Научная статья на тему 'ГРАНТЫ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ'

ГРАНТЫ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENT POLICY / ПРАВОВОЙ СТИМУЛ / LEGAL INCENTIVES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT GRANT / ГРАНТ / ГРАНТОДАТЕЛЬ / GRANTOR / ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ / GRANTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Провалинский Д. И.

Актуальность статьи обусловлена тем, что гранты являются не до конца изученным правовым явление, потенциал которого в современной правостимулирующей политике Российского государства используется недостаточно широко. Цель статьи - на основании анализа предпосылок и истории появления данного правового явления в российской правовой системе определить признаки грантовой поддержки и особенности, отличающие её от иных правостимулирующих средств. Автор делает выводы о том, что предоставление грантовой поддержки является взаимовыгодным как для государства, так и для других участников общественных отношений, важным и действенным стимулом в развитии научных исследований и разработок, инновационной деятельности, реализации общественными объединениями отдельных общественно полезных программ, активизации деятельности некоммерческих организаций. На основании результатов исследования предлагается авторское определение грантов. Обосновывается вывод о том, что предоставление грантов должно осуществляться на конкурсной основе, причем потенциальный грантополучатель должна доказать, что он справится с задачей успешнее прочих претендентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRANTS AS A FORM OF LEGAL INCENTIVES

Relevance of the article due to the fact that grants are not up to the end of the study of legal phenomena, the potential of which in the modern Russian state policy legalincentives underutilized. Purpose of the article - on the basis of the background and history of the emergence of the legal phenomenon in the Russian legal system to identify the signs of grant support and features that distinguish it from other legalincentives funds. The author concludes that the provision of grant support is mutually beneficial both for the state and for the other participants in public relations, an important and effective stimulus in the development of research and development, innovation, the implementation of public associations of certain public benefit programs, revitalization of the non-profit organizations, the purpose of which is to solve acute social problems. Based on the results of the research proposed to the author's definition of grants, as well as substantiates the conclusion that the grants should be made on a competitive basis, and on the potential grantee shall have the duty to prove that it is, among other contenders, he successfully cope with the problem, the solution of which is allocated matching grants.

Текст научной работы на тему «ГРАНТЫ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ»

Д.И. Провалинский, D.I. Provalinsky,

аспирант Post-graduate student,

кафедры теории и истории государства Krasnoyarsk State Agricultural University

и права

Красноярского государственного

аграрного университета [email protected]

Гранты как форма проявления правовых стимулов

Аннотация: актуальность статьи обусловлена тем, что гранты являются не до конца изученным правовым явлением, потенциал которого в современной правостимулирующей политике Российского государства используется недостаточно широко. Цель статьи — на основании анализа предпосылок и истории появления данного правового явления в российской правовой системе определить признаки грантовой поддержки и особенности, отличающие е от иных правостимули-рующих средств. Автор делает выводы о том, что предоставление грантовой поддержки является взаимовыгодным как для государства, так и для других участников общественных отношений, важным и действенным стимулом в развитии научных исследований и разработок, инновационной деятельности, реализации общественными объединениями отдельных общественно полезных программ, активизации деятельности некоммерческих организаций. На основании результатов -Q исследования предлагается авторское определение грантов. Обосновывается вывод о том, что m предоставление грантов должно осуществляться на конкурсной основе, причем потенциальный ^ грантополучатель должен доказать, что он справится с задачей успешнее прочих претендентов.

Ключевые слова: государственная политика, правовой стимул, государственная поддержка,

< грант, грантодатель, грантополучатель. m

Grants as a form of legal incentives

s Abstract: relevance of the article due to the fact that grants are not up to the end of the study of legal

<5 phenomena, the potential of which in the modern Russian state policy legalincentives underutilized. Purpose

s of the article — on the basis of the background and history of the emergence of the legal phenomenon in

^ the Russian legal system to identify the signs of grant support and features that distinguish it from other

g legalincentives funds. The author concludes that the provision of grant support is mutually beneficial both

a for the state and for the other participants in public relations, an important and effective stimulus in the development of research and development, innovation, the implementation of public associations of certain

m public benefit programs, revitalization of the non-profit organizations, the purpose of which is to solve acute

O social problems. Based on the results of the research proposed to the author's definition of grants, as well

<C as substantiates the conclusion that the grants should be made on a competitive basis, and on the potential

c grantee shall have the duty to prove that it is, among other contenders, he successfully cope with the problem,

116

the solution of which is allocated matching grants.

