участвовали в «битве народов» под Лейпцигом и взятии Парижа.

Только в 1831 г. в Малороссии было отменено магдебургское право, в 1842 г. отменено судопроизводство «по Литовскому статуту».

В 1832 г. при Николае Первом издан указ, согласно которому казаки объявлялись особым сословием, а земли, унаследованные от предков, навечно казачьими. При обзаведении хозяйством казаки имели преимущества перед казенными и помещичьими крестьянами: могли содержать постоялые дворы, шинки, торговать вином, пивом, медом, передавать это право в аренду. Но после освобождения крестьян в 1861 г. казаков здесь вновь причислили к разряду сельских обывателей наряду с крестьянами. Крестьяне казацкого сословия числились таковыми вплоть до отмены сословий после Февральской революции в 1917 г. и окончательной отмены сословного деления Декретом Советского правительства от 23 ноября 1917 г., после Октябрьской революции. Во время Гражданской войны казачество сражалось по обе стороны фронта в братоубийственной войне.

В Великую Отечественную войну казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. Однако часть казачества (атаман Краснов, например) стала служить в рядах вермахта.

Современная Россия раздирается внутренними противоречиями. Переломное время порождает не только новое, но и возрождает старое. Общество требует интеграции, возрождения. В силу своих особенностей, казачество может стать одной из объединяющих сил, в том числе и на региональном уровне. В юго-западном регионе уже возникли казачьи общественные организации, среди них есть депутаты и работники административных органов управления. Казаки, как пример служения обществу, в определенном смысле способны вести

его за собой. Например, создаются агротехнопарки на казачьих традициях, казачьи сельхозкооперативы, объединяющие казаков-хуторян, фермеров, казачьи рынки, где смогут торговать под казачьей «крышей» [2, 13]. В казачестве сохранялись черты самобытности российского общества, отраженные в ментальности. Эти черты востребованы в период возрождения.

Библиографический список

1. Антонович В.Б. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. - Киев, 1885. - Т. 1.

2. Бабадей В.Д. Зарождение казачества на Ста-родубщине // Материалы науч.-практ. конф. -Брянск, 2004.

3. Воропаев А. Стародуб. Казаки. Вечная Граница. - М., 2004.

4. ЛазаревскийА.М. Описание старой Малороссии. Т. I: Полк Стародубский. - Киев, 1888.

5. Любавский М.К. Начальная история малорусского казачества // Журнал Министерства народного просвещения. - 1895. - № 7.

6. ПлехановА.М., ПлехановА.А. Казачество на рубежах Отечества. - М.: Вече, 2009. - 464 с.

7. Пусь В.М. Краткая история Стародубского полка // Стародубский казацкий вестник. - 2004.

8. Сизенко А.Г. Полная история казачества России. - М.: Владос, 2009. - 448 с.

9. Сементовский Н.М. Старина малороссийская, запорожская и донская. - СПб., 1846. - С. 22.

10. Соловьев С.М. Очерки истории Малороссии до соединения ее с Великой Россией // Отечественные записки. - 1858. - №49.

11. Иллюстрированная история казачества, репринт. 1909. - Волгоград: Ведо, 1994. - 534с.

12. Пронин А. Казачество возрождается и объединяется // Российское военное обозрение. - 2010. - № 3 (74).

14. Социально-экономические основы развития казачества современной России: Сб. науч. трудов. № 7. - М., 2011. - 326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.