Keywords: government policy, legal incentives, state support grant, grantor, grantee.

Государственная поддержка может проявляться в различных фор-о мах, не только путем предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим ^ субъектам (преференций). К числу таких форм относится и грантовая поддержка. п Термин «грант» (от англ. grant) в буквальном переводе означает «акт дарения», «официальное предоставление» [1].

В правовой системе Великобритании под «грантом» понимается: — возникновение или передача права собственности на имущество на основании письменного акта (например, пожалованное в пользование имущество, дарованное имущество);

— завещательное предоставление, т. е. предоставленные судом полномочия определенным физическим лицам или фондам по управлению наследственным имуществом умершего гражданина;

— распределение законодательной или королевской властью денежных средств, полномочий и т. д. для достижения определенных целей [2].

В российском праве данное понятие появилось в начале 90-х гг. ХХ в., когда в государстве начали происходить серьезные политические, экономические и социальные преобразования, повлекшие, в свою очередь, изменения и в его правовой системе.

Предпосылкой для правового регулирования грантовой поддержки явилось применение международными и иностранными организациями гран-товых форм финансирования образования, науки, культуры, направление денежных средств на социальные и иные благотворительные цели. Учитывая, что такие поступления имели безвозмездный характер и предназначались для использования в общественно полезных целях, возникала необходимость их льготного налогообложения на территории Российской Федерации.

Тогда понятие «грант» появилось в совместном письме Госналогслужбы и р Минфина России от 11 июня 1993 г. № ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 «О порядке Т налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных -организаций» [3], в котором под грантом понимались целевые средства, | предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными орга- о низациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной М или натуральной форме на проведение научных или других исследований, П опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с после- о

Второй этап правового регулирования грантовой поддержки связан с

а

дующим отчетом об их использовании. §

Таким образом, обусловленное, в первую очередь, необходимостью норма- и

тивного закрепления в целях налогообложения, понятие «грант» приобрело П

собственные признаки — безвозмездность, целевое расходование, обще- а

тх ГО

ственно полезные цели использования. И хотя данное понятие не содержало §

указания на еще один признак — безвозвратность, он подразумевался, исходя -

из правовой природы гранта, определяемого как дар, пожертвование. и

Специфической особенностью первоначального правового регулирования §

грантов являлось то, что в качестве грантодателей могли выступать только § иностранные благотворительные организации.

Другая особенность правового регулирования грантов на первом этапе цу

состояла в том, что на их получателей — юридических лиц возлагалась обязан- -

ность по предоставлению отчета об использовании в налоговый орган по месту

их нахождения. Нецелевое использование денежных средств, представленных §

в качестве грантов, влекло за собой взыскание их в полном объеме в доход ^

федерального бюджета. На физических лиц такая обязанность не возлагалась. о

и

8

принятием Федерального закона от 21 июня 1996 г. № 83-Ф3 «О внесении ^

*

изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном | налоге с физических лиц»» [4], содержащего перечень организаций, гранты которых не включались в совокупный доход физических лиц и не подлежали налогообложению. Тем самым фактически был расширен действующий

круг грантодателей. В их число помимо иностранных благотворительных организаций вошли иные некоммерческие, а также международные организации и организации, внесенные в специальный перечень, утверждаемый Министерством науки и технологий РФ.

Следующий этап правового регулирования в данной сфере был обусловлен принятием в 2000 г. Налогового кодекса РФ, который, сохранив ранее установившиеся отношения по налогообложению грантов, ввел понятие гранта, применяемого для целей налогообложения (гл. 25 Кодекса). Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

— они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской

^ Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащи-^ щенных категорий граждан;

к — они предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использо-ш вании гранта;

— они предоставляются в виде инвестиций и средств, полученных в по-^ рядке и из источников, указанных в данном подпункте. <5 Тем самым Налоговый кодекс РФ расширил круг грантодателей, обозначил цели, на которые выделяются гранты, и формы предоставления грантов (денежные средства или иное указанное в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество), определил, что гранты предоставляются на безвозмездной

к и безвозвратной основах, закрепил обязанность гранторполучателя предо-т ставлять грантодателю отчет о целевом использовании гранта. ш В отличие от других правостимулирующих средств российской правовой с системы, не имеющих правового закрепления, понятие «грант» используется не только в нормах налогового законодательства, но и в некоторых других 118 нормативных актах, относящихся к различным отраслям права. - Так, Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135—Ф3 «О благотворительной деятельности» [5] относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций и понимает под ними благотворительные пожертвования, которые имеют строго целевое на-п значение и предоставляются гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме.

Определение гранта содержится также в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [6], согласно которому грант определяется как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юриди-

с

о

с

о

сч

ческими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

В некоторых нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ [7] гранты рассматриваются в качестве государственных стипендий, предназначенных для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры, искусства, образования и науки.

ПостановлениемПравительства РФ от 12 января 1996 г. № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» [8] установлено, что гранты могут предоставляться в форме возвратных и безвозвратных бюджетных ссуд, налоговых освобождений, поставок оборудования в порядке лизинга, поставок бумажной продукции в порядке товарного кредита и иных формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С принятием 19 мая 1995 г. Федерального закона №№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [9] в российском праве появилось понятие «государственные гранты», под которыми понимается одна из форм государственной поддержки р общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных обще- Т ственно полезных программ общественных объединений по их заявкам. -

Т-1 к

В приведенных правовых нормах мы можем увидеть некоторые рас- к

хождения в понимании гранта, в том числе и в отношении понятия «грант», о

применяемого для целей налогообложения. 1

Как справедливо отмечает А.А. Кумаритова, в российском законодатель- П

стве отсутствует системное представление о правовом институте грантов. Я

Разрозненные несогласованные нормы о грантах, содержащиеся в некоторых §

нормативных правовых актах, отражают только отдельные элементы этого и

правового института и иногда носят взаимоисключающий характер [10, с. 91]. П

В связи с этим представляется справедливым высказывание Д. Милославской о g

том, что в российском законодательстве понятие «грант» приходится «собирать» g

из разных правовых актов, относящихся к различным отраслям права, что не -

позволяет получить полного представления о правовом статусе гранта [11, с. 45]. U

По нашему мнению, данное понятие должно быть единым для всех от- §

раслей права, что позволило бы достичь единообразия как в правовом регу- g лировании мер грантовой поддержки, так и в правоприменительной практике.

В современной действительности в качестве грантодателей выступают госу- цд

дарственные и муниципальные органы, а также юридические и физические лица, -

международные организации, получившие право на предоставление грантов на

территории Российской Федерации в порядке, установленном Правительством §

РФ. Достаточно широким является и перечень целей, на которые предоставляются ^

гранты. Однако, на наш взгляд, это не должно влиять на существо правоотно- о

шений, связанных с предоставлением гранта, и его основные характеристики. §

Учитывая изложенное, предлагаем следующее авторское определение: ^

грант — это безвозмездная и безвозвратная передача на конкурсной основе |t денежных средств или иного имущества от грантодателя грантополучателю на общественно полезные и значимые цели с последующим предоставлением отчета об их использовании.

При этом составляющие, касающиеся круга грантодателей, грантопо-лучателей, определения целей, порядка проведения конкурса (определения условий получения гранта) и предоставления отчета, в рамках различных направлений поддержки могут иметь те или иные особенности.

Следует особо отметить, что в предложенное определение намеренно включено такое положение, как предоставление гранта на конкурсной основе. Предоставлению гранта в любом случае должно предшествовать проведение конкурса, особенно это касается государственных и муниципальных грантов. Причем именно на потенциальном грантополучателе должна лежать обязанность доказать, что он справится с задачей успешнее прочих претендентов.

Представляется, что независимо от того, кто выступает в качестве грантодателя — государственный (муниципальный) орган или иное лицо (международная организация, физическое или юридическое лицо) — гранты выполняют стимулирующую роль, которая заключается в том, что данная мера поддержки направлена на совершение грантополучателями действий в общественно полезных целях. При этом государственные и муниципальные гранты можно отнести к мерам непосредственной государственной поддержки, в данном случае средства выделяются из соответствующих бюджетов. Все остальные гранты следует отнести к мерам опосредованной государственной поддержки, поскольку именно государство в целях выполнения определенных социально значимых задач путем правового регулирования определяет круг грантодателей, цели, на которые могут быть выделены гранты, виды § имущества, которое, помимо денежных средств, может быть предоставлено □Е в виде грантов, а также порядок налогообложения грантополучателей.

Несмотря на то, что предоставление грантовой поддержки является взаимовыгодным как для государства, так и для других участников общественных отношений, правостимулирующий потенциал данного правового института в современном российском праве используется еще недостаточно.

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

° Между тем предоставление мер финансовой поддержки, к каким, безуса словно, относятся гранты — это важный и действенный стимул в развитии m научных исследований и разработок, инновационной деятельности, реали-

оз зации общественными объединениями отдельных общественно полезных <с

программ, активизации деятельности некоммерческих организаций, целью деятельности которых является решение острых социальных проблем.

120 Список литературы:

1. Oxford English Dictionary : second edition / edited by John Simpson and Edmund Werner. — Clarendon Press, 1989.

2. A dictionary of law : fourth edition / edited by E.A. Martin. — New York: Oxford

° University Press, 1997. рэ 3. О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотво-

рительных организаций : письмо Госналогслужбы и Минфина России от 11 июня 1993 г. № ЮУ-4-06/88Н, 04-06-01 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. — 1993. — № 9.

4. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» : федеральный закон РФ от 21 июня 1996 г. № 83—Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 26, ст. 3035.

5. О благотворительной деятельности : федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 33, ст. 3340.

6. О науке и государственной научно-технической политике : федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 35, ст. 4137.

7. О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства : постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1061 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 38, ст. 4431.

8. Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 12 января 1996 № 11 (с изм. от 18 августа 1996 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3, ст. 188.

9. Об общественных объединениях : федеральный закон РФ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 21, ст. 1930.

10. Кумаритова, А.А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве // Журнал российского права. — 2008. — № 7. — С. 88—99.

11. Милославская, Д. Трудности семантической интерпретации юридического

текста // Российская юстиция. — 2000. — № 3. — С. 45—47. р

ю т

References: Ы

1. Oxford English Dictionary : second edition / edited by John Simpson and Edmund а Werner. — Clarendon Press, 1989. *

2. A dictionary of law : fourth edition / edited by E.A. Martin. — New York: Oxford 0 University Press, 1997. s

3. O porjadke nalogooblozhenija grantov, poluchaemyh ot inostrannyh blagotvoritel'nyh ^ organizacij : pis'mo Gosnalogsluzhby i Minfina Rossii ot 11 ijunja 1993 g. № JuU-4-06/88N, о 04-06-01 // Bjulleten' normativnyh aktov ministerstv i vedomstv RF. — 1993. — № 9. §

4. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Rossijskoj Federacii «O podohodnom и naloge s fizicheskih lic» : federal'nyj zakon RF ot 21 ijunja 1996 g. № 83—FZ // Sobr. * zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1996. — № 26, st. 3035. °

5. O blagotvoritel'noj dejatel'nosti : federal'nyj zakon RF ot 11 avgusta 1995 g. № 135— о FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1995. — № 33, st. 3340. X

6. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike : federal'nyj zakon RF ot С 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1996. — № 35, и st. 4137. §

10. Kumaritova, A.A. Gosudarstvennye i municipal'nye granty: vozniknovenie,

121

7. O grantah Prezidenta Rossijskoj Federacii dlja podderzhki tvorcheskih proektov obshhenacional'nogo znachenija v oblasti kul'tury i iskusstva : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 sentjabrja 1996 g. № 1061 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1996. — № 38, st. 4431.

8. Ob uluchshenii informacionnogo obespechenija naselenija Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12 janvarja 1996 № 11 (s izm. ot 18 avgusta 1996 g.) // ta Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1996. — № 3, st. 188. ^

9. Ob obshhestvennyh ob#edinenijah : federal'nyj zakon RF ot 19 maja 1995 g. № 82-

FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 1995. — № 21, st. 1930. §

s

stanovlenie i perspektivy razvitija v rossijskom grazhdanskom prave // Zhurnal rossijskogo о prava. — 2008. — № 7. — S. 88-99. |

11. Miloslavskaja, D. Trudnosti semanticheskoj interpretacii juridicheskogo teksta // Rossijskaja justicija. — 2000. — № 3. — S. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.